Министерство образования и науки Российской Федерации
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ
(Филиал ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)КафедраУчета и Налогообложения
Специальность 080107 Налоги и НалогообложениеКУРСОВАЯ РАБОТАПо дисциплине «федеральные налоги и сборы с организаций»
Акцизы наалкогольную продукцию: эволюция развития и перспективыИсполнитель
Студент группы НИН-07
В.О. Оглоблина
Усть-Илимск2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Историяналогообложения алкогольной продукции
2.Теоретические аспекты налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию
2.1 основныеэлементы акцизов по алкогольной продукции
2.2 порядокрасчета акциза на алкогольную продукцию
2.3 налоговыевычеты и порядок их применения
3. Перспективыразвития налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию в 2011-2013гг.
Заключение
Списокиспользованных источников
налогообложение акциз алкогольная продукция
ВВЕДЕНИЕ
Акцизы относятся к косвеннымналогам: то есть они вносятся в бюджет производителями или оптовым звеном, но уплачиваютсяпри этом конечным потребителем. Иными словами, юридические плательщики акцизоввключают их в цену товара. В отличие от других косвенных налогов (например,НДС), акцизами облагаются лишь определенные, достаточно узкие группы товаров,внесенные в специальный перечень.
Акциз – удобный фискальныйинструмент. Его собираемость достаточно высока, а расходы на администрированиеналога невелики. Особенно эффективны акцизы, которые взимаются в процессепроизводства (если изготовителей подакцизных товаров не слишком много). В этомслучае уклониться от уплаты налога или укрыть часть продукции практическиневозможно – государство выставляет на заводах специальные акцизные посты иоборудует контрольными приборами производственные линии.
Экономическая сущностькаждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектомисследования в этом плане выступает алкоголь.
Алкоголь –необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устояхобщества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог точно определилаупотребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенномсоциальном контексте» [10]. В различных культурах употребление алкогольныхнапитков применительно к тем или иным жизненным ситуациям является традицией(социальной нормой), однако в каждой из них потребление алкоголя в одиночествесчитается нездоровым симптомом.
Неумереннаяпрямая политика государства в направлении уменьшения производства и потребленияалкоголя может привести к неоднозначным последствиям (развитию самогоноваренияи, как следствие, снижению уровня жизни населения). Поэтому акцизноеналогообложение как косвенный метод воздействия на производство алкогольнойпродукции, считается единственным действенным методом снижения егопроизводства. Тем не менее, следует иметь в виду, что необоснованно завышенныеставки по акцизам на алкогольную продукцию, могут привести к тем жерезультатам, указанным выше. В связи с этим важно, чтобы действующая системаобложения акцизами алкогольной продукции, отвечала следующим принципам:
а) наряду сдругими источниками доходов бюджетов обеспечивала их оптимальным объемомфинансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения своих функций;
б)регулировала производство и потребление алкогольной продукции с цельюположительного воздействия на социальные и экономические стороныжизнедеятельности населения.
Актуальностьданной курсовой работы обуславливается тем, что среди акцизов, акцизы наалкогольную продукцию, как одна из статей налоговых доходов, занимают второеместо в формировании консолидированных бюджетов субъектов РФ, уступая лишьакцизам на нефтепродукты. За период времени с января по октябрь 2009 г. они составили 51,3 млрд. руб. что составляет 25,35 % от общего объема поступлений доходов отакцизов в консолидированные бюджеты субъектов РФ, за этот же период в 2010 г. они составили 55,8 млрд. руб. что составляет 21,55 %. [19]. Для любогопредприятия, которое производит или продает алкогольную продукцию,главенствующим налогом, без сомнения, является не налог на прибыль и даже не НДС, аакциз. Объектом даннойкурсовой работы являются акцизы на алкогольную продукцию. Предметом изученияявляется действующий механизм исчисления и взимания данноговида акциза.
Цель данной работы заключается в изучении порядкаисчисления и уплаты акциза на алкогольную продукцию, а также в изучении историивозникновения данного вида акцизов.
Исходя из этого, определеныосновные задачи, которые необходимо решить в данной работе:
а) изучить историю налогообложения алкогольной продукции;
б) рассмотреть теоретические аспекты налогообложения в видеакцизов на алкогольную продукцию, определить объект налогообложения, определитьналоговую базу, ставки акцизов, рассмотреть порядок исчисления акциза иприменения налоговых вычетов;
в) определить перспективы развития налогообложения в виде акцизовна алкогольную продукцию на следующие 3 года.
В ходе написания работыбыло проанализировано налоговое законодательство, а также различнаяучебно-методическая литература. За основу работы взяты учебник М.В.Романовского «Налоги и налогообложение», материалы официального сайта Министерствафинансов РФ, статьи из журналов «Империя вкуса» и «Налоговый вестник» и др.
1. ИСТОРИЯНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
В России первыми алкогольнымиакцизами можно считать появившиеся при Иване Грозном в XVI в. винные откупа. Втот период государство монополизировало розничную торговлю алкоголем, разрешивпродавать спиртное только в «царевых кабаках». Это нововведение дореволюционныйисторик И.Г. Прыжов охарактеризовал так: «Прежде в корчме пили и ели, а теперьв кабаке стали только пить» [11]. Контингент, как сказали бы теперь, московскихкабаков составляли преимущественно крестьяне и посадские люди.
Чтобы не заниматься их содержанием,власти стали отдавать кабаки в откуп частным лицам. С ними заключался специальныйконтракт, который определял порядок реализации алкогольных напитков – их цену,часы работы, условия продажи и т.д. Сам откупщик становился лицомгосударственным и именовался отныне «коронным поверенным». Ставка акциза(говоря современным фискальным языком) составляла 100 % (включая сумму налога)– весь доход, полученный от реализации алкоголя, подлежал перечислению вбюджет.
Таким образом, сами откупщики неполучали от казны никакого вознаграждения и имели возможность зарабатывать,оказывая «сопутствующие» услуги. В их число входили: производство и продажаалкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.), продажа закусок,денежные штрафы, взимаемые с тех, кто нарушал государственную монополию. Такаясистема была не слишком эффективной и породила массовые злоупотребления. Приэтом откупщики буквально сидели на золотой жиле, продавая алкоголь в огромныхколичествах – ведь Россия всегда была «пьющей» страной. Соблазн утаиватьвесомую часть откупных денег был слишком велик, и держатели кабаков повсеместнообворовывали государство, наживая огромные состояния. Считается, что «теневойоборот» подобных заведений составлял не менее 75 % от общегосударственного [18].
Подобная откупная системасуществовала, долгие годы и благополучно пережила Великую смуту начала XVII в.При новой династии Романовых власти очень быстро осознали, что казна теряет отстоль неэффективной системы огромные суммы, которые, учитывая постоянные войны,очень бы пригодились бюджету. Откупа пытались запрещать, вводить жесткую государственнуюмонополию на питейные заведения. Но все это закончилось полным провалом: откупнаясистема в том или ином виде сохранилась вплоть до середины XIX в., и ееокончательный демонтаж практически совпал по времени с отменой крепостногоправа.
Учитывая объем злоупотреблений,повсеместное воровство и ухудшение качества водки, в 1819 году Александр Iиздал очередной высочайший указ об отмене откупов и переходе на жесткуюгосударственную водочную монополию: вводился контроль государства запроизводством и оптовой продажей водки. Однако система откупов опять не сдаласьбез боя: семь лет спустя, в 1826 году Николай I частично восстанавливаетоткупную систему, а в 1828 году полностью отменяет государственную монополию [18].
Несмотря на то, что такая фискальнаясистема была неэффективной, винные откупа просуществовали в России почти 300лет. Причин тому несколько. Самая главная – отсутствие в России условий длядолжного налогового администрирования. Иными словами, контроля за производствомспиртного и учета собираемого налога. Это было характерно для всех стран мира.Даже в развитой Европе становление административного государства произошло лишьв XVI-XVIII вв. Тогда же появился чиновничий аппарат, и возникли условия для появленияцентрализованной налоговой системы. В России все было гораздо сложнее, учитываяколоссальное отставание в экономическом развитии и огромную территорию. Именнопоэтому методы сбора налогов (и не только «алкогольных») через системуоткупщиков веками оставались более эффективными, чем все иные. В середине XIXвека Российская империя наконец достигла того уровня развития когда сталовозможным введение цивилизованной налоговой системы. Другой причиной, по которойводочный акциз не был введен ранее, можно считать жуткую неразбериху вроссийском государственном управлении. Это ярко видно на примере возрожденияоткупов во времена Николая I, что привело к задержке в реформировании налоговойсистемы почти на 40 лет. Так уж исторически сложилось в России, что каждыйновый государь либо считал, что он лучше знает, как управлять финансовымипотоками, либо назначал себе не вполне компетентных финансовых консультантов.
Все это приводило к постояннымметаниям в финансовой сфере и, как следствие, к значительным перекосам вналоговой системе. В результате необдуманных действий правительства в бюджетепостоянно возникали прорехи, которые заполнялись введением новых налогов илиизменением в порядке сбора существующих, что обычно порождало все новыепроблемы. В те годы в финансовом ведомстве еще не понимали, что лобовоеувеличение ставок налога не означает автоматический прирост доходов в бюджет,и, наоборот, зачастую послабления в налоговой сфере приводило к увеличениюпоступлений в бюджет за счет уменьшения «теневого» сектора.
Так произошло и с винными откупами:упомянутые решения Николая I привели к тому, что бюджет империи понесзначительные потери, что усугубилось другой проблемой, требовавшей огромныхденежных средств – Крымской войной, развязанной в 1853 году [18].
Полная и бесповоротная отменавинных откупов произошла при новом императоре – Александре II, в 1863 году.После падения крепостного права вместо откупов был введен питейный акциз.Однако, несмотря на то, что поступления от этого налога росли из года в год,внедрение новой системы не сопровождалось продуманной государственной политикойв этой сфере: не было предусмотрено жестких механизмов контроля, да и самаформа сбора акциза не была тщательно проработана. Правительство при АлександреII, а затем и Александре III, пыталось изменить ситуацию, проводя акцизныереформы, но не добилось особых успехов. Бюджет по-прежнему недосчитывалсязначительных сумм.
Акцизами в России в XIXв.называли только налоги на предметы внутреннего производства, производимыечастными предприятиями (импортные товары акцизами не облагались, для нихсуществовали специальные таможенные пошлины). Под действие этих налоговпопадали: продукция свеклосахарного производства, крепкие напитки, табак,осветительные нефтяные масла, спички и соль. Восхождение на трон Николая IIознаменовало новый этап в налогообложении алкогольной продукции. В 1894 годуПравительство решило свернуть акцизную систему, а вместо нее ввести полнуюгосударственную монополию на алкоголь, которая сохранялась до революции 1917года.
В период революции, гражданскойвойны и военного коммунизма налогообложение было крайне хаотичным ибессистемным. В 1921 году, с началом НЭПа, акцизная система в России былавосстановлена. Для пополнения бюджета Советское Правительство ввело акцизы наширокий перечень товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, чай,кофе, цикорий, водку, вино, мед, квас, текстиль, гильзы, галоши и парфюмерию.Очевидно, вводя налог на ходовые товары, большевики временно забыли о том, чтоакцизы «отличаются величайшей несправедливостью, всей тяжестью своею ложатся набедноту» и что «чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдаетгосударству в виде косвенных налогов» [16, с.262]. Налоговая реформа 1930-32гг. подвела черту под политикой НЭПа. Акцизы и другие косвенные налоги, были упразднены,как пережитки буржуазного общества, а в советских энциклопедиях появилась фразао том, что акцизы в СССР, как вид налога, отсутствуют. Впрочем, еслиразобраться, то в советской стране действительно не было надобности в налогахна потребление: ведь розничные цены целиком и полностью контролировалисьправительством, да и все доходы предприятий тоже были собственностьюгосударства [18].
В Россию полноправные акцизывернулись в конце 1991 г. с переходом к рыночной экономике, когда были принятызаконы «Об основах налоговой системы» и «Об акцизах». С тех пор правилавзимания этого налога постоянно изменяются: государство пытается повыситьэффективность налогообложения. Главной проблемой, которая возникла еще в начале 1990 г. по-прежнему остается существование огромного «теневого» сектора попроизводству алкоголя. Это касается как крупных предприятий, скрывающих частьсвоего оборота, так и мелких подпольных цехов по выпуску и розливу «спиртосодержащихжидкостей» под видом алкогольной продукции.
Таким образом, за последние годыэкспериментов в акцизной сфере было предостаточно. Одним из наиболее абсурдныхэкспериментов – постоянное перекладывание «акцизных денег» из одного бюджета вдругой, что приводит к волнообразным всплескам регионального алкогольногосепаратизма.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ АКЦИЗОВ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ
2.1 Основные элементы акцизов по алкогольной продукции
В настоящеевремя в российском законодательстве существует сразу несколько различныхлегальных определений алкогольной продукции. Учитывая положения ст. 15Конституции РФ, рассмотрим международные акты.
ВГельсингфорской конвенции о пресечении контрабанды алкогольных товаров от19.08.1925 г., ратифицированной ЦИК СССР 10.07.1929 г., поясняется, что «подалкогольными товарами подразумеваются: спирт, равно как и жидкости, содержащиеего, пригодные для употребления или изготовления напитков, а также вина илишипучие вина, в которых содержание спирта объемом превышает 18 %...» [20].
Современноероссийское законодательство содержит иное определение алкогольной продукции. Всоответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «Огосударственном регулировании производства и оборота этилового спирта,алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольной признается пищеваяпродукция, которая произведена с использованием этилового спирта,произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции ссодержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции. [7].
Такимобразом, главным критерием алкогольной продукции является наличие в нейэтилового спирта, превышающее 1,5 % объема готовой продукции.
Кроме того, вЗаконе № 171-ФЗ используется и составное понятие алкогольной продукции,раскрывающееся через определения ее видов. Выделяются следующие видыалкогольной продукции: этиловый питьевой спирт; спиртные напитки (в том числеводка); вино (в том числе натуральное).
Несколькомодифицированное составное понятие алкогольной продукции используется взаконодательстве о налогах и сборах.
Так, наосновании пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к алкогольнойпродукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки,вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, заисключением виноматериалов. При этом пиво названо в качестве самостоятельногоподакцизного товара (пп. 4 п. 1 ст. 181 НК РФ). [2]
Анализопределений приведенных выше позволяет сделать вывод о том, что пиво калкогольной продукции не относится. Более того, в п. 3 ст. 1 Закона № 171-ФЗпрямо указано на то, что действие данного Закона не распространяется надеятельность по производству и обороту пива. [20].
Налогоплательщикамиакцизов на алкогольную продукцию признаются:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) лица, признаваемыеналогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границуРоссийской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Организации ииные указанные лица, признаются налогоплательщиками, если они совершаютоперации подлежащие налогообложению в соответствии с положениями главы 22 НКРФ.
Объектомналогообложения в соответствии со ст. 182 НК РФ признаются операции по:
а) реализации производителямиалкогольной продукции;
б) продаже лицами переданной имконфискованной алкогольной продукции на основании приговоров или решений судов,арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов;
в) передаче алкогольной продукции лицамипроизведенной ими из давальческого сырья (материалов) собственнику сырья;
г) передаче, вструктуре организации произведенной ими алкогольной продукции для дальнейшегопроизводства неподакцизных товаров (примером такой передачи может служитьпередача алкогольной продукции в структурное предприятие общепита, например, вкулинарию для производства кондитерских изделий);
д) передаче алкогольной продукции лицамипроизведенной ими для собственных нужд (например, передача алкогольнойпродукции на проведение праздничных мероприятий);
е) передаче лицамипроизведенной ими алкогольной продукции в уставный (складочный) капиталорганизаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договорупростого товарищества;
ж) передаче организацией произведенной еюалкогольной продукции своему участнику при его выходе из организации;
з) передачепроизведенной алкогольной продукции на переработку на давальческой основе(например, на розлив);
и) ввозу алкогольной продукции натерриторию РФ;
Объектналогообложения в отношении таких операций возникает, только если онисовершаются на территории РФ.
Также объектналогообложения возникает и у организаций осуществляющих розлив алкогольнойпродукции, так как п. 3 ст. 182 НК РФ говорит о том, что к производствуприравнивается розлив алкогольной продукции, осуществляемый как часть общегопроцесса производства этого товара в соответствии с требованиямигосударственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации[2].
С 1 января2006 года из объекта налогообложения была исключена операция по реализацииалкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций. Это объясняетсятем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 107-ФЗ «Овнесении изменений в часть вторую НК РФ и о признании утратившими силунекоторых положений законодательных актов РФ» [6] утратил силу пп. 5 п. 1 ст.182 НК РФ. Данная поправка вызвана отменой с 2006 года режима налоговогосклада, который предусматривал размещение алкогольной продукции на акцизномскладе до момента ее реализации покупателю.
Налоговаябаза по акцизам на алкогольную продукцию определяется как объем реализованнойалкогольной продукции в натуральном выражении (пп. 1 п. 2 ст. 187 НК РФ) [2].
Налоговымпериодом согласно ст. 192 НК РФ признается календарный месяц [2].
Налоговыеставки акцизов на алкогольную продукцию различаются по видам подакцизныхтоваров. Они установлены в фиксированном денежном выражении за единицуизмерения и приведены в следующей таблице.
Таблица. Налоговыеставки акцизов на алкогольную продукциюВиды подакцизных товаров Налоговая ставка (в рублях и копейках за единицу измерения) с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) 30 руб. 50 коп. за 1 литр безводного этилового спирта 33 руб. 60 коп. за 1 литр безводного этилового спирта Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 % включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, шипучих, газированных, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) 210 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах 231 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, шипучих, газированных, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) 158 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах 190 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с объемной долей этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) 3 руб. 50 коп. за 1 литр 4 руб. 80 коп. за 1 литр Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие 14 руб. 00 коп. за 1 литр 18 руб. 00 коп. за 1 литр 2.2 Порядок расчета акцизов на алкогольную продукцию
Порядокисчисления акциза определяется статьей 194 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 194 НК РФсумма акциза по алкогольной продукции исчисляется как произведениесоответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствиисо ст. 187 НК РФ [2].
Пример 1.Организация – производитель в октябре 2010 года реализовала покупателюалкогольную продукцию крепостью 27 % в количестве 8 200 бутылок по 0,7 литра.
Приреализации алкогольной продукции у организации возникает объект обложенияакцизами. Ставка акциза в 2010 году по алкогольной продукции с объемной долейэтилового спирта свыше 9 % составляет 210 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Следовательно, организация –производитель при реализации алкогольной продукции начисляет акциз в сумме 325458 рублей (8 200 бутылок />27 % />0,7 л. />210 руб./л.).
Сумма акцизапо алкогольной продукции исчисляется по итогам каждого налогового периода,который установлен как календарный месяц, применительно ко всем операциям, пореализации алкогольной продукции имевшим место в соответствующем налоговомпериоде.
Налогоплательщик,осуществляющий операции с алкогольной продукцией, признаваемые в соответствии сглавой 22 НК РФ объектом налогообложения, обязан предъявить к оплате покупателю(собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акциза. Этоустановлено статьей 198 НК РФ [2].
В расчетныхдокументах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств саккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующаясумма акциза выделяется отдельной строкой.
Приреализации алкогольной продукции в розницу соответствующая сумма акцизавключается в цену указанного товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках,выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документахсоответствующая сумма акциза не выделяется (п. 4 ст. 198НК РФ) [2].
Согласно п. 5ст. 198 НК РФ при ввозе алкогольной продукции на таможенную территорию РФсоответствующие заполненные таможенные формы и расчетные документы,удостоверяющие факт уплаты акциза, используются как контрольные документы дляустановления обоснованности налоговых вычетов [2].
Статья 199 НКРФ определяет порядок отнесения сумм акциза. Суммы акциза, исчисленныеналогоплательщиком при реализации алкогольной продукции и предъявленныепокупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету приисчислении налога на прибыль [2].
Суммы акциза,исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи алкогольной продукции,признаваемым объектом налогообложения, а также при их реализации набезвозмездной основе, относятся у налогоплательщика за счет соответствующихисточников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам.
Покупатель,предъявленные ему суммы акциза учитывает в стоимости приобретенной алкогольнойпродукции.
Также встоимости алкогольной продукции учитываются суммы акциза, фактически уплаченныепри ввозе этой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Суммы акциза,предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов)относятся собственником давальческого сырья (материалов) на стоимостьподакцизных товаров, произведенных из указанного сырья (материалов). Исключениесоставляют случаи передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческогосырья, для дальнейшего производства подакцизных товаров (абз. 3 п. 2 ст. 199 НКРФ) [2].
Пример 2. Организация –производитель алкогольной продукции получила 882 литра этилового спирта вкачестве давальческого сырья и изготовила из него 1300 литров алкогольной продукции крепостью 40 %.
В рассматриваемомпримере сумма акциза, предъявляемая собственнику давальческого спирта припередаче ему изготовленной из этого спирта алкогольной продукции, составит 109200 рублей (1300 литров /> 40 % /> 210 руб./л.).
Сумма акциза,подлежащая уплате в бюджет плательщиком акцизов по алкогольной продукциирассчитывается согласно п. 1 ст. 202 НК РФ по итогам каждого налогового периодакак уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 НК РФ, суммаакциза, определяемая в соответствии со статьей 194 НК РФ [2].
Если сумманалоговых вычетов в каком-либо месяце превышает сумму акциза, исчисленную пореализованной алкогольной продукции. В соответствии с п. 5 ст. 202 НК РФналогоплательщик в этом месяце акциз не уплачивает. Разница же подлежит зачетув счет текущих и (или) предстоящих в следующем месяце платежей по акцизу [2].
Уплата акцизапри реализации налогоплательщиками произведенной ими алкогольной продукциипроизводится исходя из фактической реализации продукции за истекший налоговыйпериод не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом(п.3 ст. 204 НК РФ) [2].
Налоговая декларация поакцизам на алкогольную продукцию, согласно п. 5 ст. 204 НК РФ, представляется вналоговые органы не позднее 25-го числа месяца следующего за истекшим налоговымпериодом. Форма налоговой декларации утверждена приказом Минфина от 14 ноября 2006 г. № 146н «Об утверждении форм налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, заисключением табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на табачныеизделия и порядков их заполнения» (в ред. Приказа Минфина РФ от 20.12.2007 №142н) [8].
2.3 Налоговыевычеты и порядок их применения
Сумма акциза по алкогольнойпродукции, исчисленная исходя из налоговой базы, не всегда совпадает с суммойакциза, подлежащей уплате в бюджет. Это объясняется тем, что НК РФпредусматривается уменьшение начисленной суммы акцизов по облагаемым операциямна величину налоговых вычетов.
Такие вычетыпроизводятся на основании выставленных поставщиком счетов-фактур, в которыхсумма акциза выделена отдельной строкой, и документов, подтверждающих оплатуприобретенных товаров по цене с акцизом. Если в расчетных документах суммаакциза отдельно не указана, возместить акциз по приобретенным товарам нельзя.
Рассмотрим виды и порядокприменения налоговых вычетов, уменьшающих начисленную сумму акцизов пооперациям с алкогольной продукцией. Согласно п. 2 ст. 200НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченныеналогоплательщиком при приобретении алкогольной продукции либо уплаченныеналогоплательщиком при ввозе алкогольной продукции на таможенную территорию РФ,выпущенной в свободное обращение, в дальнейшем использованной в качестве сырьядля производства подакцизных товаров. А при исчислении суммы акциза наалкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % указанныеналоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной поподакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акцизана этиловый спирт на дату приобретения подакцизного товара, использованного вкачестве сырья [2].
Припередаче алкогольной продукции, произведенной из давальческого сырья, в случаеесли им являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченныесобственником этого давальческого сырья при его приобретении, либо уплаченныеим при его ввозе на таможенную территорию РФ, выпущенного в свободноеобращение, а также суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческогосырья при его производстве. Об этом сказано в п. 3 ст. 200 НК РФ [2].
Вслучае если в качестве давальческого сырья использовались подакцизные товары,по которым на территории РФ уже был уплачен акциз, налоговые вычетыпроизводятся при предоставлении налогоплательщиками копий платежных документовс отметкой банка, подтверждающих факт уплаты владельцем сырья, либо факт оплатывладельцем стоимости сырья по ценам, включающим акциз.
В п. 2 ст.200 НК РФ предусмотрено, что вычету подлежат суммы акциза, уплаченные поалкогольной продукции, безвозвратно утерянной в процессе ее производства,хранения, перемещения и последующей технологической обработки. Однако размерэтого вычета ограничен суммой акциза, исчисленного с потерь, которые непревышают нормы естественной убыли, утвержденные федеральным органом исполнительнойвласти [2].
Всоответствии с п. 4 ст. 200 НК РФ вычетам будут подлежать суммы акциза,уплаченные на территории РФ по этиловому спирту, произведенному из пищевогосырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшемиспользованных для производства алкогольной продукции [2].
Воспользоватьсяправом на налоговый вычет может лишь производитель этой алкогольной продукции вмомент ее реализации. Чтобы подтвердить право на вычет, он должен иметьплатежные документы с отметкой банка об оплате продавцом, производящимвиноматериалы, этилового спирта с учетом акциза.
Определяяразмер этого вычета, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2 ст.201 НК РФ. В нем содержится ограничение суммы акциза, подлежащей вычету. Она неможет превышать суммы акциза, рассчитанной по следующей формуле:
/>
где /> - сумманалога, уплаченная по спирту этиловому и использованному для производства вина;
/> - ставкаакциза за 1 литр безводного этилового спирта;
/> - фактическаякрепость вина, %;
/> - объемреализованного вина.
Если к вычетупредъявлена сумма, превышающая величину, рассчитанную по этой формуле, разницаотносится за счет чистой прибыли предприятия.
Пример 3.Завод изготавливает плодовое вино крепостью 14 %. Виноматериалы заводприобретает у ООО «Империя». Для выпуска этих виноматериалов ООО «Империя»закупает у ЗАО «Кристалл» этиловый спирт из пищевого сырья. При реализацииэтилового спирта начисляется акциз, который ООО «Империя» уплачивает в составецены данного спирта. Ставка акциза — 30,5 руб./л.
Посколькуреализация виноматериалов акцизом не облагается, право на вычет уплаченнойсуммы акциза возникает у завода. Однако он может воспользоваться вычетом, еслиимеет платежные документы, подтверждающие уплату ООО «Империя» акциза в составестоимости этилового спирта, перечисленной ЗАО «Кристалл».
Предположим,что в октябре 2010 г. завод выпустил и реализовал 1200 бутылки вина объемом 0,5 л.
Рассчитаемсумму акциза, которая может быть принята к вычету при реализации этого вина:
30,5 руб./л. />14 %: 100 % /> 0,5 л /> 1200 = 2562руб.
Кроме того,принять к вычету сумму акциза можно только в той части, в которой подакцизноесырье списано на производство фактически реализованной алкогольной продукции.Об этом сказано в п. 3 ст. 201 НК РФ. Итак, воспользоваться правом на налоговыевычеты покупатель может, если:
а) приобретенные подакцизные товарыоплачены и списаны на производство реализованных подакцизных товаров;
б) уплата акциза документальноподтверждена;
в) в расчетных документах выделена суммаакциза.
Необходимообратить внимание на то, что вычет возможен только при единовременномсоблюдении указанных требований. Если списанное в производство сырье покупательеще не оплатил, то вычет по акцизам производится в том периоде, когда будетпогашена задолженность покупателя сырья.
Пример 4.Предприятие приобрело этиловый спирт для производства водки. Акциз по этомуспирту составил 94 668 руб. Причем сумма акциза выделена отдельной строкой и вплатежных документах, и в счетах-фактурах.
Приобретенныйспирт полностью был отпущен в производство в октябре 2010 г., а оплачен поставщику только в ноябре 2010 г.
В данномслучае налоговый вычет по акцизам на этиловый спирт в размере 94 668 руб. заводвправе применить только в ноябре 2010 г.
Правом навычет покупатель может воспользоваться и в том случае, если алкогольнаяпродукция, которую он приобрел, была оплачена третьими лицами. Однако налоговыевычеты в этой ситуации производятся только при условии, что в расчетныхдокументах указано наименование организации, за которую произведена оплата.
Если покупательвозвращает товар, например, если ему отгрузили товар несогласованногоассортимента или вообще некачественный, в этом случае производитель товараможет принять сумму акциза на такой товар к вычету (п. 5 ст. 200 НК РФ) [2].
При этом принять суммуакциза по возвращенной алкогольной продукции к вычету можно только в томслучае, если акциз был начислен и отражен в налоговой декларации за тот период,когда алкогольная продукция была изготовлена и реализована. В налоговые органынеобходимо представить документы, подтверждающие возврат алкогольной продукции,указав ее количество.
Таким образом, вычетысумм акциза, указанные в п. 5 ст. 200 НК РФ, производятся в полном объеме послеотражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратомтоваров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возвратаэтих товаров или отказа от этих товаров.
Такженалогоплательщик, в соответствии с п. 7 ст. 200 НК РФ, имеет право уменьшитьобщую сумму акциза по алкогольной продукции на сумму акциза, исчисленнуюналогоплательщиком с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящихпоставок. Такие вычеты проводятся после отражения в учете операций по реализацииалкогольной продукции (п. 7 ст. 201 НК РФ) [2].
3. ПЕРСПЕКТИВЫразвития налогообложения в виде акцизовна алкогольную продукцию В 2011-2013 ГГ.
Дмитрий Медведев подписалФедеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в частьпервую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и законРоссийской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» [9], устанавливающийновые, повышенные ставки акцизов на алкоголь в 2011 – 2013 годах, а такжеменяющий существующий порядок исчисления и уплаты акциза в отношенииалкогольной и спиртосодержащей продукции. Данный документ был принят Госдумой19 ноября и одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года.
Закон устанавливает,что индексация ставок акцизов на этиловый спирт в 2011 году составит 11,4 %, наалкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 % (кроменатуральных, шампанских и игристых вин) – 20,3 %. Также изменится уровеньакцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 9 %(кроме натуральных, шампанских и игристых вин) – на 10 %, на шампанские,игристые, газированные и шипучие вина – на 28,6 %, на натуральные вина – 42,9%.
На этиловый и коньячный спирт,реализуемый организациям, которые не платят аванс по акцизам, ставка акциза на2011г. устанавливается в размере 34 руб. на литр, на 2012г. – 37 руб. на литр,на 2013г. – 40 руб. на литр.
Акцизы на алкоголь с объемной долейэтилового спирта свыше 9 % устанавливаются в 2011г. в размере 231 руб. на литр,в 2012г. – 254 руб. на литр, в 2013г. – 280 руб. на литр.
На алкоголь с долей этиловогоспирта до 9 % ставка акциза на 2011 г. устанавливается в размере 190 руб. налитр, на 2012г. – 230 руб. на литр, в 2013г. – 245 руб. на литр[13].
На натуральные вина акцизы наближайшие три года устанавливаются в размере 5 руб., 6 руб. и 7 руб. за литрсоответственно. На вина шампанские, игристые, газированные, шипучиеустанавливаются ставки в размере 18 руб., 22 руб. и 24 руб. за литр.
Законом установленаавансовая уплата акциза по подакцизным товарам при приобретении спирта.Вводится возможность освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спиртув случае представления производителями алкогольной продукции банковскойгарантии.
Кроме того, устанавливаетсяпродажа этилового спирта по нулевой ставке акциза производителям лекарственныхсредств и парфюмерно-косметической продукции.
Сохраняетсяпорядок, в соответствии с которым исчисление акциза по алкогольной продукциипроизводится на дату реализации товаров. При этом сумма авансового платежа,фактически внесенная в бюджет, подлежит зачету.
Уточняется понятие алкогольнойпродукции, применяемое в целях исчисления акцизов. Установлено, что с 1 января 2011 г. к алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино,пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долейэтилового спирта более 1,5 %. При этом коньячный спирт в целях предотвращенияего нелегального оборота отнесен к подакцизным товарам.
Сохраняетсяограничение суммы налогового вычета в случае использования подакцизных товаровв качестве сырья при производстве алкогольной продукции. При этом в отличие от действующегопорядка указанное ограничение распространяется как на алкогольную продукцию с объемнойдолей этилового спирта свыше 9 % (за исключением натуральных вин и натуральныхнапитков), так и на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%.
Законвступает в силу с 1 января 2011 года. Норма об уплате авансового платежа акцизапо алкогольной продукции начнет действовать с 1 июля 2011 года [13].
Такимобразом, закон вносит изменения в НК РФ, предусматривающие ежегодную индексациюставок акцизов на алкогольную продукцию в 2011-2013 гг. Глава Министерствафинансов Алексей Кудрин поддерживает повышение акцизов на алкогольнуюпродукцию, т. к. убежден: «потребителям алкоголя надо гордится своим вкладом врешение социальных проблем» [12]. Также статьи главы 22 «Акцизы» НК РФ будутдополнены пунктами, относящимися непосредственно к алкогольной продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральные органызаконодательной и исполнительной власти прилагают усилия для того, чтобы упорядочитьпроизводство, и сбыт алкогольной продукции и, таким образом, существеннопополнить государственную казну.
Россия обладаетмноговековым опытом эффективной организации винной монополии, когдаизготовление и продажа спиртосодержащих жидкостей были исключительнойпрерогативой государства и приносили ему колоссальный доход. Основныеотечественные законы о винных откупах и акцизах, правила монопольной торговлиалкогольными напитками и уставы о питейных сборах инициировались и утверждалисьна протяжении многих столетий именно правителями России.
Акцизы– это косвенные налоги, включаемые в цену товара и фактически оплачиваемыепокупателями, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации,производящие и реализующие товары.
Рассмотрениетеоретических аспектов налогообложения в РФ в части акцизов на алкогольнуюпродукцию, а также практическое применение положений главы 22 «Акцизы» НК РФ сучетом последних изменений (на конкретных цифровых примерах) показалоследующее.
К алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочныеизделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этиловогоспирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов.
Плательщиками акцизов по алкогольнойпродукции являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица,признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров черезтаможенную границу РФ.
Объект налогообложения акцизами наалкогольную продукцию возникает при реализации на территории РФ лицами произведеннойими алкогольной продукции, при передаче алкогольной продукции произведенной издавальческого сырья, при передаче в структуре организации для дальнейшегопроизводства неподакцизных товаров, при передаче алкогольной продукции, произведеннойдля собственных нужд, при передаче в уставный капитал организаций, при передачена переработку на давальческой основе, при ввозе на таможенную территорию РФ.
Налоговая база определяется как объемреализованной алкогольной продукции в натуральном выражении. Налоговым периодомпризнается календарный месяц.
Сумма акциза по алкогольной продукцииисчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.Эту сумму налогоплательщик имеет право уменьшить на установленные налоговым законодательствомналоговые вычеты:
а) вычетам подлежат суммы акциза,предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретенииалкогольной продукции либо уплаченные налогоплательщиком при ее ввозе натаможенную территорию РФ, выпущенной в свободное обращение, в дальнейшемиспользованной в качестве сырья для производства подакцизных товаров;
б) подлежат вычету суммы акциза в случаебезвозвратной утери алкогольной продукции в процессе ее производства, храненияи перемещения;
в) при передаче алкогольной продукции, произведеннойиз давальческого сырья, в случае, если им являются подакцизные товары, вычетамподлежат суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья приего приобретении;
г) вычетам подлежат суммы акциза,уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем алкогольнойпродукции;
д) вычетам подлежат суммы акциза поэтиловому спирту, произведенному из пищевого сырья, использованному дляпроизводства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производстваалкогольной продукции.
Все эти вычеты производятся на основаниирасчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретенииналогоплательщиком алкогольной продукции либо предъявленных им собственникудавальческого сырья при его производстве, либо на основании таможенныхдеклараций или иных документов, подтверждающих ввоз алкогольной продукции натаможенную территорию РФ и уплату соответствующей суммы акциза.
Вычетам подлежат толькосуммыакциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении алкогольной продукциилибо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческогосырья при его производстве, либо фактически уплаченные при ввозе на таможеннуютерриторию РФ алкогольной продукции, выпущенной в свободное обращение.
С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральныйзакон, устанавливающий новые, повышенные ставки акцизов на алкоголь в 2011−2013годах, а также меняющий существующий порядок исчисления и уплаты акциза в отношенииалкогольной продукции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерацииот 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. (Публикуется сучетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках кКонституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – Федеральный выпуск № 4831 от21 января 2009 г.
2. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации: части первая и вторая. – М.: Проспект, КноРус, 2010. – 704 с.
3. Таможенный кодекс РоссийскойФедерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:http://www.tks.ru/codex(дата обращения 30.10.2010).
4. Об акцизах: закон РФ от 06.12.1991 г.№ 1993-1. [Электронный ресурс]. URL:base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2339(дата обращения 30.12.2010).
5. Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации: закон от 27.12.1991 г. № 2118-1. [Электронный ресурс]. URL:www.mnogozakonov.ru/catalog/date/1991/12/27/1155 (дата обращения29.11.2010).
6. О внесении изменений в частьвторую налогового кодекса российской Федерации и о признании утратившими силунекоторых положений законодательных актов Российской Федерации: федеральныйзакон от 21.07.05 № 107-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL:mvf.klerk.ru/otvets/o015_107fz.htm(дата обращения 29.11.2010).
7. О государственном регулированиипроизводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукции: федеральный закон от 22.10.1995г. № 171-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL:base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=79342;div=LAW;dst=1000000206(дата обращения 29.11.2010).
8. Об утверждении форм налоговойдекларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий,налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и порядков их заполнения: приказМинфина от 14.11.2006 г. № 146н (в ред. приказа Минфина РФ от 20.12.2007 №142н). [Электронный ресурс]. URL:base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=74393(дата обращения 13.12.2010).
9. О внесении изменений в часть первую ичасть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и закон РоссийскойФедерации «О налоговых органах Российской Федерации»: федеральный закон от27.11.2010 г. № 306-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL:www.garant.ru/hotlaw/federal/288736/ (дата обращения 13.12.2010).
10. Акцизы. Экономическая сущностьакцизного налогообложения. [Электронный ресурс]. URL:www.bibliotekar.ru/finance-4/69.htm (дата обращения: 01.12.2010).
11. Буланже М. Акцизная наклейка назеленую злодейку // Налоговый вестник. — 1998. — № 8. — С. 123-126.12. Высказывания Кудрина А.Л. информационным агентствам воВсероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ.[Электронный ресурс]. URL: www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php? id4=10471 (дата обращения 28.11.2010).
13. Дмитрий Медведев подписал законо новых акцизах. [Электронный ресурс]. URL:www.alconews.ru/russia/2010/12/15299.php(дата обращения 03.12.2010).
14. Налоги и налогообложение. 6-еизд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2009. – 496с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
15. Налогообложение алкогольнойпродукции. [Электронный ресурс]. URL:www.audit-it.ru/articles/account/assets/a19/44020.html (дата обращения25.11.2010).
16. Ленин В.И. Полное собраниесочинений, т. 06 «По поводу государственной росписи». [Электронный ресурс]. URL:vilenin.eu/t06/p262(дата обращения 01.12.2010).
17. Лукичев К.Е. Акцизное обложение вроссийской империи. [Электронный ресурс]. URL:www.lawmix.ru/comm/998/(дата обращения 20.11.2010).
18. Миляков П. Что такое акциз? //Империя вкуса. [Электронный ресурс]URL:www.imperiavkusa.ru/iv/iv.php?inc=archive/063_2005_11/art_3 (дата обращения:01.12.2010).
19. Поступление администрируемыхФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации заянварь-октябрь 2009-2010 гг. [Электронный ресурс]. URL:www.nalog.ru/index.php?topic=budjet(дата обращения 16.12.2010).
20. Ячменев Г.Г. Алкогольнаяпродукция как специфический предмет налогообложения // Налоговые споры: теорияи практика. — 2006. — № 5. [Электронный ресурс]. URL:fin-buh.ru/text/33784-1.html(дата обращения 24.11.2010).