Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Теория бухгалтерского учета 11

Тематический обзор лекций

Раздел 1. Теория бухгалтерского учета

Тема 1. Основы бухгалтерского учета


Вопросы темы:

1. Бухгалтерский учет как часть системы хозяйственного учета.

2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России.

3. Основные задачи и функции бухгалтерского учета. Требова­ния, предъявляемые к нему.

4. Организация бухгалтерского учета на предприятии.


Вопрос 1. Бухгалтерский учет как часть системы хозяйственного учета


Хозяйственный учет - это система наблюдения, измере­ния, количественной и качественной характеристики, регистра­ции хозяйственных процессов и явлений.

Первым этапом хозяйственного учета является наблюдение за фактами хозяйственной деятельности. В ходе наблюдения фиксируют то, что является актуальным для управления и способствует решению задач хозяйственной деятельности. В процессе наблюдения получают в основном качественную характеристику наблюдаемого объекта, которая не может полностью удовлетворить потребности управления хозяйственной деятельностью. Например, сведения полученные при помощи наблюдения: прибыла автомашина с грузом, прибыли удобрения. Необходимо знать количество поступивших удобрений, их массу.

Второй этап хозяйственного учета – измерение фактов хозяйственной деятельности, то есть установление их количественной характеристики.

Вследствие этого третий этап хозяйственного учета – регистрация сведений о количественной и качественной характеристиках так как в процессе управления учетные данные используются в течение разных отрезков времени на разных уровнях управления и, следовательно, сведения полученные при помощи наблюдения и измерения необходимо хранить.

На четвертом этапе хозяйственного учета в результате обработки первичных данных, то есть их накопления группировки, сводки формируется информация для управления хозяйственной деятельностью (например, знания о развитии процесса производства).

Пятый этап хозяйственного учета – передача информации для различных уровней управления.

Хозяйственные процессы и явления характеризуются и из­меряются с помощью трех видов измерителей:натуральных; трудовых; денежных.

К натуральным измерителям относятся меры длины (см, м), массы (кг, т), объема (литры, кубические метры). Выбор натуральных измерителей зависит от особенностей учитываемых объектов (например, для измерения продукции текстильной фабрики пользуются метрами, металлургического завода – тоннами, заготавливаемой древесины - кубическими метрами). Эти измерители применяют в основном для учета количества материальных ценностей. Натуральные измерители можно использовать только для учета однородных предметов. Суммировать натуральные показатели разнородных предметов нельзя. Таким образом, натуральные измерители не могут дать общего представления о всей совокупности материальных ценностей предприятия.

Трудовой измеритель используется для учета количества затраченного труда и выражается в единицах рабочего времени – минутах, часах, днях. С его помощью определяются показатели производительности труда (произведенное количество продукции в единицу времени), оплата труда работников предприятия, устанавливаются нормы выработки рабочих. В практике трудовой измеритель применяют в сочетании с натуральными. Однако, трудовой измеритель не может быть использован, так как не всегда поддается обобщению ввиду большой разнообразности отдельных видов труда.

Денежный измеритель применяется для отражения объектов учета в едином, однородном выражении (в денежной оценке). Он позволяет обобщить результаты всей хозяйственной деятельности. В денежном измерителе показывается общая сумма запасов средств, суммируются затраты, определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Денежный измеритель применяется в учете часто наряду с натуральными и трудовыми измерителями (например, денежное выражение материальных ценностей определяется на основе их количества в натуральных измерителях, умноженного на цены).

В зависимости от характера учетной информации и способов ее получения выделяют три вида хозяйственного учета, каждый из ко­торых выполняет свою роль и определенные задачи: оперативный; бухгалтерский; статистический.

Оперативный учет представляет собой систему текущего наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными явле­ниями и процессами непосредственно в момент их совершения. Отличительная черта этого вида учета заключается в быстром и своевременном получении информации, необходимой для текущего оперативного руководства. Данные оперативного уче­та получают из первичных документов, передают устно, по те­лефону, факсу и т.д. Это могут быть сведения о выпуске про­дукции за смену, об использовании рабочего времени и обору­дования за день и т.д.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в де­нежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документаль­ного учета всех хозяйственных операций (Закон «О бухгалтер­ском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.).

Бухгалтерский учет по сравнению с другими видами учета имеет ряд особенностей:

Является сплошным и непрерывным во времени.

Строго документирован. Хозяйственная операция отражается в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных документов.

Использует специфические приемы и способы обработки данных, например, систему счетов, двойную запись и др.

Организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.

В настоящее время говорят о делении бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.

Финансовый учет формирует информацию как для внутрен­них, так и для внешних пользователей.

Управленческий учет охватывает все виды учетной инфор­мации, необходимой для управления в пределах самой орга­низации.

Статистический учет служит для отражения массовых со­циально-экономических явлений в целях обобщения, изучения и выяснения закономерностей. Статистика не занимается изучением материалов отдельных предприятий. Статистический анализ базируется на достаточном количестве фактов и явлений. Данные первичного статистического наблюдения обобщаются по отдельным отраслям, территориям и другим признакам. Обработка и анализ статистической информации осуществляется путем специальных приемов (группировки, индексы, динамические ряды и т.п.). Для исчисления показателей статистический учет пользуется всеми измерителями. Показатели бухгалтерского и оперативного учета должны строится с таким расчетом, чтобы в последствии они могли быть обработаны статистическими методами.

Таким образом, совокупность оперативного, бухгалтерского и статистического учета называется хозяйственным учетом.


Вопрос 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России


Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень. Законы и иные законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку учета в органи­зации. К этой группе документов относятся:

- Гражданский кодекс РФ (часть 1 от 30.11.94 г. №51-ФЗ, часть 2 от 26.11.96 г. №14-ФЗ, часть 3 от 26.11.01 г. №146-ФЗ, часть 4 от 18.12.06 г. №230-ФЗ);

- Налоговый кодекс РФ (часть 1 от 31.07.98 г. №146-ФЗ, часть 2 от
05.08.2000 г. №117-ФЗ);

Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. №34-н);

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ от 21.12.98 г. N64h);

- Федеральный закон от 24.07.07 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и др.

Второй уровень. Документы, содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). По состоянию на 01.01.2010 г. утверждены и действуют следующие стандарты:

- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. №106н);

- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (Приказ Мин­фина РФ от 24.10.08 г. №116н);

- ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых вы­ражена в иностранной валюте» (Приказ Минфина РФ от 27.11.06 г. №154н);

- ПБУ4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н);

- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (Приказ Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н);

- ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (Приказ Минфина РФ от 30.03.01 № 26н);

- ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (Приказ Минфина РФ от 25.11.01 г. №96н);

- ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» (Приказ Минфина РФ от 28.11.01 г. №96н);

- ПБУ 9/99 «Доходы организации» (Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н);

- ПБУ 10/99 «Расходы организации» (Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н);

- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (Приказ Минфи­на РФ от 29.04.08 г. №48н);

- ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» (Приказ Минфина РФ от 27.01.2000 г. №11н);

- ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №92н);

- ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (Приказ Минфина РФ от 27.12.07 г. №153н);

- ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (Приказ Мин­фина РФ от 06.10.08 г. №107н);

- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (Приказ Минфина РФ от 02.07.02 г. №66н);

- ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (Приказ Минфина РФ от 19.11.02 г. №115н);

- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (Приказ Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н);

- ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (Приказ Минфина РФ от 10.12.02 г. №126н);

- ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» (Приказ Минфина РФ от 24.11.03 г. №105н);

- ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (Приказ Минфина РФ от 06.10.08 г. №106н).

Третий уровень. Включает систему документов рекоменда­тельного характера. Они предполагают вариантность решений организации учета на предприятиях исходя из отраслевых осо­бенностей, типа производства и других факторов. Документы третьего уровня разрабатываются на базе документов первых двух уровней и не должны противоречить им. К документам этой группы можно отнести:

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея­тельности организаций и инструкция по его применению (Приказ Мин­фина РФ от 31.10.2000 г. №94н);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансо­вых обязательств (Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. №49);

- Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга
(Приказ Минфина РФ от 17.02.97 г. №15) и др.

Четвертый уровень. Документы предприятия, раскрываю­щие учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разраба­тываются на основе документов первых трех уровней, к ним относятся:

- Рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- Формы первичных документов и учетных регистров и т.д.


Вопрос 3. Основные функции и задачи бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету


Бухгалтерский учет выполняет следующие функции: информационную, контрольную, аналитическую.

Информационная функция. Информация представляет собой упорядоченное отражение действительности. Необходимо отличать понятие «информация» от понятия «данные». Всякое информационное сообщение несет в себе сведения об управляемом объекте, то есть дает данные о нем, но не всякое сообщение требует управленческих воздействий, оно не обязательно содержит новые знания – информацию.

Бухгалтерский учет был первой в истории системой получения информации для управления хозяйственной деятельностью. Вначале он формировал информацию об имущественном состоянии обособленного хозяйства, но в процессе развития общественного производства превратился в сложную систему информации для управления хозяйственной деятельностью.

Первичные данные о фактах хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете так, что формируют множественные информационные показатели о состоянии отдельных видов средств, их источников или о возникших обязательствах. Разрозненные данные о единичных фактах в бухгалтерском учете систематизируются в информацию, характеризующую обобщенную картину хозяйственной деятельности, ее результаты.

Информационная функция бухгалтерского учета обеспечивается при помощи сплошного, непрерывного документального обоснованного наблюдения за всеми изменениями в процессе кругооборота средств предприятия и обобщения такого наблюдения в едином денежном измерителе.

Экономические процессы обобщаются в бухгалтерском учете как движение стоимости, что позволяет только в нем получать информацию о вновь созданной стоимости (чистой продукции) и ее распределении на заработную плату и прибыль и ее перераспределение. Сопоставление в системе бухгалтерского учета доходов и расходов предприятия порождает информацию о прибыли, которую нельзя получить с помощью других видов учета. Бухгалтерскому учету присущи специфические приемы оценки объектов учета и определения себестоимости.

В современных условиях значение информации бухгалтерского учета в управлении предприятиями еще больше возрастает, так как все показатели хозяйственного механизма – затраты и результаты производства, себестоимость, прибыль, фонды экономического стимулирования, оплата по труду, взаимоотношения с финансовой и кредитной системами, с другими предприятиями, капитальные вложения и другие отражаются в бухгалтерском учете.

Контрольная функция. Контроль неотделим от учета. Действенный контроль возможен только при достоверном и полном учете хозяйственных средств и процессов.

Формируя данные о результатах работы подразделений предприятий (объем реализованной продукции, себестоимость, прибыль) бухгалтерский учет обеспечивает контроль выполнения прогнозов (планов) на этих уровнях управления. Он отражает информацию о состоянии и расходовании материальных ресурсов, что позволяет осуществлять контроль за сохранностью материальных ценностей, правильностью их расходования.

Периодическое проведение инвентаризаций материальных ресурсов создает возможности для контроля за правильностью их хранения и сохранностью. Предварительная бухгалтерская проверка распорядительных документов и хозяйственных договоров, установление порядка приема и выдачи материальных ценностей, денежных средств, проведение операций через банки, оформление операций по расчетам позволяют контролировать выполнение законов, постановлений, приказов органов управления, обеспечивают сохранность денежных средств и материальных ценностей.

Аналитическая функция заключается в том, что достоверная и аналитически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа производственно-финансовой деятельности организации. Использование этой функции позволяет осуществлять анализ по использованию всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен и другие показатели.

В соответствии с основными функциями на бухгалтерский учет возлагаются следующие основные задачи:

- формирование полной и достоверной информации о деятель­ности организации и ее имущественном положении, необходи­мой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - ру­ководителям, учредителям, участникам и собственникам иму­щества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внеш­ним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ, наличием и движением имущества и обяза­тельств, использованием материальных, трудовых и финансо­вых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нор­мативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в Законе сформулированы и основные требования к его ведению:

- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в рублях;

- имущество, являющееся собственностью организации, учиты­вается обособленно от имущества других юридических лиц, на­ходящегося у данной организации;

- бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момен­та ее регистрации в качестве юридического лица до реоргани­зации или ликвидации;

- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.


Вопрос 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии


Ответственность за организацию бухгалтерского учета, со­блюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Руководитель организации в зависимости от объема учет­ной работы может:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделе­ние, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организа­ции или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь нормативными документами, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из структу­ры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации. При этом утверждается:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета; формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности (при отсутствии типовых форм первичных документов, а также для внутренней бухгалтерской отчетности);

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается ряд допущений:

- имущественной обособленности;

- непрерывности деятельности организации;

- последовательности применения учетной политики;

- временной определенности фактов хозяйственной дея­тельности.

Учетная политика организации должна отвечать требова­ниям:

- полноты учета всех фактов хозяйственной деятельности;

- своевременности отражения фактов хозяйственной деятельно­сти в бухгалтерском учете и отчетности;

- осмотрительности, т.е. большей готовности к признанию в бух­галтерском учете расходов и обязательств, чем возможных до­ходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

- приоритета содержания перед формой, т.е. отражения в бух­галтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

- непротиворечивости данных аналитического и синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

- рациональности ведения бухгалтерского учета, исходя из усло­вий хозяйственной деятельности и величины организации.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.