ПИФАГОРЕИЗМ, религиозно-философское учение в Др. Греции 6-4вв. до н. э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе какоснове всего существующего. Числовые соотношения — источник гармонии космоса,структура которого мыслилась в пифагореизме как физико-геометрическо-акустическоеединство (см. также Гармония сфер). Пифагореизм внес значительный вклад вразвитие математики, астрономии (утверждение о шарообразности Земли) иакустики. Вместе с орфиками пифагорейцы учили опереселении душ (см. Метемпсихоза) и разработали сложную систему культовыхзапретов («пифагорейский образ жизни»).
«Золотые стихи»Пифагора
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ, система отношений звуков по высоте. Тотили иной музыкальный строй характеризуется рядом чисел, каждое из которыхпоказывает отношение частот колебаний верхних и нижних звуков интервала. Дляодноголосной музыки ряда европейских народов типичен Пифагоров строй, в которомв качестве основы используется чистая квинта с отношением частот 3:2. Примернос 16 в. в многоголосной музыкераспространился т. н. чистый строй. В нем, кроме квинты, основанием служитбольшая терция (5:4). К нач. 18 в. утвердилсяравномерно-темперированный строй, в котором чистая октава (2:1) поделена на 12равных полутонов (см. Темперация).
ПИФАГОРОВЫ ЧИСЛА, тройки таких натуральных чисел, чтотреугольник, длины сторон которого пропорциональны (или равны) этим числам,является прямоугольным, напр. тройка чисел: 3, 4, 5.
ПИФАГОР Самосский (6 в. до н. э.), древнегреческий философ,религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик.Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательствотеоремы Пифагора и др.
ГЕРАКЛИТ Эфесский (лат. Heraclitus, греч. Ираклитос)(около 550 до н.э., Эфес, Малая Азия — около 480 до н.э.), древнегреческийфилософ, один из крупнейших представителей ионийской школы философии.Первоначалом сущего считал огонь. Создатель концепции непрерывного изменения,учения о «логосе», который истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость»,«вечность». Гераклиту приписывалось знаменитое изречение «нельзя дважды войти водну и ту же реку». Наряду с Пифагором и ПарменидомГераклит определил основы античной и всей европейской философии. Выявляявсестороннюю загадочность знакомого мира мифа, обычая, традиционной мудрости,Гераклит открывает само бытие как загадку.
Коренной житель Эфеса, сын Блосона,Гераклит принадлежал к древнему аристократическому роду, восходящему коснователю Эфеса Андроклу. Благодаря происхождению Гераклитобладал рядом «царских» привилегий и потомственным жреческим саном при храмеАртемиды Эфесской. Однако в его годы жизни власть вЭфесе уже не принадлежала аристократам. Философ не участвовал в общественнойжизни города, он отказался от своих титулов, резко отрицательно отзывался огородских порядках и презрительно относился к «толпе». По его словам, «эфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всехпоголовно» за то, что они изгнали его друга Гермодора,«сказавши: «Среди нас никто да не будет наилучшим»». Законы города он считалстоль безнадежно плохими, что отказал согражданам в просьбе дать им новые,заметив, что лучше играть с детьми, чем участвовать в государственных делах.
Гераклит не покидал Эфеса и ответил отказом на приглашенияафинян и персидского царя Дария. По некоторым свидетельствам, Гераклит былучеником Ксенофана и Гиппаса-пифагорейца,по другим же — не был ничьим учеником, но все «узнал от себя самого».Многочисленные анекдоты о смерти Гераклита основаны на некоторых егоизречениях, превратно истолкованных и передаваемых понаслышке.
Главный труд Гераклита – книга «О природе» сохранилась вотрывках, но обширно цитируется в работах позднейших античных философов(Платона, Аристотеля и др.). Эта книга состоит из трех частей: о природе, о государствеи о боге, и отличается оригинальностью содержания, образностью иафористичностью языка. Вместе с тем книга трудна для понимания, за что уже вантичные времена Гераклит получил прозвище Скутинос(Темный).
Основная идея Гераклита заключается в том, что в природе нетничего постоянного. Все в природе подобно движению реки, в которую нельзя войтидважды. Одно постоянно переходит в другое, меняя свое состояние. Символическимвыражением всеобщего изменения для Гераклита является огонь. Огонь естьнепрерывное самоуничтожение, он живет своей смертью. Гераклит ввел новоефилософское понятие – логос (слово), подразумевая под этим принцип разумногоединства мира, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположныхначал. Противоположности находятся в вечной борьбе, порождая новые явления(«раздор есть отец всего»).Человеческий разум и логос имеют общую природу, нологос существует в вечности и управляет космосом, частицей которого являетсячеловек.
Традиция сохранила образ Гераклита-мудреца, высокоумногоодиночки, презиравшего людей (и тех, кто славился в качестве мудрецов), занепонимание того, что они сами говорят и делают. Истолковав учение Гераклита вдухе расхожей мировой скорби о скоротечности жизни и всего в мире, популярнаяфилософия видела в нем прототип «плачущего мудреца», подобно тому как в Демокрите находила тип «мудреца смеющегося». МудростьГераклита, отрешенная от многознающего невежествалюдей и живущая в соседстве с простой мудростью бытия, запечатлена характернойсценой: некие странники, пожелавших взглянуть на прославленного мудреца,останавливаются на пороге убогого жилища, смущенные зрелищем невзрачногочеловека, который греется у очага. «Входите, слышат они, и здесь тоже обитаютбоги» (Аристотель, «О частях животных»).
Гераклит изъяснялся столь сжато и многозначно. Его изречениячасто подобны фольклорным загадкам или речениям оракула, который, по словамГераклита, «… и не говорит, и не утаивает, а подает знаки». Одни полагают,что, написав свое сочинение («Музы» или «О природе») нарочито темно и отдав егона хранение в храм Артемиды Эфесской, Гераклит будтобы хотел уберечь его от невежественной толпы. Другие видят здесь именно ясновыраженную темноту и загадочность того самого, что подлежит сказыванию.Аристотель объясняет темноту речений Гераклита их синтаксическойнеопределенностью, вследствие чего высказывание можно прочитать по-разному.Изречения Гераклита в самом деле обнаруживают продуманное строение, особуюпоэтику. Они насыщены аллитерациями, игрой слов, внутренне связаны хиазмами,инверсиями, бессоюзным синтаксисом или паратаксисом, характерным для строявнутренней речи, речи, обращенной не столько к другим, сколько к себе, слушающейсебя, готовой к переосмыслению, к возвращению в стихию мыслящего молчания.Когда трагик Еврипид спросил Сократа о сочинении Гераклита, тот ответил: «Чтопонял великолепно, чего не понял, думаю, тоже, а впрочем, нужен прямо-таки делосский ныряльщик».
Вопрос, на который отвечает Гераклит, как все есть одно, иличто такое (одно) бытие (множественного) сущего? Самый известный ответ на этотвопрос состоит в тезисе «все течет, ничто не покоится». В существовании многоготечет (проистекает, происходит) единое бытие. Быть — значит постоянностановиться, перетекать из формы в форму, обновляться, подобно тому, как та жесамая река несет новые и новые воды. Другой метафорой бытия как постояннопроисходящего оказывается у Гераклита горение, огонь. Строй самодовлеющего мира(«космос») есть «вечноживой огонь, мерновозгорающийся, мерно угасающий». Единое бытие словно разгорается множествомсущего, но и гаснет в нем, равно как и сущее, разгораясь бытием, гаснет в егоединстве.
Еще одна метафора того же самого — игра: каждый раз новаяпартия той же самой игры. Становление и постоянство, множественностьсуществующего и единство бытия совмещаются, когда поток мыслится впадающим всамого себя, возгорание и угасание, начало и конец совпадают. Единое бытиемножества, мыслимое как поток, впадающий в самого себя, или горение, гаснущее вмеру разгорания, точнее (и загадочней) передаетсяуяснением целого как внутренней взаимосвязи противоположного: бытие (течение)ночи и дня есть взаимооперетекание и внутреннеесоприсутствие, жизнь живет противоборством смерти, но этим же «живет» и смерть;взаимны бессмертие бессмертных и смертность смертных; противоборствующее этимсамым противоборством прочно сцеплено в единую гармонию существования, котораяподобна «гармонии лука и лиры». Мир как противоборство противоположногоГераклит передает образом мира-схватки, мира-сражения («полемос»).«Нужно знать, что сражение всеобще, и тяжба правда, и все становится тяжбой и взаимообязанностью». «Война отец всех, царь всех: одних онаобъявляет богами, других людьми, одних творит рабами, других свободными».
Образ всеобщего сражения, которым охвачено все сущее в целоми в котором каждое сущее схвачено в том, что собственно оно есть, оказываетсятакже и образом понимания всего и каждого. Таков всеобщий ум в отличие отчастных недо-разумений, единая и единственнаямудрость, соответствующая складу самого сущего, тому, как множество сущегослагается в единство бытия. Этот склад, «слог» подобен тому, как из множестваслов слагается единое слово поэмы, космос речи, несущей в себе «образ мира вслове явленный» (Б. Пастернак). Отсюда тема «логоса », имеющая, судя понекоторым фрагментам, особое значение для Гераклита. Сочинение («логос»)Гераклита открывалось словами: «Относительно этого логоса сущего всегда непонятливылюди...». Аристотель поясняет на этом примере «темноту» Гераклита: если«всегда» относить к «сущему», речь, кажется, идет о «логосе» самого сущего,если же к «непонятливы», то имеется в виду просто сочинение Гераклита. Ноименно эта двусмыслица и важна для Гераклита. Греческое слово «логос» значит«слово», «речь», «сочинение», «отчет», но так же и само подотчетное, «положениевещей», «соотношение сил». «Логос»-слово о целом призвано передать, как всесложено в целостность «логоса»-бытия. «Не мне, а «логосу» внимая, мудросогласиться: все есть одно». «Логос» — это форма, то общее, что позволяетпередать склад вещей соответствующим складом речи. Отсюда «темнота» изреченийГераклита: бытие, происходящее в противоборстве вещей, схватывается мыслью,живущей противоречием речей.
Написал: Полуянов А. В.
Проверил: Петрова М. А.
2006 год.