Реферат по предмету "Финансовые науки"


Внебюджетные фонды

Содержание
Введение
1. Социально-экономическая сущностьвнебюджетных фондов и их характеристика
2. Специальные фонды в финансовыхсистемах зарубежных стран
3. Характеристика государственныхвнебюджетных фондов
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Финансовая система представляет собойсовокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуютсяи используются различные денежные фонды.
Каждому звену финансовой системыприсущи свои специфические формы и методы образования и использования денежныхфондов и доходов.
Финансовая система России состоит издвух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов (котораяподразделяется на государственные бюджетные фонды и фонды специальногоназначения) и финансов хозяйствующих субъектов (которая подразделяется нафинансы коммерческих и некоммерческих организаций).
Бюджетнаясистема РФ — совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов,основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ,регулируемая нормами права.
В настоящее время государственнаябюджетная система России включает в себя:
— республиканский (федеральный)бюджет РФ;
— бюджеты национально-государственныхи административно-территориальных образований (республиканские бюджетыреспублик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, окружные бюджеты автономныхокругов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
— бюджеты муниципальных образований(местные бюджеты);
— внебюджетные фонды (пенсионныйфонд, фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинскогострахования).
Рассмотрим более подробно системувнебюджетных фондов РФ.

1. Социально-экономическаясущность внебюджетных фондов и их характеристика
Внебюджетные фонды создаются в различных государствах наопределенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах былосвязано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятиягосударственного бюджета целевые источники средств, необходимые в первуюочередь для удовлетворения таких важнейших «общественных благ», каксоциальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др.
Аккумуляция и использование этихсредств государством производятся специфическими методами. Поэтому правомерновыделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов.По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фондыможно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого иотраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фондытерриториального назначения.
Внебюджетныесредства — это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и невключаемые в бюджет.
Внебюджетныесредства находятся в распоряжении органов государственной властисоответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенныхдля финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды- это способ организации государственных финансовых ресурсов.
Необходимостьсоздания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практическиотсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существуетвозможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования поважным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуацииявляется формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использованиеих для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативнойсамостоятельности.
Специальныефонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху феодализма, когда срасширением деятельности государства возникли новые виды расходов, которыеотражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных дляконкретных целей. Но такие специальные фонды имели временный характер,количество их постоянно менялось. С формированием капитализма происходитунификация специальных фондов. Сегодня в отдельных развитых странахнасчитывается от 30 до 80 специальных фондов, которые формируются, в основном,двумя способами:
— выделяются из государственных или местных бюджетов;
— создаются по особому решению законодательного органа.
Источникамивнебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета,займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализациикоторых создаются фонды.
Источникамиформирования внебюджетных фондов в основном являются:
— социальный налог;
— налоги, установленные для соответствующего фонда;
— целевые отчисления в соответствующий фонд;
— средства бюджета;
— отчисления от прибыли организаций;
— займы, полученные фондом у Банка России или коммерческих банков;
— прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
— добровольные взносы граждан и организаций и т.д.
Налоговыйкодекс РФ рассматривает в качестве основного источника формированиявнебюджетных социальных фондов социальный налог. Он предназначен для мобилизациисредств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальноеобеспечение и медицинскую помощь.
Плательщикамиединого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемнымработникам, в том числе:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— фермерские хозяйства;
— физические лица.
Неплатят социальный налог организации и индивидуальные предпринимателипереведенные актами законодательной власти субъектов РФ на систему вмененногодохода.
Дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, объектомобложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
В России концентрация огромныхсредств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетныхфондах при ослаблении государственного финансового контроля привела кмалоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям.
В целях усиления контроля заиспользованием государственных финансовых ресурсов была произведенаконсолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджетеРоссийской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались засчет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленностьконсолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственныецелевые внебюджетные фонды социального назначения: пенсионный фонд РФ, фондсоциального страхования РФ, фонд обязательного медицинского страхования.

2. Специальныефонды в финансовых системах зарубежных стран
Наиболее известной формой организациифинансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступаютгосударственный и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторовобусловливают целесообразность параллельного использования и другой формы —специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняетсярядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляютсядополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовойподдержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики.Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительноймере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти,т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая частьопределенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают егодефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицитабюджета через кредитные операции.
Таким образом, специальныеправительственные фонды — это форма перераспределения и использованияфинансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своихмероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовойсистемы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды,специальные сметы и счета.
В финансовой системе зарубежных странспециальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средствзначителен. Во Франции спецфонды по размеру приближаются к государственномубюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственныхрасходов, в Великобритании — 1/3. На специальные фонды возлагаются прежде всеготакие функции, как экономическая и социальная. С их помощью возможно:
— влиять на процесс производствапутем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
— обеспечивать природоохранныемероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафовза загрязнение окружающей среды;
— оказывать социальные услугинаселению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансированиясоциальной инфрастуктуры в целом;
— предоставлять займы, в т.ч.зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
В основу классификации специальныхфондов могут быть положены различные признаки (см. таблицу 1).
Источники формирования специальныхфондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, дляреализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величинуоказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или иномэтапе развития.
Следовательно, источники формированияспецфондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Онимогут быть разными на территории государства, различаясь поадминистративно-территориальным единицам.
Главными методами мобилизации средствпри образовании фондов выступают специальные налоги и сборы, установленныезаконодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счетсредств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают ввиде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговыхпоступлений.
Направление расходования средств,поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов,конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемыхпрограмм. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а такжевкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами иучастниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередкоиспользование денежных средств не совпадает со временем их образования, а,во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источникамифинансирования затрат соответствующего фонда.
Таблица 1. Специальныеправительственные фонды зарубежных стран.[1]Виды фондов Наименование фондов По сроку действия Временные Фонд немедленной помощи и фонд европейской программы восстановления (ФРГ, первые послевоенные годы). Касса Юга (Италия, с 1950 г.) Постоянные Дорожные фонды в различных странах По принадлежности Государственные Инвестиционные, валютные фонды и т.д. Местные Заемные фонды Межгосударственные МВФ, МБРР, различные фонды ЕС По цели использования Экономические
Фонд реконструктивной финансовой корпорации. Фонд перестройки и развития экономики (США); Западногерманский фонд выравнивания бремени войны;
Фонд экономического и социального развития (Франция);
Резервный инвестиционный фонд (Швеция); Инвестиционный бюджет в Японии Научно-исследовательские
Национальный научный фонд (ННФ) и Научный фонд бюро стандартов (НФБС) в США;
Фонд национальной корпорации по развитию исследований (Великобритания) Кредитные
Фонды Банка Франции, Банка для внешней торговли, депозитно-сохранной кассы (Франция);
Фонд администрации фермерского кредита, фонд экспортно-импортного банка (США);
Фонды финансовых корпораций и фонды специальных банков, Японский банк развития, экспортно-импортный банк (Япония) Социальные
Фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся (США);
Фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице (Германия);
Фонд национального страхования, пенсионные фонды государственных предприятий (Великобритания); Фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы (Япония);
Национальный институт социального страхования, Национальный институт страхования по болезни, Национальное учреждение соцстрахования
государственных служащих (Италия);
Фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству; пенсионный фонд, фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным (Франция)
Государственные фонды
имущественного
и личного страхования
ДГЭК (Великобритания);
КОФАСЕ (Франция);
Гермес Тройарбайте (ФРГ);
Ассоциация страхования экспортных кредитов (США)
Военно-политические
фонды Конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета (США)
Управлениекаждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенныеправа и обязанности, оговоренные уставом или законом.
Правительствазападных стран стремятся увеличить число фондов для получения в своераспоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложностьуправления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидироватьнекоторые их них.
 

3. Характеристикагосударственных внебюджетных фондов
Государственные внебюджетные фондыпредназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионноеобеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случаебезработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевоеназначение.
Попринадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (всоответствии с уровнями государственного управления). В зависимости от целейиспользования они делятся на экономические и социальные.
С1994 года централизованные (федеральные) внебюджетные фонды, доходы которыхформировались за счет обязательных платежей предприятий, были консолидированы вфедеральном бюджете. Таким образом, государственными внебюджетными фондами РФявляются:
— пенсионный фонд РФ;
— фонд социального страхования РФ;
— фонд обязательного медицинскогострахования;
— государственный фонд занятостинаселения.
Данныефонды имеют территориальные отделения. Региональные и местные органыгосударственной власти обладают полной самостоятельностью в решении вопросовформирования внебюджетных фондов за счет местных источников. В частности, этомогут быть:
— фонды развития территорий;
— фонды природоохранных мероприятий;
— фонды социальной поддержки населения;
— валютные фонды и др.
Средства государственных внебюджетныхфондов находятся в государственной собственности. Расходование средств государственныхвнебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенныезаконодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, всоответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами,законами субъектов РФ.
Ранее, до принятия Бюджетного кодексаРФ, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясьсамостоятельным элементом финансовой системы. С принятием Бюджетного Кодекса РФфедеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетнойсистемы, фонды субъектов Федерации — во второй.
Исполнение бюджетов государственныхвнебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Реформированиесистемы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетныхфондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в составбюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая частьфондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в составбюджетной системы Российский Федерации.
Фонд социального страхования — специализированное финансово- кредитное учреждение при Правительстве РФ.Основные задачи — обеспечение гарантированных государством пособий по временнойнетрудоспособности, беременности, рождении ребенка, на погребение, лечение, оплатупутевок, участие в разработке и реализации государственных программ охраныздоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования,организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросамсоциального страхования.
Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования — находится в государственной собственности и егосредства являются целевыми. Его задачи — обеспечение прав граждан в системеобязательного медицинского страхования, участие в разработке и осуществлениигосударственной финансовой политики в области обязательного медицинскогострахования, разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечениюфинансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Государственный фонд занятостинаселения — предназначен для аккумуляции страховых взносов, поступлений избюджетной системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой иреализацией государственной политики занятости населения. Его средства имеютстрого целевой характер. Средства формируются за счет страховых взносовработодателей, ассигнований из бюджетов низшего уровня, доходов откоммерческого использования временно свободных средств. Средства направляются:на финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке ипереподготовке безработных граждан, организацию и частичное финансированиеобщественных работ, выплату пособий по безработице, мероприятия на посохранению и созданию рабочих мест для нуждающихся граждан.
Пенсионный фонд — представляет собойцентрализованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Егозадача — обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, созданиеусловий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение ихразмеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого фонд организуетработу по сбору страховых взносов, осуществляет капитализацию своих средств,финансирует выплаты нетрудоспособному населению в виде трудовых, военных,социальных пенсий по инвалидности, пособия по уходу за ребенком.
На сегодняшний день в пенсионнойсистеме важную роль стали играть добровольные пенсионные взносы работодателя впользу своих работников и личные накопления граждан в негосударственныхпенсионных фондах.
Негосударственный пенсионный фонд(НПФ) — это некоммерческая финансовая организация, работающая посберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционаленнакопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижениюклиентом пенсионного возраста.
Деятельность НПФ регулируетсяфедеральными законами № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческихорганизациях» и № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственныхпенсионных фондах».
Деятельность НПФ подлежитобязательному лицензированию Министерством труда и социального развития РФ.Контрольные функции возложены на специально созданную Инспекциюнегосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ.
Негосударственное пенсионноеобеспечение строится по накопительному принципу формирования пенсий,предполагающее регулярное перечисление пенсионных взносов в негосударственныйпенсионный фонд в течение определенного периода времени и их прирост, за счетдохода, получаемого по результатам размещения пенсионных резервов.Государственную пенсию нельзя оставить в наследство, потому как она фактически являетсяпожизненной с момента выхода на пенсию. В случае с НПФ дело обстоит иначе.Вкладывая деньги в НПФ и человек имеет возможность завещать накопленное.
Расходы и доходы (бюджет)государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными)органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждениифедерального бюджета.

Заключение
Государственные внебюджетные фонды – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственнымивнебюджетными фондами РФ являются:
— пенсионный фонд РФ;
— фонд социального страхования РФ;
— фонд обязательного медицинскогострахования;
— государственный фонд занятостинаселения.
Данные фонды являются внебюджетнымисоциальными фондами. Наряду с ними функционируют внебюджетные экономическиефонды – это отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских иопытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферыи т.д.
Специальные фонды создаются двумяпутями:
— выделением из бюджета определенныхрасходов, имеющих особо важное значение;
— формированием спецфонда по особомурешению законодательного органа конкретным назначением.
Общиминаправлениями использования средств внебюджетных фондов являются следующие:
— расходы, обусловленные назначением фондов;
— расходы на учредительскую деятельность;
— инвестиции.
Бюджет государственных внебюджетныхфондов утверждаются законодательными органами в форме закона (решения)аналогично закону (решению) об утверждении федерального бюджета.

Списокиспользованной литературы
1. Финансы, денежноеобращение и кредит / Под ред. Н. Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 302 с.
2. Финансы, денежноеобращение и кредит / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.:Юрайт-М, 2001. – 543 с.
3. Международныефинансы / Под. ред. И. Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001. – 149 с.
4. Литовских А. М.,Шевченко И. К. Финансы, денежное обращение и кредит. – Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003. – 135 с.
5. Финансовыйменеджмент / Под ред. А. М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 284 с.
6. Большойэкономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новойэкономики, 1999. – 1248 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет расчетов с поставщиками и заказчиками Особенности учета операций по договору мены на примере
Реферат Государственная бюджетная система Российской Федерации
Реферат «Исследовать и разработать систему продвижения на рынок инновационной продукции путем участия инновационных организаций Министерства образования Республики Беларусь в международных выставках и создания информационно-поисковой системы мониторинга выст
Реферат Глобальные публичные финансовые организации
Реферат Гофман Эрнст Теодор Амадей
Реферат Анализ художественного текста учитель русского языка и литературы моу сош «Горки-Х» Очкина Илона Анатольевна пос. Горки 10, 2011 год
Реферат Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. Обоснование культуры как сублимации эроса
Реферат Ценностные ориентации современных подростков
Реферат Товароведная оценка качества сычужных сыров импортного производства
Реферат Нормирование оборотных фондов
Реферат Маркетинговые исследования основа стратегии позиционирования
Реферат Экономика Северной Америки
Реферат Возможности физиологических практикумов в оценке адаптации студентов к учебным нагрузкам
Реферат РОЛЬ СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Реферат Hamlet 4 Essay Research Paper HAMLET ESSAYWould