Содержание
Введение
1. Теория деструктивности Э. Фромма
2. Злокачественная агрессия и причины ее проявления
3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления
Заключение
Список использованных источников
Введение
Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадностичеловечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этимиявлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании. В нихпричины неисчислимых людских бед, страданий и трагедий. В XX в. значительныйшаг вперед в решении этой проблемы сделал немецкий ученый Эрих Фромм (1900-1980гг.).Он является ярким представителем неофрейдизма, попытался в своих работахсоединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма.
Каждая книга, вышедшая из под пера этого автора, становиласьзначительным явлением научной жизни. Среди наиболее крупных его трудов «Бегствоот свободы» (1941), «Здоровое общество» (1955), «Образчеловека у Маркса» (1961), «Душа человека» (1964), «Анатомиячеловеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976).
Особенностью научного подхода Фромма является то, что своиидеи он подкреплял данными большого числа наук: нейрофизиологии, палеонтологии,антропологии, зоопсихологии, и, тем самым, выходил за границыпсихоаналитического метода.
В данной курсовой работе будет рассмотрен труд Э. Фромма«Анатомия человеческой деструктивности». Я постараюсь, основываясь наанализе изучения его работы и специальной литературы, изложить вкратце суть еготеории.
Целью настоящей работы является исследование и изучениетеории деструктивности Фромма, основных понятий, видов агрессии и причин ихпроявления.
В соответствии с целью вработе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержаниетеории Эриха Фромма.
2. Определить понятие деструктивностии агрессии.
3. Охарактеризовать основныевиды агрессии.
4. Раскрыть особенности причинпроявления агрессии.
Указанные вопросы изучаются в курсовой работе на основеанализа книги «Анатомия человеческой деструктивности» и инойлитературы. При рассмотрении данной темы используются методы научного познания:социологический, статистический, сравнительный анализ и другие.
Курсовая работа состоит из плана, введения, основной части,состоящей из трех пунктов, заключения и списка использованных источников.
1. Теория деструктивности Э. Фромма
На протяжении всей творческой жизни Фромма привлекала темаантропологических оснований зла. Подобно мыслителям прошлого, он видел в зле одноиз неустранимых проявлений самой жизни, в которой, наряду с совершенством игармонией, всегда присутствуют проявления несовершенства и дисгармонии. Принимаяметафизические и этические предпосылки классической философии в объясненииистоков зла, Фромм, однако, предпочел идти своим путем, исследуяантропологические, психические и социально-психологические истоки деструктивныхформ социального поведения людей.
Книга «Анатомия человеческой деструктивности», опубликованная,когда автору было уже за семьдесят, стала своеобразным итогом научноготворчества выдающегося исследователя. Как признается автор, материал для этогоиздания он собирал более сорока лет. Сопереживание человечеству подвиглоученого взяться за решение столь сложной проблемы: «Я занялся изучениемагрессии и деструктивности не только потому, что они являются одними изнаиболее важных теоретических проблем психоанализа, но и потому еще, что волнадеструктивности, захлестнувшая сегодня весь мир, дает основание думать, чтоподобное исследование будет иметь серьезную практическую значимость». Вфундаментальном труде «Анатомия человеческой деструктивности» Фроммуудалось провести глубокое исследование проблем агрессивности.
Более полувека Фромм находился под сильным влиянием идей 3. Фрейда.Однако в 50-х он начинает переосмысливать многие положения фрейдизма, в томчисле одно из краеугольных — о биологической, инстинктивной сущностичеловеческой агрессивности. Исследователь приходит к выводу, что основоположникпсихоанализа не столько прояснил, сколько завуалировал феномен агрессии,распространив это понятие на совершенно разные типы агрессии, и таким образомсвел все эти типы к одному-единственному инстинкту. Поэтому фрейдовскийфизиологический принцип объяснения человеческих страстей Э. Фромм заменяетэволюционным социобиологическим принципом историзма. [1]
Исходной посылкой фроммовской теории деструктивностиявляется положение о некорректности сравнения человека с животным. Э. Фроммдалек от того, чтобы льстить современному человечеству: «Человекотличается от животных именно тем, что он убийца. Это единственныйпредставитель приматов, который без биологических и экономических причин мучити убивает своих соплеменников и еще находит в этом удовольствие». Ученыйвынужден открыть человечеству нелицеприятную правду: «По мерецивилизационного прогресса степень деструктивности возрастает (а не наоборот). Насамом деле концепция врожденной деструктивности относится скорее к истории, чемк предыстории. Ведь если бы человек был наделен только биологическиприспособительной агрессией, которая роднит его с животными предками, то он былбы сравнительно миролюбивым существом; и если бы среди шимпанзе были психологи,то проблема агрессии вряд ли беспокоила бы их в такой мере, чтобы писать о нейцелые книги».
Э. Фромм достаточно убедительно критикует два крайнихнаучных направления: инстинктивизм и бихевиоризм. По мнению исследователя,одинаково заблуждаются как те, кто видит истоки агрессивности лишь вбиологических инстинктах, так и те, кто отрицает значимость этих инстинктов иинтерпретирует человека как марионетку социальной среды. Ученый считает, чтоагрессивность — достаточно сложный феномен, компоненты которого имеют разнуюгенетическую природу и различную причинную обусловленность: «Еслиобозначать словом „агрессия“ все „вредные“ действия, т.е. вседействия, которые наносят ущерб и приводят к разрушению живого или неживогообъекта (растения, животного и человека в том числе), то тогда, конечно, поискпричины утрачивает свой смысл, тогда безразличен характер импульса, врезультате которого произошло это вредное действие. Если назвать одним и тем жесловом действия, направленные на разрушение, действия, предназначенные длязащиты, и действия, осуществляемые с конструктивной целью, то, пожалуй, надорасстаться с надеждой выйти на понимание „причин“, лежащих в основеэтих действий». [2]
Дифференцируя исследуемый феномен, Э. Фромм выделяетповедение, связанное с обороной, ответной реакцией на угрозу. Это поведение онназывает агрессией (или доброкачественной агрессией). Механизмдоброкачественной агрессии передается человеку генетически, у человека и уДиких зверей он практически аналогичен. Эту агрессию ученый называетдоброкачественной потому, что смысл, сверхзадача, заложенная в нее природой,заключается в сохранении жизни. Согласно наблюдениям биологов, данный видагрессии достаточно редко ведет к уничтожению соперника, т.к ее главная функцияв отпугивании нападающего.
Вторая разновидность агрессии, проявляющаяся в формахнемотивированной жестокости и деструктивности, называется у Фроммазлокачественной. Сопровождающаяся стремлением к максимально возможномуразрушительному эффекту, она отсутствует у животных и свойственна толькочеловеку. Злокачественная агрессия не способствует биологическомуприспособлению, выживанию и продолжению рода и является, по сути, аномалией. Но,будучи аномальной, она, тем не менее, составляет важную особенностьчеловеческой психики и характерологии. Способная порождать чувствоудовлетворения и даже удовольствия у тех, кто мучает или убивает, онапредставляет собой страсть как биосоциальный феномен, возникающий в результатевзаимодействия человеческих потребностей с социальными условиями. [3]
Для обоснования своей концепции Э. Фромм использует обширнуюаргументацию из самых различных областей науки: нейрофизиологии, психологииживотных, палеонтологии, антропологии. К данным нейрофизиологии ученыйприбегает для того, чтобы опровергнуть сложившееся под влиянием фрейдизмарасхожее мнение, будто имеющийся у человека инстинкт агрессивности является,наряду с сексуальностью, главным, и попытки ограничить этот инстинкт с помощьюкультурных импульсов часто оказываются обреченными на неудачу (отсюда изобилиенасильственных преступлений). Опираясь на исследования нейро-физиологов, Э. Фроммопровергает данное положение. Экспериментальные исследования особенностейфункционирования различных зон мозга показывают, что как реакция на угрозумозгом генерируются не только импульсы агрессивности, но и импульсы бегства. Существеннымоказывается и то, что бегство является более распространенной формойреагирования на опасность (не считая тех случаев, когда возможность бегстваисключена и животное вступает в бой ради выживания). «На уровне физиологиимозга оба импульса имеют совершенно одинаковую степень интеграции, и нетникаких оснований предполагать, что агрессивность является более естественнойреакцией, чем бегство. Почему же исследователи инстинктов и влечений твердят обинтенсивности врожденных рефлексов агрессивности и ни словом не упоминают оврожденном рефлексе бегства? '
Опираясь на данные нейрофизиологии, человека в одинаковойстепени правомерно оценивать как агрессивное существо и как существо,уклоняющееся от конфликтов: „Если рассуждения этих “теоретиков» орефлексе борьбы перенести на рефлекс бегства, то едва ли не придетсяконстатировать следующее: «Человека ведет по жизни врожденный рефлексбегства; он может попытаться взять его под контроль, но это даст лишьнезначительный эффект, даже если он найдет способы для приглушения этой „жаждыбегства“. Импульсы агрессивности преобладают над импульсами бегства ухищников. Однако к хищникам относятся лишь представители семейства кошек, гиен,волков и медведей. Ни человек, ни его предки, ни приматы вообще к хищникам неотносятся. Палеонтологические исследования также не дают никаких основанийсчитать первобытного человека хищником.
Исследователи психологии животных констатируют весьмазначимый научный факт: „Нет ни одного доказательства того, что убольшинства млекопитающих якобы существует спонтанный агрессивный импульс,который накапливается и сдерживается до того момента, пока “подвернется»подходящий повод для разрядки". ' «Человек — это единственная особьсреди млекопитающих, способная к садизму и убийству в огромных масштабах».
Дифференцированное исследование феномена агрессии позволилоученому доказать, что биологически запрограммированной у человека является лишьоборонительная агрессия. Наиболее крайние проявления жестокости — деструктивность- социальный продукт. Этот вывод имеет огромное методологическое значение длявсех социальных наук, в том числе и криминологии: если злокачественная доляагрессии не является врожденной, значит, она не может считаться неискоренимой.
Кроме того, исследователю удалось обнаружить еще один факт,имеющий важное методологическое значение: проявление доброкачественной агрессииу человека гипертрофировано социальными условиями бытия. Изменение этих условийтакже может значительно снизить уровень агрессивности.
2. Злокачественная агрессия и причины ее проявления
Злокачественная агрессия проявляется как человеческаястрасть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать.Это и есть деструктивность. Ее природа социальна. Истоки деструктивности впороках культуры и образа жизни человека. Ни у животных, ни у далеких предковчеловека (первобытных охотников и собирателей плодов) деструктивность невыявлена. В отличие от животных человек бывает деструктивным независимо отналичия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей.
К формам злокачественной агрессии (деструктивности) врассматриваемой теории отнесены садизм и некрофилия. Традиционно было принятосчитать эти феномены психическими аномалиями. Э. Фромм показал, что ихдетерминанты коренятся не в биологической природе, а в характере человека. [4]
Сущностью садизма является жажда власти, абсолютной инеограниченной над живым существом. Заставить кого-либо испытать боль илиунижение, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться, — это проявлениеабсолютного господства. Садизм есть превращение немощи в иллюзию всемогущества.До Фромма садизм и мазохизм было принято рассматривать как феномены сексуальныханомалий. Ученый приходит к выводу, что садизм (и мазохизм) как сексуальныеизвращения представляют собой только малую долю той огромной сферы, где этиявления никак не связаны с сексом. Несексуальное садистское поведениепроявляется в том, чтобы найти беспомощное и беззащитное существо (человека илиживотное) и доставить ему физические страдания вплоть до лишения его жизни.
Существуют не только садистские личности, но и садистскиецивилизации, практикующие системное насилие и активно плодящие преступников. Садистскиеэксцессы чаще встречаются в социальных слоях, представители которых имеют малоистинных радостей жизни. В первую очередь они характерны для угнетенныхобщественных групп, жаждущих мести и перераспределения власти. Не найдявозможностей для развития высших способностей, они с готовностью отдаются вовласть деструктивных аффектов, выказывают предрасположенность к преступлениям. [5]
Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивныхнаклонностей как некрофилия. Под ней он понимал влечение человека к мертвойматерии, жажду разрушения ради разрушения, страстное желание превращать живое внеживое, насильственно прерывая живые связи. Отличительная особенностьнекрофильского характера — убежденность в том, что насилие — самый подходящийслучай для разрешения абсолютного большинства проблем и конфликтов.
Примеры «злокачественной» агрессии:
а) жестокость и деструктивность:
кажущаяся деструктивность;
спонтанные формы;
деструктивность отмщения;
деструктивность характера (садизм)
экстатическая деструктивность;
поклонение деструктивности;
б) некрофилия, в том числе клинические случаи;
Понятию характера и экзистенциальных потребностей вконцепции деструктивности отводится одно из главных мест. С их помощьюпсихоаналитик доказывает социальную сущность садизма и некрофилии. По Фроммудеструктивность — результат взаимодействия различных социальных условий иэкзистенциальных потребностей человека.
Экзистенциальными исследователь называет потребности,которые необходимо удовлетворить для обеспечения душевного благополучиячеловека: «Экзистенциальный конфликт человека создает определенные психическиепотребности, которые у всех людей одинаковы. Каждый человек вынужденпреодолевать свой страх, свою изолированность в мире, свою беспомощность изаброшенность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрестибезопасность и покой. Я определяю эти психические потребности как „экзистенциальные“,так как их причины кроются в условиях человеческого существования. Онисвойственны всем людям, и их удовлетворение необходимо для сохранения душевногоздоровья, так же как удовлетворение естественных потребностей необходимо дляподдержания физического здоровья человека». [6]
На основе экзистенциальных потребностей возникают страсти ихарактер человека как совокупность этих страстей: «Каждая изэкзистенциальных потребностей может быть удовлетворена разными способами. Этиразличия в каждом случае зависят от общественного положения. Различные способыудовлетворения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, каклюбовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, вненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Я называю ихстрастями, укоренившимися в характере, или просто человеческими страстями,поскольку они в совокупности составляют характер человека (личность). — Характер- это относительно постоянная система всех неинстинктивных влечений (стремленийи интересов), которые связывают человека с социальным и природным миром». [7]Инстинкты, биологические влечения и экзистенциальные потребности общие у всехлюдей, а вот характер у разных людей различен: у одних людей доминируют однистрасти, а у других другие. Причина этого в том, что формирование людей происходитв различных условиях: способы и средства формирования характера (личности) взначительной мере коренятся в культуре. Через родителей общество погружаетребенка в мир своих ценностей, обычаев, традиций и норм. Помимо родителей,существуют и иные проводники и механизмы социализации: воспитатели, сверстникии взрослые наставники, образцы для подражания, непосредственный опыт.
Определенные условия формирования человека и его бытия могутоказаться причиной того, что в его личности начинают доминировать такиестрасти, как садизм или некрофилия. Одни качества личности могут способствоватьформированию других, совместимых с ними. Страсти обычно существуют не отдельно,они органично сочетаются в форме своеобразного комплекса. Комплексдеструктивных страстей (садомазохизма, жадности, зависти, нарциссизма) Э. Фроммназывает синдромом ненависти к жизни.
Антропологический анализ различных общественных систем неоставил у ученого сомнений в том, что характер человека — это субъективноеотражение культуры социума. В жизнеутверждающем социуме нет садистов инекрофилов, их продуцирует культура деструктивного социума.
Современные общественные системы, по мнению Э. Фромма,деструктивны. Он считает, что человечество соскользнуло с оптимального путиразвития в IV-III тысячелетии до н.э., когда развитие средств производствапозволило сделать «открытие», что человека можно использовать вхозяйстве как орудие труда (его можно обратить в раба и эксплуатировать). Прогресспривел к развитию вредных для жизни черт характера.
Садизм произрастает из самой сущности эксплуататорскогообщества: Власть, с помощью которой одна группа притесняет и эксплуатируетдругую группу, часто формирует у эксплуатируемых садистские наклонности (хотяесть много индивидуальных исключений). И поэтому, вероятно, садизм (заисключением особых случаев) может исчезнуть лишь тогда, когда будет устраненавозможность господства одного класса над другим, одной группы над другой.
Развитию некрофилии способствует господство в обществепринципа вещизма: «Вещи господствуют над человеком; „иметь“ господствуетнад „быть“, обладание над бытием, мертвое — над живым». Интересенпроведенный психоаналитиком анализ трансформации накопительства в садизм инекрофилию. По данным психоаналитиков, гипертрофированной страсти к накопительствунередко (хоть и не всегда) сопутствует садизм. Дело в том, что страсть кнакопительству имеет тенденцию трансформироваться во враждебность к окружающим,даже самым близким людям. Но даже садисты все-таки способны к сосуществованию: онистремятся властвовать над другими людьми, но не уничтожать их. Следующаяступень враждебности, нарциссизма и человеконенавистничества — это уженекрофилия. У некрофила одна цель — превратить все живое в неживую материю; онстремится разрушить все и вся, включая самого себя; его врагом является самажизнь. По мнению Э. Фромма, рыночная экономика, где все сущее превращается впредмет купли-продажи, продуцирует деструктивный континуум: нормальныйнакопительский характер — садистский характер — некрофильский характер.
Преступника можно считать экзистенциальным отступником — человеком,которому не удалось стать тем, кем он мог бы стать в соответствии со своимиэкзистенциальными потребностями. Отдельным личностям удается полностьюразвернуть свои способности и в современном обществе, однако для искоренениядеструктивности необходимо, чтобы все члены общества были включены в творческийпроцесс. Лишь обществу, где такое развитие станет нормой, удастся избавиться отпреступности.
Говоря о необходимости создания здорового общества,соответствующего человеческой природе, Э. Фромм полагал, что социальныйпрогресс сможет иметь место лишь в случае одновременных изменений во всехсферах — экономической, политической и культурной. Идеалом для него былописанный К. Марксом социализм, при котором производство будет служитьчеловеку, а труд станет свободным и творческим, в результате которого человекначнёт реализовывать себя как родовое существо. Понимая факт структурализациикак в социальной, так и в индивидуальной жизни, а также неотделимость друг отдруга социоэкономической структуры, структуры характера и религиознойструктуры, Э. Фромм хотел добиться радикального изменения всей социальной идуховной структуры общества, при которой произойдет гармонизация индивида иобщества. [8]
Сам Э. Фромм весьма скептически оценивал шансы на то, что вхарактере людей и в обществе смогут произойти необходимые для такогоглобального преобразования изменения, возлагая все надежды на притягательнуюсилу новых идей. Здесь уместно вспомнить о том, что американский исследовательникогда не занимался практической реализацией своих социологических идей, и чтоони основывались исключительно на его теоретических разработках.3. Доброкачественная агрессия и причины еепроявления
Оборонительная (или доброкачественная) агрессия служит выживаниюиндивида и рода. Она представляет собой врожденную способность к реагированиюна внешнюю опасность либо нападением, либо бегством. При исчезновении внешнейугрозы импульс, побуждающий к подобным реакциям, как правило, затухает. Оборонительнаяагрессивность, данная живым существам самой природой, является общей длячеловека и животных, и ее цель заключается не в разрушении, а в сохранениижизни.
Примеры «доброкачественной» агрессии:
а) псевдоагрессия — действия, в результате которых может бытьнанесён ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, а именно
непреднамеренная агрессия;
игровая агрессия;
агрессия, как самоутверждение;
б) оборонительная агрессия — как фактор биологическойадаптации:
агрессивность, как приём вытеснения страха;
агрессивность, как результат опасности лишения свободы;
агрессивность, когда под угрозой оказывается нарциссизм;
агрессивность, как реакция на попытку лишения иллюзий;
конформистская агрессия;
инструментальная агрессия.
в) экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиесяв его характере страсти:
ценностные ориентации и объект почитания;
чувство единения;
творческие способности;
возбуждение и стимулирование;
хроническая депрессия и скука;
структура характера.
В отношении оборонительной агрессии Э. Фромм констатирует,что поскольку она генетически запрограммирована, то изменить ее биологическуюоснову невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать. Поэтомуглавным условием снижения оборонительной агрессии является уменьшение числафакторов, реально провоцирующих ее.
Кроме того, исследователю удалось обнаружить еще один факт,имеющий важное методологическое значение: Проявление доброкачественной агрессииу человека гипертрофировано социальными условиями бытия. Изменение этих условийтакже может значительно снизить уровень агрессивности. [9]
Оборонительная агрессия является фактором биологическойадаптации. Нейрофизиологический механизм агрессии сходен у человека и животного.Однако Э. Фромм вскрывает весьма важную особенность: одно и то женейрофизиологическое устройство у человека вызывает более сильную агрессию, чему животного. Причин этого несколько:
«1. Животное воспринимает как угрозу только явнуюопасность… Механизм оборонительной агрессии у человека мобилизуется не толькотогда, когда он чувствует непосредственную угрозу, но и тогда, когда явнойугрозы нет. То есть чаще всего человек выдает агрессивную реакцию на свойсобственный прогноз.
2. Человек обладает не только способностью предвидетьреальную опасность в будущем, но еще позволяет себя уговорить, допускает, чтобыим манипулировали, руководили, убеждали. Он готов увидеть опасность там, где еев действительности нет… Только у человека можно вызвать оборонительнуюагрессию методом „промывания мозгов“...
3. Человек, как и зверь, защищается, когда что-либо угрожаетего витальным интересам. Однако сфера витальных интересов у человеказначительно шире, чем у зверя. Человеку для выживания необходимы не толькофизические, но и психические условия. Он должен поддерживать некотороепсихическое равновесие, чтобы сохранить способность выполнять свои функции. Длячеловека все, что способствует психическому комфорту, столь же важно вжизненном смысле, как и то, что служит телесному комфорту». [10]
Отсюда такие дополнительные поводы к агрессии, как унижениеили оскорбление, противоречия во взглядах, покушение на объект духовногопочитания. Человек ограничивает возможность использования механизма бегства отугрозы из-за желания сохранить свое лицо. Кроме того, экономические основыобщества посредством создания чрезвычайного изобилия товаров, а также с помощьюих рекламы развивают патологию потребительства. У человека умышленно создаютиллюзию, что ему нужно все, производящееся на продажу. Жадность рождаетагрессивность. «В нашей культуре жадность значительно усиливается темимероприятиями, которые призваны содействовать росту потребления… алчущий, укоторого нет достаточных средств для удовлетворения своих желаний, становитсянападающим».
Социальные условия способствуют подавлению у людейуверенности в себе. Угнетенное психическое состояние может продуцироватьбеспричинное чувство страха. Страх, как и боль — это очень неприятное чувство,и человек пытается любой ценой от него избавиться. Одним из самых действенныхприемов вытеснения страха является агрессивность.
Согласно Фромму, в человеческом существе присутствуетвнутренний запрет на насилие и убийство, чему имеется множество свидетельств идоказательств. Так, люди способны привязываться к животным, в результате чегомежду человеком и животным возникает некое подобие личной связи, так чтовпоследствии этот человек зачастую не может убить и употребить в пищу домашнееживотное, к которому успел привязаться. У людей нередко возникает чувство виныиз-за того, что они приняли участие в разрушении, уничтожении чьей-либо жизни. Этопроисходит из-за того, что любое убийство нарушает целостность мировогоединства всего живого. Не случайно в индуизме издревле главной заповедьюсчитается запрет на убийство живых существ. Внутренний запрет на убийствовосходит, во-первых, к чувству общности человека со всем живым, а во-вторых, кего ощущению глубинных связей с другими людьми, к способности испытыватьсочувствие к ним. Прямым доказательством существования такого запрета являютсяугрызения и муки совести.
Проведенные исследования привели ученого к выводу, что вшироком смысле избавление от этого порока возможно только ценой радикальныхперемен в нашем обществе и политическом строе — таких перемен, которые вернутчеловеку его господствующую роль в обществе. [11]
Новое общество Э. Фромм видит как свободное от каких-либоиерархических структур. По его мнению, утверждение о том, что человек не можетжить без контролирующих руководителей, — чистый миф, опровергнутый всемисоциальными системами, которые отлично функционируют в условиях отсутствияиерархии. Необходимо искать новые формы децентрализации. Устранениеиерархичности (когда не будет главных и ничтожных, начальников и подчиненных,рабов и хозяев) приведет к радикальным социальным и политическим изменениям,следствием которых должны стать преобразования во всех человеческих отношениях.«Мы должны создать такие условия, при которых высшей целью всехобщественных устремлений станет всестороннее развитие человека — того самогонесовершенного существа, которое, возникнув на определенной ступени развитияприроды, нуждается в совершенствовании и шлифовке. Подлинная свобода инезависимость, а также искоренение любых форм угнетения смогут привести вдействие такую силу, как любовь к жизни — а это и есть единственная сила,способная победить влечение к смерти».
Для этого в первую очередь необходимо устранить из жизнивзаимные угрозы как индивидов, так и групп. Материальные условия жизни должныделать непривлекательным стремление к господству одной группы над другой. Даннаяпредпосылка, по мнению ученого, может быть в ближайшем обозримом будущемреализована путем замены нашей системы «производства — распределения — потребления»на более совершенную: «Создание системы, которая будет гарантироватьудовлетворение основных потребностей населения, предполагает исчезновение господствующихклассов. Человек не может жить в „условиях зоопарка“, т.е. ему должнабыть обеспечена полная свобода, а господство и эксплуатация в любых видах иформах должны исчезнуть». Общество должно устранить нищету, монотонность,скуку и беспомощность, распространенные в широких кругах населения.
Э. Фромм хорошо понимает, что нарисованная им перспектива внекоторой степени утопична. Предвидя этот упрек, он замечает: утопическое неозначает, что оно вообще неосуществимо по прошествии какого-то времени. «Верить- значит сметь, значит иметь смелость мыслить немыслимое в рамках реальнойвозможности».
Заключение
Итак, книга Фромма «Анатомия человеческойдеструктивности» посвящена философскому переосмыслению самой остройпроблемы нашего времени — природе агрессивного поведения. Автор попыталсярассмотреть проблему деструктивности с глобальных позиций, а не только с точкизрения отдельной научной дисциплины.
Как мы видим, Э. Фромм различает два вида агрессивности:«доброкачественную» и «злокачественную». Первая отчасти восходитк миру человеческих инстинктов. Она представляет собой врожденную способность креагированию на внешнюю опасность либо нападением, либо бегством. Вторая коренитсяв человеческом характере, в человеческих страстях, за которыми стоят побужденияотнюдь не природного, но экзистенциального свойства. К формам злокачественнойагрессии (деструктивности) в рассматриваемой теории отнесены садизм инекрофилия. По мнению Фромма, инстинкты категория чисто натуралистическая, тогдакак страсти, укорененные в характере человека, категория социобиологическая и историческая.Страсти вовсе не обеспечивают физического выживания, но они не менее стойки и глубоки,нежели инстинкты. Они образуют фундамент человеческого интереса к жизни, человеческихпорывов.
Дифференцированное исследование феномена агрессии позволилоученому доказать, что биологически запрограммированной у человека является лишьоборонительная (доброкачественная) агрессия. Наиболее крайние проявленияжестокости — деструктивность — социальный продукт. Этот вывод имеет огромноеметодологическое значение для всех социальных наук, в том числе и криминологии:если злокачественная доля агрессии не является врожденной, а значит, она неможет считаться неискоренимой.
Список использованных источников
1. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности. // Общественныенауки и современность. 1993. №3. С.183 -190.
2. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. — М.: Норма, 2001.
3. Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна. Вступительная статья ккниге: Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994.
4. Ждан А.Н. История психологии. Учебник. — М.: Наука, 1990.
5. Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму. / Любутин К.Н.,Грибакин А.В. — Екатеринбург, 1994.
6. Крысько В.Г. Социальная психология. М.: Наука, 2001.208с.
7. Психология масс (хрестоматия). / Под. ред.Д.Я. Райгородского. — М.: Юрист,2001.
8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал.1996. №5. С.3-18.
9. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль. // Вопросы психологии. 1992. №5/6. С.35-40.
10. Справочник по истории философии /В.С. Ермаков. — СПб: Союз, 2003. С.321
11. Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма. // Журнал практическойпсихологии и психоанализа. 2007. №1.
12. Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход кпроблеме деструктивности. // Социологические исследования. 1992. №6.113-12.
13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: АСТ, 2004.
14. Якобс В. Происхождение зла и человеческая свобода. // Вопросы философии.1994. №1.