Реферат по предмету "Педагогика"


Преподавание сонета в школьном курсе литературы

Оглавление
Введение
Глава 1. Преподавание сонетав школьном курсе литературы
1.1 Особенности сонетакак поэтической формы
1.2 Особенностиорганизации уроков по изучению лирики в 5 — 8 классах
Глава 2. Изучение сонетовШекспира в курсе литературы
2.1 Возможности впреподавании сонетов Шекспира в 7 классе        
2.2 Разработка урокалитературы по теме «Сонеты Шекспира»        
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
 
Актуальность. Лирическое переживание по своемупроисхождению — всегда начало личное и субъективное. Но оно в соответствии сзаконами художественного пересоздания в поэтическом произведенииобъективировано. Однако в лирике действительность, преломленная в мыслях ичувствах автора, объективируется опять-таки в форме личного. Таким образом,всякое подлинно поэтическое произведение есть познание мира в индивидуальномего восприятии.
Чтобы познатьавторское восприятие мира, объективированное в лирическом герое, читательдолжен произвести определенное «разъятие» художественной ткани лирическоготекста, или его анализ.
До 70-х годовXX века приоритетным в литературоведении считался взгляд на лирическоепроизведение как на часть, выражение чего-то более значительного, чем самтекст: личности поэта, психологического момента или общественной ситуации.Мысль о том, что сущность искусства слова скрыта в самом тексте и каждоепроизведение самоценно и самодостаточно, всячески порицалась, а уж литература вшколе и сегодня еще частенько изучается как «придаток» к истории.
Пожалуй,только Ю.М. Лотман подошел к литературе как явлению уникальному и тем самымвзял на себя смелость изучать художественный текст как таковой, как знаковуюструктуру. Поэтому и в школьной практике возникла необходимость в изучениилирического текста в соответствии с достижениями современного стиховедения.
Именно Ю.М.Лотман первым научно обосновал мысль о том, что в поэтическом тексте всеэлементы речевого уровня от фонем до композиции «могут возводиться в рангзначимых» и что «любые моменты, являющиеся в языке формальными, могутприобретать в поэзии семантический характер, получая дополнительные значения».
Приступая канализу лирического текста на уроке литературы, нельзя забывать, чтостихотворение — это «сложно построенный смысл». И все его формальные элементыявляются элементами смысловыми, носителями определенного содержания.
Проблемамразвития восприятия при изучении лирики в школе посвящены исследования З.Я.Рез, В.П. Медведева, Е.В. Карсаловой, Р.Д. Мадер, В.Г. Маранцмана, Л.В.Тодорова, О.Ю. Богдановой и других. В их исследованиях подчеркивается необходимостьучета особенностей восприятия при изучении художественных произведений в ихродовой специфике и своеобразие восприятия и связанного с ним анализа лирики науроках литературы.
Воспитаниюлюбви к поэзии, которая должна стать целью анализа, мешает перенесение налирику приемов работы над прозой, отсутствие учета самостоятельной реакцииучеников. На уроке нельзя ограничиваться анализом одного указанного в программестихотворения, а нужно учить видеть за стихотворением поэта и поэзию в целом,а, может быть, возбуждать у учащихся другие дополнительные культурныеассоциации.
Проблемыизучения лирики в школе разрабатывались в книгах Л.В. Тодорова. Онрассматривает поэтическое слово как один из наиболее действенных факторовчувственной сферы человеческого сознания. Автор доказывает, что литературноеобразование, восприятие и развитие немыслимы без определенного минимума знанийпо теории стиха, которые в школе нередко имеют случайный характер, чтообъясняется и сложностью их усвоения, и нигилистическим отношением частиучительства к анализу стиха, «прикрытое ссылкой на объективные трудности.
Л.В. Тодоровсчитает необходимым придерживаться в школьной практике целостного анализалирического произведения, понимая под целостным анализом такой, где в центревнимания находится художественный образ. Ученый рассматривает возрастные ииндивидуальные особенности восприятия стиха и утверждает, что «в среднихклассах необходимо воспитать навыки эмоционального отношения и оценки стиха.Способность целостного восприятия художественной формы поэтическогопроизведения у школьников проявляется в 13 — 15 лет. До этого периода различныесредства стиховой выразительности хотя и воспринимаются учащимися, но доизвестного предела, а некоторые стороны стихотворной формы на определеннойвозрастной ступени вообще не воспринимаются.
Цельисследования – изучить особенности методики преподавания сонетов на урокахлитературы в средней школе.
Задачиисследования:
1.  Рассмотретьособенности сонета как поэтической формы.
2.  Проанализироватьорганизацию уроков по изучению лирики в 5 — 8 классах  .
3.  Определитьвозможности в преподавании сонетов Шекспира в 7 классе.
4.  Разработатьурок литературы по теме «Сонеты Шекспира».
Объектисследования – основополагающие характеристики методики преподаваниялитературы. Предмет исследования — определение особенностей ивозможностей изучения сонетов Шекспира в средней школе.
Структураработы:работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованнойлитературы.
Глава 1.Преподавание сонета в школьном курсе литературы 1.1 Особенности сонета как поэтической формы
Сонет (итал.sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк,образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccdeed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет», или сонет с «английской»рифмовкой — abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие,называемое «сонетным ключом»), — приобретший особую популярность благодаряУильяму Шекспиру. Композиция сонета предполагает сюжетно-эмоциональный перелом(итал. volta), который в «континентальном» сонете приходится, как правило, напереход от катренов к терцетам, а в шекспировском сонете — чаще всего или на8-й, или на 13-й стих; в ряде случаев, однако, этот перелом оттягиваетсяпоэтом, иной раз даже до 14-го стиха (например, в 71-м сонете Филипа Сидни, «Whowill in fairest book of Nature know…»).
В Англиисонетная форма привилась не сразу. Первые подражания итальянским сонетампринадлежали Уайету и Серрею. Однако итальянская форма плохо подходила дляанглийского языка, поскольку для нее требуется большой выбор рифм. Серрейразработал более свободную форму, которую стали называть английским, а послеШекспира – шекспировским сонетом. В 1591 г. был опубликован цикл сонетов Сидни“Астрофель и Стелла”, в которой воспел свою несчастную любовь к ЕлизаветеДевере, сестре впоследствии казненного Елизаветой графа Эссекса. ТворчествоСидни породило многочисленные подражания, настоящую моду на сонеты. Известно,что за пять лет, с 1592 по 1597 гг., в Англии было напечатано около двух с половинойтысяч сонетов, а сколько их было написано – можно только гадать.
Первоеупоминание сонетов Шекспира относится к 1598 г., когда появилась книга некоегокритика, кембриджского магистра Фрэнсиса Мереза под названием “Сокровищницаумов”. Помимо прочего, Мерез в своей книге перечислил современных ему поэтов,писателей и драматургов. Упоминая Шекспира, Мерез следующим образом оценивалего как поэта: “По­добно тому, как душу Эвфорба полагали живущей в Пифагоре,так сладостный, остроумный дух Овидия живет в сладкозвучном и медоточивомШек­спире, о чем свидетельствуют его “Венера и Адонис”, его “Лукре­ция”, егосладостные сонеты среди его близких друзей”.
В 1599 г.издатель и печатник Уильям Джаггард выпустил небольшой поэтический сборник подзаглавием “Страстный пилигрим” с именем Шекспира на титульном листе. Вдействительности из двадцати стихотворений сборника пятнадцать принадлежалидругим авторам (Барнфилду, Марло, Рэли); из остальных пяти три были отрывкамииз произведения Шекспира “Бесплодные усилия любви”, а два представляли собойварианты его сонетов, за которыми впоследствии закрепились номера 138 и 144.Такое злоупотребление именем Шекспира свидетельствует о том, что уже в то времяоно было известно любителям поэзии и могло обеспечить успех книге. В последующиегоды Джаггард осуществил два переиздания своего сборника, включив в него ещенекоторые краденые стихи, в том числе принадлежавшие перу известного в то времяавтора Томаса Хейвуда. Хейвуд публично разоблачил издателя-пирата в своей книге“Защита актеров”; свидетельствуя, что Шекспир не имел отношения к выпускусборника, он писал: “я знаю, что автор [Шекспир] был весьма сильно раздражентем, что мистер Джаггард (с которым он совершенно незнаком), позволил себе такбесцеремонно обращаться с его именем”. Вероятно, со стороны Шекспирапоследовали какие-то действия по защите своего имени, так как в дальнейшемДжаггарду пришлось убрать его с титульного листа. Показательно, что к пиратскимпубликациям своих пьес, которые неоднократно появлялись и до джаггардовскогосборника, Шекспир относился, по-видиму, с полным безразличием.
В 1609 г.издатель Томас Торп выпустил в свет собрание шекспировых сонетов в том составеи той последовательности, в которых они известны нам сейчас. Есть основаниясчитать, что и это издание было пиратским: Торп получил тексты сонетов не отавтора и опубликовал их помимо его воли. В 1623 г. в идательстве ЭдуардаБлаунта увидело свет первое фундаментальное издание пьес Шекспира (такназываемое “Пер­вое фолио”, или “Великое фолио”), не содержавшее сонетов. В1640 г. некий Джон Бенсон осуществил еще одно пиратское издание поэтическихпроизведений Шекспира, с множеством произвольных изменений. По мнению некоторыхисследователей возможность появления такого издания свидетельствует о том, чтоиздание 1609 г. не получило широкого распространения, а возможно, даже былоизъято из продажи.
СонетыШекспира стали открытием для своего времени. Для английской поэзии до и вовремя Шекспира, при изощренной отделке стиля, было характерно большое количествопоэтических штампов, условное изображение чувств и лиц. У Шекспира вместоусловно-декоративных Стелл и Астрофелей, населявших сонеты его современников,мы видим, хоть и безымянных, но вполне живых и конкретных поэта, его друга иего даму сердца. Сонеты Шекспира – это небывало непосредственное и откровенноеотражение личности в интимной лирике; они написанны “безыскусным”, очи­щеннымот риторических условностей языком, и местами так прямы в передаче непростыхотношений героев и мыслей автора, что, несомненно, приводили в замешательствочитателей-современников. Отсюда – бытовавшее мнение о “грубости” шекспировскогостиля.
СонетыШекспира не породили направления или школы – отчасти из-за их гениальнойоткровенности, которой было трудно подражать, отчасти потому, что сам жанрсонетной любовной лирики на то время был исчерпан английской поэзией. Ужемладший современник Шекспира, Джон Донн (1572-1631), экспериментировал сдругими формами и другими темами. В середине 17 в. поэзия Донна и близких емупоэтов так называемой “метафизической школы” пользовалась большим успехом, чемшекспировская.
Пишется сонетпреимущественно ямбом — пятистопным или шестистопным; реже употребляетсячетырехстопный ямб.
14 стиховсонета группируются в два четверостишия и в два трехстишия (терцета). В двухчетверостишиях, — в первой половине сонета, — как общее правило, должны бытьдве рифмы: одна женская, другая мужская. В двух трехстишиях второй половинысонета другие рифмы, которых может быть и две, и три. Примеры схем более употребительногорасположения рифм таковы:
1) abba,abba, ccd, ede
2) abba,abba, cdc, dee
3) abba,abba, cdd, ccd
4) abab,abab, cdc, cdc
5) abab, abbaccd, eed, и т. д.
Основною исамою красивою формою для первых двух четверостиший считается «опоясанные»рифмы: abba повторяющиеся в каждом четверостишии. Наименее стильными считаютсясхемы сонетных четверостиший не с двумя, а с четырьмя рифмами. Распределениемужских и женских рифм зависит от того, с какой рифмы начат сонет. Значительнобольше разнообразия предоставляется в распределении рифм (две или три пожеланию) по трехстишиям. Соблюдается строго лишь правило, что если второечетверостишие кончилось мужской рифмой, то первое трехстишие должно кончитьсяженскою, и наоборот. Построение трехстиший следует в особенности классическомуправилу: если четверостишия построены на опоясанных рифмах по повторяющейсясхеме abba, то третий стих первого терцета рифмует со вторым стихом второготерцета. Если же четверостишия построены на перекрестных рифмах, по схеме ababто в терцетах общею рифмою связываются два первые стиха второго терцета, иобщею рифмою соединены последние стихи обоих терцетов. Вообще же третий стихпервого трехстишия рифмует или с предпоследним или с последним стихом второготерцета. Все остальные формы более или менее отступают от основной. В общемидеальною, строго классическою формою сонета является его вид: abba abba 00d0d0 (нулем обозначены свободные рифмы); а также форма: abab abab 00d 00d.
Ряд условийставится и звучащей стороне сонета (название от sonnare — звучать). Все стихидолжны быть равномерны с положенным местом для цезуры. Рифма требуется наиболеесовершенная. Для четверостиший одна рифма мужская, другая — женская; длятрехстиший с двумя рифмами тоже самое, а с тремя — обе рифмы одного рода и однадругого. В трехстишиях должны быть иные рифмы, нежели в четверостишиях.Повторение рифм на всем протяжении сонета недопустимо. Недопустимо повторение всонете (без особой поэтической надобности) одного и того же слова. Помимострогого соблюдения внешней формы и указанных условий гармонии, сонет долженобладать внутренним строением, связанным с его содержанием и настроением, какзаконченное лирическое переживание, развитое в частях сонета и возвращающееся впоследнем стихе к началу его — в первом стихе. Содержание предоставляетсявыбору поэта и необыкновенно разнообразно.
Особую формупредставляет венок сонетов; он состоит из пятнадцати сонетов. Последний, 15-йсонет, называемый магистралом, связывает между собою все части «венка»; первыйсонет начинается первым стихом магистрала и кончается вторым стихом магистрала;второй сонет начинается вторым стихом магистрала и кончается, третьим стихом ит. д., четырнадцатый начинается последним стихом магистрала и кончается сновапервым стихом магистрала. Самый же магистрал повторяет первые стихи каждогосонета, последовательно развивающего идеи и образы магистрала. Литература обиностранном сонете весьма обширна.
Сонет —определился как твердая форма в XIII в., в Италии. В XIII же веке из романскогоархитектурного стиля родился готический и в Италии был назван этим именем, хотяи неправильно. Конечно, не сонет повлиял на готику, но романо-готическоемиропонимание вылилось в соответствующие формы, наиболее могуче вархитектурные. Архитектура готическая победила романскую, в грандиозном размахеподчинила себе скульптуру, живопись, так называемые прикладные искусства. Точнои мудро копируя архитектурные достижения, поэзия откликнулась сонетом.
Понятно, чтов это неповторимое время архитектурная готическая схема жила сознательно ибессознательно во всех умах. Основная эта схема (западного фасада) такова:прямоугольник, чаще удлиненный вверх и на нем по бокам два удлиненныхпрямоугольника башен (северной и южной), завершенные равнобедреннымитреугольниками шпилей — крыш, подчас как придатков (Реймский), подчасотсутствующих (Иорский), подчас весьма развитых (Кельнский)[1].
Схема сонета:прямоугольник двух четверостиший (катрэнов), чаще по рисунку удлиненные изавершающие его тело два трехстишия (терцеты). Свойства архитектуры и поэзиитаковы, что мы здание неизбежно начинаем снизу, начинаем же писать по разнымпричинам сверху страницы (раньше свитка, листа). Но архитектурный принципначала и завершения настолько силен, что мы и теперь говорим: завершающая(корень верх) строка стихотворения в смысле последней, неизбежно по рисункунижней; или эпилог — завершение романа. Этот принцип получил такую силу не отархитектуры только. И дерево, и трава растут так же. Если бы сонет рождалсяпозже, искусственно, стилизируя архитектурную готику, он, может быть, ипоместил бы терцеты вверху (в ложно понятом завершении). Но создатели сонетамогли мыслить лишь логически правильно. Может быть даже, если бы сонет родилсяв эпоху не стиля, а стилизации, он, кроме того, что поставил бы терцеты вложном верху, разместил бы их не один над другим, а налево и направо, проведямысленную вертикальную линию хотя бы внутренними рифмами. Интересно, что вэпоху изживания сонетной сущности появился рядом с искажениями сонета иобратный (обращенный, перевернутый) сонет, имевший терцеты вначале (вверху),катрэны (тело) в конце (внизу). Строились сонеты и с терцетами,заканчивающимися (вниз) лишними маленькими строками, как бы подражаниезавершениям готических башен.
Сонетистыспорили долго и упорно о том, трактовать ли первые 8 стихов сонета как одноцелое, как два, или как 4 (обязательный знак препинания, остановка, repos послевторого и шестого стиха, иначе в середине катрэнов). В конце концов, спорпоныне решен компромиссно: катрэны разъединены по законам развития темы иследовательно большими остановками (repos), но соединены общими рифмами. Так жеи творцы архитектурной готики, споря друг с другом, создали в конце концовтипичную схему фасада, с одной группой элементов, делящих на этажи, с другойпротивящейся этому делению. Французы, впитавшие принципы Нотр-Дам, требуют досих пор четырех repos в сонете. Когда Англия, претворив в себегермано-франко-итальянскую готику, дала свою англо-готику, она уменьшиластремление вверх, дала разнохарактерность двух основных этажей и не такуюполную гармонию между наружным и внутренним видом, как в южных странах.Внутренность английской готики приближается к домашнему уюту, подчас даже даваядеревянную облицовку; во Франции, в Италии, чем дальше на юг, тем болеевнутренность собора похожа на городскую площадь. То же и с английским сонетом.С Шекспира (XVI в.) он получил явно пониженное в сравнении с Петраркойсодержание, разноликое строение катрэнов (baab, abab или наоборот). И еслисонеты Данте и Петрарки таковы, что каждый камень их чувствуется со всех сторони стены их постройки без обмана таковы же внутри, как и снаружи, то сонетыШекспира и т. н. шекспировские, несколько пугая холодом одноликой архитектуры,успокаивают внутренним жизненным уютом. Пушкин выбрал инстинктивно англо-сонет,впитав культуры Шекспира и Байрона[2]. 1.2 Особенности организации уроков по изучениюлирики в 5 — 8 классах
Дляэффективного изучения лирики в школе необходима определенная методическаясистема подготовки учащихся к восприятию, пониманию и интерпретации лирическогопроизведения. С этой целью методика уроков по изучению лирики должна опиратьсяна ряд условий, принципиально важных для реализации предлагаемой системы. Напервом этапе (первичное восприятие) — это «погружение в поэзию», качественноевыразительное чтение стихов, тщательно отобранных учителем в соответствии соспецификой возрастного восприятия. Желательно, чтобы выбранные тексты моглиудивить и обрадовать учащихся. В них они должны учиться видеть определенныеструктурные элементы текста, при внимании к функции которых ученики станутспособными обнаружить дополнительные, глубинные смыслы: особенности ритмическойструктуры, наличие или отсутствие рифм и их характер, фонологические,морфемные, лексические, синтаксические, композиционные особенности построениялирического стихотворения, его пространственно-временные связи и т. д.[3]
Биографическийматериал для уроков по лирике в 5 — 7 классах стоит привлекать ограниченно и нев самом начале знакомства с лирическим произведением. Тогда отдельные жизненныефакты, послужившие поводом к написанию стихотворения, не заслонят от учениковобщечеловеческого, эстетически значимого смысла текста и он не будетвосприниматься лишь как «картинка» к определенному моменту биографии[4].
На второмэтапе (анализ и вторичное восприятие) важным моментом станут образцы анализаотдельных стихотворений, когда сам учитель будет обращать внимание на такие ихособенности, которые при непосредственном восприятии могут остатьсянезамеченными. Кроме того, нужны и методические приемы, которые выявятхарактерные именно для данного стихотворения особенности: цвет, звук,неожиданные фонологические решения, специфику изобразительно-выразительныхсредств, элементы лексики, синтаксиса, композиции и др. Это возможно науроках-практикумах. Учащимся могут быть предложены задания на восстановлениедеформированных текстов («стилистический эксперимент» — когда вместо пробеловучащиеся вставляют подходящие, по их мнению, слова, и «поэтическая россыпь» — восстановление текстов из слов, стихов, строф и т. д.)[5]
Назаключительных этапах изучения лирических произведений возможными станутзадания на создание самостоятельных интерпретаций текстов, что обнаруживаетуровень их понимания. Возможны также небольшие задания творческого характера,начиная с самых простых. Например, описать любимый цветок, используяизобразительно-выразительные средства, аналогичные авторским (5 класс),составить партитурную разметку текста и определить его поэтические интонации (6класс), описать какой-либо предмет или явление природы так, чтобы угадывалисьих характерные признаки (7 класс)[6].
В методикепреподавания литературы действительно существует ряд приемов, которые формируютчитательское восприятие и понимание лирики. Вторичное восприятие развивается впроцессе грамотного школьного анализа. Конечным его результатом должно статьвыяснение обобщенного смысла поэтических образов и роли поэтической формы.Учить грамотно читать и понимать лирику необходимо уже в 5 классе, потому что вначальной школе эта работа вряд ли проводилась в системе. Разумеется,невозможно включить все приемы развития читательских способностей в каждый урокпо изучению лирики, но возможны уроки, в которых максимально реализованобольшинство таких приемов, причем от класса к классу они усложняются, приобретаяглубинную направленность. Предлагаются варианты уроков, где актуализируетсяразвитие вторичного читательского восприятия. Их содержание выбрано неслучайно. Оно связано с творчеством поэтов, недавно включенных в школьнуюпрограмму[7].
Читательскоевосприятие учащихся 5 — 6 классов связано с психологическими особенностями 10 — 11-летних детей. Как правило, в этом возрасте школьники уверенно отличают стихиот прозы, чувствуя их внутренний ритм, обращают внимание на некоторые средствасоздания художественного образа — необычность лексики, метафоричность и т. д.Однако желания разбираться, исследовать лирический текст учащиеся активно непроявляют, предпочитая стихам эпические произведения с захватывающим,занимательным сюжетом, с элементами комического.
Непосредственныммотивом, побуждающим к исследовательской деятельности, может стать необычность,неожиданность учебной информации, например, рассказ об уже известном школьникамавторе, творчество которого открывается для них с неизвестной ранее стороны.
Учебнымизадачами уроков по изучению лирики в 5 — 6 классах будет организацияэлементарной исследовательской работы, результатом которой станет формированиечувства слова, воспитание художественного вкуса, когда в процессе поискасредств, создающих поэтический образ, школьники приобщаются к тайнам мастерстваи самостоятельному литературно-художественному творчеству[8].
Сложностьприобщения школьников к поэтическим текстам, их равнодушие к поэтическомуобразу стиха, его музыке являются главной проблемой полноценного читательскоговосприятия при изучении лирики. Однако при систематической работе по воспитаниювнимательного читателя лирики в 5 — 6 классах семиклассники и восьмиклассникиуже способны понять, что любой опыт человечества, в том числе и эмоциональный,закреплен в языковых единицах, в результате сочетания и воздействия которыхречь приобретает экспрессию, то есть способность выражения психическогосостояния говорящего. Специфические знания и умения восприятия поэтическихтекстов становятся у старших подростков коммуникативно-значимыми, определяющимиих филологическую и стиховедческую подготовку, уровень владения родным языком.Поэтому в этом возрасте совершенно необходимо обучение школьников адекватномувосприятию языка поэзии, формированию грамотного восприятия лирики, языковомусознанию и эмоциональной отзывчивости. Ее можно увидеть через демонстрациюэмоций в речи, она отражена в языковой форме, сопровождаемая внутренним ивнешним переживанием[9].
Стиховедческиезнания, значимые для формирования познавательных эмоциональных реакций, вотличие от знаний о языке, формируются не с помощью готовых правил, а болеесложным образом: через интерпретацию, способность видеть в слове образ, то естьв результате целенаправленного комплексного обучения. Безусловно, чтоэмоциональные реакции учащихся могут стать ответными только при эмоциональной,заинтересованной позиции учителя. По мере приобретения навыков слушать ислышать, думать и вдумываться в ткань стихотворения, тексты могут усложняться,становится шире круг поэтических имен.
Именнопоэтому, изучение сонетов следует начинать еще в 5-6 классах, давать школьникамкраткие сведения о возможностях различных стихотворных форм.
Основнойдидактической задачей уроков литературы в 5 (и далее в 6) классе мыслитсяформирование у школьников жанрового мышления. Это предполагает отнюдь неизучение жанрового состава мировой литературы, но овладение правиламитекстопорождения на жанрово различных художественных языках. Учебный процесслитературного образования в 5 и 6 классах целесообразно подчинить тактическойзадаче обучения художественному письму (не творчеству! – творчеству научитьнельзя, к нему можно только подготовить и побудить). Научиться писать стихи (авпоследствии и прозу) в различных жанрах – это чисто игровая задача, хотя идолжна ставиться учителем со всей серьезностью, создавая на уроке литературы вклассе атмосферу мастерской слова. Стремясь к этой видимой ему цели, подростокдостигает цели ему неведомой, но подлинной: он овладевает основами жанровогомышления, культурой узнавания художественных языков, культурой семиотическойактуализации текста. В его сознании закладывается прочный фундамент будущегоискусства чтения. Не говоря уже о решении попутных, но крайне важных задачразвития речи, расширения словарного запаса. На уроках дети получают знания отаких понятиях как элегический дистих, рифма, бейт, хокку, терцет, рубаи,катрен, октава, и наконец – сонет. Введение понятия “канон” позволит вспомнитьдругие канонические жанры (хокку, рубаи) и подготовит к разговору онеканонических жанрах в 6 классе[10].
В перспективевоспитания культуры художественного восприятия весьма важным являетсяобретаемое школьником умение различить в сонете движение лирического сюжета(без введения этого понятия!) одного из двух типов: циклического (итальянский ифранцузский сонеты) или кумулятивного (английский сонет)[11].
Для успешногоисполнения учащимися итогового творческого задания — написания собственногосонета — необходимо провести последовательную подготовительную работу.
В этом случаеследует предварительно в классе обсудить выбор поэтической темы, сделанныйкаждым учащимся. Затем обсудить прозаические пересказы замысла, отводящиекаждому катрену, терцету или двустишию определенную роль в развитии избраннойтемы. И только затем уже ставить задачу представить на обсуждение поэтическиетексты. Первоначально, быть может, — в виде фрагментов, набросков, которыепосле обсуждения тем не менее нужно будет доработать и превратить в законченныйтекст сонетного типа[12].
Работа надсонетом — важный рубеж для перехода к следующей стадии развития читательскойкультуры подростка.
В дальнейшемобучении, в 7-8 классах средней школы, рекомендуется продолжить работу надтакой поэтической формой как сонет.
Глава 2.Изучение сонетов Шекспира в курсе литературы 2.1 Возможности в преподавании сонетов Шекспирав 7 классе
Форма сонетабыла известна еще с XIII века, но тщательную разработку и свое классическоезвучание приобрела только в творчестве Петрарки и Данте. Состоящий всего из 14строк, сонет обладает четким композиционным членением: первый катрен (4 строки)содержит экспозицию, т. е. вводит читателя в мир сонета, означая его тему,второй представляет ее разработку и ряд доказательств, терцины заключают в себевывод, обобщенный смысл всего сказанного и зачастую оживают потом в культуре вформе фразеологизмов[13].
Этическоезвучание последних строк сонетов Шекспира как нельзя лучше соответствует общемулейтмотиву курса 7 класса: поиски общего смысла жизни воплощаются в частнуюформу смысла жизни отдельного человека. Этот человек, с одной стороны, вписываетсяв свою эпоху, с другой — уже пережил ее в своих произведениях и, следовательно,получил право именоваться носителем неких вечных ценностей.
Разнообразиетем и мотивов делают сонеты Шекспира чрезвычайно привлекательными дляисследователей, и одновременно свобода и доступность понимания их содержанияделают возможным рождение широкого круга читательских интерпретаций.
Теоретическиесведения, получаемые учениками в 7 классе, базируются на знании ряда терминов: «сонет»,«катрен», «терцина», «композиция», «экспозиция». Умение оперировать этимипонятиями не есть самоцель занятий по изучению творчества Шекспира, однако безних понимание жанра и его особенностей не может быть полноценным. Одновременноусвоение данных понятий в 7 классе становится базой для более глубокого ихпонимания в старших классах[14].
Композиционноеединство сонетов Шекспира при широком спектре вариаций тем и ракурсов ихрассмотрения есть проявление достижений философии гуманизма на уровнесловесного искусства. Наблюдение за метаморфозами тем и мотивов в соответствиисо статьей учебника позволяет учащимся постичь широту взглядов поэта и гибкостьпоэтической мысли[15].
Широтамировосприятия и разрушение стереотипов — еще один важнейший аспект изучениятворчества Шекспира. С одной стороны, центр большого числа сонетов — восхищениечеловеческой красотой, с другой — формирование представлений о самоценностикаждого отдельного человека, выбранного взглядом из толпы, вне зависимости отсоответствия его образа моде. «Человек — мера всех вещей» (Протагор) — этотафоризм становится основой философии гуманизма. «Данте и Петрарка в своихсонетах создали образцы поэтического описания женской красоты. С тех пор у всехсонетистов повелось описывать своих реальных и вымышленных возлюбленных каквоплощение женского совершенства. Они обязательно похожи на ангелов, а глаза уних подобны звездам, поступь воздушна, — одним словом, существовал готовыйнабор признаков красоты, который поэты дополняли все более изощреннымисравнениями», — пишет А. А. Аникст. Герои Шекспира — земные, они обладаютреальным обликом современного ему человека[16].
Системазаданий на уроке, посвященном сонетам Шекспира, может быть выстроена следующимобразом:
1. Домашнеезадание к уроку (по выбору учителя): прочитать 10 сонетов по выбору, озаглавитьих; выбрать для выразительного чтения сонет, который произвел наибольшеевпечатление; составить «партитуру чувств» для чтения сонета, объяснить свой выбор;нарисовать словесный портрет человека, к которому обращен сонет.
2. Проверкадомашнего задания: выразительное чтение сонетов, обсуждение читательскихпредпочтений; запись на доске номеров сонетов и подобранных учащимися названийсонетов, в случае с наиболее востребованным сонетом — обсуждение того, какое изподобранных названий оказывается наиболее точным и почему, формирование «тематическогоядра» сонетов Шекспира (перечня наиболее интересующих поэта тем), формированиепредставлений о многоплановости содержательного уровня сонетов (слово учителя).
3. Составлениепортрета возлюбленной и друга, словесное рисование на тему «Портрет адресатасонетов Шекспира».
4. Работа надизучением содержания сонета в целом может строиться по примеру анализа сонета №130: рассмотрение оригинального текста (для учеников, изучающих английскийязык) и подстрочника — дословного перевода. В случае изучения оригинальноготекста ученики сами составляют подстрочник, в других вариантах пользуютсяпредставленным текстом подстрочника[17].
Вопросы изадания
1. Познакомьтесьс содержанием подстрочника.
2. Какоевпечатление на вас произвела возлюбленная поэта? Похоже ли описание ее обликана привычное содержание хвалебной любовной лирики?
3. Вспомнитеодно из любовных стихотворений более современной эпохи (например, А. С. Пушкина«Я помню чудное мгновенье...»). Опишите возлюбленную, образ которой создается впредложенном вами и в сонете Шекспира № 130.
4. Какиедостоинства своей возлюбленной выводит Шекспир на первый план?
5. Какиеметафорические сравнения отрицает Шекспир, считая невозможным применить их поотношению к своей возлюбленной? Что заставляет поэта отказываться от них?
6. Какиесравнения, с вашей точки зрения, могут показать действительные достоинствавозлюбленной или возлюбленного?
7. Создайтесловесный портрет знакомого вам человека, постарайтесь избегать штампов, находяинтересную, с вашей точки зрения, метафору, «расшифруйте» ее.
8. Познакомьтесьс содержанием двух различных переводов сонета (по выбору учителя — болееконтрастные в слабом классе, менее контрастные — в сильном). Какой из нихпроизвел на вас большее впечатление и почему?
9. Есть листрочки в переводе, где поэт-переводчик, с вашей точки зрения, искажает мысльШекспира? Объясните ваше суждение.
10. Сравнитесодержание последних строчек сонетов. Чем отличается их содержание?
Послерассмотрения содержания сонета можно обратиться к его композиции. Традиционныйсонет может быть построен в той форме, в которой предстает перед читателемтекст-рассуждение: тезис, доказательства, вывод[18].
Задания:найдите среди сонетов Шекспира тот, который соответствует данному принципупостроения. Пронаблюдайте, в каких сонетах и в какой форме отступает поэт отэтого принципа. Проанализируйте рассмотренный выше сонет, сформулируйте законего построения.
Послерассмотрения сонета № 130 целесообразно обратиться к тематически близкомусонету № 141.
Вопросы изадания
1. Похожа лигероиня сонета на ту, которая предстала перед вами в сонете № 130? В чем ихсходство?
2. Всказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» сказано, что «главногоглазами не увидать, зорко одно сердце». Согласны ли вы с этим высказыванием?Как эту мысль Экзюпери вы могли бы проиллюстрировать, обратившись к сонетуШекспира?
Тематическийспектр сонетов столь широк, что дает возможность концентрического расширения — отчастного к общему, поэтому возможен переход от рассмотренных сонетов к сонету №116 с общим философским звучанием, от любви к конкретному персонажу — к любвикак абстрактной категории.
Вопросы изадания
1. Подберитеряд эпитетов для характеристики любви в сонете. Можно ли это слово в данномсонете писать с большой буквы? Какой оттенок его значению придаст этонаписание? Встречается ли такое написание в переводах? Какие еще словапереводчики употребляют в написании с большой буквы и почему?
2. Составьте «партитуручувств» для чтения двух переводов сонета № 116. Какой из них кажется вам болееэмоциональным? Докажите вашу точку зрения.
3. Представьтевселенную, описанную Шекспиром в сонете № 116. Что стоит в ее центре?
4. Ктопобедит в противоборстве Любви и Времени, с вашей точки зрения?
5. Создайтереальный облик этих абстрактных персонажей. Какими чертами вы их наделили ипочему?
6. Проследите,какие сравнения находят для их определения разные переводчики (например, любовь— звезда, любовь — маяк). Какие из них являются, с вашей точки зрения, болееточными? Как влияет выбор сравнения на те интонации, которые будут звучать причтении сонета?
Завершитьработу по освоению сонетов может попытка самих учеников создать сонет всоответствии с уже определенными ранее тематикой и особенностями композициисонетов Шекспира. Кроме того, отдельные сонеты могут стать своеобразнымиэпиграфами к трагедии «Ромео и Джульетта», их выбор и обсуждение покажут, какиеиз тематических линий произведения Шекспира наиболее повлияли на чувствачитателя.  2.2 Разработка урока литературы по теме «СонетыШекспира»
Цели урока:познакомить учащихся с особой стихотворной формой, получившей широкоераспространение и достигшей небывалого расцвета в эпоху Возрождения; создатьусловия для творческой работы самих учеников над завершением незаконченногосонета.
Оформлениеурока.
На доскенаписана тема урока и размещены портреты Данте, Микеланджело, Петрарки,Ронсара, Шекспира, записаны слова: “сонет” и “соната”, схемы композиции ирифмовки классического сонета и сонета Шекспира.
Подготовленраздаточный материал для каждого ученика: неоконченный сонет Шекспира №65 и13-й сонет Петрарки.
Ход урока
Звучитфрагмент из “Патетической” сонаты Бетховена
Учитель:
– Как выдумаете, почему урок, посвященный сонету – одной из поэтических форм – мыначали с сонаты Бетховена? Есть ли что-то общее между сонатой и сонетом?
– Да, выабсолютно правы, слова “сонет” и “соната” – однокоренные и произошли отлатинского слова “СОНАРЭ”, которое в переводе значит “звучать”, “звенеть” Впоэзии эта своеобразная стихотворная форма из 14 строк возникла в Сицилии в 13веке. Как каноническая форма сонет достиг своего совершенства в эпохуВозрождения в творчестве Данте и особенно Петрарки. Замечательные сонеты писалтакже Микеланджело. Из Италии сонет пришел во Францию, где утвердился какклассическая форма стиха в поэзии Ронсара в XII веке. Почти в это же время вАнглии пишет сонеты Шекспир.
Сейчас мыуслышим несколько сонетов названных нами поэтов. Начнем с сонета ДантеАлигьери, которого называют последним поэтом Средневековья и первым поэтомВозрождения. Большинство своих сонетов он посвятил Беатриче Портинари, любовь ккоторой зародилась у Данте, когда он был девятилетним мальчиком, и длилась всюжизнь. Это была любовь издалека. Глубоко затаенная, она питалась лишь редкимислучайными встречами, мимолетным взглядом возлюбленной, ее беглым поклоном. Апосле смерти Беатриче (она умерла совсем молодой в 1290 году) любовь становитсятрагедией.
(Ученицачитает 15-й сонет Данте)
Не менеепрекрасный образ возлюбленной Лауры создает в своих сонетах Франческо Петрарка.Двадцатитрехлетний Петрарка встретил двадцатилетнюю Лауру весной 1327 года. Онабыла замужем за другим человеком. Двадцать один год после этой встречи воспевалЛауру поэт в своих сонетах и канцонах. Стихи, в которых поэт воспевал своюстрасть к Лауре, он подразделил на 2 цикла: первый цикл “На жизнь мадонныЛауры”, второй “На смерть мадонны Лауры”. В образе этой женщины для Петраркислились вся красота, все совершенство, вся мудрость мира. Она – и женщина,которую поэт самозабвенно любит, и символ славы, о которой он мечтает, ивысочайшее выражение поэзии, которой он служит. В стихах Петрарки рождаетсяренессансное понимание любви – могучей силы, способной раскрыть все богатстваличности, наполнить всю жизнь, нести радость и муки. Такова она – любовь новойэпохи. Чувственная и духовная, грозная и милостивая, дарующая свет и несущаястрадание, для каждого иная, всякий раз неповторимая, индивидуальная, но всегдаторжествующая.
(Ученицачитает 13-й сонет Петрарки, затем ученикам выдается его текст)
Благословен игод, и день, и час,
И та пора, ивремя, и мгновенье,
И тотпрекрасный край, и то селенье,
Где был явзят в полон двух милых глаз;
Благословеннотайное волненье,
Когда любвименя настигнул глас,
И та стрела,что в сердце мне впилась,
И этой раныжгучее томленье.
Благословенупорный голос мой,
Без устализовущий имя донны,
И вздохи, ипечали, и желанья;
Благословеннывсе мои писанья
Во славу ей,и мысль, что непреклонно
Мне говорит оней – о ней одной!
Учитель:
– Попробуем,опираясь на текст сонета Петрарки, определить особенности композиции и рифмовкиклассического итальянского сонета.
Итак, сонетсостоит из 14 строк, разделенных на 2 четверостишия (катрена) и на 2 трехстишия(терцета). Стих чаще всего одиннадцатисложный (реже десятисложный). Катреныстроятся на двух четверках рифмы, располагающихся обычно так: абба/абба.Терцеты строятся чаще всего на трех парах рифм с такой схемой: ввг/дгд
При этом,если а – женская рифма, то б – мужская, в – мужская, г – женская, д – мужская.Если а – мужская, то наоборот.
Такимобразом, создается безупречный и продуманный строй сонета. В катренах приохватной рифмовке одни и те же рифмы то сближаются, то расходятся, давая стройнуюигру “ожиданий”. В терцетах строй меняется, чем создается разнообразие.Единство рифмы в катренах подчеркивает единство темы, которая должна быть впервом катрене поставлена, во втором развита, с тем, чтобы в первом терцетебыло дано “противоречие”, а во втором “разрешение”, синтез мысли или образа,увенчанный заключительной формулой, последней строкой, “замком” сонета.
Шекспирнесколько видоизменил классический сонет. Сохраняя в общем внутреннюю сонетнуюкомпозицию, он писал сонеты из трех катренов и завершал их одним двустишием,содержащим основную мысль. Схема рифмовки в них тоже иная. Написав 154 сонета,Шекспир словно вступал в соперничество с великими мастерами лирики. Онстремился не столько сравняться с ними, сколько отличиться от них новизной иоригинальностью ситуаций и образов. Написанные на протяжении ряда лет,по-видимому, между двадцатью восемью и тридцатью четырьмя годами, “Сонеты”неоднородны. Многие из них, особенно начальные, посвященные другу, несут печатьявной идеализации, тогда как более поздние поражают той же силойпсихологической правды, какая свойственна лучшим драмам Шекспира. Но при всехвнутренних различиях между отдельными группами сонетов, объединяет их общностьпоэтического принципа. Обретя полное владение формой этих маленьких лирическихстихотворений, Шекспир смело вводит в них образы и сравнения, почерпнутые извсех сфер жизни, включая и прозаическую повседневность. Шекспир усилилдраматизм сонетной поэзии и больше своих предшественников приблизил лирику креальным чувствам людей.
(Подготовленныеученики читают несколько сонетов Шекспира: 90, 91, 130.)
Учитель:
– Ну атеперь, когда мы познакомились с основными принципами построения сонета,испытаем свои творческие возможности – допишем незаконченный сонет Шекспира,создадим “замок” сонета, заключительные две строки, которые должны содержатьглавную мысль стихотворения.
(Ребятамраздаются листы с незавершенным сонетом Шекспира (№65) и они работают над егозавершением)
Уж если медь,гранит, земля и море
Не устоят,когда придет им срок,
Как можетуцелеть, со смертью споря,
Краса твоя –беспомощный цветок?
Как сохранитьдыханье розы алой,
Когда осадатяжкая времен
Незыблемыесокрушает скалы
И рушитбронзу статуй и колонн?
О, горькоераздумье!.. Где, какое
Для красотыубежище найти?
Как, маятникостановив рукою,
Цвет времениот времени спасти?..
Заключение
В работе намибыла рассмотрена тема «Изучение лирики в школе на примеров сонетов Шекспира».
Анализлирического текста в школе — проблема сложная, так как изучение лирики, родалитературы в высшей степени условного, тонкого, к сожалению, часто бывает лишьповерхностным.
В худшемслучае, на уроке литературы пересказывают лирическое стихотворение, в лучшем — анализируют композицию и изобразительно-выразительные средства языкалирического текста, нередко не вдумываясь в их функциональное назначение. Ношкольник только тогда достигнет глубин восприятия лирики, когда уяснит ееродовую специфику.
Чаще всегоосновным признаком лирики мы называем ярко выраженную эмоциональность, наличие «чувства».Кроме того, по утверждению Н.А. Добролюбова, «чтобы иметь значение пред судомума, поэтическое произведение необходимо должно заключать в себе мысль». Однакои наличие чувства, и присутствие мысли еще не образуют специфики лирики. Ееотличительная черта — способ развития, оформления художественной мысли ичувства, так называемый образ-переживание, который находит воплощение в особомсловесном выражении. Для лирической поэзии, особенно новейшего времени,исключительно важное значение приобретает конкретная «словесность» образа, прикоторой слово — и материал, и содержательная форма. В лирическом образе,выраженном в слове, сохраняется «душевное движение», пафос, страсть, мысльавтора.
Известныйтютчевский афоризм «мысль изреченная есть ложь» воплощает в себе идею «невыразимости»переживания, неадекватности и недостаточности слова для выражения внутреннегосостояния. Однако, когда процесс высказывания, «изречения» мысли становитсяактом поэтического творчества, в котором талант, преображая состояние духа вслове, делает его искусством, то искусное, мастерски сделанное произведение темглубже прячет эту искусственность, чем сильнее талант.
Особенностьювосприятия лирики старшими подростками становится их психическое и эстетическоеразвитие. В 7 — 8 классах наступает пора нравственного самоуглубления личности.Отношение к лирическому тексту тоже делается личностным и субъективным. Поройдаже авторский замысел заслоняется собственными переживаниями, пробужденнымиискусством, обостренным вниманием к нравственным категориям
В школьныхпрограммах по литературе в 7 — 8 классе заметен интерес к лиро-эпическомужанру, чистой лирики почти нет, а если она и включается, то на уровнеобсуждения, а не изучения, где глубина работы с текстом ограничиваетсявыявлением читательских впечатлений.
Именнопоэтому, мы считаем, что изучение сонетов Шекспира целесообразно планировать в7-8 классах начальной школы.
Списокиспользованной литературы
1.      БайбородоваЛ.В. Обучение литературе в средней школе. – М.: Владос, 2008.
2.      БеляеваН.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированногоподхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: Вербум-М, 2004.
3.      БогдановаО.Ю. Теория и методика обучения литературе: Учебник. – М.: Академия, 2007.
4.      БражеТ.Г. О литературе в школе: книга для учителя. – М.: МИРС, 2008.
5.      ЕгороваН.В. Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО,2009.
6.      ЖижинаА.Д. Преподавание литературы на продвинутом этапе в средней школе (в контекстецелостной системы непрерывного литературного образования): автореферат дис…д-ра филол. наук: 13.00.02 / А.Д. Жижина; Центр филол. образования Ин-тасодержания и методов обучения РАО.— М., 2005.
7.      ИвановаЭ.И. Изучение зарубежной литературы в школе.5-9кл.: Метод.пособие / Э.И. Иванова, С.А.Николаева. – М.: Дрофа, 2008.
8.      КомароваВ.П. Творчество Шекспира. – М.: Филологический факультет СПбГУ, 2001.
9.      ЛанинБ.А. Методика преподавания литературы. – М.: Эксмо, 2007.
10.    Марченко Е.М. К проблемеадекватного восприятия произведений разных видов искусства учащимися младшегошкольного и подросткового возраста // Педагогика искусства. — 2008. — № 3. — С.53-69.
11.    Мацыяка Е.В. Литература:Книга для преподавателя: Методическое пособие. – М.: Академия, 2008.
12.    Раилко Н.С. Открытыеуроки литературы. 5-8 класс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
13.    Роговерс Е.С. Русская изарубежная литература в школьном изучении. – М.: САГА Форум, 2007.
14.    Турьянская Б.И.Литература в 7 классе: Урок за уроком / Б.И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л.А.Холодкова.— 3-е изд. — М.: Рус. слово, 2002.
15.    Федченкова М.Л.Содержательный компонент школьного литературного образования (проблемы иперспективы литературного развития учащихся) // Ярославский педагогическийвестник. — 2005. — № 3. — С. 104-109.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.