ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПОКЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплинеФинансы
на тему: Особенности формирования истановления налоговой
системы в РФв период перехода к рыночному механизму
хозяйствованияКемерово,2007
Содержание
Введение
1. Состояние налоговой системы в СССР
2. Особенности формирования истановления налоговой системы РФ
3. Проблемы и пути совершенствованияналоговой системы РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Финансы как совокупностьфинансовых отношений – сложная система, элементы которой имеют многочисленныесвязи между собой. Каждый элемент отражает реальные группы общественныхденежных отношений, обладающие внутренним единством. Построение звеньевфинансовой системы соответствует федеральному устройству России. Вместе с темструктура финансовой системы основана на экономической природе общественныхденежных отношений, составляющих содержание финансовой деятельностигосударства.
Одним из важнейшихрычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий и граждан сгосударством в условиях перехода к рыночному хозяйству, является налоговаясистема. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами,необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частьюсистемы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведениепредприятий, создавая при этом равные условия для всех участников общественногопроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношенийв народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создаютнеобходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостногорынка.
Налоговая система,которая представляет собой совокупность действующих налогов и сборов; принципових установления, введения, отмены; организации налогового контроля, налоговойответственности необходима для государства и разных бюджетов. В налоговуюсистему Российской Федерации входят федеральные, установленные федеральнымсобранием (налоговым кодексом РФ) – содержат 9 налогов; региональные,устанавливаемые регионами – содержат 3 налога и местные налоги, устанавливаемыезаконодательством местных органов власти – содержат 2 налога.
Цель написания даннойкурсовой работы – это дать представление об особенностях формирования истановления налоговой системы РФ в период перехода к рыночному механизмухозяйствования.
Задачи:
1. Дать описание состоянияналоговой системы СССР.
2. Рассказать обособенностях формирования и становления налоговой системы Российской Федерации.
3. Охарактеризоватьпроблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.
1. Состояние налоговойсистемы СССР
Классовый характер марксистского учения о государстве,природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношенияхбыл положен в основу реформирования производственных отношений в СССР начиная сконца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел отпути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия,Франция, Япония.
Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась кконстатации текущих событий, рекомендации вырабатывались в соответствии срезолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику.Принижение значения товарно-денежных отношений практически уничтожило созданнуюв дореволюционной России налоговую систему. Налоги перестают здесь бытьэкономическим воплощением существования государства. Государство в условияхсоциализма опирается на всю постоянно растущую в своем объеме социалистическую собственность исоциалистическоепроизводство, поэтому оно получает основную часть доходов от социалисти-ческогохозяйства.
Стремление к уничтожению налогов приняло в 30-е годы характерзакономерности. Об этом свидетельствует принятие Закон СССР «Об отмененалогов с заработной платы рабочих и служащих» от 7 мая 1960 г. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. сроки освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы были перенесены, а затемэта идея была вовсе забыта. Другие кардинальные преобразования в системе производственныхотношений продолжались. В 1917 году учреждается Народный комиссариат финансов(Наркомфин). Начало жесточайшей централизации финансовых ресурсов, подчинившейвпоследствии региональные экономические интересы целям и задачам центральногоаппарата власти, было положено принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 21декабря 1931 г. «О республиканских и местных бюджетах». Региональныебюджеты были переведены с собственной доходной базы на формирование подавляющейчасти доходов за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от общесоюзныхгосударственных налогов и доходов. Эта система оказалась чрезвычайно живучей. Ввидоизмененной форме она действует до сих пор, позволяя центру определятьэкономическую политику на местах. Во всем мире развитие регионов основано насобственной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную самостоятельность.
В 1917 году закончилась эпоха естественных качественныхпреобразований налогов. Революция 1917 г. породила революционный налог на буржуазию и кулачество. В октябре 1918 г. введен чрезвычайный 10-миллиардныйналог. Вместе с тем налоги как правовая система перестали играть главную роль вфинансировании государственных потребностей. Эту роль выполняли контрибуции,эмиссия денег и продразверстка.
Налоги некоторым образом начали возрождаться при НЭПе. Однакоих возрождение происходило в специфических условиях. Экономическая политика безденежных налогов — парадокс. Идею натурализации налога развили в работе «Опродовольственном налоге». Целью перехода от продразверстки к продналогубыло создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства,увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Продналогбыл значительно меньше продразверстки. В этот период были заложены основысоветской финансовой системы. В 1922 г. был осуществлен переход к единомунатуральному налогу на продукты сельского хозяйства, который исчислялся вединой весовой мере (пуде). С 1923 г. к уплате сельскохозяйственного налогабыли привлечены колхозы. На жителей деревень был распространен трудгужналог,заменивший трудовую и гужевую повинность 1919 г., денежный подворный налог и еще два гражданских целевых налога для борьбы с эпидемиями. Кроме того, взимались дополнительныеналоги: квартирный, военный и др. В целом налоговая политика, в то времяпредставлявшая собой политику борьбы за построение нового общества, быласведена к чрезвычайным мерам по наведению порядка.
Но из-за просчетов в экономической и финансовой политике,прямого административного диктата к концу 20-х годов сформировалась громоздкаябюджетная система, в казну поступило 86 видов платежей. В период НЭПа основнымисточником доходов государства являлись прямые налоги. В 1921 г. были введены промысловый налог, которым облагались обороты частных промышленных и торговыхпредприятий, а также акцизы на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия,гильзы и другие товары. В 1922 г. для регулирования размеров накопленийчастнокапиталистических элементов был введен подоходно — поимущественный налог.Наряду с ним взималось несколько налогов: с грузов, перевозимых железнодорожными водным путем, со строений, рента с городских земель, гербовый сбор со сделок,документов, счетов, векселей и других государственных бумаг, плата запользование государственными угодьями и др. В 1923 г. был введен подоходный налог с первоначальной ставкой 10 %, затем — 20 % прибыли предприятий.Кроме этого налога предприятия после утверждения годового отчета перечисляли вбюджет дифференцированную процентную долю отчислений от прибыли.
В 1930 году основным законодательным актом — постановлениемЦИК и СНК от 2 сентября 1930 года «О налоговой реформе» былипроведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающихв государственное пользование. В 1931 году принимается еще несколько постановлений,корректирующих ход налоговой реформы. Два обязательных платежа государственныхпредприятий и организаций — налог с оборота и отчисления от прибыли — сталиосновными платежами в бюджет. Налог с оборота вобрал в себя: акцизы, промысловыйналог, лесной доход, страховой и другие платежи, ранее уплачиваемыепредприятиями. Отчисления от прибыли предприятий также стали включать подоходныйналог, платежи с векселей и некоторые другие. Налоговая реформа не затронулаколхозов, продолжавших после 1930 г. платить сельскохозяйственный налог. Вместес тем с этого года к ним стал применяться пропорциональный метод обложения,который действовал при взимании налогов с кооперации. Постепенно колхозы сталипереводиться на обложение по доходам, исчисленным не по нормам доходности, а наоснове данных отчетности соответствующих хозяйств.
После преобразования системы платежей государственныхпредприятий и колхозно-кооперативного сектора были начаты изменения налогов снаселения. Подоходный налог с граждан вобрал в себя некоторые другие налоги снаселения, а часть таких налогов была отменена. Потерявший свое назначение каксредство борьбы с частным сектором промысловый налог постепеннотрансформировался в налог с кустарей и ремесленников, сборы на колхозныхрынках, разовые казначейские сборы. С 1931 года стали вводиться повсеместныесборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство, преобразованное в1933 году в культжилсбор. Доход государства формировался не за счёт налогов, аза счёт прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основегосударственной монополии.
Дальнейшая трансформация налогов была связана с ВеликойОтечественной Войной. В 1941 г. был введён военный налог (отменён в1946г.), втом же году для поддержки одиноких матерей был введён налог на холостяков, одинокихи малосемейных граждан, который просуществовал до 90-х годов. Налог с оборотабыл в то время основным платежом в бюджет, он составлял 41% от суммы всехдоходов бюджета в1954г.
Система нормативных платежей предприятий и отчасти граждан вбюджет, сформированная к началу 1970-х годов, явилась прототипом налоговой системыобразца 1991 года. Ориентируясь на западные налоговые системы и объемгосударственных расходов в 1990 году, Правительство М.С. Горбачева приступило ксозданию концепции налоговой системы РСФСР. Эта концепция была модифицирована в1991 году в налоговую систему РФ. Общий состав платежей в бюджет государства,взятый как прототип при формировании структуры налоговой системы на начало 90-хгодов.
Конец 1980-х годов можно назвать периодом возрожденияналоговой систе-мы в России.Налоговая политика вновь становится орудием политической борьбы: в России Борис Ельцин вводит особыйсуверенный режим налогообложения.
Основной вывод, которыйследует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., — это трансформационный крен налогов к ихненалоговым формам. Доходгосударства формировалсяне за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основегосударственной монополии.
2. Особенностиформирования и становления налоговой системы РФ
Наиболее губительны дляобщества революции, преобразующие весь прежний уклад жизни общества. По сути,переход к другой модели рыночной экономики – это та же самая революция, когдаиз-за этого в стране начинается хаос и даже, если все законы замечательны, толюди то еще не привыкли к новой жизни, новому укладу, нет соответствующихусловий, которые приходят только со временем.
В этом самая главная, намой взгляд, проблема стран с переходной экономикой, в том числе России, с еепереходом к рыночному механизму хозяйствования.
Качественную сторонуэкономики переходного периода определяют два основных начала: коренныепреобразования процесса производства товарного продукта и его конечногораспределения. Осуществление этих процессов может как подчинятьсяидеологическим устремлениям правящей власти, так и быть неполитизированным.
На примере российскойэкономической истории видно, что ни при каких условиях развития событий неустраняется пагубная зависимость экономического менеджмента от борьбыполитических сил за власть в стране. Первопричина этому в РФ – отсутствие встране реального собственника на средства производства.
Российская Федерация поКонституции РФ является страной, переходящей к рыночной экономике.
В 1985 году начался новыйпереходный период в истории государства. Он определяется как началодемократизации общества, его возврат к естественному развитию.
Но условий для перехода вРоссии так и не создали, большинство граждан РФ так и остались лишеннымиглавного – частной собственности на средства производства, землю, частногоправа решать свою судьбу по своему собственному усмотрению. Демократическиепреобразования были только продекларированы. Весь приватизационный процесспротекал так, что больше экономических и политических возможностей было у тех,кто находился ближе к руководящей элите. Большинство граждан так и осталосьбесправными, как в экономическом, так и в политическом смысле этого слова.Передел собственности и концентрация богатства в руках олигархов не толькоистощили экономику, но и обесценили демократический лозунг.
Период с 1990 по 1998 гг.можно назвать не периодом демократических преобразований, а хождением по кругу.Потому что за это время так и не были окончательно определенысоциально-политический статус государства и стратегия экономики.
Для переходной экономикиРоссии поразительно характерен тезис о причинах, которые увеличивают и делаютболее тягостными различные виды государственных расходов (нежелание населенияоплачивать государственные расходы, которое проистекает от убеждения, чтопроволочкой и сопротивлением можно вовсе избавиться от их оплаты; подозрение,что обложение слишком велико или что собранные суммы расхищаются илинеправильно расходуются или же что они неравномерно взимаются ираспределяются). В демократических странах расходование общественных фондов исредств государственного бюджета находится под жестким контролем и имеетхарактер строго целевых назначений. Поэтому сопротивление налогам там неявляется массовым явлением. Следовательно, избавившись от причин, порождающихсопротивление налогам, мы приблизим состояние своей налоговой системы к уровнюцивилизованных государств.
В Конституции РФустановлено право частной собственности, принят ряд законов, развивающих этоправо, в частности, действует Закон об акционерных обществах. Однако эта норма неполучила реального подтверждения на практике.
Системная оценкасодержания и целей российских реформ за последнее десятилетие выявляет ихглавный недостаток – отсутствие последовательности, комплексности в проводимыхпреобразованиях, а также их излишняя ориентация на западные ценности. За отсчетбыла принята модель рыночной демократии.
Смысл этой модели заключаетсяв том, что под реформой подразумевается переход к рыночной демократиипосредством либерализации цен, приватизации государственной собственности истабильной национальной валюты. Все эти процессы в России были проведены,однако они привели к прямо противоположным результатам. Причин этого много, ноодна из них – это то, что ни одна из известных моделей преобразования стран наих пути постсоциалистического развития к России не применима; насаждение какойбы то ни было модели в столь огромной и многообразной стране, как Россия, и встоль короткое время губительно1.
В целях проведенияэффективной социально-экономической политики налоговая система России требуетмодернизации.
Сейчас происходит третийэтап, необходимо вырабатывать стратегию социально-экономического прорыва вусловиях современного постиндустриального общества. Сам по себе факт перехода кданному этапу реформ еще не гарантирует достижения стоящих перед странойстратегических целей. Успех или неуспех дальнейшего развития зависит отполитики власти. На этом этапе ключевыми становятся вопросы развития человека,инвестиций в человеческий капитал, задачи укрепления и совершенствованияполитических институтов. Практически нет успешного зарубежного опыта достиженияподобных целей, на который можно было бы ориентироваться. Эти проблемы не могутбыть решены согласно сколько-нибудь типовому стандарту – всем странам, которымудалось с ними справиться, пришлось находить собственные пути их решения.
Для экономического рывкасейчас недостаточно иметь хорошие трудовое и земельное законодательства, законыо банках и банкротстве, налоговое и бюджетное законодательство. Чтобы ониуспешно реализовывались на практике, необходим действенный госаппарат,справедливый суд, достойная правоохранительная система. Именно поэтому остростоит вопрос о коррупции в судебной системе.
В принципе можно сказать,что страны с переходной экономикой являются наиболее сложными для изучения,потому что в каждой такой стране действует своя модель экономики, не похожая надругие. Провести аналогии можно, но брать полностью и копировать с другойстраны модель экономики невозможно, иначе в стране начнется ее развал.
С 1992 г. в РФ начинают свой отсчет текущие налоговые модификации российской системы налоговых отношений.
Важнейшим событиемявилось рассмотрение и принятие Федеральным Собранием РФ второй частиНалогового кодекса РФ, которая реально позволит внести существенные изменения вналоговую систему России, положительно влияющие на экономическую политикухозяйствующих субъектов.
Согласно Федеральномузакону «О введении в действие части второй Налогового кодекса РоссийскойФедерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации о налогах» с первого января 2001 г. вводятся в действие следующие главы части второй Кодекса: гл.21 «Налог на добавленную стоимость», гл.22«Акцизы», гл.23 «Налог на доходы физических лиц», гл.24 «Единый социальныйналог (взнос)».
Одновременно установлено,что федеральные налоги и иные нормативные правовые акты, действующие натерритории РФ и не вошедшие в перечень утративших силу, действуют в части, непротиворечащей части второй Кодекса, и подлежат приведению с ней всоответствие.
Единый социальный налогвключен в перечень федеральных налогов и сборов (гл.24 НК РФ). Объектомналогообложения для работодателей являются выплаты, вознаграждения и иныедоходы, начисляемые работодателями в пользу работников. Для индивидуальныхпредпринимателей, адвокатов, глав крестьянских и фермерских хозяйств объектомналогообложения являются доходы от предпринимательской деятельности за вычетомрасходов, связанных с их извлечением, а для предпринимателей, применяющихупрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход,определенный исходя из стоимости патента.
Единый социальный налогзачисляется в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фондыобязательного медицинского страхования РФ.
Определены и льготы поданному налогу для отдельных организаций.
Ожидается, что введение единогосоциального налога (взноса) станет существенным стимулом для легализацииреальных расходов организаций на оплату труда работников.
Определена система четкихи носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных ипрофессиональных налоговых вычетов. В законе приводится перечень доходов, неподлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). К ним относятсягосударственные пособия, выплачиваемы в соответствии с действующимзаконодательством (прежде всего пособия по безработице, беременности, родам),государственные пенсии, вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь,алименты, получаемые налогоплательщиками.
Принятие «плоской» шкалыставки налога на доходы физических лиц позволит отказаться от необходимостисоставления и представления в налоговые органы декларации о доходах основноймассе физических лиц, являющихся наемными работниками.
Главой 21 части второй НКРФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость помимоорганизаций будут являться и индивидуальные предприниматели. Приводитсяопределение места реализации товаров, изменена редакция норм о месте реализацииработ (услуг). В качестве отдельного объекта налогообложения выделяетсявыполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
С введением второй частиНК РФ отменяются следующие федеральные налоги: налог на доходы банков, налог надоходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности (биржевойналог), которые практически не были установлены, а вопросы налогообложения доходоворганизаций в указанных сферах деятельности регулировались Законом РФ от27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Из перечняфедеральных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.
На втором этапе (2002-2003гг.) Правительством РФ предлагалось отменить налог с продаж, налог на покупкуиностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностраннойвалюте, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог наимущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог предлагалосьзаменить налогом на недвижимость.
Большая часть мер постабилизации направлена на снижение правительственных расходов с цельюсбалансирования бюджета. Но бремя мобилизации ресурсов для финансирования важныхпроектов общественного развития должно лежать на доходной части бюджета.Государственные внутренние и иностранные займы могут восполнить частичнонедостаток сбережений. В конечном счете правительство должно строить планыразвития, исходя из своих возможностей эффективного и справедливого сбораналогов1. В отсутствии хорошо организованных и локальноконтролируемых денежных рынков большая часть развивающихся стран длястабилизации экономики и мобилизации внутренних ресурсов была вынуждена преждевсего опираться на инструменты налоговой политики.
В процессе формированияналоговой системы в России налог с оборота, налог с продаж были заменены на НДСи акцизы, также был модернизирован действовавший налог на прибыль, введеныналог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды, расширился кругобязательных платежей предприятий. С 1 января 1992 года в России сталадействовать новая налоговая система, общие принципы построения которойопределены Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27декабря 1991 года. Закон устанавливает перечень идущих в бюджетную системустраны налогов и сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права,обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов2.
Объектами налогообложенияпо этому закону стали прибыль (доходы), стоимость определенных товаров,отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользованиеприродными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передачаимущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др.
В соответствии со ст.2Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и дру-гих платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговуюсистему».
Налоги в России всоответствии с Налоговым кодексом разделены на три вида в зависимости от уровняих установления и изъятия: федеральные (на уровне страны); региональные (науровне регионального органа государственной власти); местные (на уровне органаместного самоуправления). Подобная трехуровневая система присуща практическивсем государствам, имеющим федеральное устройство.
Перечень, размеры ставок,объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы ипорядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаютсязаконодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Региональные налоги,например, такой как, налог на имущество предприятий, устанавливаютсязаконодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органамигосударственной власти, если иное не установлено законодательными актами.
Из местных налоговобязательными для всех являются только два – земельный налог, налог наимущество граждан. Они устанавливаются законодательными актами РоссийскойФедерации. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговыеставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельнымкодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю».
Последние года реформыналогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международныхобъединений, в том числе и в России, осуществляются с целью привестинациональное налоговое законодательство в соответствии с некими общимитребованиями.
Ее основная цель –устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующиеэкономической интеграции.
14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» — первыйунифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения встране.
В декабре 1991 г. проводится широкомасштабная налоговая реформа, принимаются Законы «Об основах налоговойсистемы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «Оподоходном налоге с физических лиц». Эти системообразующие законодательные актысоставили фундамент налоговой системы России.
Основными задачаминалоговой реформы в недавнем прошлом в перспективе (2000-2001 гг.) в РФявлялись: существенное снижение налогового администрирования.
Снижение налоговогобремени должно было быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузкина фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота с изменений в правилахрасчета базы налогообложения прибыли.
Упрощение налоговой системыпредусматривалось посредством установления закрытого списка налогов и сборов,единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отменызначительного числа второстепенных налогов.
В настоящее времяналоговые реформы завершены или все еще проводятся в целом ряде стран, при этомреформаторам в большинстве случаев удалось добиться позитивных изменений как вэкономике, так и в социальной сфере.
Можно обратить вниманиена то, что в процессе анализа и выработки налоговой политики на первый план всебольше выходят международные факторы.
Действительно, последниегода реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различныхмеждународных объединений, осуществляются с целью привести национальноеналоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями. Приэтом сходство достигается как в части правовых норм, определяющих составналогов и сборов, так и норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты.
Подобная практикаименуется унификацией налогового законодательства. Налогообложениереформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетомэкономических интересов всех стран – участников того или иного международногообъединения. Международные организации как раз и определяют общее направление исодержание налоговых реформ, проводимых в государствах, в них входящих.Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики иреформированию налогового законодательства составляют существо гармонизацииналогообложения. Ее основная цель – устранить различия в налоговомзаконодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.
Наибольших результатов вделе гармонизации систем налогообложения достигли страны, входящие в состав ЕС.
3. Проблемы ипутисовершенствованияналоговойсистемыРФ
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Вообще характерной чертой налоговой системы России становится появление большого количества местных налогов и сборов.
Действующая в течение последних лет в России налоговая система создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.
Характерной особенностью созданной в нашей стране налоговой системы является то, что в отношении иностранных инвесторов принят практически национальный режим налогообложения.
К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. В 1992 году в законодательство по налогу на прибыль серьезные изменения вносились дважды, а в порядок уплаты налога на добавленную стоимость — трижды.
Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.
Неудивительно, что к существующей налоговой системе ныне предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию. Все эти замечания справедливы.
Сегодня, с одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги, с другой — мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт.
Первая группа проблем – это совершенствование понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем Законе «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж (какой платеж?) дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики. Определение понятия «плательщик налога» неполно и сделано по принципу «круга» («плательщики налога… есть другие категории плательщиков»), а определение объекта налогообложения дано путем перечисления возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению. Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий, нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями. Определить понятия «налог» и «сбор», адекватно отразив в определении их существенные признаки, — значит выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например некоторых видов имущественных санкций.
Вторая группа проблем — это проблема разграничения компетенции властных структур различного уровня в области налогообложения и сборов. Основы такого разграничения изложены в конституционных положениях. Ясно, что налоги должны подразделяться на три вида: федеральные, региональные и местные. Но какие налоги относятся к каждому из видов Конституция не определяет. Положения в Конституции однозначно указывают, что: 1) перечень федеральных налогов и сборов есть прерогатива законодательного органа Российской Федерации; 2) федеральные налоги должны взиматься в федеральный бюджет. И так, во-первых, можно допустить, что установление всех остальных налогов и сборов (региональных и местных) к ведению Российской Федерации не относятся ни в коей мере. Однако негативные последствия подобного подхода очевидны. Нельзя в одной стране иметь множество налоговых систем.
Методологиярационализации налогообложения должна исходить, во-первых, из классическихналоговых теорий и концепций; во-вторых, учитывать (но не копировать)прогрессивный опыт мировой практики налогообложения; в-третьих (и это главное),базироваться на жизненных реалиях, целях и задачах российской переходнойэкономики. Налоговая система должна быть адекватна современному состояниюэкономики и социальной сферы России. По мнению Президента России В. В. Путина,направившего 23 мая 2000г. в Госдуму специальное налоговое послание, работу помодернизации налоговой системы РФ необходимо существенно ускорить. На первомэтапе (2000-2001гг.) налоговой реформы, определенным правительственным проектомпредполагалось:
- добиться снижения уровня налоговых изъятий по мереснижения обязательств государства в области бюджетных расходов;
- сделать российскую налоговую систему болеесправедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различныхэкономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одниналогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налоговзаконными и нелегитимными способами).
- повысить уровень нейтральности налоговой системы поотношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вноситьминимум искажений в систему отпускных цен, в процессы формирования сбережений ит.д.);
- путем эффективного налогового администрированияобеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательствакак для государства, так и для налогоплательщиков.
Достижениеэтих задач требует решения ряда взаимосвязанных проблем: отмены неоправданных инеэффективных налоговых льгот; снижения задолженности предприятий по налогам;ликвидации «щелей» в налоговом законодательстве, позволяющих «законным»способом избегать налогов.
Вкачестве принципиальной стратегии реформы выбран вариант, при котором налоговаярационализация не должна преследовать цель кардинально изменить действующуюналоговую систему. Более реалистичным признано ее эволюционное преобразование,обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленноена создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговойсистемы. Предлагаемая Правительством РФ рационализация налоговой системы,усиление защищенности налогоплательщиков должны способствовать возврату влегальную сферу капиталов, ушедших в безналоговый оборот или вывезенных впоследние годы за границу.
Насегодняшний день существует достаточно много альтернативных проектоврационализации налогообложения, выдвигаемых учеными, государственнымиструктурами, представителями бизнеса. Они отличаются как по степени «разности»рассматриваемых аспектов модернизации, уровню радикализма, так и по степенипроработанности.
ВРоссийской Федерации серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов,распространение различных схем обхода налоговых законов.
В этихусловиях резко вырастает важность и значение контрольной работы налоговыхорганов, и потому к ней должны предъявляться особые требования. Здесь главное — сформировать у налогоплательщиков понимание неотвратимости выявления нарушенияи взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов. Поэтомуосновной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита иповышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работапо повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков.
Номногие формы налоговых злоупотреблений не могут быть устранены только этим иметодами. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлятьфакты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шагвперед посредством совершенствования нормативно-правовой базы, оперативногоперекрытия возможных каналов возникновения налоговых нарушений. Следуетпредусмотреть установление жесткого повседневного контроля за соблюдениемналогового законодательства, заблаговременное пресечение «теневых»экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций зауклонение от уплаты налогов.
Переориентацияфункции налоговой системы с фискальной на стимулирующую позволит без ущерба дляэкономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственногорегулирования, создавая предпосылки для экономического роста и притока инвестицийв производственную сферу, что, в свою очередь, позволит создать надежныйфундамент для обеспечения стабильных налоговых поступлений в казну государства.
Хотя, как считает А.А. Масленникова, аудитор, кандидат юридических наук. В 90-х годах происходил процесс становления и совершенствования налоговой политики современной России, было сделано много ошибок, коллизий, пробелов, но постепенно налоговая отрасль стала развиваться в цивилизованном ключе. Начиная с 2004 года ситуация стала меняться и последние тенденции в данной сфере трудно назвать прогрессивными. Судебная и исполнительная власть породила два законодательно неопределенных, но укоренившихся института: недобросовестности налогоплательщика и игнорирования положений НК РФ о том, что все пробелы в законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика. Помимо проблем с юридической техникой в создании фискального законодательства, имеются вопросы и к целесообразности некоторых положений НК РФ1.
Заключение
Налоговая системапредставляет собой совокупность действующих налогов и сборов; принципов ихустановления, введения, отмены; организации налогового контроля, налоговойответственности необходима для государства и разных бюджетов. В налоговуюсистему РФ входят федеральные (9 налогов); региональные (3 налога) и местныеналоги (2 налога).
В 1917 году закончилась эпоха естественных качественныхпреобразований налогов, революция 1917 г. породила революционные и чрезвычайные налоги. Налоги некоторым образом начали возрождаться при НЭПе. Однако ихвозрождение происходило в специфических (натуральных) условиях. К концу 20-хгодов сформировалась громоздкая бюджетная система (86 видов платежей). В 30-егоды приняло характер закономерности стремление к уничтожению налогов, были проведеныкардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственноепользование. Дальнейшая трансформация налогов была связана с ВеликойОтечественной Войной. Система нормативных платежей предприятий и отчастиграждан в бюджет, сформированная к началу 1970-х годов, явилась прототипомналоговой системы образца 1991 года. Ориентируясь на западные налоговые системыи объем государственных расходов в 1990 году, Правительство М.С. Горбачеваприступило к созданию концепции налоговой системы РСФСР. Эта концепция быламодифицирована в 1991 году в налоговую систему РФ.
Основной вывод, которыйследует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., — это трансформационный крен налогов к ихненалоговым формам. Доходгосударства формировалсяне за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основегосударственной монополии.
Наиболее губительны дляобщества революции, преобразующие весь прежний уклад жизни общества. По сути,переход к другой модели рыночной экономики – это та же самая революция. Качественнуюсторону экономики переходногопериода определяют два основных начала: коренные преобразования процесса производства товарногопродукта и его конечного распределения.
В 1985 году начался новыйпереходный период в истории государства. Он определяется как началодемократизации общества, его возврат к естествен-ному развитию. В период с 1990по 1998 гг. так и не были окончательно определены социально-политический статус государства истратегия экономики.
Для переходной экономикиРоссии характерны причины, которые увеличивают и делают более тягостнымиразличные виды государственных расходов. К недостаткам российских реформ относятся:отсутствие последовательности, комплексности в проводимых преобразованиях, атакже их излишняя ориентация на западные ценности. В целях проведенияэффективной социально-экономической политики налоговая система России требуетмодернизации. Чтобы успешно реализовывались на практике законодательства,необходим действенный госаппарат, справедливый суд, достойнаяправоохранительная система.
С 1992 г. в РФ начинают свой отсчет текущие налоговые модификации российской системы налоговыхотношений. Важнейшим событием явилось рассмотрение и принятие ФедеральнымСобранием РФ второй части Налогового кодекса РФ. С 1 января 1992 года в Россиистала действовать новая налоговая система, общие принципы построения которойопределены Законом «Обосновах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.
Последние года реформыналогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международныхобъединений, в том числе и в России, осуществляются с целью привестинациональное налоговое законодательство в соответствии с некими общимитребованиями. Ее основная цель – устранить различия в налоговомзаконодательстве государств, препятствующие экономической интеграции. Налогообложениереформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетомэкономических интересов всех стран – участников того или иного международногообъединения.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Характерной чертой налоговой системы России становится появление большого количества местных налогов и сборов. К серьезным недостаткам налогового режима, можно отнести его нестабильность, это является существенным экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику. Существующая налоговая система недопустимо жестка по числу и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика.
Первая группа проблем –это совершенствование понятийного аппарата. Вторая группа проблем — этопроблема разграничения компетенции властных структур различного уровня вобласти налогообложения и сборов.
Методологиярационализации налогообложения должна исходить, во-первых, из классическихналоговых теорий и концепций; во-вторых, учитывать прогрессивный опыт мировойпрактики налогообложения; в-третьих, базироваться на жизненных реалиях, целях изадачах российской переходной экономики. Налоговая система должна бытьадекватна современному состоянию экономики и социальной сферы России. Достижениеэтого требует решения ряда взаимосвязанных проблем: отмены неоправданных инеэффективных налоговых льгот; снижения задолженности предприятий по налогам;ликвидации «щелей» в налоговом законодательстве, позволяющих «законным»способом избегать налогов.
Вкачестве принципиальной стратегии реформы выбран вариант, при котором налоговаярационализация не должна преследовать цель кардинально изменить действующуюналоговую систему. Более реалистичным признано ее эволюционное преобразование,обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленноена создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговойсистемы.
ВРоссийской Федерации серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов,распространение различных схем обхода налоговых законов. Основной задачейостается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качествапроводимых документальных проверок, просветительская работа по повышениюналоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. Поэтому передналоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов иухода от налогообложения, но и совершенствовать нормативно-правовую базу,оперативное перекрытие возможных каналов возникновения налоговых нарушений.
Переориентацияфункции налоговой системы с фискальной на стимули-рующую позволит без ущербадля экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственногорегулирования, создавая предпосылки для экономического роста и притокаинвестиций в производственную сферу, что, в свою очередь, позволит создатьнадежный фундамент для обеспечения стабильных налоговых поступлений в казнугосударства.
Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации: Официальный текст. – М.: Айрис Пресс, 2004
2. Свод кодексов и законов РоссийскойФедерации. – СПб.: ИГ «Весь», 2005
3. Налоговыйкодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 октября 2006 г. (вкл. изменен., вступающие в силу с 1 января 2007 г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006
4. Закон «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года
5. Законодательные (представительные)органы власти субъектов РФ. Практика. Мнения. Проблемы.Информационно-исторический бюллетень. Выпуск 1 (23). – М.: изд. ГосударственнойДумы, 2002
6. Налоговое право России: Учебникдля вузов // Под ред. Ю.А. Крохиной. – М.: изд-во НОРМА, 2003
7. Финансы, денежное обращение икредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001
8. Финансы: Учебник для вузов / Подред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
9. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическаятеория. Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА (издательская группаНОРМА-ИНФРА.М), 2001
10. Юткина Т.Ф. Налоговедение: отреформы к реформе. – М.: ИНФРА-М, 1999
11. Тодаро М.П. Экономическоеразвитие: Учебник / Пер. с англ. под ред. С.М. Яковлева, Л.З. Зевина. – М.: Экономический факультетМГУ, ЮНИТИ, 1997
12. Демин А.В. Налоговое правоРоссии: Учеб. пособие. – Федер. агентство по образованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. –Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006
13. Журнал «Финансы». — 2006. — №8
14. Финансы: Учебник. – 2-е изд.,перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др., Под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004