КУРСОВАЯ РАБОТА
Финансы предприятий
по теме
АНАЛИЗ БЮДЖЕТАМУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЮДЖЕТАМУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Понятие муниципального учреждения
1.2 Анализ бюджета
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Общая характеристика МОУ «СОШ №6»
2.2 Анализ бюджета МОУ «СОШ №6» за период с 2006 по 2008 годы
2.3 Смета на 2010 год МОУ «СОШ №6»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Прежде, чемговорить о бюджете муниципального учреждения, необходимо определить, что,собственно, представляет собой бюджет. В самом общем виде им является пландоходов и расходов учреждения на текущий год, составленный в форме баланса иимеющий силу закона.
Именнос помощью бюджета учреждение имеет возможность сосредоточивать финансовыересурсы на экономическое развитие, с помощью бюджета происходитперераспределение дохода. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такогомноговидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Здесьважно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование вкачестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессечеловеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом бюджетноммеханизме, который является конкретным выражением бюджетной политики.
Анализбюджета предыдущих периодов является важнейшей составляющей планированиябюджета на будущие периоды. Это и являеться актуальностью данной курсовойработы.
Цельюданной курсовой работы является анализ бюджета муниципального учреждения (объектапрактики).
Объектпрактики — Муниципальное образовательное учреждение “Средняяобщеобразовательная школа №6 г Коряжмы”
Длядостижения поставленной цели были решены следующие задачи:
• Подробноеизучение понятия «муниципальное учреждение»
• Анализ бюджетаМОУ«СОШ №6» за период с 2006 по 2008 годы
• Составлениесметы МОУ«СОШ №6» на 2010 год.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫАНАЛИЗА БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Понятиемуниципального учреждения
Учреждениемпризнается некоммерческая организация, созданная собственником дляосуществления управленческих, социально-культурных или иных функцийнекоммерческого характера.
Праваучреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также наимущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГКРФ.
Учреждениеможет быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либосоответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации,муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственноеили муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частные ибюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником ихимущества.
Порядокфинансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учрежденийопределяется законом.
Частное илибюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в егораспоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежныхсредств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несетсобственник его имущества.
Автономноеучреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за нимимуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимогоимущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имуществаили приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственникомсредств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственностьпо обязательствам автономного учреждения.
Муниципальноеучреждение (МУ) – некоммерческая организация, созданная МО для выполненияработ, оказания услуг с целью осуществления полномочий органов МСУ всоответствии с законодательством РФ в сферах науки, образования,здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, физкультуры и спорта(ФЗ № 174-ФЗ от 3.11.06).
МУ можетбыть создано путем учреждения либо изменения типа существующего МУ в случае,если при этом не нарушаются конституционные права граждан.
МУосуществляет свою деятельность в соответствии с целями и задачами,определенными Законом и Уставом учреждения, а также заданиями учредителя.
Помимозаданий учредителя МУ вправе по своему усмотрению осуществлять работы (услуги),относящиеся к его уставной деятельности, за плату.
Доходы МУпоступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достиженияцелей, ради которых учреждение было создано.
ИмуществоМУ закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Земельныеучастки (если они необходимы для осуществления уставной деятельности)предоставляются МУ на праве постоянного (бессрочного) пользования.
МУ отвечаетпо своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключениемнедвижимости и особо ценного имущества, закрепленного за ним учредителем либоприобретенным МУ за счет средств, выделенных ему учредителем непосредственнодля приобретения данного имущества.
Собственникне отвечает по обязательствам учреждения, а учреждение не отвечает пообязательствам собственника.
Устав МУдолжен содержать следующие сведения:
•НаименованиеМУ, с указанием на «автономное учреждение» и на характер деятельности, а такжесобственника имущества
•Местонахождения МУ
•Сведенияоб органе, осуществляющего функции и полномочия учредителя
•Предмет ицели деятельности МУ
•Закрытыйперечень видов деятельности МУ
•Структураи компетенция органов МУ, порядок формирования, сроки полномочий, порядокдеятельности
Реорганизацияможет быть осуществлена в форме слияния автономных учреждений, присоединение,разделения или выделения автономных учреждений соответствующих формсобственности.
Слияние илиприсоединение возможны только в том случае, когда учреждения созданы на базеимущества одного и того собственника.
Обязательноеусловие реорганизации МУ – обеспечение прав граждан в социально-культурнойсфере.
Приликвидации МУ требования кредиторов удовлетворяются за счет имущества, накоторое по закону может быть обращено взыскание.
Имущество,оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, накоторое не может быть обращено взыскание, передается учредителю МУ.
1.2 Анализбюджета
Бюджет (отстаронормандского bougette — кошель, сумка) — схема доходов и расходовопределённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.),устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет —это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике(государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.
Структурабюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, аименно:
•распределения ответственности между структурными подразделениямибюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделениямогут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;
•формирования совокупных доходов и расходов — формируют удобную для рассмотренияразличных расчетов величин иерархию статей;
•формирования бюджета денежных средств — в структуре бюджета имеются статьиимеющие отношение к движению денежной массы.
Анализбюджета проведем по следующим направлениям:
• анализ исполнениябюджета доходов;
• анализисполнения бюджета расходов.
2. АНАЛИЗБЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Общаяхарактеристика МОУ «СОШ №6»
Муниципальноеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №6 г Коряжмы”(далее МОУ “СОШ №6”) начала свою деятельность в 1989 году.
Юридическийи фактический адрес – 165651, Архангельская область, город Коряжма, улицаСоветская, дом №15 “Г”.
Типучреждения – общеобразовательное учреждение.
Видучреждения – средняя общеобразовательная школа.
Организационно-правоваяформа: муниципальное учреждение.
Формасобственности – муниципальная.
Всоответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ МОУ «СОШ №6» является бюджетнымучреждением, функции которого по оказанию государственных (муниципальных) услугюридическим и физическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным)заданием, обеспечиваются за счет средств бюджетов различных уровней всоответствии с бюджетной сметой.
Учредитель— администрация муниципального образования «Город Коряжма», который в порядке,установленном законодательством Российской Федерации, закрепил за МОУ «СОШ №6»в целях обеспечения его уставной деятельности, здания, сооружения,оборудование, а также другое необходимое имущество на праве оперативногоуправления на основании договора №139 от 01.01.2005 года. Земельные участкипредоставлены МОУ «СОШ №6» в постоянное (бессрочное) пользование. Школа несетответственность перед учредителем за сохранность и эффективное использованиезакрепленного имущества, которое учредитель вправе изъять, если оно неиспользуется или используется не по назначению.
Собственникомимущества учреждения является муниципальное образование «Город Коряжма».
Основнымпредметом деятельности МОУ «СОШ №6» является реализация общеобразовательныхпрограмм дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования.
Своюдеятельность МОУ “СОШ № 6” осуществляет в соответствии с Уставом, принятымобщим собранием трудового коллектива «МОУ СОШ №6», протокол от 25.12.2007 иутвержденным Постановлением Мэра города от 24.01.2008 №80.
Свидетельствомо постановке на учет в налоговом органе юридического лица, выданногомежрайонной инспекцией МНС РФ №2 по Архангельской области и НАО от 01.09.2003года (серия 29 №000780104), подтверждается постановка на учет МОУ «СОШ №6»03.03.1997 и присвоение ИНН 2905003273.
Свидетельствомо внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, выданныймежрайонной инспекцией МНС РФ №2 по Архангельской области и НАО от 25.069.2003(серия 29 №000116442) за основным государственным номером №1022901143099государственный регистрационный номер №2032901471172, от 27.11.2007 годасвидетельство серии 29 №001159190 государственный регистрационный номер№2072905014466.
МОУ «СОШ№6» состоит на учете в государственных внебюджетных фондах: Фонде социальногострахования (регистрационный №2900310285), Пенсионном Фонде РФ (регистрационныйномер №039-021-) Территориальном и Федеральном фондах медицинского страхования(регистрационный номер №20-12027).
Школа имеетсвидетельства о государственной регистрации прав:
1) от29.04.2005 года на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком общейплощадью 28499 м2. Кадастровый номер 29:23:010210:0021;
2) от04.06.2007 года серии 29АК № 168987 на оперативное управление здания школы спристройкой, назначение – учебное, общей площадью 6922 м2, инвентарный номер5711, литер А, А1, этажность 4, кадастровый номер 29-29-09/002/2007-432.
В своейдеятельности МОУ «СОШ №6» руководствуется Конституцией Российской Федерации,Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими федеральными законами,указами Президента Российской Федерации, Типовым положением обобщеобразовательном учреждении, Типовым положением о дошкольном образовательномучреждении, решениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями ипостановлениями Главы администрации Архангельской области и органов управленияобразованием всех уровней, постановлениями и распоряжениями учредителя;правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарнойзащиты, Уставом и локальными правовыми актами школы.
Школаявляется юридическим лицом, имеет печать установленного образца, штамп и бланкисо своим наименованием.
Школапроходит государственную аккредитацию в соответствии с порядком, установленнымзаконом РФ «Об образовании», Положением о порядке аттестации и государственнойаккредитации образовательных учреждений (утверждено приказом Министерстваобразования РФ от 22.05.1998 №1327) и Положением об организации аттестацииобразовательных учреждений Архангельской области (утверждено приказомДепартамента образования и науки администрации Архангельской области от04.07.2005 №1050).
Школа имеетсвидетельство о государственной аккредитации серии А 186391 регистрационныйномер 2068, выданное Департаментом образования и науки администрацииАрхангельской области 27 марта 2008 года. Действительно до 26 декабря 2010года.
МОУ «СОШ№6» имеет лицензию А №153254 регистрационный номер 1567 от 28.08.2004 года,выданную Департаментом образования и науки администрации Архангельской области,на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного, начальногообщего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Срок действиядо 16.04.2009 года. Типы реализуемых образовательных программ: общеобразовательные.Виды реализуемых программ: дошкольного образования, начального общегообразования, основного общего образования, среднего (полного) общегообразования, специального (коррекционного) для классов 7-го вида. Формыполучения образования: очное, семейное, самообразование, экстернат,индивидуальное Содержание обязательного общего образования в Школе определяетсяобразовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми Школойсамостоятельно на основе государственных образовательных стандартов, Базисногоучебного плана общеобразовательных учреждений РФ, базисного учебного планаобразовательных учреждений Архангельской области и примерных образовательныхучебных программ курсов, дисциплин.
Школа можетреализовывать дополнительные образовательные программы по следующимнаправлениям:
•художественно-эстетическое;
•физкультурно-спортивное;
• туристско-краеведческое;
• эколого-биологическое;
Целямиобразовательного процесса являются:
• воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей ввозрасте от трех до семи лет;
• формирование общей культуры личности обучающихся на основеусвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
• достижение обучающимися соответствующегообразовательного уровня;
• адаптация воспитанников и обучающихся к жизни вобществе;
• воспитание у обучающихся и воспитанников гражданственности,трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,Родине, семье;
• формирование у воспитанников и обучающихся навыков и привычекздорового образа жизни;
• развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненныхситуациях, умение преодолевать жизненные трудности;
• углубленное обучение как создание основы для осознанного выбораи последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускникамиШколы;
• участие в формировании интеллектуального потенциаластраны, развитие у учащихся навыков самостоятельной научно-исследовательскойдеятельности по выбранному профилю;
• обеспечение преемственности дошкольного, среднего и высшегообразования;
• создание условий для осознанного выбора профессии.
ДеятельностьМОУ «СОШ №6» финансируется в соответствии с законодательством и правовымиактами органов местного самоуправления.
Всоответствии со статьей 162 Бюджетного Кодекса РФ, МОУ «СОШ №6», как получательбюджетных средств, обладает следующими полномочиями:
•составляети исполняет бюджетную смету, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину иобеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств;
•принимаети исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетныхассигнований бюджетные обязательства путем заключения муниципальных контрактови договоров с юридическими и физическими лицами;
•обеспечиваетрезультативность и целевой характер использования предусмотренных для негобюджетных ассигнований, выделенных в соответствующем финансовом году дляисполнения бюджетных обязательств;
•вноситсвоему главному распорядителю (Финансовому управлению администрации МО «ГородКоряжма») предложения по изменению бюджетной росписи;
•ведетбюджетный чет;
•формируетбюджетную отчетность получателя средств бюджета и предоставляет ее главномураспорядителю бюджетных средств;
•исполняетиные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом РФ.
МОУ «СОШ№6» при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходованиисредств, полученных за счет внебюджетных источников. За счет внебюджетныхисточников школа возмещает коммунальные услуги, услуги связи и прочие текущиерасходы в соответствии с методиками, утвержденными Решениями Городской Думы иРаспоряжениями Главы администрации МО «Город Коряжма».
Какговорились выше, обеспечение выполнения функций МОУ «СОШ №6» осуществляется засчет средств бюджета МО «Город Коряжма» и областного бюджета и включает в себя:
•оплатутруда работников (педагогического, административно-хозяйственного,учебно-вспомогательного персонала), командировочные и другие выплаты всоответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ, законодательствомсубъекта РФ и муниципальными правовыми актами;
•оплатупоставок товаров, оказание услуг и выполнение работ для нужд учреждения;
•уплатуналогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
Наосновании пункта 1 статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ, МОУ «СОШ №6» осуществляетоперации с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в отделенииФедерального казначейства и в Финансовом управлении администрации МО «ГородКоряжма».
Бухгалтерскийи налоговый учет в организации ведется бухгалтерией школы.
Бухгалтерияшколы является самостоятельным структурным подразделением организации на правахслужбы и подчиняется непосредственно директору школы. Структуру и штатыбухгалтерии утверждает руководитель организации с учетом объемов работы иособенностей финансово-хозяйственной деятельности. В штатный состав бухгалтерскойслужбы входят главный бухгалтер и 3 бухгалтера.
Основнымизадачами бухгалтерской службы являются ведение бухгалтерского и налоговогоучета финансово-хозяйственной деятельности, осуществление контроля засохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств иматериальных ценностей.
Сотрудникибухгалтерии в своей деятельности руководствуются ФЗ “О бухгалтерском учете” от21 ноября 1996г. № 129-ФЗ, Налоговым кодексом РФ, Инструкцией по бухгалтерскомуучету в бюджетных учреждениях (приказ Минфина РФ от 10 февраля 2006г. № 25н),Положением о бухгалтерской службе, должностными инструкциями, приказами,распоряжениями и указаниями руководителя, учетной политикой.
Вбухгалтерской службой учреждения применяется порядок ведения бухгалтерскогоучета, установленный Инструкцией по ведению бухгалтерского учета в бюджетныхучреждениях, которая предусматривает:
• план счетов бухгалтерского учета в учреждениях,
•журнальную форму ведения бухгалтерского учета,
•способ применения субсчетов плана счетовбухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов ирасходов, как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетныхисточников,
•форм первичных учетных документов и регистровбухгалтерского учета.
Бухгалтерскийучет в учреждении ведется в валюте Российской Федерации – в рублях и копейках.Ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетностиосуществляется на русском языке по формам, утвержденным законодательством.
Среднесписочнаячисленность работников в 2008 году составила 132 человека, в том числепедагогический персонал — 62 человека, административно-хозяйственный персонал –70 человек.
На01.09.2008 года в МОУ «СОШ №6» 27 классов – комплектов, в том числе 1-4 классов— 11, 5-9 — 13, 10-11 — 3. В них обучается 629 человек, в том числе впараллелях 1-4 классов — 262, 5-9 — 291, 10-11 – 76 человек. Кроме того, вструктурном подразделении школы «Детский сад» имеются 3 дошкольные группы, вкоторых находятся 60 воспитанников.
2.2 Анализбюджета МОУ «СОШ №6» за период с 2006 по 2008 годы
СогласноУстава МОУ “СОШ № 6”, источниками формирования имущества и финансовых ресурсовшколы являются:
• бюджетныеи внебюджетные средства;
• собственныесредства Учредителя;
• средства,полученные от родителей (законных представителей) обучающихся, запредоставление дополнительных платных образовательных услуг;
• доходы,полученные от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешеннойхозяйственной деятельности;
кредитыбанков и других кредиторов;
• добровольныепожертвования физических и юридических лиц;
•имущество, переданное школе собственником или уполномоченным им органом;
• другиеисточники, не запрещенные законом.
МОУ «СОШ№6» может оказывать на договорной основе обучающимся, населению, учреждениям иорганизациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренныеосновными общеобразовательными программами и государственными образовательнымистандартами.
Кпредпринимательской деятельности школы относится:
•реализация и сдача в аренду основных средств и имущества школы с разрешенияучредителя;
•торговляпокупными товарами и оборудованием;
•оказание посреднических услуг;
•долевое участие в других учреждениях и организациях;
•приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг.
В 2006 –2008 г.г. МОУ «СОШ № 6» получало доходы от сдачи в аренду помещений, запредоставление дополнительных платных образовательных услуг, родительскую платуза пребывание воспитанников в дошкольных группах. С 01.01.2006 года организацияпитания воспитанников, обучающихся и работников в Школе, осуществляется на базешкольной столовой самостоятельно.
Ниже, втаблице 1 приведен анализ поступления средств из всех источников финансированияМОУ «СОШ № 6» за 2006 – 2008 годы.
Анализрасходования выделенных ассигнований за 2006 — 2008 годы показывает, чтоисполнение смет расходов за счет бюджета близко к 100%, т.е. к полному освоениювыделенных средств. Финансирование расходов за счет бюджетов разных уровнейпроведено в полном объеме и в соответствии с бюджетной росписью. Нанеисполнение сметы до 100% за счет средств, выделенных из бюджета МО «ГородКоряжма» объясняется тем, что муниципальный бюджет выделяет средства не толькона функционирование учреждения, но и на реализацию городских целевых программ,исполнение которых осуществляется по результатам проведенных запросов котировокцен на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ Неиспользованные врамках целевой программы средства не возможно перенести на другую статьюрасходов, что прямым образом влияет на выполнение плановых показателей поданному направлению.
Необходимоотметить, что в соответствии со статьей 221 Бюджетного Кодекса РФ и Приказом112н от 20.11.2007 года «Об общих требованиях к порядку составления утвержденияи ведения бюджетных смет бюджетных учреждений» бюджетополучатели присогласовании с главным распорядителем вправе вносить изменения в смету расходовпутем переноса ассигнований между кодами бюджетной классификации. МОУ «СОШ №6»в соответствии с Регламентом, утвержденным Финансовым управлением администрацииМО «Город Коряжма» вносит в установленные сроки изменения в смету расходов, чтоприводит к наиболее полному исполнению ее расходной части.