ПетербургскийГосударственный Университет
путейсообщения
Факультет:«Экономика и социальное управление»
Кафедра:«Менеджмент и маркетинг»
Курсоваяработа на тему:
«Инвестиционныепроекты».
Проверил:
Выполнила:
Студентка
группы
Санкт-Петербург
2007 г.
План
1. Инвестиционные проекты и их классификация
1.1 Понятие инвестиционного проекта
1.2 Классификация инвестиционных проектов
1.3 Фазы развития инвестиционного проекта
1.4 Участники инвестиционных проектов
1.5 Бизнес-план инвестиционного проекта
2. Методы оценки инвестиционных проектов
2.1 Критерии оценки инвестиционных проектов
2.2 Анализ чувствительности
2.3 Социальные результаты инвестиционных проектов
3. Методы финансирования инвестиционных проектов
3.1 Классификация видов и форм финансирования
3.2 Традиционное и венчурное финансирование
3.3 Облигационные займы
3.4 Лизинг
3.5 Бюджетное финансирование
Заключение
Список используемой литературы
1. Инвестиционныепроекты и их классификация
1.1Понятие инвестиционного проекта
Термин «инвестиция»входит в число наиболее часто используемых понятий в экономике, находящейся впроцессе трансформации или испытывающей подъём. Это понятие происходит отлатинского investio – одеваю, и подразумеваетдолгосрочное вложение капитала в экономику внутри страны и за границей. Вруководствах по инвестиционной деятельности его, как правило, трактуют вшироком смысле, понимая под инвестицией «расходование ресурсов в надежде наполучение доходов в будущем, по истечении достаточно длительного периодавремени».
Традиционно различают двавида инвестиций – финансовые и реальные. Первые представляют собой вложениекапитала в долгосрочные финансовые активы – паи, акции, облигации; вторые – вразвитие материально-технической базы предприятий производственной инепроизводственной сфер. За реальными инвестициями в российскомзаконодательстве закреплён специальный термин – капитальные вложения, подкоторым понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в томчисле затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническоеперевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования,инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Реальные инвестиции, какправило, оформляются в виде инвестиционного проекта. Согласно Закону №39-ФЗ«инвестиционный проект есть обоснование экономической целесообразности, объёмаи сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимаяпроектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации и утверждёнными в установленном порядке стандартами(нормами и правилами), а так же описание практических действий по осуществлениюинвестиций (бизнес-план).
Таким образом, еслиследовать букве закона, то инвестиционный план трактуется как набордокументации, содержащий два крупных блока документов:
Документально оформленноеобоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществлениякапитальных вложений, включая необходимую проектно-сметную документацию,разработанную в соответствии законодательством РФ и утверждённую вустановленном порядке стандартами (нормами и правилами);
Бизнес-план, как описаниепрактических действий по осуществлению инвестиций.
Субъектами инвестиционнойдеятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектовкапитальных вложений и другие лица. Инвесторами, т.е. лицами, осуществляющимикапитальные вложения, могут быть физические и юридические лица, создаваемые наоснове договора о совместной деятельности.
В качестве заказчиков поинвестиционному проекту могут выступать как собственно инвесторы, так иуполномоченные ими физические и юридические лица.
1.2Классификация инвестиционных проектов
Любая классификацияинвестиционных проектов относительна и неполна.
В настоящее времясуществует несколько типов классификаций инвестиционных проектов. Этиклассификации строятся на признаках масштабности, целевой направленности исодержания, вида получаемого эффекта, степени участия государства, условийфинансирования и длительности.
Классификацияинвестиционных проектов по типу проекта подразумевает разделение на технический,организационный, социальный, экономический и смешанный. Существуют и отдельныевиды: инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский проект и другие.Виды различаются между собой не только целями, но и ключевыми ограничениями:время, деньги, рынок, оборудование, специалисты и т. п.
Классификацияинвестиционных бизнес проектов по масштабу делит их на малые и мегапроекты.Стоимость последних обычно превышает 1 млрд. долларов, что позволяет относитьих к особому классу. По сути своей то, что называется мегапроектом, являетсяотдельной целевой программой развития той или иной области, связанной,например, с необходимостью крупной отраслевой или структурной межотраслевойперестройки. Он требует привлечения дополнительных источников финансирования,государственной поддержки, создания уникальных структур и систем управления ине может быть реализован в рамках одного предприятия.
Малые проекты допустиморазделить на моно — и мультипроекты. Монопроект имеет одну определенную цель ичетко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени и качеству, в то времякак мультипроект характеризуется комплексной природой, разнообразием решаемыхзадач и объединяет, по сути, несколько взаимосвязанных проектов, относящихсяобычно к разным типам.
Наконец, по длительностиили сроку реализации инвестиционные проекты подразделяются на кратко-, средне-и долгосрочные, причем рассматривается продолжительность циклакапиталовложений, а не полный инвестиционный период.
1.3 Фазыразвития инвестиционного проекта
Любой проект, даже самыйкрупный, обычно является лишь элементом инвестиционной программы,осуществляемой в рамках инвестиционной политики фирмы. Разработка этой политикипредполагает: формулирование долгосрочных целей деятельности фирмы; поиск новыхперспективных сфер приложения свободного капитала; разработкуинженерно-технологических, маркетинговых и финансовых прогнозов; формулированиецелей и подцелей инвестиционной деятельности; исследование рынка иидентификацию возможных и доступных проектов; экономическую оценку и переборвариантов в условиях различных ограничений (временных, ресурсных, имеющихэкономическую и социальную природу и др.); формирование инвестиционногопортфеля; подготовку и периодическое уточнение бюджета капитальных вложений;перманентную оценку действующих проектов; оценку последствий реализациизавершившихся проектов.
В ходе развития стратегииразвития фирмы очерчиваются основные направления её деятельности, сферы иприоритетность приложения капитала. При этом исходят из приемлемойрентабельности, устойчивости роста, необходимой диверсификации бизнеса. Вопросо поиске перспективных сфер приложения капитала возникает по мере стабилизациивыбранного бизнеса и появления денежных средств, которые собственники считаютвозможным не изымать из бизнеса. Любая инвестиционная программа базируется напрогнозных оценках маркетингового, технического, технологического и финансовогохарактера, которые используются при разработке бюджета капиталовложений. Стечением времени в крупной фирме чаще всего формируется портфель допустимыхпроектов, которые могут быть реализованы по мере появления источниковфинансирования.
Жизненный цикл проекта;может быть разделен на три основные стадии: предынвестиционную, инвестиционнуюи эксплуатационную.
Начальная(предынвестиционная) стадия обычно подразделяется на предынвестиционныеисследования и разработку проектно-сметной документации, планирование проекта иподготовку к строительству. При проведении предынвестиционной стадии, какправило, выделяют следующие три фазы:
— изучение инвестиционныхвозможностей проекта;_ — предпроектные исследования;
— оценка осуществимостиинвестиционного проекта. Различие между уровнями предынвестиционныхисследований весьма условно, и глубина проработки каждого уровня зависит отсложности проекта, временных ограничений, требований потенциального инвестора имножества других факторов. Стоимость проведения предпроектных исследованийтакже различна и варьируется от 0,8% для крупных проектов до 5,0% для проектовс небольшими объемами инвестиций.
Инвестиционная(строительная) стадия заключается в:
проведении торгов изаключении контрактов, организации закупок и поставок, подготовительныхработах;
строительно-монтажных работах;завершении строительной фазы проекта. Эксплуатационная стадия включает в себяэксплуатацию, ремонт, развитие производства и закрытие проекта.
Для российских условийприменительно к действующим в Российской Федерации нормативным документампринципиальная схема жизненного цикла традиционного инвестиционного проектасостоит из четырех фаз:
фаза 1: концепция (1-5%);
фаза 2: планирование иразработка (9-15%);
фаза 3: осуществление(055-80%);
фаза 4: завершение(10-15%).
Жизненный циклинвестиционного проекта характеризуется инвестиционным и предпринимательскимриском. При этом типы рисков, связанных с финансированием инвестиционногопроекта, во времени условно можно подразделить на риски подготовительнойстадии, риски создания проекта, риски ввода объекта в эксплуатацию, рискифункционирования объекта.
Первым трем стадиямреализации проекта присущи как общие, так и специфические типы, и виды рисков,являющиеся составными частями общего инвестиционного риска. При этом на всехстадиях осуществления проекта присутствуют риски и факторы общеэкономического,социально-политического, технического, коммерческого характера и др.
На четвертой стадиивозникают, как правило, инвестиционные риски, связанные с предпринимательскойдеятельностью-предпринимательский риск, включающий этапы введения на рыноктоваров и услуг, роста, зрелости насыщения рынка и упадка спроса на товары иуслуги.
1.4Участники инвестиционных проектов
Основной элементструктуры инвестиционного проекта – это участники проекта, так как именно ониобеспечивают реализацию замысла и достижение целей проекта.
В зависимости от типапроекта в его реализации могут принимать участие от одной до несколькихдесятков организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте имера ответственности за его судьбу.
Вместе с тем все этиорганизации, в зависимости от выполняемых ими функций, можно объединить вконкретные группы участников проекта:
Заказчик – будущийвладелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика можетвыступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом заказчиком можетбыть как одна единственная организация, так и несколько организаций,объединивших свои усилия, интересы и капиталы для реализации проекта ииспользования его результатов.
Инвестор – тот, ктовкладывает средства в проект. Часто Инвестор одновременно является иЗаказчиком. Если же Инвестор и Заказчик – не одно и то же лицо, инвестор заключаетдоговор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчетыс другими участниками проекта.
Проектировщик – тот, кто разрабатываетпроектно-сметную документацию.
Поставщик – осуществляетматериально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).
Подрядчик — юридическоелицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.
Консультант – это фирмы испециалисты, привлекаемые на контрактных условия для оказания консультационныхуслуг другим участникам проекта по всем вопросам и на всех этапах егореализации.
Менеджер проекта – это юридическоелицо, которому заказчик (или инвестор или другой участник проекта) делегируетполномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю икоординации работ участников проекта.
8. Команда Проекта – специфическаяорганизационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая напериод осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.
9. Лицензиар –юридическое или физическое лицо — обладатель лицензий и «ноу-хау», используемыхв проекте. Лицензиар предоставляет (обычно на коммерческих условиях) правоиспользования в проекте необходимых научно- технических достижений.
10. Банк – один из основныхинвесторов, обеспечивающих финансирование проекта. В обязанности банка входит непрерывноеобеспечение проекта денежными средствами, а также кредитование генподрядчика длярасчетов с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых средств.
1.5 Бизнес-планинвестиционного проекта
Обычно бизнес-планопределяют как текст, содержащий в структурном виде всю информацию о проекте,необходимую для его осуществления. В процессе разработки бизнес-плана, сначалаформируют доходную часть проекта (продукция, цены, рынок продажи), затем — расходную(затраты на приобретение оборудования, сырья, материалов, заработную плату).При этом учитывают возможные варианты организационно-правового обеспечениябизнеса и схемы финансирования, после чего переходят к расчетам эффективности кее анализу.
Структура и содержаниебизнес-плана строго не регламентируются; но при его разработке обязательноследует обратить внимание на следующие условия:
— бизнес-план должен бытьпрофессиональным, доступным и понятным для пользования;
— бизнес-план должен бытьразделен на главы (разделы). Для более полного и наглядного восприятияинформации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики;
— бизнес-план должен бытьобъективным. Бухгалтер и аудитор должны тщательно проверить всё финансовыерасчеты.
2. Методыоценки инвестиционных проектов
В целом, основнымикритериями целесообразности вложения денег, как в производство, так и в ценныебумаги можно считать следующие:
чистая прибыль от данноговложения превышает чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит;
рентабельность инвестицийвыше уровня инфляции;
рентабельность данногопроекта с учетом фактора времени выше рентабельности альтернативных проектов;
рентабельность активовпредприятия после осуществления проекта увеличится (или, по крайней мере, неуменьшится) и в любом случае превысит среднюю расчетную ставку по заемнымсредствам;
рассматриваемый проектсоответствует генеральной стратегической линии предприятия с точки зренияформирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроковокупаемости затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек,обеспечения необходимых поступлений и т.д.
Инвестиции — этопротяженный во времени процесс, поэтому при анализе инвестиционных проектовнеобходимо учитывать:
привлекательностьпроектов по сравнению с альтернативными возможностями вложения средств с точкизрения максимизации доходов владельцев предприятия при приемлемой степенириска, т.к. именно эта цель является главной для финансового менеджмента;
рискованность проектов,т.к. чем длительнее срок окупаемости, тем рискованнее проект;
временную стоимостьденег, т.к. с течением времени деньги изменяют свою ценность.
Каковы основные методыанализа инвестиционных проектов?
Метод простой(бухгалтерской) нормы прибыли.
Этот метод базируется нарасчете отношения средней за период жизни проекта чистой бухгалтерской прибылии средней величины инвестиций (затраты основных и оборотных средств) в проект.Выбирается проект с наибольшей средней бухгалтерской нормой прибыли.
Основным достоинствомданного метода является его простота для понимания, доступность информации,несложность вычисления. Недостатком его нужно считать то, что он не учитываетнеденежный (скрытый) характер некоторых видов затрат (типа амортизации) и связаннуюс этим налоговую экономию, возможности реинвестирования получаемых доходов,времени притока и оттока денежных средств и временную стоимость денег.
Метод расчета периодаокупаемости проекта.
Вычисляется количестволет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е.определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежныхпотоков затрат. Проект с наименьшим сроком окупаемости выбирается. Методигнорирует возможности реинвестирования доходов и временную стоимость денег.
Применяется такжедисконтный метод окупаемости проекта — определяется срок, через которыйдисконтированные денежные потоки доходов сравняются с дисконтированнымиденежными потоками затрат. При этом используется концепция денежных потоков,учитывается возможность реинвестирования доходов и временная стоимость денег.Обе модификации данного метода просты в понимании и применении и позволяютсудить о ликвидности и рискованности проекта, поскольку длительная окупаемостьозначает длительную иммобилизацию средств (пониженную ликвидность проекта) иповышенную рискованность проекта. Однако обе модификации игнорируют денежныепоступления после истечения срока окупаемости проекта. Они успешно применяютсядля быстрой оценки проектов, а также в условиях значительной инфляции,политической нестабильности или при дефиците ликвидных средств — т.е. вобстоятельствах, ориентирующих предприятие на получение максимальных доходов вкратчайшие сроки.
4. Метод чистой настоящей(текущей) стоимости (NPV).
Чистая настоящая стоимостьпроекта определяется как разница между суммой настоящих стоимостей всехденежных потоков доходов и суммой настоящих стоимостей всех денежных потоковзатрат, т.е. как чистый денежный поток от проекта, приведенный к настоящейстоимости. Коэффициент дисконтирования при этом принимается равным среднейстоимости капитала. Проект одобряется, если чистая настоящая стоимость проектабольше нуля.
Данный метод не позволяетсудить о пороге рентабельности и запасе финансовой прочности проекта.Использование данного метода осложняется трудностью прогнозирования ставкидисконтирования (средней стоимости капитала) и/или ставки банковского процента.
При рассмотренииединственного проекта или выборе между независимыми проектами применяется какметод, равноценный методу внутренней ставки рентабельности (см. ниже); привыборе между взаимоисключающими проектами применяется как метод, отвечающийосновной задаче финансового менеджмента — приумножение доходов владельцевпредприятия.
Метод внутренней нормырентабельности (IRR).
Все поступления и затратыпо проекту приводятся к настоящей стоимости поставке дисконтирования,полученной не на основе задаваемой извне средней стоимости капитала, а наоснове внутренней ставки рентабельности самого проекта, которая определяетсякак ставка доходности, при которой настоящая стоимость поступлений равнанастоящей стоимости затрат, т.е. чистая настоящая стоимость проекта равна нулю.Полученная таким образом чистая настоящая стоимость проекта сопоставляется счистой настоящей стоимостью затрат. Одобряются проекты с внутренней нормойрентабельности, превышающей среднюю стоимость капитала (принимаемую заминимально допустимый уровень доходности).
Данный метод предполагаетсложные вычисления и не всегда выделяет самый прибыльный проект. Метод предполагаетмалореалистичную ситуацию реинвестирования всех промежуточных денежныхпоступлений от проекта по ставке внутренней доходности. Однако метод учитываетизменения стоимости денег во времени.
Каждый из методов анализаинвестиционных проектов дает возможность рассмотреть отдельные характеристики иособенности проекта. Наиболее эффективным способом оценки и выбораинвестиционных проектов нужно признать комплексное применение всех основныхметодов при анализе каждого из проектов.
2.1Критерии оценки инвестиционных проектов
Для снижения рискаинновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первуюочередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлениюинвестиционного проекта. Инвестиционный проект, эффективный для одного предприятия,может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективныхпричин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровенькомпетентности персонала по основным направлениям инвестиционного проекта,состояние основных фондов и т.п. Все эти факторы оказывают влияние нарезультативность инвестиционного проекта, но оценить их количественно оченьсложно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать настадии отбора проектов. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуютсвои факторы, оказывающие влияние на эффективность инвестиционных проектов, тоуниверсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение кбольшинству инвестиционных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенныекритерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя:[1]
цели, стратегия, политикаи ценности предприятия;
маркетинг;
НИОКР;
финансы;
производство.
Рассмотрим каждыйкритерий оценки инвестиционного проекта.
1.Цели, стратегия,политика предприятия. Оценивая инвестиционный проект в этом направлении,необходимо выявить насколько цели и задачи инвестиционного проекта совпадают сцелями и стратегией развития предприятия, так как если направление проектапротиворечит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того,что проект не принесет ожидаемого результата.
2.Маркетинг, дляреализации инвестиционного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследованиярынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. Втом случае, если конечный результат инвестиционного проекта — продуктоваяинновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новуюпродукцию, которая в начальный период предложения ее на рынке в силу патентнойили иной временной монополии данного предприятия на новую продукцию будетодновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести итехнологические инновации, улучшающие качество продукции, создающие ее новуюмодификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инвестиционномупроекту, предлагающему принципиально новый продукт, очень сложно, т.к. внекоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальнымипотребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование втакой ситуации с большей долей вероятности может дать ошибочный, и дажеотрицательный результат.
Технологическиеинновации, ориентированные на повышение производительности продукта (вперспективе обеспечивающие резкое увеличение объема прежнего по качествупродукта при прежних или незначительно больших затратах на его производство)или ориентированные на резкое снижение себестоимости его производства, позволяющиеснижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, нуждаются впроведении сложных маркетинговых исследовании в оценке резервов емкости рынкапредлагаемого инвестиционным проектом продукта или услуги.
Однако цельюмаркетингового исследования инвестиционного проекта является не только оценкаспроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате выпускатовара или услуги, причем эта оценка имеет очень важное значение, т.к. объемпродаж — это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объемапродаж необходимо оценить общий объем рынка, долю рынка, срок выпуска новойпродукции, вероятность коммерческого успеха.
При оценкеинвестиционного проекта следует выявить действительных, а также потенциальновозможных конкурентов, однако сравнивать необходимо не только продукт — результатинвестиционного проекта с аналогами конкурентов, а ожидаемые последствия отдействий на рынке конкурентов.
Целесообразно такжепроанализировать и возможные каналы распределения результатов инвестиционногопроекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии системасбыта для распространения нового товара, т.к. создание специализированныхканалов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимостьинвестиционного проекта.
3.Стадия НИОКР являетсяначальной стадией инвестиционного проекта, на которой следует оценитьвероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта ивлияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех — этополучение желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны бытьдостигнута в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки.Инвестиционный проект может быть изолированной разработкой или родоначальникомсемейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия.Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно новогопроекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки втечение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующейтехнологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения.Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инвестиционный проект,результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инвестиционный проектс позиций научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятностьтехнического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятияи деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.
При проверкеинвестиционного проекта следует учитывать, не нарушает ли реализация данногопроекта права на интеллектуальную собственность какого-либо патентодержателя, атакже выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки иначеэффективность проекта может быть оценена неверно. На принятие решения такжеоказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую средупроцесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологическиепоследствия проекта могут быть негативными, проекты могут быть запрещенызаконодательным путем или на предприятие могут быть наложены большие штрафы,что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эффективность проекта.
4.Финансы. При выбореинвестиционного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности(прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с ужеразрабатываемыми инвестиционными проектами, которые также требуютфинансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсовпроекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующихменьших затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для другихпроектов предприятия. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия наразработке одного проекта не всегда целесообразно. Предприятие может себе этопозволить лишь в том случае, если проекту гарантирован 100%-ныи технический икоммерческий успех. В других случаях выгоднее направлять ресурсы на разработкунескольких инвестиционных проектов. В таком случае проявление неудач приразработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализациидругих.
Следует оценитьколичественно все затраты, необходимые для разработки проекта. Основныезатраты, производимые до того, как продукт или технологический процесс начнетдавать отдачу, состоят из затрат на НИОКР, капитальных вложении впроизводственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровеньэтих затрат зависит от направленности проекта. Здесь же необходимо оценитьвозможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечениявнешних инвестиций для реализации проекта. Одна из главных проблем — этоправильное планирование денежной наличности. Очень часто вполне рентабельныйпроект может оказаться несостоятельным в результате непоступления финансовыхсредств в конкретные сроки. Поэтому необходимо соотнести во времени прогнозденежных поступлений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требующихсядля разработки проекта.
5.Производство. Стадияпроизводства является заключительной стадией реализации проекта, требующая тщательногоанализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные собеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением,персоналом. Обстоятельно анализируются производственный процесс: как должнабыть организована система выпуска продукции и каким образом долженосуществляться контроль за соблюдением технологических процессов, обеспечиваетли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т.д. Есликакие-то работы по проекту предприятие не может выполнить самостоятельно,необходимо выявить потенциальных субподрядчиков и оценить примерную стоимостьэтих работ.
К моменту, когдазавершается стадия НИОКР и проект внедряется в производство, в первую очередьнеобходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании ивысококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктовили услуг. Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в производство,различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требованиями, необходимымидля организации производства новой продукции и существующими производственнымивозможностями, тем больше соответствующие затраты по реализации инвестиционногопроекта. Оценивая проект, необходимо выявить те характеристики нового продуктаили услуги, достижения которых, вероятнее всего, вызовут дополнительныепроизводственные затраты. Определив эти трудности и затраты, можно обеспечитьплановый переход проекта от стадии НИОКР к стадии производства.
На данной стадииреализации проекта следует оценить окончательные издержки производства новогопродукта, которые зависят от многих факторов: цен на материалы, сырье, энергию,комплектующие, технологии, уровня оплаты труда работникам, капитальныхвложений, объема выпуска.
Полная оценка проектавключает в себя анализ вышеперечисленных элементов реализации проекта. Длясведения полученных результатов в единое целое для получения общей оценки,можно использовать критерии, перечисленные в таблице 8 (см. приложение).
Приведенный перечень неявляется универсальным и в зависимости от целей и направления конкретногопроекта может быть расширен.
2.2 Анализчувствительности
Целью анализачувствительности является определение степени влияния различных факторов нафинансовый результат проекта. В качестве интегральных показателей,характеризующих финансовый результат проекта, используются обычно следующиепоказатели:
внутренний коэффициентрентабельности (IRR);
срок окупаемости проекта(PBP);
чистая приведеннаявеличина дохода (NPV);
индекс прибыльности (PI).
Факторы, варьируемые впроцессе анализа чувствительности, можно разделить на две основные группы:
Факторы, влияющие наобъем поступлений;
Факторы, влияющие наобъем затрат.
Как правило, в качествеварьируемых факторов принимаются следующие:
физический объем продаж какследствие емкости рынка, доли предприятия на рынке, потенциала роста рыночногоспроса;
продажная цена итенденции ее изменений;
прямые (переменные)издержки и тенденции их изменений;
постоянные издержки итенденции их изменений;
требуемый объем инвестиций;
стоимость привлекаемогокапитала в зависимости от условий и источников его формирования;
в отдельных случаях — показатели инфляции.
Эти факторы можно отнестик разряду непосредственно влияющих на объемы поступлений и затрат. Однако кромефакторов прямого действия есть факторы, которые можно условно назватькосвенными. К их числу относятся, в частности, факторы времени.
Факторы времени могутоказывать на финансовый результат проекта разнонаправленное действие. Вкачестве факторов времени, оказывающих негативное влияние, можно выделитьследующие:
длительностьтехнологического цикла изготовления продукта или услуги;
время, затрачиваемое нареализацию готовой продукции;
время задержки платежей.
Среди позитивных фактороввремени можно назвать такие, как: задержка оплаты за поставленное сырье,материалы и комплектующие изделия, а также период времени поставки продукции смомента получения авансового платежа при реализации продукции и услуг наусловиях предоплаты.
Следующей группойфакторов, оказывающих значительное влияние на финансовый результат проекта ииспользуемых в качестве варьируемых параметров в анализе чувствительностиинвестиционных проектов, являются формирование и управление запасами.
Еще одна важная группаварьируемых факторов — это факторы, характеризующие условия формированиякапитала. В процессе анализа чувствительности варьируется соотношениесобственного и заемного капитала, и определяются граничные значения, за которымипроцесс формирования капитала посредством банковских кредитов неэффективен.
Очевидно, что влияниевсех указанных факторов для разных проектов будет различным. В каждомконкретном случае под варьированием значений того или иного фактораподразумевается конкретное управленческое решение, которое, в свою очередь,приводит к изменениям в инвестиционном плане или объемах планируемых затрат ипоступлений.
Таким образом, анализчувствительности проводят как при планировании, так и при анализеинвестиционных проектов. Полученные в результате проведенного анализачувствительности данные служат основой для оценки финансовый риска проекта, атакже помогают разработать стратегию наиболее безопасного и эффективного путиего реализации.
2.3Социальные результаты инвестиционных проектов
Разработка и реализациялюбого инвестиционного проекта всегда преследует достижение определённых целей.В любой социально-экономической системе (страна, регион, предприятие и др.)формируется так называемое «дерево целей», структурированных и иерархическиупорядоченных в зависимости от вида этой системы, способов и масштабов еёфункционирования, способа построения организационной структуры управления ит.п. Так, в приложении к основной ячейке экономической системы страны — фирме — эти цели в наиболее общем виде можно подразделить на рыночные,финансово-экономические, производственно-технологические и социальные. Рыночныецели имеют отношение, прежде всего к стратегическому планированию ипредставляют собой некоторые ориентиры в отношении положения компании наинтересующих её рынках продукции и факторов производства. Типичныйпример-установление целевого ориентира по занятию определённого сегмента (доли)на рынке предлагаемых товаров (услуг). Финансово-экономические цели занимаютосновное место в системе целеполагания и выражаются главным образом встоимостном представлении и показателях рентабельности (доходности).Производственно-технологические цели, устанавливаемые в ходевнутрипроизводственного планирования, наиболее детализированы, распространяютсяна все линейные подразделения (точнее, на центры ответственности) и необязательно выражаются в денежном измерителе. Социальные цели имеют ориентацию,как за пределы фирмы, так и внутри её. В первом случае речь идёт о роли фирмы веё влиянии на внешнюю среду: дополнительные рабочие места, охрана окружающейсреды, открытие новых социально-значимых производств и др. Во втором случаеречь идёт о создании преимуществ для работников фирмы: система повышенияквалификации, организация досуга, система дополнительного пенсионногообеспечения и др.
Социальным целям особоевнимание уделяется, в частности, в странах, исповедующих принципы такназываемой рейнской модели капитализма.
Все упомянутые целидействительно составляют единое целое в том смысле, что они взаимоувязаны врамках системы планирования. Для подтверждения можно привести следующий пример.В европейских странах уже давно пропагандируется идея социальной ориентациигодовых отчётов крупных фирм, выражающаяся в том, что в состав публикуемойотчётности включаются формы, содержащие данные в динамике о мероприятиях позащите окружающей среды (капитальные затраты, эксплуатационные расходы, затратына исследовательские работы соответствующего предназначения, количествоработников фирмы, занятых разработкой и реализацией мероприятий по защитеокружающей среды и т.п.)
Формулирование «деревацелей» имеет место и при осуществлении инвестиционной деятельности. Такимобразом, характеризуя целесообразность какого-либо проекта, чаще всего говорято двух видах эффективности — экономической и социальной. Количественноэффективность выражается различными показателями. В общем случаерезультативность, экономическая целесообразность и эффективностьфункционирования коммерческой организации или внедрения некоторого проектаизмеряются абсолютными и относительными показателями: прибылью, показателямирентабельности, доходности и др.
Понятие социальногоэффекта (эффективности) в контексте инвестиционной деятельности можетрассматриваться в двух аспектах. Первый связан с получением некоторогосоциального эффекта при инвестировании в коммерческую деятельность, т.е. впроект, прямо или косвенно способствующий наращиванию совокупногоэкономического результата, обычно прибыли, второй — в некоммерческуюдеятельность, т.е. в некий проект, не предполагающий генерирования прибыли.Принципиальное различие заключается в том, что в первом случае все жедоминирует критерий экономической эффективности, а социальный эффектрассматривается как дополнительный результат от внедрения и реализации проекта.Во втором случае акценты смещаются ровно наоборот – социальный эффект(эффективность) выступает уже в роли первоочередного критерия; безусловно, повозможности принимаются во внимание и показатели экономического эффекта(эффективности), но не в качестве целевых критериев, а, например, лишь каккритерии, характеризующие рациональность действий, выполняемых в ходереализации проекта.
По мере усилениятребований к гуманизации труда социальные аспекты инвестиционной деятельностивсё более активно принимаются во внимание не зависимо от того, о какой сфереэкономики идёт речь.
3. Методыфинансирования инвестиционных проектов
3.1 Классификациявидов и форм финансирования
Формы и методыфинансирования инвестиционных проектов отличаются значительным разнообразием: вэтих целях могут быть использованы выпуск акций, приобретение кредита,лизинговое финансирование, ипотечные ссуды.
Каждая из используемыхформ финансирования обладает определенными достоинствами и недостатками.Поэтому в любом инвестиционном проекте должна быть проведена тщательная оценкапоследствий инвестирования различных альтернативных схем и форм финансирования.Например, важно соблюдать правильное соотношение между долгосрочной задолженностьюи акционерным капиталом, поскольку, чем выше доля заемных средств, тем большесумма, выплачиваемая в виде процентов.
Используемая финансоваясхема должна:
обеспечить необходимыйдля планомерного выполнения проекта объема инвестиций;
действовать в направленииоптимизации структуры инвестиций и налоговых платежей;
обеспечивать снижениекапитальных затрат и риска проекта;
обеспечивать баланс междуобъемом привлеченных финансовых ресурсов и величиной получаемой прибыли.
Получение финансовыхрезультатов путем выпуска акций
Это одна из наиболеераспространенных форм финансирования инвестиционных проектов, она являетсяпредпочтительной формой финансирования первоначальных стадий крупныхинвестиционных проектов. Акционерный капитал можно приобретать путем эмиссийдвух видов акций: привилегированных и обыкновенных. Потенциальными покупателямимогут стать: заказчики, заинтересованные в продукции, производимой в результатезавершения проекта и ввода в эксплуатацию мощностей; внешние инвесторы,заинтересованные в окупаемости вложенных средств, получении налоговых выигрышейили в приросте стоимости основного капитала на условиях ограниченной аренды илиограниченного участия.
Акционерный капитал можетвноситься ими в виде денежных вкладов, оборудования, технологий, а также вформе экономического обоснования проекта или права использования национальныхресурсов, если акционерами являются правительственные организации.
Привлекательность этойформы финансирования объясняется тем, что основной объем финансовых или иныхресурсов поступает от участников проекта в начале его реализации, хотя могутпроизводиться вклады в форме подчиненных кредитов и в ходе осуществленияпроекта в начале его реализации. В то же время ее использование даетвозможность перенести на более поздние сроки выплату основных сумм погашениязадолженности, когда возрастает способность проекта генерировать доходы, апрогнозируемые капитальные затраты и требования к финансированию будут болееточными.
Для финансированиякрупных проектов, требующих больших капитальных затрат, выпуск акцийсовмещается с выпуском долговых обязательств.
Долгосрочноефинансирование
Источниками долгосрочногодолгового финансирования могут быть:
долгосрочные кредиты вкоммерческих банках;
кредиты в государственныхучреждениях;
ипотечные ссуды;
частное размещениедолговых обязательств.
Выбор вариантадолгосрочного долгового финансирования должен базироваться на результатаханализа устойчивости проекта и оценок возможностей проекта обеспечиватьпогашение кредита и выплату процентных ставок. В дополнение к указанным вышеисточникам долгосрочного финансирования могут использоваться такие формы, какэмиссия облигаций и долговых обязательств (эта форма финансированияинвестиционных проектов часто используется при осуществлении проектов пореконструкции и расширению действующих предприятий).
Кредиты как формафинансирования инвестиционных проектов
Если кредит в коммерческомбанке или государственных учреждениях представляется выгодной формойфинансирования проекта, то его участники должны разработать общую стратегиюфинансовых отношений с банками.
Наиболее распространенныйвариант такой стратегии заключается в том, что вначале к переговорампривлекаются банки, имеющие с участниками проекта прочные финансовые отношенияили выражающие интерес к развитию таких связей, а затем одному из этих банковпредлагается занять ведущую роль на переговорах о кредите с другими банками.
Менее распространеннымподходом, но иногда очень плодотворным является объединение участников проектав группу, выполняющую функции синдиката, для получения средств на принципах“клубного кредита”. В этом случае переговоры с каждым из банков проводятся наиндивидуальной основе, что предоставляет участникам определенную гибкость впоследующих переговорах с инвесторами по поводу кредита.
Выбор условийкредитования проекта определяется чувствительностью его экономическихпоказателей к изменению ставки, а также получаемой потенциальной экономией(если рынок характеризуется нормальной, повышающейся кривой процентныхдоходов). В зависимости от этих характеристик проекта могут использоватьсяфиксированные процентные ставки или так называемые “скользящие” процентныеставки, то есть изменяющиеся в зависимости от периода кредитования.Потенциальная экономия рассчитывается как разность между суммарными затратамина выплату финансовых процентных ставок долгосрочного кредита и текущимисуммарными затратами на выплату скользящих процентных ставок. Важным фактором,определяющим выбор условий кредитования, являются и сроки истечения долговыхобязательств. Скользящие процентные ставки могут быть рекомендованы приотносительно коротких периодах кредитования; фиксированные — при длительных.
При выборе условийкредитования необходимо учитывать ситуацию на кредитном рынке, котораяопределяет поведение банков-кредиторов. Кредиты предоставляются банками наусловиях, учитывающих финансовую репутацию заемщика, все виды принимаемогобанком риска, источники привлечения средств для рефинансированияпредоставляемых кредиторов и другие аспекты каждого конкретного проекта,предлагаемого к финансированию. Они носят строго целевой характер, то естьмогут использоваться лишь на цели, согласованные с банком. При этом банк следитза соблюдением целевого принципа использования кредитов.
По кредитам заемщикиуплачивают проценты в валюте по “плавающим” и фиксированным ставкам,устанавливаемым банком, исходя из реальной стоимости привлеченных банкомсредств в соответствующей валюте на финансовых рынках, с добавлением маржи,определяемой банком в зависимости от конкретных условий реализации проектов исвязанных с ним рисков, характера предоставляемого обеспечения, финансовогоположения заемщика и других факторов.
В настоящее время дляроссийских коммерческих банков характерны следующие условия кредитованияпроектов:
финансированиепредоставляется для экспортоориентированных проектов, в первую очередь, вобласти рыболовства, деревообработки, цветной и черной металлургии, нефтяной игазовой промышленности, военно-промышленного комплекса;
минимальный коэффициентпокрытия долга 1.5 определяется на основе общей суммы кратко- и долгосрочногодолга заемщика;
рентабельность проектадолжна быть, как правило, более 15%;
проект должен иметьфинансовую окупаемость и хорошие перспективы получения доходов в иностраннойвалюте;
проект должен бытьбезопасным для окружающей среды и способствовать экономическому развитиюРоссии;
собственные инвестициизаемщика в проект должны превышать 30% общей стоимости проекта.
Дополнительнымитребованиями по обеспечению кредита, выдвигаемыми банками, являются:
безусловные и безотзывныеплатежные гарантии юридических лиц, располагающих валютными средствами (илинадежными источниками этих средств), достаточными для выполнения обязательствпо кредиту;
размещение вбанке-кредиторе валютного или рублевого депозита;
переуступка в пользубанка права получения и распоряжения валютной выручкой по контрактам,плательщиками по которым являются фирмы с надежной, по мнению банка, платежнойрепутацией;
залог имущества иимущественных прав клиента;
страхование кредита.
При кредитованиикрупномасштабных проектов коммерческие банки, как правило, требуют, чтобы суммакредита определялась размером минимального риска на одного заемщика, иприоритет отдается проектам, предусматривающим перевооружение и модернизациюуже действующих производств без дополнительного капитального строительства взначительных объемах, равно как и проектам, подразумевающим вложение клиентамисобственных валютных средств наряду с привлечением банковских кредитов. Всложившихся условиях коммерческие банки практически не предоставляют кредитыдля финансирования внедрения принципиально новых технологических разработок.
Ипотечные ссуды
Ссуда под залогнедвижимости (ипотека) получила распространение в странах с развитой рыночнойэкономикой как один из важнейших источников долгосрочного финансирования. Втакой сделке владелец имущества получает ссуду у залогодержателя и в качествеобеспечения возврата долга передает последнему право на преимущественноеудовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества в случаеотказа от погашения или неполного погашения задолженности. Наиболеераспространенными объектами залога являются жилые дома, фермы, земля, другиевиды недвижимости, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.
Для финансированияинвестиционных проектов используется несколько видов ссуд:
стандартная ипотечнаяссуда (погашение долга и выплата процентов осуществляются равными долями);
ссуда с ростом платежей(на начальном этапе взносы увеличиваются с определенным постоянным темпом, адалее выплачиваются постоянными суммами);
ипотека с изменяющейсясуммой выплат (в льготный период выплачиваются только проценты и основная суммадолга не увеличивается);
ипотека с залоговымсчетом (открывается специальный счет, на который должник вносит некоторую суммудля подстраховки выплат взносов на первом этапе осуществления проекта);
заём со снижений ставкой(залоговый счет открывает продавец поставляемого оборудования).
3.2 Традиционноеи венчурное финансирование
В ряду проблемфинансирования инвестиционных проектов можно выделить их ядро — проблемы,связанные с недостатком собственного капитала предпринимателей. В частности,хронический дефицит собственных средств испытывает подавляющее большинствомалых и средних предприятий.
Как известно, дляфинансирования любого инвестиционного проекта можно использовать собственныесредства (вклады партнеров, акционерный капитал) и заемные (кредиты) примерно вравной пропорции. Такое традиционное финансирование, или финансирование собеспечением, в нашей стране пока не находит широкого применения из-задвойственной проблемы: «заемщики не могут, кредиторы не хотят» или «кредиторыне могут, заемщики не хотят».
Высокая стоимостькредитов и опасение оказаться в финансовой зависимости нередко становятсябарьером для их использования — предприниматели не хотят прибегать ккредитованию. Кроме того, ограниченность традиционного кредитного финансированиясвязана с жесткими требованиями к доле собственных средств (30-50% общейстоимости проекта), а также с необходимостью залогового обеспечения. Выполнениеэтих условий зачастую нереально для малых и средних предприятий: и собственныхсредств не хватает, и закладывать нечего. Таким образом, предприниматели немогут использовать кредиты, а кредиторы не хотят рисковать и идти на уступки вструктуре кредитования.
Заметим, что правилотрадиционного финансирования «СК > ЗК» (СК — собственный капитал,ЗК — заемный капитал) направлено в первую очередь на разделение риска междусобственниками и кредиторами. Вкладывая собственный капитал, предпринимательдемонстрирует свою уверенность в успехе реализации проекта, что документальноподтверждают расчеты экономической эффективности инвестиций в бизнес-плане.
Для иллюстрациисовременной ситуации в рассматриваемой сфере приведем некоторые статистическиеданные.
В России в 2005 г. объеминвестиций в основной капитал составил 3534 млрд. руб., а темп роста кпредыдущему году — 110,7%. В структуре инвестиций собственные средства занимают47,7%, в том числе за счет прибыли осуществлено 22,42% инвестиций, изамортизации — 22,1%, а привлеченные средства составили 52,3%, в том числебюджетные
средства — 20,1%. Врасчете на душу населения инвестиции в основной капитал составили в 2004 г. 18981 руб.- приблизительно 700 долл.
Иностранные инвестиции вэкономику России, по данным на конец 2005 г., составили 111 835 млн. долл., втом числе прямые — 49 751 млн. долл., портфельные — 1903 млн. долл., прочие — 60 181 млн. долл.
В 2004 г. организациямбыли предоставлены кредиты на сумму 3189,3 млрд. руб., в 2005 г. — на сумму4187,9 млрд. руб.
Нехватка кредитныхресурсов у отдельных российских банков для финансирования крупных инвестиционныхпроектов обусловлена тем, что в производстве идет процесс объединения иукрупнения бизнеса, а банки многочисленны, малы и разрозненны. Например,нередко отдельный региональный банк не может предоставить кредит дляфинансирования инвестиционных проектов реконструкции или техническогоперевооружения крупного предприятия. Эту проблему может преодолетьсиндицированное кредитование — форма мобилизации ресурсов небольших банков иразделения рисков среди многих участников. Синдицированное кредитование позволяеторганизовать потоки капитала из одного региона в другой, выйти на международныерынки, в том числе под гарантии страховых агентств.
Венчурное финансированиев противовес традиционному не связано с жесткими ограничениями долисобственного капитала. Условиями венчурного финансирования являются быстраяокупаемость и высокая доходность — для компенсации высокого рискаинвестирования отбирают проекты с ожидаемой годовой нормой доходности порядка30-40%. Венчурный капитал называют рисковым капиталом, капиталом шансов.Венчурный фонд объединяет свободные средства многих участников и инвестирует ихпреимущественно как стартовый капитал — для развития на базе инноваций новыхкомпаний, обладающих уникальными чертами и мощным потенциалом роста, с сильнойруководящей командой. Минимизацию риска обеспечивает высокий конкурс заявок,жесткий отбор немногих высокоэффективных проектов.
Венчурный капитал помимофункции обеспечения (финансирования) как таковой выполняет также функциюсопровождения бизнеса — обеспечивает консультационной поддержкой иконфиденциальной информацией, передает опыт гибкого управления, быстрогопринятия решений, сервиса. Эти функции охватывают все фазы жизненного цикла иоказывают влияние на процесс изготовления товаров и на результаты деятельности.
В соответствии сразделением финансирования на традиционное и венчурное среди так называемыхзаинтересованных лиц (покупающих акции компании) различают стратегических ифинансовых инвесторов.
Стратегические инвесторыстремятся к росту рентабельности своего основного вида деятельности иинвестируют обычно в компании из смежных отраслей, приобретая крупный пакетакций. Стратегические инвесторы заинтересованы в полном контроле или, покрайней мере, в контроле основных решений. Как правило, они относятся к той жесфере бизнеса и активно участвуют в текущем управлении компанией.Стратегические инвесторы нацелены на реализацию определенной стратегии — ростпродаж, лидерство на рынке, снижение затрат, высокие дивиденды и т.д.
Финансовые (венчурные)инвесторы стремятся к максимизации стоимости бизнеса и собственного дохода засчет своевременного выхода из проекта. Они приобретают небольшой, обычноблокирующий пакет акций, выбирая небольшую динамичную компанию, акции которойпока не котируются на рынке, с целью продажи своего пакета акций через 4-6 летс высокой доходностью. Участие их в управлении ограниченно. Оно осуществляетсяна уровне совета директоров и собрания акционеров и сводится к отслеживаниюпринятия решений. Кроме приобретения акций существуют также и другие схемывенчурного финансирования, сочетающие акционерный, ссудный ипредпринимательский капитал.
Объекты венчурногофинансирования — это небольшие инновационные фирмы с хорошим менеджментом(сложившимся коллективом), высоким потенциалом роста объемов продаж,отсутствием сильных конкурентов в данном сегменте рынка. В финансировании сучастием венчурных инвесторов выделяют начальную и экспансионную стадии. Этистадии разделяет момент окупаемости инвестиций — переход от отрицательныхфинансовых результатов к положительным, из зоны инвестиций в зонудезинвестиций.
На начальной стадиифинансирования (Early Stage-Financing) объединяются собственные и привлеченныесредства предпринимателя и средства венчурного фонда для организации тепличногои стартового финансирования исследований и разработок новых изделий и запускапроизводства.
Фаза тепличногофинансирования (Seed-Financing) включает этапы оценки идеи проекта, связанной судовлетворением спроса на определенные товары (продукты или услуги),маркетинговых исследований и сопоставлений потребностей рынка спроизводственными возможностями. Это период зарождения венчура. После созданияпрототипов новшества и разработки бизнес-плана, который проходит жесткуюэкспертизу, начинается поддержка компании венчурным инвестором. Затраты наэкспертизу бизнес-планов для венчурного фонда являются невозвратными, так какположительное решение о стартовом финансировании получают лишь несколькопроцентов от всех заявок.
Фаза стартовогофинансирования (Start-up-Financing) включает этапы создания компании (какправило, закрытого акционерного общества), разработки продукта и подготовкисредств производства, детализации рыночной концепции товара. В рамках этой фазыанализируются реальные пути воплощения идеи проекта:
— что производить (какиепродукты и услуги);
— как, когда (в какиесроки, каким способом);
— где, кто и какую работудолжен выполнять;
— почему этоцелесообразно (кому это нужно, для кого предназначены результаты деятельности).
После удачного стартовогофинансирования начинается производство. Первая фаза производства охватываетзапуск производства с помощью средств предпринимателя и венчурных инвесторов,выход на рынок и налаживание устойчивой системы сбыта. Размер прибыли зависитот выбранной стратегии ценообразования и характеризуется в этот периоднарастанием темпов роста.
На стадии экспансии(Expansion-Stage-Financing), которая охватывает вторую, третью и четвертую фазыпроизводства до начала спада подразумевается дальнейшее долевое финансированиеи кредитное. Если развитие осуществляется успешно, то готовится выход компаниина открытый рынок ценных бумаг. В противном случае необходим другой путь,например слияние с другой, крупной компанией. Эмиссия акций означаетнаступление этапа зрелости. После насыщения рынка, стабилизации объемов продажи замедления темпов роста прибыли на третьей фазе производства следует, какправило, выход из бизнеса венчурных инвесторов — продажа принадлежащего импакета акций. Выручка от продажи акций намного превышает затраты венчурныхинвесторов в период учреждения организации, их вклады в развитие и надополнительную эмиссию акций.
3.3Облигационные займы
Для повышенияэффективности производства в условиях развитой экономики особое значение имеетспособность предприятий гибко использовать рыночные инструменты и механизмы впроцессе финансирования своей хозяйственной деятельности.
В условиях совершенногорынка, равных ставок налогообложения различных финансовых инструментов иотсутствия регулирующих мер любая структура финансирования предприятия недолжна оказывать заметного влияния на результаты его деятельности ирентабельность. Однако в реальных рыночных условиях предприятия частосталкиваются с различными рисками, что обуславливает наличие определеннойиерархии форм и источников финансирования.
На практике не толькокрупные, но и мелкие и средние предприятия прибегают к различным источникамвнешнего инвестирования, в том числе к банковским кредитам, заимствованиюсредств на финансовых рынках, использованию рисковых капиталов и т.д. Выбор источниковфинансирования зависит от многочисленных факторов, среди которых – размерпредприятия, природа его рынков, отрасль и сфера деятельности, технологическиеособенности, специфика выпускаемой продукции, характер государственногорегулирования и налогообложения бизнеса, связи с рынками и др.
Как показывает зарубежныйопыт, важное место в структуре внешних источников финансирования корпорацийзанимают эмиссии ценных бумаг и, прежде всего, акций и облигаций. В современныхразвитых странах облигационная масса корпораций составляет, как правило, от10—15 до 60—65% общих объемов эмиссий ценных корпоративных бумаг, чтосвидетельствует о важной роли облигаций как альтернативного источникаинвестиций.
Большие надеждывозлагаются на рынок корпоративных облигаций и в России как на перспективныйисточник дополнительных инвестиционных ресурсов для реального сектораэкономики. До недавнего времени этот рынок развивался крайне вяло, носилдепрессивный и узконаправленный характер.
Вместе с этим сегодняпоявились благоприятные предпосылки для изменения сложившейся ситуации в лучшуюсторону. Как будет показано далее, при условии проведения необходимыхмероприятий в целях ускоренного развития в России рынка корпоративных облигацийстанет возможным производительное использование его инвестиционного потенциала.
Исторически появлениеоблигаций на мировой финансовой сцене, а именно – в XVI в. во Франции – быловызвано тем, что ортодоксальная церковь жестоко преследовала ростовщиков.Остроумный способ избежать преследований был найден в выпуске облигаций, чтопозволяло трактовать действия кредитора (заимодавца) не как ростовщическуюоперацию (дачу денег в рост), а как покупку потока доходов.
Прежде всего, облигацияявляется ценной бумагой, удостоверяющей отношения займа между ее владельцем(кредитором или инвестором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком или эмитентом).Главное ее достоинство состоит в том, что она является наиболее действенным иэффективным инструментом, позволяющим, не перераспределяя собственность,аккумулировать средства инвесторов и обеспечить предприятиям доступ на рыноккапиталов.
В этом своем качествеоблигация удостоверяет:
факт предоставлениявладельцем ценной бумаги денежных средств эмитенту (корпорации);
обязательство эмитентавернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, которуюэмитент получил при выпуске данной бумаги (т.е. вернуть сумму основного долга);
обязательство эмитентавыплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде процента отноминальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
Облигации отличаютсязавидным многообразием. В частности, они различаются по статусу заемщика(эмитента); по срокам, на которые выпускаются займы; по целям выпуска; поспособам выплаты доходов и/или погашения и другим критериям.
При этом облигациикорпораций являются наиболее подверженным инновациям видом ценных бумаг.Всплески инфляции и опасность обесценения денег существенно видоизменили рынокоблигаций, и классический тип этой бумаги как долгового свидетельства,выпущенного на заранее определенный срок под фиксированный процент, взначительной мере отошел в прошлое. Благодаря целому ряду новшеств облигациястала намного более удобным финансовым инструментом. В целом, все развитиеоблигационного рынка в послевоенные десятилетия можно охарактеризовать какобретение гибкости, причем свобода маневра увеличилась как для эмитентовоблигаций, так и для инвесторов.
Эмиссия облигаций –удобный способ мобилизации капитальных фондов, содержащий ряд привлекательныхчерт для корпораций.
Основными преимуществамиоблигационного займа как инструмента привлечения инвестиций с точки зренияпредприятия-эмитента являются:
возможность мобилизациизначительных объемов денежных средств и финансирования крупномасштабныхинвестиционных проектов и программ на экономически выгодных для предприятияусловиях без угрозы вмешательства инвесторов (владельцев облигаций) вуправление его текущей финансово-хозяйственной деятельностью;
возможностьманеврирования при определении характеристик выпуска: все параметры облигационногозайма (объем эмиссии, процентная ставка, сроки, условия обращения и погашения ит.д.) определяются эмитентом самостоятельно с учетом характера осуществляемогоза счет привлекаемых средств инвестиционного проекта;
возможностьаккумулирования денежных средств частных инвесторов (населения), привлеченияфинансовых ресурсов юридических лиц на достаточно длительный срок(продолжительнее срока кредитов, предоставляемых коммерческими банками) и наболее выгодных условиях с учетом реальной экономической обстановки и состоянияфинансового рынка;
обеспечение оптимальногосочетания уровня доходности для инвесторов, с одной стороны, и уровня затратпредприятия-эмитента на подготовку и обслуживание облигационного займа, сдругой стороны;
оптимизация взаиморасчетов,структуры дебиторской и кредиторской задолженности предприятия-эмитента.
В то же время облигация –весьма жесткое долговое обязательство: осуществляя эмиссию облигаций, эмитентнесет определенные риски, и всегда существует вероятность того, что облигационныйзайм не будет успешным, т.е. сам факт эмиссии облигаций еще не гарантирует ихразмещения на разработанных эмитентом условиях.
В связи с этим,рассматривая финансовые возможности облигаций, следует учитывать противоречивыйхарактер интересов эмитента и инвесторов. Поэтому при организации облигационныхзаймов, в процессе конструирования ценных бумаг важно уметь найти «золотуюсередину», обеспечить баланс этих интересов на основе комплексного анализапреимуществ и недостатков данного финансового инструмента.
Исследование зарубежногоопыта позволяет выделить несколько важнейших особенностей функционированиярынка корпоративных облигаций3:
корпоративные облигации,как правило, обеспечивают привлечение капитала на длительный период: этодолгосрочные займы, размещаемые на рынке ценных бумаг, однако в последниедесятилетия наметилась тенденция к сокращению сроков их обращения (с 25—30 летдо 5—10 лет), что связано, с одной стороны, с ускорением внедрения новейшихнаучно-технических разработок, приводящим к быстрому старению основных фондов,широкому использованию механизмов ускоренной амортизации и т.д., а, с другойстороны, со стремлением инвесторов вкладывать свои средства в ценные бумаги сболее короткими сроками погашения и уменьшить тем самым инвестиционные риски;
портфель выпускаемыхкорпорациями облигаций неоднороден: различия в выборе характеристик выпускаемыхоблигаций обусловлены такими факторами, как отраслевая специфика, связикорпораций с рынком ценных бумаг и кредитной системой, деловой престиж, финансовоеположение;
в процессе обращениякорпоративных облигаций на рынке приоритетное внимание уделяется вопросамоценки их качества и надежности: более высокое качество облигации означаетболее низкий процент выплат по ней и, соответственно, более выгодные дляэмитента условия привлечения инвестиций;
для корпоративныхоблигаций характерна большая устойчивость по сравнению с другими ценнымибумагами: курс облигаций, как правило, не снижается при ухудшении конъюнктуры,он становится даже более привлекательным для инвесторов по сравнению с акциямии ценными государственными бумагами;
значительную частьдержателей (владельцев) корпоративных облигаций составляют, как правило, мелкиеинвесторы и население: высокая доля индивидуальных участников на рынке ценных бумагявляется характерной чертой для стран с развитой рыночной экономикой и отражаетсовременные тенденции к переходу денежных средств из своих традиционных форм(сбережения, наличность, банковские депозиты и т.п.) в форму ценных бумаг ипревращению все большей массы капитала в ценные бумаги, доступные самомуширокому кругу инвесторов.
Таким образом,облигационные займы являются перспективным инструментом мобилизации свободныхсредств инвесторов в интересах развития предприятия – эмитента и, в конечномитоге, всей экономики в целом. Несомненно, многое из мирового опыта можетпригодиться и в России.
Учитывая ограниченностьинвестиционных ресурсов в современных условиях России, выход из создавшейсяситуации видится, прежде всего, в ускоренном развитии рынка корпоративныхоблигационных займов, которое позволило бы параллельно решить сразу нескольковажных задач:
привлечь дополнительныеинвестиционные ресурсы в реальный сектор экономики, наиболее полно задействовавсвободные денежные средства и сбережения населения;
повысить инвестиционнуюпривлекательность акций промышленных предприятий, способствуя тем самымразвитию соответствующего сегмента рынка ценных бумаг;
обеспечитьпрофессиональным участникам рынка ценных бумаг дополнительные возможности дляосуществления ими своей профессиональной деятельности за счет появления новыхфинансовых инструментов.
Российскаядействительность, условия экономики переходного периода, безусловно, наложилиизвестный отпечаток на процессы использования финансовых инструментов рынка ценныхбумаг в целях привлечения инвестиций, в том числе посредством выпускакорпоративных облигаций.
В настоящее время нароссийском рынке ценных бумаг корпоративные облигации занимают более чемскромное место. Это относится как к объемам выпуска в целом, так и к долеоблигаций, обращающихся на рынке. Так, в 1998 г. акционерными обществами былозарегистрировано 19 848 выпусков акций и всего 93 выпуска облигаций.
Анализ количественныхпоказателей, качественных характеристик и общих тенденций рынка ценных бумагпоказывает, что активность российских компаний – эмитентов в выпускеоблигационных займов до последнего времени оставалась необыкновенно низкой.Подобное состояние дел на рынке корпоративных облигаций в нашей странеобусловлено наличием ряда серьезных проблем, тормозивших процесс его развития иреализации инвестиционного потенциала.
Прежде всего, в качествеодной из ключевых проблем, сдерживавших до недавнего времени развитие рынкакорпоративных облигаций в России, следует назвать нерациональный порядокналогообложения операций.
Как известно, вроссийской практике бухгалтерского учета выплачиваемые эмитентами проценты пооблигациям не относятся к составу затрат, включаемых в себестоимость, ивыплачиваются из чистой прибыли, что резко снижает эффективность займа.Необходимо подчеркнуть, что такой порядок не соответствует международнымстандартам бухгалтерского учета, согласно которым проценты по облигациям икредитам должны удерживаться из прибыли до налогообложения.
Только с выходомПостановления Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 6965 стало возможнымотнесение процентов по облигациям, выплачиваемых эмитентами, на себестоимость.Однако такой порядок действует только в отношении облигаций, обращение которыхосуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющихлицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Это обстоятельствосущественно ограничивает круг возможных эмитентов: при невозможности и/илинецелесообразности выведения облигаций для обращения через организаторов торговлиэффективность эмиссии облигаций по-прежнему будет невысокой.
Еще один аспектнерациональности налогообложения корпоративных облигаций связан ссуществованием налога на операции с ценными бумагами, который уплачиваетсяэмитентами при государственной регистрации выпусков ценных бумаг в размере 0,8%от их номинальной стоимости, причем независимо от срока обращения облигаций.Данное обстоятельство вынуждает эмитентов выпускать облигации на длительныйсрок (год и более), что в условиях нестабильности существенно ограничивает ихпривлекательность для инвесторов. В случае выпуска облигаций с короткимисроками обращения уплата налога на операции с ценными бумагами автоматическиприводит к ощутимому увеличению стоимости привлекаемых денежных ресурсов(например, для эмитента трехмесячных облигаций уплата указанного налогаувеличивает фактическую стоимость заимствований не на 0,8%, а на 3,2% годовых).
Другим сдерживающимразвитие облигационного рынка в России фактором выступает то, что облигации,удостоверяя отношения займа, являются более «строгими и обязательными»бумагами. Тяжелое финансовое состояние и неудовлетворительная структуракапитала большинства российских предприятий в случае эмиссии ими долговыхобязательств (облигаций) может привести к дальнейшему ухудшению их финансовыхпоказателей.
Еще одна проблема состоитв том, что в отношении облигаций установлен ряд законодательных требований,также в известной степени ограничивающих их выпуск. Так, в соответствии сГражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах»6 привыпуске облигаций эмитентом в обязательном порядке должны быть соблюденыследующие формальные условия:
номинальная стоимостьвсех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставногокапитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьимилицами для целей выпуска;
выпуск облигацийдопускается после полной оплаты уставного капитала;
выпуск облигаций безобеспечения допускается на третьем году существования общества и при условиинадлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;
общество также не вправеразмещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количествообъявленных акций общества меньше количества акций, право на приобретение,которых предоставляют облигации.
Некоторыми специалистамив области рынка ценных бумаг предлагается внести изменения в Гражданский кодексРФ и Закон «Об акционерных обществах», снимающие эти «искусственные препятствиядля осуществления эмиссии корпоративных облигаций»7 , однако предлагаемаяими аргументация явно недостаточна. На начальных этапах развития рынкакорпоративных облигаций представляется более логичным и даже совершеннонеобходимым в интересах защиты прав инвесторов (в том числе населения)существование предусмотренных действующим законодательством РФ ограничений вчасти сроков и объемов эмиссии.
Наконец, вплоть до самогопоследнего времени в России сохранялись крайне неблагоприятныемакроэкономические условия для организации облигационных займов, имелосьбольшое количество объективных сдерживающих причин, обусловленных самойспецификой развития российской экономики. Среди них – высокая инфляция истоимость заемных средств, безудержная эксплуатация долговых рынков со стороныгосударства в лице Министерства финансов РФ, непредсказуемость (нестабильность)экономической и политической ситуации в стране.
Впрочем, наличие большогочисла сдерживающих факторов отнюдь не означает, что у рынка корпоративныхоблигаций в нашей стране нет будущего: отечественные предприятия сегодня испытываютогромную потребность в инвестициях, и облигации могут стать одним из наиболеедейственных инструментов привлечения средств инвесторов.
По мере постепеннойстабилизации экономической обстановки в стране и дальнейшего развития рынкаценных бумаг имеющийся зарубежный и российский опыт использования корпоративныхоблигационных займов в качестве альтернативного источника финансированияреального сектора экономики, несомненно, будет востребован и получит широкоераспространение в нашей стране.
В подтверждение этогодостаточно указать на факт, что во второй половине 1999 года несколькокрупнейших российских компаний уже осуществили размещение за «живые» деньгисвоих облигаций. Так, ОАО «Газпром», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО«Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», АК «Алмазы России – Саха»эмитировали облигации на общую сумму около 9 млрд. рублей8. Это позволяетутверждать, что сегодня открывается новая страница в истории развитияроссийского рынка корпоративных облигаций. Поэтому нужно сделать все, чтобыподдержать эти полезные начинания, тогда в перспективе положительному примерумогут последовать и другие российские компании, заинтересованные в привлеченииинвестиций.
Руководителям именеджерам российских предприятий, испытывающих потребность в инвестициях, ужесейчас необходимо вести работу как минимум в трех направлениях:
изучение западногоклассического опыта и определение границ возможного его применения с учетомроссийской действительности;
изучение и анализинвестиционных возможностей российского рынка ценных бумаг применительно кданной разновидности ценных бумаг;
поиск готовых илиразработка новых инвестиционных проектов, для реализации которых будетцелесообразна организация корпоративных облигационных займов.
Таким образом, облигационныезаймы могут стать одним из наиболее эффективных инструментов привлечения,аккумуляции средств как для реализации средне- и долгосрочных программ, так идля решения текущих проблем реального сектора. В стабильной экономическойситуации корпоративные облигации могут быть привлекательны для частныхинвесторов (населения) как реальная альтернатива наличной иностранной валюте,для коммерческих банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг – какудобный вариант размещения рублевых ресурсов, для иностранных инвесторов – какспособ осуществления портфельных инвестиций в российские предприятия.
В условиях, когда многиехозяйствующие субъекты вынуждены искать новые варианты привлечения средствинвесторов, корпоративные облигации могут стать эффективным инструментомфинансирования отечественных предприятий. В этом случае корпоративныеоблигационные займы, несомненно, сыграют важную роль в активизацииинвестиционного процесса и обеспечении промышленного подъема России.
3.4 Лизинг
Инвестиционные проекты, гдерассматривается альтернатива приобретения оборудования на условиях лизинга,требуют особого подхода при определении ключевых показателей эффективности.Такие проекты отличаются спецификой оценки: прямой расчет показателейэффективности тут не очень применим.
1) Классически срококупаемости рассчитывается с учетом произведенных инвестиционных затрат,которые складываются из капитальных затрат и прироста оборотного капитала.Затраты при лизинге оборудования — лизинговые платежи — являются текущимизатратами. Поэтому величина капитальных затрат незначительна или равна нулю наначальных этапах реализации проекта. В этом случае расчет, например, срокаокупаемости инвестиций по классической методике будет не в полной мерекорректен. В ряде проектов, он может быть очень мал.
2) Чистый поток денежныхсредств в классическом варианте для расчёта показателей эффективности проектаопределяется как сумма денежных потоков проекта, без учета источниковфинансирования — собственных и заемных.
Для оценки эффективностиинвестиционных проектов с финансированием через механизм лизинга можновоспользоваться «условным» показателем — «совокупныйдисконтированный денежный поток». Данный показатель будет рассчитан сучетом лизинговых платежей в оттоке денежных средств. При этом необходимоучесть сокращение налоговых отчислений, которое возникает при использовании,как схемы лизинга, так и кредитной схемы финансирования, прочие ключевыемоменты:
при лизинге существуетвозможность применять к предмету лизинга ускоренную амортизацию с коэффициентомускорения до 3, это может существенно сказаться на выплатах по налогу наприбыль и на имущество
дополнительные затраты — монтаж, доставка, страхование имущества при лизинге может быть учтено вплатежах по договору лизинга, в случае кредита это надо как-то финансировать,например из собственных средств.
3) Необходимо проводитьсравнение вариантов в одном временном периоде. Выбор горизонта рассмотренияявляется определяющим. Это дает базу для сравнения альтернатив реализациипроекта. Например, что нам выгоднее — покупать оборудование за счетсобственных/заемных средств или брать оборудование в лизинг.
Некоторые особенности:
Значительное количестволизинговых сделок строится на основании кредитов, при этом лизинговая компаниядобавляет свою маржу, что вызывает некоторое сомнение об эффективности лизингапо сравнению с тем же самым кредитом.
Срок договора лизинга,довольно часто, совпадает со сроком полной амортизации оборудования, кредитсложнее получить на длительный период. Заключить договор лизинга обычно проще,чем кредитный договор, так как требования по обеспечению выплат платежей, ниже,чем по кредиту.
Можно договорится слизинговой компанией о более удобном формировании графика, для обеспеченияболее выгодных условий возмещения стоимости оборудования и выплаты процентов.
3.5Бюджетное финансирование
Бюджетное финансирование- предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение изгосударственного или местного бюджета на расходы, связанные с осуществлениемгосударственных заказов, выполнением государственных программ, содержаниемгосударственных организаций.
Бюджетное финансированиеосуществляется в форме бюджетных ассигнований по определенному назначению длядостижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий,организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежномобеспечении.
Заключение
Применение любых, дажесамых изощренных, методов не обеспечит полной предсказуемости конечногорезультата, основной целью является сопоставление предложенных к рассмотрениюинвестиционных проектов на основе унифицированного подхода с использованием повозможности объективных и перепроверяемых показателей и составлениеотносительно более эффективного и относительно менее рискованного инвестиционногопортфеля.
Для этого целесообразноприменять в первую очередь динамические методы, основанные преимущественно надисконтировании образующихся в ходе реализации проекта денежных потоков.Применение дисконтирования позволяет отразить основополагающий принцип«завтрашние деньги дешевле сегодняшних» и учесть тем самымвозможность альтернативных вложений по ставке дисконта. Общая схема всехдинамических методов оценки эффективности в принципе одинакова и основываетсяна прогнозировании положительных и отрицательных денежных потоков (грубоговоря, расходов и доходов, связанных с реализацией проекта) на плановый периоди сопоставлении полученного сальдо денежных потоков, дисконтированного посоответствующей ставке, с инвестиционными затратами. А мероприятия по оценкериска инвестирования и применение методов учета неопределенности в финансовыхрасчетах, позволяющие уменьшить влияние неверных прогнозов на конечныйрезультат и тем самым увеличить вероятность правильного решения, могутсущественно повысить обоснованность и корректность результатов анализа.
Анализ развития ираспространения динамических методов определения эффективности инвестицийдоказывает необходимость и возможность их применения для оценки инвестиционныхпроектов. В высокоразвитых индустриальных странах чуть больше 30 лет назадотношение к этим методам оценки эффективности было примерно таким же, как внаше время в России: в 1964 г. в США только 16% обследованных предприятийприменяли при инвестиционном анализе динамические методы расчетов. К середине80-х годов эта доля поднялась до 86%. В странах Центральной Европы (ФРГ,Австрия, Швейцария) в 1989 г. более 88% опрошенных предприятий применяли дляоценки эффективности инвестиций динамические методы расчетов. При этом следуетучесть, что во всех случаях исследовались промышленные предприятия, которыезачастую проводят инвестиции вследствие технической необходимости. Тем болееважен динамический анализ инвестиционных проектов в деятельности финансовогоинститута, ориентированного на получение прибыли и имеющего многочисленныевозможности альтернативного вложения средств.
В реальной ситуациипроблема выбора проектов может быть весьма непростой. Не случайномногочисленные исследования и обобщения практики принятия решений в областиинвестиционной политики на Западе показали, что подавляющее большинствокомпаний, во-первых, рассчитывает несколько критериев и, во-вторых, используетполученные количественные оценки не как руководство к действию, а какинформацию к размышлению. Поэтому следует подчеркнуть, что методыколичественных оценок не должны быть самоцелью, равно как их сложность не можетбыть гарантом безусловной правильности решений, принятых с их помощью.
Списокиспользуемой литературы
1. В.В.Ковалева,В.В.Иванова «Инвестиции»: Учебник. — М.: Просвет, 2005
2. В.Н.Чапек«Инвестиционная привлекательность экономики России». — Ростов-на-Дону:«Феникс», 2006
3. Н.В.Игошин«Инвестиции»: Учебник.- М.:.Юнити,2000
4. О.М.Лякишева«Менеджмент на железнодорожном транспорте». — М.: УМК МПС России, 2002
5. Б.З.Гвоздев«Финансовый менеджмент»: Пособие для подготовки к экзамену. — М.: «ИКФ «Экмос»,2003
6. Е.С.Стоянова«Финансовый менеджмент»: Учебник.- М.: «Перспектива», 1999