О.В. Лысикова, Cаратовский государственный техническийуниверситет, кафедра менеджмента туристического бизнеса
Обратимсяк рассмотрению теорий выдающихся западных социологов для анализа туризма каксоциального феномена. М. Вебер оперирует понятием «социальное действие», котороепредполагает применение статистического количественного исследования. В туризмечеловек – всегда актор, что относится и к туристу, и к агенту. Объективныесмыслы современной туристской деятельности, активности, мобильности соотносимыс особенностями эпохи постмодерна, этапа новейшей истории. Туризм начала XXI в.характеризуется устойчивым динамичным ростом. Так каково же социальное действиев туризме, смысл которого, согласно М. Веберу, «соотносится с действием другихлюдей и ориентируется на него»1? Туризм в настоящее время представляет, преждевсего, коммуникацию, направленную на приобретение новых знаний, впечатлений, опыта,душевного комфорта посредством движения, перемещения, мобильности. Дж. Урриразвивает идею о том, что путешествуют не только сами туристы, но и предметы, иобразы культуры; складывается общая «мобильная культура», производная от«принуждения к мобильности». При этом многочисленны виды самой мобильности:физическая, воображаемая, виртуальная, добровольная, вынужденная, составляющие«мобильную культуру», истоки которой восходят к эпохе зарождения массовоготуризма начала XX в.2 При осуществлении туристской практики крайне важноучастие других людей, призванных обеспечить комфортность перемещения ипребывания туриста на отдыхе, сопровождающих его в путешествии специалистов(гид-переводчик, экскурсовод, групповод). Современному туристуиностранцу важноощущать гостеприимство и радушие местных жителей на территории принимающейдестинации, складывающиеся из множества социальных практик и фактов. Нельзянедооценивать в индивидуальной туристской практике степени участия другихтуристов. Используя социологические понятия и логику рассуждений М. Вебера, выстроимгипотезу о множестве социальных действий туристов, соотносимом с действиямидругих туристов, местных жителей туристских дестинаций, лидеров мнений втуристском сообществе как отправляющей дестинации, так и проявляющихся в ходепутешествия, турагентов, сотрудников предприятий и учреждений, обеспечивающихгостеприимство.
Туристыв своих социальных практиках ориентируются на действия: 1) институтов, регулирующихпроцедуры, сопровождающие турпоездки (посольство, консульство, паспортныйконтроль, таможня, администрация гостиницы и др.); 2) турпредприятий, обеспечивающихпередвижение, размещение, питание, рекреацию, отдых, анимацию; 3) СМИ, представляющихактуальную и оперативную информацию.
СогласноМ. Веберу, мотивы социального действия бывают целерациональными, ценностнорациональными,аффективными, традиционными. Целерациональные мотивы присутствуют употенциальных туристов, ожидающих внимательного, уважительного отношения к себесо стороны сотрудников турфирмы, предлагающих им услуги и оформляющихдокументы. Позитивное поведение других людей является непременным условиемреализации целей, которые ставит перед собой турист. Целерациональные мотивыпроявляются в конгрессном, образовательном, событийном видах туризма, направленныхна продвижение бизнеспроектов, реализацию профессиональных целей.Ценностно-рациональные мотивы характеризуют культурный, рекреационный, экзотическийвиды туризма. Аффективные мотивы лежат в основе гедонистических социальныхпрактик, реализуемых в ходе фестивального, спортивного, алкогольного, секс-туризма.Традиционные мотивы составляют основу паломнического, религиозного, этнического,ностальгического видов туризма.
Помнению М. Вебера, в каждой научной проблеме необходима предварительнаяфункциональная постановка вопроса. Какое поведение туриста функционально важнос точки зрения «сохранения» культурного своеобразия типа социального действия, егонаправленного развития? Как возникает конкретная социальная практика туриста, какиемотивы ее определяют? Какое действие индивида, квалифицируемого как турист, важнодля анализа социальных практик туризма? Насколько необходима типология туристовпри осуществлении ими социальных практик? Ответы на эти вопросы могут бытьполучены в ходе эмпирических исследований, основанных, согласно М. Веберу, наметодологической целесообразности сочетания качественных и количественныхметодов исследования.
Э.Дюркгейм вводит в научный контекст понятие социальных фактов, состоящих «вспособах действий или мышления, распознаваемых по тому свойству, что ониспособны оказывать на отдельные сознания принуждающее воздействие»3. Кнеоспоримым социальным фактам современности относятся туриндустрия, туринфраструктура,разнообразные туристские практики и сами туристы, активно воздействующие нажизнедеятельность социума в условиях «многоликой глобализации». Возникновение ибытование социальных фактов связано с актуальностью деятельности агента-посредника,который решает стартовые и оперативные проблемы туристов, стремящихся своесвободное время и финансовые ресурсы использовать ценностно- и целерационально.
Каковы«коллективные представления» о человеке-туристе? Обыденное сознание определяетего как периодически путешествующего человека, реализующего собственные цели:отдых, лечение, познание, развлечение и др. В СССР турист ассоциировался счеловеком, совершающим пешие многокилометровые переходы, ночующим в палатке, поющимпесни под гитару у костра, питающимся консервами «Завтрак туриста», получающимза выполнение нормативов значок «Турист СССР». За последние двадцатьтридцатьлет туристские практики претерпели колоссальные изменения. В начале XXI в.отчетливо прослеживается тенденция диверсификации туризма – освоение новыхрыночных сегментов, стимулирование роста спроса на туруслуги, избирательностьхарактера их выбора. Массовый популярный туризм демонстрирует новый образ жизнис ориентацией на освоение природного и социального пространства. Современныйтурист подвержен влиянию моды и легко меняет свои предпочтения, вкусы, мотивы, форматповедения на рынке туруслуг. Можно констатировать развитие социальных практикподражания и принуждения в туризме, когда модой навязываются коллективныеспособы действия и мышления индивидам, которые, приспосабливаясь к ним, сохраняютсоциальную дифференциацию и статусность4. Выделим две полюсные, социальнообусловленные позиции, зависящие, прежде всего, от дохода: так называемыйдачный туризм и эксклюзивный, экзотический, экстремальный. Использование метода«каузального сведения» М. Вебера позволяет выявить экономическую и социальнуюкорреляцию в социальных практиках туризма.
Следуялогике рассуждения Э. Дюркгейма, можно заключить, что туризм как система, туристыкак сообщество, обладающее коллективным сознанием, мотивацией, потребностями, мнениямив фокусе социальных фактов являются перспективными объектами социологическогоисследования. Любой нетурист является потенциальным туристом, а турист, вернувшийсяиз поездки, перестает быть таковым. Отсюда важно определение идентичности исоциальной роли туриста в современном социуме. Не теряет актуальности проблемасоциодинамики культуры туриста, характеризующейся чередованием периодовреального и рефлексивного туризма.
Помнению Т. Парсонса, в социальной подсистеме происходит интеграция индивидов помере вовлеченности их в единую сферу деятельности5, что наблюдается втуристских практиках: интеграция образовательных и профессиональных институтов;взаимодействие всех уровней сложности между потребителями туруслуг и агентами;координация между турпредприятиями и туроператорами, турагентами итуроператорами, сотрудниками отдельно взятого предприятия. Теория Т. Парсонсапозволяет обратиться к «проблеме смысла» в действиях туристов, ищущих в рамкахсвоих путешествий «познавательные ответы» на многочисленные вопросы. Одним изконцептов современного туризма являются самоактуализация и индивидуальноеразвитие человека путешествующего. Туризм как социальная система, согласнотеории Т. Парсонса, может быть проанализирован исходя из типологии независимыхпеременных – ценностей, норм, коллективов, ролей, выполняющих функциисохранения и воспроизводства, интеграции, целедостижения, адаптации.Применительно к туристской деятельности перспективны идеи социетальногосообщества как интегративной подсистемы общества, обеспечивающей либопрепятствующей различным порядкам и уровням внутренней интеграции, установлениюсоотношения легитимного и социетального порядка в рамках системы туризма. Каждоесообщество имеет свою стратификационную шкалу легитимизированного престижаотдельных лиц, статусов, ролей. Положение коллектива, индивида встратификационной системе измеряется уровнем его престижа, способностьюоказывать влияние, что расценивается Т. Парсонсом в качестве обобщенногосимволического средства социетального взаимообмена наряду с властью и деньгами.В стратификационную шкалу, на наш взгляд, уместно ввести пункт о престижностипрофессий, относящихся к индустрии туризма и гостеприимства.
Важнойчертой многих современных туристов являются нежелание «сливаться с толпой», поисксвоих направлений, агентов, видов туризма. Путешествие, как и прежде, остается«реализацией мечты и планов», «взглядом за горизонт», потому что«повседневность убивает», а путешествие спасает от рутины будней, ведет косвобождению от незнания, стереотипов, груза проблем. Туризм представляетсяодновременно и полем свободы, и способом ее обретения через преодолениефильтров несвободы. Множественность современных туристских практик ставит передисследователем вопрос о грани между нормой и аномией в туризме. Свобода рождаетмаргинальные туристские практики: алкогольный, секс-туризм, туризм футбольныхфанатов. Р. Мертон в рамках структурного функционализма рассматриваетсоциальную структуру и аномию, явные и латентные функции6, что применимо дляизучения социальных практик современного туризма.
Впоследние годы актуальна проблема глобальных рисков в туризме. СМИ все чащесообщают о несчастных случаях, терактах, экологических, техногенных, антропогенныхкатастрофах в городах-курортах, популярных туристских дестинациях. Согласностатистике, ежедневно в мире погибает два российских туриста. Основные причиныих гибели таковы: несчастные случаи; покушение на жизнь и собственность; теракты;экологические катастрофы. Представляется плодотворной идея Г. Маркузе о том, чтокатастрофа не изменяет сознания и поведения человека7, чему сегодня находиммножество подтверждений в туристских практиках.
Н.Урили рассматривает четыре новейшие концепции в изучении современного феноменатуризма: переход от дифференциации к дедифференциации повседневной жизни итуристского опыта; движение от генерализации к плюрализму и концептуализации;переключение внимания от туристических субъектов к туристическим объектнымизменениям знаний; движение от противоречащих и окончательных утверждений котносительным и неокончательным интерпретациям8. Исследуемые концептуальныеразработки соответствуют «постмодернистским» теориям в социальных науках иактуализируют изучение феномена туризма в рамках различных научных концепций иподходов.
Исследованиетуризма как социального феномена может осуществляться при условии использованиясоциальных теорий. Комплексное решение научной проблемы обусловливаетселективное применение положений, следующих из них: теория социальных действий,социальных изменений, социальной мобильности (М. Вебер); теория социальныхфактов, социального контроля (Э. Дюркгейм); теория структурного функционализма(Т. Парсонс); теория аномии, явных и латентных функций (Р. Мертон); критическаясоциальная теория (Г. Маркузе). Социальные практики туризма, развивающегося вусловиях глобализации, дают возможность системно проанализировать и наметитьпути позитивной практической реализации его явных и скрытых возможностей.
Список литературы
1Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология ХIX– начала ХХ веков. М., 1996. С. 455.
2Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современныезападные исследования. М., 2005. С. 147.
3Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., сост., послесл.,примеч. А.Б. Гофмана. М., 1995. С. 7.
4Фенько А.Б. Туризм как показатель социального статуса // Социс. 2007. № 2. С.125.
5 См.: Парсонс Т. Системы современных обществ. М., 1997. Гл. 1.
6 См.: Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. 7Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитияиндустриального общества / Пер с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина. М., 2002. С. 5.
8 Uriely N. The tourist experience – conceptual developments //Annals of Tourism Reserch. 2005. Jan. Vol. 32. P. 215
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sgu.ru/