Реферат по предмету "Финансовые науки"


Принципы приватизации имущества государственных предприятий в Украине

1.ВВЕДЕНИЕ
2.ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
2.1  Содержание науки
2.2  Методология науки
2.3 Основные категории
3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВАГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ
3.1  Понятие приватизации
3.2  Принципы приватизации
3.3  Законодательство Украины о приватизации
3.4  Субъекты приватизации
3.5  Споры, возникающие в процессе приватизации
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА
 В В Е Д Е Н И Е
В отличие от другихсоциальных идей и политических ориентаций де­мократическое правовое государствопри верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданинапрактически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины.Решение этой задачи связа­но не только с созданием современногозаконодательства, обеспечением законности деятельности государства и егоорганов, муниципальной сис­темы и общественных формирований, надежной, быстройи справедливой юс­тиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшегоопасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела вовсех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формиро­ваниевысокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условиемразвития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечениегосударством — единственной на территории страны политической организации,осуществляющей суверенитет, источник которого — народ Украины. Но государство иправо имеют не только инс­трументальное значение и " самостоятельнуюценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средствообеспечить человеку соот­ветствующие свободы". К этой цели общество придеттолько через повыше­ние ответственности, возложенной " на институтыгосударственной влас­ти", решительные действия по экономическому,политическому и социаль­ному реформированию, созданию качественной "правовой базы для таких действий".
Это потребуетвысокопрофессионального состава юристов и достаточ­ной правовой грамотностигосударственных служащих и других лиц, заня­тых юридической деятельностью.Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастаетв период революционных преоб­разований, социальной конструкции общества, егоновых экономических и политических ориентаций.
Профессионализмюриста заключается в его знании и умении ориенти­роваться в различных отрасляхправа. Финансовое право занимает веду­щее место среди остальных отраслейправа, так как в повседневной жизни между физическими и юридическими лицамивозникают постоянно товар­но-денежные отношения и любой юрист обязан знать какпо закону разре­шать споры возникающие при этих отношениях.
Предложенная ниже тема — ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯФИНАНСОВОГО ПРАВА более интересна в связи с переходам нашего общества отсоциалистичес­ких к капиталистическим отношениям и как следствие этогоинтересна глубокая правовая реформа вокруг финансово-правовых отношениях.
2. ПРЕДМЕТ  И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
В настоящее времяпри переходе к рыночным отношениям происходит формирование новой финансовойсистемы, следовательно новой науки финан­сового права. Финансовое правовыступает как категория в двух ипоста­сиях. Как отрасль права и как отрасльправовой науки. Под финансовым правом понимается совокупность правовых норм, которые определяют пове­дение субъектов в области управления государственнымифинансами. Так нормы финансового права указывают какие в государстве взымаютсянало­ги, кто их платит, какие органы взымают и осуществляют контроль за сво­евременнымпредставлением налоговых отчетов и деклараций. Под финансо­вым правом следуетпонимать тот правовой порядок создающийся в резуль­тате реализациифинансово-правовых норм. Так сотрудник налоговой инс­пекции проверяющийдостоверность данных об источниках денежных средств в декларации предпринимателяосуществляет свою деятельность не произ­вольно, а на основании действующегозаконодательства.Нормы обязывают и дают право осуществлять в необходимыхслучаях проверки налогоплатель­щиков. Вместе с тем нормы финансового праваобязывают налогоплательщи­ков честно и своевременно уплачивать налогигосударству. Таким образом нормы финансового права определяют поведениесубъектов. Но если право определяет и приказывает, то наука доказывает. Наукафинансового права анализирует финансово-правовые нормы, классифицирует исистематизирует их. Наука финансового права не регулирует общественныеотношения в об­ласти управления государственными финансами и не определяетповедение субъектов. Она изучает основные финансово-правовые категории и нормы,способствует их разработке совершенствует финансовое законодательство путемразработки рекомендаций. Наука материализуется в статьях, моног­рафическихучебниках по финансовому праву. Таким образом, финансовое право — это системаюридических норм устанавливающая определенный по­рядок в государстве, а наукафинансового права — это система знаний в области финансового права. Нормыфинансового права появились давно. Они встречаются в законах Хамураппи, "Русской правде", Великой Хартии вольностей ( В 1215 г. следующим образомсформулировали одну из фундо­ментальных норм: ни деньги, ни пособия не должнывзыматься иначе как по общему совету королевства). А наука финансового прававозникла сравнительно не давно, в середине 19 в. К этому времени завершаетсястановление буржуазного общества и происходит огромное поступление числафинансово- правовых норм. Наука финансового права складывается из числапостоянных элементов.
Предметнауки:  Наука  финансового права часть юридической науки.
Предметом ее является система знаний офинансовом праве и управлении государственными финансами. Предмет наукивоплощается в форме финансо­во-правовых категорий. Наука финансового правахарактеризуется тем, что ее содержание образует система таких категорий как:государствен­ные финансы, финансовая деятельность государства, финансовые акты,фи­нансово- правовые нормы и др. В этих понятиях выражено главное, что ха-
рактеризует финансово- правовую деятельность.
Эти знания воплощаются в формеисследований о финансово- правовых нормах и их институтах: бюджетном, налоговомправе.
Эти знанияклассифицируются систематически и обобщаются.На базе таких исследованийразрабатываются теоретические проблемы необходимые для правильного применениянорм финансового права для практической де­ятельности. Наука финансового праваизучает финансовое право, обосно­вывает его как самостоятельную отрасль права вюриспруденции причем в тесной связи с жизнью.Обобщает опыт развития финансовоеправо в циви­лизованных странах, анализируя финансово- правовые модели, которыеможно заимствовать и использовать с нашей стране. Таким образом наукафинансовое право изучает практику применения финансовых законов путем анализа мсинтеза.Выделят 3 функции выполненные наукой финансового права по отношению кдействующему законодательству.
1. Аналитическая (коментирование, классификацияфинансово-правовых норм, приведение их в стройную и понятную систему).
2. Критическая ( выявление дефектов и недочетов вдействующем фи­нансовом законодательстве, фиксация несоответствий правовойнормы тре­бованиям жизни).
3. Конструктивная(способствует образованию новых финансовых норм.Используются в процессенормотворческой деятельности государства).
Таким образом наукафинансового права представляет собой систему специфических знаний, которыегруппируются вокруг понятий: бюджет, го­сударственные финансы, налоговаясистема, банковская система и некото­рые другие.
Наука финансовогоправа имеет свои особенности состоящие в сле­дующем: она является общей наукой,предмет которой составляет социаль­ные категории. Этой особенностью, наукафинансового права отличается как от естественных, так и от юридических наук.Во-вторых наука фи­нансового права является юридической наукой, изучающей такиефинансо­во-правовые категории и явления, которые представляют собой соединениеправовой и экономической материи. Так денежные средства являются и продуктомэкономического закона стоимости и творением государственной власти, т.е. наукафинансового права не может обходиться без экономи­ческих понятий составляющихобязательный фундамент финансово — право­вых явлений. В- третьих, наукафинансового права призвана не только
объяснять финансово-правовые нормы,  но и служить базой  для  решения
практических вопросов финансовых органов.
Наука финансовогоправа возникла в середине 19 века отпочковав­шись от науки государственного иадминистративного права. Вместе с тем она находится в тесной связи сполитэкономией и финансовой наукой. Впервые разработку науки финансового праваначал английский политэко­ном Адам Смит, обосновавший пропорцию налога. Этоявляется главным толчком развития данной науки.
Содержание науки финансового правасоставляет 4 комплексные проб­лемы:
1. Общетеоретическиепроблемы, на базе которых возможно понимание и функционирование всех других(государственные финансы; финансовая деятельность государства);
2. Специальныепроблемы относят к бюджетному праву ( бюджетное устройство, бюджетный процесс,налоговое право;) причем проблемы бюд­жетного права выводят в науке финансовогоправа на первый план в связи с политической ролью бюджета в жизни государства иобщества, его место финансовой системе государства;
3. Те проблемы,которые относятся к банковскому праву в этой час­ти изучают вопросыэмиссионного права, валютного законодательства, вопросы связанные с освещениемроли Национального банка, как централь­ного банка Страны, т.е. кассовогокредитного и расчетного органа стра­ны;
4. Проблемы сберегательного дела.
Предмет и содержаниенауки финансового права тесно связаны с ее методом познания. Если предмет наукиговорит о том какой объект следу­ет изучать, а содержание означает системупроблем состоящую из объек­тивного познания, то метод свидетельствует о том спомощью каких прие­мов и способов необходимо изучать данный объект. Метод
Марксистская методологияспособствовала изгнанию науки финансово­го права как буржуазной дисциплины. Внастоящее время эта наука изуча­ется на всех факультетах высшых учебныхзаведений страны. Наука фи­нансового права находится на стыке административной,государственной, финансовой науки и политэкономии. Это предопределяетиспользование оп­ределенного набора методов. Наиболее важный — формальнодогматический (dogma-греч., мнение, умение). Этот метод включает такие приемы какопи­сание, анализ финансово-правовых норм, их объяснение, толкование,классификацию. В данном методе осуществляется юридическая обработка правовогоматериала. С помощью данного метода нормы финансового права изучаются в трехаспектах:
1. Какойона является в законе.
2. Применима ли она в таком виде в жизненной ситуации.
3. Какой должна быть в идеале.
Данный методнеобходим для того, чтоб наука финансового права могла снабдить финансовуюпрактику точными рекомендациями.
Второй методзаключается в том, что наука финансового права при анализе финансово — правовыхявлений широко использует явления и выво­ды используемые другими науками.
Третий методсравнительно простого исследования. Это способ исс­ледования двух или болеефинансовых институтов. Такое сопоставление очень важно как с практической, таки с теоретической точки зрения, т.к. помогает совершенствованию правовых норм.
Четвертый методконкретно социологического исследования. Включает наблюдение деятельностифинансовых органов, налоговых инспекций, бан­ковских органов, анкетирование.
Пятый метод — статистическая обработка фактического материала. Позволяет изучить различныеявления, найти определенные закономерности и сделать соответствующие выводы.Данный метод складывается:
1. Наблюдения и сборфактов, сводной обработки статистических данных и их анализ.
2. Рекомендации для законодателей.
Шестой метод — сравнительно-исторический метод исследования. Предполагает исторический подходк анализу и оценке.
Каждая наука имеетсвою систему категорий в которых отображены наиболее общие и существенныезнания науки. Финансово — правовая наука имеет такие особенности по сравнению сдругими науками, что ее катего­рии находят свое отражение в законе, т.е.закрепляются законодательно.
К основным категориям относится такие как государственно-денежныесредства, бюджет, государственные доходы и расходы.

3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХПРЕДПРИЯТИЙ
4 марта 1992 годаВерховным Советом Украины был принят Закон Ук­раины «О приватизацииимущества государственных предприятий», который был введен в действие 15марта 1992 года.(1)
Настоящий законрегулирует правовые, экономические и организацион­ные основы приватизациипредприятий общегосударственной, республиканс­кой (Республики Крым) икоммунальной собственности в целях создания многоукладной социальноориентированной рыночной экономики Украины.
3.1 Приватизация имуществагосударственных предприятий Украины ( в дальнейшем — приватизация) — этоотчуждение имущества, находящегося в общегосударственной, республиканской(Республики Крым) и коммунальной собственности, в пользу физических инегосударственных юридических лиц.
3.2 Приватизация осуществляется на основе следующихпринципов:
— законности;
— предоставления льгот на приобретениегосударственного имущества членами трудовых коллективов приватизируемыхпредприятий;
— обеспечениясоциальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессеприватизации;
— приоритетного предоставления гражданамУкраины прав на приобре­тение государственного имущества;
— безвозмезднойпередачи доли государственного имущества каждому гражданину украины;
— приватизациягосударственного имущества на платной основе с применением приватизационныхбумаг;
— соблюдением антимонопольного законодательства;
— полного, своевременного и достоверного информирования граждан о всех действияхпо приватизации;
— приоритетного праватрудовых коллективов на выбор формы собс­твенности и приобретения имуществасвоих предприятий.
3.3 Законодательство Украины оприватизации состоит из настоящего Закона, указов президента Украины, другогозаконодательства, регулирующе-
_________________________
1.О приватизации имущества государственныхпредприятий: Закон Ук­раины от 4 марта 1992 г.//Ведомости Верховной РадыУкраины.- 1992. N24.- Ст.348.
го осуществление приватизации.
Действие настоящего закона нераспространяется на: — приватиза­цию объектов государственного земельного ижилого фон-
дов, а также объектов социально-культурногоназначения, за исключением принадлежащих приватизируемым предприятиям;
— изменениеорганизационно-правовых форм собственности колхо­зов, предприятийпотребительской кооперации.
Приватизация долей(акций, паев), находящихся в государственной собственности, в имуществе совместныхпредприятий с иностранными инвес-
тициямипроизводится  в соответствии с гражданским законодательством и
уставными документами совместных предприятий.
3.4 Субъектами приватизации являются:
— государственные органы приватизации;
— покупатели;
— продавцы;
— представители и посредники.
3.5 Споры возникающие в процессе приватизации,разрешаются судом или арбитражным судом в установленном порядке в соответствиис их ком­петенцией.
4.  З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Конечно, в объеме 1-йконтрольной работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему какПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРА­ВА, однако фундаментальные понятия и базовыеположения в указанной ра­боте приведены. Несмотря на то, что правотворческийподход к финансовым отношениям по-российскому и по-украинскому законодательствунесколько
отличаются друг от друга, но эти отличия не стольсущественные и к тому
же по ряду объективных и субъективныхпричин российская правотворчес­кая мысль немного опережает украинскую, что даетнашим законодателям использовать положительный опыт накопленный российскимиюристами после принятия тех или иных нормативных актов, и избегатьошибок, обязательно встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России, но и других разви­тыхгосударств, учитывая национальные и исторические особенности нашего народаУкраина станет демократическим и правовым государством.
5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Гражданскоеправо.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого, А.П. Сергеева.- М.: ИздательствоТЕИС,1996. — 292-300с.
2.Гражданский кодексУкраинской ССР: Нучн.-практ.коммент. Пер. с укр./И.Г.Агапов, М.И.Бару, И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат Украи­ны,1981.- 639 с.
3.Конституция (Основной Закон) Украины — Принятая Верховным Сове­том Украины 28.06.1996г.
4.О приватизации имущества государственныхпредприятий: Закон Ук­раины от 4 марта 1992 г.//Ведомости Верховной РадыУкраины.- 1992. N24.- Ст.348.
5.Политологический словарь. — К.: ИнноЦентр. — 1991.
6.Советское финансовое право: Учебник.-М.:Юрид.лит.,1987.-464 с.
7.Юридический энциклопедический словарь. — М.: СЭ. — 1984.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.