Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«СИБИРСКИЙФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институтуправления бизнес процессами и экономикой
Кафедра «Экономикаи менеджмент»
РЕФЕРАТ
Возможностиналогового планирования с целью оптимизации «зарплатных» налогов
Преподаватель Яричина Г.Ф.
Студент УБ 06-09 ДергачеваТ. В.
Красноярск2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Понятие ипринципы налогового планирования
1.1 Понятие налоговойоптимизации
1.2 Налоговаяоптимизация и уклонение от уплаты налогов
2 «Зарплатные»налоги
3 Методыоптимизации «зарплатных» налогов
3.1 Аутсорсинг иаутстаффинг
3.2 Выплата дивидендов высокодоходной компанией
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являютсянеобходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновениягосударства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегдасопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованномобществе налоги — основная форма доходов государства.
В структуре всех доходовбюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрениеналогообложения как средства регулирования предпринимательской активноститребует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы длянахождения баланса интересов государства и предпринимательства.
Баланс интересовгосударства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что внастоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространениеразличных схем ухода от налогов.
Государство с помощьюналогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получаясоответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономическиеэффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства,увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Вместе с тем, помимоэкономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующиесубъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффектот которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.
В данном реферате будутрассмотрены основные понятия и принципы налогового планирования, ставки«зарплатных» налогов для предприятий в 2010 и 2011 гг., а так же два метода дляоптимизации «зарплатных» налогов.
1 Понятие и принципы налоговогопланирования
1.1 Понятие налоговойоптимизации
На протяжении последнихлет деятельность, именуемая «налоговым планированием» или «налоговойоптимизацией», занимает все более важное место в повседневной практикеразличных предприятий и организаций. На многих крупных предприятиях дажевведена специальная должность для работников, отвечающих за даннуюдеятельность, — специалист по налоговому планированию. К сожалению, результатомзачастую крайне непродуманных и неосторожных действий «налоговых оптимизаторов»стало то, что о налоговой оптимизации сейчас принято говорить как о явленииполукриминальном, вполголоса, тщательно скрывая любые усилия предприятия внаправлении минимизации налоговых платежей. Надо сказать, что такое отношениеподогревается и со стороны налоговых органов, а также органов внутренних дел,фактически объявляющих все мероприятия, связанные с налоговой оптимизацией,незаконными.
Вместе с тем, изначальнопонятие «налоговой оптимизации» отнюдь не предполагает какого-либо нарушениязакона со стороны хозяйствующего субъекта. Налоговое планирование является лишьсоставным элементом системы финансового планирования любого предприятия, такимже как, например, планирование издержек, связанных с приобретением товаров.Никто не оспаривает право предпринимателя самостоятельно выбирать поставщикатоварно-материальных ценностей для своего предприятия и согласовывать с ним врамках закона условия поставки. Аналогично не может быть оспорено и правокаждого субъекта предпринимательской деятельности выбирать любыепредусмотренные законом правовые формы хозяйственной деятельности такимобразом, чтобы обеспечить наиболее приемлемый для данного предприятия режимналогообложения и оптимальный уровень налоговых платежей.
Данное право участниковхозяйственного оборота следует из целого ряда положений действующегороссийского законодательства. В соответствии со статьей 35 Конституции РФ правочастной собственности охраняется законом, а согласно статье 45 Конституции РФкаждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, незапрещенными законом. Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФпредусматривает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать вотношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законуи иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы другихлиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам,передавать им, оставаясь собственником, права владения пользования ираспоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другимиспособами, распоряжаться им иным образом. Налог же, в силу положений статьи 8Налогового кодекса РФ, представляет собой ни что иное, как форму безвозмездногоизъятия части собственности субъекта предпринимательской деятельности. Такимобразом, следует признать, что законодатель признает право налогоплательщикапринимать меры, направленные на защиту своей собственности, в том числе путемзаконного сокращения объема налоговых обязательств.
Возможность осуществленияналоговой оптимизации обусловлена также тем, что:
- во-первых,действующее гражданское законодательство допускает осуществление хозяйственнойдеятельности в различных правовых формах по выбору субъекта предпринимательскойдеятельности (например, путем создания юридического лица или путем заключениядоговора простого товарищества), а различные правовые формы предполагаютразличный порядок налогообложения;
- во-вторых, частоналогоплательщик вправе выбирать непосредственно режим налогообложения длясвоего предприятия (например, упрощенная или общая система налогообложения);
- в-третьих,законодательство о налогах и сборах предоставляет налогоплательщику возможностьвыбирать различные методы учета хозяйственных операций для целейналогообложения по своему усмотрению (например, выбор метода списания стоимостиматериалов на расходы в целях налогообложения), а также принимать по своемуусмотрению иные решения, непосредственно влияющие на налогообложение (например,использовать или не использовать право на освобождение от уплаты налога надобавленную стоимость).
Все указанные вышерешения должны приниматься руководителями предприятий обдуманно, на основевсестороннего анализа последствий того или иного шага, в том числе влияниякаждого мероприятия на объем налоговых обязательств предприятия.
На основании изложенного,налоговое планирование и налоговая оптимизация являются не только возможными,но и жизненно необходимыми для каждого предприятия.
Наиболее приемлемымопределением понятия «налоговая оптимизация» представляется следующее:
Налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленныхправомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использованиевсех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и другихзаконных приемов и способов.
Набор инструментовналоговой оптимизации, совокупность применяемых при этом схем и методовпостоянно изменяется, в первую очередь, в связи с изменением законов и иныхнормативных актов, а также в связи с изменением правовой оценки тех или иныхдействий органами, осуществляющими применение правовых норм (судами, налоговымиорганами). Вследствие нестабильности внешней правовой среды предприятие неможет осуществить налоговую оптимизацию применительно к своей деятельности рази навсегда, необходимо постоянно отслеживать все происходящие изменения икорректировать в соответствии с ними осуществляемые мероприятия по налоговойоптимизации. Наиболее существенные изменения влекут необходимость пересмотравсей схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, возможно,кардинального ее изменения.
В связи с изложеннымактуальность деятельности по налоговому планированию и разработки мероприятий,направленных на налоговую оптимизацию, сегодня чрезвычайно высока.
1.2 Налоговаяоптимизация и уклонение от уплаты налогов
Вопрос о необходимостиразграничения налоговой оптимизации, как правомерных действийналогоплательщика, и уклонения от уплаты налогов, как противоречащего законудеяния, неоднократно рассматривался различными авторами. Главным и единственнымкритерием отличия этих двух способов уменьшения налогов является, конечно,наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика нарушения действующих нормправа. В случае наличия такого нарушения действия налогоплательщика могутповлечь, в зависимости от конкретных обстоятельств, уголовную или налоговуюответственность. Налоговая же оптимизация, в отличие от уклонения от уплатыналогов, будучи основанной на законе, ответственности повлечь не может.
При всей кажущейсяпростоте указанного критерия, правильное определение того, являются действияналогоплательщика правомерными или нет, требует учета сразу несколькихмоментов:
- действующеезаконодательство РФ и правоприменительная практика исходят из приоритетасодержания правоотношений над формой. Так, если заключение одного вида договораявляется для налогоплательщика предпочтительным с точки зрения налогообложенияпо сравнению с другим видом договора, недостаточно просто оформить данныйдоговор соответствующим образом. Существо отношений сторон должносоответствовать виду заключаемого договора. Например, если по договору напроведение ремонтных работ фактически выполняются работы по реконструкции имодернизации, то для целей налогообложения соответствующие расходы признаютсярасходами на реконструкцию и модернизацию и увеличивают стоимость амортизируемогоимущества, а не относятся на расходы единовременно как расходы на проведениеремонта. Учет для целей налогообложения произведенных расходов как расходов наремонт будет являться неправомерным и должен признаваться не налоговойоптимизацией, а уклонением от уплаты налогов;
- совершаемыеналогоплательщиком гражданско-правовые сделки правомерны только в том случае,если целью совершения указанных действий является наступление последствийгражданско-правового характера, поскольку согласно статье 152 Гражданскогокодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленныена установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Всоответствии со статьей 170 Гражданского кодекса РФ мнимая сделка, то естьсделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ейправовые последствия, ничтожна. В связи с изложенным, сделка, заключенная сединственной целью создать налоговые последствия без цели созданиясоответствующих данной сделке гражданско-правовых последствий, являетсянедействительной. Конечно, вопрос о доказывании в каждом конкретном случаетого, что сторонами руководило при заключении сделки единственно желаниеснизить налоговые платежи без намерения создать какие-либо гражданско-правовыепоследствия, является чрезвычайно сложным. Тем не менее, осуществлять анализцели заключаемой сделки необходимо. Простой пример в данном случае привестиневозможно, поскольку анализ цели сделки требует учета многочисленныхконкретных обстоятельств рассматриваемой ситуации. В качестве иллюстрации можнорассмотреть случай, когда торговое предприятие заключает договор с посредником,который осуществляет по поручению и за счет торгового предприятия продажутоваров лицам, которые и ранее являлись клиентами торгового предприятия, приэтом перечень фактических действий, совершаемых торговым предприятием,нисколько не изменился по сравнению с тем, который имел место до заключениядоговора с посредником, то есть торговое предприятие по-прежнему осуществляетдоставку товара до покупателей, оформляет документы на куплю-продажу и т.д. Вданной ситуации налоговым органом может быть доказано, что единственной цельюзаключенной сделки является отнесение на расходы, уменьшающие налогооблагаемуюприбыль торгового предприятия, вознаграждения посредника.
- действияналогоплательщика не должны противоречить не только «букве», но и «духу»закона. Общеизвестно, что в период бурного законотворчества юридическая техникапринимаемых нормативных правовых актов порой оставляет желать лучшего,вследствие чего возникают пробелы правового регулирования, разнообразные «лазейки»в налоговом законодательстве, используемые налогоплательщиками в целях снижениясуммы уплачиваемых налогов. Известно также, что налоговые органы отслеживаютфакты использования налогоплательщиками «ошибок» законодателя, результатом чегостановится издание разъяснений о неправомерности соответствующих действий,многочисленные судебные споры, а зачастую и внесение изменений в нормативныеправовые акты «задним числом». В результате, при формальной правотеналогоплательщика на момент совершения действий по налоговой оптимизации,экономический эффект от таких действий становится нулевым или дажеотрицательным в результате высоких расходов на судебные споры либо в результатеперерасчета размера налоговых обязательств налогоплательщика после внесенияизменений в правовые акты.
Таким образом, строитьсхемы налоговой оптимизации исключительно на «огрехах» законодателя,представляется неразумным. При оценке правовой основы той или иной схемыцелесообразно оценивать, на что была направлена действительная волязаконодателя, и исходить именно из нее.
Безусловно, такой подходоснован не на строгом понятии «правомерности» или «неправомерности», посколькув случае пробела в законодательстве действия налогоплательщика, безусловно,должны признаваться правомерными, тем более, что в соответствии с пунктом 7статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия инеясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользуналогоплательщика, а согласно статье 5 Налогового кодекса РФ актызаконодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одногомесяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередногоналогового периода по соответствующему налогу.
Однако, с учетом реалийсегодняшнего дня, когда правила статьи 5 Налогового кодекса РФ успешно «забыты»законодателем практически с момента принятия Налогового кодекса РФ, а пункт 7статьи 3 Налогового кодекса РФ применяется судами достаточно редко,экономически нецелесообразно принимать во внимание исключительно буквальныйсмысл той или иной нормы.
Подводя итогвышесказанному, следует резюмировать, что вопрос о правомерности тех или иныхдействий налогоплательщика, направленных на снижение размера налоговыхобязательств, далеко не всегда является простым и для ответа на него требуеттщательного анализа конкретных обстоятельств дела.
2 «Зарплатные»налоги
С 1 января 2010 годаработодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в государственныевнебюджетные фонды.
Суть необходимыхизменений: Регрессивная шкала ЕСН будет отменена. Для работодателей база дляначисления страховых взносов на каждого работника устанавливается в сумме, непревышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Приэтом сумма будет подлежать ежегодной индексации с учетом роста средней зарплатыпо стране.
В отношении тарифов Закон№ 212-ФЗ устанавливает переходные положения. В 2010 году общая величина тарифастраховых взносов будет равна максимальной ставке ЕСН — 26 процентов (ст. 57Закона № 212-ФЗ), в том числе:
- в ПФР – 20%;
- в ФСС России — 2,9%;
- в ФФОМС — 1,1%;
- в ТФОМС – 2%.
А вот с 1 января 2011года размер тарифов увеличится. В ПФР нужно будет перечислять взносы в размере26 процентов, в ФСС России — 2,9 процента, в ФФОМС — 2,1 процента, в ТФОМС — 3процента (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, компаниям придется платитьстраховые взносы в размере 34 %.
Таблица 1 – Ставкивзносов в % при общей системе налогообложения
Фонды
2009-2010 гг.
2011 г.
Изменение ФСС 2,9 2,9 ФФОМС 1,1 2,1 + 1,0 ТФОМС 2,0 3,0 + 1,0 ПФР 20,0 26,0 + 6,0
Итого
26,0
34,0
+ 8,0 В том числе ПФР 1966 г.р. и старше: Страховая 20,0 26,0 + 6,0 1967 г.р. и моложе: страховая 14,0 20,0 + 6,0 накопительная 6,0 6,0
В переходный период с2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорийплательщиков — для сельхозпроизводителей, и плательщиков ЕСХН, для организацийнародных художественных промыслов и семейных (родовых) общин малочисленныхнародов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, длярезидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций,использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общемустраховому тарифу в 34 % будет постепенным и завершится в конце 2014 года.
Таблица 2 – Льготныеставки взносов в % для отдельных категорий плательщиков
Фонды
2010 г.
2011-2012 г.г.
2013-2014 г.г. ФСС 1,9 2,4 ФФОМС 1,1 ТФОМС 1,2 2,1 ПФР 10,3 16,0 21,0
Итого
10,3
20,2
27,1 В том числе ПФР 1966 г.р. и старше: Страховая 10,3 16,0 21,0 1967 г.р. и моложе: страховая 4,3 10,0 15,0 накопительная 6,0 6,0 6,0
Касательно «упрощенцев» иплательщиков ЕНВД, в 2010 году они уплачивают взносы исключительно в ПФР вразмере 14 %. В дальнейшем никакие льготы для них не предусмотрены. С 2011 г.они будут применять ставку 34 %, как и страхователи, выплачивающиевознаграждения физическим лицам, и применяющие общий режим (ст. 12 Закона № 212-ФЗ).
Таблица 3 – Ставкивзносов в % при упрощенной системе налогообложения
Фонды
2009-2010 гг.
2011 г.
Изменение ФСС 2,9 + 2,9 ФФОМС 2,1 + 2,1 ТФОМС 3,0 + 3,0 ПФР 14,0 26,0 + 12,0
Итого
14,0
34,0
+ 20,0 В том числе ПФР 1966 г.р. и старше: Страховая 14,0 26,0 + 12,0 1967 г.р. и моложе: страховая 8,0 20,0 + 12,0 накопительная 6,0 6,0
Не производящие выплатыфизическим лицам индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты,занимающиеся частной практикой, будут уплачивать не только фиксированные взносыв ПФР, но и взносы в ФОМС в размере, определяемом исходя из стоимостистрахового года (подп. 2 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Всоответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ такая стоимость равнапроизведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа всоответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12. Взносы будутуплачиваться в ПФР и ФОМС, кроме взносов в ФСС (подп. 2 п. 1 ст. 5, ст. 12, ч.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Фонды
2010 г.
2011 г. ФСС ФФОМС МРОТ * 12мес * 1,1% МРОТ * 12мес * 2,1% ТФОМС МРОТ * 12мес * 2,0% МРОТ * 12мес * 3,0% ПФР МРОТ * 12мес * 20,0% МРОТ * 12мес * 26,0% Итого МРОТ * 12мес* 23,1% МРОТ * 12мес* 31,1%
В отличие от ЕСН, при расчетекоторого в настоящее время применяется регрессивная шкала налогообложения взависимости от размера выплат, с 2010 года взносы будут взиматься по единойставке.
Установлена предельнаябазовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, припревышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).
На 2010 год эта базоваясумма составляет 415 тыс. руб. Она исчисляется нарастающим итогом с началарасчетного периода.
В последующие годыбазовая величина будет индексироваться в соответствии с ростом среднейзаработной платы согласно решениям Правительства РФ. Установление этоговерхнего предела должно означать, что пенсия потом свыше этих сумм ниназначаться, ни выплачиваться не будет.
Отчетность в фонды.Перечисление страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользуфизических лиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которыенаправляются в каждый из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15Закона № 212-ФЗ). При этом взносы на обязательное социальное страхование наслучай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправеуменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательногострахового обеспечения по данному виду страхования в соответствии с законодательствомРФ.
В течение расчетного(отчетного) периода уплачивается ежемесячный обязательный платеж по итогамкаждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца (ч.3-5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Плательщики, которые непроизводят выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный периодотдельными платежами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС не позднее 31 декабря текущегокалендарного года (ч. 2-4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). Перечисление авансовыхплатежей такими плательщиками не предусмотрено.
Последний разналогоплательщики должны представить в налоговые органы налоговую декларацию поЕСН за 2009 год в обычный срок — не позднее 30 марта 2010 года (п. 7 ст. 243 НКРФ) и не позднее этого же срока по расчетам с ПФР за 2009 год по форме, утвержденнойМинфином России. После камеральной проверки отчетности ее результаты будутпереданы в ПФР в электронном виде (ст. 38 и 59 Закона № 212-ФЗ). Индивидуальныепредприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы подают отчетность непозднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ).
С 2010 года налоговыеорганы контролировать уплату страховых взносов не будут.
Взносы в ФСС будетконтролировать сам фонд, а уплату взносов в ФОМС и ПФР будут проверятьспециалисты ПФР (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).
Отчетными периодамипризнаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года икалендарный год (он же — расчетный период).
Сроки сдачи расчетов вФСС останутся без изменений.
В ПФР отчет поначисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФОМС будет сдаваться ежеквартальнодо 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом (п. 9ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Представление расчетов по итогам календарного года непредусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщикбудет четыре раза в год в указанные выше сроки, т. е. до 1 мая, 1 августа, 1ноября, 1 февраля. Форма отчетности пока не утверждена.
Расчет по начисленным иуплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физически лицам, подаютв территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего заистекшим расчетным периодом по форме, которая утверждается органомисполнительной власти (ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).
Персонифицированный учет.В 2010 году отчетными периодами будут признаваться полугодие и календарный год,соответственно, сведения необходимо будет подать до 1 августа 2010 года и до 1февраля 2011 года (п. 12 ст. 37 Закон № 213-ФЗ).
С 2011 года отчетнымипериодами признаны первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год(ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- в редакции подп. «б» п. 1 ст. 12и п. 4 ст. 41 Закона № 213-ФЗ). И отчетность представляется ежеквартально до 1числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 12Закона № 213-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Вместе с индивидуальнымиперсонифицированными сведениями страхователь обязан представлять итоговыесведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всехработающих у него застрахованных лиц. Данное положение вступает в силу с 1 июля2010 года (п. 3 ст. 41 Закона № 213-ФЗ).
Начиная с 2011 годастрахователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него лиц запредшествующий отчетный период должен подать документы в электронном виде и с применениемэлектронной цифровой подписи (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ). Электронный формат отчета утверждается ПФР (п. 3 ст. 12 Закона №213-ФЗ).
До 1 марта следующегогода обязаны представить сведения физические лица, самостоятельно уплачивающиестраховые взносы (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).
Проверки выездные(камеральные). В законе определены полномочия ПФР и ФСС при выездных икамеральных проверках. Они аналогичны тем, которые имеют в данный моментналоговые органы при проверках ЕСН. Проверки могут быть назначены по решениюруководства не чаще чем раз в три года (п. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
ПФР будет проверять нетолько правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, но и предоставлениесведений персонифицированного учета.
Страхователи обязаныобеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающихисчисление и уплату сумм страховых взносов (пп.6 п.2 ст.28 Закона № 212-ФЗ).
Максимальное времядлительности выездной проверки — два месяца. Правда, сотрудники фонда вправеприостановить проверку на шесть месяцев, а в исключительном случае — еще натри. По окончании ревизоры составляют акт, а затем и решение о привлечении кответственности либо об отказе в привлечении.
Камеральная проверкакаждого представленного расчета будет проходить в течение трех месяцев. Еслисотрудники фонда обнаружат ошибки или несоответствия, потребуют, чтобыплательщик предоставил пояснения либо внес исправления. Если корректировки неустроят проверяющих, составляется акт, а затем выносится решение о привлечениик ответственности страхователя либо об отказе в привлечении.
Обжаловать решениесотрудников фонда по выездной или камеральной проверке можно будет и ввышестоящий орган либо сразу в суд — на усмотрение страхователя.
Количество проверок уналогоплательщиков увеличится. Ведь помимо обычных налоговых проверок, возможныпроверки ФСС и ПФР. Фактически по процедуре это выездная налоговая проверка совсеми вытекающими последствиями. Если налоговые органы применяют единуюполитику, подчиняясь Минфину России, то ФСС и ПФР — самостоятельные ведомства,которые могут иметь разную практику применения законодательства и при проверкахруководствоваться только собственными письмами.
За неподачу расчетовустановлена ответственность:
при просрочке до 180 дней- за каждый месяц 5 % от суммы взносов к уплате, но не более 30 % и не менее100 руб.;
при просрочке более 180дней штраф составит 30 % взносов к уплате по расчету и 10 % за каждый месяц,начиная со 181 дня, всего не менее 1 000 руб.
Неуплата или неполнаяуплата сумм страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 %неуплаченной суммы (при наличии умысла — 40 %). При ошибке в КБК взносы небудут считаться уплаченными, даже если они попали в нужный фонд (подп. 4 п. 6ст. 18 Закона № 212-ФЗ).
В случаях обнаруженияплательщиком ошибок (приводящих к занижению суммы взносов) плательщик долженпредставить в орган контроля уточненный расчет. Порядок его подачи аналогичентому, который содержится в статье 81 НК РФ.
Зачет излишне уплаченныхвзносов в один фонд в счет погашения недоимки в другой невозможен, несмотря нато, что ПФР будет контролировать взносы и в ПФР, и в ФОМС (ч. 21 ст. 26 Закона№ 212-ФЗ).
Пособие по временнойнетрудоспособности за первые два дня по-прежнему будет выплачиваться за счетсредств работодателя (ст. 3 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
В связи с введениембазовой суммы, выше которой взносы не начисляются, с 2010 года установлен новыйпорядок определения предельного размера пособий. Средний дневной заработок,используемый при расчете данных пособий, не может превышать среднего дневногозаработка, исчисленного следующим образом: предельная величина базы дляначисления страховых взносов, разделенная на 365 (новый п. 3.1 ст. 14 Закона от29.12.2006 № 255-ФЗ). Поскольку в 2010 году предельная величина базы равна 415тыс. руб., средний дневной заработок для расчета указанных пособий в 2010 годусоставит 1136 руб. 99 коп. (415 000 руб. / 365). Эту предельную величину должениметь в виду каждый страхователь, у которого работает застрахованный, придальнейших расчетах указанных пособий.
С указанного ограничениямаксимальный размер пособия по временной нетрудоспособности установлен какразмер пособия в процентах к максимальному заработку, утрата которого на периодвременной нетрудоспособности страхуется и с которого перечислялись страховыевзносы. Максимум при страховом стаже до 5 лет составит 20 750 руб. (415 000руб. / 12 мес. x 60 %), от 5 до 8 лет — 27 666 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x80 %); 8 и более лет — 34 583 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 100 %).
Максимальный размерпособия по беременности и родам за полный календарный месяц составит 34 583руб. (прежде — 25 390 руб.).
Ежемесячное пособие поуходу за ребенком с 2010 года, как и ранее, выплачивается в размере 40 % отсреднего заработка. При его расчете среднедневной заработок умножается на 30,4(среднемесячного числа календарных дней в году).
Минимальный размеростался прежним — 1 500 руб.* по уходу за первым ребенком, 3 000 руб.* по уходуза вторым ребенком и последующими детьми (абз. 3 п. 1 ст. 15 Федеральногозакона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). В случае ухода за двумя или более детьми додостижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. В таком случаеоно не должно превышать 100 % среднего заработка, но не может быть меньшесуммированного минимального размера (п. 2 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006 №255-ФЗ).
Однако ограничение помаксимальному размеру данного пособия в 7 192 руб. отменено. Теперь при расчетесреднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которуюначисляются взносы, деленная на 12 (п. 5.1 ст. 14 Федерального закона от29.12.2006 № 255-ФЗ). Максимальный размер пособия по уходу в 2010 году недолжен превышать 13 833 руб. Эта величина рассчитана с учетом предельнойбазовой величины — 415 000 руб. / 12 мес. x 40% = 13 833,33 руб. За неполныймесяц ухода пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней вмесяце ухода за ребенком, включая нерабочие праздничные дни. Такой порядокрасчета указан в новых статьях 5.1 и 5.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в редакциистатьи 34 Закона № 213-ФЗ.
Если застрахованное лицоработает у нескольких работодателей, пособие по уходу за ребенком можнополучить только по одному месту работы на выбор. При обращении за пособиемвыбранному страхователю представляется справка (справки) с места других работ отом, что пособие по уходу за ребенком другими работодателями не выплачивается.
По оценке Института КомплексныхСтратегических Исследований на основе данных 2007 г., повышение страховыхвзносов с 26 до 34% фонда оплаты труда увеличило бы социальные взносыработодателей на 25%. При этом для добывающих отраслей промышленности рост «социальнойнагрузки» составил бы 17,5%, а для обрабатывающих отраслей – 26-30%. Вместе стем, поэтапная реализация реформы ЕСН не снимает проблемы повышения нагрузки наработодателей. При переходе к новой системе начисления социальных взносов в2010 г. для ряда компаний «социальная нагрузка» будет увеличена, что усугубит ибез того сложное их положение в условиях кризиса. Отмена сниженных ставок ЕСН(10% с зарплаты в пределах 280 – 600 тыс. руб. в год и 2% с зарплаты,превышающей 600 тыс. руб. в год) и переход к единой ставке 26% приведет к ростустраховых взносов работодателей, выплачивающих заработную плату сотрудникам вдиапазоне 23-60 тыс. руб. в месяц.
/>
При повышении ставкистраховых взносов с 26% до 34% в 2011 г. произойдет значительное повышениенагрузки на работодателей. Для заработной платы, не превышающей 23 тыс. руб. вмесяц, рост страховых взносов по сравнению с существующим уровнем составит 31%,а для зарплаты с 23 до 60 тыс. руб. в месяц – 33-63%. Тем самым проводимаяреформа может оказаться стимулом к распространению теневых форм оплаты труда.
3 Методыоптимизации «зарплатных» налогов
Налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленныхправомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использованиевсех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и другихзаконных приемов и способов.
В эту категорию входятспособы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшенияналоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел поисчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованнойпереплаты налогов, а в ряде случаев и санкций. По сути, это не уклонение отуплаты налогов, так как от уплаты как таковой налогоплательщик не уклоняется, аоптимизация налогов:
- первый способ –это аутсорсинг и/или аутстаффинг;
- второй – выплатадивидендов высокодоходной компанией.
3.1 Аутсорсинг и аутстаффинг
Договор лизингаперсонала. Прежде всего, следует отметить, что в гражданском законодательствеотсутствуют нормы, регулирующие правовое положение договора аренды (лизинга)персонала. Тем не менее, он имеет право на существование в соответствии сдействующим на территории России принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Ктому же на практике в последние годы он получил широкое распространение в нашейстране.
В соответствии сусловиями договора аренды (лизинга) персонала одна сторона (исполнитель)обязуется предоставить другой стороне (заказчику) за плату на определенный сроксвоего штатного сотрудника (группу штатных сотрудников) для выполнениякаких-либо работ или оказания услуг. Как правило, договор лизинга персоналасуществует в двух формах: аутсорсинг и аутстаффинг.
Аутсорсинг подразумеваетнабор налогоплательщиком квалифицированного персонала, который ранее никогда несостоял с ним в трудовых отношениях, для решения конкретной задачи.
Здесь все ясно:потребность во временном персонале может возникнуть у заказчика, например, привыполнении каких-либо краткосрочных или среднесрочных проектов. Так,организации может понадобиться высококвалифицированный специалист, которогосложно найти на рынке труда, да еще и на временную работу на небольшой срок(например, переводчик с русского языка на хинди).
Аутстаффинг жепредполагает последовательность действий налогоплательщика, направленных навывод его работников за штат посредством увольнения и последующее принятие ихвновь на работу на иных правовых началах (к примеру, на основе того же договорализинга персонала).
К аутстаффингу обычноприбегают в том случае, когда у организации отпадает постоянная потребность вимеющемся штатном специалисте. Поэтому чтобы не платить ему заработную плату завремя «простоя», можно организовать отношения с ним вне рамок трудовогодоговора. Например, из организации осенью увольняется несколько юристов.Весной, перед началом налоговой проверки организация приобретает услуги третьихлиц по подбору необходимого персонала, и по договору аутстаффинга сновапривлекается группа юристов на определенный срок.
Очевидно, что лизингперсонала очень часто является действенной альтернативой трудовым отношениям.
Весьма привлекателен этотдоговор и с точки зрения налогообложения.
Во-первых, запредоставленные работниками услуги им самим заказчик ничего не платит – в егообязанности входит только выплата вознаграждения исполнителю. Данная суммасостоит из двух частей: возмещение затрат исполнителя по оплате труда, а такжевознаграждение исполнителя.
Во-вторых, посколькуименно исполнитель, как непосредственный работодатель, осуществляет оплатутруда физических лиц, именно на него ложится обязанность перечисления НДФЛ истраховых взносов. А значит заказчик, фактически осуществляющий эксплуатациюперсонала, избавляется от обязанности исчисления и уплаты НДФЛ и социальныхвзносов.
Ну и, в-третьих, расходына оплату услуг по договору лизинга персонала заказчик сможет учесть приформировании базы по налогу на прибыль (подп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Подметив выгодныеособенности этого договора, недобросовестные налогоплательщики давно изыскалидля себя способ уклонения от уплаты НДФЛ и страховых взносов.
Суть самойраспространенной схемы состоит в том, что в договор лизинга персонала вкачестве исполнителя вовлекается некая организация, которая освобождена отобязанности уплачивать страховые взносы. Это может быть либо льготируемаяорганизация (например, общественная организация инвалидов) или организация,применяющая специальный налоговый режим (к примеру, упрощенную системуналогообложения). Отметим, что с 2011 года льготников не будет. Тем не менее,возможно, ставки для таких организаций будут по прежнему снижены.
Механизм действует так.Сначала физические лица, работающие в некой организации по трудовым договорам,увольняются из нее и принимаются в штат льготируемой организации. Затем междуданными двумя юридическими лицами заключается договор лизинга персонала.
Между тем трудовойколлектив даже не отстраняется от трудовой деятельности, и продолжает исполнятьсвои прежние обязанности на старом месте. Но только теперь уже не в качествештатных работников, как раньше, а в качестве временно предоставленного погражданско-правовому договору персонала.
Благодаря тому, чтолизингодатель (исполнитель по договору аренды персонала), как непосредственныйработодатель физических лиц, освобожден от обязанности по уплате страховыхвзносов, данный налог в бюджет ими в принципе не уплачивается. Исключениемявляется лишь Пенсионный Фонд. Но экономия все равно неплохая: отчисления в ПФРсоставят всего-навсего 14 % от выплаченных работникам доходов (вместо 26 %страховых взносов).
При использовании схемы соформлением работника как ИП и передаче услуг на аутсорсинг работодатель впринципе «освобождается» от уплаты взносов. А работник, считающийсяиндивидуальным предпринимателем, самостоятельно уплачивает единый налог поставке 6% и взносы в Пенсионный фонд.
3.2 Выплата дивидендоввысокодоходной компанией
Сотрудникиперепрофилируются из наемных сотрудников в соучредители в созданных для этогокооперативах. Основная идея оптимизации в том, чтобы заменить страховые взносывыплатами учредителям. То есть вместо того, чтобы платить во внебюджетные фонды34% от фонда оплаты труда (ФОТ) сотрудников, мы вводим этих сотрудников всостав пайщиков (участников, учредителей, акционеров), при этом по-прежнемуоставляя их работниками компании.
В качестве заработнойплаты сотрудника оставляем некую небольшую сумму, с которой будут платиться эти34%. Она должна соответствовать уровню регионального прожиточного минимума.Оставшаяся сумма сотрудникам выплачивается в виде дивидендов.
С выплачиваемыхдивидендов предприятием взносы не платятся. Вместо 34% на ОСНО нужно будетплатить налог на прибыль 20%, на УСНО с налоговой базой «доходы минус расходы»- 15%. На УСНО с налоговой базой «доходы» (ставка налога 6%) и на ЕНВД база дляначисления страховых взносов отсутствует — то есть предприниматель вместо 34%ничего не должен будет платить.
Если говорить о выплатедивидендов, основной «подводный камень» заключается в том, что ввести работникав состав учредителей компании достаточно легко, а вот вывести обратно – оченьнепросто. Таким образом, без риска для бизнеса мы рекомендуем делатьсоучредителями только самых близких и проверенных сотрудников. Впрочем,достоверно определить степень риска можно только после анализа бизнеса.
Риски на первый взгляднеочевидны, но они есть. Ограничение рабочего времени, оплачиваемый отпуск,запрет на работу в выходные и праздничные нерабочие дни, ограничение удержанийиз заработной платы, сохранение рабочего места за женщиной, находящейся вдекретном отпуске, запрет на увольнение беременной женщины — гарантии,распространяющиеся на граждан, работающих по трудовому договору. Этих гарантийнет у индивидуальных предпринимателей, предоставляющих свою рабочую силу подоговорам подряда или возмездного оказания услуг. С одной стороны, здесь,казалось бы, страдает работник, но никак не предприниматель, заставившийработника оформить ИП. Однако если работодатели будут использовать не тольконалоговые преимущества схемы подмены трудового договора гражданско-правовымобязательством, в недалеком будущем возможно формирование взрывоопасной массылюдей, лишенных последних социальных гарантий.
Налоговые органы,Пенсионный фонд, органы социального страхования вполне могут квалифицироватьгражданско-правовые договоры с индивидуальными предпринимателями как трудовые,если ИП совершают коллективные действия в пользу организации. И тогдагосударство потребует соответствующие платежи – 34%. Коллективный характердействий может подтверждаться актом приемки оказанных услуг. Однако пока этидва способа снизить новые «зарплатные» налоги – передача работы на аутсорсинг ивыплата дивидендов — наиболее удобные из всех существующих. Структура каждойконкретной фирмы требует всестороннего анализа, после которого специалистсможет выдать рекомендации, как легально снизить налоговую нагрузку сминимальным риском при этом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачаформирования действующей системы налогообложения является общей для всехразвитых стран. Россия в этом смысле не исключение. При этом в российскойналоговой практике проблемы, связанные с заимствуемыми западными моделями,видами и режимами налогообложения, усугубляются трудностями и недостатками,сохранившимися от прежней системы командно-административного регулированияэкономики.
Основнымипроблемами, требующими незамедлительного решения, признаются следующие:
- неоправданнаяусложненность систем налогообложения;
- недостаточныйуровень налогового администрирования;
- завышенные ставкиподоходных налогов;
- широкие масштабыуклонения от налогов.
В данной работе былипредставлены и рассмотрены «зарплатные» налоги. Подробно описаны налоговыеставки и их изменения в 2010 и 2011 гг., сроки сдачи отчетности, отчетныепериолы, а так же какая ответственность предусмотрена за несдачу расчетов.
Были подробно рассмотреныдва метода оптимизации налогов — аутсорсинг и/или аутстаффинг, а так же выплатадивидендов высокодоходной компанией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ от 12.12.1993, с изменениями на 21.07. 2007
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 16.07.1998 № 146-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 19.07.2000 №117-ФЗ
4. ФЗ «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91 № 193-ФЗ
5. ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фондобязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательногомедицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ
6. Бюджетноепослание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007г. «О бюджетной политикев 2008 — 2010 гг.»
7. Евгения Цанова, – 10.10.2007 – Режимдоступа: www.insk.ru/ article_view. php?art_id=33
8. http://www.auditconsnalog.ru
9. http://www.taxlab.ru/index.php?option=com_fmx_vesnik&view=article
&id=25&Itemid=123
10. www.econ-profi.ru/index.php?type=special&area=1&p=articles&
id=30