Реферат по предмету "Финансовые науки"


Виды, сущность и экономическая роль цены

Оглавление
Введение
Глава 1. Цена какэкономическая категория
1.1 Сущность иэкономическая роль цены
1.2 Функции цены
Глава 2. Виды цен
2.1 Факторы, влияющие науровень цен
2.2 Виды цен по степениучета в них затрат и прибыли
2.3 Виды цен (тарифов) взависимости от степени самостоятельности предприятия
2.4 Виды цен по времениих действия
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
 
Актуальность. Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементоврыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, чтоони являются основой всех экономических измерений, оказывают значительноевлияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: ипредпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства вцелом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные ценывыступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства,хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственногорегулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и вусловиях рынка.
В связи спереходом к рыночной экономике с ее более жесткими условиями в конкурентнойсреде – ценовая политика предприятия является ключевым фактором в областипродвижения товара на рынок. Правильное установление цены на товар способствуетразвитию предприятия, формированию его имиджа, появлению новых контактов спотребителями продукции.
Определениецены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. Иименно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы,получаемую прибыль. Оченьважно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой илислишком низкой.
Цена — одиниз критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение опокупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находитсяв тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает какдействительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяетобъемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и ихплатежеспособности.
В ценовоммеханизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. Содной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а сдругой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новыхцен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающейчастью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены.
Цельисследования – изучить сущность и виды цен.
Задачиисследования:
1.  Определить сущность иэкономическую роль цены.
2.  Проанализировать функциицены.
3.  Рассмотреть виды цен.
Объектисследования – основополагающие характеристики цены кАк категории маркетинга.
Предметисследования – виды цен.
Теоретическойосновойданной работы послужили работы таких авторов, как: Соловьев Б.А., ПанкрухинА.П., Годин А.М., Алексунин В.А. и других.
Структураработы:работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованнойлитературы.
Глава 1. Ценакак экономическая категория 1.1 Сущность и экономическая роль цены
Цена иценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Ценыобслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общемвиде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачиваетпродавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена являетсяхарактеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятиярыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.[1]
Цена являетсяконечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитываетинтересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.
Ценообразованиепредставляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционновыделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразованиеи централизованное (государственное) ценообразование[2].
В условияхкомандного ценообразования установление цены является прерогативной сферыпроизводства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара илиуслуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановойоснове с непосредственным участием государственных органов. В результате рынокне играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос науровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.
Процессформирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сферереализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу,предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность егоприобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сферепроизводства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка,где формируется окончательная цена товара или услуги.
Принципиальноеотличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаютсяздесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником илипроизводителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только наограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление«правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров,реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством.Государственное регулирование цен допускается на продукциюпредприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен вэкономике и социальную защищенность отдельных групп населения.
Цены играютважную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательскойдеятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечныерезультаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Ценывыступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынковсбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчетаиздержек производства, определения объемов инвестиций.[3]
Цена являетсяодним из ключевых элементов рыночной экономики. Это сложная экономическаякатегория, обусловленная товарным производством, при котором экономическиеотношения проявляются, главным образом, через рынок. В экономической литературесуществует несколько определений данного понятия. Цена есть денежное выражениестоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производствотовара, то есть имеет трудовую природу.
Другоеопределение цены имеет более широкое рыночное толкование. Цена – это формавыражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
Ценыприменяются в любой экономической системе, но формируются и действуютпо-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор,инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике — ценакак часть саморегулирования рынка.
Цена — рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса ипредложения, конкуренции, монополизации.
Поклассической схеме возможны следующие варианты:
1) если спроспревышает предложение (рынок потребителя), то цена увеличивается, и наоборот;если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;
2)конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и еестабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынокпроизводителя) вызывает рост цены;
3)монополизация оборачивается установлением завышенных цен на продаваемыемонополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары.
Совокупностьцен с учетом их формирования и изменения действует как ценовой механизм,который состоит из 2 частей:
· цены,их виды, структура, величина, динамика изменения;
· ценообразование- способ, правила установления, формирование новых цен и изменение действующих.
Ценообразованиевыступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен.При формировании цены существует:
· нижнийпредел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т.к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство(приобретение) средств;
· верхнийпредел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купитьтовар[4].
Цена можетизменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночныхфакторов.
Экономическаяприрода цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:
· ценакак индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса ипредложения, экономический риск и т. п.);
· ценакак маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляетсявоздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательнуюспособность рубля, оборачиваемость товарных запасов[5].
В экономикедействует множество различных видов цен, образующих систему, которая находитсяв постоянном развитии, гибка и динамична, что обусловлено постоянноизменяющимися условиями производства и сбыта продукции, товаров. Цены,составляющие систему, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Во-первых,они образуются на единой методологической основе. Под методологией понимаетсясовокупность общих принципов, правил и методов ценообразования. Методологияформирования цен является единой для всех уровней управления (предприятие,отрасль, сфера товарного обращения), поэтому она не зависит от того, кто и накакой период устанавливает цены. Наличие методологической основы – необходимоеусловие создания системы цен, это стратегия ценообразования всегохозяйственного комплекса, предполагающая разработку концепции ценообразования,механизма ее реализации и создание системы управления этим процессом.
Одним изважных методологических элементов являются принципы ценообразования,представляющие собой постоянно действующие основные положения, определяющиехарактер формирования системы цен. В экономической литературе выделяютследующие основные принципы: научность, целевая направленность, непрерывность,единство ценообразования и контроля.
Научностьобоснования цен заключается в познании и учете действия объективныхэкономических законов рыночной экономики, под влиянием которых складываютсяцены: закона стоимости, закона спроса и предложения. Кроме того, реализацияэтого принципа предполагает глубокий анализ конъюнктуры рынка, изучениедействующей системы цен и их динамики, исследование спроса, издержек, качестватоваров и продукции, выявление основных рыночных факторов, определяющиххарактер изменения цен и тенденций развития производства, прогнозированиеуровня спроса, издержек, цен, то есть предполагает получение и использованиеобъективной информации о всех составляющих процесса ценообразования[6].
Целеваянаправленность предполагает определение приоритетных экономических илисоциальных целей развития хозяйственного комплекса страны и построение такойсистемы цен, которая способствовала бы их решению. Например, в современныхусловиях главной задачей является обеспечение роста промышленного исельскохозяйственного производства в стране, следовательно, ценообразованиедолжно способствовать реализации этой задачи (введение налоговых льгот,торговая политика государства, субсидирование производства). Для стимулированияосвоения новых технологий и выпуска высококачественных товаров на них устанавливаютсяболее высокие цены, позволяющие производителю получить максимальную прибыль.Ценовые приоритеты и целевая направленность ценообразования зависят отсостояния экономики, поставленных задач и меняются на каждом этапе развития.
Непрерывностьценообразования обусловлена динамичным движением товаров – из сырья иматериалов изготавливается продукция, проходя этапы товародвижения(изготовитель, оптовая, розничная торговля), она превращается в товар и доходитдо конечного потребителя. По мере продвижения продукции или товара на рынок вкаждом звене устанавливается своя цена, связанная с предыдущей, и этот процессносит постоянный и непрерывный характер.
Важнымпринципом ценообразования является единство процесса ценообразования и контроляза соблюдением цен. Его реализация тесно связана с ролью государства в этойобласти – оно определяет правила ценообразования, устанавливая единый подход кформированию затрат на уровне предприятия, формируя систему налогообложения,регулируя ввоз и вывоз товаров и сырья, проводя политику в области инвестиций,заработной платы, пенсионного обеспечения и т. д., то есть оказывает косвенноевлияние на изменение цен. Одновременно государство непосредственно регулирует иустанавливает цены на целый ряд продукции, сырья, товаров, услуг (нефть, газ,электроэнергия, тарифы на железнодорожные перевозки, цены на изделиямедицинского назначения и лекарственные средства), поэтому оно должно постоянноконтролировать соблюдение дисциплины цен, проверять правильность установленныхзаконодательством правил ценообразования, а в случае нарушений – применятьпредусмотренные законом административные или экономические санкции.
Во-вторых,между предприятиями, отраслями, сферами товарного обращения экономикисуществует тесная технологическая, экономическая, производственная зависимость,в совокупности они образуют единый хозяйственный комплекс, поэтому любыеизменения цен даже на одном предприятии, не говоря об отрасли, автоматическиприводят к подвижке цен во всех взаимосвязанных с ним производствах, отраслях ив конечном итоге отражаются на ценах в сфере реализации, причем связи носят какпрямой, так и обратный характер. Например, рост цен в сельскохозяйственномпроизводстве приводит к увеличению цен в пищевой и легкой промышленности, далеепо цепочке растут цены на товары в оптовой и розничной торговле. В результатечерез определенное время волна повышения цен возвращается в сельское хозяйствов виде подорожавших товаров и продукции[7].
Система ценхарактеризуется такими показателями, как уровень, структура, динамика… – с.356.
Уровень цен –абсолютное количественное выражение цены в деньгах.
Структура цен– это соотношение отдельных элементов (себестоимости, прибыли, налогов,надбавок) в цене, то есть их доля в ее общей величине, взятой за 100 процентов.
Динамика ценпредставляет собой направления изменения уровней цен (повышение, понижение,темпы изменения).
Ценыклассифицируются по различным признакам и в зависимости от того, какой принципклассификации взят за основу, подразделяются на виды и разновидности.
Сущность ценыпроявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, т. к. безденег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла. 1.2 Функции цены
Экономическаясущность цены проявляется в функциях, которые она выполняет. Функции ценыотражают ее роль и предназначение в хозяйственном механизме, а такжевзаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. При всеммногообразии теоретических трактовок функций рыночной цены большинствоэкономистов выделяют следующие:
· учетно-измерительная(соизмерительная);
· стимулирующая;
· балансированияспроса и предложения;
· распределительная(перераспределительная);
· каксредства рационального размещения производства;
· информационная[8].
Ценавыполняет все присущие ей функции, но их место в иерархии, содержание, способыи степень реализации зависят от экономической среды и меняются на каждомконкретном этапе развития экономики, так как ту или иную функцию цены могутвыполнять и другие элементы хозяйственного механизма – это зависит от принциповсистемы управления.
Учетно-измерительнаяфункция вытекает из сущности цены как денежного выражения рыночной стоимости.Цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той илииной продукции, сколько затрачено труда, сырья, материалов на ее производство икакую прибыль получает предприниматель. То, что цена фиксирует и выявляет нетолько величину совокупных издержек производства и обращения, но и размерприбыли, вытекает из механизма ценообразования, определяющего отклонение рыночнойцены от затрат.
Ценапереводит количество и качество товаров в материально-вещественной форме вадекватные показатели, измеренные в денежном выражении. Благодаря ей деньгиобретают количественную определенность как платежное средство в актекупли-продажи. Кроме того, цена позволяет соизмерить ценность различныхтоваров, продукции, услуг – сравнивая цену, мы определяем более дешевый илидорогой товар[9].
Учетнаяфункция состоит в том, что с помощью цены исчисляются экономические показателикак на уровне макроэкономики, так и на уровне предприятия, так как они имеютстоимостную основу.
Показателями,характеризующими состояние экономики страны, являются валовой национальныйпродукт, размер созданного национального дохода, объем платежеспособного спроса,покупательная способность рынка, их динамика и соотношение.
Каждоепредприятие на основе цены определяет количественные и качественные показателисвоей работы: объем производства, товарооборота, доходов, прибыли, размер иуровень затрат, производительность труда, фондоотдачу, рентабельность и т. д. Врезультате производитель (продавец) получает возможность соизмерять затраты ирезультаты, сравнивать свои показатели с показателем конкурентов, определятьэффективность использования ресурсов. Главная задача учета – на основеполученных данных произвести анализ, принять решение, спланировать своюдеятельность на перспективу.
Сущностьстимулирующей функции заключается в том, что цена способна воздействовать и напроизводство, и на потребление как поощряюще, так и сдерживающе. Напроизводителя цена оказывает стимулирующее влияние через величину заключенной вней прибыли. Рыночная цена не зависит от желаний производителей или продавцов иопределяется, как уже отмечалось, средними условиями производства и конъюнктуройрынка, поэтому, чем ниже индивидуальные затраты предпринимателя, тем большеприбыли он получит. Цена стимулирует производителей к снижению затрат, что достигаетсяпутем внедрения новых прогрессивных технологий и оборудования, рациональным иполным использованием ресурсов, выбором наиболее эффективных и экономичныхметодов организации производства и управления. Кроме того, зная рентабельностьтого или иного товара, систему надбавок или скидок с цены, предприятиеоценивает доходность их производства и реализации, следовательно, возникаютэкономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширятьвыпуск тех, где выше прибыль на единицу, или тех, которые пользуются спросом[10].
С помощью ценосуществляется и стимулирование потребления как в целом, так и в разрезеотдельных товарных групп: снижение розничных цен приводит к расширению сферыпотребления, и наоборот, рост цен сокращает покупательную способность населения(если его доходы не изменяются такими же темпами, как и цены).
Такимобразом, с помощью цен можно стимулировать или тормозить научно-техническийпрогресс, экономию ресурсов, изменять структуру производства и потребления, а вмасштабах страны – воздействовать на структурные пропорции хозяйственногокомплекса.
Распределительнаяфункция цены проявляется в распределении и перераспределении доходов иресурсов. На уровне экономики происходит перераспределение созданногонационального дохода между отраслями, регионами, социальными группаминаселения, фондами накопления и потребления, то есть осуществляетсярегулирование доходов отраслей, предприятий, населения. Механизм действияперераспределительной функции заключается в том, что часть стоимости, созданнойпри производстве одного товара, реализуется в цене другого товара, и тесносвязан с политикой государственного регулирования. Перераспределение доходовчерез цены осуществляется различными путями:
· спомощью системы налогообложения – в цену входят косвенные налоги, изымаемые вбюджет и распределяемые в дальнейшем в соответствии с нуждами государства;
· установлениемразличных цен на одну и ту же продукцию разным потребителям (например,стоимость энергоресурсов для промышленных предприятий и населения) или дляпредприятий различных форм собственности – государственного или частногосектора.
Перераспределительнаяфункция цены имела очень большое значение в плановой социалистической экономикеи служила основным инструментом перераспределения прибыли и доходов:государство устанавливало уровень цен, определяло их соотношение междуотраслями и сферами товарного обращения, искусственно занижало или завышалоцены на отдельные виды товаров и продукции, решая свои идеологические задачи.Например, на детские и продовольственные товары цены были занижены, а напредметы роскоши (ювелирные изделия, мебель, автомобили) – завышены, тем самымизымалась прибыль у этих отраслей и дотировалось производство продовольствия.Государство с помощью цен регулировало накопления отдельных отраслей, тем самымспособствовало их развитию или, наоборот, отставанию – перераспределениедоходов из легкой промышленности в другие отрасли (вследствие высокой долиприбыли в цене) привело к серьезным проблемам и отставанию в развитии. Установлениенизких цен на энергоресурсы способствовало внедрению энергоемких видовпроизводства во всех отраслях, последствия такой экономической итехнологической политики наша страна пожинает и в настоящее время, во многомкризисное состояние промышленности обусловлено заложенными ценовымидиспропорциями 60-70-х годов – в настоящее время, когда стоимостьэнергоресурсов приблизилась к мировым ценам, большинство предприятий оказалисьне в состоянии оплачивать их.
Ценавыполняет распределительную функцию и в рыночной экономике. В силу объективныхпричин цены на рынке колеблются, значительно отклоняясь от стоимости, врезультате этого высокие доходы получает тот предприниматель, для которогосложилась выгодная конъюнктура рынка в данный момент, а не тот, кто большеработает. Наличие монополистических структур также создает возможности дляперераспределения доходов и прибыли – при монополизации рынка происходитприсвоение прибыли «чужих» отраслей, предприятий, населения.
Такимобразом, распределительная функция присуща цене в любой системе управления какпланово-административной, так и рыночной, но механизм ее действия различен – вусловиях свободного ценообразования перераспределение обусловлено ситуацией нарынке, а при социализме – указаниями органов государственного управления.
Перераспределениедоходов имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Если государствос помощью цен регулирует накопления отдельных отраслей, то оно влияет на темпыих развития, разрешает противоречия между потребителями и изготовителями, междуинтересами предприятий и общества, подчиняя деятельность предприятийобщенациональным интересам. Перераспределяя доходы между социальными группаминаселения, государство способствует повышению жизненного уровня социальнонезащищенных слоев, увеличивает возможности потребления таких важных услуг, какобразование, здравоохранение.
С другойстороны, перераспределение доходов между отраслями должно быть экономическиобоснованно, в противном случае оно может привести к не конкурентоспособностипредприятий или отраслей.
Функциябалансирования спроса и предложения выражается в том, что через ценыосуществляется связь между производством и потреблением, спросом ипредложением. Цена мгновенно сигнализирует, если в экономике появилисьдиспропорции между сферой производства и сферой обращения, нарушилосьравновесие между предложением и спросом – она либо растет, либо падает. Поэтомупри появлении этих симптомов цена начинает выполнять свою равновесную(уравновешивающую) функцию:
· увеличиваетсяили сокращается производство;
· растетили снижается цена;
· одновременнопроисходит и то, и другое.
В рыночнойсистеме равновесие спроса и предложения может возникнуть лишь на какой-томомент, затем баланс нарушается, т. е. спрос и предложение постоянно стремятся сбалансироваться,и делается это на основе цены. В России по мере развития рыночных отношений,предпринимательства, конкуренции эта функция цены будет усиливаться и игратьдоминирующую роль при формировании цены на товар[11].
Функция ценыкак средства рационального размещения производства проявляется в том, что спомощью механизма цен происходит перелив капиталов и ресурсов в секторыэкономики и виды производства с более высокой нормой прибыли. Впланово-административной экономике вопросы размещения производства и торговли(какие предприятия строить, сколько производить товаров и каких, какоеколичество магазинов открыть, что в них продавать и по каким ценам) решалогосударство. В условиях свободного рынка каждый предприниматель сам определяетсферу своей деятельности, руководствуясь возможностью получения прибыли, и этоопределяется на основе цены. Таким образом и происходит переток капиталов,который осуществляет само предприятие под воздействием конкуренции и спроса.Эта функция цены будет играть важную роль в рыночной системе и должна получатьвсе большее развитие, но чтобы цена выполняла эту функцию, необходимо определенноеусловие – стабильность экономики. В настоящее время в России при высокойинфляции, низкой конкуренции, монополизме предприятий возможности переливакапиталов ограничены. Предприниматели избегают инвестиций в производство из-занесовершенства налоговой системы и инфляционных процессов, обесценивающихденежные средства, так как отдача в этой сфере требует длительного времени, ипредпочитают заниматься торгово-посреднической деятельностью, обеспечивающейбыстрый оборот вложений. Именно поэтому сфера торговли была наиболее популярнойв 90-е годы. По мере стабилизации экономики эта функция цены будет играть всебольшую роль.
Информационнаяфункция состоит в том, что цена выступает как основной носитель информации идля производителей (продавцов), и для потребителей (покупателей). Данные оценах, известия об их изменениях являются сигналом к действию или бездействиюсубъектов рыночной экономики – предприятий, населения.
Функции ценытесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Стимулирующая функция усиливает функциюбалансирования спроса и предложения, так как способствует производству товаров,пользующихся спросом. Распределительная функция взаимодействует с функцией ценыкак средства рационального размещения производства, способствуя распределениюресурсов. Стимулирующая и перераспределительная функции взаимосвязаны, так какобе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. В конечном итоге всефункции цены направлены на то, чтобы объединять интересы производителя ипотребителя, обеспечивать им условия реализации их интересов.
Глава 2. Видыцен
Цены классифицируютсяпо различным признакам. Каждый вид цены имеет определенный состав элементов(составляющих цены) и структуру (отношение отдельных элементов к общему уровнюцены). На уровень цены влияют различные факторы. 2.1 Факторы, влияющие на уровень цен
Наиболееобщим принципом классификации всех цен, действующих в рыночной экономике,является деление на фиксированные, регулируемые и свободные в зависимости отстепени вмешательства государства в процессе их формирования.
Фиксированные– это цены, уровень (величина) которых устанавливается органами ценообразованияили другими государственными органами (Президентом РФ, Правительством РФ,Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов РФ, органами местного самоуправления). Фиксированные цены указывают всоответствующих документах, и их изменение является нарушениемзаконодательства. Как правило, оговаривают и срок действия таких цен. В Россииони применяются по очень ограниченному кругу сырья, продукции, услуг (нефть,газ, коммунальные услуги).
Регулируемые –это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но при этом ихуровень регулируется государственными органами прямыми методами путем введенияограничения изменения уровня цены или каких-либо ее элементов. К регулируемымотносятся: предельные цены, по которым установлена максимальная величина, тоесть они не могут быть выше указанного уровня; минимальные цены, когдаопределен их нижний предел, то есть цена должна быть выше. В России такие ценыприменяются при реализации водки и ликероводочной продукции крепостью выше 28процентов.
Свободные(рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательствагосударственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка иявляются равновесными ценами, при которых объем спроса равен объемупредложения.
Государствоможет влиять на изменение свободных цен путем воздействия на конъюнктуру рынка– изменение спроса и предложения и их соотношение. Например, необходимоустановить более высокую цену на какую-нибудь группу товаров в целяхстимулирования производства – государство может пойти на предоставлениеналоговых льгот или снижение налогов потребителям этой группы товаров. Этоприведет к расширению спроса и соответственно к повышению цен. Аналогично можноспособствовать снижению цен[12].
Совершенносвободные цены бывают только в теории, а реальная цена на рынке в любом случаеподвергается определенному воздействию государства (налоговое законодательство,таможенная (торговая) политика и т. д.), но оно носит косвенный характер.
Уровень,соотношение и изменение цен на товары зависят от множества факторов,различающихся происхождением, мерой влияния, сферой и временем действия,степенью зависимости от предприятия и др. Некоторые из них действуют только всферах производства, сбыта, товародвижения, потребления, рекламы либоодновременно в нескольких сферах; отдельные факторы подлежат регулированиюпредприятием, другие не зависят от него; одни действуют кратковременно, другие— продолжительное время.
Рассмотримнаиболее важные факторы, влияющие на уровень цен. Затраты производства — одиниз наиболее важных факторов. Конкретная зависимость цен от затрат производствабудет различной в условиях разных типов рынка: в условиях монопольного рынкавысокий уровень затрат обусловливает высокую (монопольную) цену; в условияхконкурентной среды влияние затрат производства на цену снижается, но возрастаетзначение снижения затрат для получения прибыли.
Затратыпроизводства могут изменяться в результате повышения цен на сырье,комплектующие изделия, энергоносители, тарифов на железнодорожные перевозки,заработной платы, затрат на рекламу и т. п. На эти изменения предприятия могутреагировать по-разному: переложить повышение затрат производства напотребителя, т. е. повысить цены на продукцию (работы, услуги), что характернодля монополистов; частично компенсировать дополнительные затраты повышением ценили оставлять цены на прежнем уровне, но при этом получать меньшую прибыль,либо искать пути снижения затрат.
На изменениецен существенно влияют монополии. Степень монополизации рынка находится вобратной зависимости от количества продавцов: чем их меньше, тем больше степеньмонополизации, и наоборот. Монополизм продавцов позволяет назначать высокиецены.
Чем вышестепень монополизации продавцов, тем выше цены. Монополизм покупателейобусловливает низкие цены. Чем выше степень монополизации покупателей, тембольше тенденция к снижению цен. Монопольные цены могут ограничиватьсяразличными способами[13]. Отметимнекоторые из них:
Наличиеконкуренции.
Конкуренциябывает производственная и рыночная. Производственную конкуренцию можнорассматривать как внутриотраслевую (экономическое соперничество междутоваропроизводителями, работающими в одной отрасли) и межотраслевую. Рыночнаяконкуренция — это конкуренция между продавцами и между покупателями подвлиянием соотношения спроса и предложения на тот или иной товар.
И та и другаяконкуренция может быть ценовой и неценовой. Ценовая конкуренция отображаетсоперничество предприятий в положении на рынке, в объемах продаж товаров, вполучении прибыли посредством снижения цен на товары без изменения их качестваили сокращения затрат производства.
Неценоваяконкуренция использует разные способы: повышение качества продукции,производство новых ее видов, предоставление различных услуг, условий продажи идр.
Государственноерегулирование цен, в частности антимонопольное законодательство цены в большойстепени зависят от инфляции — процесса обесценивания денег, вызываемогоповышением цен на основные группы реализуемых товаров и услуг.
Инфляциясопровождается, как правило, переполнением каналов денежного обращенияизбыточным количеством денег, не обеспеченных соответствующим увеличениемтоварной массы или повышением качества, потребительной стоимости товаров(свойства товара удовлетворять какие-либо потребности, т. е. его полезности).
Инфляцияприводит к повышению цен и общему падению покупательной способности. Бываютпериоды ускоренного увеличения денежной массы в обращении и повышения цен натовары и периоды с относительно умеренным развитием инфляционных процессов.Исходя из этого различают инфляцию умеренную (ползучую) и ускоренную (галопирующую).
Умереннаяинфляция (2-3%) в периоды оживления экономических процессов может отражатьздоровое повышение спроса на сырье, материалы, оборудование, рабочую силу и т.д. и является стимулом для расширения производства и незначительного повышенияцен на товары.
В периодыэкономических неурядиц, депрессий и спадов инфляция превращается вразрушительную силу, приводящую к уменьшению объема продаж, в некоторых случаях— к ухудшению качества товаров, появлению дефицита, что в конечном счетеобусловливает повышение цен.
Инфляция ввиде повышения цен охватывает различные товарные группы, отдельные товары иуслуги. Поэтому ее влияние на социальные слои населения, различающиеся структуройпотребления и удельным весом расходов на товары и услуги, различно. Публикуемыестатистические данные о размере инфляции могут не полностью отражать еереальные масштабы.
Это зависитот методологии подсчета индексов цен потребляемых товаров для различных группнаселения. Кроме рассмотренных факторов, влияющих на уровень цен, существуюттакже другие, которые нужно учитывать при разработке ценовой политикипредприятия (фирмы).
К нимотносятся сезонные колебания цен, характерные для товаров сельскохозяйственногопроизводства (зерна, фруктов, овощей и т. п.) и некоторых промышленных товаров(при создании сезонных запасов сырья, угля, мазута на зимний период); повышениеспроса на отдельные группы товаров перед праздниками (торговля можетреагировать на изменение спроса повышением цен с последующим их снижением);влияние на колебание цен форс-мажорных обстоятельств (засухи, землетрясения,аварий, военных действий, забастовок и т. п.). К факторам, влияющим на уровеньцен, можно отнести и каналы сбыта товаров: чем больше звеньев товародвижения,тем выше цены[14].
Количествозвеньев товародвижения в меньшей степени влияет на цену производителя и вбольшей — на конечную цену товара. 2.2 Виды цен по степени учета в них затрат иприбыли
В зависимостиот каналов движения товаров от производителя к потребителю и учета в ценезатрат на производство и сбыт, а также прибыли цены подразделяются на оптовые ирозничные. Различают оптовые цены на продукцию производственно-техническогоназначения и на предметы народного потребления.
Оптовые ценына продукцию производственного назначения имеют широкую сферу действия иявляются конечными, а на товары народного потребления — промежуточными. Ихсфера действия сужена рамками отдельных отраслей (подотраслей) и производств,так как на рынке непосредственные потребители приобретают их по рыночнымконечным ценам.
Товарыпроизводственного назначения могут реализовываться непосредственно потребителям(по оптовой цене производителя) и через посредников (по цене оптовой торговли).По оптовым ценам производителя предприятие продает свою продукцию другимпредприятиям, а также предприятиям оптовой торговли (снабженческо-сбытовыморганизациям).
Эти ценыиспользуются на предприятиях при планировании, учете и анализе товарной иреализованной продукции, прибыли и других стоимостных показателей деятельностипредприятия, а также в расчетах экономической эффективности производства,инвестиционных проектов его технического переоборудования, целесообразностиполучения кредитов и пр. Цены оптовой торговли включают в себя оптовую ценупроизводителя, а также затраты и прибыль снабженческо-сбытовой организации,осуществляющей оптовую продажу товаров.
К затратамтаких организаций относятся погрузка, разгрузка, складирование, хранение,подсортировка, доводка продукции до требований потребителей (нарезка резьбы,раскрой, заточка и т. п.), амортизация основных средств, расходы на отопление,освещение, энергетические затраты на технологические нужды и др. К оптовымотносятся цены, по которым осуществляется закупка сельскохозяйственнойпродукции у сельхозпредприятий.
Ониназываются закупочными. Особенностью этих цен является дифференциация их уровняпо природно-климатическим зонам, а в отдельных случаях — и внутризональнаядифференциация. Разновидностью оптовых цен в рыночной экономике являются ценыфорвардных сделок, используемые при операциях на бирже[15].
Они наряду ссоотношением спроса и предложения к моменту поставки товара учитывают такжепроцент за кредит, затраты на финансирование биржевой операции, расходы пострахованию и хранению товара, комиссионные брокерам. При нормальной конъюнктурецены форвардных сделок обычно выше цены за наличный товар.
Розничныецены включают в себя оптовые цены, затраты и прибыль торговых организаций. Еслитовар поступает в торговые организации непосредственно от производителя, торозничная цена состоит из оптовой цены производителя и торговой наценки. Есликанал движения товара от производителя к конечному потребителю проходит черезснабженческо-сбытовые организации, то она складывается из цены оптовой торговлии розничной торговой наценки.
По розничнымценам организации розничной торговли и продавцы на свободном рынке реализуюттовары конечному потребителю — населению. Особой разновидностью розничных ценявляются цены комиссионной и аукционной торговли. В условиях прозрачностиграниц розничные цены нуждаются в координации со стороны отдельных государств сцелью защиты локальных товарных рынков от необоснованного товародвижения.
Рассмотренныевиды цен могут быть базовыми (базисными) и лимитными. Базовые ценыустанавливаются на предварительные виды продукции определенного назначения сфиксированными параметрами качества. При поставке товара с параметрами,отличными от базовых, уровни цены определяются с помощью надбавок и скидок кбазовой цене, которые учитывают изменения в качестве товара.
Товаропроизводительможет устанавливать на новые виды продукции лимитную цену, т. е. максимальнодопустимую, обеспечивающую заинтересованность потребителей в использованииновой продукции. Цена, по которой осуществляются крупные коммерческие операциис платежом в свободно конвертируемой валюте (СКВ), называется мировой.
Мировымиявляются экспортные цены основных поставщиков данного товара и импортные цены вважнейших центрах его импорта. По сырьевым товарам определяются основныестраны-поставщики, по готовой продукции — ведущие фирмы — их изготовители.Рассматривая структуру оптовых и розничных цен, необходимо иметь в виду, чтоони кроме себестоимости и прибыли содержат другие элементы в виде НДС иакцизного сбора. 2.3 Виды цен (тарифов) в зависимости от степени самостоятельностипредприятия
По степенисамостоятельности предприятия в ценообразовании цены (тарифы) могут бытьсвободными (самостоятельно устанавливаемыми), договорными (контрактными),регулируемыми и фиксированными. Свободные цены в рыночных условияхустанавливаются производителем товара (услуги) самостоятельно в соответствии спринятой на предприятии ценовой политикой.
Регуляторамисвободных цен являются только спрос и предложение на товары определенногокачества. Разновидности свободных цен — это прейскурантные цены и цены каталога(проспекта). Прейскурантные цены применяются при купле-продаже товаров как навнутреннем рынке, так и в международной торговле, и содержатся в прейскурантах,издаваемых предприятиями (фирмами).
Они относятсяк категории справочных цен, публикуемых продавцом. Прейскуранты фирм являютсяинформацией непериодического характера, достаточно детализированной идостоверной. Эти цены широко используются в автомобильной промышленности,сельскохозяйственном машиностроении, производстве электронно-вычислительнойтехники и т. п. Цены каталога (проспекта) — это официальные цены, публикуемые вкаталогах и проспектах фирм, предприятий и организаций оптовой торговли.
Они являютсяразновидностью цен справочного характера, публикуемых нерегулярно, — какправило, продавцом. Используются как на внутреннем рынке, так и в международнойторговле. К этой же категории цен относятся цены покупателя, цены продавца,цены нетто.
Ценыпокупателя представляют собой фактическую денежную сумму покупки товара нарынке, по которой осуществляются сделки купли-продажи или по которой покупательготов приобрести товар. Формирование рыночной цены как цены покупателя (нарынке покупателя) означает, что фактическая цена товара складывается напониженном уровне, что отражает экономические интересы покупателя.
Цены продавцаформируются в условиях превышения спроса над предложением (рынка продавца).Такая цена стимулирует расширение производства данного товара и отражаетэкономические интересы продавца, стремящегося продать его дороже. Цены нетто невключают скидки и надбавки, связанные с различием базисных условий поставки.Это чистая цена товара на месте его купли-продажи.
Цена неттодля покупателя является суммой, фактически уплаченной продавцу, а для продавца— фактической выручкой от продажи товара за вычетом расходов, понесенных всвязи с осуществлением сделки. Договорные цены устанавливаются в договоре междупродавцом и покупателем по согласованию сторон[16].
Если такойдоговор заключается между субъектами, которые имеют разное гражданство, аплатежи осуществляются в иностранной валюте, он называется контрактом, а цены,указанные в нем, контрактными. Договорные (контрактные) цены называются ещеценами купли-продажи (ценами реализации, рыночными ценами); они определяютсяусловиями поставки товара.
Регулируемыецены могут колебаться в определенных пределах, не превышая заданного уровня. Ихноменклатура определяется на государственном (или местном) уровне и по мереразвития рыночных отношений постоянно расширяется за счет фиксированных цен.Фиксированные цены утверждаются государственными или местными органами властикак постоянные и действуют на протяжении определенного времени.
Какрегулируемые, так и фиксированные цены и тарифы устанавливаются на ресурсы,оказывающие определяющее воздействие на общий уровень и динамику цен, на товарыи услуги, которые имеют решающее значение, а также на продукцию, работы иуслуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающихмонопольное положение на рынке.
Особым видомцен на услуги транспорта, связи, на электрическую, тепловую энергию и т. п.являются тарифы. Их размер определяется исходя из общих принциповценообразования. При осуществлении на предприятиях капитального строительстварасчеты за сданную строительную продукцию производятся по сметной стоимости,которая выполняет роль цены продукции строительства.
Онаопределяется на основании сметных цен и расценок в капитальном строительстве. 2.4 Виды цен по времени их действия
По срокудействия цены подразделяются на постоянные, временные (ступенчатые) и разовые.Такая классификация в какой-то мере условна, так как постоянных цен вообще несуществует. Постоянными считаются цены, приведенные в прейскуранте или вкаталоге и действующие на протяжении более или менее длительного времени, доочередного их пересмотра.
Временныецены устанавливаются на новую продукцию, предназначенную для серийного илимассового производства и выпуск которой в начальный период сопровождаетсяповышенными затратами. После окончания действия оговоренного срока иливременной цены от нескольких месяцев до одного-двух лет они заменяются напостоянные.
Разновидностьювременных являются ступенчатые цены, представляющие собой ряд последовательноснижающихся (повышающихся) цен на один и тот же вид товара. Уровни снижения цени сроки действия каждой ступени оговариваются продавцом и покупателем.Например, договором купли-продажи новой продукции предусмотрено, что начальнаяцена действует 6 месяцев, затем она будет снижена на 10%, еще через 6 месяцев — на 15% и на таком уровне будет действовать в качестве постоянной[17].
Такой порядокснижения цен стимулирует производителя к сокращению затрат на производство иобеспечению достаточной прибыльности новой продукции за время действияступенчатых цен, а потребителя—к дальнейшему использованию этой продукции.Другим примером может быть принятие государственными органами решенияотносительного повышения цен на энергоносители с определением размеров и сроковпостепенного повышения цен[18].
Разовые ценыустанавливаются на продукцию, изготовленную по разовому (индивидуальному)заказу.
Заключение
Рассмотревтему нашего исследования «Виды цен», мы можем сделать следующие выводы.
Цена — определенная сумма денег, которые изымается за товар. Полнее сущность ценыопределяется в условиях капиталистического товарного производства, поскольку воснове товарных цен лежат не только общественно необходимые расходыпроизводства, а и соотношение между спросом и предложением.
Прибыльобразовывается вследствие межотраслевой конкуренции с учетом процесса измененияспроса и предложений, переливание капитала в те области, производство товаров вкоторых не удовлетворяет потребности потребителей, с соответствующим колебаниемцен (их рост в случае неудовольствия платежеспособного спроса и снижение запревышение предложения над спросом). За равновесия спроса и предложенияформируется цена равновесия.
Свозникновением монополий, олигополий (групповых монополий) процессценообразования значительно усложняется, в частности возникают монопольновысокие и монопольно низкие цены. С учетом этого целесообразно давать такоеопределение цены:
Цена —денежное выражение монопольной цены производства, в котором отображаетсядействие законов стоимости, спроса и предложения, господство монополий, в томчисле олигополий.
Монопольныецены — прежде всего цены производства. Сосредоточивая наиболее современнуютехнику, квалифицированную рабочую силу, внедряя прогрессивные формы и методыорганизации производства и работы и т.п., предприятия и филиалы гигантскихкомпаний добиваются наиболее низких расходов производства (а итак исебестоимости). Поскольку на этих предприятиях вырабатывают основную массупродукции, то одной из основ цен на определенный вид товаров есть расходыпроизводства на крупных предприятиях.
Сущность ценыкомплексно раскрывается в выполняемых ею функциях. Такими функциями естьучетная, распределительная и стимулирующая.
Учетнаяфункция цены заключается в том, что она является средством учета общественнонеобходимой, а итак и полезной работы. Работа, которая превышает эту величинуза производства возобновляемых товаров, не признается потребителями, а потомулишняя.
Распределительнаяфункция цены реализуется в процессе конкуренции. Стимулирующая функция ценызаключается в давлении рыночных цен на предпринимателей через механизмконкуренции на внедрение новой техники, форм и методов организации производстваи т.п..
В зависимостиот форм конкуренции различают рыночные цены в условиях чистой конкуренции; олигопольные- в условиях господства олигополий; монопольные — в условиях абсолютноймонополизации единым производителем или продавцом соответствующей сферыпроизводства (а итак и сбыта) или лишь сбыта (так называемая монопсония).
Вообще вусловиях господства монополий различают монопольно высокие и монопольно низкиецены. Монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, которыйзанимает монопольное положение в производстве и на рынке, ограничиваетконкуренцию, поднимает права потребителей, получает вследствие этого высокиеприбыли.
Списокиспользованной литературы
1.  Алексунин В.А. Маркетинг:Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009.
2.  Барышев А.Ф. Маркетинг. –М.: Академия, 2009.
3.  Выгодская Э.Г., КолпаковаН.П. Маркетинг. – М.: ГИОРД, 2008.
4.  Герасимов Б.И., ВоронковаО.В. Цены и ценообразование. – М.: Форум, 2009.
5.  Годин А.М. Маркетинг:Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009.
6.  Ибрагимов Л.А. Маркетинг:Учебник. – М. Дело: 2008.
7.  Мурахтанова Н.М., ЕреминаЕ.И. Маркетинг: Учебник. – М.: Академия, 2008.
8.  Панкрухин А.П. Маркетинг:Учебник. – М.: Омега-Л, 2009.
9.  Парамонова Т.Н., КрасюкИ.Н. Маркетинг: Учебник. – М.: КноРус, 2008.
10.  Просветов Г.И. Цены иценообразование. Задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2007.
11.  Соловьев Б.А. Маркетинг:Учебник. – М.: Инфра-М, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Карл Фрідріх Гаусс (Укр.)
Реферат Липа Іван
Реферат Ценностные аспекты межкультурной коммуникации как фактор консолидации современного общества в процессе 2
Реферат Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями зрения
Реферат Лабораторные работы по БЖД (Укр.)
Реферат Поиск заданной вероятности
Реферат Самовоспитание и самообразование как пути становления профессионального мастерства социального работника
Реферат Структура коммерческого банка
Реферат Теория и практика оценочной деятельности предприятия
Реферат Пуэрториканская коммунистическая партия
Реферат Проект привода ленточного конвейера
Реферат Проблемы маркетинговой деятельности винодельческого предприятия
Реферат Ложные друзья переводчика
Реферат Контрольная работа по русскому языку
Реферат Стилі керівництва і їх вплив на самозатвердження і розвиток співробітників