Реферат по предмету "Философия"


Философское учение об обществе

Философское учение обобществе

Введение
Один из разделов философии —социальная философия. Она изучает социальное бытие, то есть общество, егореальное существование. К числу важнейших проблем социальной философииотносятся: 1) структура общества; 2) роль материальных, социальных и идеальныхфакторов в развитии общества; 3) периоды, циклы развития общества; 4) проблемаобщественного прогресса и его критериев; 5) особенности возникновения морали,искусства, религии и других элементов духовной жизни.
 

Вопрос № 1
Основные подходы к пониманиюобщества в философии
Приступая к изучению социальнойфилософии, необходимо, прежде всего, ответить на вопросы: что такое общество?каковы основные подходы к определению его сути, сложившиеся в ходеисторико-философского развития?
Изучение общества начинаетсяпочти с момента зарождения философии. Среди древних философов, занимавшихсяисследованиями социума, следует отметить Демокрита, Платона, Аристотеля,Полибия, Цицерона и многих других. За прошедшие два с половиной тысячелетия вфилософии сложилось огромное число различных точек зрения по поводу сущности испецифики общества. Рассмотрим некоторые из них.
Объективно-идеалистическийподход (представлен, например, в философии Г.Гегеля). Основная идея здесь следующая: история общества есть историясаморазвития Абсолютной идеи, подчиняющейся определенным диалектическимзакономерностям. Отсюда и общество развивается закономерно. Механизмвозникновения закономерности таков: история складывается из действий отдельныхлюдей, каждый из которых старается претворить в жизнь свои интересы и цели.Однако в результате этой целеполагающей деятельности возникает нечто иное,отличное от первоначальных замыслов. С этим «иным» люди вынуждены считаться какс объективной реальностью — неким «историческим разумом», надындивидуальнымвсемирно-историческим началом, осуществляющим себя в процессе развития Мировогодуха или Абсолютной идеи. Таким образом, становится понятной цель всемирнойистории — познание Мировым духом самого себя. В этом познавательном процессеМировой дух проходит ряд конкретных ступеней и, в конце концов, воплощается впонятии Народный дух, который проявляет себя в единстве государственных законови учреждений, в искусстве, нравственности, морали, праве, религии, философии.Носителем Мирового духа в какую-либо конкретную эпоху является дух одногоопределенного народа.
«Разум истории», тем самым,осуществляется таким образом, что каждый народ получает право внести свою лептув процесс самопознания Мирового духа. Процесс этот имеет свои конкретные этапы.Критерием их периодизации является прогресс в сфере свободы. Гегель выделяетчетыре этапа восхождения всемирной истории: 1) восточный мир; 2) греческий мир;3) римский мир; 4) германский мир. По мере прохождения этих этапов степеньсвободы народов возрастает.
Формационный подход кразвитию общества (материалистическоепонимание истории) разрабатывался в философии марксизма1.
Культурологический подход к развитию общества разрабатывался, например, в работах немецкого представителяфилософии культуры Освальда Шпенглера (1880—1936). Философ считал, что историячеловеческого общества распадается на ряд неповторимых культур, каждая изкоторых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, илиэтап цивилизации, и, наконец, гибель. Затем происходит возникновение новойкультуры.
Культура и цивилизация, помнению Шпенглера, — это принципиально разные явления. Культура воплощает в себеподлинно человеческие, лучшие качества: благородство, бескорыстие, стремление кнравственному совершенствованию. Цивилизация — это заключительный этап развитиялюбой культуры, с которого начинается ее гибель. Основные признаки цивилизацииследующие: развитие индустрии и техники, деградация искусства, падение морали,скопление людей в городах.
Цивилизация (как этап, скоторого начинается старость культуры, а затем и ее смерть) начинается тогда,когда вся культура сосредоточивается в крупных городах, а вся остальная частьгосударства превращается в провинцию. В этих условиях городской житель лишаетсятрадиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованны, ноне имеют культуры, нравственности. Здесь люди отчуждены друг от друга,чувствуют себя более одинокими, чем в любой деревне. В городах меньшесоблюдаются традиции и обычаи.
Шпенглер создал учение омножестве равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. Это следующиевиды культур: 1) египетская; 2) индийская; 3) вавилонская; 4) китайская; 5)греко-римская; 6) византийско-арабская; 7) культура майя; 8)западно-европейская; 9) пробуждающаяся русско-сибирская. В целом теорияШпенглера может быть охарактеризована как циклическая теория развития общества,или теория циклизма.
Цивилизационный подход кразвитию общества представлен философиейанглийского историка, философа и социолога Арнольда Тойнби (1889—1975). В своейдвенадцатитомной работе «Исследование истории» (1934—1961) он предпринялпопытку объяснить смысл процесса общественного развития через понятие«цивилизация».
Общественная жизнь, с точкизрения Тойнби, представляет собой совокупность дискретных единиц социальнойорганизации, которые и названы «цивилизациями». Каждая цивилизация уникальна,неповторима. Философ объясняет это географическими условиями, то есть средойобитания, или ареалом. Цивилизация — это устойчивая общность людей,объединенная, прежде всего, духовными традициями, а также географическимирамками. Каждая цивилизация в своем развитии проходит несколько этапов:возникновение, рост, зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение. Не всецивилизации могут пройти весь путь от начала до конца; некоторые из нихпогибают, не успев расцвести. Вначале Тойнби выделял 21, а затем 13цивилизаций. Таким образом, всемирная история предстает у него как суммаисторий отдельных цивилизаций, проходящих одинаковые фазы — от возникновения доразложения.
Прогресс конкретнойцивилизации определяется способностью людей, живущих в данном ареале, датьадекватный ответ исторической и природной ситуации. Если нужный ответ ненайден, то в социальном организме возникают аномалии, которые, накапливаясь,ведут к надлому, а затем — к упадку и гибели. К шестидесятым годам XX в.,считал Тойнби, на Земле сохранилось пять цивилизаций: восточно-христианская (срусской ветвью), индийская, западно-европейская, дальневосточная,мусульманская. На этапе расцвета находится западно-европейская, другие же — наэтапе надлома. Спасти можно только западно-европейскую цивилизацию путемвнедрения клерикализма, то есть через усиление позиций церкви в различныхсферах жизни. Избежать печального конца или хотя бы отдалить его, считалфилософ, можно лишь путем приобщения к «вселенской религии», которая можетвозникнуть на основе объединения существующих мировых проповеднических культов.
Системно-синергетическийподход к анализу общества основан на общей теориисистем, создателем которой считают австрийского биолога и философа Людвига фонБерталанфи (1901 — 1972). Синергетика как междисциплинарное направление научныхисследований возникает в 60—70-е гг. XX столетия. Такое название этойдисциплины было предложено немецким физиком Г. Хакеном. Буквально термин«синергетика» означает «теория совместного действия». Синергетика изучает общиезаконы самоорганизации различных систем.
С точки зрениясистемно-синергетического подхода, общество представляет собой открытую,динамическую, нелинейную, самоорганизующуюся систему. Поясним значение этихтерминов.
Система — совокупность взаимосвязанных элементов. При этомвозникающие в ней свойства и функции являются новыми; ими не обладает ни однаиз частей системы, когда они (эти элементы) находятся в разрозненном состоянии.Такие качества называют «системными». Если речь идет об обществе как системе,то его элементами являются — человек, личность, индивид, социальные группы иорганизации, отношения, состояния, процессы, уровни развития.
Динамическая система — этосистема, которая изменяет свое состояние во времени, например, живой организм,растение, человек.
Открытая система — этосистема, которая обменивается с внешней средой и энергией (природные системы),и веществом (биологические системы), и информацией (социальные системы).Открытыми являются почти все общественные системы. Между ними происходит обмен:1) природными богатствами, территориями, сферами жизненного пространства,человеческими ресурсами — ресурсная сфера; 2) товарами, капиталом —экономическая сфера; 3) идеями, информацией, ценностями — информационно-культурнаясфера.
Нелинейная система — этосистема, которая способна развиваться из одной точки по многим направлениям.Тем самым появляется ряд траекторий эволюции систем. Следовательно, путиэволюции таких нелинейных систем не являются строго предопределенными иодновариантными.
Примеры нелинейностиприменительно к развитию общества: Реально существует многообразиеисторического развития в эволюционном плане, то есть на нашей планетесосуществуют социальные системы с разным уровнем развития цивилизации, например,«развитые страны» и «развивающиеся страны».
Реально существуетмногообразие в политической и культурной жизни. Подразумевается, чтоодновременно сосуществует большое количество социальных систем с близкойэволюционной моделью. Например, разные варианты демократических государств. Какмноголинейный процесс предстает история эволюции человеческой цивилизации.Известно, что на основе земледелия на земном шаре возникли три разных типаобщества — азиатский, рабовладельческий и феодальный.
Для пояснения суждения о том, что социальные системы могут из«одной точки» развиваться различными путями, нужно отметить, что, с позицийсинергетики, разные варианты развития исторических событий существуютобъективно. Это означает, что они определяются внутренними чертами самойсоциальной среды, а не просто, как принято обычно думать, различными действиямиисторических личностей, вождей и событиями их жизни.
Самоорганизующаяся система —это система, которая спонтанно, самопроизвольно переходит из одного состояния вдругое, изменяя свою организацию, структуру. Примерами самоорганизациичеловечества являются вспышки эпидемий (чума, холера, оспа, грипп, СПИД),войны, вооруженные конфликты, различные катастрофы, что спонтанно регулируетчисленность населения.
В качестве примерасамоорганизации можно привести Интернет: распространение персональныхкомпьютеров и развитие электронной связи привело к возможности свободного испонтанного обмена и распространения информации по всей планете.
Итак, общество — этооткрытая, динамическая, нелинейная, самоорганизующаяся система.
Если общество рассмотреть всистемно-синергетическом контексте, то можно предложить следующие егохарактеристики.
1. Как открытая системаобщество взаимодействует с внешней средой (природой). Механизмом этого взаимодействияявляется материальное производство, благодаря которому происходит производство,обмен и распределение материальных благ.
2. Общество —самоорганизующаяся система, поэтому оно строится как иерархическая система. Всвязи с этим отношения, возникающие между элементами общества, приобретаютвластный характер, что ведет к возникновению такого элемента, как политика.
3. Общество каксамоорганизующаяся система порождает различные виды социальной информации(например, язык, знаковые элементы). Поскольку эта информация имеет смысл, тона ее основе возникает такое явление, как культура.
4. Общество — система нелинейная, поэтому оно развиваетсямноговариантно, многолинейно. В этом состоит отличие данной точки зрения,например, от концепций Г. Гегеля и К. Маркса, где история общества монолинейна,или взглядов О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского, где история полилинейна,то есть каждое общество (культура, цивилизация) имеют свою неповторимую судьбу.Свидетельством многолинейности общественного развития являются, например,отличия, которые существовали и существуют между европейским и восточным путямиразвития, между типами исторического развития Австралии, Африки, Южной Америки.
Поскольку обществоразвивается как самоорганизующаяся система, постольку в нем объективнодействует случайность, возникают флуктуации, то есть изменения, колебания. Темсамым происходят быстрые, скачкообразные преобразования общественных систем. Изсказанного следует, что будущее и отдельных стран, и всего человечества неявляется предопределенным.

Вопрос № 2
Структура общества и егоиерархические уровни
 
Структура общества
Поскольку общество — этосистема, то оно представляет собой совокупность элементов. Каковы же этиэлементы?
Во-первых, следует ответитьна вопрос: кто действует в обществе, то есть кто является субъектамиобщественной деятельности. Субъекты бывают индивидуальные (например, человек,личность, индивид) и коллективные (например, человечество, группа, семья,армия, народность, род, племя, нация, партия, организация).
Во-вторых, надо ответить навопрос: где действуют субъекты, то есть каковы сферы их деятельности? Впроцессе жизни люди производят вещи и предметы для удовлетворения своихпотребностей, познают мир, воспитывают детей, разрешают конфликты, создаютпроизведения искусства. Эти виды деятельности часто именуются сферамичеловеческой деятельности: материальное производство жилищ, продуктов питания,одежды; духовное производство — мораль, искусство, религия, философия, а такжетакие сферы, где материальное и духовное производство находятся в тесной связи,например, наука, экономика, политика, управление.
В-третьих, надо выяснить: с помощью каких средств субъектыосуществляют свою деятельность, то есть каковы механизмы деятельности? Людипроизводят материальные и духовные ценности, общаются друг с другом, решаютвсевозможные возникающие проблемы с помощью орудий труда, техники, социальныхорганизаций, законов, обычаев, традиций. Это также элементы общества.
В-четвертых, требуетсяответить на вопрос: в какие отношения вступают субъекты общественной жизни?Можно выделить четыре основных типа общественных отношений, которые такжеявляются элементами общества.
Экономические — связаны спроизводством материальных благ, их обменом и распределением, отношения поповоду собственности.
Культурно-идеологические —связаны с социализацией человека, развитием его задатков и способностей. Этиотношения складываются в сфере образования, науки, искусства, морали, религии,спорта. Например, моральные, эстетические, религиозные отношения.
Политические — это отношениямежду субъектами; связаны с деятельностью по управлению различными сферамиобщественной жизни (экономика, наука, воспитание). Ядром этих отношенийявляется борьба за власть.
Социальные — отношенияобщественного равенства и неравенства между субъектами (группы, классы),занимающими разное положение в обществе.
В-пятых, к элементамобщества относятся социальные процессы. Социальный процесс — это изменения,связанные с развитием и функционированием общества. Выделяют различные видыподобных процессов: эволюция, модернизация, реформа, революция, война,политическая борьба.
Итак, общество — этосамоорганизующаяся нелинейная система, представляющая совокупность человеческихиндивидов, связанных способами совместной деятельности (охота, земледелие,промышленное производство, управление и т.д.), отношениями, процессами иобъединенных в общности, например, род, племя, нация, семья, социальная группа.
В сокращенном вариантеданное определение предстает следующим образом: общество — самоорганизующаясянелинейная система, представляющая совокупность людей, связанных способамисовместной деятельности, отношениями, процессами и объединенных в общности.

Иерархические уровниобщества
Ранее была проведенаоперация выявления и классификации основных групп элементов общества. Однакоэти элементы имеют определенную иерархию — расположение в определеннойпоследовательности от высшего к низшему или наоборот.
Из каких иерархических уровней,то есть подсистем, состоит общество? Обычно выделяют четыре подсистемы илииерархических уровня общества — материальная, социальная, политическая идуховная.
Что собой представляютназванные уровни общества? Из каких элементов они состоят? Какие функции онивыполняют в социуме? Ответы на эти вопросы излагаются далее.

Вопрос № 3
Материальная жизнь общества.Роль техники в развитии общества
 
Материальная жизнь общества
Материальная жизнь общества— сфера общественной жизни, связанная с производством материальных ценностей иудовлетворением материальных потребностей людей. Обычно выделяют следующиеэлементы материальной жизни общества.
Материальные потребности. Потребность — это состояние субъекта, при котором он испытываетнужду или недостаток в чем-либо, необходимом для нормального функционирования.Примеры материальных потребностей: потребность в пище, одежде, жилище,технических устройствах и т. д.
Материальная деятельность — процесс, связанный с производством материальных ценностей.Главным элементом материальной деятельности является материальное производство.Это процесс, с помощью которого люди преобразуют предметы природы дляудовлетворения своих потребностей.
Материальные отношения — это связи, возникающие между субъектами в материальной жизниобщества. К ним относятся: 1) производственные отношения; 2) производительныесилы; 3) организационно-технические отношения (например, отношения междуконструктором и наладчиком, бригадиром и членами бригады).
Материальные условия жизни (быт): занятия домашним трудом, семейное обслуживание, удовлетворениефизиологических потребностей.
Техника и ее роль в развитииобщества
Данная проблема имеетотношение к такому направлению философских исследований, как философия техники.В рамках этого направления техника и технологии исследуются в различныхаспектах: методологическом, социальном, политическом, эстетическом,аксиологическом.
Например, методологическоенаправление исследований техники и технологий акцентирует внимание на изучениипоследствий внедрения во все сферы жизни компьютерной техники. Этопринципиально меняет не только производство, но и сферу образования,профессиональной подготовки, политические структуры общества, отношенияиндивида и общества. Аксиологический, культурологический аспекты ориентированына изучение причин противоречий, возникших в современную технотронную эру,например, глобальные проблемы и пути их разрешения.
Техника (от греч. techne— искусство, мастерство) — совокупность средств деятельности, направленныхна изменение мира (предметов, вещей) в соответствии с потребностями и желаниямичеловека.
По функциональному признакувыделяют следующие основные виды техники: производственная техника, техникатранспорта и связи, науки, военная техника, техника образования, культуры,быта, медицинская техника, техника управленческого аппарата.
Существуют разные точкизрения по поводу роли техники в развитии общества. Можно выделить четыреосновные позиции по этому вопросу.
1. Отрицательноеотношение к технике. Иногда оно выступает в виде технофобии. Это понятиеозначает, что мир техники воспринимается человеком как угроза его бытию.Имеется в виду, что техника не является абсолютным благом, она порождаетмножество побочных негативных эффектов. Например, французский философ Ж. Эллюльи представитель Франкфуртской школы Т. Адорно еще в первой половине XX в. обращаливнимание на то, что машинная цивилизация подавляет гуманистические идеалы инравственность, ведет к утрате человеческой индивидуальности.
Возрастающий страх передвойной и возможностью применения в глобальных масштабах ядерного оружия привелк тому, что техника часто рассматривается как враждебная человеку сила. Она всеболее выходит из-под контроля человека. Более того, она начинает угрожатьсуществованию всего человечества (например, возникновение глобальных проблемсовременности). Представители такой точки зрения называют технику«демонической» или «апокалипсической» силой. Термин «апокалипсический» означаетпериод времени, когда человеческому существованию угрожают различные могучие истрашные силы (например, атомная бомба, загрязнение окружающей природы).Употребляя этот термин, часто имеют в виду четырех апокалипсических всадников,о которых говорится в шестой главе Откровений Иоанна: чума, война, голод,смерть. Таким образом, поскольку техника — это демоническая сила, способнаяуничтожить человечество или изменить человеческую природу, постольку онаспособна вызывать экзистенциальный страх — страх за существование. Причем отэтого страха практически невозможно избавиться, если цивилизация будет и далееразвиваться по пути развития техники. Этот страх превращается в настоящуюболезнь.
2. Положительноеотношение к технике как главной помощнице человека начало формироваться сконца XVII в. и имеет много приверженцев сегодня. Представители этой точкизрения обращают внимание на то, что развитие техники способствует: 1) повышениюпроизводительности труда; 2) замещению техническими средствами многих трудовыхфункций человека; 3) постепенному, но неуклонному вытеснению человека из самыхопасных, трудоемких процессов материального производства, когда он перестаетбыть «механическим орудием»; 4) усилению многих человеческих возможностей(физическая сила, быстродействие, счет, память).
Так, например, созданиепараллельных суперкомпьютеров позволило использовать современную вычислительнуютехнику для проведения виртуальных ядерных испытаний, контроля над имеющимсяядерным оружием, прогнозов глобальных климатических изменений, создания новыхлекарственных препаратов без лабораторных испытаний, решения ресурсоемкихвычислительных задач в таких областях, как генетика, астрономия, биржевыерасчеты.
3. Технологическийдетерминизм представляет собой совокупность взглядов, объединенныхпостулатом, что техника играет определяющую роль в общественном развитии.Представители этой позиции, например, американские социологи Д. Белл, У.Ростоу, О. Тоффлер, французский социолог Р. Арон, считали, что решающеезначение в общественной жизни принадлежит технической и технологическойсторонам производства. Эта теория используется в концепциях индустриального,постиндустриального, информационного общества. В рамках этих концепцийобосновывается суждение о том, что созданная человеческим разумом техническаяцивилизация обладает независимостью от человека и общества, и техника ставитсяв ряд с природными явлениями как надчеловеческая данность, обладающая своимисобственными внутренними, независимыми от общества законами.
4. Техника помогает человеку, но она не должна быть главнымусловием его развития. Эту точку зрения можно изложить на примере взглядоврусского философа Н. Ф. Федорова (1828-1903), который считал, что человекглавное внимание уделял созданию искусственных орудий, «приставок» к своемутелу, то есть технике, увеличивая таким образом свою силу, скорость и другиевозможности. Это ведет к тому, что разрыв между мощью техники и слабостьючеловека постоянно увеличивается. С точки зрения Н. Федорова, такой разрывможет и должен быть преодолен. Считая техническое развитие лишь временной ибоковой ветвью развития общества, философ был уверен, что в дальнейшем эволюциячеловека пойдет другим путем. Этот путь он назвал «тканетворение». Имеется ввиду, что человек всю силу своего ума, творчества, смекалки обратит не насоздание все более изощренных, новых «приставок» к своему телу (техническихсредств), а на совершенствование самого тела, что приведет даже к созданиюновых органов для решения возникающих задач. Например, наряду с легкими — жабр(может быть создан человек-амфибия), наряду с руками — крыльев и т. п. Темсамым человечество покинет боковую, тупиковую ветвь своего развития, перестанетбыть для природы грозной, внешней силой, как какой-нибудь завоеватель, а,наоборот, «тонко сольется с природой» как ее важная составляющая.

Вопрос № 4
Социальная жизнь исоциальная структура общества
Социальная жизнь общества —это деятельность субъектов (личностей, групп), направленная на сохранение иразвитие условий своего существования. Элементом социальной жизни обществаявляется социальная структура общества. В понятие «социальная структура» входятразличные объединения членов общества. Такие объединения называются термином«общность».
Социальная общность —совокупность людей, объединенная в целое по каким-либо признакам. Различаютследующие виды общностей: 1) устойчивые (классы, нации, партии) и временные(участники собраний, митингов, пассажиры купе в поезде); 2) объективноскладывающиеся (народность, нация) и сознательно создаваемые (партии,общественные организации).
Социальная структура — этосовокупность устойчивых и объективно складывающихся общностей. Выделяютследующие основные типы таких общностей: класс, социальный слой, социальнаягруппа. Социальная структура общества включает в себя следующие элементы:
1) социально-классоваяструктура — совокупность классов и социальных слоев (рабочие, предприниматели,крестьяне);
2) социально-этническаяструктура — общности выделяются на основе этнического признака (род, племя,нация, этнос);
3) социально-демографическаяструктура — общности выделяются на основе таких критериев, как пол и возраст(женщины, мужчины, молодежь, пенсионеры);
4) социально-профессиональнаяструктура — общности выделяются на основе такого критерия, как квалификация(низкая, средняя и высокая квалификации);
5) социально-территориальнаяструктура (население города и деревни, малых и больших городов, населениеразличных регионов).
Одним из элементовсоциальной структуры общества является семья. Рассмотрим вопросы: что такоесемья? как и когда она возникла?
Семья — социальная группа,члены которой объединены брачными и родственными отношениями, общностью быта ивзаимной моральной ответственностью. Юридической основой семьи является брак.Брак — важный элемент семьи, но семья вполне может существовать и тогда, когдаона теряет этот элемент (например, семья — мать и дети без отца или отец и детибез матери). Семья в своем развитии прошла следующие основные этапы.
На первых стадияхстановления общества (первобытное стадо) половые отношения носилинеупорядоченный характер. В основе этих отношений лежали преимущественнобиологические инстинкты. Института семьи в этот период не существовало. Впоследующем возникают табу (запреты), ограничивающие круг лиц, между которымиобщество разрешало свободные половые отношения. Так возникает групповой брак,характерный для родового строя, в частности, для первых этапов развитияобщества в условиях матриархата.
Затем происходит переход отгруппового брака к парному браку. При этом браке мужчина живет с одной женой,но брачные узы весьма непрочные и могут быть легко расторгнуты любой стороной.На основе парного брака начинают возникать малоустойчивые семьи, однакоосновной ячейкой общества, по-прежнему, является род, а не семья.
В условиях патриархата (назакате первобытного общества) возникает новая форма семьи: моногамная семья. Ееотличие от парной семьи заключалось, прежде всего, в том, что моногамная семьясоздавалась, главным образом, в интересах мужчины, а именно: для рождения ивоспитания наследников его имущества. Моногамия не только допускает, но иделает правилом вступление в брак по экономическому расчету. Мужчины оставлялиза собой право на развод и право на супружескую неверность. В результатемоногамная семья оказалась дополнена полигамными отношениями, но только в новыхформах: гетеризм, проституция, адюльтер. По мере дальнейшего развитияцивилизации (феодализм, индустриальное и постиндустриальное общество)моногамная семья приобретает новые черты. Например, возникают патриархальныесемьи, где несколько поколений живут вместе. Такая семья была обычна длякрестьян, купцов и приветствовалась властью в царской России. Сегодня идеаломпредставляется нуклеар-ная семья, где вместе живут только родители и дети досовершеннолетия или вступления в брак.
Изучая вопрос о социальной жизни общества, нужно иметьпредставление о теориях социальной стратификации и социальной мобильности.
 
Теория социальнойстратификации
Основы теории социальнойстратификации заложил немецкий политэконом и социолог Макс Вебер (1864—1920).Он рассматривал социальную структуру как многомерную систему, в которой нарядус классами и отношениями собственности важное место принадлежит статусу. Статус— это положение, которое занимает личность в соответствии с возрастом, полом,национальностью, профессией, семейным положением.
В теории социальнойстратификации можно выделить три направления.
1. Критерием выделения слоевобщества является социальный престиж. Это оценка обществом и ее членами позициии положения (высокое — низкое) различных групп в социуме.
2. Главным для выделениясоциальных слоев являются самооценки людей относительно их социальной позиции —престижа.
3. При выделении социальныхслоев используются такие критерии, как профессия, доход, образование, районпроживания, тип жилища и т. п.

Теория социальноймобильности
Термин «социальнаямобильность» введен в социологию американским социологом русского происхожденияПитиримом Сорокиным (1889—1968). Социальная мобильность — это изменениеиндивидом или группой социальной позиции, статуса, места, занимаемого всоциальной структуре, то есть перемещение внутри структуры общества.
По направлениям перемещенийлюдей в обществе различают следующие виды мобильности:
— вертикальная: восхождение— нисхождение, то есть движение вверх или вниз в системе социальных позиций;
— горизонтальная:передвижения на одном и том же социальном уровне.
В качестве примеров социальной мобильности могут выступать:миграция населения, текучесть кадров, изменение места жительства, состоянияздоровья.

Вопрос № 5
Духовная жизнь общества: еесущность и структура, закономерности изменения
 
Структура духовной жизниобщества
Духовная жизнь общества —сфера общественной жизни, связанная с производством духовных ценностей иудовлетворением духовных потребностей. Духовная жизнь общества представляетсобой динамично функционирующую систему идеологических отношений и процессов,взглядов, чувств, идей, теорий, мнений, возникающих в обществе, а такжеособенности их функционирования, распространения, поддержания. Рассмотримсодержание духовной жизни общества, то есть выясним, какие основные элементывходят в нее.
Духовная деятельность(деятельность в сфере духовного производства) включает в себядуховно-теоретическую деятельность (выработка знаний, мнений, представлений) идуховно-практическую деятельность, представляющую собой деятельность повнедрению созданных духовных образований в сознание людей (образование, воспитание,выработка мировоззрения). Включает в себя и такой элемент, как духовноепроизводство, которое осуществляется особыми группами людей и основано наумственном, интеллектуальном труде.
Духовные потребности.Потребность — это состояние субъекта, при котором он испытывает недостаток вчем-либо, необходимом для жизни. Примеры духовных потребностей: образование,познание, творчество, восприятие произведений искусства и т. д.
Духовное потребление.Представляет собой процесс удовлетворения духовных потребностей. Для этогосоздаются специальные социальные институты — учебные заведения различногоуровня, музеи, библиотеки, театры, филармонии, выставки и т. д.
Духовное общение. Выступаетформой обмена идеями, знаниями, чувствами, эмоциями. Осуществляется с помощьюязыковых и неязыковых знаковых систем, технических средств, печати, радио,телевидения и т. д.
Духовные отношения. Представляют собой взаимосвязи междусубъектами в сфере духовной жизни (моральные, эстетические, религиозные,политические, правовые отношения).
Структура духовной жизниобщества может быть рассмотрена и с других позиций.
Духовная жизнь выполняетразличные функции, и на этом основании можно выделить три ее сферы:общественная психология, идеология и наука.
Сложны и многообразны улюдей духовные потребности, которые формировались и формируются в ходепрактической жизни. Для их удовлетворения в обществе возникают формы духовнойжизни: мораль, искусство, религия, философия, политика, право. Рассмотримспецифику и функции сфер и форм духовной жизни общества.
 
Сферы духовной жизни
1. Общественнаяпсихология — это совокупность взглядов, чувств, переживаний, настроений,привычек, обычаев, традиций, возникающих у большого коллектива людей на основеобщности социально-экономических условий их жизни. Общественная психологияформируется стихийно, под непосредственным влиянием социальных условий,реального жизненного опыта, воспитания, обучения.
Как сфера духовной жизниобщественная психология выполняет некоторые функции, которые проявляются, вчастности, при решении практических задач повседневной жизни. Обычно выделяюттри основные функции.
Регулятивная функция. Выражается в регулировании отношений между людьми. Она проявляетсяв том, что общественная психология обеспечивает приспособление людей к существующимобщественным отношениям и посредством привычек, общественного мнения, обычаев,традиций регулирует отношения.
Информативная функция. Проявляется в том, что общественная психология вбирает в себя опытпредшествующих поколений и передает его новым поколениям. Особое значениепринадлежит здесь обычаям, традициям, которые хранят и передают общественнозначимую информацию. Большую роль эта функция играла на ранних стадиях развитияобщества, когда еще не было письменности и тем более других средств информации.
Эмоционально-волеваяфункция. Проявляется в стимулировании людей кдеятельности. Это особая функция: если первые две функции могут быть выполненыпри помощи других средств, то эта функция выполняется только общественнойпсихологией. Человек должен не только знать, что ему делать, но и захотеть этоделать, для чего должна пробудиться его воля. В этом случае можно говорить обэмоционально-волевых состояниях массового сознания. Сущность всехобщественно-психологических явлений заключается в том, что они представляютсобой коллективно обусловленное эмоциональное отношение к общественным игрупповым задачам.
Среди всех явленийобщественной психологии можно выделить более устойчивые и более подвижные. Кнаиболее устойчивым элементам общественной психологии относятся: привычки,обычаи, традиции. К наиболее подвижным следует отнести различные побудительныесилы деятельности масс, такие как: интересы, настроения. Они могут быть крайнескоротечны, например, реакция зрительного зала на кинокомедию или паника.
Особое место в структуреобщественной психологии занимает мода, которую можно охарактеризовать какдинамичную форму стандартизованного массового поведения, возникающую подвлиянием доминирующих в обществе вкусов, настроений, увлечений. Мода —одновременно одно из самых устойчивых явлений общественной психологии (онавсегда есть) и самых подвижных (она постоянно меняется).
2. Идеология —следующая сфера духовной жизни общества. Этот термин был впервые введен внаучный оборот в начале XIX в. французским философом Д. де Траси (1734-1836)для обозначения науки об идеях, призванной изучать их происхождение изчувственного опыта.
Сегодня идеологияпонимается, прежде всего, как система идей, взглядов, выражающих интересы,идеалы, мировоззрение общества, социальной группы или класса. В качествереальной причины социальных действий, стоящей за непосредственными мотивами,идеями участвующих в тех или иных действиях субъектов, можно считать интерескак осознанную потребность.
Идеология общества, впротивоположность общественной психологии, складывающейся в основном стихийно,вырабатывается наиболее подготовленными представителями социальной группы,класса — идеологами. Поскольку идеология является теоретическим выражениеминтересов социальных групп, классов, наций, государств, постольку она отражаетдействительность с определенных социальных позиций.
Как сфера духовной жизниидеология выполняет следующие основные функции:
— выражает интересыобщества, социальных групп и служит руководством к действию для ихосуществления; идеология может быть религиозной или светской, консервативнойили либеральной, она может содержать истинные и ложные представления, бытьгуманной или антигуманной;
— защищает политическийстрой, который отвечает интересам данного класса, социальной группы;
— осуществляет передачуопыта, накопленного в процессе предшествующего развития идеологии;
— обладает способностьювлиять на людей путем обработки их сознания, противостоять или бороться сидеями, выражающими интересы противоположного класса, социальной группы.
Критерием ценности идеологиивыступает ее способность обеспечить духовные предпосылки политического,управленческого влияния того или иного класса, социального движения, партии вделе достижения своих интересов.
3. Наука — сферадуховной жизни общества, содержание ее рассматривается в разделе данногопособия «Философия науки».
 
Формы духовной жизниобщества
1. Мораль (моральноесознание). В процессе общественной жизни люди постепенно начинают понимать,какие действия, поступки человека в отношении к другим людям соответствуютобщественному благу или, наоборот, приносят вред обществу. В связи с этимформируется нравственное сознание, включающее в себя представления о добре,зле, долге, чести, совести. В содержание морали включаются нравственные нормы,правила, обычаи, традиции. В структуре нравственного сознания выделяют трикомпонента.
1. Нравственнаяпсихология. Проявляется в чувствах, взглядах, идеалах, общественном мнении,в обычаях и традициях социальных общностей.
2. Нравственнаяидеология. Это теоретическое обоснование с классовых илисоциально-групповых позиций морали общества. Нравственная идеология выражается,например, в заповедях, различных кодексах (христианские заповеди, кодекс честифеодального рыцаря, моральный кодекс строителя коммунизма).
3. Этика — наука оморали. Эта философская дисциплина изучает вопросы, связанные с происхождениемморали в обществе, функциями, которые мораль выполняет, исследует историюэтических учений, критерии нравственного прогресса.
При рассмотрении моралиследует использовать исторический подход, то есть учитывать, что моральисторически изменчива. То, что в одних исторических условиях, у одних народовможет признаваться моральным — у других может быть аморальным.
Как форма духовной жизниобщества, мораль выполняет определенные функции. Главная из них — регулятивная.С помощью таких явлений, как табу, моральные нормы, традиции, обычаи, правиламораль регулирует взаимоотношения людей, их поведение во всех сферах жизни: вбыту, политике, семье, служебных коллективах и т. д.
2. Искусство. Если внравственности главные понятия — это добро и зло, то в искусстве — прекрасное ибезобразное. Искусство базируется на стремлении человека к прекрасному. Этостремление называется эстетическим отношением к действительности. Наиболеесовершенным проявлением эстетического отношения к миру является искусство,которое включает в себя следующие основные элементы:
Эстетическая психология — чувства, представления о том, что красиво или некрасиво,возникающие у каждого человека на основе его жизненного опыта и независимо отего образования, а также обычаи и традиции, связанные с общественным мнением осущности прекрасного.
Эстетическая идеология — классовое, групповое мнение о том, что есть красота (например,сформированная колодкой ножка пятилетней девочки у взрослой женщины, что делалоее практически калекой, признавалась в древнем Китае красивой, поскольку этоподчеркивало привилегированное положение знатной дамы); использованиепроизведений искусства для пропаганды классовой, групповой идеологии.
Эстетика — наука о прекрасном,обладающая своим категориальным аппаратом, исследующая вопросы, связанные сособенностями восприятия прекрасного, проблемы функционирования искусства, егоисторию, стили, жанры.
Искусство — особая формаотражения действительности и выражения духовного мира художника, создателяпроизведения в художественных образах. Виды искусства — живопись, скульптура,литература и т. п. В своем развитии искусство обладает относительнойсамостоятельностью, что проявляется, прежде всего, в преемственности егостилей, форм, жанров.
Роль искусства в обществеследует рассматривать через его функции.
Коммуникативная функцияискусства. Искусство сродни языку, онопомогает общаться, несет в себе информацию. Здесь необходимо отметить такую частовстречающуюся особенность: индивидуальная информация художника, его глубоколичные переживания, его видение могут приобрести черты всеобщности, как бырассказать другим людям об их собственных переживаниях. Поэт Е. Евтушенкорассказывал, что стихотворение «Со мною вот что происходит: ко мне мой старыйдруг не ходит, а ходят в мелкой суете разнообразные не те...», в котором онвыразил свои сугубо личные переживания и даже не собирался его публиковать,было напечатано в газете «Комсомольская правда». После этого поэт получалтысячи писем, в которых люди спрашивали его, откуда он узнал, что с нимипроизошло и как он мог так точно выразить их ощущения.
Просветительская илипознавательная функция искусства. Произведенияискусства содержат в себе знания о мире, но не в научной,абстрактно-теоретической форме, а в форме личностной, образной. Сравните,например, наши знания о Великой Отечественной войне, почерпнутые из учебниковистории, и песни, стихи, фильмы о тех годах.
Воспитательная функцияискусства. Зачастую значение этойфункции преувеличивают, иногда вообще признают чуть ли не единственной. Так, Л.Толстой, Н. Чернышевский и многие другие считали, что если искусство невоспитывает, да еще в определенном идеологическом направлении (последнееутверждали представители социалистического реализма), то оно вообще не имеетправа на существование. Часто встречается и упрощенное понимание этой функции:произведение искусства воспитывает тем, что читает нотации, приводитположительные примеры. На самом деле, воспитательная функция искусствапроявляется в том, что оно заставляет смотреть на мир глазами художника,сопереживать, то есть буквально пережить то или иное событие, сделать егофактом своей биографии. Естественно, это может произойти тогда, когда переднами — настоящее произведение искусства и оно понятно.
Гедонистическая функцияискусства (от греч. hedone — наслаждение).Естественная тяга людей к искусству объясняется тем, что произведения искусствадоставляют людям наслаждение, а не просто скрашивают длинный путь (чтениедетектива) или помогают пищеварению (прослушивание после обеда музыки). Речьидет об эстетическом наслаждении. Многие мыслители, деятели искусства считалиэтот вид наслаждения наивысшим. Гедонистическая функция — это важнейшая,ключевая функция искусства: если она не работает, то есть человек по той илииной причине не испытывает эстетического наслаждения (произведение не понятноили не имеет отношения к настоящему искусству), то человек не будет нипросвещаться, ни воспитываться, ни с удовольствием и легкостью общаться с теми,кто одновременно с ним смотрит фильм, живописное полотно.
3. Религия — этосоциальное образование, включающее в себя религиозные институты, системудогматов, культовых и обрядовых действий, взаимоотношения между верующими ирелигиозными организациями, религиозное сознание. Признаком религиозногосознания является вера в таинственное, сверхъестественное, неподвластноеобъяснению с точки зрения разума.
По вопросу о происхождениирелигии существуют разные точки зрения.
1. Бог существует, Богедин для всех, существование многих религий, конфессий — это временноесостояние общества, в будущем сформируется единая религия, путь к этому далек,начинать надо с попыток объединения всех христианских религий. Такую позициюможно назвать веротерпимостью. На другом полюсе существует точка зрения,которую можно назвать религиозной нетерпимостью, — истинна только какая-либоодна религия, существует только тот Бог, которого она признает.
2. Существует некийКосмический Разум, который люди назвали Богом. В ходе развития науки итехники люди постепенно научатся с ним общаться, смогут понимать друг друга.
3. Бога нет, религия— «опиум для народа». С этой точки зрения выделяются две основные причинывозникновения религии: а) социальные — бессилие и страх людей: первоначально—перед силами природы, затем — перед грозными социальными силами (конфликтами,войнами, безработицей и т. д.); б) гносеологические — существование еще непознанного, которое люди ошибочно считают принципиально непознаваемым, а такжеспособность мозга обобщать, абстрагировать и образовывать общие понятия, средикоторых могут быть такие, как «ангел», «Бог».
Религия в обществе выполняетнесколько функций: регулятивную, мировоззренческую, коммуникативную. Приизучении этого вопроса необходимо обратить внимание на компенсаторную функциюрелигии. Ее смысл заключается в том, что религия может утешать человека;снимать стрессовые состояния; смягчать существующие в жизни противоречия:смертный становится бессмертным (точнее его душа), мир зла замещается царствомБожьим.
4. Политическое иправовое сознание. Данные продукты цивилизации возникают вместе споявлением частной собственности, государства. Эти обстоятельства порождаютполитические и правовые интересы и потребности. Возникают политические иправовые отношения, создаются политические и правовые организации. На этойоснове появляются политическое и правовое сознание.
Эти формы общественногосознания включают в себя: 1) взгляды, чувства, настроения, обычаи, традиции(например, классовой ненависти или солидарности) — то, что можно назватьполитической и правовой психологией; 2) идеи, концепции, в которых классовые,групповые цели и интересы находят свое теоретическое выражение и обоснование всистематизированной форме — это политическая и правовая идеология.
Политическая идеология выражается в партийных программах,декларациях, манифестах, уставах. Правовое сознание отражает правовые отношенияв обществе, то есть отношения между социальными группами, нациями, народностямипо поводу прав, обязанностей, привилегий и т. д. Правовое сознание предстает ввиде совокупности чувств, взглядов, теорий о свободе, равенстве,справедливости, о правах и обязанностях, находящих свое отражение как в обычаяхи традициях (психологический уровень), так и в законах, указах, конституциях,законодательных актах государства (идеологический уровень).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психология деятельности и способности человека
Реферат Персонал стенда
Реферат Проектная деятельность учащихся
Реферат Работа с Базами данных в Delphi
Реферат Анализ платежеспособности предприятия на примере ООО Сапсан
Реферат Применение близнецового метода в оценке адаптации к учебной нагрузке
Реферат Приемы конструктивного и деструктивного взаимодействия в конфликте
Реферат Aeneid Essay Research Paper The Aeneid In
Реферат Принцип Питера и формы продвижения по службе
Реферат Проблемный эксперимент с животными как средство гуманизации личности ребенка
Реферат Зарубежная литература XIX века
Реферат Аспекты кибермаркетинга, проблематика, динамика развития и перспективы
Реферат Психологические сопротивления и защиты
Реферат Представления учителей о проблемах старшеклассников
Реферат Проблема информационного насилия в школе