Содержание
1Понятие управления финансами: основные цели, методы и средства управленияфинансами предприятий
2 Показатели эффективности использования уровня итехнического состояния основных фондов предприятий торговли. Пути повышенияэффективности использования основных фондов
3Задача
Списокиспользованных источников
1Понятие управления финансами: основные цели, методы и средства управленияфинансами предприятий
Управление финансамиявляется составной частью общей системы управления социально-экономическимипроцессами, сознательным с воздействием органов управления на финансы разныхуровней и финансовую деятельность.
Управление финансами — это совокупность приемов и методов воздействия на объект для достиженияопределенных результатов, направленных на увеличение финансовых ресурсов иобеспечение развития эффективного функционирования финансовой системы на всехуровнях.
Управление финансамиосуществляется с использованием административно-распорядительных иэкономические методов.
В качестве объектауправления выступают:
— совокупность условийосуществления денежного оборота;
— кругооборот капитала(стоимости);
— движение финансовыхресурсов;
— финансовые отношениямежду хозяйствующими субъектами и их подразделениями в процессе хозяйственнойдеятельности.
Субъектом управленияявляется специальная группа людей (финансовая дирекция), которая посредствомразличных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленноефункционирование объекта.
Финансовая система,действующая на предприятии, включает две подсистемы: управляющую подсистему,представленную финансовой дирекцией и финансовым менеджером, и управляемуюподсистему, включающую денежный оборот, кругооборот капитала (стоимости),финансовые ресурсы и источники, финансовые отношения.
Цели управления финансамиформулируются как желаемый результат финансовой деятельности предприятия,обеспечивающий достижение его (предприятия) целей и включают:
1. Повышениеблагосостояния владельцев предприятия или прирост капитала, вложенноговладельцами (акционерами) в предприятие.
2. Выработка и применениеметодов, средств и инструментов финансового обеспечения достижения целейпредприятия в целом и его отдельных производственно-хозяйственных звеньев.
Задачи управленияфинансами определяют конкретные действия, которые должны быть реализованы длядостижения целей финансового управления предприятием, в том числе:
1) Нахождениеоптимального соотношения между долгосрочными и краткосрочными целями развитияпредприятия и принимаемыми решениями в долгосрочном и краткосрочном финансовомуправлении.
2) Принятие решений пообеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов междупредприятием и источниками его финансирования.
3) Определениеприоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересовхозяйственных подразделений при принятии инвестиционных проектов и выбореисточников их финансирования.
4) Финансовый анализ ипланирование финансового обеспечения (по комплексам задач) хозяйственнойдеятельности предприятия, включая активы предприятия и источники ихфинансирования; величину (объем) и состав ресурсов предприятия, необходимых дляподдержания, сохранения и расширения его деятельности; источникидополнительного финансирования деятельности предприятия, а также определениесистемы контроля состояния и эффективности использования финансовых ресурсов.
5) Обеспечениепредприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств), в томчисле: объем требуемых ресурсов (финансовых средств) и форма их кредитования;степень доступности источников и форма предоставления ресурсов; стоимостьприобретения финансовых ресурсов; риски, связанные с источниками финансовыхсредств.
6) Распределениефинансовых ресурсов. Для этого должна быть разработана инвестиционная политикаи управление активами, проведен анализ и оценка принимаемых долгосрочных икраткосрочных инвестиционных решений. Решение этой задачи предусматриваетоптимизацию трансформации финансовых средств в другие виды ресурсов, оценкуцелесообразности и эффективности инвестиций в основные фонды, их состав иструктуру; оптимизацию оборотных средств. При этом должна быть обеспеченаоценка эффективности финансовых решений.
Управления финансовойдеятельностью предприятия направлено на управление движением финансовыхресурсов и финансовыми отношениями между хозяйствующими субъектами. Онопредставляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществлениявоздействий на них с помощью методов и рычагов финансового менеджмента.
Основными элементамифинансового механизма служат: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое инормативное обеспечение; информационное обеспечение.
Совокупность (комплекс)финансовых методов составляют:
— планирование ипрогнозирование;
— кредитование исамокредитование;
— системы расчетов;
— страхование и залоговыеоперации;
— трансфертные операции;
— трастовые операции;
— лизинговые операции;
— факторинг;
— взаимоотношения сучредителями, другими хозяйствующими субъектами, органами государственногоуправления и др.
Методы финансовогоменеджмента позволяют оценить риск и выгодность конкретного способа вложенияденег, эффективность работы предприятия, скорость оборачиваемости капитала иего (предприятия) производительность и рентабельность.
Финансовыми рычагамиявляются: прибыль от хозяйственной деятельности предприятия; амортизационныеотчисления; финансовые санкции; цены на продукцию (услуги); дисконтированныецелевые фонды, паевые взносы, вклады; прямые, портфельные и другие инвестиции,а также другие поступления и выплаты.
Основными инструментамифинансового менеджмента выступают:
1) Финансовая отчетность (включаяформы и принципы ее ведения).
2) Финансовые показатели,рассчитываемые по данным финансовой отчетности.
3) Финансовый анализрезультатов отчетности и показателей.
4) Финансовоепланирование.
5) Финансовый контроль.
Содержание управленияфинансовой деятельностью предприятия отражает использование основных элементовфинансового механизма и инструментов финансового менеджмента при реализации егоконкретных функций. Решение конкретных задач финансового управленияпредприятием предусматривает:
1. Разработку финансовойполитики предприятия и ее реализацию с использованием различных финансовыхинструментов.
2. Принятие решений пофинансовым вопросам, их конкретизацию и выработку мероприятий реализации.
3. Информационноеобеспечение эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятияпутем составления и анализа финансовой отчетности.
4. Оценку инвестиционныхпроектов и формирование портфеля инвестиций, в том числе оценку затрат накапитал, а также финансовое планирование и контроль.
5. Организацию работынеобходимого аппарата и обеспечение управления финансово-хозяйственнойдеятельностью предприятия.
2Показатели эффективности использованияуровня и технического состояния основных фондов предприятий торговли. Путиповышения эффективности использования основных фондов
На выполнениеплана и динамику товарооборота большое влияние оказывают состояние, развитие иэффективность использования материально-технической базы торговли. Подматериально-технической базой прежде всего имеются в виду основные средства(фонды).
В торговле попринадлежности они подразделяются на собственные и арендованные. В процессеанализа основные средства должны изучаться комплексно, независимо от ихпринадлежности.
Основныесредства подразделяются на производственные и непроизводственные.Производственные основные средства классифицируются по отраслям народногохозяйства: промышленности, сельского хозяйства, торговли, общественногопитания, строительства, заготовительных организаций и др. Непроизводственныеосновные средства включают здания, сооружения и инвентарь, находящиеся введении жилищно-коммунальных хозяйств, предприятий бытового обслуживания,органов просвещения, культуры, здравоохранения, физкультуры и социальногообеспечения. В первую очередь изучают производственные основные средства,обеспечивающие нормальное функционирование торговых предприятий.
Повыполняемым функциям производственные основные средства подразделяются наактивные и пассивные. К активным относят машины, оборудование, приборы и томуподобные основные средства, непосредственно участвующие вторгово-производственных процессах. Пассивные основные средства включаютздания, сооружения, передаточные устройства и транспортные средства,обеспечивающие нормальное функционирование активных основных средств.
По назначениюосновные средства торговых предприятий подразделяются на здания, сооружения,передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства,инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды основныхсредств.
Анализматериально-технической базы торговли обычно начинают с изучения и оценкисостава и структуры производственных основных средств. В торговле, как и вдругих отраслях народного хозяйства, происходит перевооружение предприятийсовременными машинами и оборудованием, и поэтому их доля в общем объемеосновных средств должна расти. Необходимо отметить, что техническаяоснащенность многих розничных торговых предприятий низка. Далеко не полностьюудовлетворяются потребности отрасли по выпуску торгово-технологического иподъемно-транспортного оборудования. В связи с этим ставится задача улучшатьиспользование имеющегося парка машин и оборудования, своевременно и полнооснащать торговые предприятия современной техникой.
Для оценкисостояния основных средств и их влияния на торгово-производственные процессыопределяют следующие показатели:
— долюактивной части производственных основных средств в общей их стоимости, котораяхарактеризует технический уровень торгового предприятия;
— коэффициентфизического износа основных средств, рассчитываемый отношением суммы износа кпервоначальной или восстановительной их стоимости;
— коэффициентобновления, определяемый отношением суммы вновь поступавших основных средств загод (или за более длительный период) к их остатку на конец года;
— коэффициентвыбытия, определяемый отношением выбывших основных средств за год (или за болеедлительный период) к их остатку на начало года;
— коэффициентприроста основных средств, исчисляемый отношением суммы их прироста за год костатку основных средств на начало года;
— показательфондовооруженности труда, рассчитываемый отношением среднегодовой стоимостипроизводственных основных средств к среднесписочной численности работников;
— показатель техническойвооруженности труда, определяемый отношением среднегодовой стоимости активныхпроизводственных основных средств к среднесписочной численности работающих.
Анализпоказателей оценки состояния основных средств обычно проводят в динамике, таккак на практике отсутствует планово-нормативная информация. Коэффициентыобновления, выбытия и прироста основных средств необходимо изучатьвзаимосвязанно (по всем основным средствам и отдельно — по производственнымосновным фондам, а внутри их — по отдельным видам основных средств), чтопозволяет глубоко проанализировать и оценить воспроизводствоматериально-технической базы торговли.
Необходимотакже определить обеспеченность торговых предприятий отдельными видами машин,оборудования, помещениями (сравнением фактического их наличия с плановойпотребностью для успешной торговой и другой деятельности). Обобщающимипоказателями оценки обеспеченности предприятий торговли производственнымиосновными фондами являются фондовооруженность и техническая вооруженностьтруда. Рост фондовооруженности и особенно технической вооруженности ведет кповышению производительности труда. В связи с этим их следует анализироватьвзаимосвязанно (сопоставлением за ряд лет темпов роста производительноститруда, фондовооруженности и технической вооруженности труда).
Для оценкитехнической оснащенности торговых предприятий определяют стоимость активнойчасти основных производственных средств на 100 м2 торговой площади. Кроме того,исчисляют коэффициент механизации труда, представляющий собой долю работников,у которых труд механизирован более чем на 50 %, в общей численности работающих,и коэффициент механизации работ, определяемый отношением затрат времени навыполнение работ механизированным путем к общим затратам рабочего времени.Коэффициенты механизации труда и механизации работ обычно изучают по отдельнымгруппам работников, что помогает полнее выявить возможности и резервыдальнейшей механизации и автоматизации торгово-производственных процессов.
Важнымпоказателем технического состояния производственных основных средств являетсявозрастной состав машин и оборудования. Машины и оборудование со сроком службыболее 10 лет физически и особенно морально устаревают и их необходимосвоевременно заменять. Анализ возрастного состава машин и оборудования долженпроводиться по отдельным их видам с использованием стоимостных, натуральных иотносительных показателей. Относительным показателем, в частности, может бытьудельный вес (доля) каждой возрастной группы в общем количестве или в общейстоимости машин и оборудования. Машины и оборудование по срокам их службыобычно группируют в следующих интервалах: до 5 лет; 5-10 лет; 10-15 лет; 15-20лет и свыше 20 лет. Следует также определить и проанализировать среднийвозрастной их состав (по отдельным группам машин и оборудования и в целом попредприятию).
В процессеанализа необходимо установить, как развивается материально-техническая базаторговли, изучить своевременность ввода в действие построенных основныхсредств. Согласно действующим нормативам, продолжительность строительстваодноэтажного продовольственного магазина площадью 700 м2 — 14 месяцев;непродовольственного одноэтажного магазина площадью до 800 м2 — 11 месяцев;двухэтажного универмага площадью до 700 м2 — 21 месяц и т.д. Если план ввода вдействие торговой сети и складских помещений не выполнен, то необходимоподсчитать потери в розничном товарообороте и прибыли. Потери в товарооборотеопределяют прямым счетом. Если удлинение сроков строительства составляет один,два, три и более полных месяца, то потери в товарообороте берутся в размереплана розничной реализации товаров на этот период. Если удлинение сроковстроительства составляет неполный месяц, то предварительно определяют плановуюсреднедневную реализацию товаров, которую затем умножают на количество рабочихдней удлинения сроков строительства.
В процесседальнейшего анализа необходимо установить причины нарушения сроковстроительства и ввода в действие магазинов, другой торговой сети, развозной иразносной торговли, принять меры по развитию материально-технической базыторговли и повышению эффективности ее использования. Аналогично подсчитываютпотери розничного товарооборота в связи с удлинением сроков проведения текущегои капитального ремонтов, инвентаризаций и проверок.
Важнымвопросом анализа является изучение размеров магазинов и их специализации.Практика показывает, что наиболее высокую эффективность имеют впродовольственной торговле универсамы, а в непродовольственной — универмаги.Универсамы обычно функционируют на основе индустриальной технологии доставки ипродажи товаров, прогрессивных методов обслуживания покупателей. В них примернона 30 % выше выработка на 1 м2 торговой площади, на 25 % ниже издержкиобращения, чем в продовольственных магазинах с универсальным ассортиментом. Вуниверсамах обеспечивается комплексное предложение продовольственных товаров повседневногоспроса, что сокращает нерациональные затраты времени покупателей на совершениепокупок. По расчетам научно-исследовательских институтов, оптимально доляуниверсамов должна составлять примерно 70 % от общей площади всехпродовольственных магазинов города. Аналогичные преимущества имеют иунивермаги. В процессе анализа следует установить, какие имеются возможностидля улучшения структуры торговой сети, расширения сети универсамов иунивермагов, повышения эффективности работы магазинов.
Большое значениедля развития розничного товарооборота и улучшения обслуживания покупателейимеет правильное размещение торговой сети. Исследования показывают, что радиусобслуживания покупателей по товарам повседневного спроса не должен превышать400-500 м. В связи с этим необходимо изучить, соответствует ли дислокациямагазинов другой торговой сети созданию максимальных удобств покупателям.Применяя приемы линейного программирования, можно разработать Оптимальныйвариант размещения торговой сети в городе (районе) и определить эффективностьего внедрения.
Улучшениюобслуживания покупателей и повышению эффективности использованияматериально-технической базы способствует развитие прогрессивных форм торговли(самообслуживания, продажи товаров по заказам, образцам, с открытой выкладкой,доставки товаров на дом). Практика показывает, что в торговых залах магазиновсамообслуживания можно разместить и реализовать на 20-30 % большеразновидностей товаров, чем в магазинах с традиционными формами торговли. Припродаже товаров по методу самообслуживания на 15-20 % сокращаются затратывремени покупателей на приобретение товаров. Наибольшая эффективность впродовольственных магазинах самообслуживания достигается, если доля фасованныхтоваров в их товарообороте составляет более 90 %, в том числе промышленнойфасовки — не менее 80 %.
Для оценкиэкономической эффективности функционирования магазинов самообслуживаниянеобходимо сравнить результаты их хозяйственной деятельности с показателямиработы предприятий, осуществляющих торговлю традиционным методом, по степенивыполнения плана товарооборота и темпам его роста в динамике, выработке наодного торгового работника и на 1 м2 торговой площади, соотношениям темповроста производительности труда и средней заработной платы, уровням расходов нареализацию, доходности, рентабельности и т.п.
При анализе иоценке деятельности магазинов самообслуживания следует использоватьтехнологические показатели (долю торговой площади в общей площади магазинов;коэффициент установочной площади, т.е. занятой под оборудованием; долю товарныхзапасов, размещенных в торговом зале; число разновидностей реализуемых товарови др.) и социальные (затраты времени покупателей на совершение одной покупки;коэффициент завершенности покупок; количество услуг, оказываемых покупателям, ит.п.). Следовательно, проводя анализ, подсчитывают не только экономический, нои социальный эффект. Социальный эффект магазинов самообслуживания проявляется вповышении культуры торговли, экономии времени покупателей на приобретениетоваров, росте дополнительных услуг покупателям и т.д. Проведенные исследованияпоказывают, что многие магазины самообслуживания имеют низкую эффективность всвязи с узким ассортиментом товаров, неправильным его формированием,недостатками в торгово-производственных процессах, товароснабжении, организациитруда и материальной ответственности. Доля фасовщиков в магазинахсамообслуживания составляет 10-15 % от общей численности работников. В то жевремя в магазинах с традиционными формами торговли они обычно отсутствуют.
Показателямиинтенсивности и эффективности использования материально-технической базы нарозничных торговых предприятиях (в том числе и в магазинах самообслуживания)помимо объема товарооборота на 1 м2 торговой или всей площади являетсяфондоотдача (объем товарооборота на один рубль всех производственных основныхсредств или активной их части), фондоемкость (размер основных средств на одинрубль товарооборота). Анализ показателей фондоотдачи и фондоемкости в торговлечаще всего проводят в динамике, так как сложно определить плановуюсреднегодовую стоимость производственных основных средств. В процессе анализаосновное внимание уделяют выявлению и мобилизации резервов роста фондоотдачипри повышении качества обслуживания покупателей. Если в изучаемом периодепроизошла переоценка производственных основных средств, то ее влияние нафондоотдачу измеряют путем расчета последней до и после указанных изменений исравнением полученных результатов.
На фондоотдачу большоевлияние оказывает переоценка (дооценка или уценка) основных средств. Придооценке основных средств фондоотдача снижается, при уценке — растет. Дляизмерения влияния этого фактора на фондоотдачу необходимо определить ее уровеньс учетом переоценки основных средств и сравнить с фактической фондоотдачейотчетного года.
Следуетотметить, что повышение фондоотдачи вызвано ростом розничных цен на товары.Увеличение среднегодовой стоимости активных производственных основных средствспособствовало росту товарооборота, а снижение их фондоотдачи по сравнению спланом отрицательно сказалось на развитии розничной реализации товаров.
Далеенеобходимо изучить рациональность использования площадей торговых предприятий,установить возможности расширения торговой площади за счет сокращения подсобныхи складских площадей, переоборудования и лучшей планировки торгового зала,оптимального размещения в нем товаров и т.п. Следует также установить, какмагазины обеспечены оборудованием и машинами (современными измерительнымиприборами, кассовыми аппаратами, холодильным оборудованием, транспортнымисредствами, автоматами по продаже товаров и др.) и насколько эффективно онииспользуются.
Использованиематериально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работымагазинов и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончаниярабочего дня, обеденного перерыва, выходными и санитарными днями. На практикеотдельные продовольственные магазины работают с 8 или 9 ч утра в одну смену.Услугами таких торговых предприятий не может пользоваться преобладающая частьзанятого населения (работающие в первую смену). Изучая режим работы магазинов,необходимо проверить, насколько он отвечает требованиям оптимальногообслуживания покупателей. По магазинам, работающим в одну смену, определяютцелесообразность их перевода на работу в полторы смены или изменения времениначала и окончания рабочего дня. По полутора- и двухсменным магазинам выявляютвозможности повышения эффективности их работы в отдельные часы, особенно ввечернее время. При проведении такого анализа широко используют хронометражныенаблюдения и производят подсчет выручки в отдельные часы работы. Изучениепотоков покупателей в отдельные часы по дням рабочей недели позволяетразработать оптимальные графики выхода на работу продавцов, кассиров, другихработников, обеспечивающие в часы пик привлечение максимально возможного числаработающих. Следует иметь в виду, что каждый дополнительный час работы магазинаведет к росту издержек обращения и особенно расходов на оплату труда.
Необходимотакже подсчитать потери рабочего времени, а в связи с этим и товарооборота,вследствие внепланового закрытия магазинов для проведения инвентаризаций,проверок и т.п. Одновременно изучают прогрессивность торговых и другихтехнологических процессов, выявляет пути их совершенствования, что положительносказывается на хозяйственной деятельности магазинов.
В процессе анализаэффективности использования материально-технической базы магазинов следуетопределить, как изменились по сравнению с планом и прошлым годом торговаяплощадь, количество рабочих дней за год, средняя продолжительность рабочего дняи выработка (объем товарооборота) на 1 м2 торговой площади за 1 ч работы и какповлияли эти факторы на развитие товарооборота.
Повышение эффективностииспользования основных фондов достигается двумя способами:
— экстенсивным — путемувеличения времени использования на протяжении года;
— интенсивным — путемувеличения степени использования в единицу времени.
Экстенсивный способвыражается в увеличении времени использования фондов, т.е. в возрастании долидействующего оборудования в его общей массе, сокращении его простоев.
Интенсивный способ связанс повышением технического уровня основных фондов, увеличением степени ихиспользования в единицу времени. Он предполагает ускорение темпов научно-техническогопрогресса, внедрение новых технологических процессов, техники последнихпоколений.
Расчет доли приростаобъемов деятельности за счет интенсивных факторов может быть произведен наоснове следующей формулы:
Дп = (1 — ТЭ / ТО)× 100,
где Дп — доля приростаобъемов розничного товарооборота за счет интенсивного фактора;
ТЭ — темп приростаэкстенсивного фактора, %;
ТО — темп прироста объемадеятельности, %.
Пути повышенияэффективности использования основных фондов можно свести к следующим:
— своевременный ввод вдействие нового оборудования;
— своевременный ремонтосновных фондов;
— недопущение наличиянеустановленного и неработающего оборудования;
— обучение персонала,повышение квалификации;
— совершенствованиеметодов стимулирования работников;
— предоставление широкогоспектра дополнительных услуг;
— оптимизация состава иплощади отдельных групп помещений (помещения торгового обслуживания, служебныеи бытовые помещения, технические помещения) торгового объекта;
— рационализациятехнологических связей и материальных потоков (внутренних — между помещениями игруппами, входных — из внешней среды в торговый объект, выходных — из торговогообъекта во внешнюю среду);
— в росте техническойоснащенности предприятий оборудованием и увеличении доли активной частиосновных фондов;
— увеличениитоварооборота, прибыли;
— увеличении пропускнойспособности торгового зала;
— повышении эффективностиэксплуатации оборудования за счет роста коэффициента сменности;
— применении новых видовоборудования;
— обучении работниковпредприятий в связи с применением новых видов оборудования, работе сэлектронными приборами автоматики и контроля;
— использовании напредприятиях методов самообслуживания;
— использовании торговыхавтоматов для продажи напитков, бульонов;
— совершенствованиирежима работы предприятий;
— рациональномсоставлении графиков сменности торгово-производственного персонала предприятийв соответствии с потоком посетителей и др.
3 Задача
Определить процентинкассации торговой выручки по следующим данным:
— объем товарооборота =449723 т.р.
— продажа товаров вкредит = 149825 т.р.
— при этом сумма,уплаченная наличными деньгами, = 73918 т.р.
— продажа товаров впорядке безналичных расчетов = 63710 т.р.
— расходование выручки наместе = 18449 т.р.
— прочие поступления отнеторговой деятельности = 2741 т.р.
Решение:
Определим процентинкассации торговой выручки, используя следующую формулу:
/>,
где Т — объем товарооборота;
К — продажа товаров вкредит за минусом суммы, уплаченной наличными деньгами;
Р — продажа товаров побезналичному расчету;
М — расходование выручкина месте;
П — прочие поступления отнеторговой деятельности.
/>
Ответ: 65,5 %
Список использованных источников
1. Балабанов И.В. Финансы и государство. — Мн.: Экономика, 2007. — 320 с.
2. Пархачев А.Г. Финансы государства. — Мн.: Новое знание, 2007. — 190 с.
3. Романовский В.М. и др. Финансы предприятий — СПб.: Издательский дом«Бизнес-пресса», 2000. — 528 с.
4. Сергеев А.С. Финансы и право. — Мн: БГЭУ, 2008. — 210 с.
5. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокинаи др.; Под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 351 с.
6. Финансы предприятий: Учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А.Лапко; Под ред. Л.Г. Колпиной. — 2-е изд., дораб. и доп. — Мн.: Выш. шк., 2004.- 336 с.
7. Финансы предприятий: Учебное пособие / Н.Е. Заяц и др.; Под общ. ред.Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. — 2-е изд. — Мн.: Выш. шк., 2005. — 528 с.