Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоговая база по налогу на имущество организаций и порядок ее определения

Содержание
Введение
1. Налоговая система РФ- сущность и принципы. Введение налога на имущество предприятий
2. Налог на имуществопредприятий — методика исчисления и особенности уплаты в бюджет
2.1. Налогоплательщики
2.2. Объектналогообложения и налоговая база
2.3. Исчисление иуплата налога на имущество
Заключение
Список использованнойлитературы

 
Введение
Налогна имущество организаций — это один из налогов налоговой системы РоссийскойФедерации, который установлен федеральным законодательством.
Налогна имущество организаций наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленнуюстоимость и другими видами налогов, обеспечивает поступления в бюджетыразличных уровней и требует особого подхода при его рассмотрении.
Устанавливаяналог на имущество организаций, законодательные органы субъектов РФ вправеопределять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядоки сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу.
Крометого, при установлении налога законами субъектов РФ могут такжепредусматриваться региональные налоговые льготы и основания для их использованияналогоплательщиками.
Налогна имущество организаций занимает центральное место в системе имущественногоналогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможныхизменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежногоопыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имуществоюридических и физических лиц, а также земельного налога, на налог нанедвижимость.
Несомненно,что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правилналогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность натерриториях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимоучитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом,произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводитналогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.
Вышеизложенное обусловливает актуальность темы данной работы, посвященной вопросамимущественного налогообложения организаций в соответствии с нормами действующегоналогового законодательства.
Объектомисследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанныхс раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественногоналогообложения организаций в свете действующего налогового законодательства.
Предметисследования — нормы Налогового кодекса Российской Федерации об основахналогообложения и налоге на имущество организаций.
Цельданной контрольной работы — теоретическое и практическое определение налоговойбазы по налогу на имущество организации.
Длядостижения целей необходимо решить следующие задачи:
определитьпринципы и дать характеристику имущественного налогообложения;
установитьсубъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество;
проанализироватьособенности порядка имущественного налогообложения.

1.Налоговая система РФ — сущность и принципы.  Введение налога на имуществопредприятий
 
Действующаяв настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткуюисторию. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы,регулирующие вопросы налогообложения, были приняты парламентом России в декабре1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая система подвергаласьмножеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы ипринципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.
Формированиеналогового законодательства Российской Федерации началось с принятием Закона РФот 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации» и отдельных законов, регулирующих порядок взимания конкретныхналогов и сборов (о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыльпредприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц и другие).
Дальнейшееразвитие налогового законодательства проходило как по пути физическоговозрастания объемов нормативной информации, так и накопления качественно иногоматериала, требующего принципиального изменения в механизме правовогорегулирования — проведения масштабной налоговой реформы.
Основнаяцель налоговой реформы — достижение оптимального соотношения междустимулирующей и фискальной ролью налогов, а основные принципы налоговой реформызаключались в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налоговогобремени и упрощении налоговой системы.
В настоящее время налоговая системагосударства представляет собой совокупность видов взимаемых налогов, форм и методових исчисления, сбора и использования налоговых поступлений, а также включает налоговые,таможенные и финансовые органы, органы внутренних дел.
В Российской Федерации действуютследующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные (субъектовРоссийской Федерации) и местные.
Федеральными являются налоги и сборы,устанавливаемые федеральным налоговым законодательством, обязательные к уплатена всей территории Российской Федерации. Региональными — налоги и сборы,устанавливаемые федеральным и региональным налоговым законодательством иобязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РоссийскойФедерации. Региональные законодательные (представительные) органы определяютследующие элементы налогообложения:
— налоговые ставки;
— порядок и сроки уплаты налога;
— формы налоговой отчетности;
— налоговые льготы.
Остальные элементы налогообложенияустанавливаются федеральным налоговым законодательством. Местными признаютсяналоги и сборы, устанавливаемые федеральным налоговым законодательством инормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправленияи обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.При установлении местного налога представительными органами местногосамоуправления в порядке и пределах, установленных федеральнымзаконодательством, определяются следующие элементы налогообложения:
— налоговые ставки;
— порядок и сроки уплаты налога;
— формы налоговой отчетности;
— налоговые льготы.
Принадлежность налога к конкретномууровню налоговой системы не означает, что он является источником доходов толькобюджета соответствующего уровня (федеральный налог — федеральный бюджет,региональный налог — региональный бюджет и т.д.).
В соответствии с бюджетным и налоговымзаконодательством может быть предусмотрено полное или частичное закреплениеконкретных федеральных (или региональных) налогов в качестве источника доходоврегиональных и местных бюджетов.
Федеральные налоги и сборы
К федеральным налогам и сборамотносятся:
— налог на добавленную стоимость;
— акцизы;
— налог на прибыль организаций;
— налог на доходы физических лиц;
— единый социальный налог;
— государственная пошлина;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— сборы за пользование объектамиживотного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— водный налог.
Региональные налоги и сборы
К ним относятся:
— налог на имущество организаций;
— транспортный налог;
— налог на игорный бизнес.
Местные налоги и сборы
К местным налогам и сборам относятся:
— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц.
Кроме перечисленных налогов и сборов вРоссийской Федерации применяются специальные налоговые режимы и соответствующиеим налоги:
1) система налогообложения длясельскохозяйственных товаро-производителей (единый сельскохозяйственный налог изакрытый
перечень «традиционных» налогов);
2) упрощенная система налогообложения(единый налог при упрощенной системе налогообложения и закрытый перечень«традиционных» налогов);
3) система налогообложения в видеединого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности(единый налог на вмененный доход и закрытый перечень «традиционных» налогов);
4) система налогообложения привыполнении соглашений о разделе продукции (закрытый перечень «традиционных»налогов).
Введениеналога на имущество организаций — этап реформирования системы имущественныхналогов. Данный процесс реформирования был впервые предусмотрен Программойсоциально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу (2002 — 2004 гг.). В Программе, в частности, указывалось, чтоприоритетное значение в настоящее время приобретает реформирование системыплатежей за землю и иную недвижимость, которое должно реализовать принципединства земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. Приэтом государственная политика по стимулированию эффективного использованияземли и иной недвижимости направлена на создание государственного кадастраобъектов недвижимости как единой системы государственного учета недвижимости наоснове автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений.
Поэтомуодним из этапов перехода на налогообложение недвижимости являлось именносовершенствование налога на имущество предприятий, что и реализовалось свведением в действие с 1 января 2004 года на основании Федерального законаРоссийской Федерации от 11.11.2003 № 139-ФЗ главы 30 «Налог на имуществоорганизаций» НК РФ.

2.Налог на имущество предприятий — методика исчисления и особенности уплаты вбюджет
 
2.1Налогоплательщики
 
Налогоплательщиками являются российскиеи иностранные организации, осуществляющие деятельность в России черезпостоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимоеимущество на ее территории. Плательщиками налога на имущество не признаются:
— организации, применяющие упрощеннуюсистему налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), систему налогообложения в видеединого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 4 ст.346.26 НК РФ), перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (п. 3ст. 346.1 НК РФ);
— организации, являющиеся организаторамиОлимпийских игр и Параолимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, в отношении имущества,используемого в связи с организацией и проведением Олимпийских иПараолимпийских зимних игр и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.
 
2.2 Объект налогообложения и налоговаябаза
 
Объектом налогообложения являютсяосновные средства. К ним относятся объекты основных средств, учтенные на счетах01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности»,например переданные по договору лизинга или проката.
Не признаются объектами налогообложения:
1) земельные участки и другие объектыприродопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2) имущество, принадлежащее на правехозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органамисполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненнаяк ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданскойобороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
Налоговаябаза — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.Данное понятие является одним из основных элементов налогообложения, которыедолжны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того,чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения пофедеральным налогам, региональным налогам и местным налогам устанавливаются НКРФ — ст. ст.53 и 54. Конкретно нормами главы 30 НК РФ установлены правилаопределения налоговой базы по налогу на имущество организаций.
В соответствии со ст.375 НК РФ,налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемогообъектом налогообложения. При ее определении основныесредства учитываются по остаточной стоимости, сформированной в соответствии спорядком ведения бухучета, утвержденным в учетной политике организации.
Если для отдельных объектов основныхсредств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектовдля целей налогообложения определяется как разница между их первоначальнойстоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормамамортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце отчетногопериода.
Среднегодовая (средняя) стоимостьимущества,  признаваемого объектом налогообложения, определяется как частноеот деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимостиимущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-ечисло следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцевв налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Так,среднегодовая стоимость имущества за первый квартал, руб.:
И1.1+ И1.2 + И1.3 + И1.4
 И1 кв. = 4
гдеИ1.1 — стоимостная оценка имущества организации по состоянию на 1 январяотчетного периода, руб.;
И1.2- стоимостная оценка имущества по состоянию на 1 февраля, руб.;
И1.3- стоимостная оценка имущества по состоянию на 1 марта, руб.;
И1.4- стоимостная оценка имущества по состоянию на 1 апреля, руб.
Среднегодоваястоимость имущества за полугодие, руб.:
И1.1+ И1.2 + И1.3 + И1.4 + И1.5 + И1.6 + И1.7
Иполугод. = 7
Среднегодоваястоимость имущества за 9 месяцев, руб.:
И1.1+ И1.2 + И1.3 + …+ И1.9 + И1.10
И9мес. = 10
Среднегодоваястоимость имущества за год, руб.:
И1.1+ И1.2 + И1.3 +… + И1.11 + И1.12 + И1.13
Игод = 13
гдеИ1.13 — стоимостная оценка имущества организации по состоянию на 1 январяследующего года, руб.
Пример1.
Остаточнаястоимость основных средств, числящихся на балансе ЗАО «Витязь» и признаваемых объектомналогообложения, составила:
на1 января — 357 000 руб.;
на1 февраля — 352 000 руб.;
на1 марта — 364 000 руб.;
на1 апреля — 382 400 руб.
Средняястоимость имущества, признаваемого объектом нало-гообложения, за I квартал определяетсяследующим образом:
на 1 января — 357 000 руб.;
на 1 февраля — 352 000 руб.;
на 1 марта — 364 000 руб.;
на 1 апреля — 382 400 руб.
Средняя стоимость имущества, признаваемогообъектом налогообложения, за I квартал определяется следующим образом:
357 000+ 352 000+ 364 000 +382 400 = 363 850 руб. 4
Налоговой базой в отношении объектовнедвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности вРоссийской Федерации через постоянные представительства, а также в отношенииобъектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся кдеятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянныепредставительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектовпо данным органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января года,являющегося налоговым периодом.
 
2.3Исчисление и уплата налога на имущество
Порядокисчисления налога — это порядок определения сумм налоговых платежей поконкретному виду налогообложения; один из основных элементов налогообложения,которые должны быть определены в акте законодательства РФ о налогах и сборахдля того, чтобы налог считался установленным.
Вст. 382 НК РФ устанавливается:
общийпорядок исчисления налога на имущество организаций;
порядокисчисления сумм авансовых платежей по налогу.
Сумманалога на имущество организаций исчисляется по итогам налогового периода какпроизведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной заналоговый период.
Всоответствии с п.1 ст. 379 НК РФ, налоговым периодом по налогу на имуществоорганизаций признается календарный год. В силу п.1 ст.55 НК РФ по окончанииналогового периода определяется налоговая база и сумма налога, подлежащаяуплате.Налоговыйпериод может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Всоответствии с ст. 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законамисубъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установлениедифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорийналогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Положенияп.1 ст. 382 НК РФ предписывают исчислять сумму налога на имущество организацийпо итогам налогового периода путем умножения налоговой ставки, действующей натерритории соответствующего субъекта РФ, на величину налоговой базы. Сумманалога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяетсякак разница между суммой налога исчисленной данным в соответствии с п.1 ст. 382НК РФ и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налоговогопериода.
Суммаавансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода вразмере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и среднейстоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с п.4 ст. 376НК РФ.
Вст. 383 НК РФ устанавливаются:
общийпорядок уплаты налога и авансовых платежей (особенности уплаты налога дляроссийских организаций, имеющих обособленные подразделения и объектынедвижимого имущества, расположенные вне местонахождения организации,установлены в ст. ст.284 и 285 НК РФ);
срокиуплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество организаций.
Всоответствии с п.1 ст. 386 НК РФ формами отчетности по налогу на имуществоорганизаций выступают:
1)по истечении отчетных периодов, если они установлены законом субъекта РФ, — налоговые расчеты по авансовым платежам, подлежащие представлению не позднее 30дней со дня окончания соответствующего отчетного периода;
2)по истечении налогового периода — налоговая декларация, подлежащаяпредставлению не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговымпериодом.
 
Пример2.
Ставканалога на имущество организаций составляет 2,2%. Отчетные данные за каждыймесяц налогового периода представлены в таблице:Отчетные данные на начало месяца Стоимость основных средств, используемых в основной деятельности, руб. 1.01 141 174 1.02 137 814 1.03 134 534 1.04 131 332 1.05 128 206 1.06 125 155 1.07 122 176 1.08 119 268 1.09 116 429 1.11 113 658 1.12 110 953 1.01 108 312
Необходиморассчитать налог на имущество организаций, подлежащий уплате за год.
Решение.Налоговая база представляет собой среднегодовую стоимость имуществапредприятия.
1.Налоговая база для расчета авансовых платежей за первый квартал: (141 174+137814+134 534+131 332):(3+1)=136 214 руб.;
суммаавансового платежа за 1-й квартал: (136 214*2,2%):4=749 руб.;
2.Налоговая база для расчета авансовых платежей за 1-е полугодие: (141 174+137814+134 534+131 332+128 206+125 155+122 176):(6+1)=131 484 руб.;
суммаавансового платежа за 1-е полугодие: (131 484*2,2%):4=723 руб.;
3.Налоговая база для расчета авансовых платежей за 9 месяцев: (141 174+137814+134 534+131 332+128 206+125 155+122 176+119 268+116 429+113 658):(9+1)=126975 руб.;
суммаавансового платежа за 9 месяцев: (126 975*2,2%):4=698 руб.;
4.Налоговая база для расчета авансовых платежей за год: (141 174+137 814+134534+131 332+128 206+125 155+122 176+119 268+116 429+113 658+110 953+108 312+105734):(12+1)=122 673 руб.;
сумманалога за год: 122 673*2,2%=2699 руб.;
5.Сумма налога к уплате за год: 2699 — 749 — 723 — 698 = 529 руб.

Заключение
Вданной работе были рассмотрены особенности налогообложения имущества организацийв соответствии с нормами действующего законодательства.
Средиосновных налогов Российской Федерации налог на имущество предприятий занимаетдалеко не последнее место, так как практически всем юридическим лицамприходится иметь с ним дело.
Согласнонормам законодательства, плательщиками налога на имущество являютсяпредприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) иорганизации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическимилицами по законодательству РФ, филиалы и другие аналогичные подразделенияуказанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс ирасчетный (текущий) счет.
Максимальнаяставка налога 2,2% (конкретная ставка устанавливается на региональном уровне).
Федеральнымзаконодательством предусматривается значительное количество льгот по налогу наимущество предприятий, с помощью которых имущество предприятия можноклассифицировать следующим образом: необлагаемое налогом имущество и имущество,стоимость которого уменьшает налогооблагаемую базу.
Необходимотакже учитывать особенности законодательства субъектов Российской Федерации,которые имеют право самостоятельно устанавливать льготы по налогу на имуществоюридических лиц.
Вперспективе ожидается, что налог на имущество предприятий, а также вкупе с нимналог на имущество физических лиц и налог на землю будут заменены единымрегиональным налогом — налогом на недвижимость. Однако в настоящее время дляэтого пока не созданы необходимые экономические и правовые условия.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс РФ,часть первая, от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ//Справочно-правовая система«Консультант Плюс».
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации, часть вторая, от 5 августа 2000 года №118-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от01.12.2007 N 310-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от24.07.2007 N 216-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от30.06.2008 N 108-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от30.10.2009 № 242-ФЗ//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. Приказ Минфина РФ от20 февраля 2008 года № 27н «Об утверждении форм налоговой декларации иналогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организации и порядкових заполнения»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8. Рыманов А.Ю. Налогии налогообложение: Учебное пособие — Москва: ИНФРА-М, 2009.
9. Миляков Н.В. Налогии налогообложение: Учебник — Москва: ИНФРА-М, 2006.
10. www.intercom-audit.ru/experts


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.