Реферат по предмету "Философия"


Философия рационализма и экзистенциализма

ИСТОРИЯФИЛОСОФИИ
Заочноеотделение при Богословском факультете
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА(вариант 3)
Ф.И.О. студента
Резванова ЕленаВладимировна
ЦДОКемерово

План
1. Рационализм в философии Новоговремени
2. Отношение Гегеля к предшествующейфилософии
3. Современный экзистенциализм и егоосновные представители

1.Рационализм в философии Нового времени
Зачаткирационализма можно обнаружить в философских системах еще Древнего мира.«Исторически первой формой рационализма стала античная натурфилософия».[1]Истоки рационализма можно увидеть в трудах Парменида, Сократа, Платона иАристотеля.
ВXVII-XVIIIвв. под влиянием развития математики и естествознания работы философов Декарта,Спинозы, Лейбница сформировали систему рационализма, который представляет собой«целостную гносеологическую концепцию, противостоящую эмпиризму и сенсуализму,провозглашающую разум в качестве главной формы и источника познания».[2]В эпоху рационализма возникает новое понятие науки, которое отождествлялось сматематикой и естественными науками вообще. «Научным» с этого времени называютто, что может быть представлено, изображено с помощью математического иестественнонаучного языка».[3]
Сторонникирационализма «были убеждены, что только разум является источником научногознания, выступая одновременно и критерием его истинности. При этом сам разум(или рациональность) трактовался ими в качестве особой, универсальной, всеобщейи необходимой логической системы, данной в виде неких правил, определяющих нашуспособность познавать мир и создавать достоверные знания».[4]Эта способность представлялась рационалистам как врожденная.
XVII,названный «веком гениев», был «веком, в котором начинался культ разума, когдачеловек открывал перед собой безбрежность научного познания, когда…мыслилось,что разум может все, что человек, открывая при помощи своего мышления законыприроды и собственной мысли, может познавать весь мир».[5]
Рационализмстановится методом мышления в эпоху Просвещения. «Он верит в неограниченнуюсилу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвуетнад всем существующим…Рационализм предоставляет разуму право на неограниченноегосподство; против разума нельзя уже аппелировать ни к какой высшей инстанции».[6]
ВXVIII в. Кант попыталсяразрешить спор рационалистов и сенсуалистов по вопросу о происхождении исущности наших знаний Кант не принял учения о божественном источнике врожденныхидей и считал априорной исключительно форму, но не само содержание знаний».[7]По мнению Канта, знания происходят всецело из опыта. Последователями Канта –Фихте и Гегелем были закреплены эти положения философа. Слова Гегеля: «Кторазумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно…» — можно назватьключевой фразой рационализма.
2.Отношение Гегеля к предшествующей философии
Гегельявляется одним из наиболее сложных философов за всю историю мировой философии.[8]Эта сложность в изучении гегелевской философии возникает из-за языка, которымон излагает свои положения. Гегель пытался построить такую философскую систему,которая включала бы в себя всё.
СамГегель в своих трудах указывал, что философскую систему можно развивать сразных точек и разных понятий.
Всвоей «Энциклопедии философских наук» Гегель показывает «отличие своейфилософии от предыдущих философских систем, прежде всего философии Канта, Фихтеи Шеллинга».[9]
Всвоем труде «Лекции по Истории философии» философ «указывает, что его философиясовершенна и является абсолютно истинной, но не противопоставляет своюфилософию предыдущим философским учениям, показывая, что все эти философскиесистемы и точки зрения в той или иной мере подходили к истине. Они отражалиодну или другую сторону объективности».[10] Сам Гегель пишет «Историяфилософии показывает, во-первых, что кажущиеся различными философские ученияпредставляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития;во-вторых, что особы принципы, каждый из которых лежит в основании однойкакой-либо системы, суть лишь ответвления одного и того же целого».[11]Как оценивает себя сам Гегель «его заслуга состояла в том, что он увиделодносторонность предыдущих философий и соединил в своей философии все этипротивоположности», решив противоречия в своей системе.[12]Гегель считал, что вся предшествующая философия является лишь подготовкой кразработке его собственной системы.
Всвоих «Лекциях..»философ показывает, что предшествующие философы «сами того незная, шли к тому, чтобы философия достигла объективной истины в гегелевскойфилософии».[13]
3.Современный экзистенциализм и его основные представители
Экзистенциализм— это целое течение, направление в философии, «которое даже сложно назватьшколой»[14]. Возник экзистенциализмв 20—30-е годы XX столетия одновременно в разных странах — во Франции, Германии,также представители экзистенциализма есть и в России, Испании, Италии. Один изклассиков экзистенциализма, Жан-Поль Сартр в своей работе «Экзистенциализм —это гуманизм» провел классификацию всех философов-экзистенциалистов, с которойне согласились другие философы этого направления. Но тем не менее классификацияСартра получила признание, так как она оказалась способной ответить нанекоторые вопросы.[15] Экзистенциализм разделяетсяна религиозный и атеистический. «К атеистическим философам-экзистенциалистамотносятся прежде всего Мартин Хайдеггер (1889—1976), Жан-Поль Сартр (1905—1980),Альбер Камю (1913—1960) и Морис Мерло-Понти (1908—1961). К представителямрелигиозного крыла экзистенциализма относят прежде всего Карла Ясперса(1883—1969) и Габриеля Марселя (1889—1973)».[16] В экзистенциалистскомключе написаны работы 10-х годов XXвека философов Николая Бердяева (1874-1948) и Льва Шестова (1866-1938). Испанскиепредставители экзистенциализма — Мигель де Унамуно (1864—1936) и Ортега-и-Гасет(1883—1955). Наиболее видным представителем экзистенциализма в Италии являетсяНикколо Аббаньяно (1901—1977). «Экзистенциализм как философия имеет достаточнобогатое прошлое».[17] Наиболее популярнымэкзистенциализм был в Европе начиная с конца 20-х годов до начала 60-х. Затемнаблюдается упадок этого направления философии. Сами экзистенциалистыуказывали, что на их творчество в первую очередь повлияли работы ФедораМихайловича Достоевского. Среди предтеч направления экзистенциализма в первуюочередь нужно отметить Сёрена Кьеркегора, но также повлияла и феноменологияГуссерля, и философия жизни Фридриха Ницше и Анри Бергсона. Однако следуетразличать философов-экзистенциалистов и философов экзистенциальных. Первые –представители течения, вторые (Паскаль, Кьеркегор или Достоевский) — «это темыслители, которые прежде всего переживали проблемы человеческого бытия, искалиответа на вопрос не о сущности бытия, а о сущности человека».[18]Экзистенциализм – философия человека, философия личности. Задачей этогонаправления является поиск смысла жизни человека. Главным положениемнаправления экзистенциализма является то, что «наука не может познать человека,человек ускользает от научного познания, рассудочного, расписанного по полочкамили сведенного к математическим формулам. Человек гораздо шире, онпарадоксален, противоречив, и самое главное — он свободен».[19]Ошибочно сводить всего человека к разуму.
Хайдеггерсчитает, что «философия экзистенциализма — это истинно гуманистическаяфилософия, потому что, даже разрешая чисто онтологические проблемы, она всегдаисследует прежде всего человека…Человек есть сущее, бытие которого какэк-зистенции состоит в том, что это сущее проживает в близости с бытием».[20]Человек есть некоторое сущее, можно рассматривать его как животное, как предмет,как материальное образование, но это сущее, через которое просвечивает бытие. «То,что Хайдеггер понимает под «бытием», Ясперс называет словом Бог. Поэтомуатеистический экзистенциализм Хайдеггера очень близок с религиозным экзистенциализмом.»[21]Сартр последовательно настаивает на атеистическом экзистенциализме иутверждает, что «экзистенциализм — это философия, которая делает все выводы изатеизма: что человек заброшен в бытии, человек существует только в бытии,поэтому бытие существует только через человека, и все что угодно, даже Бог иангелы все равно есть сущее, существующее для человека. А человек есть дыра вбытии, он просвечивает в бытии и всё. Поэтому человек всегда одинок в этоммире. Человек обречен быть одиноким. Он вырван из бытия, и эта его вырванностьпроявляется как свобода человека. Поэтому человек, по выражению Сартра, обреченбыть свободным».[22]
ГабриельМарсель и Карл Ясперс – представители философии религиозного направленияэкзистенциализма. Марсель предпочитал называть свое учение не экзистенциализмом,а «христианским сократизмом». По его мнению, человека нельзя рассматривать каквещь, между людьми не должно быть вещных отношений отношение человека к другомучеловеку должно быть как к такому же субъекту. Таким образом стирается границамежду субъектом и объектом. «Само бытие, единое, в котором не расчленено я ине-я, субъект и объект, существует, поскольку существует Бог. И такомучеловеку, который преодолел субъект-объектные отношения … дается откровение…Боготкрывает Себя именно как некое Бытие, в котором не существует никакихпротивоположностей, и это бытие просвечивает сквозь экзистенцию человека».[23]
«Философствованиедля Ясперса — это не учение, каким является философия. Ясперс говорит, чтофилософия уже исчерпала себя… Все возможные философские системы уже созданы, иглавная задача философов состоит теперь в том, чтобы этот метод, разработанныйфилософией, использовать для самопознания».[24]

Список используемойлитературы
1.  Новейший философский словарь. –Минск, Научное издательство, 1999. Ihtik@ufacom.ru.
2.  История философии. Энциклопедия. –Минск, «Интерпрессервис», 2002.
3.  Философский энциклопедическийсловарь. Ihtik@ufacom.ru.
4.  Лега В.П. Лекции по историифилософии. Часть II. – Москва,ПСТБИ, 1999.
5.  Хрестоматия по философии. Учебноепособие для ВУЗов / под ред. проф. Кохановского В.П., проф. Яковлева В.П. –Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.