Реферат по предмету "Философия"


Учение о диалектике

/>/>/>Министерство образования и науки РоссийскойФедерации/>/>/>ПГУ/>/> Контрольнаяработа/>/>/>По философии/>/>/>На тему:
Учениео диалектике
 
 
 
Выполнила:
студентка 2 курса
гр. 08ЗЭП61
Спицына Н.И./>/>/> Пенза,2010
Введение
Постоянно развивающаясяборьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего иисчезающего приводит мир к новым структурам.
Сама эта борьбаобъективно предполагает необходимость диалектики — научной теории развития,метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит вмире, а именно: изменение, движение и развитие — подчиняется законамдиалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собойстройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов иявляется бесценным творением человеческого разума.
Чтобы понять диалектику,надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика как термин используетсяв смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.
Диалектика как понятиеупотребляется в трёх значениях:
1)Под диалектикойпонимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов,действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы,диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторонамыслительного процесса. Это объективная реальность.
2)Субъективнаядиалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражениеобъективной диалектики в сознании.
3)Философское учение одиалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называетсяучением о диалектике, теорией диалектики.
Диалектика может бытьматериалистической и идеалистической. Мы рассматриваем материалистическуюдиалектику. Материалистическая диалектика представляется в виде целостнойсистемы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённоеместо и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такойсистемы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связейдействительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движенияи развития.
Диалектика как категорияимеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякогодвижения.
Ныне в науке аксиоматичнои бесспорно положение о том, что наше субъективное мышление и объективный мирподчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия междуними быть не может.
1.Диалектика как учение о саморазвитии мира
Диалектика включает всебя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия имышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывахпостепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, онаимеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы зановооткрывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классическойфилософии Канта и Гегеля. Термин «диалектика» в школе Сократа-Платонаозначал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в сужденияхпротивника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародышсовременного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мири мир идей в движении, противоречиях, развитии.
Диалектика — это наука оразвитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы,общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективнуюдиалектику. Объективная диалектика — это диалектика реального мира, природы иобщества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение иуничтожение явлений природы и общества. Субъективная — это отражениеобъективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании.Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика,диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природедвижения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектикавещей определяет диалектику идей. Диалектика как учение о развитиирассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всякихдругих типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.[1]Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки овсеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались ужедревнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита отом, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже этим Гераклит подчеркнулизменчивость и текучесть мира. В средние века, когда философия почти на тысячулет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалосьбогу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, неанализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Брунои Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии,движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом.Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита вучении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историюдиалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал наидеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектическийметод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственноговоря, диалектика Гегеля — это первая систематическая критика того способамышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе диалектикиГегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развитиязаключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу. По Гегелю,«только в понятии истина обладает стихией своего существования» ипоэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя естьлишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий. К.Маркс не сразу пришел к материалистической диалектике, хотя размышления одиалектике есть в его ранних работах, в подготовительных тетрадях к докторскойдиссертации. Разработка принципов, категорий и законов диалектики шла наряду сосвоением рационального содержания и критикой идеалистической диалектикиГегеля. В чем же различие диалектики Гегеля и диалектики Маркса? «Мойметод исследования не тот, что у Гегеля, — писал Маркс, — ибо я — материалист,а Гегель — идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякойдиалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это какраз и отличает от нее мой метод».[2] Поэтому, по мнениюК.Маркса, задача заключалась в том, чтобы перевернуть диалектику Гегеля сголовы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно. Болееподробно анализ противоположности диалектики Гегеля диалектике Маркса будетосуществлен в процессе рассмотрения законов и категорий диалектики. Здесь жеследует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но иметодом познания мира. Что такое метод? В общем плане метод познавательнойдеятельности — это способ достижения определенных результатов в познании мира.Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Инымисловами, познанные закономерности движения и развития действительностисоставляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы,способы и формы исследования — субъективную. Сами по себе объективные законы несоставляют метода. Им являются выработанные на основе данных законов приемы испособы исследования действительности и получения новых знаний. Единство мирапредполагает существование всеобщих приемов и способов познания, всеобщихметодов. Таким всеобщим методом и является диалектика. Если диалектику какнауку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений,то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательнойдеятельности. Однако в истории развития философского метода, помимо диалектического,существует и другой альтернативный метод — метафизический. Под метафизикойпонимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своейоснове, а предметы и явления в нем — вне связи друг с другом.[3]Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественнымизменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собойантидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основнымнаправлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единоевзаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваныдруг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектическойточки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либоотрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговороту.В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, вего внутренних противоречиях, метафизика — во внешних факторах, находящихся внепредметов и вещей, считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счетезачастую приходит к идее первотолчка. Следует сказать, что метафизический методмышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан сопределенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралосьна анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовалрассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими. Этосоответствовало эпохе, когда естествознание занималось, главным образом,накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Норазложение вещей на отдельные части, классы правомерно только в ограниченныхпределах, когда необходимо вычленить отдельный предмет из общей связи явлений,разделить целое на части. Это необходимый и оправданный исследовательскийприем, но за ним должен следовать другой — выявление связей и отношений, общихзакономерностей и противоречий, от чего метафизика уже отказывается,неправомерно останавливаясь на полпути. Диалектика же требует исследоватьявление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий ивзаимообусловленности. Метафизика нередко проявляется в виде преувеличениямомента устойчивости, покоя, что приводит к оправданию застоя, к догматизму.Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблемявляется отказ от признания конкретности истины, т.е. зависимости от условий,времени и места. Положения, бывшие истинными для своего времени иобстоятельств, догматик превращает в неизменные догмы, будто бы годные на всевремена и для всех народов. В итоге догматизм ведет к застою в научной мысли иобщественной деятельности. С другой стороны, абсолютизация изменчивости,движения, отрицание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к релятивизму.Ярким примером релятивизма может служить высказывание древнегреческого философаКратиля, который говорил, что нельзя не только дважды, но и один раз ступить водну и ту же реку. Этот философ преувеличивал изменчивость вещей, за которойтерялись их относительная устойчивость, постоянство, равновесие. Говоря одиалектике, мы определили ее, прежде всего, как учение о всеобщей связи явленийи их развитии. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики- всеобщая связь и развитие.[4]
2.Принципы, категории и законы диалектики
Принципами диалектикиявляются: признание развития во всем его бесконечном многообразии и всеобщейсвязи всего со всем. Диалектическое мышление со времени своего появленияпротивостоит догматизму, который отводит изменениям и всесторонним связям междуявлениями и предметами мира второстепенную роль. Догматическое, метафизическоевидение мира искажает реальную картину действительности; оно не в состоянии воспроизвестипроцесс развития сущего во всем его многообразии, неповторимости, всеобщности.
Способность диалектики вовсестороннем познании мира проявляется через систему категорий — философскихпонятий, раскрывающих универсальные связи бытия. Традиционно категорииподразделяются на две группы. Первая делает акцент на рассмотрении“организованности”, “упорядоченности”, “системности” бытия. К ним относятся:“система — элемент — структура, “единичное — общее, “часть — целое, “форма — содержание”, “конечное — бесконечное” и другие. Вторая анализирует детерминацию(самодетерминацию) в различных формах через категории: “причина — следствие”,“явление — сущность”, “случайность — необходимость” и другие. 2.1Содержание категорий диалектики
Система — элемент — структура. Система (греч. systema — целое, составленное из частей) — множествовзаимосвязанных элементов (компонентов системы, не подлежащих дальнейшемуразложению, делению), образующих определенную целостность. Устойчивые,существенные связи между элементами образуют структуру определенной системы.
Современная наукавыделяет материальные и абстрактные системы. К первым относятся различныесистемы неорганической (неживой) природы и органической (живой) природы,начиная от простейших биологических образований до социальных структур. Кабстрактным системам относятся понятия, гипотезы, теории, различные знаковыесистемы (естественные, искусственные) и другие явления духовной культуры.
Системы различаются такжепо силе и устойчивости своих внутренних связей, сложности структурнойорганизации, характером отношений со средой (открытые и закрытые). Изучениесистемности как важнейшего свойства бытия осуществляется кибернетикой,лингвистикой, синергетикой, экономикой, социологией и другими науками в рамкахсистемного подхода — важного методологического направления в современной наукеи практике.
Единичное — особенное — всеобщее. Категории характеризуют различные связи объективного мира и ступениего познания. Единичность означает неповторимость предмета или явления. Средимножества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. Высшейстепенью неповторимости является уникальность (произведения искусства,человеческая личность и т.д.)
В тоже время предметызаключают в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединятьих в классы, роды, виды. Иначе говоря, действительность характеризуется также иобщностью (всеобщностью). Предмет, взятый в своей конкретной целостности,выступает как единство единичного и всеобщего, т.е. как особенное. Единичное — форма существования всеобщего в действительности; особенное — всеобщее,реализованное в единичном.
Часть — целое. Категории,выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью,которая их объединяет и выступает основой новых свойств и закономерностей. Вкачестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями.Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождаетновые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качественеорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы,галактики и т.д. В живой природе целостностью обладают организмы, социальныеобщности и т.д. В живой природе целое характеризуется органичностью, т.е. нетолько обуславливает возникновение новых качеств, но и делает невозможнымотдельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейшийкомпонент человеческого организма, совершающая сложнейшие операции и действия,в отдельности представляет лишь мертвое тело.
Форма — содержание.Категории, которые использовались в философии с древнейших времен. Подсодержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойстваи функции предметов. Содержанием картины является совокупность художественныхобразов, выражающих определенную тему, потребительской кооперации — взаимоотношения между кооперативными обществами, предприятиями и организациями.Форма — это определенная организация содержания. Каждый предмет относительноустойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннююструктуру, которая находит свое выражение и во внешним облике, внешнейорганизации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее, а какотношение содержания данного предмета к содержанию других — внешнее.
Форма и содержание тесносвязаны друг с другом. Так, содержанием экономической теории А.Смита являлиськонкретные экономические отношения, существовавшие в Англии того времени. Ноопределенная организация материала составляет форму этой теории. Подчеркиваяединство формы и содержания Гегель писал об “Иллиаде”, что ее содержанием“является Троянская война или, еще более определеннее, гнев Ахилла”, но этогомало, ибо то, что делает поэму саму собой есть ее поэтическая форма. Ведущейстороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или,напротив, содействуя его развитию. Учет этих сторон чрезвычайно важен впрактической деятельности. Содержание банковской деятельности тем болееуспешно, чем совершеннее ее организация, т.е. форма, соответствующая условиям итребованиям времени.
Рассмотрим диалектическиекатегории, относящиеся к развитию и детерминации (самодетерминации) систем.
Детерминизм (лат.determinare- определяю) — философское учение о всеобщей объективной закономернойсвязи, причинной обусловленности всех явлений. Индетерминизм, напротив,отрицает всеобщий характер причинности.
Причина — следствие.Категории, выражающие сущность причинности. В результатеобщественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, чтоявление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина, а другое- как следствие. Взаимопереход этих явлений образует причинно-следственныецепи, не имеющие ни начала, ни конца. Всякая попытка определить абсолютно“первую” или “последнюю” причину ведет к признанию “беспричинных”,сверхъестественных сил. Физический смысл цепи причинения состоит в передаче отодного явления (причина) к другому (следствие) материи, энергии, информации.Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, таки по формам проявления. Связи причинения могут носить и обратный характер — взаимодействие. Подобные виды связи имеют широкое распространение в социальныхсистемах (управление, образование, политика и т.д.). Причинная связь реализуетсятолько при наличии определенных условий. Условия сами по себе не могут вызватьследствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешногопроведения экономических реформ требуются определенные социально-политическиеусловия (согласие в обществе, ясное понимание последним целей и задачпроводимых мероприятий и т.д.).
Необходимо отличать отпричины повод, который является внешним толчком, “последней каплей”,“стартером”, запускающим механизм причинения. Например, поводом первой мировойвойны было убийство австрийского наследника. Повод по отношению к причине носитслучайный характер (“была бы причина, а повод найдется”). Классическая физикаисходила из механического понимания причинности. Предполагалось, что отношениямежду объектами строго однозначны в количественном отношении (лапласовскийдетерминизм). Однако возникновение квантовой механики расширило пониманиепричинности, которая может носить случайный и вероятностный характер(статистическая закономерность). В связи с этим важное значение в анализедетерминизма принадлежит таким категориям диалектики, как необходимость — случайность, возможность — действительность, закономерность и другие.
Необходимость — случайность. Философские категории, выражающие два вида объективных связейматериального мира. Необходимость проистекает из внутренней сущности явления.Необходимость — это внутренняя, существенная связь между явлениями. Это то, чтодолжно обязательно произойти в данных условиях. Случайность — этонесущественная связь между явлениями. В данных условиях она может быть или нет,может произойти так или иначе Случайность характеризуется множеством возможныхследствий. Например, количество горошин в стручке, цвет глаз, альтернатива“орел-решка” и т.д. Следует учитывать, что случайность объективна и всегдаимеет свою причину. Количественным анализом случайных явлений занимается разделматематики — теория вероятностей. Если событие никогда не произойдет, то еговероятность равна 0. Если же оно произойдет обязательно, то вероятность равна1. Все случайные события характеризуются вероятностью, находящейся между 0 и 1.С понятием вероятности тесно связано понятие неопределенности. Когда степеньнеопределенности равна 0, вероятность равна 1. Когда степень неопределенностиравна бесконечности, вероятность равна 0. Необходимое и случайное носитотносительный характер и в определенных условиях переходят друг в друга.Существенные и несущественные связи между предметами и явлениями теснопереплетены, неотъемлемы друг от друга. В силу этого случайность дополняетнеобходимость, является формой ее проявления. Правильный учет случайных инеобходимых факторов крайне важен в практической деятельности(научно-исследовательская работа, управление, предпринимательство и т.д.).
Возможность — действительность. Категории, выражающие основные ступени развития предметов иявлений. Возможность — это потенциальная действительность. Например, желудь — возможность дуба. Действительность — это объективно существующий предмет какреализация (более или менее полная) некоторой возможности. В силу этоговозможность и действительность образуют диалектическое единство. Следуетразличать возможности реальные (конкретные) и формальные (абстрактные). Креальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденциюразвития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодойчеловек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, ктообучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражаетнесущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность ее осуществления можетбыть ничтожно мала, но тем не менее для ее осуществления нет принципиальныхпрепятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности. Невозможноконструирование вечного двигателя, обратного движения стрелы времени и т.д.[5]
Сущность — явление.Категории, связанные с осмыслением различных уровней действительности. Подсущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительноустойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт идругие характеристики. Явление — это внешние, наблюдаемые, подвижныехарактеристики объекта. Явление существенно, а сущность проявляется. Но этавзаимообусловленность не означает их совпадения, тождества. Напротив, явлениеиногда искажает сущность. Восход и заход солнца является как движениепоследнего вокруг земли. Но по существу дело обстоит наоборот. “Природа любитскрываться” — глубоко подметил еще Гераклит. В действительности явлениевыглядит всегда иначе, нежели вызвавший его глубинный процесс. Каким же образомв сознании человека происходит переход от явления к сущности? Кант отрицал самувозможность подобного перехода. Гегель разрешил эту проблему, показавпластичность, относительность понятий, явлений и сущности, выражающих собойступени развития абсолютного духа. Реальная возможность перехода от явлений ксущности осуществляется в результате практической деятельности человека, черезанализ явлений познания существенных связей между ними. Этот процесс познаниябесконечен, в нем активно участвуют и другие диалектические категории. 2.2Основные законы диалектики
Дальнейшее рассмотрениедиалектики связано с анализом закономерного характера развития. Понятия“закономерность”, “закон” отражают объективные, существенные связи междупредметами и явлениями, осуществляющимися в процессе диалектическоговзаимодействия. По степени общности охватываемых явлений законы подразделяютсяна:
1. специфические, иличастные;
2. общие для большихгрупп явлений;
3. всеобщие, илиуниверсальные.
Частные и общие законыисследуются конкретными науками, а всеобщие являются объектом вниманияфилософии. Универсальные, всеобщие законы не имеют конкретной функциональнойформы и не могут быть выражены математически потому, что они выступают каквсеобщие принципы бытия, как то общее, что присутствует во всех видах законов изакономерностей. Таким образом, законы диалектики выражают всеобщие,объективные, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи междупредметами, явлениями и системами в целом. Основными законами диалектикиявляются: переход количественных изменений в качественные и обратно; единство иборьба противоположностей; отрицание отрицания.
Закон переходаколичественных изменений в качественные и обратно раскрывает диалектикуколичественных и качественных изменений, наиболее общий механизм развития.
Известно, что познаниеначинается с выделения из бесконечного многообразия действительности определенногообъекта. Исследуемый объект ограничен пространственно-временными,количественными и качественными границами. Вопрос о пространстве и временирассмотрен ранее. Под качеством понимается целостная совокупность предмета, егоопределенность. Объект, теряя качество, становится другим. Количество — этовнешнее, “формальное” отношение между предметами, “безразличное” к их качеству.Количественные характеристики отвлекаются от качественной стороны предметов,что, например, происходит в процессе количественного анализа. Количество как бы“уравнивает” качества отдельных предметов и тем самым представляет возможностьматематической, формальной обработки различных объектов.[6]
Качество определяетсясовокупностью свойств. Под свойством понимается качество предмета,проявляющееся по отношению к другому предмету. Несмотря на своюпротивоположность количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Эта связьосмысливается в философии через понятие меры. Представление о мере присутствуети в обычном словоупотреблении. Так, например, говорим о “чувстве меры”,характеризуя поведение человека, его поступки, манеры, вкусы и т.д. Мераопределяет границы, “рамки”, за которыми изменение количества ведет к изменениюкачества предмета. Так, например, пределы существования воды от нуля до стаградусов. Преодоление этих параметров ведет к агрегатному изменению воды (ледили пар). Количественные изменения происходят постепенно, последовательно,непрерывно, качественные — прерывно, скачкообразно. В процессе развитиявыявляется два вида скачков: точечное изменение во времени и как некотораядлительность. Скачок может длиться в микропроцессах миллиардную долю секунды имиллиарды лет в космических процессах. Главной отличительной чертойскачкообразного изменения является исчезновение старого качества ивозникновение нового. Количественный и качественный анализ действительностиимеет важное методологическое значение, ибо позволяет избежать эффекта “дурнойбесконечности”, обеспечивает всестороннее рассмотрение процессов развития.
Закон “единства и борьбыпротивоположностей” выражает взаимодействие полярно-противоположных свойств,функций, сторон целостного предмета, раскрывает источник движения, развитияматериального и духовного мира.
Понятие о противоречииразвивалось в истории европейской философии начиная с античности. Буквальныйсмысл противоречия заключается в резком рассогласовании высказываний окаком-либо предмете. Например, в логике недопустимы два взаимоисключающих утвержденияв отношении одного предмета: “Этот стол круглый”; “Этот стол не круглый”; “Этаэкономика носит рыночный характер”; “Эта экономика не носит рыночногохарактера”. Одновременное утверждение того и другого (А и не-А) расценивается влогике как необходимо-ложное, свидетельствует об ошибке мышления. Со временАристотеля существует запрет противоречия в формальной логике. Аксиоматичнымявляется требование логичности человеческих высказываний, размышлений в устнойи письменной форме.
Но известно и другое — логически правильно оформленные высказывания о природе, обществе, мышлениивыявляют противоречия, которые присущи самим объектам рассмотрения. К таковым,например, относятся противоположности Гераклита, апории Зенона, антиномии Канта,противоречия Гегеля. Эти противоречия, вскрытые с помощью формально-логическихутверждений, могут быть поняты и осмыслены только на основе диалектическогомышления, диалектической логики.
Мир противоречив и этопроявляется даже в простейшем сравнении двух предметов. Когда мы говорим об ихсходстве, одинаковости, то одновременно имеем в виду и их различия. Каждая вещьодновременно и тождественна другой и отлична от нее, т.е. заключает в себеединство тождества и различия. Но независимо от сравнения каждая вещь илиобъект содержат противоречия и в себе самих. Так, живое существо нетождественно себе в каждый момент времени, так как в организме происходятпостоянные изменения, ведущие его к гибели, смерти. В неорганической, неживойприроде также каждый предмет противоречив в силу того, что он является как быначалом развития другого предмета, ибо его существование ограниченоопределенными пространственно-временными границами. Все сказанное означает, чтовсе предметы противоречивы, ибо они заключают в себе единство противоположностей.Причем эти противоположности носят объективный характер, выражаютразнонаправленные стороны, свойства, тенденции развития, взаимоположены,взаимообусловлены, связь их носит взаимопроникающий характер.
Другой, неотъемлемойстороной противоречия является взаимное отрицание противоположностей. Онинаходятся в состоянии взаимоисключения, взаимоотталкивания. Этот момент инаходит свое выражение в понятии борьбы противоположностей. Конкретные формы“борьбы” в природе, обществе, мышлении разнообразны и существенно отличны(борьба классов, столкновение различных мнений в научном споре, отталкивание ипритяжение планет, взаимодействия микрочастиц, борьба за выживание в природе ит.д.). Единство носит относительный характер, борьба — абсолютный.
Как и сами объекты,заключенные в них противоречия возникают, развиваются и исчезают (разрешаются).Можно условно выделить следующие этапы развития противоречий:
— непосредственноеединство противоположных тенденций внутри предмета;
— различие какпостепенное обособление сторон противоречия;
— поляризация сторонпротиворечия как противоположностей;
— предельнаязаостренность, борьба и разрешение противоречия.
Закон единства и борьбыпротивоположностей раскрывает источник самодвижения и развития объективногомира и познания.
Закон отрицания отрицаниярассматривает такие существенные стороны развития как цикличность,поступательный характер развития. Отрицание вначале рассматривалось как один изнеобходимых элементов познавательной деятельности, мышления, диалога. Но затем,в соответствии с тождеством бытия и мышления, Гегелем было перенесено и надругие стороны бытия. В чем развитие метафизического и диалектическогопонимания отрицания. Метафизическое мышление рассматривало отрицание как разрывмежду различными этапами, диалектическое же понимание предполагает связь междуразличными этапами развития. Содержание этого понимания включает:
1. Признание разрушения,преодоления старого.
2. Удержание, сохранениепрежнего в форме преемственности.
3. Формирование нового,как бы повторяющего предшествующий период, но на более высшем уровне.
Так, развитие экономикиопирается на необходимые предпосылки, условия, которые возникают впредшествующий период. Возникновение новых экономических форм связано не толькос разрушением старых, отживших, но сохранением через преемственность всегонеобходимого для дальнейшего развития. В качестве графического образа законадиалектического синтеза используют спираль, которая объединяет в своейконструкции как цикличность (окружность), так и поступательность (прямая).Абсолютизация повторяемости характерна для древнегреческой концепции развития,в средневековье возобладал взгляд на развитие как на поступательное,прямолинейное, необратимое движение. Но, разумеется, спираль — это толькоусловный образ, а в действительности развитие может приобретать самый различныйоблик (“ступени роста”, “фазы роста”, “волны развития” и т.д.)
Закон отрицания отрицанияхарактеризует направленность, необратимость развития от низших ступеней квысшим.[7]
Заключение
Таким образом, диалектика- это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законахразвития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную исубъективную диалектику. Объективная диалектика — это диалектика реальногомира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение,возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная — этоотражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в егосознании.
«Диалектика — естьучение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности,- прикаких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга — почему умчеловека не должен брать эти противоположности, — за мёртвое — застывшие, а заживое — условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.»
В диалектике содержитсяряд категорий и законов, которые отражают всеобщие законы бытия, всеобщиестороны и связи.
Между ними существуютразличия, которые возникают на основе предмета отражения.
а) Категория отражаютобщие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;
б) Законы отражают тольковсеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражаютсвойства и стороны.
2. Категории и законыразличаются по форме отражения.
а) Категории являютсяособым видом внимания;
б) Законы диалектики, каки другие, представляют собой особый вид суждений.
Существует три закона диалектики:
— Закон единства и борьбапротивоположностей,
— закон взаимногоперехода количественных и качественных изменений,
— закон отрицанияотрицания.
Законы диалектикивыражают всеобщие, объективные, существенные, необходимые, устойчивые,повторяющиеся связи между предметами, явлениями и системами в целом.[8]
Подводя итог, можносказать, что учение о диалектике занимает важное место в культурной, научнойжизни общества, а также в других сферах бытия.
Списокиспользованной литературы
 
1. Гуревич П.С.Философия: Учеб. для вузов.- М.: Проект, 2003.
2. Крюков В.В.Философия. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.
3. Лешкевич Т.Г.Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. 2-е изд.- Т.32.
5. Стивенсон Д.Философия / Пер. с англ. С.В. Зубкова.- М.: АСТ; Астрель, 2004.
6. Философия:Учебник / Под ред. Кохановского В.П.- 6-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д:Феникс, 2003.
7. Философия:Учебник для вузов / Под ред. Митрошенкова О.А.- М.: Гардарики, 2002.
8. Гаспарян А.А.Системность категорий и законов диалектики: (методологический аспект) //Научная мысль Кавказа.- 2008.- № 3.- С. 37.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.