Реферат по предмету "Финансовые науки"


Бюджет и бюджетная система

Содержание
 Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы расходов бюджета муниципальногообразования  ……………………………………………………………………...5
1.1.    Экономическаясущность бюджета муниципального образования …...5
1.2.    Особенностифункционирования бюджета муниципального образования …………………………………………………………….….9
Глава II. Современное состояние расходов бюджета муниципальногообразования ……………………………………………………………….…….12
2.1. Формирование и использованиеместных бюджетов ……………………12
2.2. Анализ состава и структурырасходов бюджета муниципального образования ……………………………………………………………………...15
2.3. Бюджетный дефицит вмуниципальных образованиях ………………….19
Глава III. Современные проблемы бюджетов муниципальногообразования в области расходов и пути их решения ………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………..…30

Введение
 
Темой данной курсовойработы является «Состав и структура расходов бюджета муниципальногообразования».
Местные бюджеты являютсяфундаментом бюджетной системы страны.
По состоянию на начало2001 года в Российской Федерации имелось 12215 муниципальных образованийразличного уровня. Через муниципальные бюджеты финансируется 65% расходовконсолидированного бюджета на образование, более 60% — на ЖКХ, 58% — наздравоохранение, 50% — на социальную политику.
В Послании ПрезидентаВ.В. Путина Федеральному Собранию отмечается, что «без дееспособного местногосамоуправления эффективное устройство власти в целом считают невозможным. Крометого, именно здесь, на местном уровне мы обязаны нести порядок. Тот порядок, одефиците которого говорят и пишут граждане страны» /8/.
Именно в муниципальныхобразованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеномсоциально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета иукрепления могущества нашего государства.
И поэтому рассматриваемаятема является актуальной.
Цель данной работы – исследование составаи структуры расходов бюджетов муниципальных образований, в соответствии скоторой были поставлены следующие задачи:
1.   рассмотреть теоретические основырасходов бюджета муниципального образования;
2.   проанализировать современноесостояние расходов  бюджетов муниципальных образований;
3.   выявить причину бюджетного дефицита вмуниципальных образованиях;
4.   определить основные проблемы бюджетовмуниципального образования в области расходов и найти пути их решения.
При написаниикурсового проекта были использованы следующие методы: монографический,экономико-статистический, логический, графический, метод сравнения и другиеметоды.
В ходе написания работыбыли использованы расчеты российских авторов.
Глава 1. Теоретические основы расходов бюджета муниципального образования
1.1.    Экономическаясущность бюджета муниципального образования
Местное самоуправление –обязательный компонент демократического государственного строя. Оноосуществляется самим населением через свободно избранные им представительныеорганы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные иисполнительные органы, они наделяются определенными имущественными ифинансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местныхорганов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права,предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать,утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведениепредприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты –один из главных каналов доведения до населения конечных результатовпроизводства. Через них общественные фонды потребления распределяются междуотдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируетсяи развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевойпромышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых такжеявляются важным компонентом обеспеченности жизнедеятельности населения /6/.
В 1995 году на местномуровне произошли серьезные изменения, которые обусловлены принятиемФедерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ.
Указанный акт ввел в российскоезаконодательство понятие «муниципальное образование». Муниципальное образование– городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общейтерриторией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которыхосуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность,местный бюджет и выборные органы местного самоуправления /6/.
Экономическая сущностьместных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
1.   формирование денежных фондов, являющихсяфинансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
2.   распределение и использование этихфондов между отраслями народного хозяйства;
3.   контроль за финансово-хозяйственнойдеятельностью предприятий. Организаций и учреждений, подведомственных этиморганам власти.
Важное значение имеютместные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальныхзадач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержаниеи развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят черезсистему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных,поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политикитребует больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределенияобщегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложеныпринципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовойподдержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счетсобственности и регулирующих источников доходов.
Важная часть местныхбюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальныхпроцессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти –разработка и осуществление планов экономического и социального развития наподведомственной территории. Увеличение числа поселений, особенно в новыхрайонах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунальногохозяйства и изучению благоустройства населенных мест, влекут расширениерасходов местных бюджетов. 
В соответствии сбюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующиефункциональные виды расходов:
1.   содержание органов местногосамоуправления;
2.   формирование муниципальнойсобственности и управление ею;
3.   содержание муниципальных органовохраны общественного порядка;
4.   организация, содержание и развитиемуниципального жилищно-коммунального хозяйства;
5.   благоустройство и озеленениетерриторий муниципальных образований;
6.   организация, содержание и развитиеучреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры испорта, средств массовой информации;
7.   обеспечение противопожарнойбезопасности;
8.   содержание муниципальных архивов;
9.   целевое дотирование населения;
10.           другиемуниципальные расходы.
Главным направлениемиспользования средств местных бюджетов являются расходы, связанные сжизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия,составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство– примерно треть всех расходов.
Следует отметить, что врасходах консолидированного бюджета РФ на жилищно-коммунальное хозяйствосредства местных бюджетов составляют 70%, на образование – 67%, наздравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 49%, культуруи искусство – 45%.
Роль местных бюджетов вфинансировании операций народного хозяйства скромнее. Тем не менее, вобщебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средстваместных бюджетов составляют 8%, сельское хозяйство и сельское хозяйство ирыболовство – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 40%.
Структура расходовотдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства иподведомственности его территориальным органам различного уровня.
Местным органамподведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первуюочередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходахместных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурныемероприятия.
Развитие урбанизациипроявляется в ускоренных темпах роста, расходов местных бюджетов нафинансирование народного хозяйства.
Рост территориальныхнаселений ведет у изменению коммуникаций, к увеличению эксплуатационныхрасходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете наодного жителя выше, также важный фактор роста расходов местных бюджетов.
 Одной из актуальныхпроблем является изучение благоустройства наших городов и сел. Этому должноспособствовать более рациональное использование выделяемых на эти целибюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городаслужб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемоввыполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства.
Также необходимо укрепитьи доходную базу местных бюджетов и развивать их самостоятельность. Успешноерешение этих проблем не только позволит адаптировать бюджетные отношения вРоссии к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на принцип финансовогооздоровления экономики страны.

1.2 Особенностифункционирования бюджета муниципального образования
С развитием рыночныхпринципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функцииместных органов власти, центр тяжести проводимых реформ снижается на нижние уровнибюджетной системы.
Формирование расходныхфункций органов местного самоуправления имеет принципиальное значение дляопределения особенностей функционирования местных бюджетов. Расширение функцийместных органов самоуправления по финансированию расходов свидетельствуют одецентрализации бюджетных отношений. Однако доходные источники местных бюджетовне соответствуют расходам, возложенным на местные органы самоуправления, чтоподтверждает централизация доходов на вышестоящих уровнях бюджетной системы.
Анализ расходной частиместных бюджетов дает возможность сделать следующие выводы:
Ø структура расходов отдельных видовместных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства иподведомственности его территориальным органам различного уровня;
Ø на всех территориях расходы,связанные с финансированием народного хозяйства, определяющие воспроизводствопромышленной инфраструктуры и влияющие на пропорции территориального хозяйства,финансируются из республиканских, краевых и областных бюджетов. В тоже времяна финансирование из местного бюджета переданы расходы социального характера,максимально приближенные к населению соответствующегоадминистративно-территориального образования;
Ø в составе отдельных расходов по видамместных бюджетов сохраняется типичная для многих регионов структурараспределения общих расходов местных бюджетов.
Местным органамподведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений. Поэтому вобщем объеме расходов местных бюджетов наибольший удельный вес имеют расходы насоциально-культурные мероприятия, превышающие 70% всех расходов местныхбюджетов. Значительно увеличились расходы на образование, культуру, искусство исоциальную защиту населения. В расходах на народное хозяйство наибольшую долюсоставляют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, четверть расходовкоторого тратиться на дотации.
Анализ исполнениярасходов местных бюджетов за последние годы свидетельствует о несоответствиифактических и запланированных расходов и производится не в полном объеме.Поэтому оздоровление экономики, обеспечение социальных гарантий, нормальноежизнеобеспечение каждого региона, каждого населенного пункта требует увеличениядоходных поступлений в соответствующие бюджеты. При этом необходимо обеспечитьрациональное, экономное и целевое использование выделенных из бюджета средств.
Политика последних летподтверждает, что одним из инструментов контроля за целевым расходованиемсредств является введение казначейской системы исполнения местных бюджетов.Переход на казначейское исполнение бюджетов позволяет экономить бюджетныесредства, усилить контроль, сократить возможность нецелевого использованиясредств налогоплательщиков.
Более подробно финансовыеаспекты местного самоуправления установлены Федеральным Законом «О финансовыхосновах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 г. №126-ФЗ. Закон определяет основные принципы организации местных финансов.Межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности,повышении заинтересованности органов местного самоуправления в увеличениисобственных доходов местных бюджетов, выравнивания доходов муниципальныхобразований и др.
Названные принципыреализуются, в частности, за счет использования средств бюджетногорегулирования местных бюджетов:
1.   нормативных отчислений отрегулирующих доходов;
2.   дотации и субвенции местным бюджетам;
3.   средств, выделяемых их фондафинансовой поддержки муниципальных образований;
4.   средств, поступающих по взаимнымрасчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
С развитием рыночныхпринципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функцииместных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижниеуровни бюджетной системы. К сожалению, несмотря на передовое законодательство,адекватного упрочнения финансового потенциала муниципальных образований пока непроисходит. Формирование большого числа местных бюджетов, наделение органоввласти местного самоуправления широкой самостоятельностью решения вопроса овнешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.
Глава 2. Современное состояние расходовбюджета муниципального образования
2.1. Формирование и использованиеместного бюджета
В XX веке во всем мире ускорился процессразвития демократических принципов в государственном устройстве и управлении.Во многих странах обязательным компонентом демократического государственногосектора является местное самоуправление, осуществляемое самим населением черезсвободно избранные им  представительные органы.
В условиях демократииодной из важнейших составных частей финансовой системы государства являютсяместные финансы.
Местные финансы – это совокупность денежных средстви отношений по поводу формирования и использования местных бюджетов, выпуска ипогашения государственных муниципальных ценных бумаг и других финансовыхсредств.
Через финансымуниципальных образований государство активно проводит социальную политику:осуществляется финансирование муниципального народного образования,здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства исодержание дорог. С помощью местных финансов государство осуществляетвыравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которыев результате экономических, географических и других условий отстали в своемразвитии от других районов страны.
Местные финансовыересурсы состоят из:
Ø основной части местных финансов –местного бюджета;
Ø средств субъектов хозяйствования;
Ø внебюджетные фонды.
В настоящее времязначительно возрастет роль местных бюджетов в экономическом и социальномразвития территорий. Цель формирования и исполнения бюджета муниципальногообразования – содействие развитию муниципального образования путем проведенияобоснованной налоговой политики и финансирования бюджетных расходов. Динамикаструктуры расходов консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 1.
/> /> /> /> /> /> /> />

Рис. 1 График динамики расходов консолидированного бюджета РФ
 На местные бюджетывозложены важные расходные полномочия по финансированию социальной сферы ичастично производственной сферы.
В таблице 1 представимрасходы консолидированного бюджета РФ по состоянию за 2003 г. с указанием удельноговеса от общей суммы расходов федерального бюджета и местных бюджетов.Таблица 1
Расходыконсолидированного бюджета за 2003 г.Статьи расходов Финансируются из федерального бюджета Финансируются из бюджетов субъектов и местных бюджетов Всего в % Государственное управление 12% 24% 36% Международная деятельность 14% - 14% Национальная деятельность 9% - 9% Правоохранительная деятельность 4% 2% 6% Судебная система 0,3% - 0,3% Финансирование промышленности, строительства 2,3% 0,1% 2,4% Сельское хозяйство 1% 1,3% 2,3% Охрана окружающей среды 0,2% 0,2% 0,4% Финансирование транспорта 3% 3% 6% Финансирование ЖКХ - 7% 7% Финансирование образования 1,8% 10,2% 12% Здравоохранение 1,05% 5,95% 7% Социальная политика 9,3% 6,7% 17% Обслуживание долга 9% 1% 10%
Из данных таблицыможно сделать вывод, что финансирование из бюджетов субъектов и местныхбюджетов составляет в общей сумме 61,45%, что всего на 5,5% меньше расходовфинансирующихся из федерального бюджета, т.е. местный бюджет играет немаловажнуюроль в финансировании расходов.
В настоящее времяотмечается социальная направленность бюджетов, в том числе и местных. Основнаяцель в сфере доходов: снижение дотационных областей, что будет достигнуто засчет мобилизации собственных доходов на основе экономического роста и различияналогового потенциала. Это позволит ослабить прямую зависимость от ежегодноменяющего объема выделяемых федеральным центром ресурсов на выравнивание уровнябюджетной обеспеченности. В области расходов: сохранение социальной направленности,оптимизация и рационализация расходов.
Тенденции в развитииместных бюджетов характеризуются переходом их на казначейскую системуисполнения.
Каждое муниципальноеобразование имеет свой собственный бюджет, в который на сегодняшний день наибольшийудельный вес имеют регулированные доходы в структуре всех доходов, в расходахпервое место занимают приоритетные статьи, затем народное хозяйство,управление, здравоохранение.
Местное самоуправлениесталкивается с такими проблемами, как формирование и распределение местныхбюджетов и контроль за их использованием, стабилизация социально-экономическихположений предлагается на федеральном уровне разработать законы субъектовФедерации «О минимальном бюджете»,  «»О минимальных социальных стандартах», «Овыравнивании местных бюджетов».
В целом, можно сказать,что государство реально оценивает значение местных финансов для экономикистраны и предпринимает шаги по реформированию данного института.
2.2. Бюджетный дефицит вмуниципальных образованиях
Несмотря на то, чтосейчас в нашей стране идет экономический рост, и многие социально экономическиепроблемы не так остры, как это было на первоначальных этапах становления нашейэкономической системы, и на федеральном уровне наблюдается профицит бюджета, номногие регионы нашей страны до сих пор находятся в тяжелом финансовомположении.
Факторами возникновения ироста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходнойбазы или нерациональными расходами. Также рост дефицита может быть связан снеоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и ихнеэффективностью. В свою очередь негативное влияние на доходы бюджета исоответственно на размеры дефицита оказывает устойчивость национальной валюты иденежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживанияэкономического оборота приводит к развитию бартерных операций, нарушениюнормальных расчетов, неплатежами хозяйствующих  субъектов в бюджет. Следуетдобавить что нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговойнагрузки также может приводить к негативному результату вследствие порождениятенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности /3/.
Ситуация могла бы бытьменее плачевной если бы в местных финансах наблюдалась бы более положительнаяситуация. Об этом можно говорить, поскольку, почти все объекты социальной сферыбыли переданы в ведение региональных и местных бюджетов, что стало одной изпричин заметного опережения расходов бюджетов над доходами.
В 2003 году дефицитбюджета в г. Калуга по сравнению с 2002 годом скорее вырос чем уменьшился, чтовызывает привлечение заемных средств. Раньше это были внебюджетные фонды.Теперь таких возможностей нет, поскольку если рассматривать предприятия в г.Калуга, то можно увидеть следующую картину: доля прибыльных предприятийсоставляет 60,9% от общего числа обследованных предприятий, убыточных – 39,1%.Как видно из этих данных в г. Калуга прибыльные предприятия, но они саминуждаются в инвестициях.
Следовательно, остаютсятолько займы, но для большинства бюджетов это недопустимо.
В ситуации, когда темпыроста расходов опережают темпы роста доходов, и в бюджетах не хватает средствдля обеспечения минимальных расходов, особо актуальным становится вопрос ораспределении общегосударственных финансовых ресурсов между бюджетами, и ометодах формирования территориальных бюджетов и эффективном использованиибюджетных средств, то есть, это вопрос о совершенствовании межбюджетныхотношений в Российской Федерации.
В настоящее времяфинансовые ресурсы распределяются примерно поровну между территориальными ифедеральным бюджетами. В свою очередь 50% доходов поступающих в территориальныебюджеты делятся в таких пропорциях:
    
/> Рис. 2 Распределение доходов федерального бюджета
 
По мнению Г.Б. Поляка тотфакт, что доля финансовых ресурсов направляемых в федеральный бюджет с 1994года выросла с 49% до 52% отрицательно воздействует на сбалансированностьместных бюджетов в тоже время по мнению зам. министра финансов В.С. Максимовойэта мера лишь способствует сокращению дифференциации доходов по регионам, черезперераспределение средств от более обеспеченных регионов менее обеспеченным/3/.
На наш взгляд, необходимопересмотреть некоторые вопросы бюджетной системы РФ. Поскольку наше бюджетноеустройство основано на принципе бюджетного федерализма, то прежде всегонеобходимо предоставить местным бюджетам источник собственных доходов. Основнымисточником доходов бюджета являются налоги и поэтому крайне важно ежегодноповышать их собираемость и естественно сокращать налоговую недоимку.
Конечно нельзя говорить,что отсутствие дефицита бюджета это только 100% собираемость налогов. Оченьважную роль играет и деятельность Казначейских структур. Если говорить о г.Калуге, то благодаря активной финансовой политике руководства постепенно, несмотря ни на что, улучшаются финансовые показатели.
В целом, если говорить омерах по улучшению финансового состояния, то можно предложить следующее:
Ø составление реалистичных бюджетов, сточки зрения их исполнения;
Ø усиление контроля забюджетополучателями;
Ø исключение тех целевых программ,которые заведомо не могут быть профинансированы;
Ø продолжение проведения мероприятий пообеспечению полноты и своевременности поступления доходов в бюджет и сокращениенедоимки;
Ø повышение эффективности управлениягосударственной и муниципальной собственностью на основе проведенияфинансово-экономического анализа деятельности предприятий, находящихся вмуниципальной собственности.
Решить проблемунедостаточности финансов можно путем увеличения собственных доходов. Дляместных бюджетов налоговая база на последующий отчетный год прогнозируется порезультатам предыдущего, а недостаток собственных средств компенсируетсятрансфертами.
Поэтому муниципальныеобразования не заинтересованы в повышении собираемости налогов. Им прощеполучать недостающие средства у вышестоящих органов в виде финансовой помощи.
Увеличение долиотчислений от федеральных налогов и установлением единых нормативов для всехтерриторий позволяет муниципальным образованиям осуществлять перспективное итекущее планирование управление доходов и расходов. Эта мера будетспособствовать увеличению собственной доходной базы регионов и муниципалитетов.

2.3 Анализ состава иструктуры расходов бюджета муниципального образования
Местные бюджетыявляются фундаментом бюджетной системы страны. В Российской Федерациинасчитывается 12215 муниципальных образований разного уровня. Черезмуниципальные бюджеты финансируется 65% расходов консолидированного бюджета наобразование, более 60% — жилищно-коммунальное хозяйство, 59% — на здравоохранение,50% на социальную политику.
Именно в муниципальныхобразованиях решается судьба страны, именно они являются основным звеномсоциально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета иукрепления могущества нашего государства.
Но границы муниципальныхобразований нередко образованы без учета принципов эффективного исполненияфункций и формирование структур местного самоуправления на уровне максимальноприближенному к населению.
В итоге некоторые изформально действующих муниципальных образований по своим возможностям несоответствуют конституционно и законодательно обозначенным целям, задачам ифункциям местного самоуправления.
Доходные источникиместных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на местные органысамоуправления, что подтверждает централизация доходов на вышестоящих уровняхбюджетной системы.
Проанализируем структурурасходной части бюджетов муниципальных образований Калужской области.
Направление средств изместных бюджетов по основным отраслям местного хозяйства характеризуют данныетаблицы №2.

Таблица 2
Динамикаструктуры расходной части бюджетов муниципальных образований Калужской областиПоказатели 2001 Уд. вес 2002 Уд. вес 2003 Уд. вес 1. Государственное управление и местное самоуправление 208797 6,7 333725 9,3 436378 8,8 2. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 70866 2,3 86914 2,4 945573 1,9 3. Промышленная энергетика и строительная индустрия 9550 0,3 24084 0,6 187499 3,8 4. Сельское хозяйство и рыболовство 20267 0,7 16719 0,5 19584 0,3 5. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 10 10 768 6. Транспорт, дорожное хозяйство и информатика 95683 3,1 63282 1,7 49938 1,0 7. Развитие рыночной инфраструктуры 784 0,03 212 593 0,01 8. ЖКХ, градостроительство 1117414 36,3 106180 29,6 1188612 24,1 9. Образование 752929 24,5 1048454 29,2 1628289 33,1 10. Культура и искусство 86317 2,8 123658 3,45 178498 3,6 11. СМИ 7197 0,2 9857 0,2 13896 0,3 12. Здравоохранение и физическая культура 358443 11,7 440780 12,3 700893 14,2 13. Социальная политика 113480 3,7 115580 3,2 128204 2,6 14. Прочие расходы 224280 7,3 253660 7,0 277836 5,6 15. Всего расходов 30774413 100 3582181 100 4923702 100
Из данных таблицыможно сделать следующие выводы: местным органам подведомственна частьсоциально-культурных учреждений. Поэтому в общем объеме расходов местныхбюджетов наибольший удельный вес имеют расходы на социально-культурные мероприятияпревышающие 86% в 2001 г., 77% в 2002 г. и 77% в 2003 г. от общей суммырасходов местных бюджетов.
Из-за того, намуниципальные образования приходится большая удельная доля затрат насоциально-культурные мероприятия происходит несоответствие доходов расходам,т.е. бюджетный дефицит.
Более 72% расходнойчасти местных бюджетов в 2001 г. составляют расходы на жилищно-коммунальноехозяйство и градостроительство, образование, здравоохранение и физическуюкультуру. Эти же самые расходы в 2002 г. составляли 58%, в 2003 – 50%.
За период 2001 – 2003гг. в расчете на 1 жителя расходы областного бюджета на государственноеуправление и местное самоуправление возросли на 2,1%. Это возрастаниенезначительное и можно говорить о том, что эти расходы постоянны.
Расходы напромышленность увеличились на 2%, что то же не значительно, т.е. можно говоритьо том, что финансирование промышленной энергетики и строительной индустрии изместных бюджетов на данной территории практически не производится.
Расходы на сельскоехозяйство и рыболовство в 2003 году по сравнению с 2001 годом снизились на0,4%, т.е. затраты на такую важную для нашей страны отрасль незначительны.
Расходы натранспортно-дорожное хозяйство, связь и информатику, как и сельское хозяйство вместных бюджетах составляет малую долю от всех расходов, но с каждым годом этастатья расходов уменьшается  и в 2003 г. составила 1,%.
Расходы на развитиерыночной инфраструктуры так же малы. Главное направление финансирования и этойстатьи идет на городскую целевую программу «поддержки и развития малогопредпринимательства», т.е. можно сделать вывод, что поддержка малого бизнеса изместного бюджета г. Калуги фактически отсутствует.
В целом из сделанныхвыводов видно, что в муниципальных бюджетах данной области присутствует социальнаянаправленность. Несмотря на то, что эта статья расходов ведет к дефициту вмуниципальных образованиях, она с каждым годом увеличивается, что можно увидетьна рисунке 3.
/>Рис. 3 Динамика расходов насоциальную сферу в 2003 году по сравнению с 2002 годом (в %)
Анализ исполнениярасходов местных бюджетов за последние годы свидетельствует о несоответствиифактических и запланированных расходов, т.е. финансирование предусмотренных вбюджете расходов производится не в полном объеме. Поэтому оздоровлениеэкономики, обеспечение социальных гарантий, нормальное жизнеобеспечение каждогорегиона, требует увеличения доходных поступлений в соответствующие бюджеты. Приэтом необходимо обеспечить рациональное, экономное и целевое использованиевыделенных из бюджета средств.
Глава 3. Современные проблемы бюджетовмуниципального образования в области расходов и пути их решения
Возрождающаяся в Россиисистема местного самоуправления должна стать одним из функциональных институтовсистемы народовластия.
В 2001 году в РоссийскойФедерации насчитывалось более 12 тысяч муниципальных образований. Муниципальныебюджеты в этом году составили 17,5% объема консолидированного бюджета РФ. Избюджетов муниципальных образований осуществляется финансирование значительныхобъемов социально значимых расходов и в первую очередь на образование,культуру, здравоохранение и физическую культуру, жилищно-коммунальноехозяйство.
Однако более 2000муниципальных образований еще лишены закрепленного Конституцией РФ павасамостоятельного формирования местных бюджетов и вынуждены работать по сметам.
В настоящее время бюджетымногих муниципальных образований принимаются с дефицитом. Третью часть доходовбюджетов муниципальных образований составляют дотации, субвенции и субсидии избюджетов субъектов Федерации. Одной из причин этого являются завышенные нормырасходов, применяемые местными органами власти при формировании бюджета. Однакоглавная причина – низкий уровень доходной базы этих бюджетов и несовершенствомежбюджетных отношений.
Действующая в странесистема межбюджетных отношений сдерживает экономический рост, снижаетответственность руководителей субъектов Федерации и муниципальных образованийза мобилизацию финансовых ресурсов, продолжает их иждивенческие настроения,создает социальную напряженность в обществе. Бюджетная политика в отношениисубъектов Федерации сосредоточена сейчас на выравнивающей функции, реализоватькоторую полностью при столь ограниченных финансовых ресурсах затруднительно. Вто же время почти не используется стимулирующая функция  межбюджетныхотношений, с помощью которой постепенно можно обеспечить условия для увеличенияуровня социально-экономического развития. Между тем предпринятые в последнеевремя меры характеризуются усилением акцента только на выравнивающую функциюмежбюджетных отношений, что не может обеспечить улучшениесоциально-экономического положения в стране.
Отсутствие стабильности вмежбюджетных отношениях, громоздкость расчетов и усложненность анализа лишаютсубъекты Федерации возможности своевременно прогнозировать свои доходы набудущие периоды,   строить свои взаимоотношения с бюджетами муниципальныхобразований.
Причиной дефицитабюджетов муниципальных образований является также практика передачигосударственных полномочий органам власти местного самоуправления безсоответствующей или далеко не полной компенсации дополнительных расходов.
Анализ действующегозаконодательства РФ и субъектов Федерации, относящегося к деятельности местногосамоуправления, показывает, что одной из проблем этого института властиявляется нечетное разграничение полномочий между органами государственнойвласти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Все это создает серьезныепроблемы в работе органов власти муниципальных образований.
Поэтому для дальнейшегоразвития местного самоуправления необходима срочная разработка первоочередныхмер, которые бы позволили стабилизировать финансовые основы бюджетов муниципальныхобразований, создали предпосылки к повышению роли местного самоуправления  какпубличной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечениенужд  и потребностей населения, проживающего на территории соответствующихмуниципальных образований, позволили гражданам РФ рассматривать   местноесамоуправление как реальный инструмент в решении насущных жизненных проблем. Ив первую очередь необходимо четкое правовое разграничение полномочий междуорганами государственной власти и органами местного самоуправления.
На наш взгляд, чтобыразграничить полномочия государственной власти и органов местногосамоуправления необходимо законом субъекта Федерации установить порядоквзаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправленияв отраслях социальной сферы по обеспечению реализации переданныхгосударственных полномочий на территориальном уровне и контроля за исполнениемэтих полномочий.
При этом было быцелесообразным:
Ø закрепить в Бюджетном Кодексе РФправо и возможность субъектов Федерации самостоятельно определять, всоответствии с общими принципами, свое бюджетное устройство, в том числе числоуровней бюджетной системы с использованием понятияадминистративно-территориальное (муниципальное) образование, непосредственно входящеев состав субъектов Федерации;
Ø закрепит расходные полномочия иналоговые полномочия районного уровня за субъектами Федерации;
Ø в соответствии федеральным закономнаделить органы местного самоуправления определенными государственнымиполномочиями;
Ø установить минимальный переченьгосударственных расходных полномочий и отвечающие им налоговые полномочияподлежащие закреплению  законом субъекта Федерации на долгосрочной основе заорганами местного самоуправления.
К сожалению глава 11БК РФ регламентирующая вопросы распределения расходов между уровнями бюджетнойсистемы, не раскрывает сути понятия «расходные полномочия» и не устанавливаетих разграничения.
 В результатерегиональные и особенно местные власти не имеют возможности обеспечитьсбалансированность своих бюджетов и вынуждены проводить политику выборочногоисполнения возложенных на них обязательств, накапливая задолженность.
В ходе разграниченияналоговых полномочий было бы целесообразно также предоставить органам местногосамоуправления право:  
Ø повышать действующие ставки налога надоходы  с физических лиц (НДФЛ) с высоким уровнем доходов до %5 пунктов снаправлением этих доходов на финансирование социально-значимых расходов, темболее что  подобные примеры уже имеются в мировой практике;
Ø вводить сборы за право розничнойторговли и парковку автомобилей.
В областисоциально-культурной сферы расходная часть бюджета должна стать инструментомвыравнивания доступа граждан к основным общественным услугам и социальнымгарантиям.
Четкое определение статусаместного самоуправления и разграничения полномочий между уровнямигосударственной власти и органов местного самоуправления, как в целом так и всоциальной сфере  — серьезный стимул к улучшению обеспечения  населенияуслугами учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальнойподдержки и других социальных учреждений.
Заключение
 
Местноесамоуправление – обязательный компонент демократического государственногостроя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительныеорганы.
Финансовой базой местныхорганов власти являются их бюджеты.
Местный бюджет – один изглавных каналов доведения до населения конечных результатов производства.
Важное значение местныебюджеты имеют в осуществлении общегосударственных, экономически и социальныхзадач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание иразвитие социальной инфраструктуры общества.
Расходная часть местныхбюджетов наиболее отражает последствия экономических и социальных программ встране.
В развитии рыночныхпринципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функцииместных органов власти. К сожалению, несмотря на передовое законодательство,адекватного упрочнения финансового положения муниципальных образований пока непроисходит.
Формирование большогочисла местных бюджетов, наделение органов власти МСУ широкой самостоятельностьюпотребуют расширения вопросов о внешнем контроле за ходом бюджетного процессана этом уровне.
В настоящее времяотмечается социальная направленность местных бюджетов, и в этих условияхзамечается опережение доходов над расходами, т.е. бюджетный дефицит.
Также рост дефицита можетбыть связан с нерациональными расходами и нерациональной налоговой  политикой,превышением налоговой нагрузки.
В вопросах об уменьшениибюджетного дефицита в муниципальных образованиях мы предлагаем следующие путирешения:
Ø прежде всего, так как наше бюджетноеустройство основано на принципе бюджетного федерализма, то необходимопредоставить местным бюджетам источник собственных доходов;
Ø поскольку основным источником доходовявляются налоги, то крайне важно ежегодно повышать их собираемость естественносокращать недоимку.
Проанализировавсостав и структуру расходов местных бюджетов Калужской области видно, что вобщем объеме местных бюджетов наибольший удельный вес имеют расходы насоциально-культурные мероприятия, превышающие 86% в 2001 г., 77% — в 2002 г. и77% в 2003 г. от общей расходов. Более 72% расходной части бюджетов в 2001 г.составляли расходы на ЖКХ, образование, здравоохранение и физическую культуру,в 2002 г. – 58%, в 2003 г. – 50%.
Остальные статьи расходовиз местных бюджетов финансируются незначительно, что встает преградой на путиобщего развития области.
Анализ действующегозаконодательства РФ и субъектов Федерации, относящегося к деятельности МСУпоказывает, что одной из проблем этого института власти является не четкоераспределение полномочий между органами государственной власти субъектовФедерации и органов МСУ. Чтобы разграничить полномочия власти необходимо на нашвзгляд, законом субъекта Федерации установить порядок взаимодействия органовгосударственной власти и органов МСУ в отраслях социальной сферы по обеспечениюреализации переданных государственных полномочий на  территориальном уровне иконтроля за исполнением этих полномочий.
Четкое определениестатуса МСУ и разграничение полномочий между уровнями государственной власти иорганов МСУ, как в целом, так и социальной сфере – серьезный стимул к улучшениюобеспечения населения услугами учреждений образования, культуры,здравоохранения, социальной поддержки, а следовательно улучшениемблагосостояния страны в целом.

Список использованнойлитературы
1.   Бюджетный кодекс РФ
2.   Постановление Государственной Думы г.Калуги «О бюджете муниципального образования «Города Калуга»» на 2004 год от2.12.2003 г. №287.
3.   Актуальные проблемы экономики ифинансов в РФ. /Материалы межвузовской научной конференции.
4.   Бюджет государства и информационныхтехнологий.  Учебник/ Под науч. ред. Е.В. Бушмина – М.: Перспектива, 2001 –436с.
5.   Бюджетные отношения в РоссийскойФедерации: Новые подходы к анализу и правовому регулированию/составление иобщая редакция В.Н. Лексина, А.Н. Швецова – М.: Формула права, 2000.
6.   Бюджетная система РоссийскойФедерации. Учебник/М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В.Вреблевской – 2-е изд., исправ. и перераб. – М.: Юрайт – М, 2001.Мышлева И.Н.Государственные и муниципальные финансы. Учебник – М.: ИНФРА – М, 2003 – 268 с.
7.   Сборник новейшего налогового ибюджетного законодательства (официальные тексты и вспомогательные примечания).Ростов на /Д: Феникс, 2000 – 544 с.
8.   Финансово-экономические проблемымуниципального образования / Под ред д-ра экон. наук, проф. Н.Г. Сычева и  д-раэкон. наук, проф.К.И. Таксира – М.: Финансы и статистика, 2002 – 704 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.