Реферат по предмету "Культура и искусство"


Состояние культуры в России XVII в

Культура XVII в.
XVII в. характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения: среди помещиков грамотных было около 65%, купечества — 96, посадских людей — около 40, крестьян— 15%. Как и прежде, грамоте в основном учили в семье. Широкое распространение получают учебные пособия; особой популярностью пользовался «Букварь» Василия Бурцева (1633). Появляются средние школы, где изучаются иностранные языки и другие предметы (1640-е — частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян; 1650-е — школа в Чудовом монастыре; 1660-е — государственная школа для подьячих). В 1687 г. открывается первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия — для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.
Произведения общественной мысли начала века создаются под свежим впечатлением Смутного времени, бурные события которого рассматриваются в них с различных точек зрения. Дьяк Иван Тимофеев во «Временнике» (1620-е гг.) осуждал Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших царскую власть; Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря в своем «Сказании» винил русских людей в забвении религии и т.д. В середине и второй половине XVII в. появляются сочинения Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанича, в которых последовательно обосновывается самодержавный образ правления, доказывается, что только единоличная власть способна навести порядок в стране и обеспечить ей процветание. Сочинения, содержащие резкую критику государственной власти и официальной церкви, породили раскол; самым ярким из них было «Житие протопопа Аввакума» — своего рода автобиография, написанная духовным вождем раскола.
В литературе идет процесс «обмирщения», преодоления религиозной тематики и жестких средневековых канонов. Чрезвычайную популярность приобретает бытовая повесть, посвященная темам, волнующим читателей: столкновение младшего и старшего поколений, нравственный выбор героев, их личные переживания («Повесть о Горе-Злосчастье», сер. XVII в.; «Повесть о Савве Грудцыне», 1660-е гг.; «Повесть о Фроле Скобееве», 1680-е). Основные персонажи — купцы и небогатые дворяне, как правило, люди авантюрного склада, легко отвергающие патриархальные устои и нравственные нормы прошлого. Социальные конфликты XVII в. породили еще один жанр — демократическую сатиру, которая пародировала жития («Слово о бражнике»), судопроизводство («Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче»).
Отход от церковно-схоластического мировоззрения коснулся и зодчества. Церкви сер. XVII в., как правило, нарушали крестово-купольные образцы, отличались асимметричной группировкой объемов и чрезвычайно богатым декоративным украшением фасадов, что отвечало, очевидно, вкусам купечества и посадских людей. Светское, отчасти даже языческое, сказочное начало, которое современники называли «дивным, узорочьем», отчетливо проступало в этой архитектуре (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках; Ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста). Патриарх Никон объявил решительную борьбу этому стилю, запретил строительство шатровых церквей, но добился лишь некоторого единообразия конструкций; пышная, светская по сути, декоративность оставалась отличительной чертой церковной архитектуры. Так, для ярко расцветшего в конце XVII в. стиля «нарышкинское барокко» была характерна большая симметрия и уравновешенность объемов; однако своей декоративностью — белый резной камень на фоне гладких кирпичных стен — церкви этого времени даже превосходили своих предшественниц (церковь Покрова в Филях, Спаса в селе Уборы близ Москвы, Воскресения в Кадашах). Из гражданских построек самыми замечательными были Теремной дворец Московского Кремля и сказочно-причудливый деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском (не дошедший до наших дней).
В иконописи пер. пол. XVII в. продолжала господствовать «строгановская школа», мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и технически совершенному исполнению канонов. Во втор. пол. XVII в. заметным явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица, используя светотень и пр. («Спас Нерукотворный»). Новые черты живописного искусства проявились и в парсунах — портретах реальных лиц (царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного Петра I).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет коммерческих расходов, налогов, отчислений и реализованной продукции (на примере РУП "МЭТЗ им. В.И. Козлова")
Реферат Государственный бюджет как главное звено финансовой системы
Реферат Законодательство рк и практика СМИ
Реферат 9-Я танковая дивизия вермахта на Курской дуге (июль 1943 г.)
Реферат Основи ринкових відносин. Концепція: фірма з позиції праця – вартість – ціна – капітал – монополія – олігополія
Реферат Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Реферат Проблемы применения статьи 81 Налогового кодекса РФ
Реферат Основы теории и основные понятия процесса хроматографического разделения
Реферат С.И. Ожегов – "рыцарь слова"
Реферат The Choices We Make Essay Research Paper
Реферат Регламент ЮНСИТРАЛ
Реферат Банковские сделки
Реферат Лабораторные работы по Теории вычислительных процессов и структур
Реферат Эфир или физический вакуум?
Реферат Социальная политика реформы и обязательства