УДК 130
Экзистенциальный гуманизм Камю А.,Сартра Ж.–П., Хайдеггера М.
Закревский В.Э.
В статье раскрываютсяконцептуальные версии гуманизма Камю А., Сартра Ж.-П., Хайдеггера М. Показановидение выдающихся европейских экзистенциалистов середины двадцатого столетияроли и значения гуманизма, как в социальной практике, так и в социальнойфилософии. В силу того, что современный им гуманизм, ортодоксы экзистенциализмасчитали псевдогуманизмом, ими были предприняты определенные методологическиеусилия по созданию грандиозного здания истинного гуманизма, которыепредставляют безусловный интерес для специалистов данной отраслисоциогуманитарного знания.
Ключевые слова: гуманизм,ценность, выбор, творчество.
Введение
Вечная тяга к Добру, неизбывная тоска по Прекрасному — неизменный спутникчеловека, бредущего по пустыне жизни к бездонной пропасти Смерти. Гуманизм — это во все векаустремленность к Высшему Благу. Трудная судьба гуманизма в человеческой историиобусловлена недостижимостью того, что может быть только прекрасным сном. Какиебы превратности не постигали гуманизм, он жив и в социальной практике, и всознании творческой элиты человечества. Не удивительно, что большая частьфилософских доктрин высшим критериембытийной истинности любой теориисчитает человекомерность. Гуманистическим «сверхчеловеческим» содержаниемнасыщено смысловое поле искусства, литературы, науки.
Различнымэкзистенциально-социологическим и социально-философским аспектам гуманизмапосвятили труды отечественные философы: Кравцив Б.П., Ионенко И.Р., ТрубниковаО.В., Жарких В.Ю., Сенченко А.Я., Головко С.Г. и др.; исследователи ближнегозарубежья: Гинзбург В.Л., Сагадеев А.В., Семенов С.И., Косарев В.В., Эпштейн М.П.,Тульчинский Г.И., Хоружий Л.П., Жукоцкий С.С., В.Д., Жукоцкая З.Р., Летов О.В.,Назаретян А.Р., Юдин Б.Г., Карпова С.А., Кашкина Е.В., Мелекаева И.К.,Решетникова Е.В., Кульбакина О.Е., Дудышева В.К., Чеснокова Т.И., Мильнер-ИрининП.И., Кудрявцев О.Ф. и др.; ученые дальнего зарубежья ПулледаС., ХирфаТ., Хомский Н., Адорно Т., Фукуяма Ф., Марсель Г., ЛевинасЭ. и др. [1; 2; 3;] Среди авторов дальнего зарубежьяпредставляется необходимым выделить идеологов либерального социализированного гуманизма,руководителейунитарных и универсалистских объединений Абеля Т., Дьюи Д., Селарса Р., ПоттераЧ., Флойда У.
В широкомсоциально-философском плане проблема состоит в установлении зависимостимежду постмодерном и качественной трансформацией общественных отношений в эпохупостмодерна.
Задача работы заключается в том, чтобывыявить и определить концептуальне схемы гуманизма выдающихся представителейевропейского экзистенциализма середины двадцатого столетия — Камю А., Сартра Ж.-П., Хайдеггера М., их пригодность для теоретического конструированияинтегральной версти гуманизма епохи постмодерна.
Концептуальныесхемы гуманизма КамюА. и СартраЖ.-П.
Сложна и противоречиваисторическая судьба гуманизма, в частности, православные ортодоксы относится кнему весьма настороженно. Противостояниехристианства и светского гуманизма усугубляется трансформацией религиозности,ширящейся секуляризацией.Видимо, адекватным ответом на усугубляющийся духовный вакуум сталопоявление атеистического,светского гуманизма, получившего распространение почти во всех развитых странахмира.
Камю А. не считал себягуманистом: «…в общепринятом смысле этого слова». [4, с. 506] Контекстуально, по отдельным смысловым контрапунктамможно определить причины неприятия им гуманизма. Прежде всего, это смертная казнь в целом и «обыденность убийства» в частности: „Палачи в обличье гуманистов молчаливосправляют свой культ». [4, с. 506] Варварские способы исторического процессареволюции, гражданские войны и тому подобное, совершавшиеся, якобы, во имя «всеобщего блага», всегдазаканчивались эшафотами и уничтожением не только собственных сограждан, но ибывших соратников: «…революции пожирают самих себя». [4, с. 511] Осуждается Камю А. христианство за моральную поддержку войн —массового убийства. В связи с обыденностью подобнойбесчеловечной практики жизненное и теоретическое пространство тогдашнегогуманизма было слишком узко для того, чтобывместить социально-этическую доктрину Камю А. Для философа, высшей ценностью которого является индивидуальнаяэкзистенция, христианский гуманизм неприемлем, так как источником гуманистической ценностнойсистемы может быть только Человек. В целом, истинным источником гуманизма мог бы стать только Бунт,протестующий против «нечеловеческого» социального порядка, Камю А. считает«…гуманистическую болтовню циничной провокацией». [4, с. 523]
В частности,цивилизационное измерение «негуманности» современного гуманизма, полагает КамюА., заключается в том, что: «Нынешний гуманизм… лишь усугубляет пропасть междуВостоком и Западом». [4, с. 702] В самом деле, истинный гуманизм — это толерантность к иным типам духовности. Не вдаваясь в качественную оценку разных типов культурныхменталитетов, можно говорить только об уровне ихвзаимной терпимости и принятия. Мера«неприятия» Западом Востока является более ярко выраженной. Как бы скептическине относился Камю А. к современному гуманизму, он все же понимал его историческую роль и значение: «Кажется, мне остается обрестигуманизм. Я, конечно, ничего не имею против гуманизма. Просто он мне тесен, вот ивсе. Греческая философия, например, отнюдь неисчерпывается гуманизмом.Это была философиявсеприемлющая». [4, с. 816]
В «Критикедиалектического разума» Сартр Ж.-П.рассмотрел в социально-философском ракурсе такие экзистенциалы антиподыгуманизма, как „тревога”, „господство зла”, „заброшенность”, „отчуждение”: „Действительнымчеловеческим содержанием жизни оказывается ее иррациональное подполье, где позиции социального критицизма ипротеста неминуемо перемешаны с позициями социального нигилизма и отчаяния, антиинтеллектуализма и мифотворчества, а чаще всего самого худшего конформизма». [5, с. 17]
Мамардашвили М.К. справедливо указывает на то, что в условиях интенсивно усложняющейся архитектоникисоциума, усиления кооперативных формсоциальной динамики, человеку становится все труднеепроявлять индивидуальное творческое начало, личнуюсоциальную начинательность, привносить вобщество свой уникальный инновационный потенциал. Весьма проблематичной становится и сама возможность социальноготворчества: «… чрезвычайноразросшаяся… опредмеченная стороначеловеческой деятельности…, развилисьпредметно закрепленные силы человеческого общения. Вопрос отношения к ним индивида, о его участии в них, о самостоятельности,активности, стал остройсоциальной проблемой современного гуманизма». [6, с. 19]. Мамардашвили М.К.указывает также на то, что массовое духовное производство,экзистенциализм пытается мыслить, вставаяна защиту суверенных прав и свобод индивидуального человеческого существованияс отвагой и мужеством Дон Кихота.
Европейский экзистенциализм середины 20 столетиячутко уловил глухое недовольство, сопровождавшее радикальное отчуждениечеловека от исторического процесса …настроениеиндивидуального протеста,разочарование иотчаяние. [6, с. 19] Гуманистическийпотенциал экзистенциализма обусловлен «… стихийным ощущением общейчеловеческой неустроенности в мире до самых примитивных притязанийживотно-биологического Я». [3, с. 21]. Мамардашвили М.К.поясняет, что для понимания теоретическихположений экзистенциализма существенное значение имеет его направленность наосмысление «… отношения между объективной логикойисторического развития и субъективно-деятельностной структурой поведенияличности, характером цельной, живой деятельности всегда личных и неповторимых имежличностных контактов активных агентов этого развития». [6, с. 23]Мамардашвили М.К. отмечает, что, если в человеке вновь открывается егоподлинная человечность, то есть способность делать историю, преследуя собственные цели, тотогда мы увидим, что в период отчуждения«нечеловеческое» представляется под видом «человеческого»: «…коллективноезабирает себе финальность, характеризующуючеловеческие отношения». [6, с. 23]
Небольшую работу«Экзистенциализм — это гуманизм» Сартр Ж.П. «вынужден» был написать, дабыреабилитировать доброе имя этого сверхмодного в то время учения в общественноммнении, сняв с него обвинения в пессимизме, социальном нигилизме. Сартр Ж.-П. поясняет, что её появление было вызвано мощной волной критикиэкзистенциализма. В качестве типичных упреков называется социальный неконструктивизм, созерцательность, квиетизм. Также отмечаетсясосредоточенность экзистенциализма на негативной стороне жизни — «…гнусное, липкое,темное». [7, с. 23]
Выдвигаются обвинения взабвении прекрасного — солидарности людей, уединенной умиротворенностисубъекта. Христиане упрекают экзистенциализм взабвении Заповедей Христовых, ведущего свободно-беспринципного субъекта к моральному произволу. Отвечая на обвинения, Сартр Ж.-П.поясняет, руководствуясь какими соображениями можно считать экзистенциализмгуманизмом: «…под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делаетвозможной человеческую жизнь и которое утверждает, что всякая истина и всякоедействие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность». [7, с. 5]
Абстрактность данногоСартром Ж.-П. определения экзистенциализма очевидна — оно ничем, по сути, неотличается от незабвенной памяти догматических перлов историческогоматериализма. Кроме того, в него вкралось логическое несоответствие. Каким быни было учение, оно не может быть условием бытия, а всего лишь интеллектуальнымфеноменом, способным, в лучшем случае, скорректировать, переориентироватьпроцесс жизнедеятельности индивидуального или коллективного субъекта.
Неубедительными выглядятаргументы, приводимые Сартром Ж.-П. на обвинения в непристойности, пессимизме,ссылки на народную мудрость, которая, якобы, насквозь пропитана трагическиммировосприятием. В аргументах, приводимых в целях реабилитацииэкзистенциализма, утверждается, что это учение предоставляет человекувозможность Выбора. Неужели это так? Разве до возникновения этого учения людибыли лишены права выбора себя и мира? Справедливым будет отметить лишь, что наданный феномен субъектной реальности экзистенциализмом было обращено особопристальное внимание.
Сартр Ж.-П. делает«чистосердечное признание» в аристократичности экзистенциализма: «…этоисключительно строгое учение, меньше всего претендующее на скандальнуюизвестность, и предназначенное, прежде всего, для специалистов и философов». [7, с. 7] Сартр Ж.-П.приводит ряд фактов, свидетельствующих о том, что простые люди воспринимаютэкзистенциализм как нигилизм и непристойность. Тут уж неважно, какой смыслвкладывают в экзистенциализм его адепты. А тот неоспоримый факт, чтоэкзистенциализм либо превратно понимается, либо отвергается нефилософскойпубликой, в силу личностной не значимости, свидетельствует о егоинтеллектуальной аристократичности. Сартр Ж.-П. признает это, открыто заявляя,что экзистенциализм — учение не для средних умов, не для широких масс.
Превозносимый до небес«категорический императив» экзистенциализма – существование предшествуетсущности — методологически куц. Из того бесспорного и объективногообстоятельства, что явление онтологически ближе субъекту, чем сущность,вытекает ничтожно мало антропологических и гносеологических следствий.Апостериори можно предположить, что смысловым конструктам Истины, Добра,Красоты отказывается в самостоятельном духовно-нравственном статусе. Возможно,такого рода ценности отвергаются экзистенциализмом из-за того, что бывали частопосрамлены историей, и не в последнюю очередь, войнами. Тем не менее, отрицатьих гуманную ценность представляется несправедливым. Более того, нигилистическоеотношение экзистенциализма к общечеловеческим ценностям, которыми во многомопосредуется жизнедеятельность народа, закрывает дорога к нему уже и дляопределенной части «философов-специалистов», что не способствует его развитию иадаптации к современным социальным реалиям.
В самом конце работы«Экзистенциализм — это гуманизм». Сартр Ж.-П. пишет: «Меня упрекали за самвопрос: является ли экзистенциализм гуманизмом. Мне говорили: «Ведь Вы писали в«Тошноте», что гуманисты неправы, Вы надсмеялись над определенным типомгуманизма, зачем теперь к нему возвращаться?» [7, с. 30] Действительно, слово «гуманизм»имеет два различных значения. Под первым типом гуманизма Сартр Ж.-П. понимаетвзаимное пользование благами цивилизации. Творцы научно-технического прогресса,художники, композиторы, писатели даруют миру продукты своего творчества, делаяболее удобным и оптимальным процесс жизнеобеспечения, насыщая жизненноепространство книгами, картинами, симфониями и тому подобное.
В самом деле, этобесценные дары немногих творцов Нового не творцам — потребителям. Гении италанты дарят свои произведения всем — и современникам и потомкам. В этом ихбескорыстие и гуманизм. Представим, что этой «соли Земли» не было бы вовсе,либо они не творили. Трудно даже вообразить насколько серой и тусклой была быжизнь без «…звездных часов человечества», без свершений и достижений уникальныходиночек. Для того чтобы делать эти «подарки», творцы-гуманисты сжигают себя накостре вдохновенного труда. По существу они дарят нам свою жизнь, посвященнуюсозданию, того, чего до них не было, а после них становится достоянием всех.
И, хотя данный типчеловеколюбия представляется нам каплей в море гуманизма как такового, он неперестает быть таковым. Сартр Ж.-П. прав, утверждая, что некорректно было бы«…оценивать человека по наиболее выдающимся действиям… Такой гуманизм абсурден,ибо только собака или лошадь могли бы дать общую характеристику человеку изаявить, что он поразителен, чего они, кстати, вовсе не собираются делать…».[7, с. 19] Осуществляемые в последниедесятилетия исследования общих ценностейЕвропы и мира неминуемо выходятна некие синтетические представления о европейском и мировом человеке, изанимаются этим вовсе не «лошади и собаки», а специализированные научныеструктуры Европейской Комиссии, ООН.
Резкому осуждениюподвергается также один из постулатов гуманизма, «…который рассматриваетчеловека как высшую ценность». [6, с. 34] Когда Сартр Ж.-П пишет о том, чтовыбирая, человек выбирает Другого и формирует таким образом определенный типчеловечества, он тем самым косвенно утверждает непреходящую и основополагающуюценность Человека вообще.
Сартр Ж.П. писал:«Экзистенциалист никогда не рассматривает человека как цель, так как человеквсегда незавершен. И мы не обязаны думать, что есть какое-то человечество,которому можно поклоняться». [7, с. 35] На этот категорический тезисхотелось бы возразить одним лишь напоминанием о том, что Мой ребенок, будучи«незавершенным человеком», тем не менее, является для меня сверхценностью.«Культ человечества приводит к замкнутому человечеству, …замкнутому гуманизму…,и стоит сказать, к фашизму», — писал Сартр Ж.-П. [7, с. 36] Трудно определить, чтоподразумевает Сартр Ж.-П. под «культом человечества», но можно предположить,что данное утверждение — сетования человека, прошедшего сквозь ужас войны ипотерявшего веру в гуманность массового человека.
Первым принципомэкзистенциализма Сартр Ж.-П. объявляет самодетерминацию человека. Весьмагуманно, это хотя бы слегка приоткрывает дверцу, ведущую из «темного царства»субъективности в «светлое будущее» человечной активности. Второй принципэкзистенциального гуманизма Сартра Ж.-П. заключается в том, что: « …человек незамкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире… мы напоминаемчеловеку, что нет другого законодателя, кроме него самого. В заброшенности онбудет решать свою судьбу, поскольку мы показываем, что реализовать себяпо-человечески он может не путем погружения в самого себя, но в поиске целивовне». [7, с. 28]
Приведем последний тезисработы Сартра Ж.-П. «Экзистенциализм-это гуманизм»: «…экзистенциализм — этооптимизм, это учение о действии», и попытаемся оспорить его. [7, с. 37] Каковшлейф социальной активности тянется за экзистенциализмом? Конечно же, преждевсего, это философские труды, создаваемые и «потребляемые» внутри достаточноузкого мирового философского бомонда, а также полупрофессиональной богемы.Затем, это художественные произведения адептов экзистенциализма, а такжефилософствующих писателей (Пруст М. и другие.). В настоящее время существуетэкзистенциальная и гуманистическая психотерапия. Определенное воздействиеэкзистенциализм оказал на социологию искусство, и в самое последнее время, напедагогику. Глобальных переворотов в общественном сознании экзистенциализм непроизвел – «не овладел массами».
2. Якобы гуманизмХайдеггера М.
Переходя к рассмотрениюэкзистенциальной версии гуманизма Хайдеггера М., необходимо отметить, что онтакже был поставлен перед необходимостью написать в 1947 году небольшую работу«Письмо о гуманизме» в ответ на просьбу французского философа Боффе Ж.,обусловленную выходом в свет работы Сартра Ж.-П. «Экзистенциализм — этогуманизм». Боффе Ж. спрашивает Хайдеггера М.: «Каким образом можно возвратитькакой-то смысл слову «гуманизм?» [8, с. 14]Вполне возможно, что втайне Боффе Ж. надеялся спровоцировать дискуссию междуСартром Ж.П. и Хайдеггером М. на актуальную, после самой ужасной в историивойны, тему гуманизма, однако этого не произошло.
Понимание гуманизма,присущее и современной культуре Запада, мыслится Хайдеггером М. как«изобретение» Древнего Рима. Homo humanutus, человекчеловечный социально-этический конструкт римлян, родившийся как альтернатива Homo barbarus — человеку варварскому. Сущностьюримского гуманизма была «пайдея» Древней Греции, именовавшаяся римлянами как institutio in bonas artes — «…наставление о добрых искусствах». [9, с. 15] И коренное отличие«человека-римлянина» от всех не римлян состояло именно в обладании такого родачеловечностью.
После мрачногоСредневековья гуманизм Древнего Рима снова возродился в эпоху Ренессанса вИталии, но теперь уже в форме борьбы со схоластикой. Хайдеггер М. констатирует:«К гуманизму, в его историографическом понимании, …всегда относитсякультивирование человечности». [9, с. 15] Хайдеггер М. безосновательноутверждает превосходство немецкой версии гуманизма 18 века, интерпретируя егокак « …судьбу человека». [9, с. 16]Таким образом, истинный гуманизм кроется в глубине онтологии индивида«объективная» гносеология бытия субъекта может, по Хайдеггеру М., называтьсявысшей истиной человека. Гуманизм, как теория, метафизичен и в том случае,когда он претендует на самостоятельность, и в том случае, когда, исходя изнего, создаются некие социальные, теоретико-практические конструкты. В данномтезисе сквозит сермяжная правда, угадываемая по аналогии с современнойсоциально-этической ситуацией жизненного мира планеты.
Трудно спорить сХайдеггером М., когда он заявляет, что « …высшие гуманистические определениячеловеческого существа еще не достигают собственного достоинства человека». [9, с. 23]. Однакоэто не дает ему права рядиться в тогу теоретического вершителя судебчеловечества и осуждать гуманизм за нечеткость философской доктрины исоциально-политическую слабость. Да, гуманизм третичен, временами дажеэфемерен, но незыблемо покоится на прочном фундаменте Человеческой Интенции кБлагу. Хайдеггеру М. вряд ли удалось обогатить сокровищницу всемирногогуманистического концептуального фонда: «Мысль идет против гуманизма потому,что он ставит humanitas человека еще не достаточно высоко». [9, с. 18] ХайдеггерМ. — противник гуманизма как такового: «…мысль «Бытия и времени» противостоитгуманизму». [9, с. 20]
Причина такогонегативизма достаточно веская: «Забывание в своей сути истины под напоромнепродуманного сущего…».[9, с. 21] Причем, философ предупреждает, что смысл «падения»не следует понимать ни «этико-философски», ни вообще «антропологически», нисекуляритативно, ни экзистенциально: некое «…сущностное отношение человека кбытию, внутри отношения бытия к человеческому обществу…, в предварительныхрубриках «подлинности» и «неподлюшности» [9, с. 22] Попытка загнать «человеческий, слишкомчеловеческий…» гуманизм в прокрустово ложе абстрактно-гносеологическихспекуляций представляется нам неоправданной с точки зрения глобальнойсоциальной этики.
Прискорбно, что ХайдеггерМ. не опускается до социально-этического, антропологического уровня вфилософствовании относительно гуманизма. А от многократного и повсеместногоутверждения первичности «сущности» и вторичности экзистенции «…во рту сладко нестановится», так как рассматриваемое проблемное пространство тонет в плотномтумане немецкого витиеватого теоретизирования: «неразумное» человечествопредпочитает спонтанно экзистировать, медленно продвигаясь по пути эволюционногоосвоения почти неприметных оазисов гуманности.
Приходится признать —«пустыня жизни» до сих пор огромна, «территория» гуманности невелика, и, тем неменее, пять с половиной тысяч лет истории можно рассматривать как прогрессчеловечности. И в каких бы преклонных летах не находилось человечество,гуманизм юн, его расцвет и достойная зрелость еще впереди. Сильны, как смерть,злоба, ненависть, предательство, но над ними простирается Царство Гуманности. Иборьба продолжается!
Хайдеггер М., будучи увереннымв «бездомности» европейского человека, рассуждает о значении таких конструктов,как «Родина», «патриотизм», «национализм», «эгоизм своего народа». Оннапоминает, что «…немцы должны свято чтить германское…». [9, с. 18] Однакопосле ужасов Второй Мировой войны подобного рода призывы звучат двусмысленно.Германское многозначно — неистовый Барбаросса, дегенерат Шикльгруббер, но это иГейне Г., Манн Т., Гессе Г. Несмываемое пятно «коричневой чумы» отбросилодалеко назад Мировую и в том числе германскую Гуманность. Так что претензии наутверждение какой-то исключительной «немецкости» в плане развития послевоеннойЕвропы, да и всего мира, буквально через два года после войны, выглядят, поменьшей мере, вызывающе. Необходимо также учитывать, что эти заявления делалисьчеловеком, отстраненным от руководящей и даже преподавательской работы засотрудничество с гитлеровским режимом. Германия «духа» в прошлом — теперь мызнаем её как государство «материи».
Фрагментаренэкзистенциально-гуманистический экскурс Хайдеггера М. «…человек посторонний(бездомный, сосед, пастух), …человечность человека из близости к бытию…,гуманизм в высшем смысле…». [9, с. 15].Дискретные означающие гуманизма, встречающиеся в «замысловатых» текстахХайдеггера М. оставляют легкое недоумение и временами даже приводят в оторопьиз-за непрестанно терзающего сомнения в том, что понятие не раскрыто надлежащимобразом.
Указывая на«…проблематичность существа гуманизма» и даже ставя под сомнениецелесообразность употребления этого термина, Хайдеггер М. пишет:«…представляется возможным вернуть слову «гуманизм» бытийно-исторический смысл…Такое возвращение не надо понимать так, будто слово «гуманизм» вообщебессмысленно, что оно пустое колебание воздуха, flatus vois. Humanumвнутри этого слова указывает на humanitas, на существо человека. Таков эпистемологический смысл слова «гуманизм».Вернуть ему смысл — это может означать только одно: определить смыл словазаново. Для этого требуется: во-первых, изначально осмыслить существо человека;во-вторых, показать насколько это существенно».[9, с. 15] При переводе на русский язык следует понимать так —дохайдеггеровский гуманизм это гносеологический урод, а судьбапослехайдеггеровского туманна, поскольку он им заниматься серьёзно не намерен.
Вывод
Общим в отношении кгуманизму у всех трех рассмотренных известных экзистенциалистов являетсянеприятие этого смыслового конструкта в том его виде, каком тот былактуализирован в середине 20 столетия. Самым оптимистическим выглядит СартрЖ.-П. попросту объявивший экзистенциализм гуманизмом. Сосредоточенность насоциально-личностном негативе (Сартр Ж.-П.), призыв к Бунту (Камю А.),предложение по переопределению понятия (Хайдеггер М.) не могут служитьтеоретической основой конструирования величественного здания современногогуманизма. По отношению европейского экзистенциализма к гуманизму можно сполным правом утверждать его нейтрально-деструктивную роль. В то же времяотдельные позитивные смысловые конструкты экзистенциализма, отмеченные вработе, могут войти в теорию интегрального гуманизма эпохи постмодерна.
Список литературы
1. Чеснокова Т. Пост –человек. От неандертальца к киборгу / Чеснокова Т.; М.: Алгоритм, 2008. – 367с. – Библиограф.: с. 358 – 365 (87 названий) – ISBN -978-5-9265-0468-9.
2. Мильнер-Иринин П. И.Этика или принципы истинной человечности Мильнер-Иринин П.И.; М.: Наука, 520 с.– Библиограф.: с. 511 – 519 (112 названий) – ISBN -5-02-0082685-
3. Кудрявцев О.Ф.Ренессанс как гуманизм и утопия / Кудрявцев О.Ф; М.: Наука, 1991. – 288 с. – Библиограф.: с. 281 – 287 (76 названий) – ISBN -502-090-53-0.
4. Камю А. Изнанка и лицо / Камю А.; М.: ЗАО Изд-во ”ЭКСМО-Пресс”; –Харьков: Изд-во ”Фолио”, 1998. – 864 с. – Сочинения. Составление, вступительная статья и комментарии А. Филоненко. Серия «Антология мысли». – ISBN 5-04-001646-8. (ЭКСМО-Пресс) – ISBN 966-03-0484-6. (Фолио)
5. Сартр Ж.П. Критикадиалектического разума. Опыт феноменологической онтологии / Сартр Ж.П.; М.:Республика, 2000. – 639 с. – Пер. с фр., предисл, примеч. В.И.Колядко.- (Мыслители 20 века.) – ISBN5-25002729-6.
6. Мамардашвили М.К. Категория социального бытия и метод его анализа вэкзистенциализме Сартра / Мераб Мамардашвили// Современныйэкзистенциализм: критические очерки / Мераб Мамардашвили. – М.:Наука, 1996. – С. 149 — 204.
7. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сартр Ж.П; М.: Наука, 1953. – 42 с. – ISBN5-352001194-1.
8. Боффе Жан. Диалог с Хайдеггером /Жан Боффе // Новоевропейская философия в четырех книгах. Книга 2. / Жан Боффе. – СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2007. – С. 4 – 26.
9. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Бытиеи время // Хайдеггер М.; Изд.-во. Ад Маргинем, 1997. – 452 с. – ISBN 588059-021-6.
В.Е. Закревський
кандидатфілософських наук, старшийнауковий співробітник Південного наукового центру Національної академіїпедагогічних наук України (м. Одеса); докторант Інституту вищої освітиНаціональної академії педагогічних наук України (м. Київ).
ЕКЗИСТЕНЦІАЛЬНИЙГУМАНІЗМ КАМЮ А., САРТРА Ж.-П., ХАЙДЕГГЕРА М.
Резюме
У статті розкриваютьсяконцептуальні версії гуманізму Камю А., Сартра Ж.-П., Хайдеггера М. Показано бачення видатних європейськихекзистенціалістів середини двадцятого століття ролі і значення гуманізму, як всоціальній практиці, так і в соціальній філософії. Внаслідок того, що сучаснийним гуманізм, ортодокси екзистенціалізму вважали псевдогуманізмом, ними булизроблені певні методологічні зусилля по створенню грандіозної будівлі дійсногогуманізму, які представляють безумовний інтерес для фахівців даної галузісоціогуманітарного знання.
Ключові слова: гуманізм; цінність; вибір;творчість.
V.E. Zakrevsky
Deputy Director for Science, Senior Researcher of the Southern ScientificCentre of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine (Odessa); Ph.D. a doctoral student Institute of HigherEducation of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine (Kyiv).
CAMUS A., SARTRE J.-P., HEIDEGGER M.'S EXISTENTIAL HUMANISM
Summary
In articleconceptual versions of humanism of Kamus A., Sartre J.P, Heidegger M. revealVision of outstanding European Existentialisters ofthe middle of the twentieth century of a role and value of humanism, as toSocial Practice, and in Social Philosophy is shown. Owing to that Modern itHumanism, conformists of existentialism fairly considered as Pseudo-Humanism,they had been undertook certain Methodological Efforts on creation of aGrandiose Building of True Humanism which represent Unconditional Interest forexperts of the given branch Social Gumanism knowledge.
Keywords:humanism; value; a choice; creativity.