Реферат по предмету "Экономика"


Теория и практика оценочной деятельности предприятия

Федеральное агентство по образованию РФ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственныйнефтегазовый университет
Институт менеджмента и бизнеса.
КафедраМТЭК
 
Контрольнаяработа
по дисциплине«Теория и практика оценочной деятельности предприятия»
В -4
 
Тюмень,2009г.

Содержание
1.Учетно-аналитическое обеспечение процесса оценки стоимости
объекта (характеристика информационной базы)
2. Факторы, влияющие на стоимость объекта оценки.

1.        Учетно-аналитическоеобеспечение процесса оценки стоимости
объекта (характеристика информационнойбазы)
Экономический анализ в рамках оценочной деятельности базируется насистеме экономической информации, которая лежит в основе оптимальныхуправленческих решений. Действующая, развивающаяся математическая теорияинформации исследует способы определения и оценки количества информации,процессов хранения и передачи ее по каналам связи. Она исходит из данных,предназначенных для сохранения в запоминающем устройстве или для передачи поканалам связи.
Создание рационального потока информации должно опираться наопределенные принципы. Таковыми являются:
1) выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективногоих удовлетворения;
2) объективность отражения процессов производства, обращения,распределения и потребления, использования природных, трудовых, материальных ифинансовых ресурсов;
3) единство информации, поступающей из различных источников(бухгалтерского, статистического и оперативного учета), а также плановыхданных, устранение дублирования в первичной информации;
4) оперативность информации, обеспечивающаяся применением новейшихсредств связи и внедрением методов дистанционной передачи первичных данныхнепосредственно на воспринимающие устройства ЭВМ;
5) всесторонняя разработка первичной информации на ЭВМ свыведением на ее основе необходимых производственных показателей;
6) возможное ограничение объема первичной информации и повышениекоэффициента ее использования;
7) кодирование первичных данных с целью эффективного использованияканалов связи и преобразующих устройств;
8) разработка программ использования и анализа первичнойинформации для целей планирования и управления.
Единство информации учетного и планового характера вытекает изтребований единства экономики. Однако этот основополагающий принцип не всегдасоблюдался. Первичная документация в различных организациях одной и той жеотрасли не унифицирована, тем более нет такой унификации на предприятиях разныхотраслей, различных форм собственности. Научная система первичной экономическойинформации может основываться на единых принципах, свободных от ведомственнойограниченности различных видов учета — бухгалтерского, статистического иоперативного.
Оперативность информации — одно из важнейших условий организацииправильного учета, анализа и контроля во всех предприятиях различных формсобственности. Однако действующая сейчас система бухгалтерского истатистического учета этому требованию в полной мере пока не отвечает.Отчетность, поступающая в сводные звенья, как правило, не имеет значения дляоперативного руководства. В лучшем случае она используется как исходныйматериал для составления бизнес-плана на будущее. Для текущего управлениядеятельностью предприятий необходим оперативный учет, вопросы методологии итехники которого требуют обстоятельной разработки. Лишь принципиально инаясистема экономической информации и обработка ее с помощью быстродействующихэлектронных машин обеспечат своевременное поступление необходимых сведений. Рациональнаясистема информации предполагает сокращение объема передаваемых данных. Наоснове необходимого (возможно, строго ограниченного) числа базисныхпоказателей, которые постоянно накапливаются в запоминающих устройствах, на ЭВМможно будет исчислять все производные показатели, выписывать динамические ряды,делать нужные сопоставления.
Важное значение имеют вопросы сохранения первичных данных взапоминающих устройствах и сроки их хранения. Информационно-логические машины,без которых немыслимо осуществление принципов кибернетического управления,наделяются исключительной памятью, но и она не беспредельна. Поэтому следуетограничить экономическую информацию исходными, базисными данными. Более того,можно рационализировать и передачу исходных данных, включая информацию лишь обих изменениях (+, —), списывать устаревшие данные, время от времени разгружаяпамять машины.
Единая система экономической информации полностью себяоправдает, если на ее основе будут своевременно делаться выводы, если анализмашинных данных (полученных производных показателей, динамических рядов,выполненных группировок и сопоставлений, оптимальных значений переменныхвеличин и т. д.) будет оперативным.
Взаимосвязь экономического анализа при выполнении оценки иинформации выражается в том, что в процессе анализа осуществляется контроль засамой информацией, которая, в свою очередь, служит исходной базой дляпроведения анализа. Проверка исходных данных всегда считалась одним изважнейших этапов организации аналитической работы. В связи с перестройкой информационнойслужбы контрольная функция анализа значительно усиливается.
Микроуровневая маркетинговая информационная система состоит изследующих основных четырех частей:
1. Внутренняя система учета и отчетности — информация овнутрифирменных информационных потоках, характеризующих объем, структуру искорость товарного производства и обращения, издержках промышленных и торговыхпредприятий, потерях, валютных доходах, чистой прибыли и рентабельности.
2. Внешняя (разведывательная) система маркетинговой информации,позволяющая систематически наблюдать, точнее, следить за состоянием ранка (чтоинтересует покупателей, и что они приобретают, что продают конкуренты; долярыночных операций, приходящаяся на данное предприятие).
3. Маркетинговые наблюдения и анализ; изучение конкретных проблеммаркетинга, например, причин резкого сокращения продаж основного продукта илиобстоятельств, позволяющих их значительно увеличить.
4. Система поддержки маркетинговых решений. Она опирается наэкономико-математические методы и модели, на другие способы и приемыэкономического анализа (с применением, как правило, компьютерной техники).
Особое значение для всех пользователей отчетными данными имеютпояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. В нихнаходят отражение важные сведения (на начало и конец отчетного периода) онематериальных активах по их отдельным видам, об основных средствах (поосновным статьям), арендованным основным средствам, о видах финансовыхвложений, о дебиторской и кредиторской задолженности, об уставном, резервном идобавочном капитале, о количестве акций акционерного общества (полностьюоплаченных, неоплаченных, оплаченных частично), номинальной стоимости акций,находящихся в собственности акционерного общества, его дочерних и зависимых обществ,и о составе резервов предстоящих расходов и оценочных резервов, об объемахреализованной продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности игеографическим рынкам сбыта, о составе издержек производства и обращения, опрочих внереализационных доходах и расходах, любых выданных и полученныхобязательствах и платежах.
Хозяйственно-финансовая деятельность промышленных, строительных,сельскохозяйственных, торговых и иных предприятий измеряется многочисленнымиэкономическими показателями, которые можно свести в определенную систему.Показатель товарной продукции в большей степени, чем валовый, позволяет сделатьв аналитическом исследовании переход к показателю реализованной продукции.
В стоимостном выражении дается оценка валовой товарной продукции сельскохозяйственныхпредприятий, что необходимо и для подсчета совокупного общественного продукта.
Совокупность информации, используемой в оценочной деятельности,должна отвечать многим требованиям, например: достаточности, достоверности,объективности, точности, комплексности и т. д.
Используемая информация должна быть достаточной по объему,достоверно отражать ситуацию на предприятии, обладать объективностью, точносоответствовать целям оценки и комплексно учитывать внешние условияфункционирования оцениваемого предприятия.
Совокупность требований, предъявляемых к информации при оценке,зависит от различных особенностей объекта оценки, к которым, например, можноотнести: отраслевую принадлежность, масштабность, форму собственности,географию функционирования, специфику назначения объекта оценки (например,предприятие, инвестиционный проект, интеллектуальная собственность и др.).Главную роль в формировании совокупных требований к информации при оценочнойдеятельности играет назначение оценки, которую определяет заказчик.
Известны различные пути организации информации, например,хронологический, журналистский, логический, дискретный, стохастический,эвристический и др.
Хронологический путь организации информации предусматриваетпоследовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому).Например, в отчете об оценке описание процесса производства начинается сизложения истории создания компании. Журналистский путь организациипредполагает размещать материал от более важного к менее важному. Например, прианализе финансовой информации, как правило, не имеет смысла описывать всюретроспективную информацию, а внимание акцентируется на более важных пропорцияхили коэффициентах. Логический порядок распределяет информацию от общего кчастному или от частного к общему. Например, прежде чем перейти к анализуоцениваемой компании, проводится обзор макроэкономической ситуации, позволяющийопределить инвестиционный климат в стране. Дискретный порядок распределяетвыбранную информацию за различные, невзаимосвязанные этапы деятельностифункционирования объекта. Например, информация оценщика при аудиторскойпроверке на различные даты оценки.
Известно, что оценка бизнеса основана на анализе стоимостипредприятия как товара инвестиционного, т. е. с учетом прошлых затрат, текущегосостояния и будущего потенциала. При таком комплексном подходе необходимопровести сбор и анализ большого количества информации, которую можноклассифицировать следующим образом:
— внешняя информация, характеризующая условия функционированияпредприятия в регионе, отрасли и экономике в целом;
— внутренняя информация, дающая представление о деятельностиоцениваемого предприятия.
Функционирование бизнеса основано на оптимальном сочетании объемапродаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов для обеспечениязапланированногороста, что в значительной степени определяется внешними условиями функционированияпредприятия. К ним относятся макроэкономические и отраслевые факторы: уровеньинфляции, темпы экономического развития страны, условия конкуренции в отрасли ит. д. Внешняя информация. Информационный блок внешней информациихарактеризует условия функционирования предприятия в отрасли и экономике вцелом. Объем и характер внешней информации различаются в зависимости от целейоценки. При составлении отчета необходимо показать, что собранная и изученнаяоценщиком информационная база является необходимой и достаточной для итоговогозаключения о стоимости предприятия. Информацию следует давать в оптимальномобъеме и ориентированной на оцениваемый объект.
Макроэкономические показатели содержат информацию о том, каксказывается или скажется на деятельности предприятия изменениемакроэкономической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. Взависимости от целей оценки макроэкономический обзор может выделяться какотдельный раздел отчета об оценке или рассматриваться в общем контексте отчета.
Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск,возникающий из внешних событий, влияющих на рыночную экономику, и не могут бытьустранены диверсификацией в рамках национальной экономики.
Диверсификация — сокращения риска с помощью портфельных инвестиций(приобретение широкого круга ценных бумаг).
Риск — степень определенности или неопределенности, которойхарактеризуется достижимость в будущем ожидаемых результатов.
Как правило, риск воспринимается как возможность потери, хотя, поопределению, любое возможное отклонение (+/—) от прогнозируемой величины естьотражение риска. Анализ фактора риска имеет субъективный характер: оценщики, уверенныев будущем росте компании, определят ее текущую стоимость выше по сравнениюаналитиком, составляющим пессимистичный прогноз. Другими словами, чем ширеразброс ожидаемых будущих доходов вокруг наилучшей оценки, тем рискованнееинвестиции. Различия в оценках рисков ведут к множеству заключений о стоимостипредприятия. Текущая стоимость компании, деятельность которой связана с высокимриском, ниже, чем текущая стоимость аналогичной компании, но функционирующей вусловиях меньшего риска. Чем выше оценка инвестором уровня риска, тем большуюставку дохода он ожидает. Большинство заказов на оценку связаны с анализомзакрытых компаний, владельцы которых не диверсифицируют свои акции в той жемере, что и владельцы открытых компаний. Поэтому при оценке компаний закрытоготипа оценщик наряду с анализом систематического риска должен учитывать факторынесистематического риска. К ним относятся отраслевые риски и рискиинвестирования в конкурентную компанию.
Основные факторы макроэкономического риска:
а) уровень инфляции;
б) темпы экономического роста страны;
в) уровень платежеспособности предприятий, населения;
г) изменение ставок процента Центрального банка РФ;
д) изменение обменного курса валют;
е) уровень политической стабильности и др.
Инфляционный риск — это риск непрогнозируемого изменения темпов ростацен. Инвестор стремится получить доход, покрывающий инфляционное изменение цен.Высокая или непрогнозируемая инфляция может свести к нулю ожидаемые результатыпроизводственной деятельности, обеспечивает перераспределение доходов вэкономике и повышает предпринимательский риск. Результатом является занижениереальной стоимости имущества предприятия.
В процессеоценки сопоставляются ретроспективные, текущие и будущие (прогнозируемые)данные. Стоимость имущества предприятия, полученная в различные годы, можетсравниваться только в том случае, если стоимость денежной единицы не меняется.Однако практически изменение стоимости денежной единицы происходит каждый год(как правило, в сторону повышения). Уровень цен измеряется в виде индекса(индекс цен, рассчитанный по основной группе потребляемых товаров, можетрассматриваться как показатель уровня цен в текущем году), являющегосяизмерителем соотношения цен за разные периоды:
/>


Инфляционныйрост цен обуславливает необходимость учета номинальных и реальных (послекорректировки) величин. Самый простой способ корректировки — разделитьноминальную величину на индекс цен.
В процессе оценки, кроме абсолютных величин, рассчитываются иотносительные, например, ставка дисконта (в %). Она также можетопределяться как номинальная или реальная, если темп инфляционного роста цен встране превышает15%, рекомендуется пересчет проводить с применениемформулы Фишера:
/>
где Rr— реальная ставка дохода (дисконта);
Rn— номинальная ставка дохода (дисконта);
i — индекс инфляции.
Основные источники информации об инфляционном риске: программыправительства и прогнозы, периодическая экономическая печать.
Риск, связанный с изменением темпов экономического развития. Непредсказуемость,цикличность рыночной экономики определяют необходимость учитывать при расчетахобщее состояние экономического развития и ожидаемые темпы экономического ростана ближайшую перспективу (например, налоговые реформы, вялость потребительскихрасходов).
Основные источники информации о риске, связанном с изменениемтемпов экономического развития: программы правительства, аналитические обзорыинформационных агентств, периодическая экономическая печать и др.
Риск, связанный с изменением уровня платежеспособностипредприятий, населения. Платежеспособность предприятий — способность предприятийотвечать по своим обязательствам в сроки, оговоренные в контрактах, договорах(изменяется в связи с невыполнением договорной дисциплины, взаимоотношением сгосударством, местными органами власти и т. д.). Платежеспособность населениязависит от своевременной выплаты государством пенсий, пособий, своевременностивыплаты заработной платы на предприятиях и в организациях.
Риск, связанный с изменением величины ставки процента Центральногобанка РФ. Изменениепроцентной ставки является реакцией на проводимые меры макроэкономического регулированияи может приводить как к стимулированию инвестиционной активности, так исдерживать увеличение совокупных расходов в экономике. В процессе оценкифакторы систематического и несистематического риска взвешиваются при расчетеставок дисконта, коэффициента капитализации, рыночных мультипликаторов и т. д.В качестве безрисковой ставки в этих расчетах, как правило, принимаются ставкидохода по государственным долгосрочным ценным бумагам.
Риск, связанный с изменением обменного курса валюты. Курсы валют меняются подвлиянием экономических и политических факторов. Изменение валютного курса невсегда точно отражает колебания розничных цен в стране, в то же времяинфляционная корректировка финансовой информации в процессе оценки, какправило, проводится по колебаниям курса наиболее стабильной валюты.
При составлении прогноза объемов продаж на следующий год оценщикможет проводить расчеты в рублях, учитывая прогнозируемые инфляционныеожидания, или пересчитать прогнозируемые величины по курсу доллара, инфляционныеожидания по которому ниже. Следует обязательно учитывать инфляционные ожиданияпо любому виду валюты.
Основные источники информации: программы правительства,информационные агентства, периодическая экономическая печать.
Риск, связанный с уровнем политической стабильности — это угроза активампредприятия, вызванная политическими событиями. Факторы политического рискаопределяются, как правило, на основе экспертных оценок, проводимых крупнымифирмами или аналитическими агентствами.
Внешняя информация, кроме макроэкономической информации, включает отраслевую:состояние и перспективы развития отрасли, в которой функционирует оцениваемоепредприятие. Содержание данного раздела определяется степенью доступностиотраслевых данных. В нем должны быть отражены условия конкуренции в отрасли,рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции идинамика изменения спроса на нее. Условия функционирования предприятия вотрасли могут оказать серьезное влияние на итоговую величину стоимости. Основныеотраслевые факторы риска: нормативно-правовая база, рынки сбыта, условияконкуренции.
Нормативно-правовая база определяется с учетом наличия у предприятийограничений для вступления в отрасль. Если существуют среднеотраслевые данныепо основным финансовым коэффициентам, их необходимо использовать в ходе оценки.Сопоставление данных оцениваемой компании с аналогичными показателями другихпредприятий отрасли является важным этапом в отраслевом исследовании, посколькупозволяет определить рейтинг оцениваемого предприятия, сделать болеедостоверные прогнозы относительно прибыльности и требуемой величины затрат.
Рынки сбыта. Сбалансированность между спросом и предложением определяеткак общее макроэкономическое равновесие, так и особенности сбыта продукции. Длявыбора предприятием стратегии сбыта товаров можно использовать, например,матрицу Ансоффа, предполагающую четыре альтернативные стратегии:
1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, чтои конкуренты.
2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка.
3. Разработка принципиально новых товаров или модернизациюсуществующих.
4. Диверсификация производимой продукции для освоения новыхрынков.
В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогнозобъемов реализуемой продукции. Особого внимания оценщиков заслуживаютограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоотношения споставщиками. Известно, что в процессе сбора информации особенно важныотношения с поставщиками — с точки зрения юридической определенности договорови их надежности. Целью сбора данной информации является определение потенциалаотечественного (если необходимо, и зарубежного) рынка сбыта товара: объемпродаж в текущих ценах, ретроспектива за последние годы по оцениваемомупредприятию, объем продаж в текущих ценах по конкурентам, прогнозы порасширению рынков сбыта в Российской Федерации и за ее пределами.
Условия конкуренции. В российской рыночной экономике наиболее типичнырынки несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конкурентногоценообразования имеет серьезные ограничения. Оценка конкурентоспособностипредприятия проводится с учетом типа рынка, а следовательно, наличияограничений для вступления в отрасль конкурентов, производящихтовары-заменители. Анализ должен дополняться сведениями об объеме производстваконкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражениях, о долереализуемой продукции в общем объеме отечественного производства,характеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслуживания, цены,каналы сбыта, реклама), а также перечнем основных российских импортеров этоготовара.
2.        Факторы,влияющие на стоимость объекта оценки.
При определении стоимостиоценщик принимает во внимание различные микро- и макроэкономические факторы, кчислу которых относятся:
1. Спрос. Спросопределяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходыприносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками этосопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса.
/>2. Доход.Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характераоперационной деятельности и возможности получить прибыль от продажи объектапосле использования. Прибыль от операционной деятельности в свою очередьопределяется соотношением
потоков доходов ирасходов.3. Время. Большое значение для формирования стоимости предприятияимеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы ибыстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, еслиинвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком./>
4. Риск. На величинестоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых вбудущем доходов./>
5. Контроль. Одним изважнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которуюполучает новый собственник.
 Если предприятиепокупается в индивидуальную частную собственность или если приобретаетсяконтрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенныеправа, как право назначить управляющих, определить величину оплаты их труда,влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать егоактивы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие; приниматьрешение о поглощении других предприятий; определять величину дивидендов ит. д. В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, какправило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций.
6. Ликвидность. Одним изважнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества,является степень ликвидности этой собственности.
 Рынок готов выплатитьпремию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальнымриском потери части стоимости.
Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимостианалогичных открытых обществ.
7. Ограничения. Стоимостьпредприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например,если государство, ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимостьтакого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.
/> Соотношениеспроса и предложения. Спрос на предприятие, наряду с полезностью, зависит такжеот платежеспособности потенциальных инвесторов, ценности денег, возможностипривлечь дополнительный капитал на финансовом рынке. Отношение инвестора куровню доходности и степени риска зависит даже от возраста. Более молодые людисклонны идти на большой риск ради более высокой доходности в будущем.
Важным фактором, влияющимна спрос и стоимость бизнеса, является наличие альтернативных возможностей дляинвестиций.
Спрос зависит не толькоот экономических факторов. Важны также социальные и политические факторы, такиекак отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность. Ценыпредложения, в первую очередь, определяются издержками создания аналогичныхпредприятий в обществе. Очень важное значение имеет и количество выставленныхна продажу объектов.
 Выбор решения ипокупателя, и продавца зависит от перспективы развития данного бизнеса. Обычностоимость предприятия в предбанкротном состоянии ниже стоимости предприятия саналогичными активами, но финансово устойчивого.
На оценочную стоимостьлюбого объекта влияет соотношение спроса и предложения. Если спрос превышаетпредложение, то покупатели готовы оплатить максимальную цену. Верхняя границацены спроса определяется текущей стоимостью будущих прибылей, которые можетполучить собственник от владения этим предприятием.
Особенно это характернодля отраслей, в которых предложение ограничено природными возможностями. Отсюдаследует, что наиболее близко к максимальной границе в случае превышения спросанад предложением будут цены на сырьевые предприятия. В то же время в случаепревышения спроса над предложением возможно появление в некоторых отрасляхновых предприятий, что приведет к увеличению их числа. В долгосрочном планецены на эти предприятия могут несколько упасть.
Если же предложениепревышает спрос, то цены диктуются производителем. Минимальная цена, по которойон может продать свой бизнес, определяется затратами на его создание.
Итак, основнымифакторами, определяющими оценочную стоимость, являются:
·          спрос;
·          прибыльоцениваемого бизнеса, настоящая и будущая;
·          затраты насоздание аналогичных предприятий;
·          соотношениеспроса и предложения на аналогичные объекты;
·          риск получениядоходов;
·          степень контролянад бизнесом и степенью ликвидности активов.

Список литературы
1. Риполь-СарагосиФ. Б. Основы оценочной деятельности. Учебное пособие. 2004
2. Риполь-СарагосиФ. Б., Моргунов Р. В. Комментарий к составу затрат. Анализ и оценка финансовогорезультата: Учебно-практическое пособие. — М.: Экспертное бюро, 2000. — 224 с.
3. Риполь-СарагосиФ. Б. Основы финансового и управленческого анализа. — М.: Экспертное бюро, 2003.— 224 с.
4. Харрисон Генри С.Оценка недвижимости: Учебное пособие/Пер, с англ. — М.: РИОМособлуприолитрафиздата, 2004. — 231 с
5. Четыркин Е. М.Методы финансовых и коммерческих расчетов. — М.: Дело Лтд, 2005. — 141 с.
6. Шеннон П., Пратт.Оценка бизнеса/Под ред. В. Н.Лаврентьева. —М.: 1995.-203с.
7. Шеремет А. Д.,Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. — М.: Инфра-М, 1996. — 191 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.