Содержание
Введение
1. Социально-экономическая сущностьвнебюджетных фондов и их характеристика
2. Специальные фонды в финансовыхсистемах зарубежных стран
3. Характеристика государственныхвнебюджетных фондов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Финансовая система представляет собойсовокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуютсяи используются различные денежные фонды.
Каждому звену финансовой системыприсущи свои специфические формы и методы образования и использования денежныхфондов и доходов.
Финансовая система России состоит издвух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов (котораяподразделяется на государственные бюджетные фонды и фонды специальногоназначения) и финансов хозяйствующих субъектов (которая подразделяется нафинансы коммерческих и некоммерческих организаций).
Бюджетнаясистема РФ — совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов,основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ,регулируемая нормами права.
В настоящее время государственнаябюджетная система России включает в себя:
— республиканский (федеральный)бюджет РФ;
— бюджеты национально-государственныхи административно-территориальных образований (республиканские бюджетыреспублик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, окружные бюджеты автономныхокругов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
— бюджеты муниципальных образований(местные бюджеты);
— внебюджетные фонды (пенсионныйфонд, фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинскогострахования).
Рассмотрим более подробно системувнебюджетных фондов РФ.
1. Социально-экономическаясущность внебюджетных фондов и их характеристика
Внебюджетные фонды создаются в различных государствах наопределенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах былосвязано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятиягосударственного бюджета целевые источники средств, необходимые в первуюочередь для удовлетворения таких важнейших «общественных благ», каксоциальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др.
Аккумуляция и использование этихсредств государством производятся специфическими методами. Поэтому правомерновыделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов.По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фондыможно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого иотраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фондытерриториального назначения.
Внебюджетныесредства — это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и невключаемые в бюджет.
Внебюджетныесредства находятся в распоряжении органов государственной властисоответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенныхдля финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды- это способ организации государственных финансовых ресурсов.
Необходимостьсоздания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практическиотсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существуетвозможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования поважным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуацииявляется формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использованиеих для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативнойсамостоятельности.
Специальныефонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху феодализма, когда срасширением деятельности государства возникли новые виды расходов, которыеотражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных дляконкретных целей. Но такие специальные фонды имели временный характер,количество их постоянно менялось. С формированием капитализма происходитунификация специальных фондов. Сегодня в отдельных развитых странахнасчитывается от 30 до 80 специальных фондов, которые формируются, в основном,двумя способами:
— выделяются из государственных или местных бюджетов;
— создаются по особому решению законодательного органа.
Источникамивнебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета,займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализациикоторых создаются фонды.
Источникамиформирования внебюджетных фондов в основном являются:
— социальный налог;
— налоги, установленные для соответствующего фонда;
— целевые отчисления в соответствующий фонд;
— средства бюджета;
— отчисления от прибыли организаций;
— займы, полученные фондом у Банка России или коммерческих банков;
— прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
— добровольные взносы граждан и организаций и т.д.
Налоговыйкодекс РФ рассматривает в качестве основного источника формированиявнебюджетных социальных фондов социальный налог. Он предназначен для мобилизациисредств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальноеобеспечение и медицинскую помощь.
Плательщикамиединого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемнымработникам, в том числе:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— фермерские хозяйства;
— физические лица.
Неплатят социальный налог организации и индивидуальные предпринимателипереведенные актами законодательной власти субъектов РФ на систему вмененногодохода.
Дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, объектомобложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
В России концентрация огромныхсредств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетныхфондах при ослаблении государственного финансового контроля привела кмалоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям.
В целях усиления контроля заиспользованием государственных финансовых ресурсов была произведенаконсолидация государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджетеРоссийской Федерации. Это касалось тех фондов, доходы которых формировались засчет обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленностьконсолидированных фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственныецелевые внебюджетные фонды социального назначения: пенсионный фонд РФ, фондсоциального страхования РФ, фонд обязательного медицинского страхования.
2. Специальныефонды в финансовых системах зарубежных стран
Наиболее известной формой организациифинансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступаютгосударственный и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторовобусловливают целесообразность параллельного использования и другой формы —специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняетсярядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляютсядополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовойподдержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики.Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительноймере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти,т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая частьопределенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают егодефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицитабюджета через кредитные операции.
Таким образом, специальныеправительственные фонды — это форма перераспределения и использованияфинансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своихмероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовойсистемы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды,специальные сметы и счета.
В финансовой системе зарубежных странспециальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средствзначителен. Во Франции спецфонды по размеру приближаются к государственномубюджету страны, в Японии из них финансируется свыше половины государственныхрасходов, в Великобритании — 1/3. На специальные фонды возлагаются прежде всеготакие функции, как экономическая и социальная. С их помощью возможно:
— влиять на процесс производствапутем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
— обеспечивать природоохранныемероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафовза загрязнение окружающей среды;
— оказывать социальные услугинаселению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансированиясоциальной инфрастуктуры в целом;
— предоставлять займы, в т.ч.зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
В основу классификации специальныхфондов могут быть положены различные признаки (см. таблицу 1).
Источники формирования специальныхфондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, дляреализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величинуоказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или иномэтапе развития.
Следовательно, источники формированияспецфондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Онимогут быть разными на территории государства, различаясь поадминистративно-территориальным единицам.
Главными методами мобилизации средствпри образовании фондов выступают специальные налоги и сборы, установленныезаконодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счетсредств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают ввиде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговыхпоступлений.
Направление расходования средств,поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов,конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемыхпрограмм. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а такжевкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами иучастниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередкоиспользование денежных средств не совпадает со временем их образования, а,во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источникамифинансирования затрат соответствующего фонда.
Таблица 1. Специальныеправительственные фонды зарубежных стран.[1]Виды фондов Наименование фондов По сроку действия Временные Фонд немедленной помощи и фонд европейской программы восстановления (ФРГ, первые послевоенные годы). Касса Юга (Италия, с 1950 г.) Постоянные Дорожные фонды в различных странах По принадлежности Государственные Инвестиционные, валютные фонды и т.д. Местные Заемные фонды Межгосударственные МВФ, МБРР, различные фонды ЕС По цели использования Экономические
Фонд реконструктивной финансовой корпорации. Фонд перестройки и развития экономики (США); Западногерманский фонд выравнивания бремени войны;
Фонд экономического и социального развития (Франция);
Резервный инвестиционный фонд (Швеция); Инвестиционный бюджет в Японии Научно-исследовательские
Национальный научный фонд (ННФ) и Научный фонд бюро стандартов (НФБС) в США;
Фонд национальной корпорации по развитию исследований (Великобритания) Кредитные
Фонды Банка Франции, Банка для внешней торговли, депозитно-сохранной кассы (Франция);
Фонд администрации фермерского кредита, фонд экспортно-импортного банка (США);
Фонды финансовых корпораций и фонды специальных банков, Японский банк развития, экспортно-импортный банк (Япония) Социальные
Фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся (США);
Фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице (Германия);
Фонд национального страхования, пенсионные фонды государственных предприятий (Великобритания); Фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы (Япония);
Национальный институт социального страхования, Национальный институт страхования по болезни, Национальное учреждение соцстрахования
государственных служащих (Италия);
Фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству; пенсионный фонд, фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным (Франция)
Государственные фонды
имущественного
и личного страхования
ДГЭК (Великобритания);
КОФАСЕ (Франция);
Гермес Тройарбайте (ФРГ);
Ассоциация страхования экспортных кредитов (США)
Военно-политические
фонды Конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета (США)
Управлениекаждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенныеправа и обязанности, оговоренные уставом или законом.
Правительствазападных стран стремятся увеличить число фондов для получения в своераспоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложностьуправления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидироватьнекоторые их них.
3. Характеристикагосударственных внебюджетных фондов
Государственные внебюджетные фондыпредназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионноеобеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случаебезработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевоеназначение.
Попринадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (всоответствии с уровнями государственного управления). В зависимости от целейиспользования они делятся на экономические и социальные.
С1994 года централизованные (федеральные) внебюджетные фонды, доходы которыхформировались за счет обязательных платежей предприятий, были консолидированы вфедеральном бюджете. Таким образом, государственными внебюджетными фондами РФявляются:
— пенсионный фонд РФ;
— фонд социального страхования РФ;
— фонд обязательного медицинскогострахования;
— государственный фонд занятостинаселения.
Данныефонды имеют территориальные отделения. Региональные и местные органыгосударственной власти обладают полной самостоятельностью в решении вопросовформирования внебюджетных фондов за счет местных источников. В частности, этомогут быть:
— фонды развития территорий;
— фонды природоохранных мероприятий;
— фонды социальной поддержки населения;
— валютные фонды и др.
Средства государственных внебюджетныхфондов находятся в государственной собственности. Расходование средств государственныхвнебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенныезаконодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, всоответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами,законами субъектов РФ.
Ранее, до принятия Бюджетного кодексаРФ, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясьсамостоятельным элементом финансовой системы. С принятием Бюджетного Кодекса РФфедеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетнойсистемы, фонды субъектов Федерации — во второй.
Исполнение бюджетов государственныхвнебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Реформированиесистемы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетныхфондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в составбюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая частьфондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в составбюджетной системы Российский Федерации.
Фонд социального страхования — специализированное финансово- кредитное учреждение при Правительстве РФ.Основные задачи — обеспечение гарантированных государством пособий по временнойнетрудоспособности, беременности, рождении ребенка, на погребение, лечение, оплатупутевок, участие в разработке и реализации государственных программ охраныздоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования,организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросамсоциального страхования.
Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования — находится в государственной собственности и егосредства являются целевыми. Его задачи — обеспечение прав граждан в системеобязательного медицинского страхования, участие в разработке и осуществлениигосударственной финансовой политики в области обязательного медицинскогострахования, разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечениюфинансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Государственный фонд занятостинаселения — предназначен для аккумуляции страховых взносов, поступлений избюджетной системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой иреализацией государственной политики занятости населения. Его средства имеютстрого целевой характер. Средства формируются за счет страховых взносовработодателей, ассигнований из бюджетов низшего уровня, доходов откоммерческого использования временно свободных средств. Средства направляются:на финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке ипереподготовке безработных граждан, организацию и частичное финансированиеобщественных работ, выплату пособий по безработице, мероприятия на посохранению и созданию рабочих мест для нуждающихся граждан.
Пенсионный фонд — представляет собойцентрализованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Егозадача — обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, созданиеусловий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение ихразмеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого фонд организуетработу по сбору страховых взносов, осуществляет капитализацию своих средств,финансирует выплаты нетрудоспособному населению в виде трудовых, военных,социальных пенсий по инвалидности, пособия по уходу за ребенком.
На сегодняшний день в пенсионнойсистеме важную роль стали играть добровольные пенсионные взносы работодателя впользу своих работников и личные накопления граждан в негосударственныхпенсионных фондах.
Негосударственный пенсионный фонд(НПФ) — это некоммерческая финансовая организация, работающая посберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционаленнакопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижениюклиентом пенсионного возраста.
Деятельность НПФ регулируетсяфедеральными законами № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческихорганизациях» и № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственныхпенсионных фондах».
Деятельность НПФ подлежитобязательному лицензированию Министерством труда и социального развития РФ.Контрольные функции возложены на специально созданную Инспекциюнегосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ.
Негосударственное пенсионноеобеспечение строится по накопительному принципу формирования пенсий,предполагающее регулярное перечисление пенсионных взносов в негосударственныйпенсионный фонд в течение определенного периода времени и их прирост, за счетдохода, получаемого по результатам размещения пенсионных резервов.Государственную пенсию нельзя оставить в наследство, потому как она фактически являетсяпожизненной с момента выхода на пенсию. В случае с НПФ дело обстоит иначе.Вкладывая деньги в НПФ и человек имеет возможность завещать накопленное.
Расходы и доходы (бюджет)государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными)органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждениифедерального бюджета.
Заключение
Государственные внебюджетные фонды – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственнымивнебюджетными фондами РФ являются:
— пенсионный фонд РФ;
— фонд социального страхования РФ;
— фонд обязательного медицинскогострахования;
— государственный фонд занятостинаселения.
Данные фонды являются внебюджетнымисоциальными фондами. Наряду с ними функционируют внебюджетные экономическиефонды – это отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских иопытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферыи т.д.
Специальные фонды создаются двумяпутями:
— выделением из бюджета определенныхрасходов, имеющих особо важное значение;
— формированием спецфонда по особомурешению законодательного органа конкретным назначением.
Общиминаправлениями использования средств внебюджетных фондов являются следующие:
— расходы, обусловленные назначением фондов;
— расходы на учредительскую деятельность;
— инвестиции.
Бюджет государственных внебюджетныхфондов утверждаются законодательными органами в форме закона (решения)аналогично закону (решению) об утверждении федерального бюджета.
Списокиспользованной литературы
1. Финансы, денежноеобращение и кредит / Под ред. Н. Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 302 с.
2. Финансы, денежноеобращение и кредит / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.:Юрайт-М, 2001. – 543 с.
3. Международныефинансы / Под. ред. И. Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001. – 149 с.
4. Литовских А. М.,Шевченко И. К. Финансы, денежное обращение и кредит. – Таганрог: Изд-во ТРТУ,2003. – 135 с.
5. Финансовыйменеджмент / Под ред. А. М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 284 с.
6. Большойэкономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новойэкономики, 1999. – 1248 с.