Реферат по предмету "Финансовые науки"


Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. Порядок обжалования неправомерных действий налоговых органов

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРАСОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КУРСОВАЯ РАБОТА
дисциплине «Налогии налогообложение»
Тема: «Права, обязанности и ответственностьналогоплательщиков. Порядок обжалования неправомерных действий налоговыхорганов».
Выполнила_________________________________студентка гр. МЭО3-81   М.А. Шульдешова
(подпись, дата)
Проверила________________________________________преподаватель А.П. Левина
(подпись, дата)
Ростов-на-Дону
2002
 
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1.  Права и обязанностиналогоплательщиков……………………………..4
1.1 Понятие налогоплательщиков,плательщиков сборов и взаимозависимых лиц…………………………………………………4
1.2 Состав прав иобязанностей налогоплательщиков и плательщиков сборов…………………………………………………………………..6
1.3 Налоговые агентыи сборщики налогов и сборов как участники налоговых взаимоотношений…………………………………………9
1.4 Представительствов отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах…………………………………………………….10
2.  Ответственность налогоплательщиков занарушение налогового законодательства………………………………………………………….12
2.1 Понятие иосновополагающие принципы налоговой ответственности……………………………………………………….12
2.2  Действия, закоторые налогоплательщик не несёт ответственности……………………………………………………….14
2.3  Виды налоговыхправонарушений и система налоговых санкций..16
2.4  Ответственностькоммерческих банков……………………………..18
3.  Порядок обжалования неправомерныхдействий налоговых органов..20
3.1 Теоретическаябаза для обжалования неправомерных действий налоговых органов…………………………………………………….20
3.2 Судебная практикапо делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия)  налоговыхорганов……………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………..28

Введение
С 1 января 1999 года вступил в действие новый НалоговыйКодекс РФ. Именно с введением данного кодекса, как своеобразной налоговойконституцией, связано перспективное развитие налоговой системы РоссийскойФедерации. По замыслу его авторов, Налоговый Кодекс должен четко определятьправовой статус налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов,кредитных учреждений, то есть всех участников налоговых отношений. Налоговыйкодекс должен четко определить основные положения по определению налогов,налоговых обязательств, обеспечение мер по их выполнению, ведению учетапоступающих финансовых ресурсов, привлечение налогоплательщиков кответственности за налоговые правонарушения и обжалование действий и решенийдолжностных лиц налоговых органов.
Не везде и не в полной мере разработчикам НалоговогоКодекса удалось это сделать. Однако надо указать на то, что многие положенияКодекса сами по себе являются революционными. Например, такие принципы кактолкование неразрешимых противоречий законодательства о налогах в пользуналогоплательщика (ч.7 статьи 3 НК), возложение обязанность доказывания виновностиналогоплательщика в совершении правонарушения на налоговые органы (ч.6 статьи108 НК). Многие положения налогового законодательства, ранее регулировавшихсяна уровне судебной практики или подзаконных актов, также нашли закрепление вКодексе, например дефиниция налога (статья 8 НК), определение момента, скоторого обязанность по уплате налога считается исполненной (статья 45 НК).
Даннаяработа посвящена обзору прав, обязанностей и ответственностиналогоплательщиков. В практическом разделе дается описание судебной практики поделам об обжаловании неправомерных действий налоговых органов.
1. Права иобязанности налогоплательщиков.
1.1 Понятиеналогоплательщиков, плательщиков сборов и взаимозависимых лиц.
Налогоплательщиками и плательщиками сборовпризнаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФвозложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.[1]
Организациями признаются юридические лица, образованные всоответствии с законодательством РФ (российские организации), а такжеиностранные юридические лица, компании и другие корпора­тивные образования,обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии сзаконодательством иностранных госу­дарств, международные организации, ихфилиалы и представитель­ства, созданные на территории Российской Федерации(иностранные организации).[2]
Налогоплательщики — это российские и иностранные органи­зациикак коммерческие (хозяйственные товарищества, общества, производственныекооперативы и т.д.), так и некоммерческие (фон­ды, ассоциации, потребительскиекооперативы и др.). Организа­ции, не обладающие статусом юридического лица, непризнаются плательщиками налогов и (или) сборов (например, профсоюзныеорганизации).
Физическими лицами признаются граждане Российской Федера­ции,иностранные граждане и лица без гражданства.
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособ­ленныеподразделения российских организаций исполняют обязан­ности этихорганизаций по уплате налогов и сборов по месту на­хождения этих филиалов ииных обособленных подразделений.
Обособленное подразделение организации — любое террито­риальнообособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованыстационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организациитаковым производит­ся независимо от того, отражено или не отражено его созданиев учредительных или иных организационно-распорядительных до­кументах организации,и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.[3] При этом рабочее место считается ста­ционарным,если оно создается на срок более месяца.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения призна­ютсяфизические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказыватьвлияние на условия или экономические результаты их деятельности илидеятельности представляемых ими лиц,[4]а именно:
1) одна организация непосредственно и (или)косвенно участву­ет в другой организации, и суммарная доля такого участиясостав­ляет более 20% (доля косвенного участия одной организации в другой черезпоследователь­ность иных организаций определяется в виде произведения долейнепосредствен­ного участия организаций этой последовательности одна в другой);
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицупо должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательствомРФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усы­новителя иусыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основа­ниям,если отношения между этими лицами могут повлиять на ре­зультаты сделок пореализации товаров (работ, услуг).
Результаты сделок между налогоплательщиками — взаимоза­висимымилицами оцениваются с учетом особых норм, установлен­ных в ст. 40 НК РФ«Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения».Совершение сделок между взаимозависимыми лицами имеет значение для определениянало­говых обязательств по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыльпредприятий и организаций, по налогу на добавлен­ную стоимость, а также поналогам, уплачиваемым в связи с пере­мещением товаров через таможенную границуРФ.
1.2 Составправ и обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов).
Налогоплательщики(плательщики сборов) имеют право:
1) получать от налоговых органов по месту учетабесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве оналогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законода­тельства о налогахи сборах, а также о правах и обязанностях на­логоплательщиков, полномочияхналоговых органов и их должно­стных лиц;
2) получать от налоговых органов и другихуполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросамприменения законодательства о налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и впорядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвес­тиционныйналоговый кредит в порядке и на условиях, установ­ленных НК РФ;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен­ныхлибо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношенияхлично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицампояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам про­веденныхналоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой провер­ки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налого­выхорганов, а также налоговые уведомления и требования об уп­лате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблю­дениязаконодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношенииналогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговыхорганов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральнымзаконам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых орга­нови действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюденияналоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещенияв полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налого­вых органовили незаконными действиями (бездействием) их долж­ностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФи другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов)гарантируется административная и судебная защита их прав и законныхинтере­сов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплатель­щиков(плательщиков сборов) определяется НК и иными федераль­ными законами.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующи­миобязанностями должностных лиц налоговых органов. Неиспол­нение или ненадлежащееисполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечетответственность, предусмотрен­ную федеральными законами.
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законноустановленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такаяобязанность предусмотрена НК РФ;
3) вести в установленном порядке учет своихдоходов (расхо­дов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предус­мотреназаконодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­номпорядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать,если такая обязанность предусмотрена зако­нодательством о налогах и сборах, атакже бухгалтерскую отчет­ность в соответствии с Федеральным законом «Обухгалтерском учете»;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам вслучаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплатыналогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об уст­ранениивыявленных нарушений законодательства о налогах и сбо­рах, а также непрепятствовать законной деятельности должност­ных лиц налоговых органов приисполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информа­цию идокументы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранностьданных бух­галтерского учета и других документов, необходимых для исчис­ления иуплаты налогов, а также документов, подтверждающих по­лученные доходы (дляорганизаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодатель­ствомо налогах и сборах.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные пред­приниматели— помимо вышеперечисленных обязанностей обяза­ны письменно сообщать вналоговый орган по месту учета:
-об открытии илизакрытии счетов  в 10-дневный срок;
-обо всех случаях участия в российских и иностранныхорга­низациях  в срок не позднее месяца со дня начала такого участия;
-обо всех обособленных подразделениях, созданных натерри­тории РФ,  в срок не позднее месяца со дня их создания, реорга­низацииили ликвидации;
-об объявлении несостоятельности (банкротстве), оликвида­ции или реорганизации  в срок не позднее 3 дней со дня принятия такогорешения;
-об изменении своего места нахождения или местажительства  в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установлен­ныесборы, а также нести иные обязанности, установленные зако­нодательством оналогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных нанего обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) не­сетответственность в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие на­логии сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несутобязанности, предусмотренные таможен­ным законодательством РФ.
1.3 Налоговыеагенты и сборщики налогов и (или) сборов как участники процесса налогообложения.
Налоговыми агентами признаются лица, накоторых в соответ­ствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержа­ниюу налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)налогов.[5]
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщи­ки,если иное не предусмотрено НК РФ.
Налоговые агенты обязаны:
1)правильно и своевременно исчислять, удерживать изсредств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты(внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать вналоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у на­логоплательщикаи о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удер­жанныхи перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) нало­гов, в том числеперсонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своегоучета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильнос­тьюисчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке,предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных нанего обязанностей налоговый агент несет ответственность в со­ответствиис законодательством РФ.
В случаях, предусмотренных НК РФ, прием отналогоплатель­щиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и(или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственнымиорганами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами идолжностными лицами — сборщиками налогов и (или) сборов.[6]
Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и(или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и при­нятыми всоответствии с ними законодательными актами субъек­тов РФ и нормативнымиправовыми актами представительных ор­ганов местного самоуправления о налогах и(или) сборах.
1.4 Представительствов отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агентымогут участвовать в отношениях, регулируемых законодатель­ством о налогах исборах через законных или уполномоченных представителей, если иное непредусмотрено НК РФ.
Личное участие налогоплательщика (плательщика сборов, на­логовогоагента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, нелишает его права иметь представителя, рав­но как участие представителяне лишает налогоплательщика права на личное участие в указанныхправоотношениях.
Полномочия представителя должны бытьдокументально под­тверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными зако­нами.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица,уполномоченные представлять указанную орга­низацию на основании закона или ееучредительных документов.
Действия (бездействие) законных представителейорганизации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях,регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями(бездействием) этой организации.
Законными представителями налогоплательщика — физическо­го лица признаютсялица, выступающие в качестве его представи­телей в соответствии с гражданскимзаконодательством РФ.
Уполномоченнымпредставителем налогоплательщика признает­ся физическое или юридическое лицо,уполномоченное налогопла­тельщиком представлять его интересы в отношениях сналоговыми органами (таможенными органами, органами государственных
внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регули­руемыхзаконодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителяминалогопла­тельщика должностные лица налоговых органов, таможенных ор­ганов,органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи,следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организа­цииосуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой впорядке, установленном гражданским законодатель­ством РФ. Уполномоченныйпредставитель налогоплательщика — физического лица осуществляет своиполномочия на основании но­тариально удостоверенной доверенности или доверенности,при­равненной к нотариально удостоверенной в соответствии с граж­данскимзаконодательством РФ.
2. Ответственность налогоплательщиковза нарушение налогового законодательства.
2.1 Понятиеналоговой ответственности и основополагающие принципы привлечения кответственности.
Налоговым кодексом России существенно изменены дей­ствовавшиедо его принятия чрезмерно жесткие нормы ответ­ственности за налоговыенарушения. Эти нормы применя­лись в условиях отсутствия ясного и четкогоналогового за­конодательства, предупредительных процедур, нечеткости ирасплывчатости формулирования составов налоговых наруше­ний. Поэтому приподготовке и принятии Налогового кодек­са было принято решение о существенномснижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственнос­ти заналоговые нарушения. В результате в Кодексе установ­лено около 30 видовсоставов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их былофактически толь­ко два. При этом меры ответственности в одних случаях уста­навливаютсяв процентном соотношении к сумме налоговых нарушений, а в других — в четкофиксированной сумме.
Принципиально новым в Налоговом кодексе является и то, чтовпервые в российской налоговой практике дано доста­точно четкое определениепонятия налогового правонаруше­ния. Согласно Кодексу налоговымправонарушениемяв­ляется виновно совершенное противоправное, т. е.в наруше­ние законодательства о налогах и сборах, действие или без­действиеналогоплательщика „за которое Налоговым кодек­сом установлены соответствующиемеры ответственности (ст. 106 НК РФ). [2]
Налоговаяответственность – это применение финансовых санкций засовершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственнымиорганами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.[2]
Основополагающими принципами привлечения к ответственности занарушение налогового законодательства, оп­ределенными в основном налоговомзаконе страны, являются следующие:
— ни один налогоплательщик, будь то юридическоелицо, предприниматель или налогоплательщик — физическое лицо, не может бытьпривлечен к ответственности за со­вершение налогового правонарушения иначе, какпо осно­ваниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом России;
— к налогоплательщику не могут быть повторно применены мерыналоговой ответственности за совершение одного и того же нарушения налоговогозаконодательства;
— ответственность за действия, предусмотренные Налоговымкодексом, совершенные физическим лицом, наступает толь­ко в том случае, еслиони не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовнымзаконодатель­ством Российской Федерации;
— привлечение налогоплательщика — юридическоголица к ответственности за совершение налогового нарушения не может освобождатьего должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) отадминистративной, уго­ловной или иной ответственности, предусмотренной зако­намиРоссийской Федерации;
—  в случае привлечения налогоплательщика к ответственностиза нарушение налогового законодательства, он не освобожда­ется от обязанностиуплаты причитающихся сумм налогов;
— налогоплательщик не может считаться виновным внару­шении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и неустановлена решением суда, вступившим в законную силу;
— на налогоплательщика не может быть возложенаобязан­ность доказывать свою невиновность в совершении нало­говогоправонарушения. Эта обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующихо факте налогового пра­вонарушения и виновности налогоплательщика в его со­вершении,возложена на налоговые органы;
—  все сомнения в виновности налогоплательщика в соверше­нииналогового правонарушения согласно Налоговому ко­дексу России всегда должнытолковаться в пользу налого­плательщика.
Принципиально новым моментом при определении мерыответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательстваявляется установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика,совершившего противо­правное действие или бездействие: умышленноеправонаруше­ние исовершенное по неосторожности.
Умышленнымсчитается такое правонарушение, когда совершившееего лицо осознавало противоправный характер своих действий или бездействия,желало или сознательно до­пускало наступление их вредных последствий.[2]
В то же время признается совершенным по неосторож­ноститакое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавалопротивоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характервозникших вследствие их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.[2]
В зависимости от вины должностных лиц налогоплатель­щика,действия которых привели к нарушению налогового законодательства, определяетсяи вина организации-налого­плательщика.
2.2 Действия,за которые налогоплательщик не несет ответственности.
НК РФ установлены определенные обстоя­тельства, при наличиикоторых налогоплательщик не подле­жит ответственностизанарушение налогового законодатель­ства. Суть этих обстоятельств состоит вследующем:
Во-первых, вину налогоплательщика исключают действия,совершенные должностным лицом вследствие стихийного бед­ствия или другихчрезвычайных и непреодолимых обстоя­тельств.
Во-вторых, не подлежат ответственности те действия нало­гоплательщика,приведшие к нарушению налогового законо­дательства, которые являютсяследствием»выполнения пись­менных разъяснений по вопросам применения налоговогоза­конодательства, данных налоговым органом, или другими уполномоченнымгосударственным органом, или их должнос­тными лицами в пределах их компетенции.
И, наконец, в-третьих, действия, содержащие признакиналогового правонарушения, совершенного налогоплательщи­ком — физическим лицом,находившимся в момент его со­вершения в состоянии, при котором это лицо немогло отда­вать себе отчета в своих действиях или руководить ими вслед­ствиеболезненного состояния, также исключают его вину.
Применение того или иного размера финансовых санкций занарушение налогового законодательства зависит от обстоя­тельств, смягчающих илиже наоборот отягчающих предус­мотренную в законе ответственность за совершениеналогово­го правонарушения.
Обстоятельством, смягчающимответственность засовер­шение налогового правонарушения, является, в частности, со­вершениеправонарушений вследствие стечения тяжелых лич­ных или семейных обстоятельств,а также под влиянием уг­розы или принуждения либо в силу материальной,служебной или иной зависимости.[2]
Обстоятельством, отягчающимответственность,является совершение налогового правонарушения лицом, ранее (т. е. в течение 12месяцев со дня последнего применения санкций) привлекаемым к ответственности зааналогичное правонару­шение.[2]
При наличии у налогоплательщика хотя бы одного из ука­занныхсмягчающих ответственность обстоятельств размер финансового штрафа уменьшаетсяне меньше, чем в два раза по сравнению с тем размером, который установленНалого­вым кодексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафаувеличивается в два раза.
Если налогоплательщик совершил не менее двух налого­выхправонарушений, то налоговые санкции взыскиваются с него за каждое такоеправонарушение в отдельности.
Налоговый кодекс установил и период времени, в течениекоторого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании сналогоплательщика налоговой санкции. Суд примет к рассмотрению заявлениеналогового органа только в том случае, если со дня обнаружения налоговогоправонару­шения и составления соответствующего акта прошло не более шестимесяцев.
2.3 Видыналоговых правонарушений и система налоговых санкций.
Основные виды нарушений налоговогозаконодательства и ответственность налогоплательщиков за их совершение при­веденыв табл. 1.
Таблица 1
Ответственность налогоплательщика за нарушение налоговогозаконодательства№ п/п Виды налоговых правонарушений Налоговая санкция 1 2 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган на срок более 90 дней
Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе
Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет в течении трёх месяцев после установленного срок ( уклонение от постановки на налоговый учет)
Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке
Непредставление в установленный срок налоговому органу по месту учёта налоговой декларации:
— при нарушении срока представления декларации до 180 дней
— при нарушении срока представления декларации более 180 дней
Грубое нарушение учета доходов, расходов и объектов налогообложения (отсутствие первичных документов, регистров бухучёта; систематическое несвоевременное или неправильное отражение в учёте и отчётности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений):
— совершённое в течение одного налогового периода
— совершённое в течение более одного года
— повлекшее занижение дохода
Нарушение правил составления налоговой декларации (несвоевремен-
ное и неправильное отражение доходов и расходов, источников доходов, исчисленной суммы налога)
Неуплата или не полная уплата сумм налогов в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налогов:
— выявленные налоговым органом при выездной проверке
— совершённые умышленно
незаконное воспрепятствование досту-
пу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика
Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Непредоставление в срок налогопла-
тельщиком документов или иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством
5 тыс. рублей
10 тыс. рублей
10% полученных за этот период доходов, но не менее 20 тыс. рублей
20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней
5 тыс. рублей
5% суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации, за каждый месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей
30% суммы налога, подлежащего уплате, и 10% суммы налога за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181 дня
5 тыс. рублей
15 тыс. рублей
10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей
5 тыс. рублей
штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога
штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога
5 тыс. рублей
10 тыс. рублей
50 рублей за каждый непредставленный документ
Источник: В.Г. Пансков Налоги иналогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.2001. –с.154.
Как видно из приведенных в табл. 1 данных, спринятием Налогового кодекса не произошло резкого увеличения числа видовправонарушений, за совершение которых на налогопла­тельщика налагаются штрафныесанкции. Все эти виды нару­шений присутствовали в налоговом законодательстве,действо­вавшем до принятия Налогового кодекса. Другое дело, что за этиправонарушения, причем независимо от того, совершены ли они предумышленно илинеумышленно и имелись ли при этом смягчающие обстоятельства, существовалопрактически два вида наказаний, причем весьма существенных. И любоеправонарушение могло привести к банкротству налогоплатель­щика. Действующая внастоящее время система налоговых сан­кций, применяемых к налогоплательщику,существенно диф­ференцирована и в значительной степени смягчена.
Наибольшая ставка штрафа, которая сегодня применяется, — это40 % суммы неуплаченного налога за умышленное за­нижение налогооблагаемой базыили неправильное исчисле­ние налога. До принятия Налогового кодекса занеправомерное( уменьшение налогов взималась сумма, равная 100 % сум­мысокрытой или заниженной прибыли (100 % суммы налога за сокрытый или неучтенныйобъект налогообложения). Плюс к этому налогоплательщик должен был заплатитьштраф с этой суммы. При повторном же подобном нарушении сумма штрафаувеличивалась вдвое. Таким образом в настоящее время размер налоговой санкцииснизился более чем в 15 раз.
Налоговым кодексом кроме ответственности непосредствен­ноналогоплательщиков установлены также налоговые санк­ции за нарушениезаконодательства и для других участников налоговых отношений.
В частности, заневыполнение налоговым агентом возло­женных на него обязанностей налагаетсяштраф в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.
В случае, если эксперт, переводчик или специалист отка­зываютсяот участия в проведении налоговой проверки, они могут быть наказаны штрафом вразмере 500 рублей. При этом за дачу экспертом заведомо ложного заключенияштраф составляет одну тысячу рублей.
2.4 Ответственностькоммерческих банков.
Особое место в налоговом законодательствеотведено от­ветственности коммерческихбанковзанарушение ими возложенных на них налоговыми законами обязанностей.
В частности, за открытие банком счета налогоплательщику безпредъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органеили при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций посчетам этого лица на коммерческий банк налагается штраф в размере 10 тыс.рублей.
Кроме того, в случае несообщения банком налоговому орга­нусведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальнымпредпринимателем с этого банка взыс­кивается штраф в размере 20 тыс. рублей.
При нарушении банком установленного срока исполненияпоручения налогоплательщика о перечислении налога или сбо­ра с банкавзыскивается пеня в размере одной стопятидесятой ставки рефинансированияЦентрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 % за каждый деньпросрочки.
Если же банк совершил действия, создавшие ситуацию от­сутствияденежных средств на счете налогоплательщика, в от­ношении которого в банкенаходится инкассовое поручение налогового органа, то на банк налагается штраф вразмере 30 %  непоступившей в результате таких действий суммы налогов.
В том случае, если у банка имеется решение налогового органао приостановлении операций по счетам налогоплатель­щика, а банк исполнил егопоручение на перечисление средств с этого счета, с банка взыскивается штраф вразмере 20 % суммы, перечисленной в соответствии с поручениемналогоплательщика, но не более суммы задолженности налогопла­тельщика в бюджет.
Неисполнение банком в установленный срок инкассовогопоручения налогового органа о перечислении со счета налого­плательщика приналичии на нем достаточных денежных средств суммы налога или сбора, а такжепени влечет взыска­ние пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинанси­рованияЦентрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 % за каждый деньпросрочки.
В случае непредставления коммерческим банком по моти­вированномузапросу налогового органа справки по операци­ям и счетам организаций илиграждан, осуществляющих пред­принимательскую деятельность без образованияюридическо­го лица, в установленный Кодексом срок с банка взыскается штраф вразмере 20 тыс. рублей.
Так же, как и с налогоплательщика, взыскание налоговыхсанкций с банков осуществляется только по решению суда.
3. Порядокобжалования неправомерных действий налоговых органов.
3.1 Теоретическаябаза для обжалования неправомерных действий налоговых органов.
Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеетправо обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действияили бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика илиналогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Акты ненормативного характера — это акты, имеющие инди­видуальныйхарактер (относящиеся к конкретным налогоплатель­щикам, налоговым агентам, а нек неопределенному кругу лиц), и содержащие обязательные предписания дляналогоплательщиков, налоговых агентов, влекущие определенные юридические послед­ствия.К таким актам относятся: постановления о взыскании нало­га, акт налоговойпроверки, требование об уплате налога и др.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы впорядке, предусмотренном федеральным законода­тельством.
Акты налоговых органов, действия или бездействие их должно­стныхлиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящемудолжностному лицу) или в суд. Подача жа­лобы в вышестоящий налоговый орган(вышестоящему должност­ному лицу) не исключает права на одновременную илипоследую­щую подачу аналогичной жалобы в суд.
Судебноеобжалование актов (в том числе нормативных) нало­говых органов, действий илибездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателямипроизво­дится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соот­ветствиис арбитражным процессуальным законодательством. Су­дебное обжалование актов (втом числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия ихдолжностных лиц физичес­кими лицами, не являющимися индивидуальнымипредпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общейюрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суднеправомерных действий государственных органов и их долж­ностных лиц.
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие егодолжностного лица подается соответственно в вышестоящий на­логовый орган иливышестоящему должностному лицу этого орга­на.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему долж­ностномулицу) подается в течение 3 месяцев со дня, когда налого­плательщик узнал илидолжен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложеныобосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срокаподачи жало­бы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может бытьвосстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа иливышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему нало­говомуоргану или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган иливышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ееотозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее еелицо права на подачу повтор­ной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговыйорган или тому же должностному лицу. Повторная подача жалобы в выше­стоящийналоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в те же сроки.
Жалоба налогоплательщика рассматриваетсявышестоящим на­логовым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок непозднее месяца со дня ее получения.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органавы­шестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу безудовлетворения;
2) отменить акт налогового органа и назначить дополнитель­нуюпроверку;
3) отменить решение и прекратить производство поделу о на­логовом правонарушении;
4)изменить решение или вынести новое решение. По итогам рассмотрения жалобы надействия или бездействие должностных  лиц  налоговых  органов  вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение посуществу.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобепринимается в течение месяца. О принятом решении в течение 3 дней со дня егопринятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган(вышестоя­щему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжа­луемогоакта или действия, за исключением случаев, предусмот­ренных НК РФ.
Если налоговый орган (должностное лицо),рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемыеакт или действие не соответствуют законодательству РФ, указанный налоговыйорган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых актаили действия. Решение о приостанов­лении исполнения акта (действия) принимаетсяруководителем на­логового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим нало­говыморганом.
Жалобы (исковые заявления) на акты налоговыхорганов, дей­ствия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассмат­риваютсяи разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражнымпроцессуальным законодатель­ством и иными федеральными законами.
3.2 Судебнаяпрактика по делам о возмещении вреда, причиненного в результате действий(бездействия) налоговых органов.
Арбитражными судами был рассмотрен ряд дел,заявляя по которым истцы, заявляя требования о воз­мещении убытков, вобоснование указанных требова­ний ссылались на то, что убытки возникли у них из-занесвоевременного возмещения НДС из бюджета.
По данной категории дел арбитражные суды ука­зывали наотсутствие доказательств наличия у ист­цов убытков в связи с несвоевременнымвозмеще­нием НДС из бюджета и причинно-следственной свя­зи между заявленнымиистцами суммами убытков и бездействием налоговых органов по возврату из бюджетасумм НДС.
Пример 1: 000 «К» обратилось в арбитражный суд с иском о взыс­каниис МНС России убытков, причиненных истцу в резуль­тате несвоевременноговозмещения НДС налоговым ор­ганом.
Решением арбитражного суда вудовлетворении иско­вых требований было отказано.
При этом арбитражный суд указал,что сумма, заяв­ленная истцом в качестве убытков, была уплачена им контрагентув связи с несвоевременным возвратом де­нежных средств по договору займа и неявляется убыт­ками, то есть расходами, которые лицо произвело длявосстановления своего нарушенного права.
Истец представляет собой лицо,осуществляющее предпринимательскую деятельность, которая согласно ст. 2 ГКРФявляется самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной насистематическое получе­ние прибыли от пользования имуществом, продажи то­варов,выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, истец должензаключать хозяйствен­ные договоры с учетом своего финансового положения ивозможности его исполнить.
Обязанность возврата избюджета уплаченного НДС, установленная п.3 ст.7 Закона РФ от 06.12.1991 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», не является договорным условием, врезультате неисполнения которой возникли убытки.
 С учетом изложенного,арбитражный суд пришел к выводу, что между затратами истца о договору займа,которые были произведены истцом, и бездействием налогового органа по возвратуНДС причинно-следственной связи не имеется и заявленная истцом сумма неявляется убытками истца, возникшими по вине налогового органа.[5]
Необходимо также обратить внимание на доста­точнораспространенную ситуацию, когда юридическими лицами и предпринимателями безобразования юридического лица в числе требований о возмеще­нии убытков,причиненных неправомерным взыска­нием сумм налогов и налоговых санкций в бюджетв результате действий налоговых органов, органов на­логовой полиции, а такжедолжностных лиц указан­ных органов, предъявляются требования о начисле­ниипроцентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, взысканныеналоговыми орга­нами и органами налоговой полиции (ст. 395 ГК РФ).
Незаконность удовлетворения подобных требова­нийразъяснена в п.2 постановления Пленума Вер­ховного Суда Российской Федерации иПленума ВАС РФ ОТ01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, свя­занных сприменением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», гдеуказано, что поскольку гражданское законодательство может быть применено куказанным правонарушениям, если только это предусмотрено законодательством (ст.2 ГК РФ), а ни гражданским, ни налоговым, ни иным административнымзаконодательством не предусмот­рено начисление процентов за пользование чужимиденежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических ифизических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми органами,то при удовлетворении требований на­званных лиц о возврате из соответствующегобюд­жета этих сумм не подлежат применению нормы (ст. 395 ГК РФ), регулирующиеответственность за не­исполнение денежного обязательства.
Пример 2: ТОО «О»обратилось в арбитражный суд с иском к Ин­спекции МНС России и МНС России овзыскании убытков.
В обоснование своего требования истец указал, чтонеправомерное списание с его расчетного счета денежных средств повлекловозникновение у него убытков. Ос­нованием для списания в бесспорном порядкеденежных средств послужил акт документальной проверки и при­нятое на основанииего решение, которым с истца была взыскана недоимка по налогу на прибыль и НДС,специ­альному налогу и т.д., соответствующие пени и штрафы. Данное решениеистцом не оспаривалось.
Решением арбитражного суда виске ТОО было отка­зано.
Постановлением апелляционнойинстанции  арбитражного суда решение оставлено без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции указална то, что оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежнымисредствами на основании с ст. 395 ГК РФ не имеется, поскольку ни налоговым, нигражданским законодательством не предусмотрено на­числение процентов запользование чужими денежными средствами на суммы, взысканные налоговымиорганами    
с юридических или физических лиц в виде санкций. Суд апелляционной инстанции,исследовав вышеуказанный акт и решение налогового органа, решил, что истец   не доказал вину налогового органа, наличие причинно-след­ственной связи междунеправомерными действиями (бездействием) со стороны налогового органа ипричиненными убытками, а также размер понесенных убытков.[5]             
В настоящее время достаточно часто физические и юридические лицаобращаются в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с исками о возмещениипроизведенных ими расходов на оплату услуг адвокатов, определяя данные расходыкак убытки, причиненные в результате действий налоговых органов (органовналоговой полиции).                                          
     Сложившаяся практика рассмотрения судами данной категории дел показывает,что при принятии решений суды исходят из того, что расходы, произведенныеналогоплательщиками по оплате квалифицированной юридической помощи приразрешении   споров с налоговым и органами не являются убытками, аследовательно, возмещению не подлежат.
Указанная точка зрения нашла свое отражение впрактике рассмотрения споров ВАС РФ.
Пример 3: Арбитражным судомбыло рассмотрено дело по иску индивидуального предпринимателя Т. о возмещенииубытков, вызванных привлечением для участия в судеб­ных заседаниях работниковюридической фирмы.
Арбитражный суд, отказывая истцу в удовлетворе­нии исковыхтребований, указал, что оплата оказанных юридической фирмой услуг относится кнормальной хо­зяйственной деятельности истца, а поэтому понесенные истцомрасходы, связанные с исполнением договоров на оказание юридических услуг, вконтексте ст. 15 ГК РФ  могут считаться убытками.[5]
Таким образом, расходы, понесенные организаци­ей(индивидуальным предпринимателем) на оплату услуг адвокатов по договорам, неотносятся к обще­гражданским убыткам, подлежащим возмещению на основании ст. 15ГК РФ, согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьеправо нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановлениянарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), атакже неполученные доходы, которые это лицо по­лучило бы при обычных условияхгражданского обо рота, если бы его право не было нарушено (упущен­ная выгода).
Согласно абзацу первому п. 2 ст. 1 ГК РФ юриди­ческие лицаприобретают и осуществляют свои граж­данские права своей волей и в своеминтересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основедоговора и в определении любых не проти­воречащих законодательству условийдоговора.
В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 2 ГК РФпредпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой рискдеятельность, направ­ленная на систематическое получение прибыли от пользованияимуществом, продажи товаров, выпол­нения работ или оказания услуг лицами,зарегист­рированными в этом качестве в установленном за­коном порядке.
Таким образом, заключение организацией (инди­видуальнымпредпринимателем) договоров на пред­ставительство интересов в суде являетсявыражени­ем его свободного волеизъявления, оплата услуг ад­воката входит внормальный хозяйственный риск предпринимательской деятельности, равно как оп­ределениестоимости данных услуг.
Кроме того, в соответствии с абзацем шестым под­пункта«и» п. 2 Положения о составе затрат органи­зация вправе включить затраты пооплате юридичес­ких услуг, оказанных адвокатами, в себестоимость продукции(работ, услуг), если в штате данной орга­низации отсутствовала должность юриста(юриди­ческий отдел).
Поскольку вопрос о возмещении убытков должен бытьразрешен в зависимости от правовой оценки действий (бездействия) налоговыхорганов и орга­нов налоговой полиции, в результате которых нало­гоплательщикубыли причинены убытки, следующим подлежащим доказыванию при рассмотрении в судедела о возмещении убытков обстоятельством (эле­ментом доказывания) являетсянеправомерность действий указанных органов.
Наравне с вышеперечисленными элементами, подлежащими доказываниюпо данной категории дел, имеется такой элемент, как причинно-следствен­наясвязь между причиненными налогоплательщику убытками и неправомерными действиями(бездей­ствием) налоговых органов или органов налоговой полиции, а такжедолжностных лиц указанных орга­нов. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от30.07.1996 № 5059/94 среди иных оснований к от­мене судебных актов по делу инаправлению дела на новое рассмотрение указал на отсутствие исследо­ваниянадлежащим образом вопроса о наличии при­чинной связи между действияминалоговой инспек­ции и возникновением убытков.
В связи с изложенным, при заявлении требований о возмеще­нииубытков, причиненных действиями (бездействи­ем) налоговых органов, должностныхлиц указанных органов, необходимо привлекать в качестве ответ­чика МинфинРоссии.
Заключение
         Анализ правовой основырегулирования налоговых отношений позволяет сделать вывод, что данные отношениярегулируются большим количеством нормативных актов  различного уровня, зачастуюне согласованных между собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления иуплаты налогов, прав, ответственности и обязанностей субъектов налоговогоправа, таки и не относящихся к налоговому законодательству вопросов.Кодифицированного  документа,  содержащего  воедино  все  нормы, касающиесяданных правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, такназываемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговойответственности, например, некоторые составы правонарушений российскимзаконодательством не предусматриваются, что даёт возможность недобросовестнымучастникам налоговых правоотношений уходить от налогообложения.
Привлечение налогоплательщика к налоговой ответственностизатрагивает основные права и свобода граждан, предпринимателей, организаций.Оно касается таких важных институтов как право заниматься предпринимательскойдеятельностью, право собственности. Сам факт привлечения налогоплательщика кответственности касается доброго имени и деловой репутации налогоплательщика.Не вызывает сомнений, что от того, как закреплена данная процедура в законенапрямую зависит и соблюдение этих прав. А налоговое законодательство ещё нетак совершенно как хотелось бы.
Но не всё так мрачно,следует помнить, что налоговое право ещё сравнительно молодо и сейчас ононаходится в процессе активного развития, многие проблемы, горячо обсуждаемые внастоящий момент через какое-то время будут разрешены, некоторые пробелы взаконодательстве будут восполнены, на смену большого количества разрозненныхправовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере налогов, придётокончательный вариант Налогового кодекса.
Список использованной литературы
1. Перов А.В.,Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2002.
2. Пансков В.Г.Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – М.: Международный центрфинансово-экономического развития, 2001.
3. Налоговый кодексРоссийской Федерации. Часть первая. Официальный текст по состоянию на 15августа 1999 г.- М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999.
4. Короткова Л.А.,Ковалевская Д.Е. Обжалование актов, действий (бездействия) налоговых органов иих должностных лиц. Налоговый вестник, №6 2001г. – с.188.
5. Короткова Л.А.,Ковалевская Д.Е. Судебная практика: некоторые аспекты возмещения вреда,причиненного в результате действий (бездействия) налоговых органов и органовналоговой полиции. Налоговый вестник, №8 – с.189, №9 – с.176.
6. Дмитриева Н.Г.Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.