СОДЕРЖАНИЕ
Ведение… 2
1. Общиесведения о компетенциях ФНС России. 4
2. НК обакцизах на алкоголь и спиртосодержащую продукцию… 8
3. ФНС игосрегулирование рынка алкогольной продукции. 12
3.1.Лицензирование в области производства алкоголя и его оборота. 12
3.2.Выдача акцизных марок. 15
этиловымспиртом. 17
3.4.Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) 19
3.5.Последние изменения законодательства в госрегулировании алкогольного рынка 22
Заключение… 25
Литература… 26
/>Ведение
Представленная контрольная работа (КР) по дисциплине «Правовыеосновы деятельности налоговых инспекций» посвящена теме «Компетенцияналоговых органов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольнойи спиртосодержащей продукции».
В ходе выполнения данной работы мы ознакомились сдействующим Российским законодательством по этому вопросу.
Цель контрольной работы: осветить состояние законодательстваРоссии в отношении участия Федеральная налоговая служба (ФНС России) вгосрегулировании рынка алкогольной продукции.
Первые попытки установления государственного контроля надпроизводством и продажей крепкого спиртного в России были предприняты еще вконце XV века — при Иване III. Тогда вводились запреты на продажу спиртного вне«царевых кабаков», и легальную водку можно было купить лишь уофициальных целовальников, плативших значительный налог казне. В то же время,несмотря на строгие кары, которые грозили тем, кто продает алкоголь«из-под полы», в России всегда существовало незаконноесамогоноварение.
В 1987 году советское руководство приняло решение свернутьборьбу с производством и потреблением алкоголя вне госмонополии и негласнонаступала экономическая свобода на этом рынке. В 1992 году Указом президентаРоссии Бориса Ельцина была отменена государственная монополия на водку (т.е. наее производство, ввоз, продажу, ее объемы и цены).11 июня 1993 года был издануказ президента о восстановлении государственной монополии на производство,хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Правительству России было порученоза три месяца сформировать Государственную инспекцию по обеспечению монополии. Нона рынке уже активно действовали независимые производители, проконтролироватьдеятельность которых было практически невозможно. Образованная указом Госинспекцияпо обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, апотом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена. В новейшей историиРоссии разговоры о введении госмонополии на водку возникали неоднократно, нозакон о госмонополии на производство алкоголя так и не был принят.
Как известно из новейшей экономической истории России,становление рыночной экономики в отношении регулирования рынка алкогольнойпродукции прошло несколько этапов: от свободного нерегулируемого рынка этойпродукции (конец 80-х – начало 90-х) до полного государственногоадминистративного контроля, что было ознаменовано принятием соответствующегоЗакона [2].
В связи с этим, основной задачей нашей контрольной работыстанет обзор действующего законодательства в области прав и полномочий ФНСРоссии по регулированию указанного рынка.
Те выводы к которым мы прейдем в результате исследованиякомпетенций ФНС в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции мы отразим в Заключении данной КР.
/>1. Общие сведения о компетенцияхФНС России
В соответствии со статьей 30 НК РФ [1] налоговые органы вРоссийской Федерации составляют единую централизованную систему контроля засоблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления,полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную системуРоссийской Федерации налогов и сборов, а так же правильностью исчисления,полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную системуРоссийской Федерации иных обязательных платежей. В эту систему входятфедеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору вобласти налогов и сборов, и его территориальные органы.
Таким образом, налоговые органы осуществляют свои функции ивзаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализацииполномочий, предусмотренных НК РФ и другими нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации.
Уточним, что в соответствии с Положением о Федеральнойналоговой службе [6], Федеральная налоговая служба (ФНС России) являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю инадзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетналогов и сборов, иных обязательных платежей.
Кроме того, ФНС России осуществляет государственнуюрегистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальныхпредпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, обеспечиваетпредставления в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований обуплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
И еще: ФНС России регистрирует:
1. контрольно-кассовую технику, используемую организациями ииндивидуальными предпринимателями,
2. а так же выдает лицензии (разрешения) на:
· производство, хранение и оборот этилового спирта,спиртосодержащей и алкогольной продукции;
· производство табачных изделий;
· учреждение акцизных складов;
· на осуществление деятельности по изготовлениюзащищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценныхбумаг, а также торговли указанной продукцией;
· проведение всероссийских лотерей.
Статья 31 НК РФ посвященная правам налоговых органовсодержит 14 пунктов [1].
/>Таким образом, мы должны кратко отметить,что налоговые органы вправе осуществлять следующее:
/>1) требовать документы, служащиеоснованиями для исчисления и уплаты налогов, сборов;
/>2) проводить налоговые проверки;
/>3) производить выемку документов припроведении налоговых проверок;
/>4) вызывать в налоговые органыналогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатойими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой;
/>5) приостанавливать операции по счетамналогоплательщика или налогового агента в банках и налагать арест на имуществоналогоплательщика;
/>6) осматривать любые используемыеналогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектовналогообложения помещения и территории,
А так же проводить инвентаризацию принадлежащегоналогоплательщику имущества. [17]; />
7) определять суммы налогов, подлежащие уплатеналогоплательщиками, на основании имеющейся у них информации;
/>8) требовать от налогоплательщиковустранения выявленных нарушений законодательства;
/>9) взыскивать недоимки, а также пени иштрафы;
/>10) требовать от банков документы,подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, сумм налогов, сборов,пеней и штрафов;
/>11) привлекать для проведения налоговогоконтроля специалистов, экспертов и переводчиков;
/>12) вызывать в качестве свидетелей лиц,которым известны обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
/>13) заявлять ходатайства обаннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическимлицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
/>14) предъявлять в суды иски:
Подчеркнем, что все эти права ФНС в полной мере относятся ик алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статья 32 НК РФ посвящена обязанностям налоговых органов исодержит 12 пунктов.
Исходя из этого, налоговые органы обязаны (наиболее важныеположения):
1) осуществлять контроль за соблюдением законодательства оналогах и сборах;
3) вести в учет организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать налогоплательщиков и налоговыхагентов о действующих налогах и сборах;
8) соблюдать налоговую тайну;
9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора илиналоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;
10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора илиналоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лицапо налогам, сборам, пеням и штрафам.
11) осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов,сборов, пеней и штрафов.
Еще раз остановимся на том, что все обязанности ФНС так жекак и права в полной мере относятся и к алкогольной и спиртосодержащейпродукции.
2. НК об акцизах на алкоголь и спиртосодержащуюпродукцию
Глава 22 НК РФ посвящена акцизам. />Акцизнымисборами облагаются отдельные виды товаров народного потребления, такие как,например, вино и табак, бензин.
Налогоплательщиками акциза признаются:
/>1) организации;
/>2) индивидуальные предприниматели;
/>3) лица, признаваемыеналогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границуРоссийской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексомРоссийской Федерации.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 21.07. 2005 г. N107-ФЗ налогоплательщиками акцизов признаются оптовые организации, учредившиеакцизные склады до 1.01. 2006 года и осуществляющие с 1.01. 2006 годареализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% -ов,поступившей на акцизные склады этих организаций до 1.01. 2006 года и (или) отгруженнойв их адрес до указанной даты.
Статья 181 НК РФ [1] содержит перечень спиртосодержащих подакцизныхтоваров:
/>1) Спирт этиловый из всех видов сырья,за исключением спирта коньячного;
/>/>2) спиртосодержащаяпродукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде)с объемной долей этилового спирта более 9% -ов.
/>/>/>3)алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки,вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5% -а,за исключением виноматериалов);
/>4) пиво.
В НК РФ не рассматриваются как подакцизные спиртосодержащие товары(то есть льготы по акцизам):
/>· лекарственные, лечебно-профилактические,диагностические средства, а так же изготавливаемые аптечными организациями поиндивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций;
/>· препараты ветеринарного назначения, для примененияв животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости неболее 100 мл;
/>· парфюмерно-косметическая продукция разлитая вемкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% -оввключительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долейэтилового спирта до 90% -ов включительно при наличии на флаконе пульверизатора,разлитая в емкости не более 100 мл;
/>· подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованиюдля технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового изпищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативнойдокументации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительнойвласти;
Таким образом, акцизами не облагается лекарственнаяспиртосодержащая продукция а так же спиртосодержащая ветеринарная ипарюмерно-косметическая продукция в малых упаковках и с пулевелизатором.
Статья 182 НК РФ посвящена объект налогообложения поакцизам, которыми />признаются следующие операции:
/>1) реализация на территории РоссийскойФедерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
/>/>/>/>7) передача на территории Российской Федерации лицамипроизведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаровсобственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам в собственность всчет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья(материалов);
/>8) передача в структуре организациипроизведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизныхтоваров, за исключением передачи произведенного денатурированного этиловогоспирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации,имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции сденатурированным этиловым спиртом;
/>9) передача на территории РоссийскойФедерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
/>10) передача на территории РоссийскойФедерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал;
/>11) передача на территории РоссийскойФедерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участникупри его выходе из организации при выделе его доли из имущества, находящегося вобщей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
/>12) передача произведенных подакцизныхтоваров на переработку на давальческой основе;
/>13) ввоз подакцизных товаров натаможенную территорию Российской Федерации;
/>/>20) получение(оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельствона производство неспиртосодержащей продукции. />Получениеденатурированного этилового спирта — это приобретение денатурированногоэтилового спирта в собственность.
Налоговая ставка в отношении спиртосодержащих товаров исчисляется,как правило, в рублях и копейках за единицу измерения (1 литр).
Например, с 1.01. по 31 декабря 2009 года включительно наспирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт — сырец) действуетставка в размере 27 руб.70 коп. за 1 литр.
Акциз по подакцизным товарам уплачивается по меступроизводства таких товаров. Налоговый орган производит проверку обоснованностиналоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возвратасоответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Для того чтобы иметь право на налоговые вычеты сумм акцизапо денатурированному спирту, налогоплательщику необходимо получитьсвидетельство о регистрации организации, совершающей операции сденатурированным этиловым спиртом, предусмотренное ст.179.2 НК РФ.
Статья 185 НК РФ [1] посвящена особенностям налогообложенияпри перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РоссийскойФедерации.
/>3. ФНС игосрегулирование рынка алкогольной продукции
3.1. Лицензирование в области производства алкоголяи его оборота
Согласно статьям 18 и 19 Федерального закона [2] организации,осуществляющей импорт и оптовую продажу продукции, выдается лицензия наосуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащейпродукции. Таким образом, поставки этилового спирта осуществляются толькоорганизациями, которые имеют лицензии на производство, хранение и поставкипроизведенного этилового спирта, в том числе денатурата.
В соответствии с Административным регламентом исполненияФедеральной налоговой службой государственной функции по осуществлениюлицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерациидеятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Минфина России [15] государственнуюфункцию по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации деятельности в области производства и оборота этиловогоспирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ФНС России исполняют вотношении следующих видов деятельности:
а) производство, хранение и поставки произведенногоэтилового спирта, в том числе денатурата;
б) производство, хранение и поставки произведеннойалкогольной продукции;
в) производство, хранение и поставки произведеннойспиртосодержащей пищевой продукции;
г) производство, хранение и поставки спиртосодержащейнепищевой продукции;
д) хранение этилового спирта.
Территориальными Управлениями ФНС России исполняетсягосударственная функция в отношении следующих видов деятельности:
а) хранение алкогольной продукции;
б) хранение спиртосодержащей пищевой продукции;
в) закупка, хранение и поставки алкогольной продукции;
г) закупка, хранение и поставки спиртосодержащей пищевойпродукции;
д) закупка, хранение и поставки спиртосодержащей непищевойпродукции.
Лицензированию подлежат следующие группы товаров:
а) спирты;
б) алкогольная продукция;
в) спиртосодержащая пищевая продукция,
г) спиртосодержащая непищевая продукция, в том числеденатурированная.
Таким образом, ФНС России и его Управления, которые выдаютлицензии на осуществление указанных видов деятельности в отношенииспиртосодержащей и алкогольной продукции являются лицензирующими органами.
За выдачу лицензий (продление срока действия лицензии) взимаютсясборы:
производство, хранение и поставки этилового спирта,алкогольной продукции (за исключением вина) – 3 млн. руб.,
производство, хранение и поставки вина, спиртосодержащейпродукции – 250 тыс. руб.,
закупка, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащейпродукции – 250 тыс. руб.,
За переоформление лицензии взимаются сборы в размере 1 тыс. руб.
При исполнении государственной функции лицензирования ФНС осуществляютсяследующие административные процедуры:
— рассмотрение заявления о выдаче лицензии и прилагаемых кнему документов на соответствие установленным законодательством РоссийскойФедерации лицензионным требованиям;
— рассмотрение перечня видов нового основноготехнологического оборудования и прилагаемых к нему документов;
— рассмотрение заявления о переоформлении лицензии иприлагаемых к нему документов;
— рассмотрение заявления о продлении срока действия лицензиии прилагаемых к нему документов;
— принятие решения о приостановлении действия лицензии;
— рассмотрение заявления об устранении обстоятельств,повлекших за собой приостановление действия лицензии;
— рассмотрение заявления о прекращении действия лицензии;
— принятие решения об обращении в суд с заявлением обаннулировании лицензии;
— рассмотрение заявления о выдаче временного разрешения направо хранения и реализации остатков продукции;
— ведение государственного реестра.
И так ФНС России занимается:
— выдачей лицензий;
— продлением срока действия лицензий;
— переоформлением лицензий;
— учетом сведений о лицензировании в Едином реестре.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что к компетенции ФНСотносится лицензирование всех операций по всем видам спиртосодержащей иалкогольной продукции как подлежащей так и не подлежащей налогообложению.
/>3.2. Выдача акцизныхмарок
Акци́зные ма́рки, или акци́зныебандеро́ли, — вид фискальных марок для оплаты акцизного сбора на отдельныевиды товаров народного потребления, таких как, например, вино и табак. Применениеакцизных марок позволяет государству своевременно обнаруживать товары, неоплаченные акцизным сбором, а покупателю гарантирует качество и количествопокупаемого товара. Выпускаются во многих странах. Для акцизного сбора сотдельных табачных изделий в России и некоторых других странах применяютсяакцизные марки (бандероли), напечатанные на узких длинных полосках бумаги,которыми оклеиваются упаковки (коробка, пачка) табака, папирос, сигарет илимахорки. Вскрыть упаковку можно только разорвав бандероль. Применение акцизныхбандеролей позволяет государству своевременно обнаруживать товары, неоплаченные акцизным сбором, а покупателю гарантирует качество и количествопокупаемого товара. Акцизные бандероли или их фрагменты являются знакамиобязательных сборов. В некоторых странах, например, США и Канаде, вместоакцизных бандеролей применяются марки, которыми заклеивается упаковка товара.
Алкогольные марки (специальная или акцизная) — марки,предназначенные для отслеживания происхождения алкогольных напитков. ВРоссийской Федерации акцизные марки были введены в обращение постановлениемПравительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территорииРоссийской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировкеподлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимыена территорию России. Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия наних марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1 января 1995 года. Введеныв использование на территории РФ в 2006 году. На марках изображён штрихкод вформате PDF417, который позволяет с помощью ЕГАИС установить производителякаждой бутылки.
Среди многочисленных полномочий, которые входят вкомпетенцию Федеральной налоговой службы РФ (ФНС) в области исполнения функцийгосударственного регулирования производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции, можно выделить обязанность, выдачиакцизных марок. Таким образом, одной из функций ФНС является выдача федеральныхспециальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой натерритории Российской Федерации.
Фальсифицировать наклейки крайне трудно, поскольку ониобладают 17 отличительными особенностями, не все из которых видны невооружённымглазом. В их число входят:
· защитная металлическая нить;
· голограмма;
· аббревиатура РФ, меняющая цвет при наблюдении подуглом;
· надпись «Россия», видимая при наблюдениипод углом;
· микротекст «Федеральная специальная марка»;
· фигурная надсечка, предотвращающая от повторногоиспользования марки;
· участок, изменяющий при нагревании цвет;
· гильоширная композиция.
Правила нанесения на федеральные специальные марки сведенийо маркируемой алкогольной продукции утверждены Постановлением Правительства [13].Согласно пункту 3 этого постановления, цена федеральной марки составляет 1,3тыс. руб. за 1 тыс. штук без учета НДС.
До недавнего времени механизм исполнения данной функцииоставался во многом неясен. Поэтому Министерство финансов, выпустилопосвященный этому вопросу Административный регламент по выдаче акцизных марок, утвержденныйприказом Минфина [16]. Данный регламент устанавливает сроки ипоследовательность административных процедур и административных действий ФНС,порядок взаимодействия ФНС с организациями. Этот порядок действует с 28 июня2008 года. Целевой аудиторией документа являются фирмы, осуществляющие натерритории России производство и реализацию (за исключением экспорта) алкогольнойпродукции с содержанием этилового спирта более 9% -ов объема готовой продукции(заявители). Но на продавцов импортного алкоголя процедура не распространяется.
Важным аспектом Регламента является установление перечнядокументов, необходимых для получения специальных марок (п.28 Регламента). Данныйперечень — закрытый. Заявитель обязан представить следующее:
· заявление;
· справку ИФНС об отсутствии задолженности по уплатеналогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства;
· отчет об использовании выданных марок;
· копию лицензии;
· копию сертификата соответствия технических средствфиксации;
· документы, подтверждающие правомерностьиспользования товарного знака; обязательство об использовании приобретаемыхмарок в соответствии с их назначением.
3.3. Регистрация организаций, совершающей операциис денатурированным этиловым спиртом
Статья 179.2. НК РФ посвящена выдачи ФНС РФ свидетельств орегистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловымспиртом. В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборахорганизациям, осуществляющим операции с денатурированным этиловым спиртом, вцелях отнесения их к налогоплательщикам акцизов налоговыми органами выдаютсясвидетельства о регистрации организации, совершающей операции сденатурированным этиловым спиртом.
Свидетельства о регистрации организации, совершающейоперации с денатурированным этиловым спиртом, выдаются организациям,осуществляющим следующие виды деятельности:
1) производство денатурированного этилового спирта;
2) производство неспиртосодержащей продукции, в качестве сырьядля производства которой используется денатурированный этиловый спирт;
3) производство спиртосодержащей продукции в металлическойаэрозольной упаковке, в качестве сырья для производства которой используетсяденатурированный этиловый спирт;
4) производство спиртосодержащей продукции в металлическойаэрозольной упаковке, в качестве сырья для производства которой используетсяденатурированный этиловый спирт.
В связи с введением с 1.01. 2007 года налогообложенияакцизами производителей спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции ипродукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, в качестве сырьядля производства которых используется денатурированный этиловый спирт,утвержден порядок выдачи свидетельств о регистрации организации, совершающейоперации с денатурированным этиловым спиртом.
В соответствии с этим порядком указанные свидетельствавыдаются на производство денатурированного этилового спирта инеспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которойиспользуется денатурированный этиловый спирт, а так же и на производствоспиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии вметаллической аэрозольной упаковке.
Свидетельства на производство спиртосодержащейпарфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлическойаэрозольной упаковке будут выдаются при наличии у организации в собственностимощностей по производству, хранению и отпуску этой продукции, в качестве сырьядля производства которой используется денатурированный этиловый спирт.
Выданное свидетельство ФНС может быть аннулировано в случаепроизводства иной спиртосодержащей продукции, чем указано в свидетельстве, атакже в случае передачи свидетельства другому лицу.
3.4. Единая государственная автоматизированнаяинформационная система (ЕГАИС)
Единая государственная автоматизированная информационнаясистема (ЕГАИС) введена в соответствии со статьей 8 Федерального закона [2]. С19.10. 2008г. вступил в силу ее Административный регламент [19]. Правилафункционирования ЕГАИС утверждены соответствующим Постановлением Правительства[9]. Порядок направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольнойпродукции в ЕГАИС и уведомления об отказе в фиксации указанных сведенийустановлен Приказом Министерства финансов [20].
Постановлениями Правительства [7] и [8] для учета объемаимпорта продукции и для учета объема оборота (за исключением импорта) продукциипредусмотрены разные виды технических средств ЕГАИС.
ЕГАИС предназначена для автоматизации государственногоконтроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции.
ЕГАИС позволяет:
— обеспечивать полноту и достоверность учета производства иоборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; свозможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименованияпродукции, крепости, объема, правильности начисления акциза;
— обеспечивать ведение учета импорта этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции с контролем правильности начисленияакциза с возможностью детализации до страны происхождения, производителя,поставщика, импортера, вида, наименования продукции, крепости, объема;
— обеспечивать ведение учета федеральных специальных марок иакцизных марок с возможностью детализации до организации, осуществляющейпроизводство и оборот алкогольной продукции или импорт алкогольной продукции;
— производить анализ состояния и тенденций развитияпроизводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукции на территории РФ и ее регионов;
— затруднить реализацию контрафактной продукции за счетпроверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства иоборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, междуотправителем и покупателем, которая осуществляется в электронном виде.
Организации, осуществляющие производство этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие для этих целей основноетехнологическое оборудование, которое изготовлено на территории РоссийскойФедерации или за ее пределами, согласно ст.8 Федерального закона №171-ФЗ [2] обязаныиметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительноезаключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке,установленном законодательством Российской Федерации. Это оборудование должносоответствовать следующим требованиям:
· основное технологическое оборудование дляпроизводства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должнобыть оснащено автоматическими средствами для измерения и учета концентрации иобъема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции;
· основное технологическое оборудование дляпроизводства вина должно быть оснащено автоматическими средствами измерения иучета объема готовой продукции;
· технологическое оборудование и оборудование дляучета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этиловогоспирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническимисредствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборотаэтилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, включающимив себя средства защиты информации.
ЕГАИС внедрена для обязательного использования компаниями,работающими с оптовыми партиями спиртосодержащей продукции в РоссийскойФедерации в 2005 году. Разработана ФГУП НТЦ «Атлас», которыйподчинялся ФСБ. Внедрение сопровождалось техническими неполадками изначительным финансовым ущербом, понесенным участниками рынка и государством. Вчастности, это было заметно, когда под регулирование ЕГАИС было решено подвестипроизводителей парфюмерии (так как в своем производстве, те применятспиртосодержащие элементы), то данная отрасль встала на продолжительный срок,так как следить за использованием ничтожно малых количеств спиртовых растворовне оказалось возможным.
В докладе, направленном министром финансов премьеру МихаилуФрадкову (07 августа 2006) признается что ЕГАИС фактически не работает. «Кпричинам сложившейся ситуации относится неготовность технических средств ипрограммного обеспечения ЕГАИС, — говорится в документе. — Это до сих пор непозволяет получить в ходе работы ЕГАИС информацию об объемах поставленной иотпущенной в розничную сеть продукции. ЕГАИС на данный момент не позволяетосуществлять мониторинг рынка».
В ноябре 2007 года было начато внедрение новой версии ЕГАИСразработки ГНИВЦ ФНС России. Закончить внедрение было запланировано в концеэтого же года. Но из-за недоработок разработчиков системы (более 500 человек) срокиперехода с ЕГАИСА разработки ФГУП НТЦ «Атлас» на новую версиюпостоянно сдвигались. Первоначально, программное обеспечение, разработанноеГНИВЦ ФНС России, по своей сути напоминало элементарный почтовый клиент,который обеспечивает отправку текстовых файлов. Производить в ней учет иконтроль было практически невозможно. В реальности же этот программный продуктбыл лишь одним модулем, отвечающим за связь между заводом и РЦУКом.
Окончательный переход был запланирован на ноябрь 2008-гогода. На некоторых заводах уже было снято программное обеспечение разработкиФГУП НТЦ «Атлас» и в полном объеме тестируется новая версия.
Таким образом, мы пришли к выводу, что на данный момент ФСНведут автоматизированный учет самых разнообразных сведений о производстве,переработка, хранении и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции. Причем часть сведений поступает в электронном виде непосредственно с производств.
3.5. Последние изменения законодательства в госрегулированииалкогольного рынка
Как известно в России сейчас действует государственнаямонополия по административному контролю за алкогольной и спиртоводочнойпродукцией, осуществляемая Минсельхозом и Минфином. По итогам исследованийпроводимых нами в рамках данной контрольной работы, мы пришли к выводу, чтобольшая часть этих функций на практике исполняется ФНС.
В феврале 2008 года ФГУП «Росспиртпром» былпреобразован в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которогопринадлежат государству. Мы посчитали, что это определенный шаг по созданиюгосмонополии на спиртопроизводство. О создании единой структуры, контролирующейоборот спиртного, заявил в середине ноября 2008 года первый вице-премьер ВикторЗубков. Сообщалось, что это ведомство будет подчинено напрямую правительству. «Этобудет новый орган при правительстве, который будет заниматься решением всегоблока вопросов по рынку алкогольной продукции», — заявил в ноябре Зубков.
Вместе с тем нам стало известно, что Президент РоссииДмитрий Медведев 31 декабря 2008 года подписал Указ[1] (и он ужевступил в силу) об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольногорынка. Как говорится в документе, службе перейдут функции «по выработке иреализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию всфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукции», а также функции по контролю над производством и оборотомданной продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. Федеральная службапо регулированию алкогольного рынка является правопреемником федеральныхорганов исполнительной власти, которые ранее осуществляли указанные функции. Тоесть эта Служба получит большую часть бывших полномочий Минсельхоза и Минфина. Руководстводеятельностью Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка будетосуществлять правительство РФ, говорится в документе.
К полномочиям нового органа будет относиться созданиенормативно-правовой базы в сфере рынка алкогольной продукции.
Указом предписано Правительству Российской Федерацииследующее:
· обеспечить проведение мероприятий по организациидеятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка всоответствии с этим Указом;
· уточнить функции федеральных органов исполнительнойвласти в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции с учетом функций, возложенных на Федеральную службупо регулированию алкогольного рынка этим Указом;
· установить предельную штатную численностьработников центрального аппарата Федеральной службы по регулированиюалкогольного рынка и фонд оплаты их труда, а также размер ассигнований насодержание аппаратов территориальных органов Федеральной службы порегулированию алкогольного рынка;
· утвердить положение о Федеральной службе порегулированию алкогольного рынка, предусмотрев в нем, что Федеральная служба порегулированию алкогольного рынка является правопреемником федеральных органовисполнительной власти, ранее осуществлявших указанные функции, пообязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результатеисполнения судебных решений;
· привести свои акты в соответствие с этим Указом.
Вместе с тем вопросы, касающиеся работы Единойгосударственной системы учета объема производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), по-прежнему останутся введении Федеральной налоговой службы (ФНС).
/>Заключение
Таким образом, мы рассмотрели тему «Компетенцияналоговых органов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольнойи спиртосодержащей продукции» и пришли к следующим выводам:
— Налоговые органы РФ являются в настоящий моментконкретными агентами Правительства РФ в части сплошного государственногоконтроля за производством, сбытом, ввозом и вывозом всей алкогольной испиртосодержащей продукции.
В связи с этим ФНС РФ выполняют свои права и обязанности,определенные НК РФ. А конкретно к их компетенции в сфере производства и оборотаэтилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на наш взгляд относитсяследующее:
· Они регистрируют налогоплательщиков акцизов.
· Ведут Единый реестр.
· Выдают соответствующие лицензии.
· Занимаются акцизными марками
· Занимаются налоговыми проверками, включаяобследование помещений и инвентаризацию товаров и сырья.
Вместе с тем, Указ президента от 31.01.08 в недалекомбудущем (в течении 2009 года) повлечет за собой радикальные изменения в этихвопросах. То есть функции ФНС в части регулирования рынка спиртосодержащейпродукции перейдет ко вновь создаваемому органу: Федеральной службе порегулированию алкогольного рынка. Спикер Совета Федерации Сергей Мироновподдерживая создание этой службы сказал, что «Этот шаг будетспособствовать усилению контроля за производством и оборотом алкогольнойпродукции»[2].
/>Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями идополнениями).
2. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственномрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1995, N 48, ст.4553), ред. от 02.11. 2004.
3. Федеральный закон от 21.07. 2005 г. N 114-ФЗ «О сборах за выдачулицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством иоборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст.3125);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 8.07. 1997 г. N 825«О ведении государственного сводного реестра выданных, приостановленных ианнулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализациюэтилового спирта и алкогольной продукции» (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 1997, N 28, ст.3442);
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 1999 г. N1344 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности попроизводству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции»(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 50, ст.6227);
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961);
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N873 «О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информацииоб объеме производства и оборота алкогольной продукции» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2006, N 5, ст.541);
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. N253 «О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информацииоб объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащейпродукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст.2079);
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08. 2006г. № 522«О функционировании единой государственной автоматизированнойинформационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2006, № 36, ст.3830).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2006 г. N396 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета концентрациии объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции»(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст.2941);
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N400 «О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вкоторых разрешаются производство, поставки и розничная продажа питьевогоэтилового спирта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N27, ст.3287) (далее Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня2007 г. N 400);
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N401 «Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, надеятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона»О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2007, N 27, ст.3288);
13. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005г. № 785 «Омаркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками»(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 52, ст.5748).
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N898-р «Об утверждении перечня спиртосодержащей непищевой продукции, дляпроизводства которой основное технологическое оборудование не требует оснащенияавтоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводногоспирта в готовой продукции, объема готовой продукции» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст.2871).
15. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 10 октября 2008 г. N111н «Об утверждении административного регламента исполнения ФедеральнойНалоговой Службой государственной функции по осуществлению лицензирования всоответствии с законодательством российской федерации деятельности в областипроизводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукции»
16. Приказ Минфина РФ от 4 мая 2008 г. N 50н «Об утвержденииАдминистративного регламента Федеральной налоговой службы по исполнениюгосударственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировкиалкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации»
17. Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. NN 20н, ГБ-3-04/39«Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имуществаналогоплательщиков при налоговой проверке»
18. Приказ Минфина РФ от 9 октября 2006 г. N 125н «Об утвержденииПорядка выдачи свидетельств о регистрации организации, совершающей операции сденатурированным этиловым спиртом»
19. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.08. 2008г. № 82н«Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральнойналоговой службой государственной функции по ведению единой государственнойавтоматизированной информационной системы учета объема производства и оборотаэтилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
20. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.01. 2006г. № 4н«Об утверждении Порядка направления подтверждения о фиксации сведений обалкогольной продукции в единой государственной автоматизированнойинформационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции и уведомления об отказе в фиксацииуказанных сведений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РоссийскойФедерации 16.01. 2006 г., регистрационный номер 7344; «Российскаягазета», № 6, 17.01. 2006 г).
21. Интернет-сайт ФНС России: www. nalog. ru.