Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Понятие и виды ответственности за правонарушение в сфере налогообло

--PAGE_BREAK--Налоговая ответственность выполняет три функции: 1) карательную (штрафную); 2) превентивно-воспитательную; 3) восстановительную.
При этом основной из перечисленных функций является карательная. Карательное воздействие налоговой ответственности, как и любого другого вида юридической ответственности, начинается с осуждения (порицания) правонарушителя и совершенного им деяния.
Осуждение обладает значительным карательным потенциалом, направленным на психику субъекта и заключающимся в признании его налоговым правонарушителем. Затем в качестве основного орудия карательного воздействия налоговой ответственности к правонарушителю применяются налоговые санкции (штраф), влекущие сужение его имущественной сферы. За применением налоговой санкции следует состояние налоговой наказанности правонарушителя, так как в п. 3 ст. 112 НК РФ прямо определяется, что «лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа».
Состояние налоговой наказанности имеет не только карательный, но и частнопревентивный аспект воздействия, поскольку единственным обстоятельством, отягчающим налоговую ответственность, согласно п. 2 ст. 112 НК РФ признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, претерпевающее состояние налоговой наказанности, осознает, что в случае совершения им повторного налогового правонарушения сумма штрафа будет увеличена в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ).
Карательной функции налоговой ответственности неизбежно сопутствует превентивно-воспитательная функция, но если кара не является индивидуализированной и справедливой, то ни о каком воспитательном воздействии не может быть и речи.
Одновременно с карательной функцией налоговой ответственности осуществляется ее восстановительная функция. При существующей в настоящее время системе налоговых санкций налоговая ответственность помимо целей возмездия и предупреждения налоговых правонарушений преследует также цель пополнения бюджета государства или муниципальных образований. В результате применения штрафов происходит возмещение потерь, понесенных государственным или муниципальным бюджетом от нарушения обязанности по уплате налогов (сборов).
Таким образом, теория права еще не определила место ответственности за совершение налоговых правонарушений (налоговой ответственности) в системе видов юридической ответственности. В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности и это является одной из причин дискуссионности этого вопроса. Однако анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет определить этот вид ответственности следующим образом.
Налоговая ответственность — это применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).
Очевиден, однако, тот факт, что ответственность за налоговые правонарушения соответствует всем основным признакам юридической ответственности и при этом имеет ряд специфических, только ей присущих особенностей.

2. Виды ответственности за налоговые правонарушения
2.1. Ответственность за налоговые правонарушения Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе[3]
Статьей 116 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
Объектом данного налогового правонарушения является установленный НК РФ порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе.
Субъектами правонарушения являются организации и физические лица, обязанные встать на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ.
Порядок постановки на учет организаций и физических лиц регулируется ст. ст. 83, 84 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах:
— по месту нахождения организации;
— по месту нахождения обособленных подразделений организации;
— по месту жительства физического лица;
— по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;
— по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в ст. ст. 83, 84 НК РФ внесены весьма значительные изменения, вступившие в силу с 1 января 2007г. С указанного момента порядок постановки на налоговый учет организаций и физических лиц стал следующим.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ[4] (п. 3 ст. 83 НК РФ). Все действия по такому учету (за исключением постановки на учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений) осуществляются налоговыми органами без участия налогоплательщиков — организаций или индивидуальных предпринимателей.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83).
Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ, состоит в неправомерном бездействии – неподаче налогоплательщиком, обязанным встать на учет в налоговом органе, в установленный НК РФ срок заявления о постановке на учет в налоговом органе.
При этом необходимо учитывать следующее.
Во-первых, в ст. 116 НК РФ ответственность установлена только за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Поэтому несоответствие формы поданного налогоплательщиком в налоговый орган заявления форме заявления о постановке на учет, установленной нормативным актом налогового органа, не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ
Во-вторых, налогоплательщик подлежит ответственности за сам факт непостановки на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло ли данное обстоятельство какие-либо негативные последствия для бюджета. Налоговое правонарушение, указанное в ст. 116 НК РФ, имеет формальный состав и считается оконченным с момента истечения срока подачи заявления о постановке на налоговый учет.
В-третьих, постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на учет на основании заявления налогоплательщика[5].
В-четвертых, постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора (п. 2 ст. 83 НК РФ).
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
Статья 117 НК РФ устанавливает ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Под уклонением при этом понимается ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Объектом данного налогового правонарушения является законодательно установленный порядок постановки на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей, а также порядок ведения предпринимательской деятельности.
Субъектами правонарушения признаются организации и индивидуальные предприниматели, в нарушение требований НК РФ осуществляющие предпринимательскую деятельность без постановки на налоговый учет.
Под ведением деятельности понимаются реальные факты финансово-хозяйственной деятельности, результат которых будет участвовать в формировании объекта налогообложения хотя бы одному налогу, независимо от того, должна ли будет организация уплатить такой налог (например, при наличии льготы).
Объективная сторона налогового правонарушения, указанного в ст. 117 НК РФ, выражается в неподаче организацией или индивидуальным предпринимателем в установленный НК РФ срок заявления о постановке на учет в налоговом органе при одновременном ведении предпринимательской деятельности. При этом необходимо учитывать, что повторное привлечение к ответственности по ст. 117 НК РФ после применения ст. 116 НК РФ недопустимо, поскольку нарушение срока постановки на налоговый учет, ответственность за которое предусмотрена ст. 116 НК РФ, предполагается составом ст. 117 НК РФ.
Субъективная сторона — умысел.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ).
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 117 НК РФ).

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
В пункте 1 ст. 118 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке.
Объектом данного налогового правонарушения является порядок открытия и закрытия налогоплательщиками счетов в банках, установленный НК РФ в связи с осуществлением налогового контроля.
Субъектами правонарушения признаются налогоплательщики-организа-ции или индивидуальные предприниматели, которые согласно абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ обязаны в 7- дневный срок письменно сообщать об открытии или закрытии ими счетов (лицевых счетов) в банках в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. При этом индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган только о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном бездействии — нарушении налогоплательщиком-организацией или индивидуальным предпринимателем установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке. Данное правонарушение имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения противоправного деяния, а именно в момент истечения срока представления в налоговый орган сведений об открытии или закрытии счета в банке. При этом объективная сторона правонарушения может быть признана сформированной, если доказан хотя бы один из следующих фактов:
1) факт открытия или закрытия именно «счета в банке». Не образует состава налогового правонарушения, указанного в п. 1 ст. 118 НК РФ, открытие или закрытие счетов, не признаваемых «счетами» для целей налогового законодательства.
2) факт открытия и закрытия счета в банке. Налоговый орган или суд должен установить не просто факт наличия счета в банке, а именно факт открытия или закрытия такого счета. При этом не может быть признано исчерпывающим доказательство этого факта только на основании сообщения банка, направленного в налоговый орган в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ, поскольку такое сообщение может быть сделано, например, по ошибке.
3) факт несообщения налогоплательщиком-организацией или индивидуальным предпринимателем информации об открытии или закрытии счета надлежащему налоговому органу.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ сообщение об открытии или закрытии счета в банке должно быть направлено в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
4) факт нарушения налогоплательщиком — организацией или индивидуальным предпринимателем срока, установленного НК РФ для сообщения налоговому органу об открытии или закрытии счета в банке.
Здесь особое значение имеет то, с какого момента данный срок подлежит исчислению. В судебной практике к настоящему времени выработан подход, согласно которому указанный срок следует исчислять с того момента, когда налогоплательщику стало известно об открытии или закрытии счета в банке .
С субъективной стороны налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 118 НК РФ, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности.
При этом не образует состава данного правонарушения несообщение налоговому органу о закрытии счета в банке, если закрытие совершено не по инициативе и без уведомления соответствующего клиента банком. Вместе с тем в указанном случае суды при установлении вины налогоплательщика учитывают не только факт закрытия счета не по инициативе и без его уведомления клиента банком, но и содержание соответствующего договора банковского счета, который может предусматривать закрытие счета по истечении определенного в договоре срока.Таким образом, вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 118 НК РФ, считается доказанной, если установлено, что соответствующему налогоплательщику было известно о факте открытия или закрытия счета в банке.
Нарушение налогоплательщиком — организацией или индивидуальным предпринимателем установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
Непредставление налоговой декларации.
Статья 119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Объектом данного налогового правонарушения является установленный законодательством о налогах и сборах порядок представления налогоплательщиками налоговых деклараций.
Субъектами правонарушения являются налогоплательщики, обязанные в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (абз. 1 п. 1 ст. 80 НК РФ).
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ). При нарушении данной обязанности налогоплательщик несет ответственность по ст. 119 НК РФ.
Объективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 119 НК РФ, состоит в противоправном бездействии – непредставлении налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. При этом необходимо учитывать следующее:
1) указанные в ст. 80 НК РФ расчет авансового платежа и расчет сбора не могут признаваться налоговой декларацией, поэтому их непредставление в установленный срок не влечет ответственности по ст. 119 НК РФ;
2) представление налоговой декларации в установленный срок, но с ошибками и противоречивыми сведениями не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ;
3) при представлении налоговой декларации с нарушением установленного срока в случае доначисления налога штраф следует применять одновременно по ст. 119 и ст. 122 НК РФ;
4) ответственность по ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации наступает независимо от фактов полной и своевременной уплаты либо переплаты того налога, по которому подается соответствующая налоговая декларация;
5) отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах
Субъективная сторона налогового правонарушения, указанного в ст. 119 НК РФ, — умысел либо неосторожность. При этом форма вины в данном случае на квалификацию деяния не влияет.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.