Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Понятие, цели и задачи управленческого анализа УА

--PAGE_BREAK--
ЛЕКЦИЯ №3

Тема 1 «Управленческий анализ в промышленности»

1.2. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами и эффективности их использования

(продолжение)

         Экстенсивными показателями использования трудовых ресурсов являются:

      — численность персонала

      — рабочее время

         Целью анализа численности и состава рабочей силы является проверка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, установление конкретных причин, влияющих на отклонение от плана и прошлого года, разработка мер по улучшению состава и структуры промышленно-производственного персонала. К основным объектам такого анализа относятся:

— состав и структура персонала (промышленный – непромышленный,  рабочие – служащие (руководители, специалисты), основные – вспомогательные и т.д.; проводится анализ по категориям работников);

— обеспеченность предприятия рабочей силой;

— профессиональный и квалификационный состав рабочих;

— движение рабочей силы.

         Также необходимо изучать персонал предприятия по возрастному составу и стажу непрерывной работы с целью своевременной подготовки кадров для замены уходящих на пенсию работников и для планирования социального развития предприятия.

         Для анализа движения рабочей силы составляется баланс движения рабочей силы (см. табл.4).
Таблица 4

Баланс движения рабочей силы

Показатели

Количество человек

Удельный вес, %

1.Среднесписочная численность работников всего на начало периода





2. Принято на работу всего,

    в том числе:





    2.1. в результате расширения объемов деятельности





    2.2. на замену уволенным работникам





    2.3. временно на замену





3. Выбыло всего,

    в том числе:





    3.1. по собственному желанию





    3.2. по сокращению штата





    3.3. за нарушения и прогулы





    3.4. в связи с окончанием срока действия договора





    3.5. в связи с уходом на пенсию





    3.6. временно (декрет, отпуск, учеба и т.п.)





4. Среднесписочная численность работников всего на конец периода

 (1 + 2 – 3)







         Баланс движения рабочей силы используется для расчета следующих показателей движения рабочей силы:

1)     коэф-т оборота по приему = общее число принятых / ССЧ за период

2)     коэф-т оборота по выбытию = общее число выбывших / ССЧ за период

3)     коэф-т текучести кадров = общее число уволенных (по всем причинам, кроме пенсии и армии) / ССЧ на начало периода

4)     коэф-т постоянства кадров = число рабочих, состоящих в списочном составе предприятия весь анализируемый период / ССЧ за период

Основные резервы улучшения использования трудовых ресурсов на промышленных предприятиях:

— рост удельного веса рабочих в общей численности работников;

— сокращение численности специалистов, руководителей и служащих;

— ликвидация нежелательных увольнений;

— повышение квалификации работников.

         Анализ использования рабочего времени проводится с использованием баланса использования рабочего времени (см. табл. 5).

Таблица 5

Баланс использования рабочего времени

Показатели

Прошлый год, дн

Отчетный год, дн

Отклонение

1. Календарный фонд рабочего времени







2. Выходные и праздничные дни







3. Номинальное время работы (1 – 2)







4. Невыходы на работу, в том числе:







— очередные и доп. отпуска







— отпуска по беременности и родам







— по болезни







— выполнение гос. обязанностей







— с разрешения администрации







— отпуска по учебе







— целосменные простои







— прогулы и опоздания







5. Фактическое время работы (3 – 4)









         Анализ данного баланса позволяет раскрыть причины, влияющие на использование рабочего времени, установить направления их действия и произвести оценку влияния на производительность труда и объем выпуска продукции каждой отдельной причины.
1.3. Анализ состояния и эффективности использования

 основных средств (ОС) предприятия

         Рациональное использование ОС является одним из решающих факторов повышения эффективности производства. В связи с этим перед экономическим анализом средств труда стоят следующие задачи:

— изучение состава, структуры и динамики ОС;

— оценка технического состояния ОС;

— степень обновления и технического совершенствования ОС;

— оценка показателей использования ОС и выявление резервов повышения эффективности их использования.

         Источниками информации для анализа ОС служат данные бухгалтерской и статистической отчетности: Бухгалтерский баланс (ОС по остаточной стоимости), ф№5 (ОС по первоначальной стоимости в разрезе групп, величина начисленной амортизации), ф№11 «Сведения о наличии и движении ОС и других нефинансовых активов», ф№БМ «Баланс производственной мощности». Кроме того, привлекаются данные бизнес-плана, оперативного учета предприятия, материалы инвентаризации и др.

         Анализ состава, структуры и динамики ОС проводится в таблице 6.

Таблица 6

Анализ состава, структуры и динамики ОС

Наименование группы ОС

Значение, руб.

Абс. изменение, руб.

Уд. вес, %

Изменение уд.веса, %

Темп прироста, %

На начало периода

На конец периода

На начало периода

На конец периода

1

2

3

4

5

6

7

8

Здания















Сооружения















Машины и оборудование















Транспортные средства















Производственный и хоз. инвентарь















Др. виды ОС















ИТОГО















         Сравнивая наличие ОС на начало и конец отчетного года, выявляют изменение их стоимости по сравнению с прошлым годом. Динамика ОС определяется величиной их поступления и выбытия. Пророст ОС происходит за счет ввода в действие новых объектов, приобретения бывших в эксплуатации ОС, безвозмездного поступления объектов от других организаций. Кроме того, увеличение стоимости ОС может произойти в результате их переоценки (сумма прироста в этом случае устанавливается по данным учета по счету 83 «Добавочный капитал»). Уменьшение наличия ОС происходит в результате выбытия их вследствие ветхости и износа, продажи и безвозмездной передачи другим предприятиям.

         После общей оценки изменения стоимости ОС изучается динамика их структуры. Это вызвано тем, что в процессе производства разные виды ОС принимают различное участие. В зависимости от характера участия в процессе производства ОС делят на активную и пассивную части. К активным относятся те ОС, которые непосредственно воздействуют на предметы труда в процессе производства. В большинстве отраслей промышленности это машины, оборудование и транспортные средства.

Последовательное увеличение доли активной части в общей стоимости ОС является прогрессивной тенденцией, обеспечивающей рост фондоотдачи, производительности труда и объема продукции.

         Важное значение имеют показатели технического состояния ОС:

1. Коэффициент износа = Сумма начисленной амортизации / ПС (ВС) ОС

2. Коэффициент годности = Ост. стоимость ОС / ПС (ВС) ОС

    Возрастание уровня износа может быть обусловлено приобретением ОС с             бо`льшим уровнем износа, чем средний по предприятию; низкими темпами обновления ОС; невыполнением планов ввода в действие объектов капитального строительства и т.д.

3. Коэффициент обновления = Стоимость введенных в эксплуатацию за отчетный период ОС / ПС (ВС) ОС на конец отчетного периода

    Данный коэффициент показывает величину введенных в действие ОС за тот или иной период.

4. Коэффициент выбытия = Стоимость выбывших за отчетный год ОС / ПС (ВС) ОС на начало года

    Данный коэффициент показывает долю ОС, ежегодно выбывающих из производства.

Перечисленные коэффициенты исчисляются как по всем фондам, так и по группам оборудования и рассматриваются обычно в динамике за ряд лет. Если коэффициент обновления активной части ОС является более высоким по сравнению с коэффициентом обновления всех ОС, то это положительно влияет на фондоотдачу. Если же коэффициент выбытия активной части ОС является более высоким по сравнению с коэффициентом выбытия всех ОС, – отрицательно.

         Важнейшей характеристикой технического состояния ОС является возрастной состав их активной части, исходя из того, что оптимальный срок службы большинства видов производственного оборудования не должен превышать 7-10 лет. В пределах этого срока оборудование считается морально новым; от 10 лет – стареющим, подлежащим модернизации или усовершенствованию; от 20 лет – морально устаревшим, использование которого тормозит технический прогресс и должно быть в кратчайшие сроки заменено.

         Для анализа возрастного состава оборудования может быть сформирована таблица (см. табл. 7).

Таблица 7

Анализ возрастного состава оборудования

Виды оборудования

Возрастные группы, % к итогу

Средний возраст оборудования, лет

До 3 лет

3-7 лет

7-10 лет

10-15 лет

Свыше 15 лет

Металлорежущее













Кузнечно-прессовое













Энергетическое













Подъемно-транспортное













Прочее















         Средний возраст оборудования каждого вида определяется по формуле:

,

где Вi– середина возрастного интервала, в годах

      Y– удельный вес оборудования соответствующей возрастной группы, в долях.


ЛЕКЦИЯ №4

Тема 1 «Управленческий анализ в промышленности»

1.3. Анализ состояния и эффективности использования

основных средств (ОС) предприятия

(продолжение)

         Основными показателями эффективности использования ОС являются:

1. Фондовооруженность – это отношение среднегодовой стоимости ОС к среднесписочной численности рабочих за год

    Fв = F/ r

   Факторы роста фондовооруженности: ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей; сокращение численности рабочих за счет внедрения новых технологий, освоения смежных профессий и т.д.

2. Фондоотдача – это выпуск продукции на 1 руб. основных фондов. Данный показатель рассчитывается как для всех ОС, так и отдельно для активной части ОС.

    Fo = N / F

    Fo (AOC) = N / F(AOC)

    Анализ фондоотдачи проводится в двух направлениях: сначала фондоотдача анализируется как самостоятельный показатель, на который оказывают влияние интенсивные и экстенсивные факторы, а затем она сама рассматривается как фактор, влияющий на рентабельность ОС и объем производства.

3. Рентабельность ОС

    Rос = Прибыль от продаж / Среднегодовая стоимость ОС

Анализ данных показателей проводится традиционными методами факторного анализа с использованием следующих зависимостей:

Rос = Ппр/F× N/N= Ппр/N× N/F= Rпр × Fo

Fo= N/F= (F(АОС) × Fo(АОС))/F= d(АОС) × Fo(АОС)

Fo(АОС) = F(АОС)/N× r/r= F(АОС)/r× N/r= Fв(АОС) × Ror
         Более углубленный анализ фондоотдачи проводится с использованием следующей экономико-математической модели:

Fo= da* dy* dд * 1/Fв * Ксм * Кэ * Кис * Мо,

где dа – уд.вес активной части ОС = Fa/F

      dy– уд.вес установленного оборудования = Fy/Fa. Наличие неустановленного оборудования свидетельствует о том, что предприятие покупает его про запас, получает раньше срока или не имеет необходимых условий и мощностей для его монтажа.

      dд – уд.вес действующего оборудования = Fд/Fy. Наличие неработающего оборудования из числа установленного может быть связано с нехваткой рабочих, плохой организацией труда, излишками запасного оборудования. Вовлечение неработающего по разным причинам оборудования в процесс производства является важным резервом роста фондоотдачи и увеличения объема производства.

      Ксм – коэффициент сменности = r/rв наибольшей смене

      Кэ – коэффициент электровооруженности труда = Потребленная на производственные нужды эл/энергия (Э) / r. Коэф-т характеризует средний размер потребляемой энергии в киловатт-часах на 1 рабочего.

      Кис – коэффициент, характеризующий степень интенсивного использования оборудования = М / Э, показывает, сколько перерабатывается сырья и материалов в расчете на 1 КВт-час потребленной энергии.

     Мо – материалоотдача, характеризует объем выпущенной продукции на 1руб. матер. затрат. 

         Первые три показателя (da* dy* dд) характеризуют влияние изменения структуры ОС на фондоотдачу, четвертый – влияние изменения фондовооруженности труда, пятый – коэффициента сменности.

         Произведение последних трех показателей представляет собой выработку одного рабочего:

Кэ * Кис * Мо = Э/r* М / Э * N/М = N/r= Ror

Как следует из данной формулы, размер выработки определяется также степенью электровооруженности труда, степенью интенсивного использования оборудования и уровнем объема продукции на 1руб. материальных затрат (Мо).

        

1.4. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами

и эффективности их использования

         Основными задачами анализа использования материальных ресурсов являются:

·оценка выполнения плана материально-технического обеспечения по видам, сортам, маркам материалов, их качеству и срокам поставок;

·анализ уровня материалоемкости объема продукции в динамике и по сравнению с планом;

·изучение действия отдельных факторов на изменение уровня материалоемкости продукции;

·контроль за выполнением заданий по снижению норм расхода важнейших видов материальных ресурсов;

·выявление внутрихозяйственных резервов снижения материальных затрат и их влияния на объем продукции.

Чтобы проанализировать обеспеченность предприятия материальными ресурсами, проводится оценка договорных обязательств по объему поставок, ассортименту, комплектности, качеству и срокам поставок. Анализ обеспеченности обычно начинают с сопоставления плановой потребности в материалах с учетом запасов на начало изучаемого периода, с данными о фактическом их поступлении. Данные для анализа берутся из бизнес-плана и оперативно-технической отчетности отдела снабжения (см. табл. 8).
Таблица 8

Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами

(тыс. руб.)

Наименование материалов

Плановая потребность с учетом остатка  на  начало года

Заключено договоров

Получено по договорам

Отклонение от потребности,



ВСЕГО

в том числе:

отклонение стоимости заключённых договоров от потребности

отклонение полученных материалов от стоимости заключенных договоров

1

2

3

4

5

6

7

Материал 1













Материал 2













Материал 3













И т.д.















При рассмотрении этих задач следует уделить внимание следующим показателям:

1)     величина прибыли на единицу материальных затрат: Rм = Ппр/М

2)     материалоотдача: Мо = N/M

3)     материалообеспеченность: Моб = М/F

4)     материалоемкость – это основной показатель эффективности использования материальных ресурсов: Ме = М/N

Снижение материалоемкости продукции является важным направлением повышения эффективности производства, поскольку экономное расходование топливно-энергетических и материальных ресурсов обеспечивает непрерывный рост объема производства и снижение себестоимости продукции.

Материалоемкость необходимо анализировать с двух позиций:

— во-первых, как фактор, под действием которого формируются показатели объема и себестоимости продукции;

— во-вторых, как результат, на который оказывают влияние различные факторы.

         Анализ проводится традиционными методами факторного анализа с использованием следующих взаимозависимостей:

Rм = Ппр/М × N/N= Ппр/N× N/M= Rпр × Мо или Rпр/Ме

Ме = М/N× F/F= M/F× F/N= Моб × Feили Моб/Fo
        

    продолжение
--PAGE_BREAK--
ЛЕКЦИЯ №5

Тема 1 «Управленческий анализ в промышленности»

1.5. Анализ себестоимости продукции

Показатель себестоимости представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Основные задачи анализа себестоимости сводятся к следующим:

— оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнения плана по ним;

— определение факторов и причин, влияющих на отклонение фактических затрат от плановых;

— анализ себестоимости в разрезе элементов и статей калькуляции;

— выявление резервов снижения себестоимости продукции.

         Обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на 1 руб. объема продукции, который определяется делением полной себестоимости выпущенной продукции на стоимость этой продукции в действующих оптовых ценах (без НДС):

Z= S/N(для предприятий, выпускающих один вид продукции)

Zi= (∑pi× si)/(∑pi× qi)  (для предприятий, выпускающих несколько видов продукции)

Он может быть рассчитан для любого предприятия. Снижение затрат на 1 руб. продукции характеризует успешность работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, эффективности использования материальных и денежных ресурсов, а также по выявлению и использованию внутренних резервов.

         На изменение уровня затрат на 1 руб. продукции могут оказать влияние следующие факторы:

·Изменение структуры и ассортимента выпущенной продукции

·Изменение с/с отдельных видов продукции

·Изменение цен на продукцию

         Влияние этих факторов можно установить методом цепных подстановок.

         Далее проводится оценка себестоимости по экономическим элементам и по статьям затрат. Группировка затрат по элементам указывает на то, что затрачено, какие ресурсы и в какой пропорции потреблялись в производстве, т.е. представляет собой смету затрат. Анализ сметы затрат осуществляется с целью изучения динамики и контроля за расходованием средств на деятельность предприятия, выявления резервов их снижения. Анализ затрат по экономическим элементам заключается в их сравнении с планом и предыдущим периодом, а также в изучении структуры затрат (см. табл. 9).

Таблица 9

Анализ затрат предприятия в разрезе экономических элементов

        

Структура затрат по экономическим элементам отражает материалоемкость, энергоемкость и трудоемкость производства. Рост или сокращение удельного веса амортизационных отчислений характеризует изменения в техническом уровне производства. Уменьшение удельного веса прочих затрат свидетельствует о сокращении расходов по обслуживанию и управлению производством.

Группировка затрат по статьям калькуляциихарактеризует назначение затрат и их роль в процессе производства, отражает связь затрат и результатов, определяет целесообразность затрат.

         Примерная номенклатура статей калькуляции в промышленности:

1.     Сырьё и основные материалы

2.     Возвратные отходы (-)

3.     Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия

4.     Зарплата основных производственных рабочих

5.     Отчисления на социальные нужды

6.     Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация оборудования, текущий ремонт оборудования, стоимость инструментов со сроком службы до 1 года и др.)

7.     Цеховые расходы (расходы на содержание административного аппарата цеха и прочего персонала, амортизация здания цеха, ремонт здания цеха, стоимость инвентаря со сроком службы до 1 года и др.)

ИТОГО:цеховая себестоимость

8.     Общехозяйственные расходы (расходы на содержание административно-управленческого аппарата предприятия, амортизация здания заводоуправления, командировочные расходы, амортизация НМА, налоги и сборы, включаемые в себестоимость (земельный) и др.)

9.     Расходы на подготовку и освоение производства (расходы будущих периодов)

10.Потери от брака

ИТОГО:производственная себестоимость

11.Коммерческие расходы (стоимость тары и упаковки, транспортировка продукции, расходы на рекламу, содержание службы маркетинга и др.)

ИТОГО:полная себестоимость

Все расходы предприятия могут быть условно разделены на 2 части: переменные и постоянные.

Постоянныминазываются расходы, сумма которых не меняется при изменении объема производства. К ним обычно относятся административные и управленческие расходы, арендная плата, амортизационные отчисления, коммерческие расходы, ОХР и др.

         Переменные расходы – это затраты, сумма которых изменяется в зависимости от изменения объема производства:

— расходы на сырьё и материалы

— затраты на оплату труда производственных рабочих

— затраты на топливо и энергию в производственных целях

— расходы на тару и упаковку и др.

         Одной из основных задач деления расходов на постоянные и переменные является возможность прогнозировать прибыль исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определять для каждой конкретной ситуации объем продаж, обеспечивающий безубыточную деятельность. Кроме того, деление расходов на переменную и постоянную составляющие дает полезную информацию для принятия решений о том, как за счет изменения структуры производства добиться увеличения выручки; какие виды расходов организации и в каких соотношениях изменятся при изменении объема продаж; какой должна быть нижняя граница цен ан продукцию и т.д.

         Важным параметром при принятии управленческих решений является маржинальный доход (МД), который представляет собой сумму, остающуюся в составе стоимости продукции (выручки) после вычета переменных расходов. Экономический смысл МД состоит в том, что он обеспечивает покрытие постоянных расходов, поэтому его ещё называют суммой покрытия. Если МД недостаточно для покрытия постоянных расходов, то организация терпит убытки. Здесь можно вывести следующие соотношения:

МД Убытки

МД = ПР => Безубыточность

МД > ПР =>Прибыль

         Величина МД является важным показателем в системе управления прибылью от продаж. Для того чтобы обеспечить получение планируемой величины прибыли, необходимо поддерживать определенное отношение МД к выручке. Данное отношение называется коэффициент (уровень) МД. Средняя величина данного показателя в разрезе отдельных видов продукции рассчитывается следующим образом:



где  pi– цена i-го вида продукции

       — переменные расходы в расчете на единицу i-го вида продукции

       Yi–  доля i-го вида продукции в общем объеме продаж

        n– количество видов выпускаемой продукции

         С помощью среднего КМД можно рассчитать ожидаемую (плановую) величину МД. Для этого надо умножить ожидаемый (плановый) объем продаж (Q) на полученную величину КМД:

МР =
Q
× КМД

         Величину выручки, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы, не получая прибыли, принято называть критическим объемом продаж (точкой безубыточности). Для его определения используется следующая формула:

        

         Разность между выручкой от продаж и критическим объемом характеризует запас финансовой прочности предприятия. Если этот показатель является отрицательным, то существует реальная угроза финансовой стабильности предприятия, поскольку его деятельность убыточна.

         Осуществление маржинального анализа позволяет уточнить принимаемые решения в отношении структуры и ассортимента продукции, приемлемых цен, объемов продаж и прибыли. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в данном подходе заложены определенные допущения, как и во всякую другую экономическую модель:

üСтабильность деления расходов на постоянные и переменные. Предполагается, что переменные расходы остаются неизменными в расчете на единицу продукции. Это допущение можно принять за справедливое только для небольшого интервала времени. На практике приходится учитывать изменения цен на материалы, рост заработной платы и связанных с ней отчислений. С течением времени неизбежно и изменение величины постоянных расходов.

üСтабильность цен на продукцию при различных объемах продаж. На практике изменение продажных цен является важным фактором, влияющим на объем продаж (скидки, отсрочки платежа)

üСтабильность ассортимента продукции и структуры продаж

üНаличие одной точки безубыточности, что вытекает из предположения о линейной зависимости выручки и переменных расходов от объема продаж. Это приводит к тому, что на графике безубыточности имеется только одна точка пересечения линий выручки и совокупных расходов. С учетом реального поведения расходов таких точек может быть несколько.

üИ другие допущения.

         Таким образом, главная проблема, связанная с практическим применением анализа безубыточности, — это нестабильность расходов и цен, что является следствием меняющихся условий деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому такой анализ может проводиться только на краткосрочную перспективу.




ЛЕКЦИЯ №6

Тема 2 «Управленческий анализ в торговых организациях»

         Торговая организация отличается от промышленной тем, что в ее деятельность не входит производство продукции, она занимается лишь продажей товаров. Согласно статистике, около 20% активов торговой компании состоят из дебиторской задолженности, а ещё около 20% — из запасов. Следовательно, основой деятельности коммерческого предприятия является умение анализировать и управлять дебиторской задолженностью и запасами.

         Исходя из этого, можно выделить основные направления управленческого анализа в торговых организациях:

— планирование цикла закупок, что означает управление товарно-материальными запасами;

— управление продажами, которое включает в себя маркетинговый анализ и управление дебиторской задолженностью;

— планирование и контроль издержек обращения.
2.1. Управление товарно-материальными запасами

         Для обеспечения управления запасами необходимо решить три проблемы:

1)     выяснить количество товара определенного наименования, которое необходимо хранить на складе торговой организации

2)     определить, сколько товара должно быть завезено (заказано) в определенный момент

3)     определить момент, в который необходимо пополнить запасы на складе.

Для планирования количества товарно-материальных запасов используют такие методики, как: модель оптимального размера заказа, точка возобновления заказа, определение резерва запасов и др. Эти методы позволяют минимизировать затраты на приобретение и содержание товарных запасов.

Оптимальный размер запасаопределяется по формуле:

,

где ПЗ – постоянные затраты, связанные с закупкой товаров;

      ПР – годовой объем продаж;

      ПРЗ – процентные затраты (затраты по привлечению заемных средств, налоги, расходы на страхование товаров, амортизация складского оборудования и др.);

      ПЦ – покупная цена единицы товара.

         Точка возобновления заказа:

           ТВЗ = ЦЗ × ОП,  

где ЦЗ – цикл заказа в неделях;

      ОП – недельный объем продаж.

         ТВЗ показывает величину запаса, при которой необходимо размещать следующий заказ. Определение ТВЗ обеспечивает бесперебойность поставок и гарантию сохранения объемов продаж.

         Постоянное наличие товарных запасов в определенном размере и ассортименте является одним из важнейших условий выполнения плана товарооборота и обеспечения бесперебойности торговли. Товарные запасы подразделяются на запасы нормального и сезонного хранения и запасы целевого назначения.

         Товарные запасы нормального хранения обеспечивают бесперебойную торговлю и должны постоянно и равномерно пополняться. Нарушение установленных сроков завоза товаров может привести к перебоям в торговле.

         К запасам сезонного хранения относятся товары сезонного производства, спрос на которые более или менее постоянен (овощи, фрукты), а также товары, производство которых постоянно, а спрос подвержен сезонным колебаниям (резиновая обувь, велосипеды и т.д.).

         Запасы целевого назначения образуются в тех случаях, когда торговые организации по ряду обстоятельств вынуждены заранее накапливать специальные запасы в связи с трудностью их завоза.

         Наблюдение за состоянием и движением товарных запасов необходимо вести систематически во всех сегментах торговой организации: на базах, складах, в торговой сети. При этом важно следить не только за движением общей суммы товарных запасов, но и изучать состояние запасов по отдельным товарам и группам товаров, выяснять причины образования излишков или отсутствия запасов.

         Анализируя товарные запасы, необходимо определить отклонение фактических запасов от установленных нормативов и начальных остатков в сумме и в днях оборота. Для этого сопоставляются фактические и плановые данные в целом и по отдельным товарным группам. Информационной базой для такого анализа служат данные бизнес-плана, статистической формы №1-предприятие и оперативного учета.

         На величину товарных запасов оказывают влияние объем и структура товарооборота, а также товарооборачиваемость, которая рассчитывается по следующей формуле:

,

где ТО – товарооборачиваемость в днях;

       З – средний запас товаров;

       Д – число дней в периоде;

       Р – объем реализации товаров за период.

         Размер влияния указанных факторов на величину товарных запасов можно установить путем следующего расчета (см. табл. 10).
Таблица 10

Расчет влияния факторов на величину товарных запасов

Наименование товарных групп

Объем товарооборота, тыс. руб.

Скорость оборота, дн

Средний товарный запас, тыс. руб.

Отклонение фактических запасов от плановых, тыс. руб.

план

факт

план

факт

при плановом обороте и плановой оборачиваемости (2х4)/365

при фактическом обороте и плановой оборачиваемости

(3х4)/365

при фактическом обороте и фактической оборачиваемости

(3х5)/365


Всего

в том числе:

за счет объема товарооборота

за счет скорости оборота

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


















































































































2.2. Управление продажами

         На любом предприятии, как промышленном, так и торговом, процесс планирования начинается с составления бюджета продаж. Это связано с тем, что продажи – это наиболее трудно управляемый объект хозяйственной деятельности. Он ограничен внешними факторами, такими как: рынки сбыта, их емкость, спрос на различные виды товаров, конкурентоспособность товаров и т.д.

         Основными задачами анализа продаж являются:

— анализ платежеспособного спроса на различные виды товаров (его эластичность)

— анализ рынков сбыта товаров

— анализ конкурентоспособности товаров.

         Изучение спроса на товар необходимо для формирования портфеля заказов. На спрос могут оказывать влияние следующие факторы: цены на товары, доходы покупателей, качество товаров, насыщенность ими рынка, ожидания потребителей в отношении своих доходов и изменения уровня цен.

         Эластичность спроса выражается показателями ценовой эластичности и эластичности спроса по доходу:

; ,

где ΔСi– процентное изменение количества спроса i-го товара;

      ΔЦi– процентное изменение цен на i-ый товар;

      ΔД – процентное изменение доходов покупателей.

         Сравнение данных показателей по видам товаров позволяет оценить, есть ли у предприятия возможность увеличить продажи данного вида товара и завоевать больший рынок сбыта за счет снижения цены на товар.

         Анализ рынков сбыта позволяет увеличить объемы продаж, а, следовательно, выручку и сумму прибыли предприятия. В ходе анализа изучают динамику положения рассматриваемого вида товара на рынке в течение последних 3-5 лет. По данным анализа определяют структуру рынков сбыта и уровень их доходности, исходя из четырех категорий товаров («звезды», «дойные коровы», «трудные дети», «мертвый груз»).

        

    продолжение
--PAGE_BREAK--
ЛЕКЦИЯ № 7

Тема 2 «Управленческий анализ в торговых организациях»

2.2. Управление продажами

(продолжение)

Анализ конкурентоспособности товаровосновывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка. Для оценки конкурентоспособности проводят сопоставление анализируемого товара и товара-конкурента. Для этого рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности.

         Единичный показатель (b) характеризует отношение какого-либо технического параметра (мощность, полезный объем) или экономического параметра (цена, расход электроэнергии) (Р) к соответствующему параметру товара-конкурента (Р):

                                                               
b
=
P
/
P
0

         Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели по группе параметров с помощью весовых коэффициентов (а), определяемых экспертным путем:

                                                           
G
= ∑
ai
×
bi


         Интегральный показатели (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gt) к групповому показателю по экономическим параметрам (Ge):             

I
=
Gt
/
Ge


         Если I> 1, то анализируемый товар уступает товару-конкуренту, а если I

         Рассмотрим анализ конкурентоспособности на примере (см. табл. 11).
Таблица 11

Анализ конкурентоспособности холодильника

Показатель

Оцени­ваемый холодильник

STINOL

Единичные показатели конкурентоспособности (bi)

Весовые коэффициенты (ai)

Групповые показатели конкурентоспособности (G)

Технические параметры


Общий объем, дм3

315

325

0,97

0,15

0,1455

Полезный объем ХК, дм3

190

202

0,94

0,25

0,2350

Полезный объем МК, дм3

70

70

1,0

0,20

0,20

Замораживающая способность, кг/сут

4,3

4,5

0,95

0,22

0,2090

Средний срок службы, лет

16

15

1,06

0,10

0,1060

Температура в морозильной камере, «С

-15

-18

0,83

0,08

0,0664

Групповой показатель по техническим параметрам


0,9619

Экономические параметры


Цена, у. е.

350

400

0,875

0,6

0,525

Расход электроэнергии в сутки, кВт-ч

1,40

1,45

0,965

0,4

0,386

Групповой показатель по экономическим параметрам


0,911

Интегральный показатель конкурентоспособности

1,056

Важное направление повышения конкурентоспособнос­ти продукции- совершенствование процесса товародвиже­ния, организации торговли, сервисного обслуживания покупа­телей, рекламы продукции, которые являются мощными ин­струментами стимулирования спроса.

При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, ди­леры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем, объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень из­держек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности.

Сервисные услуги и реклама являются мощными фактора­ми в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют допол­нительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимули­рует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибы­ли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует уве­личению объема продаж.


2.3. Управление дебиторской задолженностью (ДЗ)

         Для сохранения организацией необходимых денежных средств и повышения прибыли она должна обеспечивать финансирование увеличения дебиторской задолженности. Такое финансирование может быть как банковским, так и за счет увеличения кредиторской задолженности поставщикам.

         Таким образом, огромное значение для торговой компании имеет кредитная политика, которая включает в себя следующие составляющие:

— срок кредита, т.е. срок существования конкретной ДЗ;

— скидки, предоставляемые в виде поощрения срочных и досрочных платежей;

— политика взимания платы с покупателей;

-стандарты кредитоспособности, определяющие возможности покупателей-дебиторов.

         Дебиторскую задолженность в целях анализа необходимо классифицировать по срокам образования. Это позволит в любой момент контролировать точное состояние расчетов с покупателям и рассчитывать суммы резервов по сомнительным долгам.

         Состояние расчетов характеризует также показатель оборачиваемости дебиторской задолженности, который определяется как отношение выручки от продаж к среднегодовой величине дебиторской задолженности.

         Среднегодовую величину ДЗ целесообразно исчислять по среднему хронологическом (для большей точности):

,

где n– количество месяцев в рассматриваемом периоде;

      ДЗn – величина дебиторской задолженности на конец n-месяца.

         Необходимо контролировать сомнительную ДЗ. Рост ее удельного веса в составе общей ДЗ свидетельствует о снижении ликвидности организации.

         Таким образом, общие рекомендации по управлению ДЗ включают:

1)     контроль за состоянием расчетов с покупателями по просроченным платежам

2)     использование скидок при досрочной оплате

3)     контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, необходимый для обеспечения финансовой устойчивости и ликвидности организации

4)     привлечение большего количества покупателей для сохранения объемов продаж и уменьшения риска неуплаты.
2.4. Планирование и контроль издержек обращения

Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, связанные с процессом продвижения товаров от мест производства к потребителю. К ним относятся затраты на оплату труда торговых работников, перевозку, подготовку и хранение товаров.

Снижение издержек обращения является существенным резервом экономии средств предприятия и достигается за счет совершенствования организации торговли, повышения производительности труда торговых работников и расширения новых, наиболее прогрессивных форм торговли.

Для характеристики издержек обращения используют два основных показателя: абсолютный размер издержек обращения и их уровень в процентах к товарообороту.

Основным методом, применяемым в управленческом учете и анализе торгового предприятия, является маржинальный подход (метод «директ-костинг»), который подразумевает деление издержек обращения на постоянные и переменные. Данный метод позволяет планировать прибыль, формировать цены на товары с учетом их индивидуального вклада в общий финансовый результат, определять оптимальный размер объема продаж при фиксированной цене.

Основные моменты данного анализа аналогичны анализу себестоимости на промышленных предприятиях.



ЛЕКЦИЯ №8

Тема 3 «Управленческий анализ в капитальном строительстве»

3.1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации для анализа

Субъектами строительной отрасли экономики являются:

ü    инвестор, осуществляющий финансирование строительства объекта;

ü    заказчик– это ЮЛ или ФЛ, выполняющее функции управляющего строительством, начиная с разработки технико-экономического обоснования и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию;

ü    застройщик– ЮЛ или ФЛ, обладающее правами на земельный участок под застройку, т.е. являющееся землевладельцем. Заказчик, в отличие от застройщика, только использует земельный участок на правах аренды;

ü    подрядчик (генеральный подрядчик) – строительная фирма, осуществляющая по договору подряда строительство объекта. Подрядчик отвечает перед заказчиком за строительство объекта в полном соответствии с условиями договора;

ü    проектировщик (генеральный проектировщик)– это научно-исследовательская проектная фирма, осуществляющая по договору с заказчиком разработку проекта объекта строительства. Проектировщик несет полную ответственность за качество проекта, технико-экономические показатели объекта строительства, правильность выполнения подрядной организацией проектных решений. Для контроля за соблюдением проектных решений проектная организация осуществляет авторский надзор.

Строительство может осуществляться разными способами. Строительство хозяйственным способом осуществляется собственными силами заказчика или инвестора. При подрядном способе строительство производится специальными строительными и монтажными организациями – подрядчиками. Большое распространение в последнее время получила новая форма строительства – «под ключ». При этом функции заказчика на весь срок работ передаются генеральному подрядчику.

Строительство имеет определенные особенности, отличающие его от других отраслей:

1)     конечным продуктом строительства является создание нового производства, жилого или социального объекта. Длительный рабочий период возведения этих объектов приводит к увеличению сроков окупаемости капитальных вложений, а значит, осложняет финансирование строительной организации. Кроме того, в более длительном периоде повышается фактор риска изменений экономической ситуации в стране. Все это диктует необходимость добиваться постоянной минимизации затрат в строительстве с помощью НТП, совершенствования организации и управления трудовыми коллективами

2)     постоянный большой удельный вес в строительстве занимает стоимость незавершенного производства

3)     конечный продукт строительной отрасли нетранспортабелен – эта особенность требует строгого учета предложения на рынке строительных объектов и его равновесия со спросом

4)     строительный объект подвержен физическому и моральному износу, но этот процесс гораздо более длительный, чем у машин и оборудования. Отсюда следует значимость осуществления реконструкции строительных объектов, которая позволит сэкономить значительные средства и выиграть время по сравнению с затратами на новое строительство. Все это должно учитываться при установке норм амортизационных отчислений

5)     местоположение по отношению к рынкам сбыта, транспортным коммуникациям оказывает существенное влияние на спрос и цену строящегося объекта

6)     и другие.

Источники информации для анализа: бизнес-план строительной организации, договоры подряда и субподряда, статистическая отчетность по форме № 1кс «Отчет о выполнении подрядных работ», проектно-сметная документация, планы-графики выполнения работ, акты приемки этапов и объемов работ, ф. №5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции», данные журнала-ордера №10 и т.д.

Далее рассмотрим наиболее существенные блоки анализа в строительстве.
3.2. Анализ объема, структуры и качества строительно-монтажных работ (СМР)

От выполнения производственной программы по объему и качеству СМР зависят все остальные экономические показатели деятельности строительной организации, поэтому анализ обычно начинают с изучения объема СМР и ввода в действие объектов.

Анализ проводится по следующим направлениям:

1) анализ состава, структуры и динамики объема строительства

2) анализ конкурентоспособности строительной организации

3) оценка выполнения производственной программы:

     3.1) выполнение плана по объектам строительства, строительным участкам и по организации в целом

     3.2) анализ ритмичности строительства

     3.3) анализ выполнения плана по вводу в действие объектов строительства

4) факторный анализ изменения объема СМР

5) обобщение результатов анализа, выявленных резервов, принятие управленческих решений.

         Анализ объема СМР начинают с изучения его динамики за последние 5-10 лет в сопоставимых ценах. Оцениваются стабильность производственной деятельности организации, ее деловая репутация, активность по наращиванию производственной мощности, формированию портфеля заказов, соблюдению договорных норм продолжительности строительства.

         Для оценки конкурентоспособности строительной организации создается банк данных о реальных и возможных конкурентах в сфере строительного бизнеса. В него входят: специализация конкурентов, наличие опыта в произведении аналогичных работ, деловая репутация, производственно-технический потенциал, наличие эффективной системы управления качеством, финансовое состояние организации, ее ценовая политика и т.д.

         Большое значение в процессе анализа уделяется выполнению производственной программы за отчетный период. Для этого фактические объемы СМР сравниваются с плановыми в целом по организации, а также отдельно по строительным участкам и объектам строительства (см. табл.12).

Таблица 12

Оценка выполнения производственной программы

Показатели

Объем работ, т.р.

Абс. отклонение, т.р.

Выполнение плана (Тр), %

план

факт

1

2

3

4

5

1. Стоимость СМР по генеральному подряду









2. СМР, выполненные по субподрядным договорам









3. СМР, выполненные собственными силами всего, в том числе:









3.1. Строительный участок №1









— объект 1









— объект 2









— объект 3









3.2. Строительный участок №2









— объект 4









— объект 5









И т.д.





















         Различная степень выполнения плана по объектам строительства свидетельствует о наличии организационных недостатков, которые чаще всего зависят от конкретных исполнителей работ.

         Критерием оценки качества СМР является их соответствие строительным нормам и правилам. При выявлении отступлений от них объем выполненных работ не засчитывается до устранения допущенных отклонений, т.е. считается браком. Для оценки качества используется     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.