Реферат по предмету "Философия"


Ясперс и философская вера

Министерство образования РФ
Московский ОткрытыйУниверситет
 РЕФЕРАТпо философиина тему: «Ясперс и философская вера»/>Выполнил:           студент группы
                             Проверила:       
                   Москва
Содержание:
Введение… 3
1. Сходство и отличие идей Ясперса  и других философов о вере… 4
2. Философствование по Ясперсу… 5
3. Философствование о вере не тождественно знанию… 6
4. Философская вера и человеческая коммуникация… 9
Вывод… 11
Литература… 13
 
Введение
 
Экзистенциализм(от лат. exsistentia —существование), или философия существования, играла и продолжает игратьзначительную роль в развитии философии XX в.Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована напроблемы, свя­занные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.
Однако философиясуществования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения.Каждый из её главных представителей создает как бы свое особое учение. Вомногом это объясняется тем, что среди ее представителей известнейшие писатели имыслители XX в.Носистематическое упорядочение идей философии существования мы находим у немецкихфилосо­фов, прежде всего в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера (1927), и втрехтомной «Философии» К. Ясперса (1932), а также у француз­ского философаЖ.-П. Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943).
Нередкоэкзистенциализм подразделяют на атеистический и религиозный. Но это делениедостаточно условное, так как все представители этого направлениясосредоточивают внимание на общих для них экзистенциальных проблемах, преждевсего смысле человеческого бытия в мире, и не просто человека во­обще, а каждойличности.
В данной работе яизложу понимание философской веры у Ясперса. 
 
1. Сходство и отличие идей Ясперса  и другихфилософов о вере
 
КарлЯсперс (1883—1969) — выдающийся немецкий философ, психолог ипсихиатр, один из основателей экзистенциализма. Для него идею «философскойсовестливости» символизировал И. Кант, а идею удивительной широты кругозора —И.В. Гете, хотя в самом начале своего философского пути он испытывалинтеллектуальное переживание, выброшенное из кантовско-гетевского «культур­ногорая».
Ясперс решительноотмежевался от рационалистичес­кой традиции в философии, связанной с Р.Декартом, И. Кантом и Г. Гегелем, отрицал возможность развития философии какнауки. Настоящая философия, по Ясперсу, — это прежде всего сам про­цесс философствования.Таким образом, он делает акцент на прин­ципиальной незавершенности и тем самымна открытости процесса философского размышления, в котором вопросы преобладаютнад ответами: истинное философствование как раз и состоит в поисках. В этомотношении Ясперс близок таким мыслителям, как С. Кьеркегор и Ф. Ницше: они незанимались систематической филосо­фией, т.е. не стремились привести своифилософские воззрения в систему. Для Ясперса идея философствования означает именьше, и больше, чем философия как система целостного мировоззрения. Меньше втом смысле, что она связана с определенным «творчес­ким ослаблением»: в нашебурное время уже нет той духовной мощи, которая позволяла, например, Платону,Аристотелю, Спи­нозе, Гегелю и др. возводить стройные мировоззренческие системыиз абсолютизированной «изначальности» (эйдосы, абсолютный дух), поэтому намдолжно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. А больше потому, чтофилософствованию свойствен­на жизненность «экзистенциального высветления» проблембегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то ос­мыслитьнаполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой» наше существование. Дело втом, что под существованием имеется в виду прежде всего духовное бытиеличности, ее сознание. «Су­ществование есть сознание, — писал Ясперс, — и ясуществую как сознание… Анализировать существование значит анализиро­ватьсознание»[1]. Ясперс полагал, чтофилософию нельзя ограни­чить, как науку, строгими рамками определенногопредмета и ме­тода. История философии в отличие от истории науки — это непроцесс приращения знаний, поскольку каждое крупное философ­ское учение,подобно произведению искусства, уникально. (Прав­да, в истории философиипроисходит приращение категорий и ме­тодов, а сходство с историей религиизаключается в последователь­ном выражении разных позиций веры.) Философияпризвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, «осве­тить»экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, по­мочь совершить скачок к«безусловному бытию», которое непости­жимо для научного познания, но имманентноприсуще сознанию.2. Философствование по Ясперсу
Философствование, поЯсперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому жечленению бытия. Первый уровень членения бытия — предметное бытие(«бытие-в-мире»), или «существование». Это внешний уровень бытия. Перед еголицом философствование достигает лишь «ориентации-в-мире», по существу это иесть экзистенция; она составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особойсилой открывается человеку в по­граничных ситуациях: в состоянии тяжкогострадания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моментычеловек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конеч­ностисвоего существования. Именно тогда человек может открыть для себятрансцендентный мир; его существование, таинственным образом связанное со своимсобственным, освещает новым смыс­лом и человеческую экзистенцию.
Второй уровеньчленения бытия — это озарение, прояснение экзистенции, осознание души, инаконец, третий уровень — чтение шифров трансценденции являет собой глубиннуюзадачу философствования, связанную с осо­знанием Бога. По Ясперсу, дляфилософствования основную цен­ность представляют понятия метафизики, именно онивыражают поиски смысла бытия философской мыслью. Итогом философство­ваниявыступает философская вера, и если религиозная вера осно­вана на откровении, тофилософская является результатом раз­мышления.
Ясперс стремилсядоказать, что духовный прогресс человечест­ва, в том числе и связанный сдемифологизацией, не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условиисуществования осо­бого бытия, трансцендентного мысли. При этом даже скептицизм,высвечивая границы знания, указывает вместе с тем не на ничто, а на нечтосущее, но непостижимое; оно выступает как предмет не­знания и, стало быть,веры, которая отличается от религиозной, в частности от христианской, тем, чтодолжна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, ана опыте, до­ступном любому человеку. По Ясперсу, вера не противостоит ра­зуму,а существует в единстве с ним, и ее нельзя рассматривать как нечтоиррациональное. Допущение полярности рационального и иррационального лишьзапутывает проблему экзистенции. 3. Философствование о вере не тождественно знанию
Осно­вой веры неможет быть то, что в своей сущности только ирраци­онально. Для веры мыслящегочеловека, человека философствую­щего, характерно то, что она существует тольков союзе со знани­ем: она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя.Таким образом, незнание выступает не просто как своего рода субъектив­ныйсвидетель наличия таинственного вида бытия, именуемого трансценденцией. Философскаявера потому и вера, что трансцен­дентное не может быть доказано рациональнымидоводами, но она потому и философия, что все же предполагает именно какое-тознание о трансцендентном, которое косвенно подтверждается хотя быотрицательными аргументами. Следовательно, скептическое незнание вместе с теместь своего рода знание о существовании особого рода бытия. Трансценденция —это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываютсяслиянными. Философская вера находится как бы на границе между религиозной веройи научным знанием. Она может рассматриваться как своего рода «прафеномен ирелигии, и науки».
Однакофилософствование о вере не может быть знанием, ибо она необъективируема, апредставляет собой только выявление эк­зистенции, а это есть именно мышление, ане просто эмоциональ­но-психологический феномен. Но такое мышление по самойсвоей сути неадекватно: оно принуждено осуществлять себя в словах, на­правляясвою интуицию на то, что «за ними». Ясперс различает два вида мышления: философское,которое устремлено «за явления» и может рассчитывать лишь на«удовлетворенность», и рациональ­ное (научное) мышление, устремленное на самиявления и выраба­тывающее знания. Настаивая на принципиальном различии междуними, Ясперс никоим образом не отрицает ценности знания: оно необходимо и дляпомощи «высветляющему мышлению».
Экзистенциярелятивирует и в смысловом отношении ограни­чивает вещное «бытие-в-мире». Но исама экзистенция сущест­венным образом ограничена, причем эта ее ограниченность(в от­личие от эмпирической ограниченности человеческих знаний, сил ивозможностей) не только не негативна, но и содержательно-по­зитивна и потому неможет быть от нее, так сказать, «отмыслена» в акте интеллектуальногоабстрагирования, а принадлежит самому ее бытию: она есть лишь постольку,поскольку соотносит себя с другой экзистенцией и с трансценденцией.Соотнесенность экзис­тенции с другой экзистенцией осуществляется в актекоммуника­ции, а соотнесенность ее с трансценденцией — в акте веры. Ком­муникация,по Ясперсу, — это универсальное условие человечес­кого бытия. Она буквальносоставляет его всеохватывающую сущ­ность. Все, что есть человек и что есть длячеловека, обретается прежде всего в коммуникации. Вне коммуникации немыслима иче­ловеческая свобода со всеми ее степенями. Недаром в лексиконе Ясперса термин«коммуникация» означает глубоко истинное, лич­ностное общение «в истине».Коммуникация есть центральное по­нятие не только этики и аксиологии, но игносеологии и вообще всего миропонимания Ясперса, она возводится им в рангкритерия философской истины и отождествляется с разумом. Согласно Ясперсу,мысль философски истинна в той мере, в какой «промысли-вание этой мысли»помогает коммуникации. Разум тождествен не­ограниченной воле к коммуникации.Поскольку разум в своей всеоткрытости устремлен на Единое во всем сущем, онпротиводейст­вует прерыванию коммуникации, но именно она «дарит» человеку еГОподлинную сущность. Ясперс афористично и очень тонко заме­чает: «Я один не естьсамость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью».Этим подчеркивается соци­альная сущность человека. Социальное, интеллектуальноеи мо­ральное зло есть, по Ясперсу, прежде всего глухота к «окликанию» состороны чужой экзистенции, неспособность к дискуссии, прини­мающая обликпротиворазумного фанатизма, но также и поверх­ностного, обезличенного массовогообщения, безнадежно отрав­ленного ядом демагогии.
Второй предел, накоторый наталкивается и благодаря которо­му приходит к себе экзистенция, — это,как уже говорилось, трансценденция. Она выступает как абсолютный предел («абсо­лютно-объемлющее»)всякого бытия и мышления: трансценденция «столь же неумолимо существует, скольи не может быть увидена, пребывая непознанной». Если «бытие-в-мире» есть «Все»,а эк­зистенция противостоит «Всему» на правах «Единственного», тотрансценденция бытийствует во «Всем» и в «Единственном» как их объемлющее«Единое». Перед лицом трансценденции мышле­ние принимает свой третий облик —облик метафизики. Но мыс­лить трансценденцию можно лишь весьма неадекватнымобразом, «вмысливая» ее в предметное.
Вера не есть знание,которым я об­ладаю, но «уверенность, которая меня ведет». Идеал философскойверы у Ясперса подчас представляется модернизированным вари­антом кантовскогоидеала религии в пределах одного только разу­ма. Однако Ясперс острее, чемКант, ощущает границу, грозящую философской вере опасностью переродиться извысокой надпред-метности в пустую беспредметность и тем самым утратить характерсубстанции. Это вынуждает философскую веру «просить помощи» У своей, казалосьбы, преодоленной сестры — у религиозной веры. По Ясперсу, религия, чтобыостаться правдивой, нуждается в «совестливости философии», а философия, чтобыостаться наполненной, нуждается в субстанции религии.4. Философская вера и человеческая коммуникация
Еще одной важнойтемой в философии существования является тема человеческой коммуникации,взаимообщения или интерсубъ­ективности. Человек в экзистенциализмеизначально выступает как социальное существо. В отчужденном бытии, например втолпе, в массе, каждый поступает так, как поступают остальные, следуя моде,установившимся схемам общения, обычаям, при­вычкам. Экзистенциалисты не простоописывают факты, но яв­но выражают протест против массовой, бульварнойкультуры, ханжеской буржуазной морали. Правда, это часто делается с по­зицийнигилизма и анархизма.
Характерно, чтовыступая против массовой культуры 60-х гг., сам экзистенциализм сталвпоследствии модой и элементом той же самой массовой культуры.
Социальность личности, глубоко выраженная Марксом,ко­гда он говорил, что человек становится человеком, только смот­ря на другогокак в свое зеркало, подробно и убедительно ана­лизируется во многих работахэкзистенциалистов. Экзистенци­альная коммуникация предполагает связь людей вовнутренней любви. Для этого, по Ясперсу, необходимы три условия:
•  одиночество. «Неудовлетворенностьв коммуникации является поэтому началом прорыва к подлинному существованию»;
• риск. Тот, кто свое интимноепереживание доверяет другому, рискует быть отвергнутым и осмеянным. Нокоммуникация противоречива: «Я не могу стать собой, не вступая в комму­никацию,и не могу вступить в коммуникацию, не будучи в одиночестве»;
•  борьба. Ноэто «любящая борьба». В ней другого хотят не уничтожить, а завоевать. В ней нетобмана и хитрости, нет превосходства над другим, но есть искренность и беспощад­ноераскрытие своих слабостей.
Ясперспридерживается принципа историзма, который приоб­рел у него аксиологическийхарактер: для всемирной истории ло­рнируются универсальный смысл и смысловаясвязь времен. Вера Ясперса в возможность общечеловеческой коммуникации впространстве и во времени поверх всех культурных барьеров связана с егоисключительно интимным и прочувствованным ощуще­нием философской традиции какбратства мыслителей всех времен. По Ясперсу, пока человек философствует, онощущает свою связь с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей. Наличиеэтой связи времен гарантируется особым «осевым временем», вы явившимуниверсальный смысл истории. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны обновлять свою связь с«осевым временем» и возвращаться к его изначальности, подыскивая новые средствадля неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины. Трудам Ясперсасвойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечествоот тоталитаризма — этой главной опасности XXв., ввергающее людей в кровавые революции и истребительные войны.Вывод
Философия жизни к30-м годам нашего столетия постепен­но стала сходить на нет, уступая свое местоэкзистенциализму, в котором более органично, нежели в философской жизни, опи­сываютсямногообразные стороны бытия человека в мире. Фи­лософия жизни, считаютэкзистенциалисты, перегружена психологизмами.
Экзистенцияв позднелатинском языке буквально означаетсуществование. Само это существование понимается в экзистен­циализме какнепосредственное единство субъекта и объекта, на­правленность субъекта вовне,открытость перед иным и движе­ние к этому иному. В религиозном вариантеэкзистенциализма у Ясперсаэтим иным является Бог, к нему движется лич­ностьв своей свободе.
Перед человеком —бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человектворит свободу. Он ответствен за свой выбор прежде всего перед самим собой, исовсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что,«самосозидая» себя, ты тем же самым актом тво­ришь других, мир вцелом. В своем подлинном существовании человек «заброшен» в мир, онпостоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуацииответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх,экзистенциональная тревога, ожидание.
Экзистенциализм — это онтология, учение о бытии, о суще­ствовании.Для экзистенциалиста человек существует в мире, во­прос о самостоятельномсуществовании природы для него мало­интересен. Природа дана человекуизначально. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект. Ипос­кольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна вы­разитьсуществование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция — этоне просто переживание, а переживание бытия-в-мире.
Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен.Быть свободным — это значит быть самим собой, не ориенироваться на«посторонних».
Один из главныхпредставителей экзистенциализма Ясперс видел инстанцию бытия человека пре­ждевсего в его сознании. Он превыше всего ставил субъективность человека.
Экзистенциализмсумел обратиться к таким интимным сто­ронам человеческого бытия, которыеотчасти невыразимы на язы­ке науки. Важное значение имели предупрежденияэкзистенциа­лизма против безоглядной веры в науку и технику, противнедобросовестности приспосабливающегося к реалиям сознания (т.е. противконформизма). Экзистенциализм по-новому и весь­ма продуктивно поставил иразрешил проблему свободы челове­ка, выбора жизненных путей. Экзистенциалистыразработали но­вый способ философствования, который усвоен новейшей философией.
Литература
1.  АверинцевС.С. Ясперс. // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1990.
2.  ГайденкоП.П. Экзистенциализм и проблемы культуры. М., 1963.
3.  МироноваЯ. Ясперс. // Современная западная философия. М., 1991.
4. Ясперс К. Сочинения. М., 1971.
5. Ясперс К. Смысл истории. М., 1963.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.