Реферат по предмету "Финансовые науки"


Доходы бюджетов бюджетной системы РФ

Доходыбюджетов бюджетной системы РФ
бюджет доход налог власть
Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие вбюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления вбезвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующимзаконодательством.
Построение системы доходов бюджетов осуществляется в соответствиис определенными требованиями, которым она должна удовлетворять:
· достаточностидоходов, как условия выполнения функций и задач, возложенных на органыгосударственной власти и органы местного самоуправления;
· стабильностипоступления доходов в бюджетную систему, как условия устойчивого и эффективногофункционирования бюджетной системы в составе финансовой системы государства;
· соответствияформ изъятия бюджетных доходов формам и методам хозяйствования, как условиявзаимного согласования интересов и целей деятельности государства,хозяйствующих субъектов и населения.
Доходы бюджетов характеризуются на основе различных критериев,которые позволяют оценить их состав, структуру, динамику формирования,тенденции и перспективы развития и т.д.
В составе доходов выделяют налоговые поступления, неналоговыепоступления и иные безвозмездные, безвозвратные перечисления. Основное значениедля бюджетов имеют налоговые поступления, образуемые при мобилизации различныхвидов налогов и сборов. Неналоговые поступления обеспечивают значительноменьший объем доходов бюджетов. Доходы в виде безвозмездных и безвозвратныхперечислений образуются преимущественно в результате перераспределения доходовмежду бюджетами в процессе межбюджетного регулирования. Перераспределениедоходов осуществляется главным образом с верхнего уровня бюджетной системы наее нижние уровни, так что основной объем указанных доходов сосредоточен вместных бюджетах.
В доходах бюджетов выделяют собственные доходы, за счет которыхобеспечиваются расходные обязательства, принятые в пределах компетенциисоответствующих органов власти. Собственные доходы не могут быть использованыдля обеспечения расходных обязательств, обусловленных дополнительнымиполномочиями, возложенными на органы власти, поскольку по действующемузаконодательству дополнительные полномочия финансируются из доходов бюджетовтого уровня, с которого переданы указанные полномочия.
Наконец, система доходов бюджетов оценивается по совокупностиприменяемых налогов, сборов и иных обязательных платежей. При этом отмечаютсостав и структуру федеральных, региональных и местных налогов (центральных иместных налогов), соотношение прямых и косвенных налогов, виды и масштабиспользуемых налогов, и другие характеристики.
Состав и структура федеральных, региональных и местных налогов(центральных и местных налогов) являются важнейшими характеристиками системыдоходов бюджетов. В них отражаются особенности бюджетного устройства ибюджетной системы государства, в том числе применяемые методы разграниченияналогов, пропорции распределения налоговых доходов между бюджетами разныхуровней бюджетной системы, степень самостоятельности органов власти и местногосамоуправления в сфере формирования доходов, а также используемые для ихфинансового обеспечения виды налогов и т.д.
Соотношение прямых и косвенных налогов является показательным сточки зрения стабильности поступлений налогов в бюджетную систему. Прямыеналоги достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры ипоэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов.В отличие от них косвенные налоги, также следуя в целом за фазами экономическогоцикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада,объем прибыли снижается до весьма существенного, в то время как товарооборот,который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки. Крометого, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпаминфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступленийкосвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямыхналогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль иналога на доходы физических лиц могут, как отставать от темпов инфляции, так иопережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характераприменяемых ставок прогрессивных или пропорциональных.
Также показательными при оценке системы доходов бюджетов являютсявиды и масштабы применяемых налогов. Помимо прямой зависимости функционированиябюджетной системы от выбора форм бюджетных изъятий и механизма их установления,следует отметить обусловленность методов разграничения налогов и степениналоговой автономии органов власти и местного самоуправления от масштабовприменяемых налогов. Построение налоговой системы с опорой на крупные налоги, сшироко распространенной налоговой базой, обусловливает использование при разграниченииналогов метода их совместного использования, с ограничением налоговой автономииуказанных органов. Вместе с тем, выбор форм налоговых изъятий во многом зависитот социально-экономического развития страны, обусловливающим наличие илиотсутствие налоговой базы по соответствующим налогам, что и обеспечивает ихприменение или отмену в конкретных социально-экономических условиях.
Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии сдоходными полномочиями органов государственной власти и органов местногосамоуправления.
Установление доходных полномочий органов государственной власти иорганов местного самоуправления осуществляется на основе разграничения междуними налоговых полномочий.
Налоговые полномочия представляют собой права органов власти иместного самоуправления вводить налоги, получать за счет них доходы иадминистрировать налоги. Соответственно выделяют следующие элементы налоговыхполномочий:
· полномочияпо нормативно-правовому регулированию налогов, которые предоставляют права органамвласти и местного самоуправления вводить те или иные налоги, устанавливать поним налоговые ставки, уточнять налоговую базу и т.д.;
· полномочияна получение доходов от налогов, которые предоставляют права органам власти иместного самоуправления формировать доходы соответствующих бюджетов за счет техили иных налогов;
· полномочияпо администрированию налогов, которые предоставляют права органам властиосуществлять их мобилизацию. При разграничении налогов определяются налоговыеполномочия соответствующих органов власти по каждому налогу. При этом элементыналоговых полномочий по одному и тому же налогу могут быть распределены междуразными органами власти и местного самоуправления или переданы в компетенциютолько одному и т.д. Существует множество подходов и комбинаций в определенииналоговых полномочий органов власти и местного самоуправления. С учетоммногообразия видов налогов, сборов и иных обязательных платежей, разграничениеналогов представляет собой очень сложный процесс с неоднозначными решениями.
В теории и практике бюджетного устройства руководствуютсяопределенными критериями разграничения налоговых полномочий между органамивласти и местного самоуправления. Основными критериями являются территориальнаямобильность налоговой базы, равномерность ее размещения, экономическаяэффективность, макроэкономическое регулирование, единство экономическогопространства и другие.
Первый критерий – территориальная мобильность налоговой базы.Принято считать, что чем менее мобильной является налоговая база, тем на болеенизкий уровень управления ее можно передать при обложении, так как повышениеналогообложения не повлечет миграцию налоговой базы за пределы территориальнойюрисдикции. Это определяет предпочтительность закрепления, например, такихналоговых источников как земля и имущество за региональными, а затем и местнымибюджетами. Чем более мобильной является налоговая база, тем на более высокомуровне управления следует производить ее обложение. Высокой мобильностью вкачестве налоговых источников отличаются, например, труд и капитал.
Второй критерий – равномерность размещения налоговой базы. Этоткритерий предполагает закрепление на более высоком уровне обложения болеенеравномерно размещенной налоговой базы. Выполнение данного условия позволяетобеспечить выравнивание налоговой базы разных территорий. Однако следованиеданному критерию при обложении, например, природных ресурсов не согласуется спервым критерием, при котором природные ресурсы как наименее мобильныйналоговый источник необходимо было бы закрепить на нижнем уровне управления.
Третий критерий – экономическая эффективность. В соответствии сэтим критерием более масштабная налоговая база должна облагаться на болеевысоком уровне управления, более раздробленная – на более низком уровне. Этот критерийпозволяет уменьшить прямые и косвенные административные издержки примобилизации налога. Например, наиболее трудоемкая для учета налоговая база поимуществу населения или земельным угодьям подлежит обложению на местном уровне.
Четвертый критерий – макроэкономическое регулирование. Этоткритерий предполагает закрепление за федеральным уровнем управления налогов,используемых для макроэкономического регулирования экономики. Это правилодействует в отношении подоходных налогов всех видов – налога на прибыль, налогана доходы физических лиц и т.п.
Пятый критерий – единство экономического пространства. Данныйкритерий предполагает установление налоговых полномочий путем исключениявозможности возникновения налоговых барьеров при перемещении товаров, капитала,трудовых и иных ресурсов, нарушающих единое экономическое пространство страны.
Разграничение налоговых полномочий реализуется следующими методами:
· разделенияналогов (с зачислением доходов по налогу в бюджеты одного уровня по принципу«один налог – один бюджет»);
· разделенияпоступлений от налогов (с зачислением доходов по налогу в бюджеты разныхуровней);
· установлениянадбавок к налогам (с зачислением доходов по налогу в бюджеты одного уровня,надбавки по налогу в бюджеты другого уровня).
В соответствиис Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФобразуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездныхи безвозвратных перечислений.
В доходахбюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов, которыеобразуются за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчисленийот конкретных видов доходов или иных поступлений.
Решающую роль в формировании доходов бюджетов играют налоговыедоходы. К ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РФфедеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.Общая характеристика основных видов действующих налогов в РФ приведена вприложении.
В состав неналоговыхдоходов включаются следующие виды поступлений:
· доходыот использования имущества, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности – полученная арендная плата за сдачу имущества во временноепользование или владение; средства от передачи имущества под залог и вдоверительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах вкредитных организациях; дивиденды по акциям, принадлежащим органам государственнойвласти и органам местного самоуправления; часть прибыли государственных имуниципальных унитарных предприятий и др.;
· доходыот платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в веденииорганов государственной власти и органов местного самоуправления;
· доходыот продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося вгосударственной или муниципальной собственности;
· средства,полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной иуголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства,поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федерацией, субъектамРФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
· иныененалоговые доходы.
Безвозмездные ибезвозвратные перечисления формируют бюджеты наряду с налоговыми и неналоговымидоходами. Они включают следующие виды перечислений:
· финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций исубсидий;
· субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) изрегиональных фондов компенсаций;
· субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней;
· иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетамибюджетной системы Российской Федерации;
· безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетовгосударственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
· безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических лиц июридических лиц, международных организаций и правительств иностранныхгосударств, в том числе добровольные пожертвования.
На 1 января 2010 года, в объеме доходов консолидированного бюджетаРоссийской Федерации, налоговые доходы составили 70,5%, неналоговые доходы – 28,6%.Из общего объема налоговых доходов – 88,0% поступлений обеспечено за счет пятиосновных видов налогов: налога на прибыль организаций –25,2%, налога на доходыфизических лиц –13,2%, НДС – 27,5%, акцизов – 4,8%., налогов, сборов и регулярных платежей запользование природными ресурсами – 17,3%. (см. табл. 1).
Формирование доходов бюджетов разных уровнейбюджетной системы РФ имеет свои особенности. При этом основной объем доходовбюджетной системы РФ сосредоточен в федеральном бюджете.
Налоговые доходы федерального бюджета образуютсяза счет федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренныхспециальными налоговыми режимами, зачисляемых в порядке, предусмотренномдействующим законодательством. В составе федеральных налогов учитываются: налогна добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единыйсоциальный налог; налог на добычу полезных ископаемых; налог на прибыльорганизаций; государственная пошлина; налог на наследование или дарение; водныйналог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектамиводных биологических ресурсов.
В их число также входят налоги, взимаемые всоответствии со специальными налоговыми режимами.
Таблица 1. Состав и структура доходов и расходов бюджетовбюджетной системы РФ по итогам исполнения за 2009 годНаименование доходов и расходов Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
1
2
3
4
5
6
7
Доходы Налоговые доходы из них: 5362755 70,5 3130247 61,1 2232508 74,5 Налог на прибыль 1372224 18,0 382867 7,5 989357 33,0 Налог на доходы физических лиц 707003 9,3 - - 707003 23,6 Налоги и взносы на социальные нужды 267941 3,5 267515 5,2 426 - Налоги на добавленную стоимость 1472317 19,4 1472211 28,7 106 - Акцизы 258322 3,4 111754 2,2 146568 4,9 Единый налог 71701 1,0 - - 71701 2,4 Налог на имущество физических лиц 4333 0,1 - - 4333 0,1 Налог на имущество организаций 152257 2,0 - - 152257 5,1 Транспортный налог 26049 0,3 - - 26049 0,9 Налог на игорный бизнес 21240 0,3 - - 21240 0,7 Земельный налог 48490 0,6 - - 48490 1,6 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 928632 12,2 872310 17,0 56322 1,9 Государственная пошлина 32246 0,4 23590 0,5 8656 0,3 Неналоговые доходы из них: 2177016 28,6 1908247 37,2 268763 9,0 Доходы от внешней экономической деятельности 1680806 22,1 1680806 32,8 - -

К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложениядля сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственныйналог), упрощенная система налогообложения; система налогообложения в видеединого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, системаналогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В состав неналоговых доходов федеральногобюджета, включаются доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы отиспользования имущества и продажи материальных и нематериальных активов,находящихся в собственности РФ, платежи при пользовании природными ресурсами,зачисляемые в федеральный бюджет, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетнымиучреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти,иные неналоговые доходы.
Основной особенностью формирования доходов федерального бюджета вбюджетной системе РФ является высокая концентрация в нем ресурсов бюджетнойсистемы. На 1 января 2010 года в составе доходов консолидированного бюджета РФдоходы федерального бюджета составили 67,3% (см. табл. 1).
Соответственно на региональные и местные бюджеты приходилось32,7% доходов. По налоговым доходам сложилась несколько иная пропорция, чтообусловлено изменением состава неналоговых доходов федерального бюджета всоответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса РФ (ред. Федерального закона от20.08.2004 №120-ФЗ с последующими изменениями). По налоговым доходам пропорциясоставила 58,3% и 41,6% в пользу федерального бюджета.
Основной объем доходов федерального бюджетаобеспечивается за счет налоговых поступлений – 61,1%. Доля неналоговых доходов(без учета поступлений в виде таможенных пошлин и сборов в составе доходов отвнешнеэкономической деятельности) является незначительной – 4,4%. В структуреналоговых доходов, основные поступления формируются за счет: налога на прибыльорганизаций – 7,5%, НДС –28,7%, акцизов –2,2%.,налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами – 17,0%.
Налоговые доходы бюджетов субъектов РФобразуются за счет федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренныхспециальными налоговыми режимами, зачисляемыми в региональные бюджеты всоответствии с действующим законодательством; региональных налогов и сборов, всостав которых включаются: налог на имущество организаций; налог на игорныйбизнес; транспортный налог.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФформируются за счет доходов от использования имущества и продажи материальных инематериальных активов, находящихся в собственности субъектов РФ, платежей припользовании природными ресурсами, зачисляемыми в бюджет субъекта РФ, доходы отплатных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в веденииорганов исполнительной власти субъектов РФ, иные неналоговые доходы.
Особенностью формирования доходов бюджетов субъектов РФ являетсянедостаточный объем в них региональных налогов. В составе доходовконсолидированного бюджета РФ на 1 января 2006 года, доля региональных налогов,находящихся в компетенции органов власти субъектов РФ (налог на имуществоорганизаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог) составляла всего 2,6%(см. табл. 4.1). Таким образом, основной контингент налоговых поступлений вбюджетах субъектов РФ образуется за счет совместного использования федеральныхналогов.
На 1 января 2006 года объем налоговых доходов в консолидированныхбюджетах субъектов РФ составил 74,5%, неналоговых доходов – 9,0%. В структуреналоговых поступлений основную долю составляли налог на прибыль – 33,0%, налог на доходыфизических лиц – 23,6%, акцизы – 4,9%, налог на имущество организаций – 5,1%.
Налоговые доходы местных бюджетов образуются за счетфедеральных и региональных налогов и сборов, зачисляемых в порядке,предусмотренном действующим законодательством, а также, местных налогов исборов. Кместным налогам и сборам относятся: налог на имущество физических лиц иземельный налог.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируютсяза счет доходов от использования имущества и продажи материальных инематериальных активов, находящихся в муниципальной собственности, платежей припользовании природными ресурсами, зачисляемыми в местные бюджеты доходов отплатных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в веденииместных органов власти, иные неналоговые доходы.
Формирование местных бюджетов, также как и региональныхосуществляется не на собственной налоговой базе. На 1 января 2010 года, доляместных налогов в консолидированном бюджете РФ составляла только 0,8% (см.табл. 1). Незначительный контингент налога на имущество физических лиц иземельного налога в бюджетной системе страны обусловливает формированиеналоговых доходов местных бюджетов за счет совместного использованияфедеральных и региональных налогов, что вносит элементы условности в оценкуместных бюджетов как самостоятельного звена бюджетной системы и выдвигаетважнейшую задачу – развития налоговой базы местных бюджетов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1 Определение психологической структуры личности, ее особенностей, направленности, потребностей, мотивов и интересов 28 Глава 2
Реферат Организация финансов предприятия
Реферат Формирование и развитие персонала
Реферат Организационно-экономическое обоснование развития растениеводства
Реферат Разработка проекта производства работ для строительства крупнопанельного 1-секционного 12-ти этажного жилого здания
Реферат «Алкоголь – угроза будущему человечества»
Реферат Теоретические основы социологического изучения региональной молодежной политики
Реферат Оптимізація транспортно-складських витрат при використанні розподільчого центру
Реферат Модель экономического развития Канады
Реферат Компьютер в школе
Реферат Тесты по микробиологии, вирусологии и иммунологии (324 вопроса)
Реферат Оптоэлектронные устройства
Реферат ПР – подразделение в коммерческой фирме. Взаимодействие с профессиональными ПР- агентствами.
Реферат Phyfib Essay Research Paper History of Fibre
Реферат Классификация фирм и методика их изучения