Реферат по предмету "Философия"


Шпаргалки по философии (Томск, 2006г.)

1. Проблема бытия вистории философии.
Онтология–учениео бытие(«онтос»–сущее). Любая философская система воснове своей философской теории имеет учение объект онтологии.
Античная философия.Термин «бытие» ввел Параменид(«непоколебимыйфундамент мира»). Греки теряли веру в богов, мифы, и Параменид,чтобы вывестиих из эьогосостояния, придумал божество Дике(мудрости, справедливости,гарант неизменности порядка мироздания). Бытие по Парамениду–то, что стоитза миром чувственных вещей, т.е. мысль объект этих вещах. Бытие=мышлению.Имеется ввиду космический разум, Логос, а не субъективная мысль. Логосраскрывает истину бытия человеку(это трансцидентальнаясущность, с которой человек может соприкасаться). Христианский Бог–личностный,а Логос–безличностный, с ним нельзя общаться, атолько соприкасаться.
Протагор: «Человек есть мера всех вещей и бытия», т.е.человек определяет статус всех вещей, если для меня она есть, значит существует.
Сократ: «Автономен не сам человек, а его разум. Высшаяреальность–индивидуальное и общественное сознание.», рассматривал не бытие, асознание.
Демокрит: «Бытие–атомы,небытие–пустота».
Платон: мышление, идеи получили статус истинного бытия.
Аристотель: создал систему уровней бытия:
§
§
§
§
§
§Средневековье. Бытие есть наличие Бога(схоласты).Уровни бытия:
§творящее(эссенция–сущность,экзистенция–существование)
§сотворенное(природа,человек)
Фома Аквинский: рассмотрелиерархию с точки зрения ценностей. Например, Человек–принадлежит к классу людей,это–животное, это–предмет материального мира. Бог–есть Бог, он принадлежит самсебе.
Абсолютное бытие есть только уБога, человек к нему приближается и стремится.
Новое время.(Гносеоцентризм). Успехи в развитии наук. Проблема бытиясвязана с человеком, само по себе существовать не может. Человеческое сознаниеи потребности- единственное несомненное и подлинное бытие, т.е. бытие связано счеловеком, оно субъективно.
Декарт. Нельзя сомневаться, что я мыслю, следовательно я существую.
Бэкон. Бытие–вечно подвижная материя.
Кант. Истинное бытие–«вещь в себе»( два вида бытия: феноменов ивещей в себе). Т.к. мир вещей в себе возник благодаря божественной воле, а волясодержит иррациональные компоненты, то вещи в себе никогда разумом познаны бытьне могут.
Гегель. Бытие–чистая мысль или ничто. Оно утрачивает всеобъемлющийхарактер.
Философия Нового Временитрансформировала идею бытия, бытие стало субъективным. Место Бога занял человеческийразум. Человек соразмерен разуму, разум един, обязателен, он диктует законы нетолько миру, но изаконы человеческого мышления. Разуместь условие единства личности и мира.
Русская философия. Проблемабытия понималась по-разному. Категория бытия является одной из основных дляхристианской философии. Является отправным пунктом к познанию бога.
Материализм. В марксизме бытие небыло актуальным, оно рассматривалось через категории материи. Бытие=материя, все свойства материи переносились на бытие.Энгельс: «Бытие мало что добавляет к существованию вещи». Ленин: « «Единствомира не в его бытие, а в материальности».



2.  Основныекатегории онтологии и их соотношение
1) С одной стороны существуютнеизменные формы бытия (метафизическая действительность): геометрич.Формы, математич. И т.д. и изменяемая форма бытия,которая связана прежде всего с материальным миром, причем эта форма находится визменении. Сфера информации, сфера знаний. 2) Существует материальная иидеальная форма. Существуют также синтетические формы бытия. 3) Выделяются какреальные формы так и гипотетические (представленные только в сознаниичеловека). К реальным формам относят: природу, человечество, сам человек,биотехнический мир («вторая природа»), а также это 3-я форма называемаяэкологической. В совокупности реальные формы бытия составляют для человека 1-ювселенную». «2-я вселенная» представлена в гепотетическихформах бытия (от сл. Гипотеза). Это также мировой дух, неземные цивилизации,бог, мистическая реальность, духовная оболочка, порождаемая единым человечество.Вывод: реальные и гипотические формы бытия всовокупности представляют для человека мировой закон расширения вселенной
3. Проблема субстанции
Что делает мир единым? Пытались найти основу всего сущего. Основа всегосущего–субстанция(категория философии).
Понятие субстанции сформировалось не сразу.
Substantia– сущность или того, что лежит в основе.
Первоначально субстанция–субстрат.
СУБСТРАТ ( от лат. sub — под и stratum — кладка,постройка, сооружение ) ­­­основа единства,  однородности  различных предметов   и   различных  свойств  отдельного, единичногопредмета, вещи и их совокупности.
Сегодняшнее понимание–многообразие вещей, явлений, которые существуютчерез субстанцию, благодаря ей, но сами субстанцией не являются.
В зависимости от того, что понималось под С., легко классифицировать все философскиетечения:
Плюралисты–монисты(материальные,идеальные).(Плюрализм–в основе всего сущего–множество изолированныхравнозначных сущностей, не сводимых к единому началу; монизм–в основе всегосущего одно начало)Идеализм.
Тоже говорили о материи.Понятие материи использовали. Чтобы оттенить понятие идеального. «Нет в миревещи, которую оно обозначает».Материализм
Материалистический монизм–под субстанцией бытия понимается некоторое материальное начало–элементыприроды(воздух, вода), абстрактная материя–апейрон.
Материалистический плюрализм–в основе–несколько сущностей.
Ньютон: время, пространство, движение–три состояния.
4. Эволюцияпредставлений о материи.
Материя–это философская категория для обозначения объективнойреальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,отображается, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Эволюция представленияо материи:
Античная философия:сложилось направление–стихийный материализм(К.Маркс). Они исходят из понятия первоматерии(вода, воздух, земля, огонь) или у Демокрита–атом. Античные философы считали материю основойчувственно материального мира. Это понимание материи было субстратным. Первоматерия–причина материальности предметов, любойпредмет каким–либо образом сделан из первоматерии.«Материальный» значит вещественный. Платон ввел название материи hyle.Но разработал это понятие Аристотель: «Материя есть возможность того, действительностьючего является форма». Но уже в то время от такого понимания материи пыталисьотказаться.(Пифагор–в основе–число). Далее- Теорияатомизма(Евклид, Демокрит).
К 17 веку материяпредставлена в классическом виде, «как субстанция»- материя–сущность вещей, номатерия вещью не является. Это понимание важно тем, что такая материя являетсяпричиной всех тех изменений, которые происходят в мире. Материя развивается изсебя по своим собственным законам. Не нужно обращаться к богу, а нужнообращаться к самой природе.
В это же время–механистический взгляд на материю. Всеявления объяснялись действием сил притяжения и отталкивания. Это толкованиеисходило из состояния науки.
В 18 веке появилисьпопытки определить материю как философскую абстракцию(Гольбах). Определение:«Материя–все то, что каким–либо образом воздействует на наши чувства»(не укрепилось).
Середина 19 века.Максвелл, Фарадей- о существовании невещественной материи(появление электричества).
Конец 19 века.Укрепилось определение: «Материальное тело состоит из неделимых атомов, ателесность и протяжение неотъемлемые атрибуты материи». В 19 веке получилразвитие вульгарный материализм 0 отрицали специфику идеального( мозг выделяетмысль как желудок–желудочный сок).
Основные атрибуты материи:
1.                    
2.                    св-во воспроизводитьматериальной системой в ходе взаимодействия, особенности других систем)
3.                    
4.                    неуничтожимость
5.                    
6.                    
7.                    
5. Влияния физических открытий. Структурные уровни организации материи.
Вещественное представление оматерии поддерживалось до конца 19 века. Физики вновь пытались поднять вопрос опервоматерии. Но все многообразие свести кматериальной частице было нельзя. Открытия того времени: рентгеновскиелучи(отвергло понятие о непроницаемости атома), открытие электрона в атоме(отверглопонятие о неделимости атома). Понятие поля–как самостоятельной физической реальности,которая существует независимо от материального объекта. В заключение Эйнштейн:Е= mc2.
Конец 19 века–начало 20века–кризис в науке. Это кризис мировоззренческих установок ученых–исчезламатерия. Постепенно появились новые теории.
Структурные уровниорганизации материи.
Под структурностью материи понимают  внутреннерасчлененного материального мира. Выделяем принципы организации материальныхобъектов:
1.                    
2.                    
3.                    
С точки зрения в-ва, материядискретна. Непрерывным видом материи явл. поле.
6. Основные концепциипространства и время. Фил. Смысл СТО и ОТО.
Философами выдвигалось дваосновных подхода:
1. Субстанциональный:Пространство и время рассматривалось, как абсолютные независимые сущности,которые не зависят не от материи, не от друг друга.
Представители: Демокрит, Эпикур, Ньютон, Платон.
2.Реляционный: Аристотель, Лейбниц, Гегель – воспринимали время и пространствокак отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.
В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки)является реляционная теория, исходя из которой:
§Время –форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальныхобъектов и последовательность изменений данных объектов в процессе их развития.
§Пространство- форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру,взаимодействие элементов внутри материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой.
То, что совершается впространстве, одновременно соверщается и во времени,а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Теория относительности, открытая в середине 20 века АльбертомЭйнштейном:
1.                    
2.                    св-в от хар-ра движения ивзаимодействия системы.
3.                    
Св-вопространства:
1.                    
2.                    
3.                    
4.                    
5.                    изотропность
Сво-вовремя:
1.                    
2.                    
3.                    
4.                    
7. Проблема развития в философии(метафизика, диалектика, синергетика)
Развитие – это особый типдвижения, который характеризуется необратимостью, направленностью изменений ивозникновением качественно нового состояния.
1. Метафизика
А) Учение о сверхчувственныхначалах бытия и познания
Б) Синоним философии
В) Антидиалетика
Метафизический метод предполагаетразложение природы на несколько частей и изучение частей в отдельности неучитывая изменения и развития.
2. Диалектика
А) Учение о наиболее общихзакономерностях развития природы, общества, познания.
Б) Философский метод
Исторические формы диалектики:
1) Античная (стихийная)диалектика
Диалектика у Сократа, вести спор.Гераклит, диалектика – учение о связи и развития. Источник развития – борьба.
2) Немецкая классическая(идеалистическая) диалектика. Фихте, Шелен, Гегель.
Структура диалектики:
1.                    
2.                    
Законы: 1. Единство и борьбапротивоположностей
2.                    
3.                    
3) Марксистская или материалестическая
В основе лежит материальныйфактор. Развитие производительных сил.
3. Синергетика (1973) –это междисциплинарное направление исследований, концепции самоорганизации.Нелинейная диалектика.
Система – это совокупностьэлементов, которая находится в определенном отношение и связях между собой.
Открытие системы означает наличиев ней входов или источников и выходов, обмена веществом или информации с окруж.средой.
Становление системы происходитчерез точку бифуркации (разветвления, развилки).
Аттрактор – это будущееустойчивое состояние системы, к которым она направляется.
В природных системах выборосуществляется стихийно, а в обществ он зависит от субъективного фактора.
Важную роль в открытых нелинейныхсистемах играет случайность.
8.Основные исторические концепции сознания.
Сознание–особоесостояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладаетсознанием, наделен душевными страданиями.
В античной философии понятие сознания еще не было. Было слово душа.В античности появилось две трактовки сознания. Одно из них линия Демокрита (Все состоит из атомов => душа тоже состоит изатомов => она материальна => она смертна); и линия Платона (Душапосредница м/у идеями и вещами, т.к. она посредница => она бессмертна, покав теле -> она в мире вещей, как только покидает тело -> она в мире идей).
Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание- нетолько знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение:Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознаниючеловек понимает свою разорванность междуматериальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояниенастоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной–нет, там нетвремени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести синтуицией.
Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, ачеловек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бывозможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точкуотсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Новоговремени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека.Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.
XX век.Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытиеопределяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни.Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества.Индивидуальное сознание детерминировано.
Маркс показал половину правды. Фрейд–определялсознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трехчастей: «Я»–эго, суперэго, оно. Различие подходовМаркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывалсознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическимии биологическими потребностями человека.
Маркс: «Человек должен осознатьсебя представителем того или иного класса».
Фрейд: «Необходимо осознатьинстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным(психоанализ)».      
Вывод:
1.           
2.           
9. Основные модели структуры сознания. Классическая и холотропная модели сознания.
10. Версии происхождения сознания и их критика.
1. Теологическая или креационная.
2. Космическая. Сознание явл. космическим образованием и принесено на землю с другихпланет.
3. Эволюционная. Сознание явл. эволюцией форм жизни на земле.
11. Сознание как отражение. Связь сознания с мозгом и речью.
Отражение–основнаяфункция материи(след, информация, материя). Каждая вещь- эхо и зеркало Вселенной(деревоотражает природные процессы). Уровни отражения:
¬ 
¬ 
¬ 
В чем отличие психическойдеятельности животных от деятельности людей?
Животные. Заданы алгоритмы поведения, построения новых формповедения, свобода деятельности животного ограничена.
Человек. Сам создает алгоритмы поведения, которые непередаются генетическим путем.
Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когдалюди стали отличаться от животных с возникновением второй сигнальной системы.Слово–сигнал сигнала. Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысльформируется. Однако, существует мышление вне языка.
12. Предмет теории познания. Проблема познаваемости мира. Соотношениезнания и веры. 
Теория познания(гносеология).
Эпистемология – теория научногопознания в англоязычных традициях.
Предметом изучение познания явл.:
1.                    
2.                    
3.                    
4.                    
5.                    
Знание — любая познавательно — значимая информация.
Познание — процесс полученияинформирования знания.
Понимание связано с постижениемсмысла через другое знание.
Интерпретация – этосамостоятельное постижение смысла через текст.
Понятия субъекта и объекта.
Субъект – это активное начало впознавательном процессе (личность, группы людей).
Объект – это часть реальностиоказавшаяся в фокусе внимания субъекта.
Проблема познаваемости мира
В философии сложились несколькоконцепций:
1) Гносеология оптимизм. Решаетпроблему познания мира позитивно.
Нет в мире объекта, который был бы неподвластен человеческому познанию(начало–НовоеВремя). В н.в. он терпит удар со стороны теоретической физики, астрофизики,неформальной логики и т.д.
Познание всегда включено в общий контекстжизнедеятельности человека. Изолированное познание–абстрактное понятие.
(Марксистская традиция, Бэкон,Декарт, Гегель, Лейбниц)
2) Гносеологический пессимизм. Онвключает в себя Скепсис и Агностицизм.
            2.1)Скепсис -сомнения–необходимый элементпознавательной деятельности. В Древней Греции–Пиррон, Корниад–впервыевысказали сомнения о том, что человек может получить объективные знания.Скептицизм не отрицает возможности познания, он сомневается в качествеконечного продукта познания(в темноте не разобрать какие камни мы взяли–простоестекло или драгоценности).
(Эмпирик, Монтень, Паскаль)
            2.2)Агностицизм: 1) Философскоенаправление, которое считает, что объективный мир не познаваем. Представители:Юм и Кант.
2) Термин введен в 1859г. дляобозначения неверия ученого в существования тех сущностей, которые нам в опытене даны.
Соотношение
В средневековой философии вопроссоотношения веры и знания являлся основной гносеологической проблемой.Христианство исходило и исходит из того, что вся истина дана Богом в Священномписании. Однако, Писание требует правильного прочтения. Использование знаниядля дела веры было необходимо и для обращения в христианство людей неверующих.Для них была необходима аргументация. Причем аргументация, опирающаяся наразум, на его рациональные принципы. Именно такие принципы и были найдены вплатоновской и аристотелевской философии.
13. Основные уровни познавательного процесса и их соотношение.
Структурные компоненты познавательного процесса.
1. Чувственное познание. Реализуется с помощью основных трехформ чувственного отражения:
А) Ощущение
Б) Восприятие – отражение предметов
В) Представление – обобщенный чувственно наглядный образпредмета, которые когда-либо воздействовал на органы чувств человека, и затемвосстановлен по памяти.
2. Рациональное познание. Мышление осуществляется в 3-члогических формах:
А) Понятие — элементарная форма мысли в которой фиксируетсяобщий и существенные признаки предмета.
Б) Суждение – выражение связи м/у предметами и явлениямидействительности. Форма мысли в которой с помощью связи понятий, что-либоутверждается, что-либо отрицается.
В) умозаключение – рассуждение на основе понятий и суждений,в ходе которой выводится новое суждение.
3. Иррациональное познание
Интуиция – это прямое постижение истины без предварительногологического док-ва, когда промежуточное звенья варгументации отсутствует.
Св-ва: внезапность инепосредственность.
Уровни научного познания:
1.                    явл. научныефакты и эмпирические законы.
2.                     Теоретический уровень. Теория – это мысленнаяконструкция объекта эмпирического. Это абстракция, логическая модель объекта.Содержанием явл. научные категории, законы, понятия.
Проблемагносеологического фундаментализма.
Фундамент – основа истинности знаний.
1.                    
2.                    
3.                    
14. Основныеконцепции, свойства и критерии истины.
Аристотель–авторклассической концепции истины: Сущность истины как соответствие знания обобъекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина — какотношение, а не как самостоятельная сущность.
Истинна(классическое определение), корреспондентская истинна (теория соответствия) –это соответствие знаний действительности.
Истина (неклассическое определение):
А)  Прагматическая концепция истины(прагма–действие)–знание, с помощью которого можно добитьсяпоставленных результатов. (Пирс, Джеймс)
Б) Конвенции(Рассел):«Истинно то, что принято считать истиной»(договорная).
В) Когерентная истинна. Истинна –это взаимное соответствие высказываниям. Согласованность теории с более общейсистемой знания. 
Классическиистина может быть только одна. Истина–понятие однозначное. Истина объективноможет быть разнообразна.
Истина-не результат, а Истина–процесс.
Проблема критерия истины–доконца не разрешена. Критерии истины делятся на внешние и внутренние.
Внешние. Истинностьзнания, теории. Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этойтеории–на практике. Но практика–не достаточный критерий истинности. Некоторыетеории практически проверить просто нельзя(измерить расстояние от Земли доСолнца), и практика сама постоянно меняется. Что было прежде истинно, теперьложно. Если внешних критериев недостаточно, то мы говорим овторичных–внутренних критериях.
Внутренние. 1. Критерий логики: по свойству непротиворечивости(изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории,не имея знаний в данной области). 2. Эстетический критерий. 3.Экономностимыслей. 4. Симметричности. 5. Научной рациональности.
15. Образы науки (классический,неклассический, постнеклассический)
Образынауки – это то представление, которое складывается в определенную эпоху.
1. Классический образ (17-19вв.)
Квантоваямеханика
А) Наукапознает сущность явлений и имеет дело со всеобщим и необходимым.
Б) Жесткийсубъект – объектная демокрация.
В) изнаучного описания исключается субъект и поисковый фон (те средства, которыесопутствуют познавательной деятельности)
Г) Идеаломпостроения знания – математика.
Д)Абсолютизация научного метода
Е)Характерен лапласовский детерминизм. Предлагалосьсоздание конечных исследований.
2. Неклассический образ (квантоваямеханика, теория относительности) первая половина 20в.
А) Цельюнауки явл. не открытие абсолютной истинности, акоординирование многообразного опыта.
Б)Невозможно провести четкую границу м/у субъектом и объектом.
В) Индотерменистская или вероятностное описание мира.
Г) Научныезаконы имеют статическую основу.
3. Постнеклассический образ характерен для современногосостоянии науки. Сформулирован синергетикой. Синергетика – теория, изучающаясложные нелинейные динамические системы.
А)Преодолевается противоположность субъекта и объекта.
Б)Гуманистические ориентиры (экологическая, нравственная экспертиза)
В) Формаобщественной деятельности – междисциплинарная (сближение естественных,технологических и социальных наук)
Г) Возрастаниероли информационной технологии
Д)Характерен методологический плюрализм
Е) Комплексныйкритерий истинной. Ядро современной науки явл.принципы нелинейности и нестабильности.
16. Соотношение науки и вненаучныхформ познания. 
Ненаучноезнание распадается на ряд разновидностей:
1.                    
2.                    предпосылочная база научного знания
3.                    паранаучное знание –(«пара» — около) занимается поиском тайных сил и отношений, которые скрываютсяза обыденными природными процессами.
4.                    Псевдонаука(лженаука). Признаки: а)нетерпимость к опровергающим доводам.                   б) сознательная  эксплуатация предрассудков, домыслов, надеждна чудо.
5.                    Девиантская наука –это наука, которая разрабатывает концепции, несовместимые, или не полностьюсовместимые с господствующей парадигмой и стандартами научно исследовательскихпрограмм.
17. Понятие научного метода. Типологияметодов.
По своей природе философские определения являются определениями сразмытыми краями. То что понятно–наука, а то что непонятно–философия.
У философии 2 основные функции:мировоззренческая и методологическая
Сейчас больший удельный вес внашей философии уделяется методологии. Методология- наука, которая изучаетметоды.
Метод- это определенным образомупорядоченная деятельность. Метод–это алгоритм.
Философский метод отличаетсянеоднозначной заданностью. В философском методеобязательно есть определенная совокупность операций, а в некоторых случаях иопределенная последовательность. Методология важна в том плане, что онапозволяет посмотреть на знание как на процесс. Лейбниц: «Важнее знания оботкрытии может быть знание о том, как это открытие было сделано.»
Метод=знание,теория= знание, метод¹теория
Теория- это движение мысли поструктуре объекта. Метод- это движение мысли по структуре теории. Декарт:«Метод-этодорожка, которую проходят дважды». Решаем 1 задачу. Поставив вторую задачу,обращаемся к решению 1-ой задачи, после ее решения говорим, что владеем методомрешения данных задач.
Существует 2 вида методов:
1.Общенаучные или философскиеметоды
2.Методы конкретных наук.
 Представления каждой науки требуют, чтобы укаждой науки была методология, но это методика, так как методология не умещаетсяв рамках одной науки.
Каждая наука пользуется своимнабором методов. Методы конкретных наук–это методы решения задач в конкретныхдисциплинах.
Философский метод- это методпригодный, необходимый в различных областях науки.
Гегель разработал законыдиалектики, эти законы имеют высокую ценность в методологическом плане. Этосвязано с теми проблемами, которые в конце18 начале 19 веков волновалиматематиков: проблема бесконечно малых величин, которые могли существовать впроцессе своего уничтожения.
Диалектика- наука об уничтожениивещей(пример, как метод конкретной науки мог быть применим в методологическомплане).
Уровни методологии:
1.                    
2.                    абстрогирование,дедукция, индукция, анализ, синтоз, аналогия)
3.                    
4.                    
5.                    
18. Структура общественных отношений.
Макс Веберназвал соц.институты – фабриками по производству соц.связей.
Соц.институты- это установления, которое имеет: 1) рационализируемую цель,  2) организационную структуру, 3) нормативноесопровождение.
Специфика об-венных отношений в отличии от межличностных в том, чтоони всегда институциализированные, т.е. историческисложились, надындивидуальны, без альтернативнанаправляют взаимодействие людей.
О. о.-  отношения  между  людьми, устанавливающиеся  в  процессе их
совместнойпрактической и духовной деятельности, делятся на  материальные и
идеологические.    Производство   материальных   благ  составляет    основу
существованияи развития человеческого  общества.  Поэтому из  всех  О.  о.
важнейшими  являются производственные,  которые  определяют характер  всех
остальных — политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.
      Связи людей,  складывающиеся  между ними  в  процессе производства,
образуютсложную структурно — функциональную и иерархически -  соподчиненную
систему;эта система и образует собою  то,  что называют  производственными
отношениями.Она охватывает и  отношения к средствампроизводства,  то  есть
формусобственности, и связи между людьми в процессе обмена,  распределения
и  потребления создаваемых  благ,  и отношения  людей,  обусловленные   их
производственнойспециализацией, и отношения сотрудничества и  соподчинения
-   управленческие    отношения.    Охарактеризовав    в   целом    систему
производственныхотношений, выделим основные ее элементы.  Главным  из  них
являютсяэкономические отношения,  основу  которых составляют  отношения  к
средствампроизводства.
      Во всяком обществе  на  определенном этапе  его  развития неизбежно
возникаютполитические отношения, складываются и функционируют  политические
организации,формируются политические идеи и теории. Политика  есть особого
родадеятельность, регулирующая отношения членов общества,  объединенных  в
различныесоциальные  группы  и классы,  с  целью сохранения  определенной
общественнойструктуры  и  организации, а  также  с целью  ее  дальнейшего
развитияи  совершенствования  в интересах  как  правящего класса,  так  и
общества  в целом.  В  политике находят


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование влияния конструктивного выполнения проволочных резисторов на величину их паразитной ёмкости
Реферат Охрана труда при работе на компьютере 2
Реферат Организация и педагогическая деятельность дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения
Реферат Аннотация к изобретению
Реферат Ассортимент, условия хранения и показатели качества круп, молочных продуктов
Реферат 1733 год
Реферат Британский истеблишмент и правые радикалы в 30-е годы XX века
Реферат Электронные платежные технологии
Реферат Сравнение как метод анализа. Виды и уровни сравнительных исследований
Реферат Денежная система понятие и структура 2
Реферат Хронический холецистит осложненный желчекаменной болезнью
Реферат Актуальна потому, что дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов. Причем при современной структуре Российского баланса любого предприятия она имеет место
Реферат Кубинская революция
Реферат Правовое регулирование усыновления удочерения детей по семейному законодательству Российской Фед
Реферат Философский и психолингвистический взгляд на проблемы языка и речи и на проблемы создания активной и пассивной грамматики