Реферат по предмету "Финансовые науки"


Анализ и оценка финансовых результатов коммерческой организации (на примере ОАО "Салаватнефтеоргсинтез")

Курсовая работа
На тему: Анализ и оценка финансовых результатов коммерческой организации(на примере ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»)
 

Оглавление
 
Введение
1. Теоретические аспекты формированияфинансовых результатов
1.1Экономическая база формированияфинансовых результатов коммерческой организации
1.2Значение показателей прибыли в современныхусловиях
1.3Система показателей рентабельностиорганизации и методика их расчета
2. Методика анализа финансовыхрезультатов
2.1 Методика Савицкой Г.В.
2.1.1 Анализ финансовых результатов отреализации продукции и услуг
2.1.2 Анализ прочих финансовыхдоходов и расходов
2.1.3 Анализ рентабельностипредприятия
2.1.4 Методика определения резервовроста прибыльности и рентабельности
2.1.5 Анализ использования прибыли
2.2 Методика Мазуровой И.И.
2.2.1 Анализ структуры и динамикиприбыли до налогообложения по данным отчетности
2.2.2 Анализ формирования чистойприбыли
2.2.3 Методика факторного анализаприбыли от продаж
2.2.4 Применение индексного методадля экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам
2.2.5.Сегментарный анализ прибыли отпродаж и рентабельности продаж
2.2.6 Анализ и оценка влиянияинфляции на прибыль от продаж     
2.2.7 Анализ прибыли от продажметодом отклонений
2.2.8 Анализ отчетов об исполнениисмет как инструмент управления
2.2.9 Анализ и оценка прибыли на однуакцию
2.3 Методика Калининой А.П.
2.3.1 Анализ структуры и динамикиприбыли до налогообложения по данным отчетности
2.3.2. Методика факторного анализаприбыли от продаж
2.3.3 Анализ формирования чистойприбыли
2.3.4 Анализ рентабельности продукции
2.3.5 Рентабельность активов коммерческойорганизации
2.3.6 Факторный анализ рентабельностисобственного капитала коммерческой организации
3.Анализ финансовых результатов ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»и расчет показателей рентабельности
3.1 Краткая характеристика ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»   
3.2 Анализ структуры и динамикиприбыли до налогообложения ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» за 2008-2009г
3.3 Анализ влияния факторов надинамику прибыли от продаж товаров, продукции, (работ, услуг)
3.4 Анализ влияния факторов наформирование чистой прибыли и ее динамики
3.4 Анализ влияния факторов нарентабельность продукции, работ, услуг        
3.5 Анализ влияния факторов нарентабельность активов (имущества) коммерческой организации
3.6 Факторный анализ рентабельностисобственного капитала коммерческой организации
Заключение
Библиографический список
финансовый результат рентабельность прибыль
 

Введение
Современная система бухгалтерского учета и анализа преследует в своейоснове главную цель – выявление конечного финансового результата хозяйственной деятельностиконкретной организации. Важнейшим моментом в организации учета финансовых результатовявляется правило определения величины доходов и расходов.[1]Неправильное определение величины доходов и расходов организации приводит к искажениюпоказателей их стоимости и, как следствие, к неправильному исчислению финансовыхрезультатов всей деятельности в целом.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что деятельность коммерческойорганизации непосредственно связана с получением прибыли как результата производственнойхозяйственной и финансовой деятельности. Прибыль – фактор, влияющий на расширениепроизводства, внедрения новейших технологий, экономическую стабильность. [2]Перспективыпредприятия полностью зависят от его возможности приносить прибыль, т.е. увеличиватьсобственность акционера. Инвестор готов вкладывать в бизнес свои средства, толькоесли ожидает получить на них достаточный доход, причем больший, чем при вкладе вдругие компании или в банк. Кроме того, эта дополнительная прибыль призвана скомпенсироватьи соответствующие риски каждой конкретной компании. Прибыль, как основная категорияпредпринимательства, всегда порождала различные взаимоотношения по поводу ее распределениямежду предпринимательством и властью — государством. Поэтому мощнейшее воздействиена механизм формирования информации о финансовых результатах оказывает налогообложениеприбыли.
Поэтому можноутверждать, что методологическое, а зачастую и методическое обеспечение учета иотчетности о финансовых результатах значительно отстает от теоретических и практическихпотребностей. По существу отсутствует фундаментальная теория учета всей совокупностифинансовых результатов. Теоретическое обоснование важнейших категорий финансовыхрезультатов сводится к механическому перенятию западных теорий формирования такойинформации без учета достижений национальной школы.
Абсолютные показатели прибыли не всегдадают четкое представление об уровне эффективности деятельности коммерческих организаций,т.к. одни и те же суммы прибыли могут быть получены в различных экономических условиях.Для измерения эффективности деятельности коммерческих организаций применяются показателирентабельности.
Рассмотреть процесс формирования и расчетпоказателей рентабельности на примере реально действующей организации ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Целью данной работы явилось изучение теоретическихаспектов и практических аспектов анализа финансовых результатов.
Для достиженияданной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· рассмотреть системупоказателей прибыли коммерческой организации с точки зрения различных авторов;
· выявить основные задачианализа финансовых результатов деятельности предприятия;
· исследовать механизманализа финансовых результатов на примере ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»;
· дать рекомендацииувеличения показателей прибыли и повышения уровня рентабельности.
Из-за отсутствия достаточного количестваинформации о деятельности нефтяной компании ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», в даннойработе мы не сможем провести анализ рентабельности важнейших видов продукции (работ,услуг).
Данная курсовая работа состоит из трех глав,списка использованной литературы, состоящего из 27 источников, заключения и четырехприложений.
В первой главе рассматриваются теоретическиеаспекты формирования финансовых результатов, значение показателей прибыли в современныхусловиях, классификация прибыли, система показателей рентабельности организациии методика их расчета.
Во второй главе рассматриваются различныеметодики анализа финансовых результатов – методика Савицкой Г.В., Мазуровой И.И.,Калининой А.П.
Третья глава посвящена краткой характеристике,анализу финансовых результатов и расчету показателей рентабельности ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
Информационной базой курсовой работы являютсянормативные документы по рассматриваемой теме, труды экономистов в области анализафинансовых результатов деятельности организации, учебные и методологические пособияпо анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия, статьи периодическойпечати и другие.
В заключении сформулированы основные выводыи предложения, полученные в ходе проведенного исследования.
Полный список используемых источников приводитсяв конце работы.

1. Теоретическиеаспекты формирования финансовых результатов
 
1.1 Доходы и расходы — экономическая база формирования финансовых результатовкоммерческой организации
Экономической основой формирования финансовыхрезультатов коммерческих организаций являются доходы и расходы. Сущность и составдоходов и расходов определены следующими нормативными документами по бухгалтерскомуучету:
ПБУ 9/99 «Доходы организации» (в редакцииприказов Минфина РФ от 30.12.99 №107н и от 30.03.2001 г. № 27н);
ПБУ 10/99 «Расходы организации» (в редакцииприказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н и от 30.12.2001 г. № 27н)
Основные положения о доходах и расходахпредставлены в сравнительной таблице № 1.
Таблица 1Основные понятия ПБУ 9/99 «Доходы организации» ПБУ 10/99 «Расходы организации» 1.Сущность доходов и расходов П.2. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации (за исключением вкладов участников) П.2. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации (за исключением уменьшения вкладов по решению участников) 2. Состав доходов и расходов. В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации доходы и расходы подразделяются на:
П.4.
а) доходы от обычных видов деятельности;
б) прочие доходы
П.4.
а) расходы по обычным видам деятельности;
б) прочие расходы 3. Понятие и состав доходов и расходов от обычных видов деятельности
П.5. Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг
П.6. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности
П.5. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также с выполнением работ, оказанием услуг
П.6. Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности Состав прочих доходов и расходов
П.7.
а) поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
б) поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, и других видов интеллектуальной собственности;
в) поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), и прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества)
г) поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
д) проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств другим организациям, а также проценты за хранение денежных средств в банке;
П.8
е)штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
ж) активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
з)поступления в возмещения причиненных убытков;
и)прибыль прошлых лет, выявленная в прошлом году;
к)суммы кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности;
л)курсовые разницы;
м)сумма дооценки.
П. 11.
а) расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
б) расходы, связанные с предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, и других видов интеллектуальной собственности;
в) расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
г) расходы, связанные с продажей. выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
д)проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
е) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитным организациям;
ж) отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием фактов хозяйственной деятельности;
П. 12
з) штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров;
и)возмещение причиненных организацией убытков;
к) убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
л) суммы дебиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
м) курсовые разницы;
н)сумма уценки активов;
о) перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных и культурно-просветительских мероприятий. 5. Условия признания доходов и расходов
П. 12
Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю, работа принята заказчиком, услуга оказана;
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены
П. 16
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) расход производится в соответствии с конкретным договором, требовании законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
б) сумма расхода может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива;
г) амортизация признается в качестве расхода, исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации
П.13
Организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
П.14
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).
П.14
Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию этой услуги, которые будут впоследствии возмещены организации
П.18
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продаж продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности
 
1.2 Система показателей прибыли и методика их расчета
Прибыль как важнейший экономический показательэффективности деятельности организации имеет сложную неоднозначную трактовку.
Прибыль предприятия получают главным образомот реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основныхфондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и др.).[3]
В связи с этим, дадим такое определение:прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствованияпосле реализации продукции. Т.е. чем больше предприятие реализует рентабельной продукции,тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовыерезультаты деятельности следует изучать в тесной взаимосвязи с использованием иреализацией продукции.
Основными задачами анализа финансовыхрезультатов деятельности являются:
·  систематический контрольза выполнением планов реализации продукции и получения прибыли;
·  определение влияниякак объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
·  выявление резервовувеличения суммы прибыли и рентабельности;
·  оценка работы предприятияпо использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
·  разработка мероприятийпо использованию выявленных резервов.
Конечный финансовый результат (чистаяприбыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видовдеятельности, а также прочих доходов и расходов. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки»отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли (доходы) организациинарастающим итогом с начала года.
Основными источниками информации при анализефинансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку товаров, данные аналитическогобухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности формы№ 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
В форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках»представлена следующая система показателей прибыли:
—  валовая прибыль;
—  прибыль от продаж;
—  бухгалтерская прибыль(до налогообложения);
—  чистая прибыль.
Следует рассмотреть каждый из показателейв отдельности.
Валовая прибыль (ВП) – это расчетный аналитическийпоказатель, носящий характер промежуточного дохода (прибыли) от обычной деятельности,т.е. это выручка (нетто) минус переменные затраты.[4]Величина валовой прибыли для безубыточно работающей организации не должна быть меньшепостоянных расходов производственного назначения. Валовую прибыль иной раз называют«брутто-прибылью от продаж». Рассчитывается по следующей формуле (стр. 010 -стр.020),в форме № 2 отражается по строке 029:
ВП = В – С,
Где В – выручка (нетто) от продажи товаров,продукции, работ, услуг;
С – производственная себестоимость проданнойпродукции, товаров, работ, услуг.
Прибыль от продаж(ПП) – это финансовый результат от обычных видов деятельности организации. Она можетбыть рассчитана двумя способами. В форме № 2 отражается по стр. 050. Прибыль отпродаж можно рассчитать двумя способами:
а) ПП = ВП– КР – УР (по форме №2: стр. 010 — стр. 020 — стр. 030 — стр. 040);
Где КР – коммерческие расходы; УР – управленческиерасходы.
б) ПП = В – С – КР – УР (по форме№2: стр. 029 — стр. 030 — стр. 040).
Второй способ расчета прибыли от продажотражает результат сопоставления всей совокупности доходов и расходов по обычнымвидам деятельности.
Бухгалтерскаяприбыль (до налогообложения) (БП) представляет собой величину бухгалтерской прибыли,т.е. сводный (общий) финансовый результат от всех видов деятельности организации.[5]Она отражается по стр. 140 формы №2. Этот показатель финансового результата в форме№ 2 определяется в следующем порядке:
БП = ПП + Ппол – Пупл + ДУ + ПД – ПР,

Где Ппол – проценты к получению; Пупл– проценты к уплате; ДУ – доходы от участия в других организациях; ПД и ПР – прочиедоходы и прочие расходы, соответственно.
Порядок расчета прибыли до налогообложенияможно представить и в следующем виде:
БП = ПП + ПФР,
Где ПФР – прочий финансовый результат,рассчитываемый следующим образом:
ПФР = Ппол – Пупл + ДУ + ПД – ПР.
Чистая прибыль(ЧП) – это прибыль, доступная к распределению среди собственников, т.е., в принципе,это сумма бухгалтерской прибыли (до налогообложения), уменьшенная на текущий налогна прибыль. Чистая прибыль в форме №2 отражается по стр. 190, рассчитывается: стр.160+ стр. 170 — стр.180.
ЧП = БП + ОНА – ОНО – ТНП,
Где ОНА – отложенные налоговые активы;ОНО – отложенные налоговые обязательства; ТНП – текущий налог на прибыль, т.е. налогна прибыль, подлежащий уплате в бюджет.
Таким образом, все показатели прибылиможно обобщить в таблице №2.

Таблица 2 — Показатели прибыли и порядок их формирования № строки Показатели 010 Выручка от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (-) 020 Себестоимость продукции, работ, услуг (=) 029 Валовая прибыль (-) 030 Коммерческие расходы (-) 040 Управленческие расходы (=) 050 Прибыль (убыток) от продаж (+) 060 Проценты к получению (по ценным бумагам) (-) 070 Проценты к уплате (по ценным бумагам) (+) 080 Доходы от участия в других организациях (+) 090 Прочие доходы (-) 100 Прочие расходы (=) 140 Прибыль (убыток) до налогообложения (+) 141 Отложенные налоговые активы (+) 142 Отложенные налоговые обязательства (-) 150 Текущий налог на прибыль (=) 190 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
 
1.3 Система показателей рентабельности организации и методика их расчета
Информация, содержащаяся в бухгалтерской(финансовой) отчетности, позволяет произвести анализ не только прибыли, т.е. абсолютнойэкономической эффективности (абсолютного экономического эффекта) деятельности организации,но и рентабельности, которая является, по выражению известного ученого в областиэкономического анализа А.Д. Шеремета, характеристикой «истинной эффективности»,т.к. сам способ ее исчисления учитывает условия получения прибыли.[6]
Рентабельность – это уровень прибыльностиили уровень доходности. Показатели рентабельности – это относительные показатели(коэффициенты), в которых сумма прибыли сопоставляется с каким-либо показателем,отражающим условия хозяйствования, например, с суммой выручки (нетто) от продаж,с суммой собственного капитала и др.
В общем виде расчет рентабельности (Р),т.е. прибыльности (доходности) можно представить следующей формулой:
Р = Прибыль/Затраты или ресурсы (капитал)[7]
 
По данным официальной бухгалтерской отчетностикоммерческих организаций можно рассчитать многочисленные показатели рентабельности.Эти показатели будут отличаться как по числителю, так и по знаменателю.
В числителе дроби при расчетах коэффициентоврентабельности могут быть использованы различные показатели прибыли: бухгалтерскаяприбыль (до налогообложения), чистая прибыль, прибыль от продаж.
В знаменателе дроби при расчетах коэффициентоврентабельности могут применяться следующие показатели:
- выручка (нетто) отпродаж;
- полная себестоимостьпродаж;
- средняя стоимостьактивов (имущества) организации;
- средняя сумма собственногокапитала организации;
- сумма уставного капитала;
- средняя стоимостьосновных фондов;
- средняя стоимостьоборотных активов;
- средняя стоимостьпроизводственных фондов и другие.
В системе показателей рентабельности можновыделить четыре основные группы:
1) показатели рентабельностиактивов, отражающие эффективность использования имущества коммерческой организации;
2) показатели рентабельностикапитал, отражающие эффективность использования капитала;
3) показатели рентабельностипродаж, отражающие эффективность производства и продаж, работ, услуг;
4) показатели рентабельностизатрат, отражающие эффективность затрат.
Помимо этого, существует два типа показателейрентабельности:
-  рентабельность деятельности,характеризует эффективность оборота, соотношение различных статей доходов и расходовпо данным отчета о прибылях и убытках;
- рентабельность вложений,сопоставляет величину различных видов прибыли и инвестированных в бизнес средств.При их расчете используются одновременно данные отчета о прибылях и убытках и баланса.
Показатели рентабельности могут использоватьсядля:
~ анализа динамики доходностикомпании;
~ сравнения фактическихрезультатов с плановыми;
~ сравнения деятельностиотдельных бизнес-единиц в рамках единого предприятия;
~ сравнения с показателямифирм-конкурентов;
~ оценки целесообразностипродолжения деятельности и привлечения дополнительного (в т.ч. заемного) капитала;
~ оценки привлекательностивложений в предприятие с точки зрения потенциальных инвесторов.
В таблице 3 приведён расчет основных показателейрентабельности.
 

Таблица 3 — Система основных показателей рентабельности,характеризующая эффективность деятельности коммерческой организации№ п./п Название групп и показателей Порядок расчета Пояснения 1. Показатели рентабельности всей совокупности продукции, товаров, работ, услуг 1.1. Рентабельность затрат на проданные товары, продукции, работы, услуги (Прибыль от продаж)* 100/(Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг) Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу полных затрат и характеризует эффективность текущих затрат ресурсов и производство и продажу 1.2. Рентабельность продаж (Прибыль от продаж)* 100/(Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг) Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу объема продаж и характеризует уровень доходности продаж 2. Показатели рентабельности капитала 2.1. Рентабельность капитала, авансированного в активы 2.1.1. Рентабельность активов (Чистая прибыль)*100/(Средняя стоимость всех активов организации) Отражает сумму прибыли, приходящуюся на единицу общей величины капитала (всех активов независимо от источников их формирования) и характеризует эффективность использования всей совокупности активов (имущества) организации 2.1.2. Рентабельность производственных фондов (Прибыль от продаж)*100/(Средняя стоимость основных фондов и материальных оборотных средств, т.е. запасов) Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу стоимости основных средств и запасов, и характеризует эффективность использования производственных фондов 2.1.3. Рентабельность чистых активов (Чистая прибыль)*100/(Средняя стоимость чистых активов) Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу чистых активов, т.е. собственного капитала в уточненной его величине, и характеризует эффективность его использования 2.2. Рентабельность собственного капитала (Чистая прибыль)*100/(Средняя величина собственного капитала) Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу собственного капитала, т.е. капитала собственников и характеризует эффективность его использования 2.3. Рентабельность акционерного (уставного) капитала (Чистая прибыль)*100/(Средняя величина акционерного (уставного) капитала) Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу вложенного учредителями капитала, и характеризует эффективность его использования 2.4. Доходность акционерного (уставного) капитала (Дивиденды (проценты) начисленные из чистой прибыли)*100/(Средняя величина акционерного (уставного) капитала) Отражает долю прибыли, начисленную в пользу собственников на единицу вложенного ими капитала
 

2. Методика анализа финансовых результатов коммерческой организации
 
2.1 Методика Савицкой Г.В.
 
2.1.1 Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
Основную часть прибыли организации получают от реализации продукциии услуг. Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукциии услуг по Савицкой Г.В. (рис. 1)
Рис.1.Структурно-логическая факторная модель прибыли/>
Прибыль от реализации продукции (услуг)  


Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырехфакторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); её структуры (Удi); себестоимости(Сi); и уровня среднереализационных цен (Цi):
П=∑[VРПобщ * Удi(Цi-Сi)]
Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так иотрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукцииприводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличенииобъема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное,и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельныхвидов продукции в общем объеме её реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив,при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая суммаприбыли уменьшится. Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижениесебестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот. Изменение уровнясреднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня ценсумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способомцепной подстановки. Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибылиот реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторовпервого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен.Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид: П=VРП1 * (Цi-Сi).

2.1.2 Анализ прочих финансовых доходов ирасходов
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатовдеятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего доходы отинвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходыи расходы.
К инвестиционным относятся проценты к получению по облигациям, депозитам,по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходыот реализации основных средств и иных активов и т.д.
Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям,за предоставлении организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Прочие внереализационные доходы и расходы – это прибыль (убытки) прошлыхлет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте;полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки от списания безнадежнойдебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности; убытки отстихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества; судебные издержки.
В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторыизменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.
 
2.1.3 Анализ рентабельности коммерческой организации
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, характеризующих:
1) окупаемость затрат;
2) прибыльность продаж;
3) доходность капитала и его частей.
· рентабельность продукции />
· рентабельность продаж (оборота) />
· рентабельность совокупного капитала/>
· рентабельность (доходность) операционного капитала/>
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому видупродукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменениясреднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:/>
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности операционногокапитала (отношение прибыли от основной деятельности к средней сумме операционногокапитала).
 
2.1.4.Методика определения резервов роста прибылии рентабельности
Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяютсяпо каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение еёсебестоимости, повышение качества продукции, реализация её на более выгодных рынкахсбыта и т.д. (рис. 2)

Рис. 2.Основные направления поиска резервов увеличения прибылиот реализации продукции
/>
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции– увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р П) и снижение её себестоимости(Р С).
2.1.5 Анализ использования прибыли
Для анализа используются закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет,инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия,а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движениикапитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.
Распределение прибыли показано на рис. 3, из которого видно, что однаеё часть в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется нанужды общества. Оставшаяся сумма – чистая прибыль – используется на выплату дивидендовакционерам предприятия, на расширение производства, создание резервного капиталаи др.

Рис.3. Общая схема распределения прибыли.
/>
В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемойприбыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размеров чистойпотребленной и капитализированной прибыли.
 
2.2 Методика Мазуровой И.И.
 
2.2.1 Анализ структуры и динамики прибыли до налогообложения по данным отчетности
В форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» приводятся данные о составебухгалтерской прибыли (до налогообложения) в разрезе слагаемых за два аналогичныхпериода времени. При анализе эти данные сопоставляются и можно рассчитать, как повлиялокаждое слагаемое на изменение бухгалтерской прибыли в сумме и в процентах. Следовательно,факторный анализ прибыли до налогообложения проводится по данным формы №2. Факторамиизменения прибыли до налогообложения являются её слагаемые.
Тщательным образом должны быть изучены расходы от списания долгов иубытков прошлых лет, уплаченные штрафы, пени и неустойки. По всем видам убытковжелательно выявить виновных лиц, попытаться предъявить им иски, а также наметитьорганизационно-технические мероприятия по предотвращению таких убытков в дальнейшим.
 
2.2.2 Анализ формирования чистой прибыли
Чистая прибыль – это часть бухгалтерской прибыли, остающаяся в распоряжениикоммерческой организации после начисления текущего налога на прибыль, а также сучетом отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, т.е. всоответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Она отражена в форме№2 по стр. 190.
Чистая прибыль по форме №2 бухгалтерской отчетности определяется поформуле:
 ЧП=БП + ОНА – ОНО – ТНП,
Где ЧП – чистая прибыль; БП – прибыль до налогообложения; ОНА – отложенныеналоговые активы; ОНО – отложенные налоговые обязательства; ТНП – текущий налогна прибыль
Перечень факторов, обусловливающих изменение чистой прибыли, определяетсясамой методикой расчета:
· сумма бухгалтерской прибыли;
· сумма текущего налога на прибыль;
· изменение суммы отложенных налоговых активов за отчетный период (посчету 09);
· изменение суммы отложенных налоговых обязательств за отчетный период(по счету 77).

2.2.3Методика факторного анализа прибыли от продаж
1) анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов – объема продаж, себестоимостии цены единицы продукции – по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);
2) анализ основывается на информации, содержащейся в форме №2 «Отчет о прибыляхи убытках», так называемый экспресс-анализ.
Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход,поскольку, он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительнообъемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры(ассортимента). Вместе с тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджераимеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций-конкурентов.
Для анализа используем способ абсолютных отклонений – модифицированныйвариант цепных подстановок.
При углублении анализа необходимо выяснить конкретные причины измененияобъема продаж, причины удорожания себестоимости и возможности дальнейшего (некритического)повышения цен. На основе результатов факторного анализа прибыли от продаж могутбыть приняты конкретные управленческие решения по планированию номенклатуры выпускаи продаж продукции на будущие периоды времени, а также решения относительно объемовпроизводства конкретных видов продукции, цен на них и предельно допустимых затратпо каждому виду продукции.
 
2.2.4 Экспресс-анализ прибыли от продаж по факторам
Цель экспресс-анализа – это наглядная и несложная (по времени исполненияи трудоемкости реализации алгоритмов) оценка финансового благополучия и динамикиразвития организации. Экспресс-анализ завершается выводом о целесообразности и нецелесообразностиболее углубленного и детального анализа финансовых результатов для последующегопринятия управленческих решений.
Предлагаемые в экономической литературе методики экспресс-анализа прибылиот продаж по факторам используют традиционный подход, в основе которого лежит пересчетбазисных показателей на фактический объем и структуру продаж. Этот подход получилширокое распространение в условиях директивной экономики, поскольку в форме «Отчетао реализации продукции» предусматривалась специальная графа «По плану, пересчитанномуна фактическую реализацию».
 
2.2.5Сегментарный анализ прибыли от продаж и рентабельности продаж
В бухгалтерской отчетности организации содержится информация по сегментам.Порядок её представления регламентируется ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»,утвержденным приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н (далее – ПБУ 12/2000). Сегмент– часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях. При этомсегменты, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, называютсяотчетными (п.6 ПБУ 12/2000).
При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров,работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условиях сходства повсем или большинству из следующих факторов (п. 7 ПБУ 12/2000):
· назначение продукции, товаров, работ, услуг;
· процесс производства продукции, товаров, выполнения работ, оказанияуслуг;
· потребители (покупатели) продукции, товаров, работ, услуг;
· методы продажи продукции, товаров и распространения работ, услуг;
· система управления деятельностью организации (если это примени мов конкретной ситуации).

2.2.6 Анализ и оценка влияния инфляции на прибыльот продаж
Инфляция характеризуется обесценением национальной денежной единицыи общим повышением уровня цен внутри страны. Темпы инфляции измеряются при помощииндексов цен. Темпы роста цен на разные группы товаров неодинаковые. Так, цены натовары первой необходимости растут, как правило, быстрее, чем на товары длительногопользования. Индексы цен, отражающие уровень инфляции, характеризуют среднее изменениеуровня цен за определенный период.
Влияние инфляции на прибыль от продаж проявляется в двух направлениях:
1) из-за повышения цен и тарифов на потребляемые материалы, сырье, топливо,электроэнергию, услуги сторонних организаций увеличивают издержки производства и,следовательно, снижается прибыль от продаж;
2) с целью компенсации дополнительных инфляционных издержек коммерческие организацииповышают цены реализации товаров, продукции, работ, услуг. В результате повышенияцен и тарифов на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги увеличиваются выручкаи прибыль от продаж.
 
2.2.7 Анализ прибыли от продаж методом отклонений
Анализ прибыли от продаж предполагает многоуровневое выявление отклоненийфактических значений прибыли и факторов, на неё влияющих, от их нормативных (сметных)значений.
 
2.2.8 Анализ отчетов об исполнении смет как инструмент управления
Управление по отклонениям представляет собой систему сметного контроля,при котором фактические показатели сравниваются со сметными для осуществления соответствующихкорректирующих действий в случае выявления отклонений. Целью подобной корректировкиявляется максимально возможное согласование будущих показателей затрат и прибылис их сметными значениями. Такое управление осуществляется на основе анализа отчетовпо исполнению смет, составляемых по центрам и уровням ответственности.
При этом центр ответственности понимается как структурная единица предприятия,руководитель которой несет ответственность за конкретные результаты, а уровень ответственности– совокупность центров ответственности того или иного уровня. Характерные чертыданной отчетной формы следующие:
· для каждого уровня и центра ответственности устанавливаются толькоконтролируемые расходы, т.е. такие, на которые руководитель того или иного центраответственности может оказать влияние и за которые соответственно отвечает;
· информация конкретизируется по мере перехода от более высокого к болеенизким уровням ответственности;
· данные о фактических затратах, а также об их отклонениях от сметныхзначений представляются как за отчетный период, так и нарастающим итогом, что принципиальноповышает информационно-аналитические возможности отчетов.
 
2.2.9 Анализ и оценка прибыли на одну акцию
Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»(ПБУ 4/99), утверждены приказом Минфина РФ №43н от 06.07.1999г. предусмотрено раскрытиев бухгалтерской отчетности информации о прибыли, приходящейся на одну акцию.
В соответствии с Методическими рекомендациями по раскрытию информациио прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденными приказом Минфина РФ от 21.03.2000г. №29н, любая существенная для пользователей бухгалтерской отчетности информацияв отношении показателей прибыли на акцию подлежит раскрытию в пояснительной записке.
Акционерное общество раскрывает информацию о прибыли, приходящейся наодну акцию, в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». Информация о прибыли представленадвумя показателями:
· базовая прибыль (убыток) на акцию;
· разводненная прибыль (убыток) на акцию (отражает возможное снижениеуровня базовой прибыли).
 
2.3 Методика Калининой А.П.
 
2.3.1 Анализ структуры и динамики прибыли до налогообложения по данным отчетности
В форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» приводятся данные о составебухгалтерской прибыли (до налогообложения) в разрезе слагаемых за два аналогичныхпериода времени. При анализе эти данные сопоставляются и можно рассчитать, как повлиялокаждое слагаемое на изменение бухгалтерской прибыли в сумме и в процентах. Следовательно,факторный анализ прибыли до налогообложения проводится по данным формы №2. Факторамиизменения прибыли до налогообложения являются её слагаемые.
 
2.3.2 Методика факторного анализа прибыли от продаж
Прибыль от продаж зависит от трех основных факторов:
1) от количества реализованной продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента);
2) от уровня себестоимости единицы продукции по каждой позиции номенклатуры(ассортимента). В условиях инфляции себестоимость в течение отчетного периода неоднократноменяется, поэтому при планировании и экономическом анализе необходимо использоватьсредние показатели себестоимости единицы продукции;
3) от уровня цен, по которым реализуются конкретные виды продукции. При планированиии экономическом анализе необходимо использовать средние цены на единицу продукции.
Калинина в своем труде приводит 2 основных подхода к факторному анализуприбыли от продаж:
1) анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов – объема продаж, себестоимостии цены единицы продукции – по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);
2) анализ основывается на информации, содержащейся в форме №2 «Отчет о прибыляхи убытках», так называемый «экспресс-анализ».
Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход,поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительнообъемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры(ассортимента). Вместе с тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджераимеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций-конкурентов.
 
2.3.3 Анализ формирования чистой прибыли
Факторный анализ чистой прибыли позволяет ответить на вопрос о том,по каким причинам сумма чистой прибыли отличается от суммы бухгалтерской прибыли.
Перечень факторов, обусловливающих изменение чистой прибыли, определяетсясамой методикой её расчета:
1) сумма бухгалтерской прибыли;
2) сумма текущего налога на прибыль;
3) изменение суммы отложенных налоговых активов за отчетный период (по счету77).
Влияние названных факторов можно увидеть непосредственно из данных формы№2 «Отчет о прибылях и убытках».

2.3.4 Анализ рентабельности продукции
Показатели рентабельности продукции предназначены для характеристикиуровня эффективности производства и продаж продукции, работ, услуг.
В зависимости от того, рентабельность какой продукции необходимо измерить,можно выделить три группы показателей:
1) показатели рентабельности всего объема продаж;
2) показатели рентабельности по отчетным сегментам;
3) показатели рентабельности конкретных видов продукции.
Показатели рентабельности всего объема продаж можно рассчитать по даннымформы №2 «Отчет о прибылях и убытках»
 
2.3.5 Рентабельность активов коммерческой организации
Важнейшее место в системе показателей рентабельности занимает показательрентабельности активов (имущества).
Стоимость активов на конкретную балансовую дату может быть принята равнойитогу актива бухгалтерского баланса. Среднюю стоимость активов за период по правиламстатистики необходимо рассчитать по формуле средней хронологической. При отсутствииинформации среднюю стоимость активов можно рассчитать менее точно по формуле простойсредней арифметической из двух балансовых остатков.
При анализе показатели рентабельности активов исчисляются за несколькоаналогичных периодов времени, затем сравниваются, и делаются выводы об измененииуровня рентабельности.
Калинина А.П., также предложила коэффициент рентабельности активов ввиде двухфакторной мультипликативной модели. Для анализа влияния факторов можноприменить метод цепных подстановок.

Рис.4. Классификация факторов, влияющих на рентабельность активов(Ra)
/>
2.3.6.Факторный анализ рентабельности собственногокапитала коммерческой организации
Анализ факторов изменения рентабельности собственного капитала организацииможно провести по методике, аналогичной методике факторного анализа рентабельностиактивов.
Положительная динамика показателя рентабельностисобственного капитала (нормы прибыли на собственный капитал, чистой рентабельностисобственного капитала, коэффициента отдачи собственного капитала, финансовой рентабельности)означает возможность выплат повышенных дивидендом, направление больших средств напроизводственное и социальное развитие. Снижение этого показатели обычно означаетперенакопление собственных средств, неэффективное их использование, уменьшение возможностисамофинансирования.
/>,
где
/> — коэффициент финансовой зависимости,который обобщает данные пассива баланса;
/> - коэффициент оборачиваемости, которыйхарактеризует ресурсоотдачу и использование актива баланса;
/> - рентабельность продаж, который обобщаетданные отчета о прибылях и убытках.
Тщательно изучив три методики анализа финансовых результатов коммерческихорганизаций, я решил остановиться на методике, предложенной Калининой А.П.

3.Анализ финансовых результатов коммерческой организациии расчет показателей рентабельности
 
3.1 Краткая характеристика ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»
Предприятие (первоначально — Комбинат№ 18) начало свою деятельность в 1948 году. В 1993 году предприятие было реорганизованов открытое акционерное общество ОАО «Салаватнефтеоргсинтез».
В настоящее время ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»является одним из главных центров нефтехимии в России. Перечень выпускаемой продукциивключает свыше 140 наименований, в том числе более 70 наименований основной продукции.
Являясь крупнейшим экспортером страны,более трети продукции ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» поставляет зарубежным потребителям.География экспорта охватывает свыше 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, в т.ч.Финляндию, Китай, США, Великобританию, страны Западной Европы, Балтии и др. Переченьэкспортной продукции включает более 20 наименований.
Качество продукции соответствует мировымстандартам, что подтверждено наградами престижных российских и зарубежных выставок.Одно из немногих нефтехимических предприятий страны, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»имеет сертификаты соответствия международным стандартам в области качества и экологическойбезопасности ИСО 9001 и 14001, что дает предприятию дополнительные преимуществапри заключении контрактов на поставку продукции как отечественным, так и зарубежнымпотребителям.
От других нефтеперерабатывающих компанийОАО «Салаватнефтеоргсинтез» выгодно отличает наличие технической возможности переработки,как нефти, так и газового конденсата. Таким образом, все стадии производства продуктпроходит на одной промышленной территории. Вертикальная интеграция процесса глубокойпереработки нефти, объединение всех технологических процессов оптимизируют процесспроизводства и затраты предприятия. Сегодня «Салаватнефтеоргсинтез» использует более150 технологических процессов, 30 из которых разработаны и применены в производствевпервые в стране.
 Основными видами деятельности Обществаявляются:
— производство и реализация продукциинефтепереработки, нефтехимии, химической продукции, минеральных удобрений, другойпродукции производственно-технического назначения;
— производство и реализация товаров народногопотребления;
— спортивно-оздоровительная деятельность;
— другие виды деятельности, определенныеуставом Общества.
Список основной выпускаемой продукции:
· бензины автомобильные,
· дизельное топливо,
· топливо нефтяное мазут,
· сырье для производстванефтяных вязких дорожных битумов,
· полиэтилен высокогодавления марки ПВД,
· пленка полиэтиленовая,
· ингибитор коррозии,
· этилен,
· стирол,
· полистиролы УПМ, УПС,ПСВ-СУ, ПСМ,
· силикагели,
· катализаторы NaA,NaX,
· спирт бутиловый, изобутиловый,изооктиловый,
· карбамид,
· аммиак.
В состав открытого акционерного общества«Салаватнефтеоргсинтез» входят 5 заводов: Нефтеперерабатывающий завод, Химическийзавод, Газохимический завод, завод «Мономер», а также Ремонтно-механический завод,ряд вспомогательных и обслуживающих подразделений, в т.ч. сеть социальных объектов,направленных на всестороннее удовлетворение потребностей нефтехимиков. В группукомпаний «Салаватнефтеоргсинтез» входят также ряд дочерних обществ, осуществляющихдеятельность, носящую вспомогательный характер.
Высшим органом управления Общества являетсяобщее собрание акционеров. Собранием акционеров избран Совет директоров в количестве13 человек. Оперативное руководство деятельностью акционерного общества осуществляетгенеральный директор, назначаемый Советом директоров.
Стоимость имущества организации на конец2009г. составила 59млрд рублей. Основные средства ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» наконец 2009г. оцениваются в 17млрд рублей. Чистая прибыль компании за январь-февраль2010 года составила 500млн рублей. Запасы предприятия в денежном выражении составляют6млрд рублей. Чистая прибыль – 5.7млрд. рублей. Численность персонала 12,5 тысяччеловек.
3.2 Анализ структуры и динамики прибыли до налогообложения
В форме № 2 «Отчето прибылях и убытках» приводятся данные о составе бухгалтерской прибыли (до налогообложения)в разрезе слагаемых за два аналогичных периода времени. При анализе эти данные сопоставляютсяи можно рассчитать, как повлияло каждое слагаемое на изменение бухгалтерской прибылив сумме и в процентах. Факторами изменения прибыли до налогообложения являются ееслагаемые.

Таблица 4 — Анализ структуры и динамики прибыли доналогообложения ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» за 2008-2009гг.№ п./п Слагаемые (факторы изменения) бухгалтерской прибыли За предыдущий аналогичный период За отчетный период Влияние на бухгалтерскую прибыль (+, -) Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, % В сумме, тыс. руб. В процентах к итогу прошлого года 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Прибыль от продаж 6008580 113,09 14319200 184,21 8310620 156 2 Проценты к получению 63670 1,98 429322 5,52 365652 6,88 3 Проценты к уплате -823452 -15,5 -825237 -10,62 -1785 -0,03 4 Доходы от участия в других организациях 105606 1,99 1691 0,02 -103915 -1,96 5 Прочие доходы 75464197 1420,42 82647729 1063,22 7183532 135,21 6 Прочие расходы -75505802 -1421,21 -88799427 -1142,37 -13293625 -250,22 7 Прибыль до налогообложения 5312799 100% 7773278 100% 2460479 46,31
Проверка: 7773278-5312799=8310620+365652-1785-103915+7183532-13293625=2460479
В графе 8 таблицы 4 подсчитаны так называемыесопоставимые проценты. Они сопоставимы потому, что каждый из них рассчитан по отношениюк одной и той же базе, а именно – к сумме бухгалтерской прибыли предыдущего периода.Показатели графы 8 отражают процент влияния каждого слагаемого бухгалтерской прибылина общий процент ее изменения.
Сумма бухгалтерской прибыли за отчетныйпериод составила 7773278 тыс. руб. она увеличилась по сравнению с предыдущим периодомна 2460479 тыс. руб., или на 46,31%.
Основным фактором, обусловившими увеличениебухгалтерской прибыли явился рост прибыли от продаж на 8310620, или на 156%. Ростпрочих доходов на 7183532 тыс. руб., или на 135,21% также повлиял на рост бухгалтерскойприбыли. Негативным фактором, значительно снизившим рост бухгалтерской прибыли сталрост прочих расходов на 250,22%.
 
3.3 Анализ влияния факторов на динамику прибыли от продаж
Интересно будет рассмотреть методику экспресс-анализаприбыли от продаж, основанную на использовании индексного метода. Т.к. цель экспресс-анализа– это наглядная и несложная (по времени исполнения и трудоемкости реализации алгоритмов)оценка финансового благополучия и динамики развития организации. Экспресс-анализзавершается выводом о целесообразности или нецелесообразности более углубленногои детального анализа финансовых результатов для последующего принятия управленческихрешений.
 Исходная информация для иллюстрации предложеннойметодики экспресс-анализа представлена в таблице 5, составленной по данным формы№ 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 5 Факторный анализ прибыли от продаж ОАО«Салаватнефтеоргсинтез» за 2008-2009гг., тыс. руб.

п./п Показатели За предыдущий период За отчетный период 1 2 3 4 1 Выручка (нетто) от продаж ∑q0 × p0 ∑q1 × p1     96966845 104893797 2 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 73332347 81625507 3 Управленческие расходы 2578111 2081037 4 Коммерческие расходы 16817711 19735565 5 Полная себестоимость продаж (п.2 + п.3 + п.4) ∑q0 × s0 ∑q1 × s1     92728169 103442109 6 Прибыль от продаж (п.1 – п.5) П0 П1 6008580 14319200 7 Индекс цен 1 1,12 8 Отчетный объем реализации в ценах предыдущего периода × ∑q1 × p0   93655175*
*∑q1 ×p0 = 104893797 / 1,12 = 93655175 тыс. руб.
Условные обозначения:
q1 – количество конкретных видов продукции, реализованных в отчетномпериоде в натуральном выражении;
p0, p1 – цены реализации конкретных видов продукциив предыдущем и отчетном периодах;
s0, s1 – полная себестоимость единицы конкретноговида продукции в предыдущем и отчетном периодах;
П0, П1 – прибыль от продаж в предыдущем и отчетномпериодах.
Индекс цен отчетногопериода к предыдущему по данным формы № 2 невозможно рассчитать по причине недостаткаинформации. Он рассчитывается по данным бухгалтерского учета. Этот индекс свидетельствуето том, что в среднем по всей продукции, реализованной в отчетном периоде, цены отчетногопериода выше цен предыдущего периода на 12%.
Информация, содержащаясяв таблице № 3, позволяет: определить изменение прибыли от продаж в отчетном периодепо сравнению с предыдущим; рассчитать влияние на это изменение трех основных факторов:
1. изменение объемапродаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим;
2. изменение полнойсебестоимости продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим;
3. изменения ценв отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
1. изменение объема продаж:
1.1. Рассчитаем индекс объема продаж:
/> =93655175 / 96966845 = 0,965847
1.2. Рассчитаем влияние уменьшения объемапродаж на прибыль:
∆П (q) = П0× (Jq – 1)
∆П (q) =6008580 × (0,965847-1) = -205211 тыс. руб.
2. изменения полной себестоимости продаж:
2.1 отчетный объем продаж, оцененный пополной себестоимости отчетного периода:
∑q1s1 = 103442109 тыс. руб.
2.2 Отчетный объем продаж, оцененный пополной себестоимости предыдущего периода:
∑q1s0 = Jq × ∑q0s0;
∑q1s0 = 0,965847×92728169 = 89561223 тыс. руб.
2.3 Изменение полной себестоимости в отчетномпериоде по сравнению с предыдущим:
∑q1s1 — ∑q1s0 =103442109– 89561223 = + 1380886 тыс.руб.
2.4 Влияние этого фактора на прибыль:
∆П (s) = — (∑q1s1 — ∑q1s0) = — 1380886 тыс. руб.
3. Изменение цен на реализуемую продукцию:
3.1 Отчетный объем продаж в ценах отчетногопериода:
∑q1p1 = 104893797 тыс. руб.
3.2 Отчетный объем продаж в ценах предыдущегопериода:
∑q1p0 = 93655175тыс. руб.
3.3 Влияние измененияцен на выручку и прибыль от продаж:
∆П (р) = ∑q1p1 — ∑q1p0
∆П (р) = 104893797 – 93655175 =+ 11238622 тыс. руб.
Таким образом, объем продаж и повышениецен на продукцию вызвало рост прибыли от продаж на 11238622 тыс. руб., а такие факторы,как изменение структуры объемов и реализации, повышение цен на сырье и материалыпривели к снижению прибыли на 1380886 тыс. руб.
При углублении анализа желательно детализироватьвлияние каждого из рассматриваемых факторов. Влияние первого фактора может бытьдетализировано по конкретным позициям номенклатуры продукции. Влияние второго фактора,т.е. изменение полной себестоимости продаж, можно детализировать по трем составнымчастям: изменению операционной себестоимости, управленческих и коммерческих расходов:
а) влияние изменения операционной себестоимости:
81625507 тыс. руб. – 73332347 тыс. руб.× 0,965847= 10797680 тыс. руб.
Влияние на прибыль = -10797680 тыс. руб.;
б) влияние изменения управленческих расходов:
2081037 тыс. руб. – 2578111 тыс. руб.× 0,965847= -409024 тыс. руб.
Влияние на прибыль = 409024 тыс. руб.
в) влияние изменения коммерческих расходов:.
19735565 – 16817711 × 0,965847=3492229
Влияние на прибыль = -3492229
 Всего = -13880885 тыс. руб.
 
3.4 Анализ влияния факторов на формирование чистой прибыли и ее динамики
Чистая прибыль – конечный финансовый результатдеятельности коммерческой организации. Это часть бухгалтерской прибыли, оставшаясяв распоряжении организации после начисления налога на прибыль и с учетом отложенныхналоговых активов и обязательств (ОНА и ОНО). Чистая прибыль отражается на синтетическомсчете 99 и в форме №2 по строке 190.
Более наглядно эту информацию мы представилив таблице 6.

Таблица 6 Анализ формирования чистой прибыли ОАО«Салаватнефтеоргсинтез»
за 2008 г.№ п/п Факторы формирования чистой прибыли Сумма, В % к сумме бухгалтерской прибыли тыс. руб. 1 2 3 4 1 Прибыль до налогообложения 7773278 100,00 2 Текущий налог на прибыль -2168638 -27,9 3 Изменение суммы отложенных налоговых активов 237729 3,06 4 Налог на прибыль (прошлых лет) 115738 1,5 5 Изменение суммы отложенных налоговых обязательств -242971 -3,12 6 Иные аналогичные обязательные платежи -3444 -0,04 7 Чистая прибыль 5711692 73,5 (п.1 – п.2 + п.3 – п.4)
За отчетный год чистая прибыль составила73,5 % от суммы бухгалтерской прибыли (до налогообложения). Основным фактором, обусловившимменьшую величину чистой прибыли по сравнению с бухгалтерской прибылью, явилась сумматекущего налога на прибыль. Вторым по значимости фактором, повлиявшим на размерчистой прибыли, явилась сумма отложенных налоговых обязательств. Иные аналогичныеобязательные платежи повлияли незначительно.
Анализ динамики чистой прибыли представленв таблице 7.
Таблица 7 Анализ динамики чистой прибыли ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»,тыс. руб.№ п/п Факторы изменения чистой прибыли Предыдущий аналогичный период Отчетный период Изменение (+,-) Влияние на чистую прибыль (+,-)
  1 2 3 4 5 6
      5312799 7773278 2460479 2460479
  1. Бухгалтерская прибыль
     
  2. Текущий налог на прибыль (1079173) (2168638) (1089465) -1089465 /> /> 3. Изменение суммы отложенных налоговых активов 19401 237729 218328 218328 /> /> 4 Налог на прибыль (прошлых лет) 4486 115738 111252 111252
  5. Изменение суммы отложенных налоговых обязательств (300378) (242971) (57407) 57407
  6. Прочие платежи в бюджет (1384) (3444) 2060 2060
  7. Чистая прибыль (п.1+п.2+п.3+п.4+п.5) 3955751 5711692 Х 1755941
 
На данном предприятии сумма бухгалтерскойприбыли в отчетном периоде увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 2460479тыс. руб., а сумма чистой прибыли – на 1755941 тыс. руб. На это повлияли все трифактора. Увеличение суммы текущего налога на прибыль снизило чистую прибыль, такжек увеличению чистой прибыли привело уменьшение суммы отложенных налоговых обязательствна 57407 тыс. руб., увеличение суммы отложенных налоговых активов положительно сказалосьна сумме чистой прибыли.
3.4 Анализ влияния факторов на рентабельность продукции
Понятие «рентабельности» равноценно понятию«прибыльности». Для оценки эффективности работы организации следует использоватьне абсолютные показатели, а относительные, которыми являются показатели рентабельности.Увеличение прибыли еще не говорит о повышении эффективности деятельности, о рациональномиспользовании ресурсов. Для качественной характеристики используются показателирентабельности. Они представляют собой отношение прибыли к избранной базе, о чемговорилось в первой теоретической части.

Таблица 8 Анализ влияния факторов на рентабельностьпродукции, работ, услуг ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» (тыс. руб.)№ п/п Показатели За предыдущий год За отчетный год Изменение Темп изменения, % 1 2 3 4 5 6 1. Нетто-выручка 96966845 104893797 7926952 8,17 2. Полная себестоимость (020+030+040) 90958265 90574597 -383668 -0,42 3.  Прибыль от продаж 6008580 14319200 8310620 38,31 4. Бухгалтерская прибыль 5312799 7773278 2460479 46,31 5. Чистая прибыль 3955751 5711692 1755941 44,39 6. Доходы организации (060+010+080+090) 172600318 187972539 15372221 8,91 7. Расходы организации (020+030+040+070+100) 167287519 180199261 12911742 7,72 Показатели рентабельности 1) Рентабельность затрат, % (3/2*100) 6,61 15,81 9,2 х 2) Рентабельность продаж   а) по прибыли от продаж, % (3/1*100) 6,2 13,65 7,45 х б) по бухгалтерской прибыли, % (4/1*100) 5,48 7,41 1,93 х в) по чистой прибыли, % (5/1*100) 4,08 8,31 4,23 х 3) Отношение доходов к расходам 1,03 1,04 0,01 х
Рентабельность продукции, исчисленнаяпо разным показателям, меняется неодинаково, однако в сторону увеличения. Так, например,рентабельность продаж по прибыли от продаж увеличилась на 7,45%. Аналогичный показательпо чистой прибыли увеличился на 4,23%. Рентабельность затрат увеличилась на 9,2%.Это связано с тем, что полная себестоимость снижалась быстрее выручки от продаж.В целом доходы увеличивались быстрее расходов.
 

3.5 Анализвлияния факторов на рентабельность активов коммерческой организации
Рентабельность активов (имущества, капитала,общая рентабельность) характеризует эффективность использования всех авансированных(вложенных) средств, как собственных, так и заемных. Показывает степень использованиявсего имущества, которое находится на балансе, а не только использованные его части(как, например, рентабельность продукции). Отрицательная динамика показателя свидетельствуетлибо о перенакоплении актива, либо о трудностях в сбыте продукции.[8]
Определим влияние факторов на изменениепоказателя рентабельности активов.
/>, где
/> - рентабельность продаж;
/> - коэффициент оборачиваемости.
Таблица 9 Анализ влияния факторов на рентабельностьактивов ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» № Показатели Базовый период Отчетный период Изменение 1 2 3 4 5 1. Выручка от продаж, тыс. руб. 96966845 104893797 х 2. Бухгалтерская прибыль, тыс. руб. 5312799 7773278 х 3. Среднегодовая стоимость имущества, тыс. руб. 55106576 55207261 х 4. Рентабельность имущества, % (2/3*100) 24,8 25,809 1,009 5. Рентабельность продаж, % (2/1*100) 5,47 7,42 1,95 6. Коэффициент оборачиваемости, (1/3) 1,927 1,943 0,016

Рентабельность имущества увеличилась на1,009%. Определим влияние факторов:
1. Влияние изменения рентабельности продажна рентабельность активов определяется как произведение изменения рентабельностипродаж на коэффициент оборачиваемости базового периода.
/>
2. Влияние изменения отдачи актива балансанаходится как произведение рентабельности продаж отчетного периода на изменениекоэффициента оборачиваемости.
/>
Проверка:
/>
/>
Увеличение рентабельности продаж на 1,95пункта привело к увеличению рентабельности актива на 3,757%. На увеличение рентабельностиактива на 0,3968% оказывает положительное влияние изменения отдачи актива баланса,т.е. ускорение оборачиваемости вложенных в имущество средств.
 
3.6 Факторный анализ рентабельности собственного капитала
Положительная динамика показателя рентабельностисобственного капитала (нормы прибыли на собственный капитал, чистой рентабельностисобственного капитала, коэффициента отдачи собственного капитала, финансовой рентабельности)означает возможность выплат повышенных дивидендом, направление больших средств напроизводственное и социальное развитие. Снижение этого показатели обычно означаетперенакопление собственных средств, неэффективное их использование, уменьшение возможностисамофинансирования.
Определим влияние факторов на изменениерентабельности собственного капитала.
/>, где
/> — коэффициент финансовой зависимости,который обобщает данные пассива баланса;
/> - коэффициент оборачиваемости, которыйхарактеризует ресурсоотдачу и использование актива баланса;
/> - рентабельность продаж, который обобщаетданные отчета о прибылях и убытках.
Таблица 10 Факторный анализ рентабельности собственногокапитала ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» № п/п Показатели Базовый период Отчетный период Изменение 1 2 3 4 5 1. Чистая прибыль, тыс. руб. 3955751 5711692 х 2. Среднегодовая стоимость имущества. тыс. руб. 55106576 55207261 х 3. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. 18203552 23896693 х 4. Выручка от продаж, тыс. руб. 6008580 14319200 х 5. Рентабельность собственного капитала, % (1/3*100) 21,73 23,9 2,17 6. Коэффициент финансовой зависимости (2/3) 3,02 2,33 -0,69 7. Коэффициент оборачиваемости (4/2) 0,1 0,26 0,16 8. Рентабельность продаж, % (1/4*100) 65,83 39,88 -25,95
Рентабельность собственного капитала увеличиласьна 2,17%. Определим влияние факторов:
1. Влияние изменения коэффициента финансовойзависимости на рентабельность собственного капитала находится как произведение изменениякоэффициента финансовой зависимости на коэффициент оборачиваемости отчетного годаи рентабельность продаж базового года.
/>
2. Влияние изменения коэффициента оборачиваемостина рентабельность собственного капитала определяется как произведение коэффициентафинансовой зависимости отчетного года на изменение коэффициента оборачиваемостии рентабельность продаж базового года.
/>
3. Влияние изменения рентабельности продажна рентабельность собственного капитала находится как произведение коэффициентафинансовой зависимости отчетного года на коэффициент оборачиваемости отчетного годаи изменение рентабельности продаж.
/>
Из-за округления получаются небольшиепогрешности. Стоит отметить, что на увеличение рентабельности собственного капиталавлияет изменение рентабельности продаж, ускорение оборачиваемости на 0,16

Заключение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что деятельность коммерческойорганизации непосредственно связана с получением прибыли как результата производственнойхозяйственной и финансовой деятельности. Прибыль – фактор, влияющий на расширениепроизводства, внедрение новейших технологий, экономическую стабильность. Перспективыпредприятия полностью зависят от его возможности приносить прибыль, т.е. увеличиватьсобственность акционера. Инвестор готов вкладывать в бизнес свои средства, толькоесли ожидает получить на них достаточный доход, причем больший, чем при вкладе вдругие компании или в банк. Кроме того, эта дополнительная прибыль призвана скомпенсироватьи соответствующие риски каждой конкретной компании.
В ходе данной работы мною были рассмотреныследующие вопросы:
1. теоретические аспектыформирования финансовых результатов:
a. экономическая базаформирования финансовых результатов;
b. значение показателейприбыли в современных условиях;
c. система показателейрентабельности организации и методика их расчета.
2. Изучение различныхметодик анализа финансовых результатов:
a. Методика СавицкойГ.В.
b. Методика МазуровойИ.И.
c. Методика КалининойА.П.
В результате, я остановился на методике,предложенной Калининой А.П., на основе которой я осуществил анализ финансовых результатовОАО «Салаватнефтеоргсинтез»
3. Анализ финансовыхрезультатов ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» и расчет показателей рентабельности:
a. Краткая характеристикаОАО «Салаватнефтеоргсинтез»;
b. Анализ структуры идинамики прибыли до налогообложения ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» за 2008-2009г;
c. Анализ влияния факторовна динамику прибыли от продаж товаров, продукции, (работ, услуг);
d. Анализ влияния факторовна формирование чистой прибыли и ее динамики;
e. Анализ влияния факторовна рентабельность продукции, работ, услуг;
f. Анализ влияния факторовна рентабельность активов (имущества) коммерческой организации;
g. Факторный анализ рентабельностисобственного капитала коммерческой организации.
В ходе проведенного исследования полученыследующие основные выводы и предложения:
Во-первых, сумма бухгалтерской прибылиза отчетный год увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 2460479 тыс. руб.,или на 46,31 %. Основными факторами, обусловившими увеличение бухгалтерской прибыли,явились рост прибыли от продаж на 8310620 тыс. руб., или на 56%, и рост прочих доходовна 7183532 тыс. руб., или на 35, 21%. Крайне негативно на рост бухгалтерской прибылиповлияло увеличение прочих расходов на 13293625 тыс. руб. (150,22%).
Во-вторых, сумма чистой прибыли в отчетномпериоде увеличилась по сравнению с предыдущим на 1755941 тыс. руб. (44%): снижениесуммы текущего налога на прибыль обеспечило рост чистой прибыли, уменьшение суммыотложенных налоговых обязательств также положительно сказалось на ее сумме.
Стоимость имущества организации на конец2009г. составила 59млрд рублей. Основные средства ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» наконец 2009г. оцениваются в 17млрд рублей. Чистая прибыль компании за январь-февраль2010 года составила 500млн рублей. Запасы предприятия в денежном выражении составляют6млрд рублей. Чистая прибыль – 5.7млрд. рублей. Численность персонала 12,5 тысяччеловек.
Рентабельность продаж по прибыли от продажувеличилась на 7,45%. Аналогичный показатель по чистой прибыли увеличился на 4,23%.Рентабельность затрат увеличилась на 9,2%. Это связано с тем, что полная себестоимостьснижалась быстрее выручки от продаж. В целом доходы увеличивались быстрее расходов.
Увеличение рентабельности продаж на 1,95пункта привело к увеличению рентабельности актива на 3,76%. На увеличение рентабельностиактива на 0,4% оказывает положительное влияние изменения отдачи актива баланса,т.е. ускорение оборачиваемости вложенных в имущество средств.
При формированиивозможных управленческих решений по результатам анализа прибыли и рентабельностикоммерческих организаций можно выделить два основных направления повышения рентабельностиактивов:
1. мероприятия по увеличениюприбыли до налогообложения и чистой прибыли;
2. мероприятия по оптимизациивеличины и структуры активов.
Рассмотрим управленческиерешения, ориентированные на увеличение показателей прибыли:
· оптимизация объемоввыпуска и продаж на основе изучения конъюнктуры рынка;
· снижение себестоимостипродаж, сокращение управленческих и коммерческих расходов;
· рациональная ценоваяполитика в области реализации товаров, продукции, работ, услуг;
· осуществление эффективныхфинансовых операций и операций с имуществом;
· сокращение прочихрасходов (снижение сумм комиссионного вознаграждения посредническим организациямза проведение и оформление сделок с различными объектами имущества; сумм штрафов,пеней и неустоек, уплаченных организацией, за нарушение хозяйственных договоров;сумм убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств, которые возмещаеторганизация, сумм уценки материально-производственных запасов; сумм дебиторскойзадолженности с истекшим сроком исковой давности и др.).
Перейдем к управленческимрешениям, направленным на оптимизацию величины и структуры активов организации:
· реализация, ликвидациялибо безвозмездная передача ненужных или излишних объектов имущества;
· сокращение текущихзапасов товарно-материальных ценностей до оптимального уровня;
· снижение остатковдебиторской задолженности.
Применительнок предприятию ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» можно сказать, что существуют резервыповышения прибыли и уровня рентабельности. Этого можно достичь путем:
· снижение себестоимостипродаж, сокращение управленческих расходов;
· сокращение прочихрасходов и увеличение доли прочих доходов;
· усилить влияние положительныхфакторов на прибыль от продаж, а именно: повышать объемы выпускаемой продукции, разрабатывать новые продукты,возможно, повышать цену;
· изменить отдачу активабаланса, т.е. ускорить оборачиваемость вложенных в имущество средств путем совершенствованияструктуры актива баланса (ликвидировать труднореализуемые остатки, выявить непользующуюсяспросом готовую продукцию, неоправданную дебиторскую задолженность).
В целом можно сделать вывод по полученнымданным, что ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» в отчетном году по сравнению с предыдущимулучшила финансовые результаты своей деятельности, а также увеличились основныепоказатели рентабельности.

Библиографический список
1. Гражданский кодексРоссийской Федерации.
2. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации.
3. Федеральный закон«О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ.
4. План счетов бухгалтерскогоучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению,утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н
5. Положение по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утвержденоприказом Минфина РФ от 29.07.98№34н.
6. План счетов бухгалтерскогоучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению,утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н
7. Положение по бухгалтерскомуучету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина Россииот 09.12. 1998 №60н
8. Положение по бухгалтерскомуучету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 №32н
9. Положение по бухгалтерскомуучету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 №33н
10. Положение по бухгалтерскомуучету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина Россииот 09.12. 1998 №60н
11. Положение по бухгалтерскомуучету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утверждение приказом Минфина Россииот 27.01.2000 №11н
12. Приказ МинистерстваФинансов РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации»
13. Бухгалтерский (финансовыйучет): Учет производства, капитала, финансовых результатов и финансовая отчетность.Учеб пособие/ под ред. В.А. Пипко – М.: Финансы и статистика, 2004.
14. Бухгалтерский учет/ Н. П. Кондраков: Учебное пособие, -М.: Инфра-М, 2005 г.
15. Бородина Е.И., ЕфимоваО.В., Мельник М.В. и др. Анализ финансовой отчетности: учебник. – 2-е изд., испр.и доп. – М., 2005.
16. Калинина А.П., КурносоваВ.П. Анализ затрат, финансовых результатов и деловой активности коммерческих организаций.– СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2005.
17. Ковалев В.В., ВолковаО.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Проспект, 2007.
18. Комплексный экономическийанализ предприятия / Под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И Мазуровой,- СПб.: Питер, 2009.
19. Ларионов А.Д. Бухгалтерскийучет: учебник. — М.: Проспект: [Велби], 2008.
20. Мазурова И.И., БелозероваН.П. Анализ финансовой отчетности коммерческой организации: Учебное пособие. – СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
21. Нечитайло А.И. Учетфинансовых результатов и распределения прибыли. – СПб.: Питер, 2005.
22. Савицкая Г.В. Анализхозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд., перераб. И доп. – М, 2007.
23. Селезнева Н.Н., ИоноваА.Ф. Анализ финансовой отчетности организации. – М.: ЮНИТИ. – Дана, 2007.
24. Соколов Я.В. Основытеории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2005.
25. Шеремет А.Д. Анализи диагностика финансово-хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2008.
26. Гиляровская Л.Т.,Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.– М.: Проспект, 2008.
27. Гинзбург А.И. Экономическийанализ. – СПб.: Питер, 2008.
28.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.