1.ВВЕДЕНИЕ
2.ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
2.1 Содержание науки
2.2 Методология науки
2.3 Основные категории
3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВАГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ
3.1 Понятие приватизации
3.2 Принципы приватизации
3.3 Законодательство Украины о приватизации
3.4 Субъекты приватизации
3.5 Споры, возникающие в процессе приватизации
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА
В В Е Д Е Н И Е
В отличие от другихсоциальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государствопри верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданинапрактически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины.Решение этой задачи связано не только с созданием современногозаконодательства, обеспечением законности деятельности государства и егоорганов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстройи справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшегоопасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела вовсех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формированиевысокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условиемразвития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечениегосударством — единственной на территории страны политической организации,осуществляющей суверенитет, источник которого — народ Украины. Но государство иправо имеют не только инструментальное значение и " самостоятельнуюценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средствообеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество придеттолько через повышение ответственности, возложенной " на институтыгосударственной власти", решительные действия по экономическому,политическому и социальному реформированию, созданию качественной "правовой базы для таких действий".
Это потребуетвысокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотностигосударственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью.Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастаетв период революционных преобразований, социальной конструкции общества, егоновых экономических и политических ориентаций.
Профессионализмюриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отрасляхправа. Финансовое право занимает ведущее место среди остальных отраслейправа, так как в повседневной жизни между физическими и юридическими лицамивозникают постоянно товарно-денежные отношения и любой юрист обязан знать какпо закону разрешать споры возникающие при этих отношениях.
Предложенная ниже тема — ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯФИНАНСОВОГО ПРАВА более интересна в связи с переходам нашего общества отсоциалистических к капиталистическим отношениям и как следствие этогоинтересна глубокая правовая реформа вокруг финансово-правовых отношениях.
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
В настоящее времяпри переходе к рыночным отношениям происходит формирование новой финансовойсистемы, следовательно новой науки финансового права. Финансовое правовыступает как категория в двух ипостасиях. Как отрасль права и как отрасльправовой науки. Под финансовым правом понимается совокупность правовых норм, которые определяют поведение субъектов в области управления государственнымифинансами. Так нормы финансового права указывают какие в государстве взымаютсяналоги, кто их платит, какие органы взымают и осуществляют контроль за своевременнымпредставлением налоговых отчетов и деклараций. Под финансовым правом следуетпонимать тот правовой порядок создающийся в результате реализациифинансово-правовых норм. Так сотрудник налоговой инспекции проверяющийдостоверность данных об источниках денежных средств в декларации предпринимателяосуществляет свою деятельность не произвольно, а на основании действующегозаконодательства.Нормы обязывают и дают право осуществлять в необходимыхслучаях проверки налогоплательщиков. Вместе с тем нормы финансового праваобязывают налогоплательщиков честно и своевременно уплачивать налогигосударству. Таким образом нормы финансового права определяют поведениесубъектов. Но если право определяет и приказывает, то наука доказывает. Наукафинансового права анализирует финансово-правовые нормы, классифицирует исистематизирует их. Наука финансового права не регулирует общественныеотношения в области управления государственными финансами и не определяетповедение субъектов. Она изучает основные финансово-правовые категории и нормы,способствует их разработке совершенствует финансовое законодательство путемразработки рекомендаций. Наука материализуется в статьях, монографическихучебниках по финансовому праву. Таким образом, финансовое право — это системаюридических норм устанавливающая определенный порядок в государстве, а наукафинансового права — это система знаний в области финансового права. Нормыфинансового права появились давно. Они встречаются в законах Хамураппи, "Русской правде", Великой Хартии вольностей ( В 1215 г. следующим образомсформулировали одну из фундоментальных норм: ни деньги, ни пособия не должнывзыматься иначе как по общему совету королевства). А наука финансового прававозникла сравнительно не давно, в середине 19 в. К этому времени завершаетсястановление буржуазного общества и происходит огромное поступление числафинансово- правовых норм. Наука финансового права складывается из числапостоянных элементов.
Предметнауки: Наука финансового права часть юридической науки.
Предметом ее является система знаний офинансовом праве и управлении государственными финансами. Предмет наукивоплощается в форме финансово-правовых категорий. Наука финансового правахарактеризуется тем, что ее содержание образует система таких категорий как:государственные финансы, финансовая деятельность государства, финансовые акты,финансово- правовые нормы и др. В этих понятиях выражено главное, что ха-
рактеризует финансово- правовую деятельность.
Эти знания воплощаются в формеисследований о финансово- правовых нормах и их институтах: бюджетном, налоговомправе.
Эти знанияклассифицируются систематически и обобщаются.На базе таких исследованийразрабатываются теоретические проблемы необходимые для правильного применениянорм финансового права для практической деятельности. Наука финансового праваизучает финансовое право, обосновывает его как самостоятельную отрасль права вюриспруденции причем в тесной связи с жизнью.Обобщает опыт развития финансовоеправо в цивилизованных странах, анализируя финансово- правовые модели, которыеможно заимствовать и использовать с нашей стране. Таким образом наукафинансовое право изучает практику применения финансовых законов путем анализа мсинтеза.Выделят 3 функции выполненные наукой финансового права по отношению кдействующему законодательству.
1. Аналитическая (коментирование, классификацияфинансово-правовых норм, приведение их в стройную и понятную систему).
2. Критическая ( выявление дефектов и недочетов вдействующем финансовом законодательстве, фиксация несоответствий правовойнормы требованиям жизни).
3. Конструктивная(способствует образованию новых финансовых норм.Используются в процессенормотворческой деятельности государства).
Таким образом наукафинансового права представляет собой систему специфических знаний, которыегруппируются вокруг понятий: бюджет, государственные финансы, налоговаясистема, банковская система и некоторые другие.
Наука финансовогоправа имеет свои особенности состоящие в следующем: она является общей наукой,предмет которой составляет социальные категории. Этой особенностью, наукафинансового права отличается как от естественных, так и от юридических наук.Во-вторых наука финансового права является юридической наукой, изучающей такиефинансово-правовые категории и явления, которые представляют собой соединениеправовой и экономической материи. Так денежные средства являются и продуктомэкономического закона стоимости и творением государственной власти, т.е. наукафинансового права не может обходиться без экономических понятий составляющихобязательный фундамент финансово — правовых явлений. В- третьих, наукафинансового права призвана не только
объяснять финансово-правовые нормы, но и служить базой для решения
практических вопросов финансовых органов.
Наука финансовогоправа возникла в середине 19 века отпочковавшись от науки государственного иадминистративного права. Вместе с тем она находится в тесной связи сполитэкономией и финансовой наукой. Впервые разработку науки финансового праваначал английский политэконом Адам Смит, обосновавший пропорцию налога. Этоявляется главным толчком развития данной науки.
Содержание науки финансового правасоставляет 4 комплексные проблемы:
1. Общетеоретическиепроблемы, на базе которых возможно понимание и функционирование всех других(государственные финансы; финансовая деятельность государства);
2. Специальныепроблемы относят к бюджетному праву ( бюджетное устройство, бюджетный процесс,налоговое право;) причем проблемы бюджетного права выводят в науке финансовогоправа на первый план в связи с политической ролью бюджета в жизни государства иобщества, его место финансовой системе государства;
3. Те проблемы,которые относятся к банковскому праву в этой части изучают вопросыэмиссионного права, валютного законодательства, вопросы связанные с освещениемроли Национального банка, как центрального банка Страны, т.е. кассовогокредитного и расчетного органа страны;
4. Проблемы сберегательного дела.
Предмет и содержаниенауки финансового права тесно связаны с ее методом познания. Если предмет наукиговорит о том какой объект следует изучать, а содержание означает системупроблем состоящую из объективного познания, то метод свидетельствует о том спомощью каких приемов и способов необходимо изучать данный объект. Метод
Марксистская методологияспособствовала изгнанию науки финансового права как буржуазной дисциплины. Внастоящее время эта наука изучается на всех факультетах высшых учебныхзаведений страны. Наука финансового права находится на стыке административной,государственной, финансовой науки и политэкономии. Это предопределяетиспользование определенного набора методов. Наиболее важный — формальнодогматический (dogma-греч., мнение, умение). Этот метод включает такие приемы какописание, анализ финансово-правовых норм, их объяснение, толкование,классификацию. В данном методе осуществляется юридическая обработка правовогоматериала. С помощью данного метода нормы финансового права изучаются в трехаспектах:
1. Какойона является в законе.
2. Применима ли она в таком виде в жизненной ситуации.
3. Какой должна быть в идеале.
Данный методнеобходим для того, чтоб наука финансового права могла снабдить финансовуюпрактику точными рекомендациями.
Второй методзаключается в том, что наука финансового права при анализе финансово — правовыхявлений широко использует явления и выводы используемые другими науками.
Третий методсравнительно простого исследования. Это способ исследования двух или болеефинансовых институтов. Такое сопоставление очень важно как с практической, таки с теоретической точки зрения, т.к. помогает совершенствованию правовых норм.
Четвертый методконкретно социологического исследования. Включает наблюдение деятельностифинансовых органов, налоговых инспекций, банковских органов, анкетирование.
Пятый метод — статистическая обработка фактического материала. Позволяет изучить различныеявления, найти определенные закономерности и сделать соответствующие выводы.Данный метод складывается:
1. Наблюдения и сборфактов, сводной обработки статистических данных и их анализ.
2. Рекомендации для законодателей.
Шестой метод — сравнительно-исторический метод исследования. Предполагает исторический подходк анализу и оценке.
Каждая наука имеетсвою систему категорий в которых отображены наиболее общие и существенныезнания науки. Финансово — правовая наука имеет такие особенности по сравнению сдругими науками, что ее категории находят свое отражение в законе, т.е.закрепляются законодательно.
К основным категориям относится такие как государственно-денежныесредства, бюджет, государственные доходы и расходы.
3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХПРЕДПРИЯТИЙ
4 марта 1992 годаВерховным Советом Украины был принят Закон Украины «О приватизацииимущества государственных предприятий», который был введен в действие 15марта 1992 года.(1)
Настоящий законрегулирует правовые, экономические и организационные основы приватизациипредприятий общегосударственной, республиканской (Республики Крым) икоммунальной собственности в целях создания многоукладной социальноориентированной рыночной экономики Украины.
3.1 Приватизация имуществагосударственных предприятий Украины ( в дальнейшем — приватизация) — этоотчуждение имущества, находящегося в общегосударственной, республиканской(Республики Крым) и коммунальной собственности, в пользу физических инегосударственных юридических лиц.
3.2 Приватизация осуществляется на основе следующихпринципов:
— законности;
— предоставления льгот на приобретениегосударственного имущества членами трудовых коллективов приватизируемыхпредприятий;
— обеспечениясоциальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессеприватизации;
— приоритетного предоставления гражданамУкраины прав на приобретение государственного имущества;
— безвозмезднойпередачи доли государственного имущества каждому гражданину украины;
— приватизациягосударственного имущества на платной основе с применением приватизационныхбумаг;
— соблюдением антимонопольного законодательства;
— полного, своевременного и достоверного информирования граждан о всех действияхпо приватизации;
— приоритетного праватрудовых коллективов на выбор формы собственности и приобретения имуществасвоих предприятий.
3.3 Законодательство Украины оприватизации состоит из настоящего Закона, указов президента Украины, другогозаконодательства, регулирующе-
_________________________
1.О приватизации имущества государственныхпредприятий: Закон Украины от 4 марта 1992 г.//Ведомости Верховной РадыУкраины.- 1992. N24.- Ст.348.
го осуществление приватизации.
Действие настоящего закона нераспространяется на: — приватизацию объектов государственного земельного ижилого фон-
дов, а также объектов социально-культурногоназначения, за исключением принадлежащих приватизируемым предприятиям;
— изменениеорганизационно-правовых форм собственности колхозов, предприятийпотребительской кооперации.
Приватизация долей(акций, паев), находящихся в государственной собственности, в имуществе совместныхпредприятий с иностранными инвес-
тициямипроизводится в соответствии с гражданским законодательством и
уставными документами совместных предприятий.
3.4 Субъектами приватизации являются:
— государственные органы приватизации;
— покупатели;
— продавцы;
— представители и посредники.
3.5 Споры возникающие в процессе приватизации,разрешаются судом или арбитражным судом в установленном порядке в соответствиис их компетенцией.
4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Конечно, в объеме 1-йконтрольной работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему какПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, однако фундаментальные понятия и базовыеположения в указанной работе приведены. Несмотря на то, что правотворческийподход к финансовым отношениям по-российскому и по-украинскому законодательствунесколько
отличаются друг от друга, но эти отличия не стольсущественные и к тому
же по ряду объективных и субъективныхпричин российская правотворческая мысль немного опережает украинскую, что даетнашим законодателям использовать положительный опыт накопленный российскимиюристами после принятия тех или иных нормативных актов, и избегатьошибок, обязательно встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России, но и других развитыхгосударств, учитывая национальные и исторические особенности нашего народаУкраина станет демократическим и правовым государством.
5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Гражданскоеправо.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого, А.П. Сергеева.- М.: ИздательствоТЕИС,1996. — 292-300с.
2.Гражданский кодексУкраинской ССР: Нучн.-практ.коммент. Пер. с укр./И.Г.Агапов, М.И.Бару, И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат Украины,1981.- 639 с.
3.Конституция (Основной Закон) Украины — Принятая Верховным Советом Украины 28.06.1996г.
4.О приватизации имущества государственныхпредприятий: Закон Украины от 4 марта 1992 г.//Ведомости Верховной РадыУкраины.- 1992. N24.- Ст.348.
5.Политологический словарь. — К.: ИнноЦентр. — 1991.
6.Советское финансовое право: Учебник.-М.:Юрид.лит.,1987.-464 с.
7.Юридический энциклопедический словарь. — М.: СЭ. — 1984.