Реферат по предмету "Философия"


Философия (аспирантура ГУУ)

Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н.
К32 Философия: Учеб.пособие для вузов. — М.: ЗАО "Фин-статинформ", 1998. — 64 с.

©Государственный университет управления, 1998 © Оформление. ЗАО «Финстатинформ»,1998
ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Для того чтобы понятьсущность и своеобразие философии как типа мировоззрения, нужно остановиться прежде всего на анализе самого понятия «мировоззрение». Важно усвоить, чтомировоззрение есть совокупность обобщенных взглядов на окружающуюдействи­тельность, на мир в целом, выражение отношения человека к этому миру, к людям, к самому себе и к своему месту вмире.
Для философии, в отличие от других типовмировоззрения, ха­рактерна особая роль теории. Это целостная система знаний,взгля­дов, призванная решать вопросы осущности природы, общества, человека и его сознания. Ее ответы на глубочайшиевопросы окру­жающего мира и человеческой жизни логическинепротиворечивы, доказательны, основаны наданных науки.
Исторически первойформой мировоззрения была мифология, возникшая в период становления человеческогообщества. Ее харак­теризуетобразное, эмоциональное, целостное восприятие мира че­ловеком, в котором он как бы растворяется, сливается с природой.
В структуремифологического мировоззрения господствуют пред­ставления и образы, уподобляющиеприроду явлениям повседневной человеческой жизни. Мифологическое мышление незнает абстракт­ных понятий, внем отсутствует четкое различение необходимого и случайного, отдельного иобщего, человеческого и природного, ес­тественногои сверхъестественного, духовного и телесного, чисто умозрительного иреально существующего. Сознание людей в пер­вобытном обществе, по мнениюисследователей этого периода, но­силонедифференцированный, слитный, синкретический характер. Это был единый поток мифологических представленийо племенных божествах и сверхъестественных силах, зарождающихсянравствен­ных нормах, зачатках научныхзнаний.
Как и мифология,религия обращается к воображению человека и его чувствам, однако, в отличие от мифа, она не смешивает земноеи священное, а как бы удваивает мир — наземной и сверхприродный, божественный мир. Сложившимся мировым религиямприсущи пред­ставления о вечности, ценностное восприятие жизни, поиск еевыс­ших целей и смысла. В этом аспекте религиозные постулаты взаи­модействуют с философскими, а порой (например,этические) совпа­дают при общихмировоззренческих различиях.
Философия как мировоззрение охватываетфундаментальные ос­нования целостного мира,уделяя особое внимание человеку. Ее ин-
тересуютвечные вопросы: Какпроизошел человек? В чем сущность человека и смысл жизни? Что такое истина, добро, справедливость, красота? Что есть жизнь и смерть? Что такоебессмертие? Сущность философии в том, что она позволяет теоретически осмыслитьбытие, дает знания о всеобщих началах, связях, отношениях целостного и противоречивого мира, что она естьдуховно-ценностное постижение жизни человека. Она оперирует предельнообщими, всеобщими по­нятиями, называемымикатегориями, и осмысливает общечеловечес­кие духовные ценности, а потому и является всеобщей методологией научного познания и духовной культуры,социально-культурной, со­зидательнойдеятельности человека, межличностного общения.
Философскиекатегории, такие, как материя, сознание, движение, пространство, время,причинность, возможность, необходимость, свобода, идеал, действительность, находятся в основании любого рода деятельности. А такие философские понятия,как истина, пре­красное,добро, справедливость, мораль, нравственность, разум, воз­вышенное, героическое, гармония, творчество,культура, гуманизм, яв­ляются мировоззренческой основой культуры.
Предмет философии следует рассматриватькак круг проблем, раскрывающих основанияпознавательной, нравственной, художест­венной, практической деятельности, какосмысление сущности и со­держания высших ценностей, конечных целей человеческойжизни. Поэтому философия является учением о всеобщих формах бытия, мышления, ценностного отношения человека кдействительности.
Итак, в центре философии находитсятеоретически обобщенное рассмотрение мира в целом как всеобщей реальности, какединства природы, человека и общества. Современи И. Канта (1724—1804), представителя классической философии, главнымвопросом фило­софского мировоззрениягуманистической направленности является вопрос: Что есть человек? Это краткое выражение самой глубокой сущностифилософии конкретизируется им в трех вопросах: что я могу знать (вопросо возможностях разума и человеческого позна­ния)?Что я должен делать (вопрос о применении полученных знаний в практической деятельности, о нравственном долгеперед общест­вом, перед людьми и перед самим собой)? На что я могунадеяться (вопрос о духовных силах человека, осознавшего свое высокое при­звание,благородный смысл жизни, опирающегося на силу чистой совести, народныетрадиции, солидарность добрых людей, силу на­стоящейлюбви, крепость своего характера)? Заметим, что нами дана современная трактовка этих вопросов, отвечающаясодержанию представлений классикафилософской мысли, выдающегося гуманис­та.

В работе Ф. Энгельса«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) сформулированосновной вопрос фи-
•фии, суть которого состояла в выделении двухосновных начал
станций)существующего мира — материального и идеального, материи и сознания, духа. Главным былоопределение основопола­гающего значения одного из этих начал. Сегодняможно было бы употребить для выражения этой мысли термин «системообразующаяроль»субстанции. В зависимости от того, как философ решает этот основной вопрос:какое из этих начал он считает определяющим, фундаментальным, порождающим другое, т.е. первичным нача­лом, — все философы, по представлению Энгельса,делятся на два лагеря. Те, которыеутверждали, что дух, идеальное начало, суще­ствовал прежде природы, и, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира, составили идеалистическийлагерь. Те же, которые основным началом считали природу, материю, примкнули кразлич­ным школам материализма.
Позднее, в начале XXв., эти представления об основном вопросе философии и делениифилософов на два лагеря поддержал и поли­тизировал В.И. Ленин, связав этоделение с принципом партийности в философии и классовой борьбой в обществе,хотя в своих «Фило­софских тетрадях», конспектируя «Науку логики» Гегеля, онобога­тил представление об идеализме, отделил «глупый материализм»'односторонний, примитивный) от «умного материализма», носяще­го диалектическийхарактер. Затем эти представления были еще более идеологизированы,упрощены и многократно тиражированы в учебной литературе по философии в периодкульта личности И.В. Сталина, вплоть до XXсъезда КПСС (1956 г.), разоблачившего культ личности Сталина.После решений съезда в духовной культуре, в общественной науке начался этап освобождения марксистской мысли от догм и вульгарных искажений, этап еетворческого обнов­ления.
Что касаетсясодержания, самой сущности основного вопроса фи­лософии о первичности материиили сознания, то определенное ра­циональное понимание его в качестве критериядля первоначального разделения философских систем на два самых крупных родамиро­воззренческихвзглядов (идеализм или материализм) вполне право­мерно.
Заслуживает внимания и так называемая втораясторона основ­ного вопроса философии, оценивающая соотношение бытия и мыш-я(сознания) с точкизрения теории познания (гносеологии). Этот аспект основного вопросафилософии состоит в различении тех фи­лософов, которые стоят на позицияхвозможности и необходимости познания сущностивещей, явлений и процессов объективногомира:

природы, общества, человека (что касается человека, то приэтом признается возможность познания,понимания его субъективного мира,мира мыслей, чувств, идеальных стремлений, велений воли, результатовдуховной культуры в определенной мере). Процесс по­знания опирается на могущество практической деятельности, жиз­ненныйопыт, силу человеческого разума, на развивающиеся сред­ства науки, техники,технологии, информатики, на духовные сред­ства образования, воспитания исамовоспитания, на уроки истории, богатствокультурного наследия. Другие философы — агностики, или скептики, — отвергают возможность познаниясущности явлений окружающего мира и истинного понимания духовной жизничело­века.
На наш взгляд,необходимо внести коррективы в несколько уп­рощенную трактовку основного вопроса философии: расширить со­относимые начала (материю и сознание, материальноеи идеаль­ное) — если брать первуюсторону этого вопроса — до соотношения бытияи мышления(сознания). Бытие, как будет показано ниже, -это самая всеобщаяфилософская категория, включающая в себя все сферыреальности, все виды сущего: и природу, и общество, и чело­века (какцелостность), и его сознание (как сферу бытия). При этом нельзя смешивать первую и вторую стороны вопроса.Формула о соотношении всего бытия и мышления относится ко второй стороневопроса — о познании. Если ее употребить впервом аспекте, заменив материю бытием, то будет неясно, что первично, ачто вторично -бытие или сознание, часть илицелое, включающее в свою структуру эту часть как составляющуюкомпоненту. В первом аспекте основ­ного вопроса речь идет о выяснениимировоззренческого взгляда на соотношение и роль двух субстанций бытия: материии сознания, материального и идеального.
Во-вторых,некорректно абсолютизировать роль одной из суб­станций, в частности рольматериального по отношению к идеаль­ному, доходя до принижения роли идеального,так же как нельзя абсолютизировать роль духа по отношению к природе, к жизни и деятельности человека, доходя до забвениязначения материальных факторов, отношений,условий в генезисе и функционировании со­знания, роль идеальных стремлений.Необходимо понимать и учи­тыватьспецифичность границ преобладающей и определяющей роли каждой из этих субстанций, материального иидеального первоначал. Только такойподлинно диалектический подход к их взаимодейст­вию, раскрытие сложнойдиалектики объекта и субъекта, объектив­ного и субъективного в целостномединстве человеческого бытия и жизнедеятельностиотдельного человека позволяет правильно ре-

шить вопрос о границах первичности и вторичности, многоуровне-востии конкретной ситуативности взаимоотношения ивзаимосвязи материального и идеального. Здесь правильным и обоснованным яв­ляетсяучет многообразия этого взаимоотношения, его исторически меняющихся типов и форм. Развитие общественнойпрактики, куль­туры и науки ведет кдальнейшему изменению этих форм, выдвигает ьсеновые требования к уровню сознания, компетентности, управ­ленческому мастерству.
Абсолютизация материального, сводимого кобъектам, содержа­ния гносеологическогоподхода к миру приводит к недооценке че­ловека как субъекта познания икак субъекта деятельности, преоб­разующеймир, его этических характеристик, нравственных возмож­ностей и других духовно-практических и идеальныхсил.
В чем назначение философии и какова еезначимость для жизни общества и личности?
Ответ на этот вопрос заключен в содержаниитех функций, ко­торые призвана выполнятьфилософия по отношению к познаватель­ной, научной, социально-практической,культурной деятельности че­ловека, многообразных структур общества. Эти функциифилософии можно обозначить как собственно мировоззренческую, методологи­ческую,как теоретическое обоснование системы духовных ценнос­тей: нравственных, моральных (добра,справедливости, счастья, правды жизни) и борьбы с их антиподами —этическая функция; :^тетических,художественных (красоты, гармонии, возвышенного, героического) —эстетическая функция. Философия дает ответ на вопросы:что есть сущее и что есть должное? Как от должного перей­ти к сущему? Ипотому она выступает как основа стратегического программирования жизнедеятельности человека, формирования идеалов и жизненных планов личности, ее убежденийв системе ин­теллекта, чувств ихарактера.
Философия универсального, реального гуманизма помогает лич-лвыработать индивидуальный стиль жизненного поведения,взаимоотношений с другими людьми, черты настоящего интелли-тента, патриота и гражданина. Этот стиль опирается на авторитет разума,достижения научного познания, его доказательность, кри­тичность, антидогматизм. Ему присущи высокие нравственные ка­честваличности: ее честность, надежность, правдивость, самокри­тичность, навыки самовоспитания, здорового образажизни.
Философия является не толькотеоретическим самосознанием эпохи, она помогает также осмыслить гуманистическуюсущность турына всех этапах исторического становления человеческого общества.
Греческая философия не только открывалапервоосновы жизни всемирной, космической,но и стремилась к познанию человека. Это чрезвычайно важная проблема, наизучение которой необходимо об­ратить особое внимание. Именно Сократ познаниевещей решил на­чать с себя: «Познайсамого себя». Для него загадка природы имеет смысл прежде всего постольку, поскольку она есть загадка человека. Сократпервым осознал в качестве философской проблемы отноше­ние души и тела, смысла и цели человеческой жизни. По вопросу осущности человеческого совершенства он резко расходится с софис­тами,также пытавшимися выявить цели и задачи человека. Если Сократ считал,что человек погружен в мир природы и живет в ней, опираясь на представления о гармонии Вселенной, то софисты впер­вые обозначили границы особой сферыжизнедеятельности челове­ка — сферыкультуры. Протагору принадлежит знаменитый фило­софский девиз: «Человек есть мера всех вещей».
Особый интереспредставляют этические взгляды древнеримских философов-стоиков, эпикурейцев.Главный вопрос, который рас­сматривают стоики, — это определение места человекав Космосе. Их исходным представлением является убеждение, что законы бытиянеподвластны воле человека и он должен смириться с этим, соблюдая спокойствиедуха, стойко и мужественно воспринимая удары судьбы, преодолевая жизненные испытания.Эпикурейцы подчеркивали, что они не страшатся смерти: «Пока мы существуем, нетсмерти; когда смерть есть, нас более нет».Важно ценить жизнь как высшее на­слаждение. Результатом их этических поисковстановится образ муд­реца-философа,воплощающего в себе идеал достойной человека жизни, невозмутимости и глубины человеческого духа.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИВОЗРОЖДЕНИЯ
В средние векафилософская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания,господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику разных на­правлений это можно увидеть. Средневековое мышлениепо сути своей теоцентрично:реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог. Бог-творец дарит вещам бытие. Только вБоге бытие и сущность совпадают. Философия средневековья раз­ворачивается как размышления в области богословия ив основном
10

;::лчинена истолкованию божественного начала.Философия высту-
по сути, служанкой богословия.
Вся средневековаяфилософия делится на период патристики и период схоластики. Фактором, отделяющим патристикуот свобод-философскогоисследования, какимего знала античная фило-: я, становится идеяоткровения. Исходящее от Бога знание рас­сматривается как абсолютный критерийчеловеческого поведения и сознания. Противопоставление веры и разумаеще не характерно патристики, стремившейся истолковать философию как разъяс­нение Библии, а Библию— как подтверждение текстов Платона и Аристотеля. Онтология построенавокруг идеи Бога как абсолютного
11Я.
Характеризуяпервый этап средневековой философии, необходи­моособо остановиться на фигуре Августина Блаженного, который :ервым заговорил о субъективном моменте человеческого выбораи рением психологическом измерении души. Вфилософском плане приводит к открытиюсамосознания как особой реальности -••бъективной,но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняяреальность. Таким образом, теологические идеи оказались подчинены у Августинаидее личности и ее индивидуаль-юговосхождения к Богу.Его формула «Верую, чтобы понимать» ываетдорогу средневековому рационализму. Схоластика— новый период всредневековой философии. Это времялогических споров и дискуссий,когда теология видела в фи-сософии лишь средство длярешения своих проблем, для интерпре­тациитекстов Священного писания.
Со временемфилософия обретает собственное поле деятельности. vстановитсяисследование природного и человеческого мира в его ствошениик Богу, проблема универсалий (общих понятий), «дока-ств»бытия Бога, соотношение веры и разума. Проблема уни-•ерсалий — это посуществу проблема соотношения общего и от­ельного, единого и многого, которая изучается всякой философской зктемой. Но для христианской теологии эта проблема имелаособое •пение в связи с догматом отриединстве Бога. Нужно было до-ь^1гь.что единый Бог существует в трех ипостасях. Все же «дока-оьства» бытия Бога сводились к одному: наисовершеннейшейре-зостью,вершиной, первой абсолютной причиной, высшим смыс-
; лью всего сущего является Бог.
Основные решения проблемы соотношенияверы и разума в сред-•сюой философии выглядели так:«Верую, потому что абсурдно» : ан), «Верую и понимаю» (Ансельм Кентерберийский), «По-всвете разума то, чтоуже принято верой» (Августин), «Гар-
11

мониямежду верой и разумом при приоритете веры» (Фома Аквин-ский). Каждая из этих позиций претендовала нанаиболее полное выражение смысла религиозной веры, которую стремились рацио­налистически обосновать.
В целом схоластикеприсуща логика одностороннего анализа, ло­гика всевозможных классификаций ивыведения бесконечных след­ствий из одних и тех же положений.
Теоцентризмсредневековой мысли сузил границыпознания че­ловека. Теология утверждала: субъективно человек действует сво­бодно,но все, что он делает, делает через него Бог. Личность рас­сматривается не в ее собственном человеческомсуществе, а в том, как она отражает свою потустороннюю предназначенность. ДажеАвгустин, открывая «внутреннего человека», целиком обращает его к надкосмическомутворцу. Глубины души такого человека доступны только Богу.
Ярким периодом высочайшего взлетафилософской мысли и гу­манистическогомировоззрения стала эпоха Возрождения.
В борьбе со средневековымтеоцентризмом на первый план куль­туры Ренессансавыступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Теологическое презрениек земному естеству заменяется признанием могущества творческих способностейчеловека, одухо­творяющейсилы его красоты, правомочности его стремления к зем­ному счастью. Следует особенно подчеркнуть, что гуманизм — это типичноедля Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне свет­ский индивидуализм. Именно самой личностипредоставляется право решать, что истинно, а что ложно. Гуманизм исходитиз того, что человек находится в центре мира. Человек — венец творения, краса мира, в разуме своем подобен Богу. Человек имеетисключительное право на то, чтобы творить свою личность, своесуществование, ис­пользуя собственную волюи свободный выбор. К главным предста­вителям ренессансного гуманизма относятся Пикоделла Мирандола, Балла,Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, отстаивавшиеидею независимости и самостоятельностичеловеческой личности, ее высокоеморальное достоинство.
Идеи наивысшей ценности и достоинствачеловека, идеалы сво­боды мысли и творчества являются духовным климатом, вкотором рождается и новая философия природы — натуралистический пан­теизм.Параллельно с философией природы развивается новое есте­ствознание, на первыйплан выдвинувшее исследование природы, эксперимент,принцип математизации науки (Леонардо да Винчи, Ко­перник, Галилей). Дж. Бруно и Н. Кузанский создали одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в XVIв. Тезис Дж. Бруно —
12

«природа есть либо сам Бог, либобожественная сила, открытая в самих вещах» — был направлен против христианского ученияо со­творениимира Богом. В натуралистическом пантеизме Бог сохра­няется в качестведуховного творческого начала, сливающегося с природой. По сути природа не созданаБогом, а есть бесконечное начало, состоящее из множества миров.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ(XVII —XIX вв.)
Наступившее послеэпохи Ренессанса Новое время, исходя из по­требности нарождающегося буржуазногосоциального строя, разви­тия промышленности и науки, начало формироватьпринципиально новое отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуальногомира личности, начавшееся в период Возрожде­ния, захватило весь духовный облик эпохи,культуру, философию. В XVIIв. высшей ценностьюпровозглашается наука, а ее централь­ным объектом — природа и способы еепознания. В конечном счете речь шла об изменении отношения человека к миру и обизменении самого человека. Европейская философия XVIIв. опирается на идеи самоценностиразума, с одной стороны, и важности эксперименталь­но-опытного изучениямира — с другой.
Первым мыслителем,сделавшим опытное знание ядром своей фи­лософии, был Ф. Бэкон, родоначальниканглийского материализма. Для него основная задача философии состоит в познанииприроды изнее самой и в критическом исследовании природы человеческого ума, очищении его отзаблуждений (от «идолов», «призраков»). Ис­ходным моментом любой познавательнойдеятельности являются, по Бэкону, прежде всего чувства, чувственный эмпирическийопыт. Поэ­томуего часто называют основателем эмпиризма — направления, которое строит своигносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте.
Эмпирическоенаправление в философии продолжили такие фи­лософы, как Локк, Гоббс, Гельвеции,Гольбах. Сторонники эмпиризма признавали чувственное восприятие главнымисточником наших зна­ний.
Иным, отличным от бэконовского путем в разработке проблем методологии научногопознания пошел выдающийся французский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт. Вцентре его философии
13
стоит человек — «Я» как «мыслящая вещь». Декарт был убежден вразумности мира и человека. Совершенствование человека он свя­зывал с изобретением такого метода познания,который давал бы возможность решатьвсе необходимые проблемы. Декарт считал, что это должен быть метод рациональной дедукции как движения от общего к частному.
Рационализм в лицеДекарта, а также Спинозы, Лейбница прида­вал решающее значение рациональномупознанию, не отрицая зна­чениячувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром. Характеризуярационалистическую методо­логию, особо подчеркнем, что в философииНового времени под рациональностью, какправило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимаялогическая система, совокупность особых правил,определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинныезнания. Мир устроен изначально просто и рационально, и он вполне поддаетсяанализу и объяснению.
Эпоха Просвещениярождает к концу XVIIIв. идею прогресса. Эта идея исходила извозможности достижения человечеством, по их мнению, идеального состояния.Самосовершенствованию челове­ческогоразума нет границ, и потому процесс общественного разви­тия приобретает характер непрерывного восходящего движения к этой цели. С позиций гуманистического идеалапросветители видели назначениечеловека в том, чтобы быть хозяином собственной жизни, властелином и творцом мира.
В XVII—XIXстолетиях рационализм имел очень сильные пози­ции. Рационалистысчитали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самогоразума. Познавая собственное ло­гическоесодержание, разум таким образом познает окружающий мир. Этот подходполучил дальнейшее развитие в классической не­мецкойфилософии. Кант и Гегель выводят мир культуры из дея­тельностичеловеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания.
Центральный интерес в философии Канта представляет этика, исходной предпосылкой которой является убеждениев том, что вся­кая личность —самоцель человеческого развития. Она ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких быто ни было утилитарных задач, даже если это задачи всеобщего блага. Основным законом этики Кант провозгласилбезусловное внутреннее повеление —категорический императив, или моральный закон. Его суть состоит вследующем: «Поступай так, чтобы человек иего благо были всегда как высшая цель для тебя самого и для другого, и никогда лишь как средство». И еще:«Поступай так, чтобы
14

основания твоего поступка могли бы статьоснованиями всеобщего законодательства в морали для всех людей». В своей этикеКант решалживотрепещущую проблему эпохи — проблему человеческой свободы.Доказательством и проявлением свободы он считает спо­собность человека добровольно,осознанно, разумно подчиняться принуждению морального закона, а значит,безупречно следовать высшемудолгу. Идея активности личности как морального субъекта дополняется ее познавательной активностью.
Теория познания,гносеологические проблемы в философии И. Канта занимают особое место. Прежде всегоэто вопрос об ис­точнике играницах знания. Здесь речь идет о возможности априор­ных (доопытных) синтетических суждений вматематике, теоретичес­коместествознании, метафизике. Исследуя три основные способнос­ти познания:чувственность, рассудок и разум, Кант приходит к вы­воду, что ни ощущениячувственности, ни понятия и суждения рас­судкане могут дать достоверное знание о «вещах в себе». Вещи эти в сущностинепознаваемы. Означает ли это, что Кант был агности­ком? Есть ли сферы и предметы познания, где наукабессильна?
Кант был ученым, верил в прогресс знания,но он выступал про­тив догматического предрассудка о всесилии научного знания,про­тив переоценки возможностей науки.
Развитие немецкой классической философиидостигает вершины в творчестве Гегеля.Гегель называл свою философскую систему «аб­солютным идеализмом». Это связано с его стремлением охватить весьуниверсум, весь природный и духовный мир единой системой категорий. Исходным понятием такой целостнойсистемы является абсолютная идея. Это субстанция, которая составляет сущность ипервооснову всех вещей и процессов.Она существует вечно и содер­жит в скрытом, «свернутом» виде всевозможные определения при­родных,общественных и духовных явлений. Философское наследие Гегеля многогранно и противоречиво. Он развилдиалектический метод познания ипонимания мира, разработал вопросы сущности теоретического мышления, природы логических форм и категорий, вкоторых осуществляется это теоретическое мышление. Большой вклад внес Гегель впонимание всеобщей диалектической методоло­гиинауки, в разработку многих других проблем.
Учитывая сложность и многогранностьфилософских идей Геге­ля, необходимоостановиться на вопросе о сущности его диалекти­ческого метода, развитиекоторого философ считал своей главной задачей. Его точка зрения состоит в том,что любой обыкновенный предмет, если он рассматривается какхарактеристика реального це­лого,обнаруживает самопротиворечивость. «Противоречие есть
15

критерий истины, отсутствие противоречия — критерийзаблужде­ния». Этим дерзким парадоксом Гегель попытался объединить в эн­циклопедическом синтезе все достижениядиалектической мысли че­ловечества.Высшей познавательной способностью человека, считал философ, является разум, аорудием познания — понятия, идеи, на­учныетеории. Диалектика выступает у Гегеля прежде всего как само­развитие понятия, абсолютного духа, котороевыражается в восхож­дении от конкретно-чувственного к абстрактному, а втеоретическом мышлении --от абстрактногок конкретному, т.е. от простого и одностороннего к развитой системецелостного познания явлений, процессов окружающего мира. Предпосылкой учения осаморазви­тии понятия является идея разумакак бесконечного и безусловного мышления, как не ограниченной ничемвнешним самодеятельности мысли. Движениемысли от абстрактного к конкретному в теории он принял за реальный путь рождения и развития конкретно-чувст­венныхпредметов действительности. Логическое и историческое у него совпадают.
Если исходить из гегелевскогодиалектического метода, то воз­можностичеловеческого разума безграничны, но, по его мнению, у нашего познания естьпредел, обусловленный задачей самопознания абсолютного духа, т.е. философияГегеля содержит внутреннее про­тиворечие.
Идеализм Гегеля былподвергнут фундаментальной критике в фи­лософии Л. Фейербаха, основоположникаантропологического мате­риализма. В центре его философских взглядов — человеккак «един­ственный, универсальный и высший предмет философии». В труде «Сущность христианства»он раскрыл человеческую сущность рели­гии, идеи Бога, в которой абсолютизирована духовная сущность че­ловека,обособленная от него и представленная как самостоятельное существо. В идее Богасконцентрированы самые благородные и со­вершенные качества человека, ценностикрасоты, истины, добра и справедливости,подвергнутые возвышенному отчуждению от чело­века, хотя вдействительности они существуют только как свойства людей. Человеку нужен идеал, подчеркивал Фейербах, но человечес­кий,соответствующий природе и культуре, а не сверхъестественный. Он писал:«Пусть нашим идеалом будет не кастрирован


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.