Реферат по предмету "Психология"


Профессиональные цели студентов

Курсоваяработа.
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕЦЕЛИ СТУДЕНТОВ»
 
Выполнила:
студентка 281 группы
Грачева Е.С.
Научный руководитель:
Семёнов И.Н.

Москва –2007г.

Оглавление
 
Введение.
Динамика самопознания студентов.
Проблемы профессиональногостановления студентов.
Список литературы.

Введение. Профессиональныецели студентов
«Нет профессий с большим будущим,
но есть профессионалы с большим будущим».
(Автор неизвестен).
Данная темавыбрана мною не случайно. Я, как представитель социальной группы молодёжи,очень заинтересована, чтобы мои профессиональные цели успешно реализовались.Для этого необходимо разобраться, что же такое профессиональные цели, одинаковоли они представляются студентам, преподавателям и работодателям.
Итак,профессиональные цели – это идеальное мысленное предвосхищение результатадеятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность.
Однакозачастую студенты слишком идеализируют свои цели, и, на мой взгляд, онистановятся больше похожими на мечты.
Преподавателиделают всё возможное, чтобы передать свои знания студентам, но сухая теориявряд ли поможет реализации планов по достижению целей, необходимо также нарядус теорией давать возможность применить это на практике или хотя бы объяснять,как это можно использовать.
Работодателиже напротив — хотят получить первоклассных специалистов, не давая при этомвозможности пройти практику, требуют опыт работы от двух лет. Но как же этовозможно!
Студентыоказываются в замкнутом кругу: с одной стороны учёба и получение диплома, сдругой – профессиональная реализация, работа, которая требует к себе особоговнимания, которое, в свою очередь, приходится отнимать от учёбы.
Поэтому особуюостроту в наши дни приобретает изучение изменений, происходящих в сознаниисовременной молодежи. Переоценка ценностей, неизбежная в условии ломки сложившихсяустоев, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Донастоящего времени существует очень мало работ посвященных профессиональнымценностям, а также нет четкого определения профессиональных ценностей. Всоциально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаетсяструктура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентацийв механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций синдивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, спрофессиональной направленностью и так далее.
Проблемаисследования профессиональных ценностей является актуальной, так как,во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия профессиональных ценностей;во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовнойсферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональныхценностях и поступках людей.
Профессиональноесамосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность,самоопределившаяся в профессиональном плане, — это индивид, осознающий своижизненные цели. Планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере,профессиональные намерения – это чёткое представление того, что он хочет. Личностныеи физические качества – то, что он представляет собой как профессионал. Возможности,способности, дарования – то, что он может, пределы его самосовершенствования. Требования,предъявляемые деятельностью, профессиональной группой — то, что от него требуют.Всё это компоненты как личностного, так и профессионального самосознания.
Под влияниемопыта профессиональное самосознание меняется. Оно расширяется за счет включенияновых признаков развившейся профессии, которая предъявляет новые требования кчеловеку. Меняются также и критерии оценивания себя как специалиста. Расширениепрофессионального самосознания выражается в росте числа признаковпрофессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, впреодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя вконтексте всей профессиональной деятельности.

Какова жединамика профессионального самопознания студентов?
Студенческийвозраст — начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развитиясамосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознаниисвоей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности,интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональноесамоопределение студентов. Все это делает не только возможной, но и необходимойспециальную работу по управлению процессом профессионального самосознаниястудента, формирования его профессиональной Я-концепции.
Количествоисследований личностных особенностей студента и его представлений о себе запоследние годы увеличилось, но практически отсутствуют экспериментальныеработы, раскрывающие динамику его представлений о себе как будущемпрофессионале.
По мнениюбольшинства ученых, движущей силой процесса профессионального развития субъектадеятельности является противоречие между возможностями человека и требованиямидеятельности.
Очень частомолодые специалисты сталкиваются с такими проблемами, как полное расхождение требований,которые предъявляет работодатель с теми знаниями, которые они получил во времяобучения в ВУЗе; неготовность приступить к работе сразу после обучения, если онне имеет хоть какого-либо опыта работы в желаемой должности. Тут опять жепротиворечие: если молодых специалистов берут с неохотой, то где же получатьэтот опыт? Студенты вынуждены выбирать: образование или карьера. Хотя как тутопределиться? Без законченного высшего образования студент никому не нужен,равно как и без опыта работы.
Поэтомубольшинство ценностей, сформированных у студентов, находится в состояниивнутреннего конфликта, то есть у студентов в связи с нереализованностьюбольшинства профессиональных ценностей и начинающимся кризисом профессиональныхэкспектаций; большая часть профессиональных ценностей характеризуетсясостоянием внутреннего конфликта. Это было подтверждено проведенной методикой«УСЦД» (Уровень соотношения ценности и доступности), проведённой А.А. Шаровым.
«УСЦД»включает в себя перечень из 12 общечеловеческих ценностей:
1. Активнаядеятельная жизнь.
2. Здоровье(физическое и психическое).
3. Интереснаяработа.
4. Красотаприроды и искусства.
5. Любовь(духовная и физическая близость с любимым человеком).
6.Материально обеспеченная жизнь.
7. Наличиехороших и верных друзей.
8.Уверенность в себе.
9. Познание(возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры иинтеллекта).
10. Свободакак независимость в поступках и действиях.
11.Счастливая семейная жизнь.
12.Творчество — возможность творческой деятельности.
Анализполученных результатов позволяет говорить о том, что на первых позициях по степенивнутреннего конфликта связанные не с профессиональными экспектациями, а сформальными характеристиками организации (зарплата и карьерный рост). Затемидут ценности связанные с расписанием трудового процесса и с графиком работы.Это объясняет, что еще до начала кризиса профессиональных экспектаций проходиткризис формальных ожиданий.
Рекомендации:полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее вниманиепрофессиональной этике в образовательном процессе. Необходимо такжеорганизовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка, тоесть быть более практико-ориентированным. В этом случае образование станетболее конкурентоспособным, а у студентов будет меньше внутренних конфликтов.Также эту проблемуможно разобрать более детально на примере профессионального становлениястудентов на факультете психологии. Она обсуждалась на научно конференции«Ломоносовские чтения» 29 апреля 2004 года.
В данномсообщении обсуждаются три существенных проблемы профессионального становлениястудентов на факультете психологии МГУ:
— дефицитдиалога преподавателей факультета со студентами на учебных занятиях и внеформальной обстановке;
-дефицитактивных форм обучения, обеспечивающих приобретение опыта применениятеоретических знаний к решению профессиональных задач;
— неоптимальные условия профессионального самоопределения студентов при выбореспециализации. Обсуждаются пути решения указанных проблем.
Авторомданного сообщения было проведено несколько опросов со студентами I-V курсов в период с 2002 по 2004 (Кринчик,2004,2005).I. Дефицитдиалога преподавателей факультета со студентами, как на учебных занятиях, так ив неформальной обстановке.
Несколькофрагментов из ответов студентов:
«Главнымдостоинством обучения в университете — является фундаментальный подход кобразованию… Но, с другой стороны, очень много «сухого знания»,которые лектор просто сообщает студентам без всякой обратной связи. Хотя мнекажется, что гораздо более полезным было бы обсуждение проблемы в диалоге со студентами». II. Дефицитактивных форм обучения на факультете.
Во всехисследованиях студенты, отмечая высокий уровень базового теоретическогообразования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальнойпрофессиональной деятельности во всех сферах практической психологии. Приведунекоторые цитаты:
«Недостаткиобучения кроются, на мой взгляд, именно в практических аспектах нашегообучения. Нам много рассказывают о работе в тех или иных областях практическойпсихологии, но не показывают, и уж тем более, не дают «потрогать руками».
«…и сейчася многое вижу, но что с этим делать и как не знаю. Мне кажется, что нафакультете нужно уделять внимание и конкретному приложению знаний, потому чтовыходишь в мир и чувствуешь себя той собакой, которая все понимает, но сказатьничего не может».
«Практикинет в университете — это диагноз. А всякая производственная практика это,конечно, ерунда. Все необходимо гораздо серьезнее (0,5 — 1 год) и не самомуискать (этому мы все научились), а чтобы факультет с этим помогал».
Суть проблемы,по мнению автора, состоит в том, что студентам не предоставляется возможностьобрести опыт самостоятельного решения реальных профессиональных задач (пусть вмодельном варианте) и, соответственно, опыт применения полученных на факультететеоретических знаний к решению этих задач.III. Условия, вкоторых происходит профессиональное самоопределение студентов в процессеобучения на факультете.
Речь идет овыборе тем курсовых и дипломных работ и выборе специализации.
Студенты немогут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять,соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиямвыбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь наинтуитивной самооценке. Косвенным свидетельством справедливости этого выводаслужит количество положительных ответов студентов 3 — 5 курсов на вопрос:»Считаете ли вы целесообразным организацию на факультете системыпрофориентации и индивидуальной профконсультации с возможностью добровольногопсиходиагностического тестирования?" Подавляющее большинство опрашиваемыхстудентов с энтузиазмом поддерживают реализацию этой идеи на факультете. Так на5 курсе в январе 2004г. положительно на этот вопрос ответили 83 студента из 95.Большинство студентов при этом формулировали свои предложения относительно форморганизации этой работы.
Исходя извсего вышесказанного, следует, что обе стороны – и студенты и работодатели — понимаютнесовершенство системы образования, но ни те, ни другие ничего не могутподелать. Студенты вынуждены сначала получать знания, которые никогда не будутприменять на практике, точно так же, как и школьники вынуждены разрыватьсямежду школьной программой и требованиями ВУЗов, в которые они хотят поступать.Это главная проблема – несогласованность и несоответствие того, что требуетсяот человека (школьника, студента, работника) тому, что ему дают.
Естественно,нельзя всю вину сваливать на несовершенную систему образования. Тот студент,который наметил себе цель, будет всеми силами её добиваться. Если одниорганизации не дают возможности стажироваться у них, он будет искать,пробовать, пытаться и, наконец, найдёт то, что ему нужно. И хотя большинствокомпаний не стремится взять себе молодых, существуют и такие, которые создаютспециальные программы для студентов, предлагают пройти практику в должностипомощников каких-то специалистов. Эти программы создаются для того, чтобы найтиюных дарований, которые обладают теми качествами, которые нужны в современноммире – это желание изменить, в первую очередь, свою жизнь к лучшему,способность быстрой адоптации к столь же быстро меняющимся условиям,мобильность, коммуникабельность и т.д. Если эти качества развиты недостаточно,то такие программы-стажировки помогают их развить, или студент, попробовав себяв этой роли, понимает, что такая работа не для него и начинает искать что-тодругое.
Профессиональныецели – это ориентиры, которых должен придерживаться студент. Молодой специалистдолжен чутко реагировать на изменяющуюся экономическую, политическую, социальнуюситуацию в обществе, должен учитывать множество факторов, которые могутповлиять на его карьеру, точнее, на её успешность.
Как писал В. Каверинв своей книге: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Такой девиз долженбыть у нынешнего поколения выпускников ВУЗов. Необходимо найти своё место,стать специалистом и, таким образом, реализовать свои профессиональные цели.

Литература:
1.        Савенкова И.А.,Семёнов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессиональногосамоопределения студентов – будущих психологов: Монография. – Сочи: НОЦ РАО,2005. – 173с.
2.        И.Н. СемёновТенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активностиМ.-В.: НПО «МОДЭК», 2000г.
3.        Кузьмина Н.В. Профессионализмличности преподавателя и мастера производственного обучения М.: Высшая школа,1990.
4.        Шаров А.А.Исследование ценностных ориентаций www.psyadvise.ru
5.        ВестникМосковского университета, Сер.14 Психология, №2 2005г.
6.        Хусаинова М.А.Становление профессиональной позиции студентов — будущих менеджеров средствамииностранного языка: Автореферат диссертации на соискание учёной степеникандидата педагогических наук Самара, 2006г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :