Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение
Уральский Финансово-Юридический институт
Курсовая работа
По предмету «Финансы»
На тему «Государственный кредит, его сущность и формы»
Исполнитель: студентка гр. ФК-ФСПЗ3306
Проверила:
Екатеринбург 2009
Содержание
Введение
1. Экономическое содержание, функции и формыгосударственного кредита
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Формы государственного кредита
2. Государственный кредит в России в современных условиях
2.1 Основные тенденции развития государственного кредита вРоссии
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В своей курсовой работе я обратилась к теме " Государственныйкредит, его сущность и формы" неслучайно. Кредит относится к числу важнейшихкатегорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма,многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема неизучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношенияв современных условиях достигли наибольшего развития. «В настоящее времяречь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов,предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, атакже растущем многообразии самих операций».
Наиболее характерные черты кредитной сферы — перенасыщениеоборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошлиизменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов,предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Всеэти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблемекредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит отсостояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт,накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всейкредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений наакционерной основе. В нашей стране развились новые формы кредитов, таких какпотребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Этоускорило развитие экономики нашей страны, сделало ее более эффективной.
Из истории известно, что правительство России еще в началевосемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для покрытиясвоих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотясущественными и относительно регулярным источником поступлений в казну началивыступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодальной Россииосновными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенносоциальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становилиськупцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги надобровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередкозаймы предоставлялись и в принудительном порядке.
В это время сформировались следующие формы и видыгосударственного кредита:
государственные займы — внутренние и внешние;
выпуск казначейских обязательств;
позаимствование средств у казенных банков.
Постепенно крупнейшим должником банковской системыстановится царское правительство. К 1861 г. государственный долг составлялвнушительную сумму — 1264 млн. рулей. Выплата погашений и процентов по займамдостигла 50 млн. рублей. Или почти 15% бюджетных расходов.
История государственного кредита показывает, что причинойоформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытываяпотребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказываетсяот возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условияхсбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку засчет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительныепрограммы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, безожидания поступления обычных бюджетных доходов.
1. Экономическое содержание, функции и формыгосударственного кредита
1.1 Сущность и значение государственного кредита
В настоящее время огромное значение для нормальногофункционирования всей экономической системы в целом имеют государственный кредит.
Государственным кредитом называют совокупность кредитныхотношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местныеорганы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственныйкредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны,и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками,страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в томслучае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральноеправительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить сдругими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательнымучастником ссудной сделки является банк.
По утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такиепонятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различиямежду этими формами кредита:
Во-первых, «государственный кредит отличается отчастного участниками сделки». Государство обычно выступает в качествезаемщика, а кредитодателями — различные учреждения, предприятия и частные лица.
Во-вторых, «заемщик и кредиторы в сферегосударственного кредита могут меняться местами.»
В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкойоблигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаютсяна рынке ценных бумаг, то «государственный кредит представляет собой непросто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного ификтивного капитала».
В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, чтоони имеют единый источник образования.
В сфере государственного кредита центральное правительство, атакже местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекаяденежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежныхсредств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценныхбумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который долженвпоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга ипроцента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическимикредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторамивыступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица.Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых странприходится на покупку ценных бумаг.
В настоящее время государство стало выступать в качествекредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которыхзаинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищногостроительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляетсяво многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченныхсредств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежеланиечастного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостаткавысокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностраннымиконкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что «сочетаниекредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться какновое явление в кредитно — финансовой сфере».
Движение капитала в сфере международных экономическихотношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условияхвозвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качествекредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международныеи региональные организации.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделатьвывод, что государственный кредит отличается от частного по формепредоставления денежных средств и по участникам сделки.
1.2 Функции государственного кредита
Государственный кредит выполняет три функции: распределительную,регулирующую и контрольную.
Распределительная функция.
Через эту функцию осуществляется формированиецентрализованных денежных фондов государства или их использование на принципахсрочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государствообеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Впромышленно развитых странах государственные займы являются основным источникомфинансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления отгосударственных займов стали вторым после налогов методом финансирования,расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов посравнению с увеличением налоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального характера за счетпозаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школаили библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течениенескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеетвоспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование такихобъектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжениеисточников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов насоответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несетаналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов скоторых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Таким образом, положительное воздействие распределительнойфункции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговоебремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются впериод финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются(что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредитыпогашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашенияпроцентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источникомфинансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашениемгосударственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят отнаправления использования средств. В случае производительного вложениямобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действиеначинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакогоусиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных врезультате государственных займов капиталов, например, финансирования за ихсчет военных или социальных расходов, единственным источником их погашениястановятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов дляпогашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированиемгосударственного долга.
Усиление тяжести налогового бремени, вызванноезаимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту,уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа дляинвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на ихпогашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая наего обслуживание при прочих равных условиях.
Регулирующая функция
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует насостояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег икапиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственныйкредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить туили иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займысреди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц,государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредитапрофинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдетабсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случаефинансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количествоналичной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможноизменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг иливыдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важныминструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФтакого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынкамежбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидныхгосударственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996г.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика,государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствуетросту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условияхуровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит дляпредпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращатьинвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления ввиде приобретения государственных ценных бумаг.
До определенных пределов этот процесс не оказываетсущественного негативного влияния на производство. В том случае, если в странедостаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю доих полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовомрынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной долиденежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлиттемпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство и занятостьгосударство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства засчет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора игаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малогобизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающихспад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банкамисогласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство беретна себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелкимпредпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитыхстран функционируют государственные или полугосударственные компании, которыепо низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Темсамым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую роль в стимулировании развития производства изанятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий иливнебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитиеопределенных районов или необходимых направлений экономики той или инойтерритории.
Контрольная функция
органически вплетается в контрольную, функцию финансов. Однакоона имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этойкатегории:
1) тесно связана с деятельностью государства и состояниемцентрализованного фонда денежных средств;
2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядкепоскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
3) осуществляется не только финансовыми структурами, но икредитными институтами.
Таким образом, рассмотрев функции кредита, я могу сделатьвывод, что положительное воздействие распределительной функции государственногокредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномернораспределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещаязаймы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролируетцелевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплатыпроцентов через контрольную функции
1.3 Формы государственного кредита
Государственный кредит может иметь две формы: сберегательноедело и государственные займы.
Сберегательное дело принадлежит к государственному кредитуесли привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило,сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют накоммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы.Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценныхбумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту
Государственные займы являются основной формойгосударственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственныезаймы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений иобеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило,кредиты от правительств других государств, Международных организаций ифинансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства нафинансовом рынке.
Оформление государственных займов может осуществляться двумявидами ценных бумаг — облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).
Облигации представляют собой долговое обязательствогосударства, по которому в установленные сроки возвращается долг ивыплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными(для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную стоимость — обозначенную суммудолга — и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимостиот ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою иноминальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.
Казначейские обязательства (вексели), имеют характердолгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплатадохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, какправило, оформляются займы (иногда среднесрочные — казначейские ноты),облигациями — средне — и долгосрочные.
В зависимости от места размещения займов их подразделяют навнутренние — на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими ифизическими лицами данной страны и нерезидентами) — и внешние — поступают извнеот правительств, юридических и физических лиц, других государств, международныхорганизаций и финансовых институтов.
По праву эмиссии подразделяют государственные и местныезаймы.
Государственные займы выпускаются центральными органамиуправления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.
Местные займы выпускаются местными органами управления инаправляются в соответствующие местные бюджеты.
По признаку характера использования ценных бумаг бываютрыночные и нерыночные займы.
Облигации (казначейские обязательства) рыночных займовсвободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.
Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок,то есть их владельцы не могут их перепродавать.
В зависимости от установления обеспеченности государственныезаймы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают одиниз основных принципов кредитования — материальной обеспеченности. Залоговыезаймы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговыене имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяетсяавторитетом государства.
В зависимости от срока погашения задолженности подразделяюткраткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет),долгосрочные (свыше 5 лет).
По характеру выплаты дохода государственные займыподразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).
По процентным займам доход устанавливается в виде заемногопроцента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весьпериод займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется взависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения накредитном рынке.
Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе.Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышныхзаймах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей.Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигациивыиграли.
Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценныебумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальнойстоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагахотсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.
По характеру погашения задолженности разделяются дваварианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями можетприменяться три варианта. Первый — займ погашается равными частями на протяжениинескольких лет. Второй — займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий- постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когдапредусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий- напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственныерасходы.
В зависимости от обязательств государства по погашению долгаразличают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Праводолгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию нафинансовом рынке.
Государственный кредит требует особенного контроля. Этотконтроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на ихпогашение.
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизациястоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг нафинансовом рынке.
Выпуск государственных займов основывается на следующихусловиях:
наличие кредиторов, у которых есть временно свободныесредства;
доверие кредиторов государству;
заинтересованность кредиторов в предоставлении займовгосударству;
возможность государства своевременно и полностью возвратитьдолг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективныепроекты;
дополнительные поступления от налогов;
экономия средств от сокращения расходов;
эмиссия денег;
привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Таким образом, государственный кредит представляет собойсовокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
Такой подход направлен на создание благоприятных условий дляпривлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразиеформ позволяет учитывать интересы юридических и физических лиц.
2. Государственный кредит в России в современныхусловиях
2.1 Основные тенденции развития государственногокредита в России
Закон РФ «О государственном внутреннем долге РоссийскойФедерации», принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга навнутренний и внешний, проводимое по валютномукритерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренниеи внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долгиотносятся к внутреннему долгу, а валютные — к внешнему.
Россия в современных условиях выступает одновременно имеждународным кредитором, и международным должником. Это является результатоммноголетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынковразвитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование рядастран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носилочисто коммерческий характер, а кредитование — преимущественно военно-политический.В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночнойэкономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся инекоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.
Такое состояние на первый взгляд легко решаемое — получитьдолги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитойрыночной экономикой и евробанками — на деле оказывается сложным итрудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистическихстран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернутьих трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели ещеникогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплатыпроцентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были бытьвыплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1миллиарда долларов или 15%.
Внешний государственный долг России достался ей в наследствоот СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенныхусловиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарныйдолг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 годусоставил около 70 миллиардов долларов (внешний долг СССР в 1987 году составил40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный долг в сравнительнокороткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспортарезко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этойвыручке.
Практически Россия может ежегодно выплачивать своимкредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равносумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 году Парижский клуб(объединяет всех государственных кредиторов на международном уровне) иЛондонский клуб (объединяют частных кредиторов, преимущественнотранснациональные банки) отсрочили на несколько лет выплату основой частироссийского долга. Но отдавать его придется. На ближайшую перспективу погашениепредыдущей задолженности будет происходить за счет ее рефинансирования (таб.3).Это означает, что ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данномгоду, придется брать равный ей новый кредит и за его счет платить по старымдолгам. В итоге в силу подобного метода погашения задолженности внешнийгосударственный долг России останется скорее всего на уровне 1993 года. В то жевремя ряд российских коммерческих банков в обход государственногозаконодательства разместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардовдолларов к концу 1993 года и так называемое бегство капиталов из России непрекращается и вряд ли прекратится до тех пор, пока не будет преодолен кризискредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские процентныеставки из негативных не превратятся в позитивные.
«В течение 1999 года Министерство финансов РФосуществляло гибкую политику управления государственным долгом, направленную,прежде всего, на оптимизацию объема новых заимствований для финансирования дефицитагосударственного бюджета, а также достижение договоренностей с иностраннымикредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего СССР».
Основные параметры, характеризующие объем, структуру идинамику государственного долга, отражены в таблице №1,2 (см. приложение).
Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешнимсостоянием государственного долга.
1. Государственный долг России увеличивается в целом заквартал на 30 млрд.
2. На государственный долг списывается все текущее бюджетноенедофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Этозадолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз,переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашениятоварных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионнымфондом и пр.
3. Центральный банк сконцентрировали свои усилия на узком«облигационном» сегменте финансового рынка.
4. Отсутствует средне — и долгосрочное планирование, в томчисле при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объемагосударственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза,хотя бы на двух — трехгодичный период, невозможно проводить перспективныйанализ ситуации.
5. Рынок российских государственных ценных бумаг станетцивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочныхбумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем черездва-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требуетобеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговымиобязательствами государства.
6. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются.Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпускценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдаетсямассовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутреннихзаимствований), с другой — происходит смешение понятий — «внутреннийвалютный долг», существующий в форме «вэбовок». С допускомнерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного балансаРФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущихопераций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом.Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные емуфункции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски неспособствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, — поддержанияустойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение РоссийскойФедерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущимоперациям ускорят процесс «срастания» двух видов государственногодолга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так ирезидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевымии валютными пассивами.
Основными проблемами, связанными с нынешним состояниемгосударственного внешнего долга являются.
1. Принципиально разные правовые и экономические подходыпрактикуются в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себяРоссийской Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Еслиправовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, тоиспользование особых экономических подходов и порядка отражения второго вбюджетной отчетности вряд ли оправданно.
2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР,обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах синостранными кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатойРФ, Внешэкономбанк — агент правительства Российской Федерации по обслуживаниювнешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агентправительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайнепосредственно справляется с возложенными на него функциями. СтатусВнешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостьюрешаемых им задач только путем внесения изменений в федеральноезаконодательство.
3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, атакже реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рыноквнешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической иправовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс Россииостается не изученным.
Необходимо отметить, что информация о мероприятиях,проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанныхс российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается ипрактически недоступна.
Внешний долг Российской Федерации формировался внеблагоприятных экономических и политических условиях, а также в значительнойстепени унаследован от бывшего СССР.
Специфика формирования внешнего долга России обуславливаетособенности его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуредолга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42%внешнихобязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами — членамиПарижского клуба, другими странами — официальными кредиторами. Кроме того,порядка 6 млрд. долл. (около 5%) представляют собой неурегулированныеобязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено врыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннеговалютного займа — ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартныхподходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярноерефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовыхрынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), весьма затруднительно.
Необходимо изменение акцента в деятельности по управлениювнешним долгом России на проведение внешних государственных заимствований,строгий их мониторинг и контроль над их использованием по назначению.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе управлениягосударственным долгом в странах мира лежат различные теории и осуществляютсяэти модели в различных конкретно-исторических условиях. Каждая странаустанавливает свой порядок управления долгом, но для этого необходимо иметьцелевую программу по управлению долгом.
Заключение
В заключительной части мне бы хотелось коснуться тенденцийразвития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях ростафинансовых рынков. Как известно, в 80-х годах в кредитной системе развитыхстран произошли изменения, к числу которых можно отнести быстрое развитиефинансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредствомвыпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способааккумулирования денежных средств получило название «секьюритизации». Врамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований вценные бумаги. Получая государственную гарантию, эти облигации приобретаютвысокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, чтоулучшает в целом условия финансирования экономики.
Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческийкредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает неодно, а несколько лиц. Приоритетным методом финансирования экономики сталвыпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов,которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке да и самасистема кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностьюсовременного периода является растущая интернационализация кредитных системразвитых стран.
В нашей стране необходимо активно развивать новые формыкредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских формкредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможетпреодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.
Назначение же государственного кредита проявляется в первуюочередь в том, что он является средством мобилизации в руках государствадополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственногобюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытиеразницы между бюджетными расходами и доходами. Государственный кредит, являясьсредством увеличения финансовых возможностей государства, может выступатьважным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, неследует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являютсяантиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашениягосударственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений вбюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только спомощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентовпо ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования,сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуальногопотенциала общества.
Список литературы
1. Финансы: Учебник для вузов/ под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2. Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. — М.: Издательство«Менеджер», 2006.
3. Деменцев В.В. «Внешний долг России в системе международнойзадолженности». ж. «Финансы» №12 — 2008г.
4. Карташов A. B. Обзор международной научно-практической конференции«Финансовое право в условиях рынка в XXI веке» (совместно с О.Н. Горбуновой,Н.М. Артемовым, Е.М. Ашмариной) // Государство и право. 2007. №4.1,6печ. л.
5. Карташов A. B. Некоторые правовые аспекты стабилизационного фонда // Сборникдокладов международной научно-практической конференции «Финансовое право вXXI веке». МГЮА.М., 2007.0,3 печ. л
6. Карташов A. B. Государственный кредит и его формы // Право и государство.2008. № 9.0, 59 печ. л.
7. Карташов A. B. Регулирующая функция финансов и государственный кредит (финансово-правовыеаспекты) // Государство и право. 2006. № 10.0,57 печ. л.
8. Карташов A. B. Государственный кредит как элемент финансовой системы // Сборникматериалов 5-й Международной межвузовской конференции аспирантов и студентов«Традиции и новации в системе современного российского права» (1-3апреля 2008 г). МГЮА.М., 2009 (в печати).0,31 печ. л.
9. «Общая теория денег и кредита» Под редакцией профессора Е.Ф. Жукова2007
10. «Финансы, денежное обращение и кредиты», А.Н. Трошин, В.И. Фомкина,2006 г.
«Экономика» Под редакцией доктора экономическихнаук профессора А.С. Булатова 2008 г.
Приложение
Схема 1. Внешнийдолг Российской Федерации в январе — марте 2007 года (перед нерезидентами) (млрд.долларов США) 1 января 2007 г. 1 апреля 2007 г.
Всего
309,7
339,3
Органы государственного управления
44,7
43,3 Федеральные органы управления 43,2 41,8
Новый российский долг
33,8
33,0 кредиты международных финансовых организаций 5,4 5,3
МБРР 4,8 4,6
прочие 0,7 0,7 прочие кредиты (включая кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов) 2,6 2,4 ценные бумаги в иностранной валюте 25,0 24,2
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО 4,7 4,7
еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 19,3 18,6
ОВГВЗ — VI и VII транши и ОГВЗ 1999 г. 1,0 1,0 ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ) 0,5 0,7 прочая задолженность 0,3 0,3
Долг бывшего СССР
9,4
8,9 кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов 0,6 0,1 задолженность перед бывшими социалистическими странами 1,9 1,9
задолженность перед прочими официальными кредиторами1 3,3 3,3 ОВГВЗ — III, IV, V транши 2,1 2,0 прочая задолженность 1,6 1,6 Субъекты Российской Федерации 1,5 1,5 кредиты 1,0 1,0 ценные бумаги в российских рублях 0,5 0,5
Органы денежно-кредитного регулирования
3,9
1,0 кредиты 3,0 0,0 наличная национальная валюта и депозиты 0,9 1,0
Банки (без участия в капитале) 2
101,2
110,4 долговые обязательства перед прямыми инвесторами 0,4 0,4 кредиты 67,8 74,4 текущие счета и депозиты 27,8 29,3 долговые ценные бумаги 3,3 3,7 прочая задолженность 1,9 2,7
Прочие секторы (без участия в капитале)
159,9
184,5 долговые обязательства перед прямыми инвесторами 21,1 28,6 кредиты 116,7 134,4
долговые ценные бумаги3 18,7 18,1 задолженность по финансовому лизингу 2,8 3,1 прочая задолженность 0,4 0,3
Примечание:
Включается внешняя задолженность в национальной ииностранной валюте. Государственные ценные бумаги отражаются в частизадолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.
1 Ранее задолженность перед прочими официальнымикредиторами учитывалась в составе «прочей задолженности» в структуредолга бывшего СССР.
Обязательства перед прочими официальными кредиторами невключают просроченные проценты, которые учитываются в «прочейзадолженности».
2 Включаются обязательства кредитных организаций,в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемаяВнешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствахорганов государственного управления.
3 Включается рыночная стоимость привилегированныхакций, находящихся в собственности нерезидентов. Привилегированные акцииклассифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи обязательствомэмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не принимает на себяобязательств по выкупу их по рыночной цене.
Схема 2. Внешнийдолг Российской Федерации в 2006 году по срокам погашения (в соответствиисо Специальным стандартом МВФ по распространению данных) (млрд. долларов США) 1 января 2006 г. 1 апреля 2006 г. 1 июля 2006 г. 1 октября 2006 г. 1 января 2007 г.
Всего:
257,2
273,2
288,8
269,3
309,7
Краткосрочные обязательства
43,5
53,3
52,5
54,7
55,3
Долгосрочные обязательства
213,7
219,9
236,3
214,7
254,4
Органы государственного управления
71,1
69,5
66,4
45,3
44,7 Краткосрочные обязательства 6,5 6,5 4,2 4,2 2,4 Долговые ценные бумаги 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 Текущие счета и депозиты 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 Прочие долговые обязательства 6,5 6,5 4,2 4,2 2,4
Просроченная задолженность 6,5 6,5 4,2 4,2 2,4 Долгосрочные обязательства 64,6 63,0 62,2 41,1 42,3 Долговые ценные бумаги 29,0 28,1 26,0 27,0 28,0 Ссуды и займы 35,6 34,9 36,1 14,1 14,3 Прочие долговые обязательства 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Органы денежно-кредитного регулирования
11,0
16,6
12,5
9,0
3,9 Краткосрочные обязательства 11,0 16,6 12,5 9,0 3,9 Ссуды и займы 10,2 15,6 11,4 7,9 3,0 Наличная национальная валюта и депозиты 0,8 1,0 1,1 1,1 0,9
Банки (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами) 1
49,9
57,0
66,4
78,1
100,8 Краткосрочные обязательства 20,3 23,7 27,5 32,7 39,5 Долговые ценные бумаги 1,2 1,3 1,6 1,5 1,5 Ссуды и займы 8,2 10,5 11,6 15,8 17,6 Текущие счета и депозиты 9,9 10,6 12,8 13,8 18,8 Прочие долговые обязательства 1,0 1,3 1,6 1,6 1,6
Просроченная задолженность 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Прочее 1,0 1,3 1,5 1,6 1,6 Долгосрочные обязательства 29,7 33,3 38,9 45,4 61,3 Долговые ценные бумаги 0,6 0,8 0,9 1,4 1,8 Ссуды и займы 26,4 29,4 33,3 37,7 50,2 Депозиты 2,5 2,9 4,3 6,0 9,0 Прочие долговые обязательства 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3
Прочие секторы (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами)
112,6
117,0
123,9
120,7
138,7 Краткосрочные обязательства 5,8 6,5 8,3 8,7 9,5 Ссуды и займы 5,5 6,4 6,2 7,6 9,0 Прочие долговые обязательства 0,3 0,1 2,1 1,2 0,4 Долгосрочные обязательства 106,8 110,6 115,6 111,9 129,3
Долговые ценные бумаги2 12,3 14,4 13,9 14,9 18,7 Ссуды и займы 94,5 96,1 101,7 97,0 110,5
Банки и прочие секторы — долговые обязательства перед прямыми инвесторами
12,5
13,1
19,6
16,2
21,5 Банки 0,2 0,2 0,3 0,4 0,4 Прочие секторы 12,3 12,9 19,3 15,8 21,1
Примечание
Включается внешняя задолженность в национальной ииностранной валюте. Государственные ценные бумаги отражаются в частизадолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.
1 Включаются обязательства кредитных организаций,в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемаяВнешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствахорганов государственного управления.
2 Включается рыночная стоимость привилегированныхакций, находящихся в собственности нерезидентов. Привилегированные акцииклассифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи обязательствомэмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не принимает на себяобязательств по выкупу их по рыночной цене.
Таблица 3. Ставкарефинансирования Центрального банка Российской ФедерацииПериод действия % Нормативный документ 19 июня 2007 г. - 10 Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У 29 января 2007 г. — 18 июня 2007 г. 10,5 Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У 23 октября 2006 г. — 28 января 2007 г. 11 Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У 26 июня 2006 г. — 22 октября 2006 г. 11,5 Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У 26 декабря 2005 г. — 25 июня 2006 г. 12 Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У 15 июня 2004 г. — 25 декабря 2005 г. 13 Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У 15 января 2004 г. — 14 июня 2004 г. 14 Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У 21 июня 2003 г. — 14 января 2004 г. 16 Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У 17 февраля 2003 г. — 20 июня 2003 г. 18 Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У 7 августа 2002 г. — 16 февраля 2003 г. 21 Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У