ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена анализу финансовыхрезультатов деятельности ООО «Надежда».
Методологияоценки финансовых результатов входит в состав комплекса методик анализахозяйственной деятельности предприятий. Показатели финансовых результатовхарактеризуют абсолютную эффективность деятельности предприятия, составляютоснову его экономического развития и укрепления его финансовых отношений совсеми участниками бизнеса.
Финансовыерезультаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли иуровнем рентабельности.
В ходе работы были проведены анализформирования прибыли, маржинального дохода и точки безубыточности, оценкакачества финансовых результатов, анализ рентабельности, динамики доходов ирасходов.
Конечной целью работы был факторный анализ формирования прибыли от продаж инахождение резервов роста прибыли и рентабельности предприятия.
Для анализа использовались данные выпискииз документов бухгалтерского учета за 2009 — 2010гг и книги учета доходов ирасходов за 2009 — 2010 гг.
финансовый результат прибыль рентабельность
1 ОБЪЕКТЫ, ЗАДАЧИ АНАЛИЗА И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Финансовые результатыдеятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнемрентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализациипродукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основныхфондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль — это частьчистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования послереализации продукции. Только послепродажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно онапредставляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога надобавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки вбюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованнойпродукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тембольше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовыерезультаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием иреализацией продукции.
Объем реализации ивеличина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной,снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначеговоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачамианализа финансовых результатовдеятельности являются:
− систематический контроль завыполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
− определение влияния какобъективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;
− выявление резервов увеличениясуммы прибыли и рентабельности;
− оценка работы предприятия поиспользованию возможности увеличения прибыли и рентабельности;
− разработка мероприятий поиспользованию выявленных резервов.
Основными источникамиинформации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные наотгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46,47,48 и 80, финансовой отчетности ф.2 «Отчет о прибылях и убытках», атакже соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
В процессе анализахозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли:балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль отпрочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций,налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализациипродукции, работ и услуг, от прочей реализации, и расходы от внереализационныхопераций.
Налогооблагаемая прибыль — это разностьмежду балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (поценным бумагам и от долевого участия, в совместных предприятиях), а также суммыльгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством,которое периодически изменяется.
Чистая прибыль — это та прибыль, которая остается в распоряжениипредприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений вблаготворительные фонды.
Необходимопроанализировать состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнениеплана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитыватьинфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют насредневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем поотрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост врезультате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Прибыльоказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета,интенсификацию производства при любой форме собственности. Рост прибыли создаетфинансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводств решениясоциальных проблем, удовлетворения материальных потребностей трудовыхколлективов. За счет прибыли выполняются обязательства организации передбюджетом, банками и другими организациями. Показатели прибыли характеризуютстепень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяютсяуровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы.
Хозяйственнаядеятельность организации достаточно разнообразна, это производственная, снабженческая,сбытовая и коммерческая деятельности. Поэтому прибыль организации принимаетразные формы. Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является выручкаот продаж продукции, товаров и услуг, которая характеризует завершениепроизводственного цикла организации, возврат авансированных на производствосредств и превращение их в денежную форму, а также начало нового цикла вобороте всех средств. Изменение в объеме продаж оказывает наиболеечувствительное влияние на финансовые результаты деятельности организации.
Теоретической базойанализа финансовых результатов деятельности предприятия служит единая модельхозяйствования предприятия, принятая для всех форм собственности. Этамодель отражает присущее всем предприятиям единство целей деятельности,показателей финансовых результатов, а также единство системы налогообложения:
Выручка от реализации –Себестоимость продукции = Валовая прибыль – Коммерческие расходы –Управленческие расходы = Прибыль от продажи +/– сальдо операционных доходов ирасходов сальдо внереализационных доходов и расходов = Балансовая прибыль (доналогообложения) корректировки прибыли = Прибыль от обычной деятельности сальдопрочих доходов и расходов = Чистая прибыль.
Величина балансовой,налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыливо многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемомпредприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документыпредоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторыеметоды учета, способные существенно повлиять на формирование финансовыхрезультатов.
Действующие нормативныеакты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования.
1. Изменение стоимостных границ отнесения имущества косновным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, что влечетза собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различнымиспособами начисления износа по основным средствам и по МБП.
2. Изменение метода начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимсяпредметам.
3. Использование метода ускоренной амортизации поактивной части основных средств также приводит к увеличению себестоимостипродукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль.
4. Применение различных методов оценки нематериальныхактивов и способов начисления амортизации по ним.
5. Выбор метода оценки потребленных производственныхзапасов (NIFO, FIFO, LIFO).
6. Изменение порядка списания затрат по ремонту основныхсредств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномернымичастями за счет созданного ремонтного фонда).
7. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов,сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
8. Изменение метода определения прибыли от реализациипродукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты).
Таким образом, учетнаяполитика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбораметодологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовыхрезультатов и финансового состояния предприятия.
Поэтому в процессеанализа необходимо установить соответствие принятой учетной политикипредприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учетаи определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой,налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов, сумму отчисленийв фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам.
Различные стороны производственной,сбытовой и финансовой деятельности предприятия получают денежную оценку всистеме показателей финансовых результатов. Показатели финансовых результатовхарактеризуют абсолютную эффективность деятельности предприятия, составляютоснову его экономического развития и укрепления его финансовых отношений совсеми участниками бизнеса.
Основными задачами анализа финансовыхрезультатов являются:
1. анализ уровня и динамикиабсолютных показателей финансовых результатов;
2. анализ финансовых результатов от прочейреализации и внереализационной деятельности;
3. анализ относительных показателейфинансовых результатов (коэффициенты рентабельности);
4. анализ использования чистойприбыли;
5. анализ взаимосвязи затрат, объемапродукции и прибыли;
6. выявление резервов роста прибылина основе оптимизации объема продаж, а также издержек производства и обращения;
7. факторный анализ формированияприбыли от продаж.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика предприятия
Общество с ограниченнойответственностью «Надежда» является хозяйственным обществом, уставной капиталкоторого разделен на доли, определенные учредительным договором и утвержденнымуставом.
Общество созданогражданами Российской Федерации без ограничения срока на основании решенияучредителей (протокол №1 от «21» апреля 2009г.) на основе объединения денежныхсредств и имущества учредителей для осуществления хозяйственной деятельности насвой риск с целью извлечения прибыли.
Общество считаетсясозданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации впорядке, установленном федеральным законом о государственной регистрацииюридических лиц.
Полное фирменноенаименование: Общество с ограниченнойответственностью «Надежда».
Сокращенное наименование:ООО «Надежда».
Местонахождение Общества:Российская Федерация, Читинская область, город Петровск-Забайкальский.
Основной вид деятельности организации –оказание услуг и выполнение работ по эксплуатации, содержанию, ремонту икоммунальному обслуживанию жилья.
Организация имеет в собственности офиснуюмебель и оргтехнику, арендует помещение в центре города, общей площадью 72 м2. На 2010 г штат работников организации 26 человек.
2.2 Общий анализ финансового состояния
Исходные данные для проведенного анализаполучены из выписки из документов бухгалтерского учета за 2009 и 2010гг и книгиучета доходов и расходов за 2009 и 2010 гг.
Таблица 2.1 – Анализ финансовойдеятельности ООО «Надежда» (тыс.р.)Наименование показателя Анализируемый период 2009 г 2010 г
Расходы и доходы по виду деятельности Расходы на капитальный ремонт - - Ремонтный фонд - - Затраты на предоставление услуг потребителям 1482,9 4758,6 В том числе населению 1193,7 3320,3 2. Доходы от потребителей 1558,5 5176,7 В том числе населения 1254,9 3152,3
Мониторинг по заработной плате Наименование показателя Анализируемый период 2009 г 2010 г Ставка 1 разряда (руб.) 1100 2300 Месячный фонд оплаты труда (тыс.руб.) 105,7 205,7 Годовой фонд оплаты труда (тыс.руб.) 1225,8 2468,4 Среднемесячная зарплата работающих (руб.) 6165,3 7912,2 Задолженность по заработной плате (тыс.руб.) 70,9 В т.ч. а.) текущая 70,9 б.) просроченная Количество работающих всего 18 26 В том числе АУР (чел.) 5 6 рабочие (чел.) 13 20
Основные средства (ежеквартально) (тыс. руб.)
Первоначальная балансовая стоимость
i 13,0 390,9 Сумма начисленной амортизации 5,0 44,0 Остаточная стоимость 8,0 346,9
Согласно данным таблицы, наблюдаетсязначительный рост затрат — на 3275,7 т.р. — в 2010г. по сравнению с предыдущим,что составляет 228,2%, а также пропорциональное увеличение доходов – на 3681,2т.т.
В первый год работы основную частьрасходов составили выплаты по заработной плате, притом на конец года остаетсязадолженность в размере 71 т.р. В 2010 эти выплаты составляют половинурасходов.
Годовой фонд оплаты труда за годувеличился на 1242,6 тыс.р., что составляет 201,3%. Это связано с ростомсреднемесячной заработной платы на 1746,9 р. и увеличением численностиперсонала на 8 человек.
Доля затрат на предоставление услугнаселению в общей сумме затрат составила 80,5 и 69,8% в 2009 и 2010 гг.соответственно.
Увеличение стоимости основных средств, связанос покупкой автотранспортного средства и вычислительной техники.
В целом анализ финансового состояниязатруднен тем, что организация существует всего два года, ещё не установиласьучетная политика и невозможно проследить тенденции развития.
Доходы складываются изплатежей населения за техническое обслуживание жилого фонда, обслуживаниевнутридомовых систем теплоснабжения (обслуживание отопления), плата за наем.Стоимость предоставленных населению услуг рассчитывается следующим образом:
Площадь квартир * утвержденные* количество месяцев (2.1) собственников жилья, тарифы, м2 руб.
Финансовое состояние предприятияхарактеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования ииспользования его финансовых средств. Информационной базой для проведенияанализа финансового состояния является главным образом финансовая документация– бухгалтерский баланс (таблица 2.2).
Таблица 2.2 — Укрупненные показателибухгалтерского баланса. Структурный анализСтатьи баланса Годы код 2009 2010 тыс. руб. % тыс. руб. % А 1 2 3 4 5
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ,
в т.ч. 32 9,52 423 28,35 основные средства 120 8 2,38 347 23,26 долгосрочные финансовые вложения 140 24 7,14 76 5,09 ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ, в т.ч. 304 90,47 1023 68,57 Запасы, в т.ч. 210 244 72,63 175 11,73 сырьё, материалы и др. 211 12 3,57 38 2,55 затраты на производство 218 232 69,04 183 12,27 Дебиторская задолженность 240 62 18,45 785 52,61 в т.ч. покупатели и заказчики 241 56 16,66 771 51,68 БАЛАНС 300 336 100,00 1492 100,00 КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 69 20,54 352 23,59 Уставный капитал 410 10 2,98 10 0,67
Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток) 470 59 17,56 342 22,92 КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 267 79,46 1140 76,41 Займы и кредиты 610 6 1,79 0,00 Кредиторская задолженность, в т.ч. 620 82 24,40 7 0,47 поставщики и подрядчики 621 7 2,08 11 0,74 задолженность перед персоналом организации 622 71 21,13 0,00 задолженность по налогам и сборам 624 4 1,19 4 0,27 Доходы будущих периодов 640 185 55,05 1125 75,94 БАЛАНС 700 336 100,00 1492 100,00 /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Приведенная таблица отражает структуру активови пассивов баланса на основе удельного веса статей отчетности.
Что касается Активных статей, в их составепреобладают оборотные активы, особенно в 2009г. – 92,5%. В 2010 они уменьшаютсяв связи со снижением – с 69 до 12% — в их структуре затрат на производство иростом дебиторской задолженности, которая к окончанию 2010 г. составляет 52% в общей сумме активов. В структуре пассива основную часть — 76,41 и 79,46 — занимают краткосрочные обязательства, из них 75,94 и 55,05% в 2009 и 2010 ггсоответственно, составляют доходы будущих периодов, т.е. источники средств,полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
Доля нераспределенной прибыли в 2010 г. увеличилась по сравнению с базисным годом на 5,36% — с 17,56 до 22,92%, что конечно жеявляется положительным фактором. К таковым также относится снижение доли кредиторскойзадолженности с 24,40 до 0,47%.
2.3 Анализформирования прибыли от объектов деятельности и чистой прибыли
Рассмотрим формирование единоймодели хозяйствования предприятия, изложенной в первой главе, на примере ООО«Надежда».
Таблица 2.3 – Данные из отчета о прибыляхи убытках
Показатель
наименование код 2009 2010 1 2 3 4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную
стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 1507 5173 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 (1447) (4635) 021 Валовая прибыль 029 60 538 Коммерческие расходы 030 (2) (6,7) Управленческие расходы 040 (4,5) (14,5) Прибыль (убыток) от продаж 050 53,5 516,8
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению 060 Проценты к уплате 070 Доходы от участия в других организациях 080 Прочие операционные доходы 090 52 4 Прочие операционные расходы 100 (36) (118)
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 69,5 402,8 Отложенные налоговые активы 141 Отложенные налоговые обязательства 142 Текущий налог на прибыль 150 Единый налог по УСН (15%) 10,43 60,8 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190 59 342
Валовая прибыль (ВПР) — разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции (С)за тот же период:
ВПР = В — С (2.2)
ВПР2009 = 1507 — 1447=60 тыс.р.;
ВПР2010= 5173 — 4635=538 тыс.р.
Размер ВПР используетсядля характеристики эффективности деятельности производственных подразделенийорганизации.
Прибыль от продажпродукции (ПОП) — разность между валовой прибылью и расходами периода поосновной деятельности (РПР), т.е. управленческими и коммерческими расходами (УРи КР) за тот же период:
ПОП = ВПР — РПР, или
ПОП = В — С — РПР = В — С- УР — КР (2.3)
ПОП2009 = 60-2-4,5=53,5 тыс.р.;
ПОП2010 =4635-6,7-14,5= 516,8 тыс.р.
Вычитание из валовойприбыли периодических расходов, в соответствии с международными бухгалтерскимистандартами, способствует разделению риска предпринимателя от возможной непродажипродукции с государством. Размер прибыли от продаж используется для оценкиэффективности основной деятельности.
Прибыль доналогообложения (балансовая прибыль) (БПР) – рассчитывается как сумма (разница)прибыли (убытка) от продаж и сальдо прочих доходов и расходов:
БПР = ПОП +/– операционныеи внереализационные доходы и расходы.
БПР2009 =53,5+52-36=69,5 тыс.р.;
БПР2010 =516,8+4-118= 402,8 тыс.р.
Доходы, подлежащиеполучению от участия в совместной деятельности, у организации отсутствуют, Также как и внереализационные доходы и расходы (штрафы, пени, убытки прошлых лет ит.д.).
Балансовая прибыльявляется показателем экономической эффективности всей хозяйственнойдеятельности предприятия.
Чистая прибыль (убыток)отчетного периода (ЧПР) – определяется как разница между прибылью (убытком) доналогообложения и величиной налога на прибыль.
ЧПР = БПР — ТНАЛ, где БПР– балансовая прибыль (2.4)
ТНАЛ – текущий налог наприбыль.
С момента создания указанное юридическоелицо применяет УСНО по ставке 15 % от суммы доходов, уменьшенных на величинурасходов.
ЧПР2009 = 69,5- 69,5*15%=59 тыс.р.;
ЧПР2010 = 402,8-402,8*15%=342 тыс.р.
Таким образом, в отчетном году величиначистой прибыли организации увеличилась на 283 тыс.р., или на 479,7%.
2.4 Анализ динамики доходов и расходоворганизации по обычным видам деятельности
Проведем анализ доходов и расходоворганизации на примере отчета о прибылях и убытках, приведенного в табл.2.1 впоследовательности, изложенной ниже.
Таблица 2.4 – Анализ данных из отчета оприбылях и убыткахПоказатель 2009 2010 Изменение показателя
абсолютное:
Δ относительное: Тпр Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 1507 5173 3666 243,26 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (1447) (4635) 3188 220,32 Расходы по обычным видам деятельности (стр.020+стр.030+стр.040) (1453,5) (4656,2) 3202,7 220,344 Валовая прибыль 60 538 478 796,67 Прибыль (убыток) от продаж 53,5 516,8 463,3 865,98 Прочие доходы 52 4 -48 -92,31 Прочие расходы (36) (118) 82 227,78 Прибыль (убыток) до налогообложения 69,5 402,8 333,3 479,57 Отложенные налоговые активы Отложенные налоговые обязательства Текущий налог на прибыль Единый налог по УСН (15%) 10,43 60,8 50,37 482,93 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 59 342 283 479,66
Главная особенность анализа заключается втом, что организация существует всего два года, ещё не установилась учетнаяполитика и невозможно проследить тенденции развития. Такой резкий рост показателейобусловлен тем, что в 2009г организация только начинала свою деятельность,которая заключается в оказании услуг по обслуживанию жилого фонда, базаклиентов не была сформирована, и к полноценной работе приступили только в 2010г.
1. В отчетном году доход от основной деятельностиувеличился на 3666тыс.р., что составило 243,26%. Отсюда и пропорциональноеувеличение себестоимости – на 3188 тыс.р., или 220,3%.
Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.Основными составляющими ее являются затраты, связанные с использованием впроцессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии,основных фондов, трудовых ресурсов, а также затраты на ее производство иреализацию, Себестоимость продукции является качественным показателем, онотражает результаты хозяйственной деятельности организации. Чем нижесебестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсыорганизации.
Темпы прироста себестоимости (220,3%)меньше, чем темпы прироста выручки от продаж (243,26%) в 1,1 раза, что являетсяположительным фактором:
К= Тпр(В): Тпр(С) = 243,26: 220,3=1,104.(2.5)
Это позволяет сделать вывод, что приувеличении прямых затрат на реализованные услуги на 1% цена реализацииувеличивалась на 1,1%.
2. Анализ динамики расходоворганизации по обычным видам деятельности.
В состав этих расходоввходят: себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческиерасходы (ф. 2,. 020 + стр. 030 + стр. 040).
Значения расходов по обычным видамдеятельности организации в базисный и отчетный период, соответственно, равны:
РДб = 1447+2+4,5 = 1453,5 тыс.р.
РДотч = 4635+6,7+14,5 = 4656,2 тыс.р.
Расходы по обычным видамдеятельности увеличились на 3202,7 тыс. руб., или на 220,34%. Следует отметить,незначительную долю коммерческих и управленческих расходов в общей сумме, чтосвязано с небольшими затратами организации, связанными с реализацией своихуслуг, отсутствием расходов на оплату аудиторских и консультационных услуг ит.п.
3. Анализ динамикиприбыли от продаж.
Прибыль от продажорганизации должна способствовать повышению уровня производственного исоциального развития коллектива.
Прибыль от продаж в отчетный годувеличилась на 463,3 тыс.р… Темп прироста прибыли от продаж (865,98%) больше,чем темп прироста выручки от продаж (243,26 %) в 3,6 раза, что несомненно, являетсяположительным фактором.
4. Анализ темпов приростаабсолютных финансовых результатов по обычным видам деятельности.
Деятельность организациипо обычным видам деятельности является рациональной, если выполняется следующееусловие:
Тпр(ПРП) > Тпр(В) >Тпр (РД), (2.6)
где Тпр(ПРП) — темпприроста прибыли от продаж;
Тпр(В) — темп прироставыручки от продажи;
Тпр(РД) — темп приростаобщих расходов по обычным видам деятельности.
Тпр (ПРП) = 865,98 %; Тпр(В) = 243,26 %; Тпр (РД) = 220,34 %;
Условие выполнимо: 865,98% > 243,26 % > 220,34 %.
Следовательно, процессуправления производством и реализацией услуг организации был рациональным.
Хотя столь резкоеувеличение основных показателей, как было отмечено, связано со спецификойданной организации и тем что она была создана на базе ликвидированногопредприятия ЖКХ. К 2010г объем домов, которым предоставляет услуги ООО«Надежда», был набран, и дальнейшее увеличение выручки от продаж будет возможноза счет его увеличения, которого в ближайшей перспективе не планируется. Отсюдаследует что повышение прибыли от продаж будет возможно только при нахождениипутей оптимизации затрат и сокращении себестоимости оказываемых услуг.
2.5 Оценка качествафинансовых результатов по обычным видамдеятельности организации
Для оценки уровнякачества основной деятельности необходимо проанализировать динамикуотносительных показателей, характеризующих соотношение между выручкой иосновными видами финансовых результатов по обычной деятельности: доля стоимостиреализованной продукции в выручке, доля валовой прибыли в выручке, доля общихрасходов по основной деятельности в выручке, доля прибыли от продаж в выручке.
Определим динамику долисебестоимости реализованных услуг в выручке:
Д (С)2009 = С2009: В2009* 100% = 1447: 1507 *100% = 96%; (2.7)
Д (С)2010 = С2010: В2010* 100% = 4635: 5173*100% = 89,5%;
Δ Д (С) = Д (С)2010- (С)2009 = 89,5 — 96= — 6,5%; (2.8)
Тпр (Д(С)) = Δ Д (С): Д (С)2009 * 100% = -6,5: 96*100% = — 6,77%.
Доля себестоимостиреализованной продукции в выручке в отчетный период снизилась на 6,5%, накаждый рубль выручки приходилось меньше себестоимости реализованной продукции всреднем на 6,5 коп. Из чего следует, что уровень управления ресурсами,используемыми в процессе реализации услуг организации, повысился.
Доля валовой прибыли ввыручке от продаж:
Д (ВПР)2009 = ВПР2009: В2009* 100% = 60: 1507 * 100% = 3,98%;
Д (ВПР) 2010 = ВПР2010:В2010 * 100% = 538: 5173 * 100% = 10,4%.
Изменение доли валовойприбыли в выручке от продаж:
абсолютное: Δ Д (ВПР)= Д (ВПР)2010 — (ВПР)2009 = 10,4 – 3,98 = 6,42%;
относительное: Тпр (ПРВ)= Δ Д (ВПР): Д (ВПР) 2009 * 100% = 2,92:37,40 * 100% = 161,3 %.
Доля валовой прибыли ввыручке от продаж увеличилась на 6,42%, т.е. на каждый рубль выручкиприходилось больше валовой прибыли в среднем на 6,42 коп., что являетсяположительным фактором, свидетельствующем о повышении эффективностипроизводственной деятельности организации.
Оценим качество расходовпо обычной деятельности, используя соотношение расходов по обычным видамдеятельности и выручки от продаж:
Д (РД) 2009 =1453,5: 1507 *100% = 96,4 %;
Д (РД) 2010 = 4656,2: 5173 *100% = 90 %.
Изменение доли расходовпо обычным видам деятельности в выручке от продаж:
Δ Д (РД) = 96,4 — 90= 6,4%;
Тпр (Д(РД)) = — 6,64%.
В отчетный период долярасходов по обычным видам деятельности в выручке от продаж уменьшилась, накаждый рубль выручки приходилось меньше расходов по основной деятельности всреднем на 6,4 коп.
Определим долю прибыли отпродаж в выручке от реализации:
Д (ПРП) 2009 = ПРП2009:В2009 * 100% = 53,5: 1507 * 100% = 3,56%;
Д (ПРП) 2010 = ПРП2010:В2010 * 100% = 516,8: 5173 * 100% = 9,99%.
Изменение доли прибыли отпродаж:
− абсолютное: Δ Д (ПРП) = 6,43%
− относительное: Тпр(Б(ПРП)) =180,6%.
Доля прибыли от продаж ввыручке в отчетный период увеличилась на 6,43% и составила около 10%.Следовательно, на каждый рубль выручки приходилось больше прибыли от продаж всреднем на 6,43 коп.
2.6 Анализ рентабельности
Уровень общей рентабельности организации существенно зависитот уровня рентабельности производственной деятельности, реализованной продукции(услуг). Рентабельность реализованной продукции характеризует эффективностьиспользования текущих затрат живого и прошлого труда. Изменение уровнярентабельности продукции происходит под влиянием таких факторов, как изменениеоптовых цен на рынке сырья и материалов, труда, продукта; изменение структурыпродукции (услуг).
Таблица 2.5 – Основныепоказатели оценки рентабельностиНаименование показателя Метод расчета Код стр. Расчет значения Значение, % Изменение 2009 2010 2009 2010
абс.:
Δ
отн.:
Тпр 1 2 3 4 5 6 7 6 7 1.Рентабель-ность продаж
Прибыль от продаж/
Выручка от продаж
с.050(ф.2): с.010(ф.2)*
100%
53,5/
1507
516,8/
5173 3,55 9,99 6,44 181,4 2.Рентабель-ность основной деятельности
Прибыль от продаж /
Себестоимость с.50(ф.2): с020 (ф.2)*100%
53,5/
1447
516,8/
4635 3,69 11,15 7,46 202,2
Рентабельность продаж
Демонстрирует, сколько прибыли приходится на 1 руб.реализованных услуг. Рост показателя в динамике свидетельствует о повышении спросана продукцию, повышении уровня производственной и сбытовой деятельности.
Рентабельность продаж в отчетный период увеличилась на 181,4%,это значит что на каждый рубль выручки от продаж прибыли приходилось больше на6,44 коп., что является положительным фактором.
Рентабельность основнойдеятельности
Показывает, сколькоприбыли от продаж приходится на 1 руб. затрат. Рентабельность продукции вотчетный период увеличилась на 202,2%, на каждый рубль себестоимостиреализованной продукции было получено больше прибыли от продаж на 7,46 коп.,что свидетельствует о значительном повышении уровня управленияпроизводственными затратами.
2.7 Анализмаржинального дохода и точки безубыточности
Анализ объема выпуска ипродаж продукции является частью внутрихозяйственного финансового анализа ипроводится в целях выявления резервов для укрепления финансового положенияорганизации.
Большое значение впрогнозировании финансового положения организации имеет оценка фактическоговыпуска и продаж в пределах производственной мощности, т.е. в границахминимальный — максимальный объем производства. Сопоставление с минимальным,безубыточным объемом позволяет оценить степень, или зону, «безопасности»организации и при отрицательном значении «безопасности» снять с производстваотдельные виды продукции (услуг), изменить условия производства и тем самымснизить расходы или прекратить производство продукции (оказание услуг).
Расчет точкибезубыточности, т.е. объема производства, при котором прибыль будет равна нулю,производится аналитическим и графическим способами.
Порог рентабельности =Условно – постоянные расходы /Доля маржинального дохода в выручке от реализации;(2.9)
Доля маржинального доходав выручке = Маржинальный доход / Выручка от реализации; (2.10)
Маржинальный доход = Выручка– Условно-переменные расходы; (2.11)
Запас финансовойпрочности = Выручка – Порог рентабельности; (2.12)
Запас финансовойпрочности, % = (Запас финансовой прочности / Выручка) *100%. (2.13)
Расчет данных произведемв таблице:
Таблица 2.6 – Данные из отчета о прибыляхи убыткахПоказатель расчет 2009 расчет 2010 Выручка от реализации услуг (1507) 5173
Условно – переменные расходы
( стр.020) (1447) (4635) Условно-постоянные расходы (стр. 030+040) (6,5) (21,2) Маржинальный доход, тыс.р. 1507-1447 60 5173-4635 538 Доля маржинального дохода, % 60/1507 0,0398 538/5173 0,1040 Порог рентабельности, тыс.р. 6,5/0,039 166,67 21,2/0,104 203,85 Запас финансовой прочности, тыс.р. 1507-166,67 1340,33 5173-203,85 4969,2 Запас финансовой прочности, % 1340,33/1507 *100% 88%
4969,2/5173
* 100% 95%
Данные таблицы свидетельствуют о том, чтов отчетном году маржинальный доход организации вырос на 478 тыс.р.
Порог рентабельности в 2009 и в 20107 гг.составил 166,67и 203,85 тыс.р. соответственно. Это значит, что после реализацииуслуг на указанные суммы деятельность организации начинает приносить прибыль.
Запас финансовой прочности возрос с1340,33 до 4969,2 тыс.р., т.е. за счет реализации данного количества услугорганизация и имела прибыль.
Диапазон (запас) финансовой прочности в2009г. составил: [1507;1340,33] тыс.р., в 2010 г.: [5173;4969,2] тыс.р.
Исходя из того, что предприятие считается финансовоустойчивым, если ЗФП в процентах к выручке составляет 60% и более, мы можемсделать вывод, что деятельность рассматриваемой организации на момент анализаявляется прибыльной, финансовое положение устойчивым.
При построении графической модели делаетсядопущение о неизменности переменных издержек и цены реализации продукции, врезультате чего зависимость выручки от реализации и общих затрат от измененияобъема производства и реализации имеет линейный характер, что можно увидеть наследующем графике.
На величину порогарентабельности (критического объема производства) влияют следующие факторы:
− увеличение постоянных затратприводит к увеличению критического объема производства, соответственно,уменьшение постоянных затрат приводит к уменьшению критического объема;
− увеличение переменных затрат наединицу продукции при неизменной цене приводит к увеличению критическогообъема, соответственно, уменьшение переменных затрат на единицу продукцииприводит к уменьшению критического объема;
− увеличение цены реализации принеизменных перемени затратах на единицу продукции приводит к уменьшениюкритического объема.Очевидно,что уменьшение критического объема происходит в том случае, если темп ростапостоянных затрат меньше чем темп роста маржинального дохода на единицупродукцииРис.2.1 – График безубыточности
/>
3. РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИПРЕДПРИЯТИЯ
Поиск резервов повышения эффективностииспользования всех видов имеющихся ресурсов — одно из важнейших задач любогопроизводства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только спомощью тщательного финансового экономического анализа.
Анализ финансовых результатов деятельностипредприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа.Основными показателями, характеризующими эффективность деятельностипредприятия, является прибыль и рентабельность.
3.1 Факторный анализ формирования прибылиот продаж
Поскольку главную часть прибыли доналогообложения (бухгалтерской прибыли) составляет прибыль от основнойдеятельности, то ее подвергают особому анализу. Изменение прибыли от продажзависит от многих факторов. Однако в расчетах ограничимся наиболеесущественными из них:
1. За счет влияния объема выручкинетто от реализации продукции;
2. За счет влияния себестоимостипродукции;
3. За счет влияния коммерческихрасходов;
4. За счет влияния управленческихрасходов;
5. За счет влияния цены реализации;
6. За счет влияния структурныхсдвигов.
Объем реализации услуг может оказывать какположительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объемапродаж рентабельной продукции (услуг) приводит к пропорциональному увеличениюприбыли. Если же продукция (услуги) являются убыточными, то при увеличенииобъема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Себестоимость продукции и прибыльнаходятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимостиприводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Таблица 3.1 – Анализ прибыли от продажПоказатели Базисный год (2009) Реализация отчетного года по ценам базисного Отчетный год (2010) 1.Выручка от реализации 1507 3340 5173 2.Себестоимость продукции (1447) (3037) (4635) 3. Коммерческие расходы (2) (4,9) (6,7) 4.Управленческие расходы (4,5) (9,7) (14,5) 5.Прибыль от продаж 53,5 285,4 516,8
Условные данные реализацииуслуг отчетного года по ценам базисного рассчитаны исходя из информации,предоставленной организацией.
Общее изменение прибылиот продаж в отчетном году по сравнению с базисным составило:
Δ ПОП = 516,8 — 53,5 = 463,3 тыс. руб.
Темпы прироста выручки от реализацииравны:
Δ Выр = 3340 – 1507 / 1507 * 100% =121,6%
Если сравнить суммуприбыли базисного года и условную, исчисленную исходя из фактического объема иассортимента продукции, но при базисных ценах и базисной себестоимостипродукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структурыреализованной продукции:
Δ ПОП (V, стр)= 285,4 — 53,5 = 231,9 тыс. руб.
Чтобы найти влияниетолько объема продаж, необходио прибыль базисногогода умножить на процент прироста реализованной продукции, и результатразделить на 100:
Δ ПОП (V) =53,5 * 121,6% / 100% = 65,1 тыс.руб.
Затем можно определить влияниеструктурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):
Δ ПОП (стр) = 231,9- 65,1 = 166,8 тыс.р.
Влияние структурных изменений можно такжевычислить путем сравнения прибыль от продаж отчетного года по ценам базисного сприбылью базисного года, умноженной на процент роста реализованной продукции:
Δ ПОП (стр) = 285,4– 53,5*(221,6%/100) = 166,8 тыс.р.
Влияние изменения полнойсебестоимости на сумму прибылиустанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитаннойна фактический объем продаж:
Δ ПОП (С) = 3037 — 4635 = — 1598 тыс.руб.
Аналогично находится влияние на суммуприбыли от продаж коммерческих и управленческих расходов:
Δ ПОП (КР) = 4,9 — 6,7 = -1,8 тыс.руб.
Δ ПОП (УР) = 9,7 — 14,5 = -4,8 тыс.руб.
Для расчета влияния выручки от реализацииуслуг на величину прибыли находят как разницу между выручкой за отчетный периоди реализацией отчетного года по ценам базисного:
Δ ПОП (Выр) =5173-3340 = 1833 тыс. руб.
Совокупное влияние всех перечисленныхфакторов совпадает с отклонением прибыли отчетного года от прошлогодней:
Δ ПОП = Δ ПОП (V) +ΔПОП (стр)+Δ ПОП (С)+Δ ПОП (УР)+Δ ПОП (КР)+ +Δ ПОП (Выр)
Δ ПОП = 65,1+166,8+(-1598)+(-1,8)+(-4,8)+1833 = 463,3 тыс. руб.
Таким образом, проведя факторный анализ, ясмогла наглядно увидеть, какое влияние на формирование прибыли от продажоказывают важнейшие показатели финансового состояния предприятия.
Так, за счет структурных изменений прибыльувеличилась на 166,8 тыс.р.; за счет увеличения выручки от реализации на 243,3%в отчетном году прибыль увеличилась на 1833 тыс. руб.
Увеличение себестоимости оказалоотрицательное влияние, снизив прибыль на 1598 тыс. руб. Также незначительноеснижение прибыли произошло вследствие роста коммерческих и управленческихрасходов – на 1,8 и 4,8 тыс. руб. соответственно.
Подводя итог, отмечу, что для удержания и закрепления полученныхрезультатов и успешного функционирования в дальнейшем организации необходимообратить внимание на следующие меры:
− увеличение объемов реализации засчет расширения количества обслуживаемых домов;
− увеличение набора оказываемыхуслуг;
Доходы ООО «Надежда» за2010 годсоставили 5173 тыс.руб.,в том числе:
− по основному виду деятельности — 4098,9тыс.руб.
− прочие доходы — 1077,8 тыс.руб.(прочие коммерческие доходы, субсидии на поддержку ЖКХ).
Доходы складываются изплатежей населения за техническое обслуживание жилого фонда, обслуживаниевнутридомовых систем теплоснабжения и платы за наем. Стоимость предоставленныхнаселению услуг рассчитывается по формуле 2.1, приведенной в п.2.2:
Площадь квартир * утвержденные* количество месяцев собственников жилья, тарифы, м2 руб.
Тарифы на услугиутверждаются Думой городского округа г.Петровск-Забайальский 2010 год:
− тех. обслуживание(4,34)
− обслуживание отопления(0,92)
− плата за наем (1,17)
53122,08 м2 *6,43 * 12мес =4098,9тыс. руб.
Таким образом, есливоспользоваться предложенными мерами и с 2011 г. ввести в обслуживание еще 3 дома общей площадью 11960 м2, а также включить в набор услуг капитальныйремонт жилого фонда (утвержденный тариф 1,02), организация сможет получитьследующий доход по основному виду деятельности:
53122,08 м2 + 11960м2 * 6,43+1,02* 12мес = 5818,3 тыс.руб.
− прочие доходы оставим неизменными= 1077,8 тыс.руб.
Тогда доходы ООО«Надежда» составят 6896,1 тыс.руб.
− оптимизация дебиторскойзадолженности;
По данным табл. 2.2, сумма дебиторской задолженности возросла за период с2009 по 2010 гг. с 62 до 785 тыс.руб. Из чего можно сделать вывод о необходимостипроведения мер по оптимизации дебиторской задолженности, которые включают всебя:
− обязательное введение санкций к потребителям – неплательщикам принеисполнении условий соглашений, как по срокам, так и по видам платежей;
− ежемесячное проведение актов сверки;
− проведение работ с предприятиями – неплательщиками попредоставлению новых, более жёстких финансовых гарантий исполнения своихобязательств;
− своевременное перечисление собранных денежных средств ивозмещение выпадающих доходов по предоставляемым гражданам льготам и субсидиям;
− максимальная активизация работ юридических служб с судебнымиорганами в части взыскания задолженности путем наложения ареста на имуществопредприятий и бытовых абонентов;
− продажа задолженности специальным организациям (факторинговымкомпаниям). При этом нужно учесть расходы на подобные услуги, стоимостькоторых, по данным сайта www.raexpert.ru, составляет на данный период 18%-21%годовых.
В результате проведенных мероприятийпланируется получение дохода от погашения дебиторской задолженности в размере:
785 тыс.руб. (сумма задолженности на 2010г.) – 387,6 тыс.руб. (суммаостаточной дебиторской задолженности сучетом затрат на факторинг-операции) = 397,4 тыс.руб.
Таблица3.1 –Резервы роста прибылиПоказатели Сумма, тыс.руб. Изменение в % До После Изменение, тыс.руб. Выручка от реализации 5173 6896,1 1723,1 +33% Дебиторская задолженность 785 387,6 397,4 -49,3% Экономический эффект 2120,5
Таким образом, согласно данным табл. 3.1,экономический эффект в результате проведенных мероприятий составил 2120,5тыс.руб. Он был достигнут в результате увеличения выручки от реализации за счетрасширения количества обслуживаемых домов и увеличения набора услуг, на 1723,1тыс.руб., или на 33%. А так же за счет снижения дебиторской задолженности на 397,4тыс.руб., или 49,3%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы был анализ финансовыхрезультатов деятельности предприятия по оказанию услуг ООО «Надежда».
В первой главе описывается теоретическаябаза анализа финансовых результатов: основные задачи анализа, источникиинформации, показатели прибыли, методы регулирования прибыли субъектомхозяйствования.
Во второйглаве дана общая характеристика предприятия, а также проведен анализформирования прибыли от объектов деятельности и чистой прибыли, оценка качествафинансовых результатов по обычным видам деятельности организации, анализрентабельности, маржинального дохода и точки безубыточности.
Как показаланализ финансовых результатов предприятия по оказанию услуг ООО «Надежда»,данное предприятие за 2 года работы значительно улучшило свои финансовыерезультаты. Балансовая прибыль в отчетном году сравнению с предшествующимувеличилась на 333,3 тыс.р., темп прироста составил 479,57%.
Основной доход предприятие получает отоказания услуг и выполнения работ по эксплуатации, содержанию, ремонту икоммунальному обслуживанию жилья. Доля прибыли от продаж в составе выручки вотчетный период увеличилась на 6,43% и составила около 10%. Чистая прибыльпредприятия увеличилась на 283 тыс. руб. или 479,66 %. Наиболее полно, чемприбыль, окончательные результаты хозяйствования характеризуют показателирентабельности.
Рентабельность продаж, показывающая долюприбыли в сумме выручки от реализации, в отчетном году составила 9,99%, что на6,44% больше данного показателя за предшествующий год. Темп приростарентабельности основной деятельности составил 202,2%.
В третьей главе проведен факторный анализформирования прибыли от продаж, в ходе которого было рассчитано влиянияотдельных факторов на сумму прибыли, выявлены и рассчитаны резервы увеличенияприбыли.
Списокиспользованных источников
1. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализфинансово-хозяйственной деятельности: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К», 2007. – 352 с.
2. Стажкова М.М. Финансовый анализ: Учебник (ГРИФ). –М.: Налог Инфо Статус-КВО 97, 2007. – 120 с.
3. Черняк В.З. Финансовый анализ: Учебник. — 2-е изд.,стер. – М.: Экзамен, 2007. – 414 с.
4. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовыйанализ предприятия: Учебник (Гриф УМО вузов России). – М.: Инфра-М, 2007. – 332с.
5. Савицкая Г.В. Анализ производственно-финансовойдеятельности сельскохозяйственных предприятий: Учебник (ГРИФ). – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с.
6. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ:Учебник. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.
7. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ:Учеб. пособие (Гриф УМЦ «Профессиональный учебник»). – 2-е изд… – М.: ЮНИТИ,2007. – 639 с.
8. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: Учеб.пособие(ГРИФ). – М.: КноРус, 2007. – 224 с.
9. Горелик О.М., Филиппова О.А. Финансовый анализ сиспользованием ЭВМ: Учеб. пособие (Гриф УМО МО РФ). – М.: КноРус, 2007. – 272с.
10. Попков В. Финансовый анализ для начинающих, илиПуть к финансовой свободе в России: Учеб. пособие. – М.: НТ Пресс, 2007. – 128с.
11. Бердникова Т.Б, Анализ и диагностика финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия: Учеб.пособие (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2007. – 215 с.
Размещено на www.