Реферат по предмету "Финансовые науки"


Анализ бюджетного дефицита, источников его финансирования и государственного долга как важнейших элементов финансовой системы государства

Содержание
 
Введение
1. Теоретические основы управления сбалансированностьюбюджета
1.1 Понятие и значение бюджетного дефицита
1.2 Классификация источников финансированиядефицита бюджета
1.3 Сущность государственного долга и методыуправления им
2. Анализ бюджетного дефицита федеральногобюджета Российской Федерации
2.1 Общая характеристика источников финансированиядефицита федерального бюджета
2.2 Анализ внутреннего государственного долга
2.3 Анализ внешнего государственного долга
3. Пути преодоления дефицита федеральногобюджета
3.1 Проблемы сбалансированности федеральногобюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита
3.2 Перспективы государственного долга ипути его уменьшения
Заключение
Список литературы
бюджет дефицитфинансирование долг

Введение
 
Проведение экономическихреформ изменило основы функционирования бюджетной системы страны. Изменились и отношениямежду органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработкиметодологии формирования нового бюджетного механизма. Бюджетная система любого федеративногогосударства в определенные периоды времени существует в условиях несбалансированностибюджетов. Нормальное функционирование такой системы связано с необходимостью рациональногоперераспределения бюджетных ресурсов с использованием чёткого механизма её реализации.
Бюджетный дефицит – этофинансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивалисьвсе государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то естьбюджет без сальдо, возможен только теоретически.
Практически невозможно представитьсебе государство, в котором безупречно работают все финансово–экономические рычаги,стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
В долг жили и продолжаютжить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметитьнаметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономическиразвитых стран. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующийуровню инфляции в стране.
Причиной несбалансированностиявляется и государственный долг. Обслуживание государственного долга (оплата процентовзаимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягиваетна себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджетагосударства.
Последнее десятилетие вРоссии осуществляется поиск эффективных путей реформирования межбюджетных отношений.Сегодня, безусловно, есть необходимость создания научно-обоснованного финансовогомеханизма балансирования бюджетов. При этом большое значение должно иметь качествосбалансированности их бюджетов. Однако следует отметить, что многие теоретическиеи методические проблемы сбалансированности бюджетов не решены вследствие изменившихсясоциальных, экономических и политических условий функционирования субъектов РоссийскойФедерации. Всё это и определяет актуальность курсовой работы, особенно во времяпродолжающегося мирового финансового кризиса.
Целью данной работы являетсяанализ бюджетного дефицита, источников его финансирования и государственного долгакак важнейших элементов финансовой системы государства, основных их характеристик.
Конкретными задачами этойкурсовой работы являются:
• определение сущности дефицитафедерального бюджета Российской Федерации, источников его финансирования и государственногодолга;
• анализ состава и динамикиисточников финансирования дефицита, а также внутреннего и внешнего государственногодолга;
• анализ современного состоянияи проблем сбалансированности бюджета Российской Федерации, а также определение возможныхперспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета и государственногодолга.

1. Теоретические основыуправления сбалансированностью бюджета
 
1.1 Понятие и значение бюджетногодефицита
В бюджетах различных уровнейвсегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренныхбюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступленийиз источников финансирования его дефицита [5]. При составлении, утверждении и исполнениибюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации раз мерадефицита бюджета.
Однако достичь равенствадоходов и расходов крайне трудно. Обычно доходы бюджета превышают его расходы инаоборот. Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышениерасходов над доходами — дефицитом бюджета.
В современном мире нет государств,которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом.Он обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идтина увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономическойактивности и совокупного спроса в период спада производства правительство можетпринять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например,финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизитьналоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникаетдефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством и называется структурнымдефицитом [7].
В отличие от структурногоциклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговойполитики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходитна стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условияхспада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.
Выделяют также активныйи пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходовнад доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений,что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.
Различают краткосрочнуюи долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочныйхарактер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансовогогода и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению стой, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствиянеобходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможногоизменения целого ряда обстоятельств.
Например, сокращение объемовпоступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращенияобъемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса наизготавливаемую продукцию и снижения ее конкурентоспособности. Увеличение дефицитагосударственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственныхрасходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширениемтрансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьмапопулярной мерой перед очередными выборами.
Долгосрочная несбалансированностьбюджета связана с увеличением разрыва между государственными расходами и доходамина протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер.Так, в большинстве развитых странна протяжении последних 15 лет наблюдается устойчиваятенденция к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:
1) увеличение числа социальныхвыплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет;
2) неблагоприятная демографическаяситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходына выплату пенсий, ассигнования на здравоохранение и т.п.;
3) либерализация налоговогозаконодательства и как следствие этого снижение величины налоговых ставок (без соответствующейкорректировки государственных расходов);
4) возрастание объема внешнейзадолженности.
В целом состояние государственногобюджета определяется тремя основными факторами:
1) долгосрочной тенденциейв динамике налоговых поступлений и государственных расходов;
2) стадией экономическогоцикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;
3) текущей политикой государствав области бюджетных расходов и доходов.
Очень часто, особенно внашей стране и в других странах, происходит искусственное либо завышение, либо занижениеистинной величины бюджетного дефицита [7]. Так, искусственное занижение дефицитабюджета может осуществляться с помощью следующих инструментов:
1) «налоговой амнистии»,которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внестиза один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;
2) мероприятий по сборупросроченных налоговых платежей;
3) введением временных илидобавленных налогов;
4) отсрочками выплат заработнойплаты работникам государственного сектора;
5) отсрочкой обязательнойиндексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;
6) распродажей государственныхактивов;
7) наличием скрытого дефицита,обусловленного квазибюджетными расходами.
К числу последних относятцентрализованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным банком.Кроме того, Центральный банк может финансировать отдельные операции, связанные сгосдолгом, покрывать убытки от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты,рефинансировать сельское хозяйство и т.п. В результате этого растут убытки ЦБ иусиливается инфляция, а дефицит не растет.
Искусственное завышениеразмеров дефицита государственного бюджета может происходить в результате следующихобстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных расходов не всегдаучитывается амортизация в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьейгосударственных расходов является обслуживание государственного долга. Однако оченьчасто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат.
При высоких темпах инфляции,когда различия в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны,это завышение государственных расходов может быть весьма существенным. Возможныдаже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный долг растут,а реальный дефицит и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимойправительством политики. Поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходимапоправка на инфляцию [3].
С учетом этой поправки определяютреальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальнымдефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции.Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляетсобой операционный дефицит.
Считается, что само по себеналичие дефицита бюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия.Очень часто дефицит рассматривается как важный инструмент экономической политикигосударства, прежде всего макроэкономического регулирования. Умелое обращение сэтим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономическихи социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированностьбюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы,уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любогогосударства, безусловно, является сбалансированный бюджет.
Существуют разные представленияо том, как и на протяжении какого времени следует добиваться сбалансированностибюджета. Так, согласно теории ежегодно балансируемого бюджета, которая была широкораспространена в качестве теоретической основы государственной политики большинстваразвитых стран до 30-х гг. XX в., следует добиваться равенства доходов и расходовгосударства ежегодно. Это, по мнению сторонников данной теории, позволяет национальнымправительствам проводить более ответственную политику. Государство живет по средствам,не накапливает долги, не провоцирует инфляцию. Если происходит снижение доходов,то государство должно либо увеличивать налоги, либо снижать расходы.
В условиях, когда увеличиваютсяденежные доходы, государство должно действовать прямо противоположно, т.е. снижатьналоги либо увеличивать расходы. В настоящее время этой теории на практике придерживаютсяограниченное число стран, главным образом страны с развивающейся и переходной экономикой.В большинстве развитых стран широкое распространение в практике государственногорегулирования экономики получила теория циклического балансирования бюджета. Основыэтой теории были заложены Дж. Кейнсом в 30-е гг.
Именно кейнсианская теорияотвергла необходимость ежегодно сбалансированного бюджета. Она фактически легализовалабюджетные дефициты для стимулирования экономики. Суть теории циклического балансированиябюджета состоит в том, что во время экономического спада для стимулирования экономическогороста государство обязано сократить налоги и увеличить расходы. Государство должнокомпенсировать резкое падение спроса и воспрепятствовать уменьшению государственныхрасходов. При этом неизбежно возникнет дефицит бюджета.
В течение фазы экономическогоподъема государство рассчитывается по долгам за счет повышенных ставок налогообложенияили за счет увеличения налоговых поступлений вновь заработавших предприятий. Такимобразом, к концу экономического цикла бюджет становится сбалансированным. Балансированиеосуществляется на протяжении цикла: избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсируетбюджетный дефицит в фазе кризиса.
При этом большая роль отводится«встроенным стабилизаторам» (прогрессивная система налогообложения, трансфертныеплатежи государства — социальные выплаты, пособия по безработице и др.). С их помощьюразмер совокупного спроса способен автоматически снижаться или расширяться в зависимостиот фазы цикла в противоположном движению конъюнктуры направлении. Например, приспаде деловой активности в результате снижения совокупного дохода происходит автоматическоесокращение налоговых поступлений и увеличение определенных видов трансфертных платежей,что приводит к образованию циклического дефицита и частично компенсирует сокращениесовокупного спроса.
В условиях подъема экономикипроисходит обратное — увеличиваются налоговые платежи, сокращаются трансфертныеплатежи. В рамках многих современных теорий, в частности теории компенсирующегосябюджета, считается невозможным, да и не нужным добиваться его сбалансированности.Если учитывать, что в современных условиях действуют устойчивые факторы, увеличивающиедефицит бюджета, то необходимо более полно использовать государственный кредит какзаконный источник доходов бюджета. Именно государственный кредит, по мнению представителейэтой теории, способен не только компенсировать разрыв доходов и расходов, но и притянутьна себя излишнюю часть сбережений и инвестировать ее в экономику. В большинствестран с развитой рыночной экономикой правительство стремится балансировать бюджетв более долгосрочной перспективе — на циклической или функциональной основе. В условияхнеустойчивой экономики, когда ситуация в целом менее предсказуема, правительствовынуждено ежегодно балансировать бюджет.
Поэтому не случайно в Бюджетномкодексе РФ отмечается, что федеральный, региональный или местный бюджет не могутбыть приняты с профицитом или дефицитом, должна осуществляться ежегодная балансировкабюджета. Это, конечно, менее эффективный способ, поскольку он ведет к снижению степенивстроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижаетинвестиционную активность, а также эффективность распределения доходов. Однако внекоторой степени он оправдан, поскольку в условиях неустойчивой экономики ситуацияявляется менее предсказуемой.
В России в соответствиис Бюджетным кодексом РФ Государственная Дума может принять только сбалансированныйбюджет. Поэтому наряду с доходными статьями федеральный бюджет должен включать дефицитв качестве балансирующей статьи. В то же время в расходной части бюджета выделяетсяспециальная статья «Расходы по обслуживанию и погашению государственного долга».Этим российская бюджетная практика отличается, например, от американской. В СШАбюджет может приниматься с дефицитом, т.е. он изначально не является сбалансированным.При этом источники погашения долга, так же как и доходы по выданным кредитам, поступающиев счет погашения долга, вынесены за рамки бюджета.

1.2 Классификация источниковфинансирования дефицита бюджета
 
В случае принятия бюджетана очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансированиядефицита бюджета. Источники финансирования дефицита различаются по уровням бюджетнойсистемы. Так, источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники:
• кредиты, полученные РФот кредитных организаций в валюте РФ;
• государственные займы,осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• бюджетные ссуды, полученныеот бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• поступления от продажиимущества, находящегося в государственной собственности и др.;
2) внешние источники:
• государственные займы,осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• кредиты правительств иностранныхгосударств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемыев иностранной валюте [7].
Источниками финансированиядефицита бюджета субъекта РФ и местного бюджета могут быть только внутренние источники:
• государственные займы,осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ или муниципальногообразования;
• бюджетные ссуды, полученныеот бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• кредиты, полученные откредитных организаций;
• поступления от продажиимущества, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципальной собственностии др.;
В большинстве стран, в томчисле и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетногодефицита [7]:
1) кредитно-денежная эмиссия(монетизация);
2) долговое финансирование(внутреннее и внешнее);
3) увеличение налоговыхпоступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.
Последний, третий способвряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансированиядефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета.Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степениотносятся первый и второй способы.
Монетизация как способ сокращениядефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег в обращении (в томчисле за счет банковского финансирования). При монетизации увеличивается количестводенег в обращении, темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы ростареального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономическиеагенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяетсяв пользу государства через возросшие цены.
У государства образуетсядополнительный доход — сеньораж, т.е. новый доход от печатания денег. Монетизациядефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег,а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центральногобанка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Монетизация оказываетсядостаточно рискованным способом финансирования дефицита бюджета, поскольку можетоказывать отрицательное воздействие на состояние платежного баланса. Это связанос тем, что в результате монетизации происходит рост предложения денег и на рукаху населения накапливается избыток наличных денег. Он неизбежно порождает увеличениеспроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финансовые активы,включая зарубежные. Это, в свою очередь, приводит к росту цен и создает давлениена платежный баланс.
Если платежный баланс становитсяотрицательным, то это не уменьшает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведетк его увеличению. Более того, это отрицательно влияет на курс национальной валюты— происходит ее частичная девальвация. Механизм восстановления равновесия платежногобаланса в этих условиях основан на «связывании» избыточного денежного предложенияпри помощи продажи на валютном рынке части официальных резервов Центрального банка,что позволяет стабилизировать денежный рынок в целом.
Монетизация дефицита государственногобюджета вызывает тем меньшее повышение уровня инфляции в стране, чем более открытойявляется экономика и чем больше валютных резервов Центральный банк может истратитьна поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановлениеплатежного баланса. При этом рост инфляции в результате монетизации бюджетного дефицитаоказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя расходы официальныхвалютных резервов при этом уменьшаются.
Негативные инфляционныепоследствия монетизации бюджетного дефицита могут быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежнойполитики. Если Центральный банк сокращает кредитные возможности коммерческих банков(обычно это осуществляется посредством увеличения нормы резервов или учетной ставкипроцента) одновременно с расширением кредитов государственному сектору на финансированиебюджетного дефицита, то внутренние рыночные ставки возрастают, сдерживая экономическуюактивность. В результате этого частные инвестиции и чистый экспорт сокращаются иинфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на состояние платежногобаланса.
Денежная эмиссия может бытьнеинфляционной только при значительных темпах экономического роста, поскольку растущаяэкономическая активность сопровождается увеличением спроса на деньги, который ипоглощает часть дополнительной денежной массы. В целом монетизация может быть использованакак способ решения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду,что это небезопасный для экономики способ. Национальными правительствами он обычноиспользуется в исключительных случаях, когда, например:
1) имеется значительныйвнешний долг, что исключает льготное финансирование дефицита бюджета из внешнихисточников;
2) возможности внутреннегодолгового финансирования практически исчерпаны;
3) валютные резервы Центральногобанка истощены, в силу чего регулирование платежного баланса остается первостепеннойзадачей;
4) экономика способна выдержатьвысокую инфляцию, а граждане уже привыкли к постоянному росту цен.
Если же правительство все-такиизбирает эмиссионный способ бюджетного финансирования, то Центральному банку необходимов первую очередь ввести ограничения (лимиты) кредитования государственных предприятийи организаций. В противном случае может возникнуть риск полного вытеснения частногосектора с кредитного рынка и произойти падение инвестиционной активности. Необходимотакже постоянно держать под контролем уровень инфляции, следить за состоянием платежногобаланса.
Менее болезненным и болееуправляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета являетсядолговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрываетсяза счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами.На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.
В разных направлениях экономическоймысли по-разному относятся к долговому финансированию. Так, представители неоклассическогонаправления, начиная с А. Смита, негативно относятся к долговому финансированию.Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование— это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернутьобратно». В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляетсяналоговое бремя, что препятствует накоплению капитала.
Современные монетаристы(М. Фридмен, Ф. Кейтен и др.) считают, что если государство финансирует свои потребностиза счет займов на рынке капитала, то это ведет к увеличению процентной ставки, азначит, к вытеснению частных инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того,через государственный долг происходит перекладывание экономического бремени на будущиепоколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынужденырасплачиваться по долгам государства.
Представители кейнсианскогонаправления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничегострашного. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени,что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоватьсянесколько поколений, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению.
Государственный долг выступаеткак источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей,поэтому государственные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономическогоразвития. Объективная необходимость использования долгового финансирования для удовлетворенияпотребностей общества обусловлена сегодня многими факторами, прежде всего увеличениемрасходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности,международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличениябюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограниченывозможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабитьпротиворечие между все увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствамигосударства.
Применение государственныхзаймов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется такжезначительно меньшими их негативными последствиями для экономики по сравнению, например,с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования являетсяполитически более благоприятной для правительства, чем повышение налогов. Поэтомупосредством кредитного финансирования правительство может значительно увеличитьсвои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя.
Увеличение государственныхрасходов осложняет проблему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие процентныевыплаты по государственному долгу существенно ограничивают возможность примененияправительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику.При этом внешняя задолженность может стать серьезным фактором не только экономического,но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджетапо долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонныхи прочих программ правительства.
Увеличение налоговых поступлений– на первый взгляд кажется наиболее простым способом сокращения или ликвидации дефицитовфедерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать,что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов. Более высокие ставкиналога ассоциируются с большими, а не меньшими дефицитами. Это объясняется тем,что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не толькопойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратятбольше. Таким образом, возникают сомнения тезиса о том, что рост налогов будет эффективнымсредством сокращения дефицитов. Рост налогов может ухудшить, а не облегчить проблему.
Таким образом, ни один изспособов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществперед остальными и не является полностью неинфляционным.
1.3 Сущность государственногодолга и методы управления им
Когда расходы бюджета начинаютпревышать его доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, аего покрытие осуществляется неэмиссионными методами, возникает долг. То есть ПравительствоРФ при этом ведет заемную деятельность у юридических и физических лиц, иностранныхгосударств, иностранных финансовых и международных организаций. Заимствование средствбюджетами различных уровней приводит к накоплению задолженности, подлежащей погашениюв форме основного долга и накопленным на него процентам.
Государственный долг представляетсобой сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученнымкредитам, включая начисление по ним процентов, и выданные государственные гарантии[4]. Собственно, государственный долг представляет собой долговые обязательстваРФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными и международными организациями,другими субъектами права. Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимсяв федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
В состав государственногодолга РФ входят долговые обязательства в виде:
• кредитных соглашений идоговоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государственнымии международными финансовыми организациями;
• государственных ценныхбумаг, выпускаемых от имени РФ;
• договоров о предоставлениигосударственных гарантий РФ;
• договоров поручительстваРФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
• переоформленных договорныхобязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основании принятых федеральныхзаконов;
• соглашений и договорово реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, заключенных от имени РФ.
Долговые обязательства РФподразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет)и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Обязательства погашаются в сроки, определяемыеконкретными условиями займов, и не могут превышать 30 лет. Государственный долгсубъекта РФ представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемыйвсем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые обязательства субъектаРФ осуществляются в виде:
• кредитных соглашений идоговоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами,кредитными организациями;
• государственных займовсубъекта РФ в виде ценных бумаг;
• договоров с предоставлениемгосударственных гарантий от имени субъекта РФ;
• договоров поручительствасубъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
• переоформленных договоровобязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ;
• соглашений и договорово пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет,заключенных от имени субъекта РФ.
Муниципальный долг — совокупностьдолговых обязательств муниципального образования, которая обеспечивается всем муниципальнымимуществом, составляющим его казну. Долговые обязательства муниципального образованияосуществляются в виде:
• кредитных соглашений идоговоров, заключенных муниципальным образованием;
• займов муниципальногообразования в виде выпуска ценных бумаг;
• договоров о предоставлениимуниципальных гарантий;
• договоров поручительствамуниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
• долговых обязательствюридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органовместного самоуправления.
Погашение государственногодолга производится за счет доходов бюджетов соответствующего уровня или за счетвыпуска новых государственных займов. Государственный долг погашается через казначействаи банки путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторовпутем проведения тиражей погашения или ежегодных платежей.
В условиях рынка для Россиинаиболее приемлемым способом регулирования бюджетного дефицита является его покрытиеисключительно за счет государственного долга, который, в свою очередь, нуждаетсяв централизованном управлении.
Под управлением государственнымдолгом следует понимать совокупность действий государства, связанных с изучениемрынка ссудных капиталов, выпуском займов, выплат процентов по выпущенным займам,проведением конверсии и консолидации займов, определением курса облигаций на денежномрынке, проведением мероприятий по определению ставок процентов по государственномукредиту и погашению выпущенных займов [4].
Операции, связанные с подготовкойдокументов, необходимых для продажи государственных ценных бумаг, изучением конъюнктурына рынке ссудных капиталов, размещением займов среди кредиторов, выплатой и начислениемпроцентов, осуществляет Минфин России и другие подразделения при Правительстве РФ.
Расходы по управлению государственнымдолгом показываются в качестве особых финансовых операций отдельно от бюджета, ав расход бюджета включаются только процентные выплаты по долгу. Важную роль в управлениигосударственным долгом играет вторичный рынок государственных облигаций, на которомобращаются ценные бумаги. Операции на первичном и вторичном рынках государственныхоблигаций осуществляются инвестиционными и универсальными банками (дилерами). Суммы,которые государство получает в займы у кредиторов, а также проценты по ним погашаютсяв основном за счет бюджетных средств, текущих доходов и выпуска новых займов. Такойспособ погашения государственных займов называют рефинансированием.
Операции по управлению государственнымдолгом связаны с кассовым исполнением бюджета, операции выполняют эмиссионные банки.Банки участвуют в выпуске займов, выплате процентов по ним и выплате облигаций,подлежащих выкупу.
Государство в целях управлениягосударственным долгом прибегает к уточнению условий займа, касающегося доходностипутем уменьшения размера номинального процента (конверсия) или превращает краткосрочныеобязательства в средние — или долгосрочные (консолидация) или объединения несколькихзаймов в один заем (унификация), который образует консолидированный (фундированный)долг.
Одним из методов управлениягосударственным долгом является выкуп займов, обращающихся на рынке ссудного капитала.В данном варианте государство поручает центральным и коммерческим банкам произвестивыкуп займов с последующей выплатой им денежных средств. В случае отсутствия у государстваденежных средств на погашение государственного внутреннего долга (банкротство) ономожет аннулировать заем или отказаться от его уплаты, но данный способ применяетсяв практике крайне редко.
Управление государственнымдолгом в РФ осуществляется Федеральным казначейством, входящим организационно всостав Минфина России. На него возлагается решение следующих задач:
• регистрация всех долговыхобязательств государства и долговых гарантий (внешних и внутренних);
• подготовка предложенийпо обслуживанию государственных долгов;
• определение уровней, состава,времени и условий выпуска внутренних и внешних займов, включая эмиссию государственныхценных бумаг.
Минфин России выступаетот лица Правительства РФ в качестве заемщика как на внутреннем, так и на внешнемфинансовом рынке. В этой связи между Минфином России и ЦБ РФ устанавливается сотрудничествов области эмиссии государственных ценных бумаг и управления внутренним и внешнимгосударственным долгом. ЦБ РФ осуществляет операции по государственным ценным бумагам,а именно, их куплю-продажу, выкуп, выдает кредиты под залог государственных ценныхбумаг, выступает в качестве агента Минфина России по размещению новых выпусков государственныхдолговых обязательств.

2. Анализ бюджетного дефицитафедерального бюджета Российской Федерации
 
2.1 Общая характеристикаисточников финансирования дефицита федерального бюджета
 
Суммы источников финансированиядефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2005-2008 гг. по статистическимданным Счетной палаты представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Источники финансированиядефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2005-2008 гг. (миллиардоврублей)/> 2005 2006 2007 2008 Общее финансирование -1612,9 -1994,1 -1794,6 -1705,1 в том числе: /> /> /> внутреннее финансирование -707,4 -1243,6 -1614,1 -1570,0 из него: /> /> /> долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте РФ 98,1 177,6 223,5 171,6 акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности 35,0 17,6 19,3 6,7 государственные запасы драгоценных металлов и драгоц камней 9,6 1,6 12,9 -2,1 остатки средств бюджетов -815,7 -1398,2 -1761,1 -1991,3 внешнее финансирование -905,5 -750,5 -180,5 -135,0 в том числе: /> /> /> долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, выраженные в ценных бумагах указанных в иностранной валюте -108,0 -41,2 -95,3 -80,1 кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте -639,3 -681,4 -85,2 -34,5 прочие источники внешнего финансирования -158,2 -27,9 - -20,4

Таким образом, суммы источниковобщего финансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации сильноне изменялись в течение этих четырех лет.
Долевые соотношения представленыв таблице 2.2.
Таблица 2.2. Доли источниковфинансирования дефицита Федерального бюджета Российской Федерации в 2005-2008 гг.(миллиардоврублей)/> 2005 2006 2007 2008 Общее финансирование 100,00% 100,00% 100,00% 100,00% в том числе: /> /> /> внутреннее финансирование 43,86% 62,36% 89,94% 92,08% из него: /> /> /> долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте Российской Федерации -6,08% -8,91% -12,45% -10,06% акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности -2,17% -0,88% -1,08% -0,39% государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней -0,60% -0,08% -0,72% 0,12% остатки средств бюджетов 50,57% 70,12% 98,13% 116,78% внешнее финансирование 56,14% 37,64% 10,06% 7,92% в том числе: /> /> /> долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, выраженные в ценных бумагах указанных в иностранной валюте 6,70% 2,07% 5,31% 4,70% кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте 39,64% 34,17% 4,75% 2,02% прочие источники внешнего финансирования 9,81% 1,40% - 1,20%

Из данной таблицы видно,что в 2007-2008 годы основная доля источников финансирования дефицита бюджета приходиласьна внутреннее финансирование и лишь небольшая – на внешнее. Однако в 2005-2006 годахдоли внутренних и внешних источников были приблизительно равны, причем в 2005 годувнешнее финансирование в сумме было больше внутреннего.
Большая доля внутреннихисточников финансирования дефицита принадлежит долговым обязательствам РоссийскойФедерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженныев ценных бумагах, указанных в валюте Российской Федерации.
Значительную долю внешнихисточников финансирования дефицита в 2005-2006 годах составляликредитныесоглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации, указанные в иностранной валюте. А в 2007-2008 годах доли кредитных соглашенийи договоров сильно уменьшились, и основную часть внешних источников стали составлятьдолговыеобязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, выраженные вценных бумагах указанных в иностранной валюте.
Это связано с тем, чтов2007 и 2008 годах внешние финансовые заимствования и кредиты (займы) правительствиностранных государств, банков и фирм программой внешних заимствований не предусматривались,что и привело к снижению доли кредитных соглашений и договоров с 34,17% в 2006 годудо 4,75% в 2007 и затем до 2,02% в 2008.
Долиакцийи иные формы участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности,а также государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в общейсумме источников финансирования незначительны. Динамика источниковфинансирования дефицита федерального бюджета в 2003–2008 годах представлена на следующейдиаграмме.

/>
Рис. 2.1. Динамика источниковфинансирования дефицита
федерального бюджета в 2003–2008годах
Данные этой диаграммы подтверждают,что в последние годы всё большая доля источников финансирования дефицита федеральногобюджета приходится на источники внутреннего финансирования, а доля источников внешнегофинансирования уменьшается.
2.2 Анализ внутреннего государственногодолга
Динамика объема государственноговнутреннего долга с 1993 по 2009 года представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Объем государственноговнутреннего долга Российской ФедерацииПо состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. всего в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации 01.01.1993 3,57 0,08 01.01.1994 15,64 0,33 01.01.1995 88,06 2,14 01.01.1996 187,74 7,46 01.01.1997 364,46 17,24 01.01.1998 490,92 3,47 01.01.1999 529,94 0,88 01.01.2000 578,23 0,82 01.01.2001 557,42 1,02 01.01.2002 533,51 0,02 01.01.2003 679,91 8,62 01.01.2004 682,02 5,58 01.01.2005 778,47 12,93 01.01.2006 875,43 18,86 01.01.2007 1064,88 31,23 01.01.2008 1301,15 46,68 01.01.2009 1499,82 72,49
В соответствии с отчетомСчетной палаты общий объем государственного внутреннего долга Российской Федерациив рублях на 1 января 2008 года составлял 1301,15 млрд. рублей, или 4,3 % ВВП за2007 год, а на 1 января 2009 года — 1499,82 млрд. рублей, или 3,5 % ВВП за 2008год. Увеличение общей суммы государственного внутреннего долга Российской Федерацииза 2008 год составило 198,67 млрд. рублей, или 15,27 %, соотношение объема государственногодолга и объема ВВП сократилось за этот период на 0.8 процентного пункта.
Увеличение общего объемагосударственного долга Российской Федерации в 2008 году произошло, в частности,за счет увеличения государственного внутреннего долга на 198,67 млрд. рублей, илина 15,27%.
В течение 2008 года долягосударственного внутреннего долга Российской Федерации в общем объеме государственногодолга Российской Федерации выросла с 54,2 % до 55,7%. Объем и структура государственноговнутреннего долга Российской Федерации представлены на рисунках 2.2. и 2.3.

/>
Рис. 2.2. Объем и структурагосударственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2008 года (1301,2 млрд. рублей)
/>
Рис. 2.3. Объем и структурагосударственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года (1499,8млрд. рублей)
Согласно отчету о состояниигосударственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации государственныйвнутренний долг на 1 января 2008 года составил 1 301 151,9 млн. рублей (3,9 % ВВПза 2007 год); на 1 января 2009 года – 1 499 824,4 млн. рублей (3,6 % ВВП за 2008год) и увеличился на 198 672,5 млн. рублей, или на 15,3%. Государственный внутреннийдолг на 1 января 2009 года не превышает установленный статьей 1 Федерального законаот 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ предел государственного внутреннего долга (1 804 189,6млн. рублей). Особое значение в формировании государственного внутреннего долгаимеют государственные ценные бумаги (Рис. 2.4.)

/>
Рис. 2.4. Государственныйвнутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах,млрд. рублей
Доля государственного внутреннегодолга, выраженного в государственных ценных бумагах, в объеме государственного внутреннегодолга на 1 января 2009 года по сравнению с 1 января 2008 года снизилась на 1,2 процентногопункта и составила 94,8 %.
 
2.3 Анализ внешнего государственногодолга
В соответствии со статьей6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства,возникающие в иностранной валюте. Динамика и структура государственного внешнегодолга представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Структура государственноговнешнего долга Российской Федерации (на начало года; миллиардов долларов США)/> 2005 2006 2007 2008 2009 Государственный внешний долг (включая обязательства бывш. СССР, принятые Российской Федерацией) 114,1 76,5 52,0 44,9 40,6 в том числе: /> /> /> /> задолженность странам- участницам Парижского клуба 47,5 25,2 3,1 1,8 1,4 задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 6,4 5,7 5,2 3,7 3,3 коммерческая задолженность 2,2 1,1 0,8 0,7 1,2 задолженность перед международными финансовыми организациями 9,7 5,7 5,5 5,0 4,6 еврооблигационные займы 35,3 31,5 31,9 28,6 27,7 облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ ) 7,1 7,1 4,9 4,5 1,8 задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России 5,5 - - - - предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0,4 0,3 0,6 0,6 0,6
Статьей 1 Федерального законаот 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ (с изменениями) установлен верхний предел государственноговнешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 41,9 млрд. долларовСША (27,2 млрд. евро).
Согласно отчету о состояниигосударственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на начало и конецотчетного финансового года, объем государственного внешнего долга Российской Федерациисоставил на 1 января 2009 года в долларовом эквиваленте 40,6 млрд. долларов США,что подтверждено результатами проверки и не превышает установленный верхний пределгосударственного долга. Объем и структура государственного внутреннего долга РоссийскойФедерации представлены на рисунках 2.5. и 2.6.
/>
Рис. 2.5. Объем и структурагосударственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2008 года (44,9млрд. долларов США)

/>
Рис. 2.6. Объем и структурагосударственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года (40,6млрд. долларов США)
По данным Счетной палаты,государственный внешний долг в рублевом эквиваленте по состоянию на 1 января 2008года составил 1 101 649,8 млн. рублей (44 880,7 млн. долларов США), или 3,3% ВВПза 2007 год, увеличился за 2008 год на 90 538,9 млн. рублей, или на 8,2 %, и составилна 1 января 2009 года 1 192 188,7 млн. рублей (40 577,7 млн. долларов США), или2,9% ВВП за 2008 год. При этом в долларовом эквиваленте объем государственного внешнегодолга сократился на 4 303,0 млн. долларов США, или на 9,6%.
В результате снижения задолженностипо большинству видов государственного внешнего долга изменилась его структура: долярыночного долга (государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженныев иностранной валюте) сократилась с 74% до 73% при одновременном увеличении долинерыночного долга (кредиты правительств иностранных государств, МФО, иностранныхкоммерческих банков и фирм, государственные гарантии в иностранной валюте) с 26%до 27%.

3. Пути преодоления дефицитафедерального бюджета
 
3.1 Проблемы сбалансированностифедерального бюджета Российской Федерации и методы уменьшения дефицита
С конца 2007 года растущиемировые цены на нефть, сопутствовали повышению спроса на газ и другие энергоносители,её заменяющие, тем самым подстегнув увеличение стоимости последних, как и на мировом,так и на общероссийском рынке.
К концу 2008 года стоимостьбаррели нефти установилась на отметке 130$. В целом, за 2008 год тарифы на электроэнергиювозросли на 40%.
Без того повысившиеся издержкина обрабатывающих предприятиях, увеличились за счет удорожания сырья, пользующегосяв мире большим спросом. Данный процесс был вызван ориентацией нашего сырьевого иэнергетического потенциала на экспорт. Из-за этого потребности в развитии и расширениипроизводства в реальном секторе экономике не были удовлетворены в полной мере.
То есть изменение мировойконъюнктуры (главным образом цен на сырье) послужило причиной быстрого переходаот профицитного федерального бюджета к дефицитному с 2009 года. В 2008 году профицитфедерального бюджета по данным Минфина составлял 1 трлн. 697 млрд. руб., или 4%ВВП. Ав2009 году возник дефицит, который составил 2 трлн. 326,14 млрд. руб. или 6,4% ВВП.
Федеральный бюджет в январе—апреле2010 года исполнен с дефицитом в 3,4% ВВП, по сообщению Минфина. Медленно нарастающийотрицательный баланс госказны складывается на фоне фактического замораживания госрасходови стагнации доходов — они не растут с середины 2009 года.
Минфин подвел итоги исполненияфедерального бюджета в первой трети года 2010 года. Доходы января—апреля составили2,618 трлн руб., расходы — 3,063 трлн руб., дефицит бюджета — 445 млрд руб., или3,4% ВВП (Рис. 3.1.). Пока это далеко от ожидаемых Минфином к концу года 6,8% ВВП.Отдельно по апрелю ситуация с дефицитом выглядит несколько похуже, чем в целом зачетыре месяца. Апрельский дефицит составил 5,7% ВВП против 3,9% в марте.
/>
Рис. 3.1. Доходы и расходыфедерального бюджета в 2009-2010 годах (млрд. руб.).
Как видно из графика, доходыфедерального бюджета, начиная со второй половины 2009 года, фактически не растут.
Также следует отметить,что с 2009 года дефицит начал финансироваться из Резервного фонда Российской Федерации,а до этого он лишь формировался. Таким образом счета Резервного фонда стали источникамифинансирования дефицита федерального бюджета.
В апреле 2010 г. МинфинРоссии продолжил реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 19января 2010 г. № 23-р о направлении средств Резервного фонда на финансирование дефицитафедерального бюджета. Часть средств фонда в иностранной валюте на счетах в БанкеРоссии, а именно 5,38 млрд. долларов США, 3,99 млрд. евро и 0,78 млрд. фунтов стерлингов,была реализована за 350,00 млрд. рублей, а вырученные средства зачислены на счетпо учету средств федерального бюджета.
По состоянию на 1 мая 2010г. совокупный объем Резервного фонда составил 1 188,70 млрд. рублей, что эквивалентно40,59 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервногофонда по состоянию на 1 мая 2010 г. составили:
· 18,07 млрд. долларов США;
· 12,42 млрд. евро;
· 3,04 млрд. фунтов стерлингов.
Среди экспертов есть мнение,что при сохранении современной экономической ситуации, в том числе дефицитного бюджета,Резервный фонд может полностью иссякнуть в 2011 году. Поэтому в обязательном порядкенеобходимо принять меры по уменьшению дефицита.
Оздоровление государственногобюджета необходимо осуществлять по нескольким направлениям: увеличение его доходнойбазы; реструктуризация расходной части бюджета; упорядочение бюджетных процедур.
Реструктуризация доходнойчасти бюджета. Для добросовестных и не имеющих льгот налогоплательщиков уровеньналогов чрезмерен. Однако показатели налоговых поступлений необходимо скорректироватьна значительные суммы задолженности по налоговым платежам в бюджет, которые увеличиваютналоговое бремя на предприятия. Еще одна корректировка может быть сделана на огромноечисло существующих налоговых льгот. Кроме того, следует учесть, что около третивсех зарегистрированных в России предприятий вообще не платят налоги.
С учетом всех вышеперечисленныхфакторов планка изъятия ВВП в пользу государства поднимается до максимального значения,при котором начинается массовое уклонение от налогов. Таким образом, в ближайшейперспективе отсутствуют предпосылки сокращения бюджетного дефицита за счет увеличенияналоговых поступлений. Поэтому основной прирост доходов бюджета можно получить засчет значительного сокращения количества налоговых льгот и повышения собираемоститаможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя.
Основные направления реструктуризациибюджетных расходов. Реальность федерального бюджета определяется как собираемостьюсредств, так и обоснованностью планируемых затрат. В условиях предельной ограниченностиресурсов государства федеральный бюджет должен разрабатываться на основе четкихприоритетов расходования его средств. Для общества важно знать не только то, начто и в каких размерах идут государственные деньги, но и то, в силу каких причинвыбраны определенные направления и объемы расходов.
При реструктуризации обязательствгосударства должен выполняться основной принцип: государство должно давать деньгив первую очередь под реформы. Те сферы, где идут реальные реформы, должны быть обеспеченыфинансовыми ресурсами в приоритетном порядке.
В условиях ограниченностифинансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств: социальныерасходы, доля которых возрастает в общем объеме бюджета; в структуре социальныхрасходов также следует выделить приоритеты: расходы на выплату заработной платы,пенсий; военные расходы, которые отражают приоритетное финансирование расходов наоборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Важнейшей задачей государстваявляется дальнейшая реализация программы экономии государственных расходов. Однакоэкономия бюджетных средств не должна осуществляться в ущерб малоимущим.
Совершенствование бюджетныхпроцедур. Необходимо пересмотреть политику заимствований для покрытия бюджетногодефицита. Во-первых, во главу угла должны быть поставлены не потребности бюджета,а ограничение негативного влияния на экономический рост бремени обслуживания внутреннегогосдолга. Во-вторых, должны быть изменены некоторые принципы работы государствана финансовом рынке.
Можно предложить также следующиемеры:
— осуществлять составлениепроекта бюджета на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования,что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными;
— увязать составление бюджетасо среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политикигосударства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации.
В современных условиях государстводолжно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессовв обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетногодефицита.
Некоторые страны доказали,что в условиях, связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добитьсясбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственногорегулирования. Поэтому бюджетный дефицит должен финансироваться за счет резервныхфондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности — привлеченныхресурсов.
3.2 Перспективы государственногодолга и пути его уменьшения
 
Анализ Счетной палаты показывает,что объем государственного долга в 2010 году составит 5 499,2 млрд. рублей, чтона 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственногодолга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнениюс 2009 годом увеличится в 2,1 раза. Динамика объема и структуры государственногодолга в 2008 —2012 годах представлена на следующей диаграмме.

/>
Рис. 3.2. Динамика объемаи структуры государственного долга в 2008 — 2012 годах
Структура государственногодолга в 2010 — 2012 годах несколько изменится: доля внутреннего долга сократитсяс 64,1 % в начале 2010 года до 52,5% в конце 2012 года, соответственно доля государственноговнешнего долга вырастет с 35,9 % до 47,5%.
Существенно возрастает долговаянагрузка на федеральный бюджет: показатель отношения объема государственного долгак ВВП увеличится с 9,7 % в 2009 году до 15,4 % на конец 2012 года.
В настоящее время ПравительствоРоссийской Федерации исходит в своей долговой деятельности из необходимости:
— создания условий для повышениязначения государственных заимствований в качестве основного источника рефинансированиягосударственного долга;
— ограничения объема государственныхзаимствований объемом погашения государственного долга;
— увеличения удельного весавнутреннего долга в структуре государственного долга;
— снижения расходов на обслуживаниегосударственного долга;
— ограничения привлечениясредств международных финансовых организаций финансированием проектов в областиинфраструктуры, имеющих общегосударственное значение;
Эти направления долговойполитики успешно реализуются Правительством России, а также основными целями долговойстратегии считаются следующие:
— сохранение объемов и структурыгосударственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по егопогашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федеральногобюджета;
— осуществление государственныхвнутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративныхи муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отрасляхи регионах;
— изменение структуры государственногодолга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннегодолга в структуре совокупного государственного долга.
Россия сейчас активно используетметод погашения внешней задолженности товарными поставками, но остальные приемынаходятся в забвении. Перспективой могут стать обмен долговых обязательств на акцииприватизированных предприятий, выкуп долгов правительства на рублевые средства споследующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получитне только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программыприватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.
Большое значение для повышенияэффективности государственной долговой деятельности будут иметь единая долговаяполитика, единство планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживаниюи погашению внешних и внутренних государственных заимствований. Всё это позволит:
— оптимизировать сроки обращения,погашения и доходности государственных ценных бумаг;
— минимизировать неблагоприятныевоздействия колебания курса иностранной валюты и процентных ставок на международныхфинансовых рынках на величину и стоимость государственных заимствований;
— оптимизировать бюджетныерасходы на обслуживание государственного долга;
— своевременно и в полномобъеме выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами.
Оптимизация структуры государственногодолга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить довериекредиторов к Российскому государству как надежному заемщику, обеспечит полноценноеи выгодное участие государства на внутреннем финансовом рынке и достойный выходв ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст более благоприятные условиядля продолжения осуществления политики сокращения долговой нагрузка на экономикуи бюджет государства.
Эксперты выделяют следующиеосновные принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.
Во-первых, безусловное обслуживаниеобязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга. Для получения инвестиционногорейтинга при формировании долговой политики важно обеспечить поддержание высокогоуровня доверия кредиторов, безусловное и своевременное выполнение долговых обязательств.
Во-вторых, долговременнаястратегия и эффективное использование. Необходимо усилить долговременную ориентациюдолговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем.Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенностиобщей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой,инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайнеймере, из трех составных частей: стратегии обслуживания имеющегося долга, стратегиипривлечения новых финансовых ресурсов и стратегии использования заемных средств.При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкостьи оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.
В-третьих, связь с внешнейполитикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейсямировой системе управления кредитно-долговыми отношениями.
В-четвертых, обеспечениепрозрачности сделок по урегулированию задолженности. Имеющаяся система отчетностио государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего дляучастников финансовых рынков – потенциальных инвесторов с точки зрения объема доступнойдля них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлениюдолгом. Между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость правил и процедуросуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплениюдоверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Это, в своюочередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственнымидолговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижениюстоимости обслуживания государственного долга.
И, наконец, следует отметить,что развитие рынка государственных заимствований в качественном направлении будетспособствовать решению правительственных задач по удержанию рейтинга Росси как первоклассногозаемщика, обеспечивающего безусловное, своевременное и полное выполнение всех обязательствпо государственному долгу.

Заключение
 
В настоящее время частымявлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.С недавнего времени дефицитным стал и федеральный бюджет российской Федерации. Бюджетныйдефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатомцеленаправленно проводимой бюджетной политики.
Существуют различные способыфинансирования бюджетного дефицита. Если оно осуществляется за счет эмиссии денег,то это приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции.Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частныхинвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.
Бюджетный дефицит неразрывносвязан с понятием государственного долга, который, в зависимости от источников займа,может быть внутренним и внешним. Значительная государственная задолженность негативновлияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказываетсяна темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетныйдефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам, иностраннымкомпаниям, банкам и международным экономическим организациям) погашается за счетвыручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономическогоразвития.
Позитивные сдвиги в структуребюджета достигаются сокращением нерациональных государственных затрат, урегулированиеммежбюджетных отношений, а главное – в результате налоговой реформы.
К важнейшим законодательнозакрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельныхобъемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований;источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления отэмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходына обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственныхвнутренних и внешних гарантий.
Современное экономическоесостояние Российской Федерации характеризуется дефицитным бюджетом (начиная с 2009года). Основная доля источников финансирования дефицита бюджета приходится на внутреннеефинансирование. В результате сильно истощается Резервный фонд, который используетсякак один из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Кроме того, постоянно увеличиваютсясуммы государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. В перспективе ожидаетсядальнейшее увеличение задолженности.
Исходя из всего этого, можносделать вывод, что данные явления оказывают неблагоприятное воздействие на развитиестраны в целом. Поэтому Правительству необходимо разрабатывать и реализовывать специальныепрограммы, как для снижения дефицита бюджета, так и для уменьшения внутренней ивнешней задолженности. Только принятие эффективных мер в этих направлениях будетсодействовать социально-экономическому развитию России.

Список литературы
 
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.Федеральный закон от 31 июля 1998г., № 145-ФЗ.
2. Заключение Счетной палаты Российской Федерациина отчет об исполнении федерального бюджета за 2008 год – Москва, 2009
3. Агапова Т. А., Серегина С. Ф., Макроэкономика:Учебник; М.: Дело и сервис, 2004
4. Александров И. М. Бюджетная система российскойфедерации; Москва, Дашков и К°, 2007
5. Годин А. М., Максимова Н. С., ПодпоринаИ. В., Бюджетная система Российской Федерации; М.: Дашков и Ко, 2006
6. Куликов Н. И., Чайникова Л. Н., БабенкоЕ. Ю., Современная бюджетная система России; Тамбов ТГТУ, 2007
7. Мысляева И. М., Государственные и муниципальныефинансы; Москва, ИНФРА-М, 2007
8. ach.gov.ru
9. budgetrf.ru
10. gks.ru
11. minfin.ru
12. politika.su
13. statistika.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.