Вступление.
Огромное место занималафилософия в культурном обиходе Римской империи. Она должна была как бы заменитьту “древнюю доблесть”, которая считалась достоянием исконного нравственногоуклада, но которая, по общему признанью, могла сохраниться лишь прибезвозвратно утраченной простоте и элементарности жизни. Философиипредназначалось руководство нравственной жизнью отдельного человека и целогообщества; с другой стороны, она выполняла как бы функции религии, самаотделяясь от последней все менее и менее явственной чертой. Поскольку религияпродолжала охранять и освящать данный государственный порядок, онасосредоточивалась в культе императоров — здесь рядом с личным облаготворением,имевшим столько образцов в греческом мире, содержался апофеоз государства. Запределом этого политического исповеданья оставалась область возрастающегорелигиозного синкретизма: греко-римский пантеон постоянно заслонялся восточнымиобразами, и культ населения империи, начиная с Рима, как нельзя более отражалее этнографическую и культурную пестроту.
Эпиктет был стоиком.Следовательно, для понимания его философии необходимо иметь некотороепредставление о стоическом учении. СТОИЦИЗМ [от греч. stoa портик (галерея сколоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма)], направлениеантичной философии. Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э. ) Зенон из Китиона, Клеанф,Хрисипп; Средняя Стоя (2-1 вв. до н. э. ) Панеций и Посидоний(стоическийплатонизм); Поздняя Стоя(1-2 вв. ) римский стоицизм Сенека, Эпиктет, МаркАврелий. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне-логосе; мир живой организм,пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую симпатию всехвещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкостиматерии; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламененияи очищения космоса. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя ихпрезрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастиюприроды (апатия) и любить свой рок. Все люди граждане космоса как мировогогосударства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мировогозакона всех людей свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этикастоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.Стоицизм был одной из ведущих философских школ эллинистического и римскогопериодов. Хотя его предтечами были ранние философы — особенно Гераклит иСократ, — как отдельное философское течение он сформировался около 300 г. до н.э., когда в Афины прибыл с Кипра Зенон (ок. 336 — 264 гг. до н. э. ) и началучить в Стое, или крытой рыночной площади.
Зенон и его преемники развилицелостную философскую систему, включившую в себя эпистемологию, метафизику,логику, этику, политическую философию религии. Сердцевиной этой системы былметафизический материализм, который, не будучи столь интеллектуально изощрен,как атомизм Демокрита, все же позволил стоикам описывать вселенную как чистоприродную целостность, функционирующую сообразно закону, и тем самым найтионтологическую нишу для Бога. Хотя с логической точки зрения такое сочетаниебыло не слишком жизнеспособно, оно предоставило стоикам структуру, вокругкоторой строилась вся стоическая философия.
Стоицизм пришел в Рим вскорепосле того, как в середине второго века до н. э. римское оружие покорилоГрецию. В период ранней империи он играл ведущую роль в умственной жизни Рима.Двумя важнейшими римскими стоиками стали император Марк Аврелий (121 — 180 гг.н. э. ) и раб Эпиктет (ок. 50 — ок. 125 гг. н. э. ).
Стоики не смотря на целый рядсвоих созвучных христианству идей, оставались язычниками, например МаркАврелий, хотя и “по долгу службы”, все-таки и организовал гонение на христиан.Но это родство не следует и игнорировать. И может быть, самое глубокое родствомежду стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельныхмыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором историястоицизма закончилась и история христианства началась.
Переворот, совершенный стоикамив философии, можно назвать, если воспользоваться современным термином,“экзистенциальным”: чем безразличнее становился стоический мудрец к окружающемуего миру (в том числе и к социальному), тем сильнее он проникал в сокровенныеглубины собственного Я, обнаруживая в своей личности целую вселенную, ранеесовершенно ему неведомую и недоступную. В “Размышлениях” Марка Аврелиядостигнута, по-видимому, предельная глубина самосознания и восповедальности,доступные античному человеку. Без этого открытия “внутреннего мира” человека(“внутреннего человека”, по терминологии Нового Завета), совершенного стоиками,едва ли была бы возможна победа христианства. Поэтому римский стоицизм можноназвать “подготовительной школой” христианства, а самих стоиков “искателямиБога ”.
Биография
Давно замечено, подчеркнуто исопровождено восклицаниями, что два лучших представителя одной философскойшколы — император и раб. Впрочем, это, наверное, естественно: им на своихкрайних полюсах всего труднее!
Восемнадцать веков — этомного. Биография раба едва известна: жизнь императора — чуть больше. И все жекое-что узнаем из сочинений.
Эпиктет — рабская кличка,букв. — “Прикупленный”. Родился в городе Хиераполисе. Каким-то образом Эпиктеточутился в Риме и здесь был “прикуплен” могущественным императорскимвольноотпущенником секретарем Нерона Эпафродитом. Эпафродит, сам бывший раб,отличался особенной жестокостью по отношению к своим рабам. Однажды в припадкегнева он стал избивать Эпиктета. “Ты мне сломаешь ногу”, — невозмутимо заметилему Эпиктет. Тогда Эпафродит ударил его так сильно, что кость действительнопереломилась. “Разве я не говорил тебе, что ты ее сломаешь”, — невозмутимозаметил ему Эпиктет. Возможно, это всего лишь легенда, и все же этот случайпрекрасно объясняет тот смысл, какой вкладывал Эпиктет в слова, ставшие девизомвсей его жизни: “Терпи и воздерживайся”.
Известно, что в Риме Эпиктетизучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа. Когда и кем былосвобожден Эпиктет, неизвестно, но в 94 г. он, будучи уже вольноотпущенником,вместе с другими философами был выслан из Рима по приказу императора Домициана.Эпиктет удалился в Эпир и здесь в городе Никополисе открыл собственнуюфилософскую школу, где проповедовал стоическую мораль в беседах и уличныхспорах по примеру Сократа. Вернувшись в Рим при императоре Траяне, он быстроприобрел большую популярность. Слушать его приходили многие знатные римляне, втом числе и сенатор Флавий Арриан (ок. 95-175 гг. ), автор истории походовАлександра Макелонского. Именно он и записал философские беседы Эпиктета,который сам ничего не писал.
Умер Эпиктет в глубокойстарости (ок. 140 г. ), успев завоевать и громкую славу, и покровительствоимператора Адриана, но не изменив своим стоическим убеждениям и киническомуобразу жизни, т. е. в той крайней бедности, в какой он и провел всю свою жизнь.На могиле его было начертано: “Раб Эпиктет, хромой и бедный как Ир, другбессмертных”.
После Эпиктета остались его“Беседы”, записанные Аррианом (в 8 книжках, из которых до нас дошло лишь 4), и“Руководство”, от которого уцелели лишь фрагменты (благодаря “Комментарию наРуководство Эпиктета” Симпликия). Афоризмы Эпиктета сохранились в сочиненияхМарка Аврелия, Максима Тирского. Некоторые сведения о нем сообщают Авл Геллий,Лукиан, Ориген. Последний, в частности, пишет, что в его время христиане оченьусердно занимались изучением Эпиктета.
В России из трех римскихстоиков Эпиктет наименее известен: его сравнительно поздно стали переводить ииздавать, а научный перевод его “Бесед”, выполненный Г. А. Тароняном, появилсялишь в наше время (в журнале “Вестник древней истории”. 1975. №2-4;1976. №1-2).
Величайшим почитателем ипоклонником Эпиктета был Марк Аврелий, последний значительный римский стоик,философия которого может рассматриваться как последнее завершение античногостоицизма и одновременно его полный внутренний распад. Император и раб — братьяпо философии, но Эпиктет, в отличие от «младшего», все время в миру. Онзнает, как преодолеть повседневность, выйти из суеты, но чувствуется, что знаети разнообразные тяготы преодоления (часто это связано с его социальным уровнем:иногда же по формуле «не согрешишь — не покаешься — не спасешься»).
Философия Эпиктета.
Эпиктет видит в философии несвободную бескорыстную деятельность гордого, спокойного и бесстрастногомудреца, как это было у древних стоиков, а упование и надежду жалкого иотчаявшегося человека. Отсюда его известное сравнение философии с больницей:“Школа философа, люди, — это лечебница. Выходить оттуда должны, испытав неудовольствие, а боль”. Эпиктет нигде открыто не порывает с учениями старыхстоиков, но никакого внутреннего существенного значения эти стоические учениядля него не имеют.
Вся философия, которуюпроповедует Эпиктет, имеет ярко религиозный характер. Раздавленному,беспомощному, отчаявшемуся человеку остается только одна последняя надежда ипоследнее упование — на милость божию. Эпиктет, подобно старым стоикам,защищает веру в предсказания и вообще одобряет поклонение народным богам. Всяжизнь человека должна быть хвалой божеству, неустанно пекущемуся о людях.
Человеческий дух, по Эпиктету,родствен божеству, человек — это божественное существо, часть божества, отсюдавложено в него сознание нравственного долга, мирового гражданства, братскойлюбви ко всем и т. д. “Ты — сколок бога, ты содержишь в себе какую-то частицуего. Так почему же не ведаешь ты об этом своем родстве?” Эпиктет резко отделяетдух от тела: тело состоит из грязи, праха, оно подвластно внешнейнеобходимости, душа же свободна и подвластна лишь богу. “Человек — это душонка,обремененная трупом”.
Красоту Эпиктет понимает неиначе, как подражание природе. Природа — не просто хаос жизни, но в этом хаосевсегда ищется им иное назначение. Совершенно по природе то, что соответствуетсвоему назначению. А отсюда вытекает, во-первых, бесконечное разнообразиепрекрасных предметов, поскольку каждый предмет имеет свое собственноеназначение, а во-вторых, наиболее совершенным предметом является человек сосвоими высшими разумными способностями.
В философии Эпиктета — отзвукиулицы, рынка, страстей, ругани, нищеты. Он выше этого, но через это: он,например, посмеивается над согражданами, способными сбиться с пути из-закакой-нибудь девчонки.
Эпиктет, испытавшийпревратности судьбы, вплоть до рабства, считал, что главное — не нужно желатьтого, что заведомо неисполнимо, тогда мы не будем несчастливы. «По волеБога некоторые вещи — в нашей власти, другие — нет. Нам Он дал лучшее, прекраснейшее,благодаря чему Он сам блажен, — чувственное познание. Если им пользоватьсяразумно, оно принесет нам свободу, счастье, радость, твердость духа; оно жесоединяет в себе понятие о справедливости, законе и умеренности, вообще овсякой добродетели. Надо всем остальным Бог не дал нам власти. Мы должныпоэтому слушаться Бога и, зная, что кому принадлежит, всеми силами стремиться ктому, что в нашей власти, то же, что не зависит от нас, предоставлять на волюПровидения и, если от нас отнимут наших детей, лишат родины или жизни, — переносить все с веселым сердцем». «Одно находится в нашей власти,другое не находится. К тому, что непосредственно зависит от нас самих,относятся: наши мнения, желания, склонность, расположение, наконец, отвращение,короче — все то, что только зависит лично от нас самих и производится намисамими. Не в нашей власти находятся наше тело, наше имущество, слава,общественные должности, короче — все то, что не зависит непосредственно отнашей личной воли. Притом то, что зависит от нас и подлежит нашей воле, поприроде своей свободно и не может быть ничем стесняемо; те же вещи, которые неподлежат нашей воле, по существу своему слабы, ничтожны, зависимы от разныхслучайностей и могут быть от нас отняты».
Думаю, что если эта простая истинанами усвоена, мы никогда не пожнем бури на своем пути, хоть и, возможно,больших плодов тоже.
«Не забывай никогда того,что если ты будешь считать вещи, по
природе своей зависимые, засвободные, станешь считать чужое за свою собственность, то ты будешьнаталкиваться на разные неприятности, переносить печаль и беспокойство и вовсем этом будешь обвинять Бога и людей. Если же ты будешь считать своейсобственностью то, что действительно твое, а на чужое будешь смотреть, как напринадлежащее другому, то никто не будет тебе ни в чем препятствовать, мешать,не будешь ты никого ни обвинять, ни порицать, ничего не будешь делать противсвоего желания, никто не будет тебя оскорблять, и ты не будешь иметь врагов, — короче: ты не испытаешь ни вреда, ни удовольствия».
“Разница между человекомразумным и неразумным состоит в том, что неразумный человек постоянно волнуетсяи жалеет о том, что от него не зависит, например о своем ребенке, отце, брате,о своих делах, о своем имуществе. (… ) Человек уже много улучшил себя, еслипонял, что он должен обвинять только самого себя, когда не может справиться совсем тем, что с ним случается, то есть если понял, что все дело его — в том,как он сам поймет свои затруднения. Если он поймет их так, как следует, то ониперестанут быть для него затруднениями.
(… )Разумный человек можетво всем отыскать себе пользу. Нет такого случая, из которого он не мог быизвлечь для себя помощи в деле усовершенствования себя.
Разумный человек никогда ни начто не станет роптать, потому что он хорошо понимает, что настоящее горе нашепроисходит не от того, что случается с нами, а от того, что мы неразумно думаемо случившемся. Отстраним же эти неразумные мысли, и прекратится то, что мысчитали несчастием. ”
А вот другой и тоже мудрыйсовет Эпиктета, который нелишне вспомнить, когда, что называется, мы с трудомпереводим свой дух на развилке желаний:
«Когда ты захочешьчего-нибудь очень важного и для тебя полезного, то, чтобы достигнуть его,помни, что ты должен приняться за дело с полной готовностью, с полным стараниеми от какого-нибудь другого дела тебе придется или совсем отказаться илиоставить его на некоторое время. Но если задумаешь не только это что-либо длятебя важное, но захочешь в то же время быть богатым, да при этом еще ивластным, то, вероятно, ты не получишь богатства и не достигнешь власти, таккак ты в одно и то же время и к первому стремишься, и за второе хватаешься.Знай, впрочем, что при всех твоих стремлениях и успехах, ты вовсе не достигнешьтого, что составляет источник свободы и блаженства.
(… ) Помни всегда, чтосильное желание, домогательство обещают нам и подают надежду, что, может быть,мы достигнем того, чего добиваемся и желаем, тогда как нежелание, отвращениеобнадеживают, что с нами не случится того, чего мы стараемся избежать. Кто неполучает того, чего добивался и к чему стремился, — тот несчастлив, а с кемслучается то, чего он желал бы избежать — тот несчастлив вдвое. Посему, знай,что если ты захочешь удалять только те обстоятельства, которые в твоей власти,то с тобой, может быть, ничего не случится, чего бы ты не желал; но если тызахочешь избежать болезни, или бедности, или смерти, или вообще всего того, чтоне в твоей власти, то поверь, что ты будешь несчастлив”.
Так как же быть: отказаться отжеланий, но лишь от тех, что не в твоей власти. Впрочем, вернемся к Эпиктету — у него всегда к утверждению приложено доказательство:
“Нет такого крепкого издорового тела, которое никогда не болело бы; нет таких богатств, которые непропадали бы; нет такой высокой власти, под которую не подкапывались бы. Всеэто тленно и скоропреходяще, и человек, положивший жизнь свою во всем этом,всегда будет беспокоиться, бояться, огорчаться и страдать. Он никогда недостигнет того, чего желает, и впадет в то самое, чего хочет избегнуть.
Одна только душа человеческаябезопаснее всякой неприступной крепости. Почему же мы всячески стремимсяослабить эту нашу единственную твердыню? Почему занимаемся такими вещами,которые не могут доставить нам душевной радости, а не заботимся о том, что однотолько и может дать покой нашей душе? Мы все забываем, что если совесть нашачиста, то никто не может нам повредить и что только от нашего неразумия ижелания обладать внешними пустяками происходят всякие ссоры и вражды”.
“Итак, покорись навсегда тому,что не подлежит нашей власти, и желай всегда только того, что согласно ссущностью вещей, подлежит нашей воле. Не поддавайся прежде всего никакимстрастным увлечениям, ибо если ты пожелаешь то, исполнить чего не в состоянии,и будешь постоянно стремиться к тому, что не находится в твоей власти, товсегда ты будешь человеком несчастным, недовольным своим положением. В своемувлечении ты совершенно забудешь о тех вещах, которые находятся в твоей властии которые ты с честью для себя мог бы и желать, и исполнять. Руководствуйсяпоэтому всегда простым чувством желания и нежелания, но непременно с выбором иосмотрительностью”.
Заключение.
Кажется просто и не так ужсложно для усвоения: желания человека должны быть реальными и должны достигатьсяего собственными усилиями, независимо от того, чем владеют другие. И сегодня,как видим, стоицизм воспринимается как руководство к разумному образу жизни,учит сдержанности, самоограничению. Разве не отсюда черпают свои советысегодняшние психоаналитики? Иногда простое предложение своему пациенту снизитьуровень притязания или попытаться втолковать ему аксиому, что в жизни нетничего такого, чего бы следовало слишком желать, может помочь снять стресс,улучшить духовное здоровье.
Большинству людей в нашейстране подошла бы такая философия. Она, конечно, жизнь не меняет, но делаетпроще отношение к ней, что то же немало.