Реферат по предмету "Финансовые науки"


Роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в реализации социальных функций государства

Курсоваяработа
подисциплине Финансы
натему:Роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РоссийскойФедерации в реализации социальных функций государства

Оглавление
 
Введение
1. Теоретические иорганизационно-правовые основы Федерального фонда обязательного медицинскогострахования
1.1 Государственныевнебюджетные фонды: понятие, структура, финансовые ресурсы и их использование
1.2 Финансовые ресурсыФедерального фонда обязательного медицинского страхования и их использование
2. Анализ поступления ирасходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования
3. Проблемы Федеральногофонда обязательного страхования, связанные с реализаций социальных функцийгосударства
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
 
Внебюджетные фондыРоссийской Федерации представляют собой совокупность денежных распределительныхи перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовыхресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.
Обязательное медицинское страхование являетсясоставной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданамРоссийской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственнойпомощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования вобъеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Тема, затрагивающаяроль Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерациив реализации социальных функций государства, является наиболее актуальной в настоящеевремя, так как в данном направлении за последние годы проводятся многочисленныеизменения и совершенствования.
Основной цельюмоей курсовой работы является в полной мере раскрыть основные направления расходованийи поступлений средств Федерального фонда обязательного медицинского страхованияи проанализировать их эффективность.
В соответствиис поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть рольФедерального фонда обязательного медицинского страхования в реализации социальныхфункций государства.
2. Рассмотретьособенности финансирования и расходования денежных средств в Федеральном фонде обязательногомедицинского страхования.
3. Оценить финансовоесостояние и определить развитие фонда.
Объект исследованияданной работы – деятельность одного из государственных внебюджетных фондов, а именноФедерального фонда обязательного медицинского страхования.
Работа содержитвведение, основное содержание, 3 главы, заключение, список использованной литературыи приложение. Первая глава – «Теоретические и организационно-правовые основы Федеральногофонда обязательного медицинского страхования» носит общетеоретический характер,раскрывает сущность функционирования Федерального фонда обязательного медицинскогострахования в Российской Федерации. Вторая глава – «Анализ поступления и расходованиясредств Федерального фонда обязательного медицинского страхования» носит аналитическийхарактер, где дается анализ финансового оборота объекта исследования. Третья глава– «Проблемы Федерального фонда обязательного страхования, связанные с реализацийсоциальных функций государства» является сводной, в ней описываются все самые значительныепроблемы, связанные с функционированием и реализацией социальных функций государстваФедерального фонда обязательного медицинского страхования.
Теоретическаячасть основана на анализе законодательных, нормативно-правовых источников, учебников,статей известных экономических журналов.
В работе использованытакие общенаучные методы исследования как сравнение, экономико-математическое моделирование,вертикальный анализ, горизонтальный анализ, системный подход и др. Расчеты выполненыс использованием MS Excel.

1. Теоретическиеи организационно-правовые основы федерального фонда обязательного медицинскогострахования
 
1.1 Государственныевнебюджетные фонды: понятие, структура, финансовые ресурсы и их использование
 
В ходе развитиясовременной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защитылюдей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населенияво всех государствах создаются общественные фонды потребления.
Вне федерального бюджета образуются государственныефонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерациии предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
— социальное обеспечение по возрасту;
— социальное обеспечение по болезни, инвалидности,в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
— социальное обеспечение в случае безработицы;
— охрану здоровья и получение бесплатноймедицинской помощи.
Средства государственных внебюджетных фондовнаходятся в федеральной собственности.
Средства государственных внебюджетных фондовне входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерациии изъятию не подлежат.
Объем средств,выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развитиястраны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов,из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальныйдоход, сознанный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределениечерез бюджеты и внебюджетные фонды.
Мобилизуемые вбюджеты и внебюджетные фонды, денежные средства позволяют государству осуществлятьсоциальную политику.
Внебюджетные фонды– это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений,в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджети имеющих, как правило, целевое назначение.
Внебюджетные фондывыполняют распределительную и контрольную функции.
Распределительнаяфункция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национальногодохода в пользу определенных социальных слоев населения.
Контрольная функцияпроявляется в сигнализации обществу о возникших отклонениях в производственном либосоциальном процессе.
Внебюджетные фонды,как и бюджет, способствуют государственному регулированию социальных процессов,содействуют более справедливому распределению социальных процессов, содействуютболее справедливому распределению национального дохода между социальными слояминаселения.
В зависимостиот источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фондыподразделяются на централизованные и децентрализованные.
1. Централизованные(государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используютсядля решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных)внебюджетных фондов входят:
— Пенсионный фондРоссийской Федерации;
— Фонд социальногострахования Российской Федерации;
-Федеральный фондобязательного медицинского страхования.
Средства большинствацентрализованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционныхправ граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятногосоциального и экономического положения некоторых групп населения.
2. Децентрализованныевнебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевыхи других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
1) по решениюрегиональных и муниципальных органов власти для реализации региональных и местныхпроектов;
2) для решенияотраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработоки др.)
Порядок составления, представления и утверждениябюджетов государственных внебюджетных фондов:
1. Проекты бюджетов государственных внебюджетныхфондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органамиисполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органовв составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующихбюджетов на очередной финансовый год.
2. Бюджеты государственных внебюджетных фондовРоссийской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в формефедеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджетена очередной финансовый год.
Отчеты об исполнении бюджетов государственныхвнебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются ПравительствомРоссийской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в формефедерального закона.
Проекты бюджетов территориальных государственныхвнебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РоссийскойФедерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерациио бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законовсубъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
Отчеты об исполнении бюджетов территориальныхгосударственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляюторганом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждениепредставительному органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта РоссийскойФедерации.
Доходы государственных внебюджетных фондовформируются за счет:
— обязательных платежей, установленных законодательствомРоссийской Федерации;
— добровольных взносов физических и юридическихлиц;
— других доходов, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации.
В бюджеты государственных внебюджетных фондовподлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровнямбюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренныхспециальными налоговыми режимами:
1) единого налога, взимаемого в связи с применениемупрощенной системы налогообложения:
— в бюджет Федерального фонда обязательногомедицинского страхования — по нормативу 0,5 процента;
— в бюджеты территориальных фондов обязательногомедицинского страхования — по нормативу 4,5 процента;
— в бюджет Фонда социального страхованияРоссийской Федерации — по нормативу 5 процентов;
2) минимального налога в связи с применениемупрощенной системы налогообложения:
— в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации- по нормативу 60 процентов;
— в бюджет Федерального фонда обязательногомедицинского страхования — по нормативу 2 процента;
— в бюджеты территориальных фондов обязательногомедицинского страхования — по нормативу 18 процентов;
— в бюджет Фонда социального страхованияРоссийской Федерации — по нормативу 20 процентов;
3) единого налога на вмененный доход дляотдельных видов деятельности:
— в бюджет Федерального фонда обязательногомедицинского страхования — по нормативу 0,5 процента;
— в бюджеты территориальных фондов обязательногомедицинского страхования — по нормативу 4,5 процента;
— в бюджет Фонда социального страхованияРоссийской Федерации — по нормативу 5 процентов;
4) единого сельскохозяйственного налога:
— в Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования — по нормативу 0,2 процента;
— в территориальные фонды обязательного медицинскогострахования — по нормативу 3,4 процента;
— в Фонд социального страхования РоссийскойФедерации — по нормативу 6,4 процента.
Сбор и контроль за поступлением обязательныхплатежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительнойвласти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.
Расходование средств государственных внебюджетныхфондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РоссийскойФедерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствиис бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектовРоссийской Федерации.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетныхфондов осуществляется Федеральным казначейством.
Контроль за исполнением бюджетов государственныхвнебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнениембюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке,установленном настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов.
Порядок и сроки представления отчетностигосударственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствиис настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов.
1.2 Финансовые ресурсы федерального фондаобязательного медицинского страхования и их использование
 
Медицинское страхование является формой социальнойзащиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования — гарантироватьгражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счетнакопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется вдвух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование являетсясоставной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданамРоссийской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственнойпомощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования вобъеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляетсяна основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданамполучение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программамиобязательного медицинского страхования.Добровольное медицинское страхование можетбыть коллективным и индивидуальным.
Обязательное медицинское страхование (ОМС)– составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечитьгражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинского страхованияв объемах и на условиях, соответствующих утвержденным программам. Обязательное медицинскоестрахование было учреждено согласно Закону РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объемес 1 января 1993 г.
Основные задачи Федерального фонда обязательногомедицинского страхования:
1. Обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинскогострахования в субъектах Российской Федерации, то есть выравнивание условий деятельноститерриториальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.
2. Обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерацииправ граждан в системе обязательного медицинского страхования.
3. Участие в разработке и осуществлении государственной политики в областиобязательного медицинского страхования.
4. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовойустойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий длявыравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам навсей территории Российской Федерации.
Средства Федерального фонда обязательногомедицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации,не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Финансовые средствафондов обязательного медицинского страхования образуются за счет налоговых поступлений:единый социальный налог, единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственногоналога в частях, подлежащих зачислению в фонды. Для формирования территориальныхфондов обязательного медицинского страхования применяются следующие ставки:
— для налогоплательщиков – сельскохозяйственныхтоваропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейныхобщин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслямихозяйствования – 1,2%;
— для индивидуальных предпринимателей и адвокатов– 1,9%;
— для всех остальных плательщиков – 2%.
За неработающих граждан (детей, учащихсяи студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных)платят органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программобязательного медицинского страхования. За счет средств пенсионного фонда РоссийскойФедерации осуществляются дополнительные платежи на обязательное медицинское страхованиенеработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости. Органы исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации осуществляют взносы на обязательное медицинскоестрахование неработающего населения централизованно за счет средств бюджетов субъектовРоссийской Федерации в размере не ниже платежа предыдущего года и не ниже дополнительногоплатежа на одного неработающего пенсионера, осуществляемого пенсионным фондом РоссийскойФедерации.
Гражданам Российской Федерации гарантируютсяпредоставление медицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объеме и на условияхдействующей на территории субъекта Российской Федерации территориальной программыОМС, которая является составной частью территориальной программы государственныхгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Территориальная программаобязательного медицинского страхования содержит перечень видов и объемов медицинскойпомощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, переченьмедицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования,условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Гражданам Российской Федерации выдается страховоймедицинский полис ОМС – документ, удостоверяющий заключение договора по обязательномумедицинскому страхованию граждан. Страховой медицинский полис имеет силу на всейтерритории Российской Федерации, а также на территории других государств, с которымиРоссийская Федерация имеет соглашения об обязательном медицинском страховании граждан.Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящихв федеральную программу государственных гарантий, утверждается Министерством здравоохраненияи социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). В соответствии с ним гражданеРоссийской Федерации не обязаны платить за скорую неотложную помощь при плановойгоспитализации. Страховые медицинские организации используют полученные от территориальногофонда ОМС средства на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплатурасходов на ведение дела по ОМС.
Основу доходов Федерального фонда обязательногомедицинского страхования составляют поступления сумм единого социального налога.К прочим доходам относятся: наступления недоимки, пени и штрафов; суммы процентов,начисленных по остаткам средств на счетах Федерального ФОМС. Средства Федеральногофонда обязательного медицинского страхования используются на следующие мероприятия:
— оплату медицинских услуг, предоставляемыхгражданам;
— финансирование целевых медицинских программ;
— подготовку и переподготовку специалистов;
— развитие медицинской науки;
— улучшение материально-технического обеспеченияздравоохранения и другие цели.
Основная сумма расходов – это субвенции навыравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинскогострахования и финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинскогострахования. До 10% средств бюджета по этому виду расходов направляется на финансированиерегиональных целевых программ по охране материнства и детства. Особое значение всовременных условиях имеет контроль за рациональным и эффективным использованиемсредств Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Все годы своегосуществования он имел переходящий остаток средств на начало следующего года, однакоговорить об их достаточности и удовлетворенности медицинским обслуживанием преждевременно.
Особое значение в функционировании системыобязательного медицинского страхования имеют территориальные фонды обязательногомедицинского страхования. Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательногомедицинского страхования разработаны Правила составления, рассмотрения и исполнениябюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, зарегистрированныев Министерстве юстиции РФ (Минюсте России) 24 декабря 2003 г. № 5359. Они позволяютобеспечивать методологическое единство подходов к формированию показателей проектабюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования и регламентациюих деятельности по составлению, рассмотрению проекта бюджета, его утверждению иисполнению.
Доходы бюджета территориального фонда обязательногомедицинского страхования формируются за счет прогнозируемых поступлений, которыевключают:
— единый социальный налог, зачисляемый втерриториальные фонды обязательного медицинского страхования;
— единый налог, взимаемый в связи с применениемупрощенной системы налогообложения, в том числе единый налог, распределяемый поуровням бюджетной системы РФ;
— единый налог на вмененный доход для отдельныхвидов деятельности;
— единый сельскохозяйственный налог, в томчисле единый сельскохозяйственный налог, уплачиваемый соответственно организациями,крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями;
— страховые взносы на обязательное медицинскоестрахования неработающего населения, уплачиваемые в территориальные фонды обязательногомедицинского страхования органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления;
— недоимки, пени и штрафы по страховым взносамна обязательное медицинское страхование неработающего населения;
— недоимки, пени и штрафы по обязательнымпоступлениям в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
— прочие поступления.
Остатки средств на начало и конец отчетногопериода не относятся к доходам территориального фонда и являются источниками внутреннегофинансирования дефицита бюджета территориального фонда. Бюджет территориальногофонда обязательного медицинского страхования включает расходы на финансированиетерриториальной программы обязательного медицинского страхования и иных мероприятий,предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации по обязательномумедицинскому страхования. Расходы на финансирование территориальной программы обязательногомедицинского страхованию включают расходы на выполнение территориальной программыобязательного медицинского страхования включают расходы а выполнение территориальнойпрограммы обязательного медицинского страхования и выполнение управленческих функцийтерриториальным фондом обязательного медицинского страхования.
Общая сумма расходов на выполнение территориальнойпрограммы обязательного медицинского страхования складывается из расходов:
— на финансирование страховых медицинскийорганизаций, заключивших договоры финансирования обязательного медицинского страхованияпо дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориальногофонда, на оплату медицинских услуг, расходов на ведение дела и формирование резервов;
— оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам,застрахованным территориальным фондом (в случае осуществления ОМС территориальнымфондом);
— оплату лечения жителей других субъектовРФ;
— формирование нормированного страховогозапаса территориального фонда, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивостисистемы обязательного медицинского страхования на территории субъекта РоссийскойФедерации, резервируемого на случай возникновения критических ситуаций с финансированиемтерриториальной программы обязательного медицинского страхования и не являющегосясвободными финансовыми средствами.

2. Анализ поступления и расходованиясредств федерального фонда обязательного медицинского страхования
 
Проанализируемданные, взятые из Российского статистического ежегодника (2006), раскрывающие поступлениеи расходование средств федерального фонда обязательного медицинского страхованияза период с 2001 г. по 2005 г. (таблица 1).
Таблица 1.Поступлениеи расходование средств федерального фонда обязательного медицинского страхования(млн. руб.) 2001 2002 2003 2004 2005 Остаток средств на начало года 42 25 33 21 73 Поступление 3988 5089 5795 6813 83003  в том числе: страховые взносы, налоговые платежи 3966 5058 5771 6784 31708 от вклада на депозит и прочих финансовых вложений 21 29 22 1 - возврат ранее размещенных средств - - - - - штрафы, пени, прочие санкции 0,1 - - - 0,1 из федерального бюджета - - - - 51292 прочие поступления 1 2 2 28 3 Расходование 4005 5081 5807 6762 71507  в том числе: на финансирование целевых программ обязательного медицинского страхования и отдельных мероприятий по здравоохранению 351 502 600 690 340 на субвенции территориальным фондам 3562 4481 5095 5972 29266 на субсидии территориальным фондам на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) - - - - 4750 на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами - - - - 37004 на финансирование расходов по науке и научному обслуживанию 4 4 4 4 4 на финансирование расходов по образованию 3 3 3 3 8 на финансирование исполнительной дирекции Фонда 39 40 52 47 82 на финансирование расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда 40 38 40 40 46 платежи в бюджет 0,04 - 5 2 - финансовые вложения - - - - - прочие расходы 6 12 8 4 7
Сводная таблицапоступлений и расходований федерального фонда обязательного медицинского страхованияза 2001-2005 гг. позволяет сделать следующие выводы.
Проведя вертикальныйанализ можно увидеть, что общая сумма поступлений в федеральный фонд обязательногомедицинского страхования увеличилась с 3988 млн. руб. до 83003 млн. руб. Рассчитаемтемп роста в 2005 году по сравнению с 2001 годом:
83003 (млрд. руб.)* 100 (%) / 3988 (млн. руб.) = 2081,32%, что говорит о том, что поступления увеличилисьза 5 лет почти в 21 раз. Из таблицы, очевидно, что резкое увеличение поступленийсредств в ФФОМС произошло в 2005 году. Если считать цепной темп роста, то в 2002году он составил 127,61% по отношению к 2001 году, в 2003 году будет равен 113,87%по отношению к 2002 году, в 2004 году – 117,57% по отношению к 2003 году, а в 2005году – 1218,30% по отношению к 2004 году. /> />
Из данных расчетов следует,что наивысший рост поступлений произошел в 2005 году (рис. 1).
Рис. 1.Динамикароста поступлений средств в ФФОМС

Сумма расходовфедерального фонда обязательного медицинского страхования увеличилась с 4005 млн.руб. до 71507 млн. руб. Рассчитаем темп роста в 2005 году по сравнению с 2001 годом:
71507 (млрд. руб.)* 100 (%) / 4005 (млн. руб.) = 1785,44%, что говорит о значительном увеличении расходовсредств федерального фонда обязательного медицинского страхования за 5 исследуемыхлет. Из таблицы, очевидно, что резкое увеличение расходов средств в ФФОМС произошлов 2005 году. Если считать цепной темп роста, то в 2002 году он составил 126,87%по отношению к 2001 году, в 2003 году будет равен 114,29% по отношению к 2002 году,в 2004 году – 116,45% по отношению к 2003 году, а в 2005 году – 1057,48% по отношениюк 2004 году. Из данных расчетов следует, что расходы средств федерального фондаобязательного медицинского страхования значительно увеличились в 2005 году (рис.2).
/>

Рис. 2. Динамикароста расходов средств в ФФОМС
Сравнивая суммупоступлений и расходований средств федерального фонда обязательного медицинскогострахования по годам, очевидно, что в 2001 году расходы превышали над доходами на17 млн. руб., в 2002 году ситуация изменилась и поступления превысили расходы на8 млн. руб., но в 2003 году расходы превысили поступления на 12 млн. руб., в 2004году расходы составили 6762 млн. руб., а поступления – 6813 млн.руб., что составляетразницу равную 51 млн. руб., в 2005 году поступления были больше расходов на 11496млн. руб. На основе данных показателей можно сделать вывод о том, что в 2001 и в2003 годах поступлений средств федерального фонда обязательного медицинского страхованияне хватало для покрытия расходов, но небольшой дефицит покрывал остаток средствна начало года, так как в 2002, 2004 и 2005 годах поступления, наоборот, значительнопревышали расходы.
Если проранжироватьпоступления по удельному весу, то в 2001, 2002, 2003, 2004 годах на первом местеоказались поступления от страховых взносов и налоговых платежей, их доля колеблетсяот 99,39% до 99,59%, но в 2005 году ситуация кардинально изменилась и первое местозаняли поступления из федерального бюджета, что составило 61,80% всей суммы и толькона втором месте оказались поступления от страховых взносов и налоговых платежей– 38,20%.
Если проанализироватьрасходы средств федерального фонда обязательного медицинского страхования по удельномувесу, то первое место в 2001, 2002, 2003, 2004 годах занимают расходы на субвенциитерриториальным фондам, их доля колеблется в пределах от 87,74% до 88,94%, на второмместе находятся расходы на финансирование целевых программ обязательного медицинскогострахования и отдельных мероприятий по здравоохранению, их доля колеблется от 8,76%до 10,33%, а в 2005 году, в связи с дополнительным финансированием из федеральногобюджета, первое место заняли расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельныхкатегорий граждан по обеспечению лекарственными средствами – 51,75% (данный видрасходов ранее не имел место и был равен нулю), второе место занимают расходы насубвенции территориальным фондам – 40,93%.
Таким образомв 2005 году большая часть поступлений средств федерального фонда обязательного медицинскогострахования израсходована на новую программу, связанную с реализацией мер социальнойподдержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами,расходы на субвенции территориальным фондам отходят на второй план.
Проведем горизонтальныйанализ. Рассчитав темпы роста (Приложение 1), можно сделать следующие выводы. Темпыроста поступления в целом в 2005 году по сравнению с 2001 годом составили 2081,32%.Наиболее высокие темпы роста очевидны поступлений от страховых взносов и налоговыхплатежей, равны 799,50%, также впервые в 2005 году появились поступления из федеральногобюджета в сумме 51292 млн. руб.
Также высоки темпыроста расходов в целом в 2005 году по сравнению с 2001 годом составили 1785,44%.Очень высок темп роста расходов на субвенции территориальным фондам, что составляет821,62%, также в 2005 году появился новый вид расходов на реализацию мер социальнойподдержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами,который составил основную долю расходов в размере 37004 млн. руб.
Если пропорциональносравнить поступления денежных средств от всех источников в 2005 году, то получаетсяследующая диаграмма (рис. 3)
/>

Рис. 3. Удельныйвес поступлений денежных средств в 2005 году
Анализируя даннуюдиаграмму (рис. 3), можно без труда сделать вывод о том, что значительная доля поступленийсредств в федеральный фонд обязательного медицинского страхования приходится напоступления из федерального бюджета, что составляет 61,7953%, так же большое количествосредств пополняет казну федерального фонда обязательного медицинского страхованияот страховых взносов и налоговых платежей (38,2010%), другие же источники финансированияне имеют существенного значения.
Таким же способом,если проанализировать расходы средств федерального фонда обязательного медицинскогострахования, можно сделать выводы (рис. 4).
/>

Рис. 4.Удельныйвес расходования денежных средств в 2005 году
Статьи расходовсредств федерального фонда обязательного медицинского страхования более разнообразны,чем поступления. Здесь проглядываются три основных направления затрат. На первомместе с большим преимуществом оказываются расходы, связанные с затратами на реализациюмер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственнымисредствами, их доля составляет 51,75%, на втором же месте находятся расходы средствфедерального фонда обязательного медицинского страхования, предназначенные на субвенциитерриториальным фондам (40,93%), а третье место занимают расходы на субсидии территориальнымфондам на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей),их доля составляет 6,64%. Остальные же статьи расходов практически не существенныпо сравнению с первыми тремя. Но все же в 2005 году имеют место расходы средствфедерального фонда обязательного медицинского страхования на финансирование целевыхпрограмм обязательного медицинского страхования и отдельных мероприятий по здравоохранению,на финансирование расходов по науке и научному обслуживанию, на финансирование расходовна образование, на финансирование исполнительной дирекции Фонда, на финансированиерасходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда, также напрочие расходы.
Сравнив расходыи поступления средств в федеральный фонд обязательного медицинского страхованияза последний исследуемый год, можно сделать выводы о том, что федеральный бюджетделает значительные денежные вклады в Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования, чего ранее не наблюдалось. Также заметны существенные изменения в расходованияхсредств, так в 2005 году появилась новая статья расходов на которую затрачена большаяполовина денежных средств федерального фонда обязательного медицинского страхования,это расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан пообеспечению лекарственными средствами. Из этого можно сделать вывод о том, что изфедерального бюджета выделяются средства как раз в основном на эту статью расходов.Также за 5 лет значительно увеличились расходы на субвенции территориальным фондам,предположительно тоже за счет финансирования из федерального бюджета.

3. Проблемыфедерального фонда обязательного медицинского страхования, связанные среализацией социальных функций государства
 
Более чем десятилетнийопыт функционирования внебюджетных фондов свидетельствует о достаточно высокой эффективностиэтого звена финансов. Однако отсутствие опыта в организации их деятельности, сложнаяэкономическая ситуация, длительное время существовавшая в стране, некоторые неожиданныеизменения в концепции функционирования внебюджетных фондов, а иногда и прямое нарушениезаконодательства стали причиной существенных недостатков в их деятельности.
Особенно многовопросов по-прежнему возникает относительно проводимой в стране реформой здравоохранения.С большим опозданием выходят комментарии к новым законам.
Ожидалось, чтовведение единого социального налога упростит работу бухгалтерий, будет способствоватьвыведению заработной платы из «тени» и ее официальному увеличению, сокращению документооборота.Фактически этого не произошло. Использовать регрессивную шкалу налога для основноймассы работодателей невозможно, поскольку наемные работники не получают такую высокуюсреднюю заработную плату. Ставка единого социального налога слишком высока, а ееснижение может привести к дефициту средств, в первую очередь на пенсионное обеспечениеи здравоохранение, и пока неясно, за счет каких средств можно покрывать этот дефицит.
Особую тревогувызывает непредсказуемость и неожиданность изменения законодательства, несоблюдениесроков утвержедения бюджетов внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении (особенноФФОМС), отсутствие прозрачности в деятельности фондов и недостаточный контроль заих расходованием. Так что сфера приложения сил как научных, так и практических работниковв части совершенствования функционирования социальных внебюджетных фондов все ещепродолжает оставаться очень широкой.
Большие трудностивозникли с принятием мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечениюлекарственными средствами. Несмотря на хорошие финансирование, многие категорииграждан не были в полной мере оснащены необходимыми лекарственными препаратами внужные сроки. А на данную статью расходов потрачено значительное количество средствфедерального фонда обязательного медицинского страхования.
Готовый проектбюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 г предусматриваетдоходы в сумме 104,74 млрд. руб., расходы — 104,67 млрд. руб.
В доходной частибюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотреныпоступления из федерального бюджета в сумме 38,49 млрд. руб. Эти средства пойдутна выплаты участковым врачам-терапевтам и врачам-педиатрам, врачам общей (семейной)практики, а также работающим с ними медицинскими сестрам в размере 10 тыс. руб.и 5 тыс. руб. в месяц соответственно; обязательное медицинское страхование неработающегонаселения (детей); реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательногомедицинского страхования; проведение «пилотного» проекта в субъектах РоссийскойФедерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения; проведениедополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях;финансирование расходов, связанных с оплатой приобретаемых лекарственных средствдля оказания медицинской помощи детям, страдающим онкогематологическими заболеваниями;обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами.
Основную частьрасходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования составят субсидиина выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы в сумме 41,82млрд. руб.
В последние годыочень много говориться о проблемах, которые накопились в российском здравоохранении.Важная роль в решении этих проблем отводится Фонду обязательного медицинского страхования.До настоящего времени в нашей стране сохраняются огромные различия в системе финансированияи управления сферой здравоохранения в регионах. В настоящее время в России еще несозданы необходимые условия для предоставления квалифицированной высокотехнологичноймедицинской помощи всем в ней нуждающимся. Медленно решается проблема оснащенияроссийских лечебных учреждений современной техникой и оборудованием.
Национальный проект«Здоровье» — первый шаг на пути разрешения накопившихся в здравоохранении проблем,количественного и качественного развития этой сферы до уровня, при котором российскоездравоохранение будет реально способно охранять здоровье нации. От решения задачи,поставленной Президентом, зависит качественное совершенствование людских ресурсовв стране, повышение уровня человеческого капитала. В долгосрочном плане развитиечеловеческого капитала через повышение производительности труда должно повыситьконкурентоспособность страны на мировых рынках.
Координация работыпо реализации национального проекта «Здоровье» регламентируется в настоящее времяуказами и распоряжениями Правительства РФ (14 документов), приказами МинздравсоцразвитияРоссии (18). Эта достаточная на начальной стадии нормативно-правовая база, естественно,в процессе реализации национального проекта будет совершенствоваться, а количествонормативно-правовых актов – возрастать.
Ассигнования нареализацию национального проекта предусмотрены: в федеральном бюджете, в бюджетеФедерального фонда обязательного медицинского страхования и в бюджете Фонда социальногострахования РФ.
В 2007 году предусматриваетсясохранить за счет средств федерального бюджета дополнительную оплату амбулаторно-поликлиническойпомощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательногомедицинского страхования, а также оплату «родовых» сертификатов, которыепредусматривается дополнить медицинской помощью, оказанной детям первого года жизни.
Подведя черту,можно сказать, что несмотря на все трудности, возникающие в организации реализациисоциальных функций государства, в целом Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования является развивающимся фондом. Много успехов достигнуто в развитии ифункционировании новых проектов, направленных на повышение заработной платы медицинскимработникам и стимулирование их труда.

Заключение
 
Проанализироваврасходы, поступления средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования,динамику, темпы роста, сравнив удельный вес каждого показателя, очевидно, что значениеФедерального фонда обязательного медицинского страхования очень велико для РоссийскойФедерации. ФФОМС берет на себя ответственность за выполнение большого количестважизненноважных для государства функций, таких как исполнение и контроль целевыхпрограмм обязательного медицинского страхования, отдельных мероприятий по здравоохранению,реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственнымисредствами. Фонд финансирует многие дополнительные программы, касающиеся здравоохранения,что не маловажно.
В курсовой работерассмотрены наиболее важные моменты, связанные с функционированием Федеральногофонда обязательного медицинского страхования.
 Так в первойглаве рассмотрены основные вопросы, касающиеся теоретических и организационно-правовыхоснов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, финансовые ресурсыФедерального фонда обязательного медицинского страхования и др.
Анализ статистическихданных, проведенный во второй главе курсовой работы на основании статистическогоматериала, дает полное представление о структуре расходований и поступлений средствФедерального фонда обязательного медицинского страхования. Полностью выявляет измененияи недостатки финансирования во временном ряде.
В последний годанализируемого периода, резко изменилось поступление и расходование средств Федеральногофонда обязательного медицинского страхования, даже появились новые источники финансирования,например никогда до 2005 года не было поступлений в Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования из федерального бюджета, однако в 2005 году поступила огромнаядля фонда сумма в размере 51292 млн. руб. В большинстве своем данные средства былиизрасходованы на реализацию национального проекта «Здоровье».
Все актуальныепроблемы и достижения Федерального фонда обязательного медицинского страхования,связанные с реализацией социальных функций государства в полном объеме раскрытыв заключительной третьей главе работы.
Так, например,за последние годы на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования возлеглаответственность за курирование национальных проектов и на настоящий момент это самоеважное для фонда обязательство. Так как от решения задачи, поставленной Президентом,зависит качественное совершенствование людских ресурсов в стране, повышение уровнячеловеческого капитала.
В реализации национальногопроекта осуществляется взаимодействие центральных и региональных органов Фонда социальногострахования РФ, фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фондаРоссийской Федерации, а также органов здравоохранения субъектов РФ, вырабатываютсяи корректируются общие подходы, осуществляется обмен информацией, что говорит онепосредственном активном участии органов Федерального фонда обязательного медицинскогострахования в реализации социальных функций государства.
По итогам данногопрогноза можно судить о стремительном развитии и качественном функционировании Федеральногофонда обязательного медицинского страхования, также качественной реализации им социальныхфункций государства.
федеральныйфонд медицинский страхование

Списокиспользованной литературы
 
1. Закон Российской Федерацииот 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
2. Федеральный закон № 165-ФЗот 16 июля 1999 года. «Об основах обязательного социального страхования» (в ред.Федеральных законов от 31.12.2002 № 190-ФЗ, от 23.12.2003 года № 185-ФЗ, от 05.03.2004№ 10-ФЗ).
3. Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации, глава 17.
4. Государственные и муниципальныефинансы / Под ред. Г.Б. Поляка (второе издание). – М.: ЮНИТИ, 2007 г. – с. 319-320.
5. Финансы Денежное обращениеКредит (третье издание) / Под ред. профессора Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2007 г.– с. 307-310.
6. Финансы: Учебник / Подред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской и проф. Б.М. Сабани (второеиздание). – М.: ЮРАЙТ, 2006 г. – с. 298-303.
7. Финансы / Под ред. Г.Б.Поляка (второе издание). – М.: ЮНИТИ, 2003 г. – с. 607-610.
8. Российский статистическийежегодник. 2006: Стат.сб. / Госкомстат России. – М.: Госкомстат России.
9. Журнал «Финансы», №
10. www.goskomstat.ru
11. www.ffoms.ru
12. www.minfin.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.