Реферат по предмету "Философия"


Украинская философия 2

Министерство образования и науки Украины
Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»
Реферат по дисциплине «Философия»
на тему:
УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Выполнила:
студентка 353 м группы
Сидоренко Е.В.
Харьков 2010
ВВЕДЕНИЕ
В истории мировой философской культуры особое место принадлежит украинской философии. Интеграция философской мысли Украины в мировую философскую мысль опосредованы чрезвычайно разнообразными факторами: с одной стороны, близость по духу и крови братских славянских народов, что отразилось в жизненных корнях украинского философствования, и с другой, — влияние европейской философской мысли, отразившееся на становлении философской культуры.
Отсутствие систематизированных и стройных теорий – еще одна особенность украинской философии. Для нее более характерно представление в литературно-публицистических произведениях (Гоголь, Шевченко, Франко), в работах украинских полемиков ХV-ХVI вв. (И. Вышенский, З. Копыстенский, Г. Смотрицкий), в реформаторских идеях братских школ, и даже в политических настроениях Южного общества декабристов. Лишь немногие из украинских философов имеют четко систематизированные работы, подобные по своей структуре европейским философским произведениям.
Также, каждый изучающий философию Украины сталкивается с определенными трудностями восприятия, связанные с ее многоплановой структурой: чтобы полностью понять украинскую философию необходимо знать духовно-практическую историю нации, менталитет украинцев, их культуру и социальные традиции.
В данном реферате я рассматриваю характерные особенности, этапы развития, основные проблемы украинского философского сознания как проявления драматичной духовной истории украинского народа, как отражение его ментального своеобразия и проявления самобытной национальной культуры.
1.ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия каждой нации отображает тип и сущность мышления, в котором воссоздаются традиции народной культуры и воплощается цельность жизни духа в характере понимания самой философии.
Украинские философы ХХ столетия (Д. Чижевский и другие) называют такие характерные черты философского мировоззрения украинцев:
1) Онтологизм;
2) Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению;
3) Эмоционализм;
4) Религиозная направленность.
Рассмотрим подробнее каждую из этих особенностей.
Онтологизм
Онтологизм подразумевает под собой практическую направленность философской мысли, то есть раскрытие не отвлеченной интеллектуальной истины, а истины как пути к жизни. Отсюда следует, что украинское философствование всегда конкретно, целостно, неотрывно связано с условиями народного и частного быта. Парадокс онтологизма философской мысли на Украине состоит в том, что истинно философские произведения таких авторов, как Г. Сковорода, Н. Гоголь, И. Франко, Т. Шевченко, в которых затрагиваются глубоко философские мировые общечеловеческие проблемы, отражают неприятие рассудочной рационалистической стороны философского сознания.
Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению
Мудрость как отражение онтологичности украинской философии раскрывается через личность и в личности, что связано с внутренней борьбой, духовным подвигом, использованием скрытых сил и резервов духа.
Очевидно, что только знание и понимание биографии и жизненной позиции великих украинских писателей Г. Сковороды, Н. Гоголя, П. Юркевича дает нам полное представление о философском содержании их работ.
Эмоционализм
Эта черта связана с обращением к чувствам, эмоциям как определенному пути познания. Особое место эмоционализм занимает в философии сердца, основанной П. Юркевичем.
Религиозная направленность украинской философии
Осознание Бога незримо присутствует в жизни каждого славянского человека, поэтому будет верным утверждение, что религиозность «красной нитью» проходит и через философские произведения украинских деятелей: в одних больше, в других меньше. Однако эта религиозность отнюдь не означает бесконечную тему Бога в тематике проблем. Скорее имеется ввиду идея христианского подвига через утверждение и раскрытие всех творческих и существенных сторон личности.
Украинский историк А.К. Бычко полагает, что философская мысль в Украине, равно как и в остальных славянских государствах, неразрывно связана с менталитетом народа и отображает главные черты украинской ментальности, которые перечислены ниже:
1) Антеизм (сродненность с родной землей, термин происходит от бога Антея. Антеизм — служит основой экофильности украинской натуры).
2) Индивидуализм.
3) Кордоцентризм, эмоционализм (философия сердца — Юркевич)
4) Экзестенциальность (обращение к философии существования)
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ УКРАИНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В истории украинской философии нет четко определенной устоявшейся периодизации. Одна группа ученых выделяет семь значительных философских образований. Другая же говорит лишь о трех периодах, которые отражают эволюцию трех типов культур: христианской традиции (главный философский вопрос – «человек и Бог»), переход от Возрождения к эпохе Просвещения («человек и мир») и культура времени модерна (человек как сущность нации). Такая система периодизации украинской философии, хотя и отражает видоизменение философских акцентов, но не учитывает едва ли не основной фактор развития философской мысли – становления этнического типа сознания
Поэтому я придерживаюсь хронологического описания украинской философии, которое состоит и семи периодов:
становление философской культуры в Киевской Руси (Х-Х111 вв.);
философия украинского возрождения (Х1У-ХУ1 вв.);
период Просвещения, связанный с философской культурой Киево-могилянской академии;
период украинского предромантизма, связанный с деятельностью Кирилло-Мефодиевского братства (конец ХУ111- начало Х1Х вв);
отдельно украинский романтизм Юркевича и Гоголя;
школа академической философии — блок позитивизма и рационализма;
период формирования философских идей в традициях модернизма ХХ века, когда особую актуальность приобретают философские позиции украинской диаспоры.
Далее в реферате дан более подробный анализ каждой исторической эпохи.
3. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ КИЕВСКОЙ РУСИ
Формирование философской мысли Киевской Руси происходит под влиянием многих культур: византийской, античной, болгарской культуры, а также культур других стран Запада и Востока. Катализатором в развитии древнерусской философии стало крещение Киевской Руси в Х веке князем Владимиром, что способствовало проникновению философско-социологических представлений через освоение достояний античной, средневековой греческой и византийской письменности путем их переводов на славянский язык. Особенно усиленно переводческая деятельность развивается при Ярославе Мудром (1019 — 1054). В это время происходит консолидация государства, что дает импульс к развитию искусства, письменности и собственной христианской морали.
Особое влияние на киевско-русское философствование оказали произведения таких мыслителей:
Иоанн Дамаскин (византийский философ сирийского происхождения), который разделял взгляды Аристотеля, Гераклита, Парменида.
Ди́он Хрисо́стом(Хризостом) или «Златоуст», которого относят как к стоикам, так и к киникам. Он связывает истинную красоту с моральным совершенством; сторонник единовластия, противник тирании и рабства.
Кирилл и Мефо́дийбратья из города Солуни (Салоники) - просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства.
Любомудрие в Киевской Руси – это знание вещей божественных и людских, благодаря которым человек может приблизится к Богу через спасение человеческой души.
К наиболее выдающимся древнерусским любомудрам относят:
Илларион Киевский (митрополит Киевский во время Ярослава Мудрого), наиболее выдающимся произведением которого является “Слово пор закон и благодать”, где он пытается решить определенные историко-философские проблемы посредством сравнения старого и нового заветов. Также в его работе получают свое развитие идеи равенства народов и демократии, которые призывают укреплять и сохранять единую общность славян как часть единого мира. Илларион разделяет мировую историю на такие фазы:
1) Идолопоклонничество;
2) Иудаизм (утверждение единобожия);
3) Торжество Христианства.
Философия Иллариона имеет вид исторического оптимизма, где особое место принадлежит Руси, которая может воплотить в себе славу Божью.
Даниил Заточник(Затворник) (XII или XIII век) — уроженец Переяславля, писатель, чьму перу принадлежат два произведения — «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника». В «Молении» представлены идеи морально-философского характера: независимость ценности личности от сословия, дух и физическая сила неразрывно связаны с сердцем (моралью), опора сердца – в мудрости (воплощение знания в личном опыте) и красоте. У него впервые видим идею мудрого правителя.
Кирик Новгородец(1110 — не ранее 1156/58 гг.) — диакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде, автор «Учения о числах» (1136 г.) и предполагаемый автор «Вопрошания Кирикова» (не ранее 1147 г.), выдающийся средневековый математик, церковный писатель, летописец и музыкант.
Кирилл Туровский (1130-1182) — церковный деятель и писатель, став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник.В своих полемических произведениях философского характера («Слова», поучения, молитвы, каноны) он рассматривает такие вопросы: а) человек должен иметь силы оставаться высокоморальным в мире, а не бежать в монашество; б) разум опирается на чувства, но разум несовершенен и можно впадать в заблуждение; в) отождествление веры и разума; г) единство души и тела; д) человек общается с богом через природу.--PAGE_BREAK--
Владимир Мономах(1053-19 мая 1125) — великий князь смоленский, черниговский, переяславский, киевский, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Во времена его правления Русь достигла набольшего единства и расцвета. В «Поучении» изложено идеальное представление о князе-христианине, заповедано трудолюбие, мир, щедрость.
Он считает, что есть три самых важных вещи на пути к Богу – покаяние, слезы и милостыня. Владимир Мономах отрицает необходимость церкви и священников при общении с Богом, утверждая, что лучшая молитва – тайная, из-за чего у него были противоречия с византийским обществом. Основную мысль его «Поучений» можно выразить так: если благодать будет внутри людей, то они сами будут поступать по закону Божьему.
Летописец Нестор— древнерусский писатель, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет», где отражены идея богоизбранности славянского народа и понимание истории как борьбы добра и зла (для победы добра необходимо прекратить междоусобные войны).
Никифор был приверженцем принципа единства души и тела. Он разделял силы души на три основные составляющие: — словесная (логос); — лютая (страсти, эмоции); — желающая (воля).
Никифор размышлял над идеей борьбы божественного логоса и воли и полагал, что мудрость необходима для разрешения этого испытания.
Лука Жидолта — епископ, который проповедовал любвь и смирение как основу благосостояния общества.
Становление философствования в Киевской Руси привело к формированию концепции «монументального историзма», основными темами которого становятся проблемы человека и мира, главенство разума и идеи равенства народов.
Собственно философия в европейском понимании слова появляется в нашей стране даже не с её христианизацией, а значительно позже. В эпоху Киевской Руси не существовало школ, в которых могла бы преподаваться философия, оставшаяся в наследство христианству от античности. Европейская философия или её элементы начинают преподаваться в школах лишь в XVI – XVII вв.
4. УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XIV– XVIВВ.
В ХІІІ веке наступает сложное время для украинской земли: народ страдает от татаро-монгольского ига, Польско-Литовского гнета, набегов татар. Однако именно это давление со стороны внешних агрессоров помогло сформировать такую особенность украинского народа, как любовь к свободе, что вылилась в возникновение казачества – демократического рыцарства, опирающегося на принцип общинности.
В это время окончательно формируются характерные черты украинского менталитета. Типичный украинец представляется нам таким: это человек основательный, вдумчивый, иногда, недостаточно энергичный и подвижный, консервативный, можно даже сказать «инертный» и при этом очень религиозный и набожный.
В XIII в. на украинской территории появляются философские произведения светского характера, развивающие свободомыслие и альтернативные философские течения, распространяются апокрифические (неканонические) произведения, развивается идея противоположности Бога и Сатаны (Бог — духовен, Сатана — материальный мир), критикуется слепая вера в Библию (она становится предметом критического исследования), возникают сомнения в необходимости церкви и слишком дорогой церковной иерархии.
В ХIV веке происходит дифференциация славянской народности ее и формирование трех братских этносов – русского, украинского и белорусского. Впервые появляется слово «Украина» как обозначение сначала окраинных территорий древнерусского государства, а в дальнейшем как имя самостоятельного этнического формирования.
В условиях Польско-Литовского гнетастали появляться организации православных горожан — братства, наделенные некоторыми функциями политического представительства и самоуправления (братства имели свой суд, казну и т.д.). Они возглавили борьбу за права и интересы восточнославянского населения, выступили в защиту веры и культуры украинского народа, против окатоличивания и полонизации. Свою деятельность братства начали с организации школ и типографий с целью формирования мировоззрения подрастающего поколения посредством приобщения его к истории и вере своего народа.
В рамках украинского Ренессанса братские школы стали так называемыми «теплицами» для взращивания идей реформации, которая стала необходимой из-за обострения национальных, социально-экономических и межконфессиональных противоречий.
Такие известные философы XIV – XVI вв. как Иов Борецкий, Иван Вишенский, Исаия Копинский, Захария Копыстенский, Герасим и Мелетий Смотрицкие и другие были выходцами Киевского, Львовского, Луцкого, Острожского братств. Их творческая деятельность характеризуется такими общими идеями: проблема единства славянских народов, взаимоотношение человека, Бога и мира, тема самопознания и самосовершенствования, проблема культурно-исторического развития формирующегося этноса, осмысление активного и творческого начала в человеке, концепция негативного социального влияния католической церкви.
Рассмотрим подробнее деятельность каждого из выше перечисленных мыслителей.
Иов Борецкий– православный митрополит в Киеве с титулом «Экзарх Константинопольского трона» родом из Галиции, воспитанник заграничных училищ, знаток древних языков и святоотеческих творений, ректор и преподаватель латинского языка в Школе львовского братства, потом священник в Киеве и учитель в собственной церковно-приходской школе.
Славился благочестием, благотворительностью и учёностью, а также православия против унии.
Сочинения имеют православное содержание: «Анфологион», или избранная Минея на весь год, в которой описываются последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особенно чтимых Православной церковью, «Диалог о православной вере», «Лимонарь, сиречь Цветник», «Аполлия (уничтожение) апологии Мелетия Смотрицкого», «Сетование о благочестии» (наставления православным, как держать себя во время гонений за православие).
Иван Вишенский – философ, писатель, критик, сатирик, автор произведений «Книжка», «Обличение Дьявола-миродержца», «Краткословный ответ Петру Скарге» и других, в которых основным лейтмотивом выступает тема «Бог – мир – человек». Он разработал теорию «внутренней философии», смысл которой состоит в практическом достижении идеала правды, добра и справедливости и воплощение его в смысл собственной духовной сущности. Человека Иван Вишенский представляет в концепции дуализма – сочетание телесного и духовного, вечного и временного, божественного и дьявольского.
Исаия Копинский— православный митрополит киевский с титулом «Экзарх Константинопольского трона». Исаия был «муж Богомудрый», подвижник, всю свою жизнь самоотверженно трудившийся на пользу православия и своей угнетенной, гонимой паствы. Составил «Духовную лестницу» (сборник нравственных изречений) и несколько посланий к православному духовенству и частным лицам («Наказ священникам», «Увещательное письмо князю Иеремии Вишневецкому»)
Захария Копыстенский – писатель, архимандрит Киево-Печерской Лавры, руководитель ее ученого сообщества и типографии – продолжает тематику философской мысли Ивана Вишенского. В своих произведениях («Часослов», «Книга о вере единой и святой соборной апостольской церкви», «Книга о правдивом единстве православных христиан», «Палинодия, или Книга обороны») он анализирует историческое прошлое украинского народа с целью объяснения сущности и смысла национального самосознания.
М. Смотрицкий – православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель просвещения. Активно выступал за присоединение православной церкви, находящейся на украинских землях к Унии; предложения получили отпор со стороны кругов, объединявшихся вокруг епископа Перемышльского Исайи (Копинского). Разработал собственную модель государства, в которой структура государства представлена в виде человеческого организма: голова – духовная власть, туловище – аристократия, руки, ноги – простые люди.
Итак проанализировав литературное наследие и философскую деятельность мыслителей XIV – XVI вв., мы приходим к выводу, что в этот период нашла подтверждение одна из характерных особенностей украинской философии, а именно ее онтологичность. В то же время просветительская деятельность мыслителей братских школ заострила вечную дуалистическую проблему философии. Работа братских школ эпохи украинского Ренессанса, пронизанная живым пантеистическим духом, стала залогом формирования длительной традиции, которая продолжила себя в творческой мысли Киево-Могилянской академии и нашла свое полное воплощение в творчестве Григория Сковороды.
5. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ АКАДЕМИИ
Огромным шагом вперёд в развитии украинской мысли и русской культуры стала организация в Киеве в 1632 – 1633 гг. митрополитом Петром Могилой так называемой Киево-Могилянской коллегии (впоследствии академии), которая была призвана стать оплотом православия и украинской культуры.
Фактически это был университет (период обучения – 12 лет = 8 классов, для всех сословий, структура по аналогии с западными университетами, курс: философия, диалектика, логика, этика, физика, метафизика и математика), отличавшийся по своему статусу от европейских только отсутствием курса (и класса) богословия, так как католическое государство Речь Посполитая, в состав которого входила тогда большая часть Украины, препятствовало преподаванию православного богословия. Первый курс богословия был прочитан только Феофаном Прокоповичем во времена Петра I.
Киево-Могилянская академия продолжила научно-образовательные, демократические традиции братских школ на Украине. В ее стенах продолжают развиваться языкознание, литература, история, а сама философия возглавила начавшееся идеологическое противостояние с католической экспансией.
Именно в Киево-Могилянской академии философия впервые вводится как специальный предмет изучения. Пусть даже она еще имеет налет религиозности, но уже происходит интеграция с естественными науками. Главный предмет познания – природа и человек. В контексте эпохи Возрождения философы Киево-Могилянской академии занимаются проблемами законов природы, существования человека, природы его мышления, содержания его внутреннего мира. Философская мысль приобретает практическую направленность
Академия стала обителью молодых развивающихся наук: логики, математической логики, семиотики (науки о знаках и символа), логической семантики (наука о понимании определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики), гносеологии. Киево-Могилянские философы вели свои размышления над такими темами:А) возникновение государства; Б) роль человека в нем; В) общественный гуманизм; Г) счастье. И пришли к таким выводам: а) государство существовало не всегда, был период без государственного регулирования общественных отношений, однако в отличии от Гоббса «академики» полагали, что истоки его возникновения лежат не в личном эгоизме каждого индивидуума, т. к. изначально человек ориентирован на позитивные социальные поступки; б) человек – субъект свободного социального и правового действия, а не только объект действия правовых норм; в) Киево-Могилянские мыслители предполагали достаточно высокий уровень нравственности, моральности и социальной адекватности современного человека как результат развития правового государства; г) счастье – не погоня за материальными благами и не аскетическое бегство от жизни, а умение согласовать свои ценностные ориентации с сущностью природных закономерностей.
Философскую мысль академии можно отнести к школе материалистического мировоззрения.
Среди преподавателей Киево-Могилянской коллегии немало известных в Украине и за рубежом философских деятелей: Ф. Прокопович, И. Гизель, И. Козачинский, И. Кононович-Горбатский, П. Могила, Г. Кониский а также среди воспитанников заведения: Г. Сковорода, С. Яворский и другие. Это философы, которые были знакомы как с древней философией, так и с новыми западноевропейскими учениями и течениями.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Ознакомимся с биографией и творчеством некоторых из них.
Феофан Прокопович– центральная фигура в истории Киево-Могилянской академии – епископ Православной Российской Церкви. Образование получил в академии; по окончании курса уехал в Рим, где принял католицизм, чтобы поступить в престижную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия. Закончив обучение и приобретя колоссальную начитанность в богословских, философских, древнеклассических сочинениях, в 1704 году вернулся в Киев и стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие. По всем этим предметам составил руководства, отличавшиеся ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов. С 1711 – ректор Академии. Автор ряда популярных литературно-богословских произведений, написанных живым и остроумным языком, в которых присутствует стремление к критическому анализу.
Философские и политические взгляды Феофана Прокопоича: в науке приверженец Ф. Бэкона и Р. Декарта, отрицает главенствующую роль духовенства в общественной жизни, рассматривает проблемы взаимодействия человека и государства, государства и церкви, первым в Киево-Могилянской академии обратился к изучению человека («Человек более знаменит, чем небо») и его роли в истории, считал, что Вселенная состоит из множества миров, которые находятся в непрерывном движении, материя также непрерывно движется и изменяется в количестве и качестве, стал первым теоретиком семиотики.
Иннокентий Гизель – архимандрит Киево-Печерской лавры – был назначен на пост ректора Киево-Могилянской коллегии в 1656 году Петром Могилой. Считает, что Бог, пребывая везде, причастен к каждой сущности, что и сталкивает его с материальным миром. Гизель отрицает наличие в небе субстанциональных изменений и доказывает однородность земной и небесной материй. Он говорит, что движение - это любые изменения, происходящие в материальном мире, в частности в обществе, показывая таким образом движение с качественной, а не механистической стороны.
Дисциплина, которую он преподавал, называлась «Полный курс философии». В ней преобладают идеи гуманизма, понимание и оправдание оступившихся людей. Гизель убежден, что «нужда освобождает от греха в делах смертных сил…».
И. Козачинский полагал философию «нравоучительным знанием», которое должно воспитать в человеке доброту и самосознание. По его мнению, никто не является с рождения добродетельным или порочным, а приобретает эти качества под влиянием окружающей среды и воспитания. Следовательно, порядок в социальной среде приводит к душевному порядку и гармонии.
И. Кононович-Горбатскийбыл приверженцем сенсуализма — направления в теории познания, согласно которому основной и главной формой достоверного познания являются ощущения и восприятия. Разрабатывал идею двух истин — религиозной и философской.
Григорий Саввич Сковорода (1722-1794)– украинский и русский философ, поэт, педагог. Сковороду называют «первым философом Российской империи».
Учился в Киевской духовной академии, потом в Санкт-Петербурге (придворную певческую капелла). В 1744 году вернулся в Киев продолжать образование. Через некоторое время покинул страну и начал путешествовать (Польша, Венгрия, Австрия, Италия, Германия), изучая языки (латынь, древнегреческий, древнееврейский, немецкий) и философию. В начале 1750-х был учителем поэтики в Переяславской семинарии, занимался частным преподаванием. В 1759 — 1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли был отстранён от работы. После чего начал вести странствующий образ жизни, поучая людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни.
В своей просветительской деятельности Г. Сковорода делал акцент на этическом учении: проблема человека, его внутренний мир и поступки. Главной целью философии считал познание человека.
В свете пантеистического мировоззрения (присутствие Бога в окружающих нас вещах и природе), Сковорода считал, что мироздание состоит из трех видов мира: макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, который связывает оба мира и отражает их (например, Библия). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» - видимой (тварной) и невидимой (божественной). В взглядах Сковороды присутствуют идеи античности (платонизма и стоицизма), а не только христианской традиции. Его часто называют «русским Сократом» за его необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме.
Сковорода разработал идею «сродного» труда, то есть труд, к которому стремится душа. Согласно этой теории человек должен заниматься только «сродным» трудом, потому что именно так он сможет достичь счастья. В его учении присутствовало стремление создать новую религию, которая была бы воплощением добродетели и любви. В этой религии главным «инструментом» познания стало бы сердце. Сковорода был уверен, что только познавая самого себя модно познать Бога.
Сковорода по праву считается самым ярким представителем Киево-Могилянской школы, который имей довольно много последователей и единомышленников: деятели Кирилло-Мефодиевского братства (Т. Шевченко) и деятели украинской культуры ХIХ века — И Франко, Леся Украинка, П. Мирный.
Не смотря на то, что философская культура все еще оставалась под влиянием религии, однако в годы активной деятельности мыслителей Киево-Могилянской академии она стала заметно сближаться с естествознанием, обрела черты науки и начала формировать собственную концептуальность как способ познания человека и природы.
Кроме того, что академия стала катализатором развития отечественной просветительской концепции, Киево-Могилянская философская мысль дала украинскому обществу идею понимания человека как ценности и самоцели истории.
6. КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОEБРАТСТВО
Кирилло-Мефодиевское братство (декабрь 1845 – март 1847) – тайная политическая организация, назвавшая себя в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Имела ярко выраженную антикрепостническую направленность. Общество состояло из двух групп, которые имели разные политические взгляды: левой, революционно–демократической (Т. Шевченко, Н. Гулак, Н. Савич, О. Навроцкий, И. Посяда, Г. Андрузский.) и правой, буржуазно-либеральной (Н. Костомаров, П. Кулиш, В. Белозерский, О. Маркович, О. Тулуб, Д. Пыльчиков). Идейные разногласия в братстве не помешали членам Кирилло-мефодиевского общества оставить огромное историко-культурное и философское наследие, которое заслуживает отдельного внимания.
Философия братства больше других связана с историей и культурой народа. Кирилло-Мефодиевцами были созданы два уставных проекта – «Закон Божий (Книга бытия украинского народа)» (Н. Костомаров) и «Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия» (В. М. Белозерский).
Первый документ основан на таких идеологических концепциях: познание украинской души, миссия Украины, поиск исторического смысла страны.
На формирование мировоззрения П. Кулиша заметно повлиял Григорий Сковорода. Это заметно по таким его взглядам: – в человеке происходит борьба двух начал (духовного и телесного); – основа познания – сердце; – украиноцентричность. Однако философская концепция П. Кулиша намного шире, чем у Г. Сковороды. Кулиш пытается осмыслить культуру и историю Украины в контексте взаимодействия прошлого и будущего, исконноукраинского и привнесенного и делает выбор в пользу Украины, защищая ее национальные ценности (культуру, язык, менталитет), что имеет оттенок националистического консерватизма и культурного изоляционизма.
Тарас Григорьевич Шевченко (1814 – 1861) – известный украинский и русский поэт и прозаик, художник. Литературное наследие Шевченко считается основой украинской литературы и во многом современного литературного украинского языка. Знаковой фигура национального самосознания, влияние которой ощущается и по сей день.
Взгляды Шевченко характеризуются материалистичной и атеистической направленностью, что отличает его от других философов Кирилло-Мефодиевского братства. Концепцию его поэтического слова можно описать как «философию трагедии» (В.С. Горский), что означает осознание человеком драматичности жизни. Как и соратники по Кирилло-мефодиевскому братству, Шевченко полагает причиной трагичности украинской истории конфликт («проклятие»), что неразрывно связан с историческим развитием. Однако спасением может стать политическое преображение страны путем революции.
Философская позиция Т. Шевченко крайне патриотична, нравственна и «кардиоцентрична», что объясняется характерными свойствами украинской ментальности. Отличительной чертой его жизни и творчества является осознание себя и мира посредством постоянной «работы» сердца и эмоций. Отсюда и образ сердца в его поэзии как живой самостоятельной единицы в человеке:
Минають днi, минають ночi,
Минає лiто. Шелестить
Пожовкле листя, гаснуть очi,
Заснули думи, серце спить,
І все заснуло…
Отголоски философских мыслей Кирилло-Мефодиевских «братьев» мы находим в творчестве мыслителей ХIХ — ХХ веков.
7. ФИЛОСОФИЯВ КУЛЬТУРЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ХIХ-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Философия ХIХ — ХХ веков отражает концепции националистических и демократических изменений. В это время происходит формирование главных философских школ, тесно связанных с западной философией, центрами зарождения и развития которых стали кафедры киевского, харьковского, одесского университетов. Среди проблем, которые интересовали мыслителей того периода, главными были такие: человек как творец своего счастья и истории, представление нации как целостного этнического образования, плюрализм и право на собственное мировоззрение, идеал «гражданского человека», поиск национальной идеи. Также для ХIХ века характерно литературно-публицистическое выражение философских мыслей.
К философам ХIХ — ХХ веков можно отнести ряд известных личностей – Н. Гоголь, И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка, А. Козлов, Г. Челпанов, А. Потебня, М. Драгоманов, В.Зеньковский, А.Гиляров и другие.
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – писатель, драматург, поэт, критик, публицист. В своих произведениях отразил исторические причины своеобразия украинской ментальности, а именно влияние европейской и азиатской культурной традиции. Тема дуалистичности человеческой души также сильно волновала автора. В своей бессмертной поэме «Мертвые души» Гоголь раскрывает этот вопрос как никто другой, высмеивая бездуховность и моральный упадок души человека крепостнической России. Именно философский реализм Гоголя стал тем новшеством в украинской культуре, которое породило иную концепцию взгляда на мир, в дальнейшем получившую свое развитие в творчестве его великих соотечественников.
Иван Франко (1856-1916) – украинский писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения в Галиции (Австро-Венгерской Империи), один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии, действовавшей на территории Австрии. Творчество Франко отличается философским материализмом, а также переплетением разносторонних взглядов: философских, естественнонаучных, социально-политических, атеистических, эстетических. Писатель разделял такие взгляды и идеи: а) человек – венец творения природы, который, однако, не может освободиться от вечных проблем добра и зла, жизни и смерти; б) причина бедствий начала ХХ века, да и истории в целом находится в природном трагизме человеческого бытия; в) развитие (социально-политические реформы, самосовершенствование каждого человека в отдельности) – главный путь к благополучию (повесть «Борислав смеется»); г) нации должны быть равны и свободны от угнетения; д) цель литературы – реалистичное изображение жизни.
Леся Украинка (1871-1913) – украинская писательница и поэтесса – разделяла взгляды И. Франко. Очень критично относилась к религии, так как идеалом современного человека для нее был человек действия – активный, смелый, целеустремленный, стойко переносящий все трудности и невзгоды. Собственно именно такой и была сама поэтесса.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Леся Украинка имела обширные познания в европейской культуре с античности вплоть до современности, что активно использовала в своих произведениях, которые отличаются нетрадиционными для украинской литературы образами и мифологическими сюжетами.
Искусство по мнению писательницы должно обладать такими свойствами: реализм, народность, идейность, назидательность.
М. Драгоманов(1841 — 1895) – либерал, публицист, историк, фольклорист, общественный деятель, выдающийся украинский учёный и критик, дядя Леси Украинки. Основным вопросом его исследований был вопрос социальной философии и гуманитарного знания. Драгоманов связывал развитие человека и общества с этническими, экономическими и духовно-культурными факторами общественной жизни. Он полагал, что социальный прогресс является отражением объективного исторического процесса, а решение социальных и экономических проблем напрямую зависит от решения национального вопроса.
А. Потебня (1835 — 1891) – украинский фольклорист и этнограф. Его занимала проблема соотношения языка и мышления. В процессе своих исследований Потебня доказал активную роль языка в формировании мысли и стал одним из основателей системно-структурного подхода к изучению языка.
А. Козлов (1831 — 1901) разработал концепцию философского «панпсихизма» – признание бытия духовной субстанцией, в свете чего материальные предметы – это лишь символы проявления этой субстанции. Философия – связующее звено между духовным и материальным миром.
И так, украинские литераторы ХIХ — начала ХХ века наполнили свои произведения философским смыслом и идеями. Это с одной стороны сблизило философию с народом, но с другой – усложнило осмысление чисто философского содержания их творчества.
Академическая же философия более приближена к науке и становится культурно-нравственным обоснованием знания о мире и человеке.
8. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАМФИЛА ЮРКЕВИЧА
Философия Памфила Юркевича (1826 — 1874), которая получила название «философии сердца» или «кардиоцентризма», занимает достойное место среди других украинских философских концепций.
Будучи дипломированным философом (профессор философии Киевской духовной академии, глава кафедры философии Московского университета, декан историко-филологического факультета) Юркевич обладал широкой интеллектуальной эрудицией, полными сведениями об уровне развития академической философской мысли. Его работы по сей день актуальны, так как в них он поднимал вопросы поиска «…истины не преходящей, а стоящей над временем».
Юркевич опровергает учение о том, что «разум сам по себе, из собственных сил и средств дает или полагает законы для всей душевной деятельности. С этой точки зрения было бы необходимо согласиться, что все достоинство человека, или весь духовный человек, заключается в мышлении». Напротив, он считает, что «сердце может выражать, обнаруживать и понимать совершенно своеобразно такие душевные состояния, которые по своей нежности, преимущественной духовности и жизненности не поддаются отвлеченному знанию разума…». Такая позиция есть суть «кардиоцентрической» философии, которая стала отражением этнического своеобразия украинской ментальности.
Философ провозглашает сердце «…средоточием душевной и духовной жизни человека». Эту идею он развивает в своих публицистических работах: «Идея», «Материализм и задачи философии», «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия», «Доказательства бытия Божия», «Из науки о человеческом духе», «Язык физиологов и психологов», которые печатались в «Журнале Министерства народного просвещения» и в «Трудах Киевской Духовной Академии».
Наиболее совершенным философским произведением Юркевича стала речь, произнесенная на акте Московского университета в 1866 г. «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта». Мыслитель провел доскональный анализ двух родственных по направлению философов.
Юркевич наделяет философию индуктивными свойствами и поручает ей функцию сведения идеальных моментов в познанных явлениях к единому общему – идее.
В его философии прослеживается влияние идей Платона, однако Юркевич не приемлет идеализм в классической форме, Гегеля, но неоднозначно он относится и к материализму.
Вечный философский вопрос о взаимосвязи духовного и физического, идеального и материального Юркевич решает посредством рассмотрения проблемы человека. Философия, «как целостное миросозерцание, есть дело не человека, а человечества, которое никогда не живет отвлеченным или чисто логическим сознанием, но раскрывает свою духовную жизнь во всей полноте и целостности ее моментов».
Следуя из вышесказанного, заметим, что «философии сердца» Памфила Юркевича развилась из философских идей Г. Сковороды, Н. Гоголя и киевской религиозно-философской школы (И. Скворцов, П. Авсенев, О. Новицкий, С. Гогоцкий). Пусть даже некоторые аспекты «кардиоцентризма» остались нераскрытыми, вклад Юркевича в эволюцию украинской философской мысли невозможно недооценить. Философская концепция Юркевича является яркой иллюстрацией отличительных особенностей украинской культуры.
9.ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ–НАЧАЛА XXIВЕКОВ И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
История философской мысли на Украине после Октябрьской (1917) революции в России чрезвычайно сложна и во многом драматична. Украина вошла в состав Советского Союза, где официальной государственной идеологией стал марксизм-ленинизм. В этот период философия развивалась теми, кто не хотел подчиняться политике партии, а обращался к чисто философским проблемам.
В первую треть ХХ века появились такие новые философские концепции:
философия политика и государственного деятеля М.С. Грушевского: в своих сочинениях Грушевский разработал теорию происхождения и развития государственности Киевской Руси и её народа;
работы идеолога украинизации Н.А. Скрипника: в его произведениях мы находим обоснование философии национальной идеи;
творчество историка философии и философии культуры В.А Юринца: в своих работах он рассматривал философские проблемы естествознания;
размышления теоретика социальной философии Я. Билыка: его интересовали вопросы общества и роль человека в нем.
В середине 20-х годов в СССР намечаются два философских движения: «механисты» (Л. Аксельрод, А.В. Варьяш, К.А. Тимирязев и др.), которые подменяли диалектическую концепцию развития теорией равновесия, и на диалектиков (А.М. Деборин, С.Ю. Семковский, В.О. Оринец) считали необходимым сближение философии и естествознания.
В 40–е годы особое внимания уделяется учебной и научной философии: в 1944 году создается факультет философии в Киевском университете, в 1946 – институт философии при НАНУ. Студенты начинают изучать диалектический и исторический материализм, методы философских исследований, вопросы единства диалектики, логики и теории познания.
В 30–50-е годы эти темы получили дальнейшее развитие в работах украинских философов. В 60-е годы разрабатываются проблемы логики научного исследования. С этим вопросом связано имя известного ученого П. В. Копнина. Кроме теории познания Копнин занимался гносеологическими проблемами диалектико-материалистической философии, делая акцент на гуманистической ее направленности.
В 70-е годы происходит осмысление НТР и ее влияния на человека и общество. Главными исследователями этого вопроса стали В.И. Шинкарук, Ю.А. Богданов, С.Б. Крымский, М.Ф. Тарасенко, В.П. Иванов, М.А. Парнюк. В их работах разбираются такие понятия, как «практика», «деятельность», «труд».
Опираясь на опыт и накопленный материал «родственных» наук (психология, языкознание, история техники и науки) философия делает попытку развить общую теорию способов категоризации действительности, захватывающую сферу не только научного, но и массового сознания. Главной в философском знании становится мысль об органическом единстве мировоззренческой и методологической функции философии, о повышении значимости философских исследований в области общественной жизни и социальной практики.
Украинские философы активно обращаются к западной философии: экзестенциолизм, неофрейдизм, феноменология.
Согласно статистике около 10 млн. украинцев живет за пределами Украины. Отсюда следует, что мы не можем пренебречь историей и культурой такого количества соотечественников.
Перечислим самых ярких представителей украинской диаспоры.
Д. Донцов (Канада)– приверженец радикального «интегрального национализма» в духе волюнтаризма Шопенгауэра и Ницше. Его труды наполнены иррационализмом и романтическим пониманием всего национального.
В.К. Липинский (Чехословакия, Австрия) интерпретирует феномен нации и народа в религиозно-волюнтаристском аспекте.
В.К. Винниченко (Франция) создает «философию счастья», или «конкордизм», которая понимает под счастьем состояние внутренней гармонии, следующее за достижением равновесия между жизненными ценностями, предполагающем согласованность между разными сферами бытия, между индивидуальным и коллективным. В философии Винниченко аккумулируется проблематика всей украинской философии, в ней находят отголоски идеи Г Сковороды и П. Юркевича, Н.В. Гоголя и И. Франко, М Драгоманова и Т. Шевченко. «Философия счастья» размышляет о счастье человека и человечества, о том самом главном, ради чего человечество и существует.
Д.И. Чижевский определил черты украинского характера: эмоциональность, индивидуализм, плюрализм в этике, право на собственное мировоззрение. В его работах философии уделялась роль представителя национальной культуры и истории
Все вышеперечисленные мыслители занимались разработкой философии национальной идеи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историческое развитие философской мысли человечества приводит к совершенствованию знаний о мире и человеке, о месте человека в этом мире, о его познавательном, практическом, этическом и вообще оценочном отношении к миру. Основные философские идеи сменяли друг друга, однако всегда оставались актуальными вопросы основ и законов бытия, проблемы гносеологии, логики, социальные и морально-этические темы.
Украина в этом отношении также не стала исключением.
Но история украинской философии имеет свою специфику. Во-первых, вышеперечисленные вопросы решались в контексте этнического развития, поэтому не удивительно, что лейтмотивом философской мысли стала национальная идея и судьба Украины. Во-вторых, особое доверие в познании окружающей нас действительности украинские философы оказывали чувствам и сердцу, что вылилось в создание целой теории «кардиоцентризма». В-третьих, романтической душе украинца ближе всего оказался способ выражения глубоких философских идей в литературных и публицистических произведениях.
Итак, в заключение реферата можно подвести итог и сказать, что украинская философия стала уникальным явлением в истории мировой культуры и философии благодаря оригинальности и своеобразию собственной философской традиции, неповторимому сочетанию разных философских позиций, концепций и школ, которые отражают динамичную историю государства. Пропитавшись духом патриотизма, свободы и любви к родине, отечественная философия отразила всю сложность и драматичность истории этноса, не потеряв при этом своей высокой нравственности, на которой формировалась украинская философская культура в контексте мировой философской мысли
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Горський В.С. Історія української філософії. Курс лекцій. К., 1996.
Сковорода Г. Вибрані твори в двох томах. — К., 1972.
Украинские революционные демократы.— М.,1954.
Философская мысль в Киеве.— К., 1982.
Юркевич П. Философские произведения — М., 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.