Реферат по предмету "Финансовые науки"


Использование финансов в условиях рыночного хозяйства

Использованиефинансов в условиях рыночного хозяйства

Содержание
Введение. 3
1.Сущность и функции финансов. 5
2.Понятие государственных финансовых ресурсов. 9
3.Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве  12
3.1 Распределение финансовых ресурсов для финансовогообеспечения
воспроизводственного процесса. 12
3.2 Использование финансов в системе платежно-расчетныхотношений. 15
Заключение. 18
Списокиспользуемой литературы… 20

Введение
Финансы – это системаэкономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средствна основе распределения и перераспределения национального дохода.
Для современного развития экономической наукиданная тема весьма актуальна, так как экономика может развиваться эффективно иустойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (междупотреблением и накоплением) естественному уровню, определяемомусоциально-экономическими условиями общественного производства (развитиемпроизводительных сил, спецификой потребностей обще­ства и т.п.). В этом случаепропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются спропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечныхдоходов, отве­чающих структуре его использования, то есть обеспечиваютсбалансиро­ванность между материально-вещественным и финансово-стоимост­нымаспектами процесса национального производства.
При выполнении даннойработы автором была поставлена следующая цель: изучить основные путииспользования финансов в условиях рыночного хозяйства.
         Представляетсяцелесообразным постановка следующих задач:
– раскрыть сущность и функции финансов;
– рассмотреть понятие государственных финансовыхресурсов;
– проанализировать основные направления использованияфинансов в общественном воспроизводстве.
Объектом исследованияданной контрольной работы являются финансы как составная часть рыночныхотношений и одновременно важнейший инструмент реализации государственнойэкономической политики.
 Предметом исследованияявляются основные направления эффективного использования финансов вобщественном воспроизводстве.
Теоретической основой контрольной работы явилисьтруды ведущих отечественных ученых и экономистов: А.М. Емельянова, Г.Б. Поляк, А.М.Бабич, С.И. Лушина, А.С. Нешитой, Н.Е. Заяц.
Цели и задачи определили структуру работы,которая состоит из введения, трех параграфов, заключения и спискаиспользованной литературы.
Макроэкономическаякатегория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит крегулированию экономи­ческого развития и появляется потребность в обеспечениисбалан­сированности материальных и финансовых потоков.

1. Сущность и функциифинансов
Финансы – это экономические отношения, осуществляемыепреимущественно в денежной форме между основными хозяй­ствующими субъектами –предприятиями, домашними хозяй­ствами и государством.
Эти экономические отношения осуществляются:[1]
–   по поводу перераспределения дохода общества в пользу од­ногоиз них;
– для   обеспечения   адекватного   исполнения   государствомфункций, в которых нуждается общество;
– в процессе неэквивалентного обмена на основе долговыхобязательств в условиях неопределенности и рисков.
Финансы,обеспечивающие функционирование государства, на­зываются государственнымифинансами. В результате перераспреде­ления доходов общества в пользу домашниххозяйств и производи­телей возникают финансы соответственно домашних хозяйств иком­мерческих организаций или фирм и корпораций.
Для наглядности необходимо представитьнациональную экономику в виде системы, в которой в качестве элементов выступаютхозяйствующие субъекты (производители, потребители, финансовые посредники), вкачестве центра – государство, а структуру системы формируют взаимосвязи. Онимогут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов вэквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходитперераспределе­ния доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого,а следовательно, не существует и финансов как механизма такогоперераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствую­щими субъектамивозникают в ситуации, когда деньги перемеща­ются без эквивалента в видематериальных или денежных активов, а лишь на основе обязательств одной изсторон сделки. Так, насе­ление и предприятия платят налоги государству вденежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. Врезультате этих сделок происходит перераспределение дохода об­щества в пользуодного из партнеров по сделке.
Таким образом, финансы – это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включаягосударство, в результате которых доход общества ме­няет свою структуру путемувеличения его в руках одного субъ­екта за счет изъятия (неэквивалентного) этойчасти у другого.
Если форма активов меняется с денежной натоварную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, явля­ясьденежными, эти отношения вряд ли могут быть отнесены к фи­нансовым.
Поскольку современные финансовые рынки на тричетверти опосредуют спекулятивные операции – денежные выигрыши за счетпроигрыша другого, – то слово финансовые в их названии вполне оправданно: одначасть игроков в случае проигрыша пере­распределяет часть своего денежногодохода в пользу выигравших. Так включается финансовый механизм содержания однойчасти общества за счет другой. Разница только в том, что в случае госу­дарстваотношения по поводу выплаты налогов являются импера­тивными, а в случаеспекуляции на рынках производных финансо­вых инструментов эти отношениявозникают добровольно.
Другимисловами, финансы являются механизмом неэквива­лентного перераспределениядоходов общества в пользу одного из агентов за счет другого с целью обеспечениявозможности выпол­нения им его функций, в которых общество нуждается.
Можно сказать, что финансы представляют собой структурные связи в экономиче­скойсистеме (т.е. денежные отношения определенного свойства между хозяйствующимисубъектами, включая государство) или механизм поддержания того социальногоинститута, без которо­го общество было бы менее эффективным.
Если сущность финансов можно выразитьмногоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов.
Функции финансов со­стоят в следующем:[2]
–  перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяй­ствующихсубъектов за счет другого;
–  способствуют формированию фонда денежных средств госу­дарстваили хозяйствующих субъектов;
– обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствую­щимисубъектами функций, в которых общество нуждается.
 – регулируют мотивацию хозяйствующих субъ­ектовс целью достижения целей общества на том или ином этапе его развития;
– контролируют, оценивают эффек­тивность использования    перераспределенныхденежных средств с целью изменения параметров такого перераспре­деления.
В рамках нормативной теории финансов есливмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и отэтого выигрывает общество в целом, то объективно должен сфор­мироватьсямеханизм перераспределения денежных средств в поль­зу государства, достаточныхдля обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встает вопрос о том,сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной;в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбратьпоказатели оценки эффективности государственных расхо­дов; кто будетрегламентировать последние; каковы условия дости­жения «золотой середины» междубюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а вцелом – между рынком и государством) в управлении денежными средствами,циркулирующими в национальном хозяйстве, и так далее.
Длясовременной России этот вопрос далеко не риторический, поскольку более половинывсех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодноперераспределяется посредством финансов в пользу государства. А их эффективноелибо неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества,изме­нение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов встране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, онеадекватности финансов как механизма перераспре­деления дохода общества в пользугосударственных институтов. В этом случае целесообразным может бытьиспользование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частногобизнеса или домашних хозяйств.
 

2. Понятие государственных финансовыхресурсов
Финансовые ресурсы государства – это совокупность всехфондов денежных средств и поступлений, которыми распола­гает государство, егопредприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытиясвоих затрат.
В теории и на практике финансовые ресурсыподразде­ляются на централизованные фонды (государственный бюд­жет,внебюджетные фонды) и децентрализованные финан­совые ресурсы (денежные фондыпредприятий).
Необходимость определения объема финансовых ресур­совсвязана с определением оптимальной структуры произ­водства, сбалансированностифинансовых ресурсов с капи­тальными и материальными затратами.
Неточности вопределении объема финансовых ресурсов снижают возможности воздействия финансовна результаты производства и воспроизводства основных фондов. Уменьше­ниефинансовых ресурсов при определении их объема приво­дит к структурнойнесбалансированности, к нарушению фи­нансирования инвестиционных программ.
Объемы государственных финансовых ресурсов опреде­ляются,прежде всего, источниками их образования.
Финансовые ресурсы создаются в процессераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.
Первым и основным источником формирования центра­лизованныхфинансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне(макроуровне) является на­циональный доход. На основе распределения иперераспреде­ления национального дохода создаются централизованные фондыденежных средств.
Часть национального дохода формируется и остаетсяв распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализован­ные ресурсы намикроуровне, которые используются на зат­раты производства на предприятиях.
Одним из главных источников формирования финансо­выхресурсов государства выступают денежные доходы орга­низаций и предприятийпроизводственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая вкачестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.
Объем финансовых ресурсов, как правило, больше на­циональногодохода, потому что кроме стоимости прибавоч­ного продукта и части необходимогопродукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.
Вторым важным источником формирования финансовыхресурсов является амортизационный фонд, образуемый за счет части стоимостиосновных производственных фондов.
Централизованные финансовые ресурсы – это резуль­татперераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи иотчисления.
Кроме указанных важными источниками формированияцентрализованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий вцентрализованные фонды государ­ственного социального страхования,имущественного и лич­ного страхования, в различные внебюджетные фонды.
Кроме того, централизованные финансовые ресурсыформируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственныйоборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступленийот внешне­экономической деятельности и др.), а также за счет средств,полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещениязаймов и так далее).
Незначительная часть централизованных финансовыхресурсов создается за счет поступлений от населения (нало­гов, сборов, доходовот займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источникфинансовых ресурсов увеличивается.
Централизованные финансовые ресурсы сосредоточива­ютсяв основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фондеимущественного и личного страхования.
Целесообразно включать в финансовые ресурсы такжекредитные ресурсы Центрального банка как государствен­ный денежный резерв,закрепленный за Центральным бан­ком в виде уставного, резервного и другихфондов.
Таким образом, финансовые ресурсы государства –это фонды денежных средств, поступающие от предприятий, организаций инаселения, находящиеся в распоряжении го­сударства и предназначенные дляобеспечения расширенно­го воспроизводства и общегосударственных потребностей.Ос­новным источником финансовых ресурсов являются нацио­нальный доход, прибыльорганизаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховыефонды.
Использование финансовых ресурсов осуществляетсяв основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна инефондовая форма их использования.
Финансовые фонды – составная часть общей системыденежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая формаиспользования финансовых ресурсов обла­дает некоторыми преимуществами:обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономи­ки,дает возможность полнее увязать общественные и лич­ные интересы и активнеевоздействовать на производство.
Финансовые ресурсы государства и предприятий явля­ютсянепосредственными объектами управления финансами, то есть управленияформированием, использованием и движени­ем денежных потоков.
3. Основные направления использования финансов в общественномвоспроизводстве
3.1 Распределениефинансовых ресурсов для финансовогообеспечения
воспроизводственногопроцесса
Финансовое обеспечение воспроизводственногопроцесса осуществляется путем распределения национального дохода. Материальныминосителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы,представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством иэкономическими (хозяйствующими) субъектами.
Финансы используют для достижения конечной целирас­пределения ресурсов – финансового обеспечения воспроизводственного процессаи укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровнянаселения.
Государство использует финансы как действенное ору­диев распределении финансовых ресурсов, которые пред­ставлены совокупнымобщественным продуктом и нацио­нальным доходом.
Основными экономическими агентами, доходы которыхперераспределяются с помощью финансов, являются:[3]
–  частный бизнес – производители материальных и немате­риальныхблаг и услуг;
–  население – потребители этих ценностей;
–  государство как институт, создающий условия для максими­зацииполезностей частного бизнеса и населения.
Основные взаимосвязи между ними могут бытьописаны с по­мощью таких макроэкономических показателей, как:[4]
– валовой внутренний продукт (ВВП – текущая стоимость всехконечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение определенногопериода времени (главным обра­зом, года) на экономической территории страны);
– национальный доход (НД – вновь созданная за год стои­мость,которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации икосвенных налогов);
–  инфляция (устойчивый рост среднего уровня цен на товары иуслуги в экономике в процентах);
– сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (со­отношениедоходов и расходов бюджетной системы, кото­рое проявляется либо в дефиците –при превышении рас­ходов над доходами, либо в профиците – при превышениидоходов над расходами);
– сальдо текущих операций (соотношение совокупной креди­торской  и   дебиторской   задолженности   в   национальной экономике);
– потребительский и отложенный спрос населения (часть на­циональногодохода, которая расходуется на потребление, и часть его, которая сберегаетсясоответственно);
– сальдо торгового и платежного балансов (результат опера­ций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.
Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции,дефи­цита) тех или иных макроэкономических показателей выступает той цельюразвития экономической системы, которая реализуется (или должнареализовываться) с помощью финансов.
При помощи финансов государство обеспечиваетцелесо­образное распределение совокупного общественного продукта в денежнойформе и соблюдение нужных пропорций в раз­витии отраслей народного хозяйства.Перспективное регули­рование экономики, в том числе отраслевые и территориальныепропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребленияобеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта инационального дохода.
Финансы практически используют во всех аспектахэкономического роста страны. С помощью финансов осуществля­ется распределениевалового внутреннего продукта на фон­ды накопления и потребления (таблица3.1).
Таблица 3.1[5]
Структура использования валовоговнутреннего продукта России, %Валовой внутренний (национальный) продукт 1985 г. 1990 г. 2000 г. 2003 г. Всего 100 100 100 100 В том числе: на потребление 54,3 56,9 61,3 67,7 на накопление 31,9 30,1 18,6 20,8' экспорт товаров и услуг 13,8 13,0 20,1 11,5
Как видно из таблицы 3.1, доля внутреннегопродукта Рос­сии, распределяемая на накопление, снижается, а на по­требление –увеличивается. Размеры этих долей в странах различны и, в конечном счете,зависят от уровня развития экономики. Тем не менее, в развивающихся странахсниже­ние доли средств на накопление признается негативной тен­денцией.
В результате распределения национального доходачасть его образует фонд накопления, который используется на уве­личениеосновных и оборотных фондов, формирование стра­ховых запасов и др. На практикенакопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вло­жений.Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющимтемпы расширенного производства.
Использование финансов на предприятиях осуществля­етсяна цели финансового обеспечения воспроизводственного процесса путем покрытияпроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов предприятий и государства.
Важную роль играют финансы в использовании денеж­ныхсредств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство,расширение, реконструкцию предпри­ятий и техническое перевооружение).
3.2 Использованиефинансов в системе платежно-расчетных отношений
Особое место занимают финансовые отношения междугосударством и экономическими (хозяйствующими) субъек­тами, то естьпредприятиями (организациями). Они охватывают систему платежей предприятий(организаций) в государствен­ный бюджет, внебюджетные социальные фонды и иныеде­нежные фонды общегосударственного и территориального уровней. Черезфинансовые отношения с помощью различ­ных способов (налогов, сборов, пошлин и такдалее) осуществляется изъятие части доходов предприятий (организаций),формируется государственный бюджет и региональные бюд­жеты. При этомпредприятия (организации) при определен­ных условиях получают финансовуюподдержку в виде раз­личных налоговых льгот или прямых ассигнований изгосударственного бюджета.
Существенное значение в системеплатежно-расчетных отношений имеют финансовые отношения между предприя­тиями(организациями). Они складываются при заключении хозяйственных договоров,которые регламентируют взаим­ные финансовые обязательства поставщиков и покупателейпо платежам. Финансовые отношения такого рода охватыва­ют взаимосвязи не толькомежду экономическими субъекта­ми, но и государственными организациями попоставкам про­дукции и товаров для государственных нужд.
Финансы используются в отношениях между предприя­тиямии организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности прирасчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, ма­териалы,топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг.Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получаетсоответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (Т – Д)и возникают платежно-расчетные отношения, в ре­зультате которых предприятиеполучает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источникомобразования прибыли и денежных фондов.
Финансовые отношения между государством иорганиза­циями регулируются с использованием экономических рыча­гов (системыналогов и предоставления кредитов, регулиро­вания процентных ставок за кредит ипошлин, пре­доставлением различного рода экономических льгот).
В стране действуют различные общественныеорганиза­ции и учреждения в сфере нематериального производства (учреждениякультуры, образования, медицинского обслу­живания, физкультуры и спорта),которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учрежде­ниеимеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюд­жета либо независимо отгосударства (членские взносы, по­жертвования, доходы от побочной деятельности).Финансовые отношения государства с общественными организациями и учрежденияминепроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетноефинансирование может со­четаться с системой налогообложения (долевого участия вдоходах), а средства общественных организаций могут вкла­дываться надобровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.
Применяетсяширокий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовыеотношения между государством и населением возникают, прежде всего, по поводуполучения от государства различного рода вып­лат (пенсии, пособия, стипендии) ильгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на об­разование,лечение, покрытие расходов на другие цели, пре­доставляемые населениюбесплатно, полностью либо час­тично.
 

Заключение
Финансовыересурсы –  это объективная макроэкономическая категория, содержание которойопределяется условиями материаль­но-финансовой сбалансированности экономики. Равенствопоступ­ления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, чтоплатежеспособный спрос предприятий и организаций, форми­рующийся в результатефинансирования затрат на развитие нацио­нального хозяйства и функционированиегосударственных учрежде­ний, имеет материальное покрытие, посколькусоответствует соз­данным финансовым ресурсам. Поэтому условиематериально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в формесоответствия суммы финансовых ресурсов и объема матери­альных благ, так и ввиде балансового равенства их поступления и расходования.
Поскольку необходимость финансов обусловленарядом причин: наличием товарного производства и товарно-денеж­ных отношений;действием закона стоимости; потребностью распределительных процессов в обществеи финансового обес­печения воспроизводственного процесса целесообразнорассмотреть основные направления использования финансов в экономике страны.
Одна изважных задач государства – решение пробле­мы экономического роста, в которомвоплощается расширен­ное воспроизводство. Вопрос об экономическом росте оченьважен для определения перспектив развития страны и регио­нов, развитияотраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов враспределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе народногохозяйства. Объективные предпосылки сознательного использования фи­нансов вобщественном воспроизводстве заключаются, преж­де всего, в экономическойсущности финансов, в их распре­делительной и контрольной функциях.
Можно выделить следующие основные направления эф­фективногоиспользования финансов в общественном воспро­изводстве:
1)  распределение финансовых ресурсов дляфинансового обеспечения воспроизводственного процесса;
2)  использование финансов в системеплатежно-расчет­ных отношений хозяйствующих субъектов с государством и другимиэкономическими субъектами;
3)  использование финансов как инструментаэкономичес­кого стимулирования производства и труда.
4)  финансирование бюджетных расходовгосударства, в том числе на содержание государственного аппарата управ­ления,на правоохранительную деятельность,  обеспечение безопасности государства,финансирование международной деятельности, финансирование фундаментальной иотрасле­вой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальнойсферы, обслуживание государственного долга, финансирование инвестиционныхпрограмм и капитальных вложений, а также других программ и затрат, предусмот­ренныхзаконом о федеральном бюджете.

/>Список используемой литературы
Нормативно-правовыедокументы
1) Конституция РоссийскойФедерации: Официальный текст. ─ М.: Рольф, 2002.
2) Бюджетный кодекс РФ.Официальный текст. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2000.
3) Гражданский кодексРоссийской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г.) (ред. от 15 мая 2001 г.).
4) Гражданский кодексРоссийской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г.) (ред. от 17 декабря 1999 г.).
         5) Комментарий кНалоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй. – М.: Изд-воЭкемо, 2005. – 1120 с.
6) Федеральный закон «Обакционерных обществах» от 26.12.95, №39-ФЗ.
Учебная иучебно-методическая литература
1) Бабич, А.М.Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н.Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.
2) Емельянов, А.М.Финансы, налоги и кредит: Учебник / А.М. Емельянов, И.Д. Мацкуляк, Б.Е.Пеньков. – М.: РАГС, 2002. – 546 с.
3) Заяц, Н.Е. Теорияфинансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др. – Мн.:БГЭУ, 2005. – 381 с.
4) Лушин, С.И.Государственные и муниципальные финансы: Учебник / С.И. Лушин, В.А. Слепова. –М.: Экономисть, 2006. – 763 с.
5) Нешитой, С.И. Финансы:Учебник; 6-е изд., перераб. и доп. / А.С. Нешитой. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2006. – 512 с.
6) Поляк, Г.Б. Финансы:Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям«Финансы и кредит» (080105); 3-е изд., перераб. и доп. / Г.Б. Поляк. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :