СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Роль и значение архитектуры, стили архитектуры 2. Интерьер и дизайн гостиниц 12 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Архитектурные аспекты построения и размещения гостиниц 2. Роль интерьера и дизайна гостиниц на гостиничное предложение 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36 ВВЕДЕНИЕ Специфика гостиниц заключается в многообразии функций этих объек-тов. Это одновременно и жилые, и общественные здания, что предопределяет особенности формирования интерьеров. Выбор архитектурного стиля для конкретного объекта зачастую зави-сит не только от вкусов заказчика, — на стилистическое решение может по-влиять характер и предназначение помещений, климатическая зона, в кото-рой распложен объект и множество других факторов.
Для того чтобы пра-вильно выбрать стиль планируемого дома, ресторана или торгового центра, необходимо представлять весь спектр стилей, используемых в современной архитектуре и дизайне. Интерьер – это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека. Интерьер – понятие сложное, многоплановое, обладающее огромной эстетической психофизиологической силой
воздействия на человека. Благоприятные условия жизнедеятельности человека в гостиницах обеспечиваются благодаря созданию комфорта как в самом здании гостини-цы, так и на территории, прилегающей к ней. Первоочередная задача для достижения комфорта – проектирование композиции пространства. Это требует привлечения специалистов, компе-тентных людей в вопросах психологического влияния цвета и света на чело-века; дизайна интерьера. В создании комфорта важно учитывать правильный выбор мебели,
цветовой гаммы, способа освещения помещения. Немаловаж-ную роль в оформлении помещений и жилых номеров играют произведения живописи, скульптуры, элементы декоративного, прикладного искусства и особенно озеленение. Интерьер может быть создан в связи с национальными традициями различных народов. Также художественно-пространственная организация помещений гостиницы может быть исполнена в стиле «ретро», т.е. интерьер создаётся стереотипными элементами прошлых веков (ампир, барокко, роко-ко и др.).
Современная гостиница средней и большой вместимости и высокого уровня комфорта является сложным комплексным объектом, в состав кото-рого входит значительное число помещений разного функционального на-значения: жилые помещения, приёма и обслуживания, общественного пита-ния (с развитым составом производственных помещений и сложным техно-логическим оборудованием), помещения культурно-массового назначения, бытового обслуживания, административные, развитой состав служебных, хо-зяйственных помещений, подсобных, технических
и др. Современный интерьер в организации пространства отражает стро-гость, простоту, логичность и лаконичность форм, их функциональную оп-равданность. Целью данной курсовой работы является рассмотрение архитектуры, дизайна, интерьера гостиничных комплексов и их влияние на гостиничное предложение. В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач: - изучаются архитектурные аспекты построения и размещения гости-ниц; - анализируются составляющие интерьера и дизайна гостиниц; - проводится
соотношение меблировки, освещения, цветовых решений с ролью и влиянием на гостиничное предложение. Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы. Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Роль и значение архитектуры, стили архитектуры
Современная история архитектуры ХХI века схожа с античными про-тотипами, античные мотивы архитектуры в стиле "модерн" в начале нынеш-него века, освоение классического наследия в советской архитектуре 30-50-х годов, неоклассицизм в американской архитектуре 60-х годов, постмодер-низм с открытым применением классического ордера. Современная архитектура - это разработка и реализация социальных программ, программ устойчивого развития среды обитания. Современная мировая архитектура привлекает все больше исследователей, желающих
по-нять эстетические, стилевые, ее особенности, а также проанализировать со-циальную и культурную составляющую архитектуры. Современные архитекторы ведут бурные дискуссии, касающиеся прин-ципов развития городов. Одни считают современный город хаосом, другие видят в этом тенденции времени и предлагают свои пути развития градо-строительной политики. Современная архитектура - это творчество архитектора и огромная ра-бота коллектива людей. Архитектор должен быть еще и хорошим руководи-телем, обладать искусством управления.
Качество современной архитектуры во многом зависит от знания архитектором новых технологий строительства, новых конструктивных решений и умения использовать новые приемы син-теза искусств. Стили, которыми апеллирует современная архитектура, можно условно разделить на три категории: «классика», «современность» и смешанный, компилятивный стиль. В современной архитектуре под «классикой» подразумеваются прак-тически все направления европейского
зодчества, существовавшие до 30-х годов ХХ века, — от античности до модерна. Современный классический ин-терьер может быть выполнен как стилизация античной архитектуры. В этом случае предполагается использование классического архитектурного ордена (дорического, коринфского, ионического), наличие в интерьере колонн, мо-заичных мраморных панно на полу и стенах, украшение интерьера мрамор-ной скульптурой — изваяниями древнегреческих богов и проч.
В подобном интерьере используются исключительно дорогостоящие материалы: дерево ценных пород, бронза, серебро и позолота, редкие поделочные камни и т.п. В таком интерьере наиболее уметсна мебель таких фабрик, как Loan, Mobles, Nova Serenissima. Интерьер, выполненный в античном стиле, солиден и репрезентативен. В «антике» может быть оформлен интерьер серьёзного банка или дом весьма состоятельного человека, имеющего
солидный вес в обществе. Схожи по «звучанию» и предназначению интерьеры, выполненные в ключе классики начала XIX века и ампира. «Классика начала XIX века» отличается простотой и ясностью ли-ний. Наиболее распространённая декоративная отделка для данного стиля — наборный паркет, стеновые покрытия спокойных тонов (используется, как правило, венецианская штукатурка и т.п.), потолочные розетки с лепниной, настенные росписи — фрески, картины в золочёных рамах.
В оформлении такого интерьера, как правило, используется мебель та-ких фабрик, как Fresno, Mobil, Selva, Hilton. В ампире используется позолота в сочетании с деревом дорогих пород, изображения грифонов, сфинксов и другие декоративные элементы. Ампир, название которого можно перевести как «имперский стиль» или «стиль Империи», тяготеет к военной и гераль-дической символике: мебель, стены, полы могут быть украшены изображе-
ниями лавровых венков, римских шлемов, скрещенных копий и т.п. Подобный интерьер комплектуется, как правило, мебелью фабрик Colombo, S-lait, Mice, Mobili, Emergroup. Ещё одно направление современной «классики» — интерьер, стилизо-ванный под барокко. «Барочный» интерьер очень декоративен, если не ска-зать игрив. Барокко — это обилие позолоченной лепнины, завитков, сложных резных элементов, зеркал.
Любимое цветовое сочетание барокко — белое с золотом, декоративное оформление, как правило, включает в себя роспись стен и потолка с изображением ангелочков и амуров, наборный паркет, мра-морные скульптурные композиции «Убегающая нимфа», «Спящая наяда» и т.п. Барокко — более «женственный», легкомысленный стиль, он ассоции-руется с роскошью и богатством. С таким интерьером, как правило, хорошо сочетается мебель таких фабрик, как
Silik, Asnaghi, Coleccion, Alexandra, Caspani, TiroGreroup, Barkokko. В барочном ключе часто выполняются интерьеры дорогих отелей, ан-тикварных магазинов. Ещё одно направление архитектуры, относимое по большей части к «классике» современного интерьера — модерн начала ХХ века. Несмотря на то, что модерн не является классикой в строгом понимании этого термина, однако, в расхожем представлении модерн ей близок, поскольку его также отличает сочетание гармоничных
пропорций и спокойных плавных линий. Интерьер в стиле модерн отличается сложными изогнутыми линиями и формами, помещения как бы «перетекают» одно в другое, создавая плавный мягкий ритм. В отделке а-ля модерн присутствует множество декоративных элементов: резных перил, мозаичных панно, витражей, плафонов. Предпоч-тения модерна в материалах — тёмное, иногда состаренное дерево, цветное стекло, мозаичная смальта. В оформлении такого интерьера, как правило, используется мебель та-ких фабрик,
как Sellaro, Dekora, Il Loft, Ipe, Medea, Wommo. Интерьер, стилизованный под модерн, наиболее уместен для человека творческой профессии — художника, музыканта; классический «сдержан-ный» модерн — типичная московская «профессорская» квартира. В стиле модерн часто оформляются художественные салоны. Помимо использования того или иного «классического» стиля в чис-том виде, очень часто «классический» интерьер представляет собой компи-ляцию нескольких направлений: например, столовая может быть выдержана
в стилизованном ампире, спальни будут напоминать о модерне, а гостиная — выдержана в античном ключе. Наиболее популярные «современные», т.е. не-классические стили — минимализм и хай-тек. Сущность минимализма заложена в самом названии стиля: минима-лизм предполагает полное отсутствие декоративных элементов, лишних де-талей и аксессуаров. Каждая составляющая интерьера в стиле «минимализм» должна быть оправдана: любой выступ или ниша должны нести определён-ную функциональную нагрузку.
Выразительность минималистического ин-терьера достигается за счёт игры форм и объёмов, фактур и материалов (в минимализме часто используется стекло, контрастное сочетание матовых и глянцевых материалов). Минималистический интерьер может быть выдержан практически в любой цветовой гамме, при этом, как правило, используется не более 2-3 цветов (стены, как правило, обрабатываются в технике финиш-ной отделки — венецианская и другие виды штукатурки). Минималистический интерьер, как правило, комплектуется мебелью
фабрик Lago, Colombo, Halia, Bolzan. Минималистический интерьер — ин-терьер квартиры молодого успешного человека или молодой супружеской пары. В общественных интерьерах минимализм — один из самых распро-странённых стилей, он уместен в оформлении торговых центров, Интернет-кафе, магазинов по продаже электроники и бытовой техники, — данный спи-сок можно продолжить. Хай-тек, также как и минимализм, — достаточно молодой стиль.
Его название происходит от английского сокращения hi-tec — высокие техноло-гии. Стилистически хай-тек напоминает минимализм: то же отсутствие лиш-них декоративных элементов и аксессуаров. Хай-тек апеллирует простыми ясными объёмами и линиями. Отличительная особенность хай-тека — оби-лие металлических хромированных конструкций и элементов. Интерьер в стиле хай-тек может напоминать металлопрокатный цех или отсек космиче-ского корабля.
Хай-тек, в отличие от минимализма, не бывает «мягким»: если в минималистический интерьер могут присутствовать элементы из дерева и других природных материалов, в хай-теке это практически исключено. Наиболее подходящая мебель для интерьера в стиле хай-тек — Roncado, Krista-Lig, Kartel, Oliveki. Архитектура Хай-тек, как и минимализм, в большинстве случаев, по-ходит для интерьера дома современного молодого человека, — семейные па-ры, имеющие детей, как правило,
предпочитают более спокойные стили: жё-сткий хай-тек не слишком приспособлен для проживания маленького чело-вечка. Также как и в минимализме, в хай-теке часто выполняются интерьеры магазинов оргтехники, молодёжных клубов, автосалонов и т.д. Среди других современных и достаточно популярных стилей можно назвать ар деко и постмодернизм. Ар деко — стиль, возникший в Америке времён Великой депрессии. В настоящее время после более чем пятидесятилетнего забвения, ар деко
опять начинает приобретать популярность. Наиболее яркий пример ар деко в архи-тектуре — здание Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке, в настоящее время в стиле ар деко выполнены интерьеры гостиницы «Астория» в Санкт-Петербурге. Ар деко — это причудливое смешение элементов ориентального и египетского стилей и индустриальной эстетики. Сочетание строгих прямых линий и изящных декоративных элементов, любовь к бронзе, полупрозрач-ным драпировкам и цветному стеклу делают ар деко стилем истинных эсте-тов.
В оформлении такого интерьера, как правило, используется мебель та-ких фабрик, как Colombo, Stait, Dekam, Lake. Ар деко — абсолютно богемный стиль, в нём может быть выполнен интерьер мастерской художника или дом писателя-постмодерниста. В обще-ственной архитектуре ар деко может быть использован для оформления ин-терьера стильного дорогого бутика, ресторана и т.п. Постмодернизм — стиль, возникший в 60-е годы прошлого века.
По-стмодернизм представляет собой набор всевозможных стилей и элементов, смешанных без всякой видимой логики. Отличительная черта постмодерниз-ма — самоирония: дизайнер-посмодернист может использовать в интерьере абсолютно любой предмет, совершенно изменив при этом его первоначаль-ное назначение: так, гладильная доска может превратиться в чайный столик, а утюг — в цветочную вазу. У постмодернистского интерьера практически нет предпочтений в цветовой гамме или материалах, для его
создания годит-ся практически всё. Главное в таком интерьере — фантазия и креативное мышление художника. В оформлении такого интерьера, как правило, используется мебель та-ких фабрик, как Move, Sapariti, Stark. Постмодернизм, также как ар деко, — стиль богемы и творческой элиты. В общественных интерьерах он подходит для клубов, магазинов «стильных штучек» и т.п. Третья стилевая категория современной архитектуры — смешанные, компилятивные стили.
Наиболее популярный из них — фьюжн. Фьюжн — наверное, самое молодое из современных стилистических направлений. Фьюжн — это компиляция самых различных стилей и направлений, так, эт-ника здесь может соседствовать с классикой, а фахверк дополнять кантри. Интерьер, выполненный в стиле фьюжн, выглядит так, словно в доме вырос-ло не одно поколение семьи путешественников. При этом интерьер фьюжн звучит очень современно, в нём нет архаичности или эклектики.
Главная чер-та фьюжн — ощущение внутренней гармонии и необычайного уюта. В стиле фьюжн используется практически любая мебель, в данном слу-чае главное — сочетаемость. «Сфера применения» стиля фьюжн практически совпадает со сферой постмодернизма и ар деко. Отдельное место среди современных стилей занимают ориентальные и экзотические. Среди ориентальных в настоящее время наиболее популярен псевдо-японский стиль: в нём выполняются как
интерьеры кафе и рестора-нов, так и квартиры. Этот стиль отличается простотой и лаконизмом форм, цветовая сдержанность и использование естественных материалов. Осталь-ные экзотические стили не имеют широкого самостоятельного распростране-ния, — чаще всего они встречаются во всевозможных компиляциях (исклю-чение, естественно, составляют рестораны этнической кухни). День ото дня интерьерная мода принимает все более изысканные фор-мы выражения.
Однако на фоне популярности современных направлений многие владельцы недвижимости по-прежнему тяготеют к классической об-становке. В частности, одним из ориентиров при создании дизайна интерьера остается искусство модерна и такая его разновидность, как ар-деко – стиль удивительно богатый и многогранный, в котором каждый может найти для себя нечто новое и оригинальное. Ар-деко – стиль, который покорил мир в 20-30-е годы прошлого века, получил свое название в честь
Парижской выставки современных декоратив-ных искусств в 1925 году. «Ар-деко» один из самых эклектичных стилей, смешивающий геомет-рические формы кубизма и абстракционизма с африканской экзотикой, сти-лизованные формы в духе «ар нуво» с искусством Древнего Египта, самые дорогие традиционные материалы (серебро, красное и черное дерево) с но-выми материалами (бетон, хромированная сталь, алюминий, бакелит). Для этого стиля характерно использование натуральных материалов.
Мебель обтекаемых силуэтов изготовлена из пальмового дерева проко, эбена, палисандра и многослойной фанеры. Для отделки используются бамбук, сло-новая кость, перламутр, кокос. Мебель украшается орнаментом из треуголь-ников, прямых линий, зигзагов. Подлокотники кресел составляют единую изогнутую линию с передними ножками, декорируются вставками из меди и бронзы. Для обивки используются экзотические виды кожи – ящерицы, аку-лы, ската и крокодила.
Кровати в стиле ар деко украшаются египетскими ор-наментами (мотив солнца), вместо столбиков изголовья – статуэтки богов. Каждая вещь созданная в этом стиле превращается в настоящее произведение искусства и создает особую атмосферу изысканности и неги. Для Ар Деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и ви-зуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно кра-сиво.
На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапле-ния красного и золотого, хромированные предметы интерьера. В более поздних формах, стиль сближается с геометрическим конст-руктивизмом. Например в России, в Сталинские времена были попытки пе-ренять некоторые основы Ар Деко. Правда это не стало течением в архитек-туре, но все же некоторые образцы позднего Ар Деко есть и у нас. Например, многие станции метро в
Москве и Санкт – Петербурге выполнены именно в этом стиле. Среди самых знаменитых творений в стиле Ар Деко небоскреб Chrysler Building (Нью-Йорк), гостиница «Москва» (Москва), трансатлантический лайнер «Нормандия», который называли «плавучей выставкой» с основным грузом Ар Деко. Квартиры в этом стиле больше напоминают павильон кол-лекционера или мастерскую художника.
1.2. Интерьер и дизайн гостиниц Специфика гостиниц заключается в многообразии функций этих объек-тов. Это одновременно и жилые, и общественные здания, что предопределяет особенности формирования интерьеров. Интерьер – это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека. Интерьер – понятие сложное, многоплановое, обладающее огромной эстетической психофизиологической силой
воздействия на человека. Благоприятные условия жизнедеятельности человека в гостиницах обеспечиваются благодаря созданию комфорта как в самом здании гостини-цы, так и на территории, прилегающей к ней. Общий комфорт внутреннего пространства гостиниц является интегрирующим понятием. Оно включает экологический, функциональный и эстетический комфорт среды любого по-мещения гостиницы (рис.1) Экологический комфорт в интерьерах создаётся, в основном, благодаря системам инженерного обеспечения
гостиниц: вентиляция, кондиционирова-ние воздуха, централизованные пылеудаление, отопление и др. Экологический комфорт создаётся оптимальным для организма чело-века сочетанием температуры, влажности, скорости движения воздуха и воз-действия лучистого тепла. Например, в состоянии покоя или при выполнении лёгкой физической работы температура зимой не должна превышать 18–22, а летом 23 - 25°С; скорость движения воздуха зимой должна составлять 0,15, а летом 0,2–0,4
м/с; относительная влажность – 40–60%. Важным компонентом микроклимата любого помещения является ин-соляция (облучение помещений солнечными лучами и естественное освеще-ние). Продолжительность инсоляции для многих помещений гостиниц в со-ответствии с санитарными нормами и правилами должна составлять не менее трёх часов в день. В помещениях гостиниц, где люди проводят большую часть суток, должен быть всегда чистый и свежий воздух и нормальный шу-мовой режим.
Рис.1. Факторы, определяющие комфорт внутреннего пространства гостиницы Функциональный комфорт в основном обеспечивается оптимальным набором мебели и оборудования. Мебель является одним из активных ком-понентов в формировании интерьеров многих помещений гостиниц. Функциональный комфорт определяет удобство эксплуатации любого помещения. Он обеспечивает защиту от окружения, безопасность и осущест-вление всех функциональных процессов жизнедеятельности
человека: сон, питание, отдых, личная гигиена, развлечения, деловые контакты и др. Таким образом, интерьер любого помещения гостиницы должен обла-дать экологическим, функциональным и эстетическим комфортом. Мебель и ее значение в интерьере гостиницы Композиционные приёмы размещения мебели в помещениях этой группы зависят от размеров и объёмно-планировочного решения помещения, функциональных связей технологического процесса.
Наибольшее внимание во всех типах гостиниц уделяется меблировке помещений блока жилой группы. Меблировка этих помещений должна ре-шать основную задачу: создать максимум удобств при минимальной площа-ди. В помещении жилых этажей используется специальная гостиничная мебель: встроенная, трансформируемая, сблокированная, навесная. В резуль-тате такой меблировки уменьшается площадь, занимаемая мебелью, и коли-чество предметов, облегчается уборка помещений и их эстетическое воспри-ятие.
Первоочередная задача – проектирование композиции пространства. Это означает такое построение интерьера помещения, при котором отдель-ные элементы воспринимаются в определённой системе (стилевом единстве). В настоящее время наиболее распространены три приёма художественно-пространственной организации интерьеров гостиниц – стиль «ретро», совре-менный и смешанный. Интерьер в стиле «ретро» создаётся стереотипными элементами про-шлых веков (ампир, барокко, рококо
и др.). Интерьер, решенный в смешанном стиле, содержит элементы двух пре-дыдущих приёмов композиции пространства. Декоративные и мебельные ткани Большое декоративное значение в интерьере гостиниц имеют занавеси, гобелены, ковры, обивка мебели. Они во многом определяют цветовое реше-ние и эмоциональную окраску помещений. Одним из существенных элементов интерьера являются занавеси. Они выполняют практические функции и одновременно влияют на композицию и колорит интерьера.
Практические функции занавесей заключаются в регули-ровании естественного освещения, тепла и инсоляции, поглощении шума. Применяются два вида занавесей: прозрачные и плотные. Первые рас-сеивают и смягчают дневной свет. Рассеянный свет создаёт комфортные ус-ловия для зрения. Для прозрачных занавесей применяют сетчатые ткани, при сильном освещении – тонкие ткани. Материал для прозрачных занавесей мо-жет быть белым или чуть окрашенным, гладким или иметь малозаметные
узоры. Выбор цвета зависит от цветового решения интерьера. Плотные занавеси изолируют помещение от различных внешних влия-ний. Цвет плотных занавесей, их фактура и рисунок, как правило, подбира-ются с учётом всей композиции интерьера, а также размеров помещения и занавесей. Занавеси могут быть короткие и длинные. Нижняя кромка коротких за-навесей должна касаться подоконника; длинные занавеси не должны дохо-дить
до пола на 5см. Ширина занавесей должна составлять при тканях сред-ней плотности и тонких от 1,5 до 2 ширин фронта подвески или окна. Занавеси бывают раздвижные и подъёмные. Наиболее распространены раздвижные занавеси, которые располагают с одной или двух сторон окна. В зависимости от декоративных качеств ткани подразделяют на две группы: «пассивные» и «активные». Рисунок и цвет первых носит фоновый характер. К активным, т.е. более ярким цветным тканям, относятся
по пре-имуществу набивные. В отличие от тканных занавесей, где рисунок непо-средственно связан со структурой материи, набивной рисунок как бы накла-дывается на ткань. Рисунок тканей для гостиниц может быть геометрический и изобрази-тельный. Но характер рисунка должен соответствовать общему характеру интерьера, лучше выбирать лаконичный с небольшим количеством цветовых отношений. Фактура занавесей должна быть легче и проще фактуры мебельной
ткани, которая в свою очередь должна быть контрастной к фактуре ковра. Для мебели наиболее применимы фактурные и гладкие однотонные по окраске ткани, без рисунков и орнаментов. Обитая такими материалами ме-бель наиболее органично входит в интерьер, отвечая общему убранству. Ковры служат мягким и тёплым покрытием пола. Для одной кровати размер ковра достаточен 60 х 140 см; для двух кроватей, расположенные под углом, – 80 х 240 см; ковёр в торце спаренных кроватей должен
быть не ме-нее 60 х 200 см. Рекомендуются петельчатые и ворсовые ковры, однотонные или с рисунком. Наряду с функциональными требованиями к декоративным и обивоч-ным тканям, во многом определяющим цветовое решение и эмоциональное звучание помещений, предъявляется ряд требований как к художественному средству оформления интерьера. Первое требование, которое необходимо выполнять в любых случаях, – это комплексный подбор рисунка цвета занавесей, ковров и обивки мебели, применяемых в одном помещении.
Из всех возможных вариантов можно к примеру рекомендовать следующий приём комплектации тканей. Занавеси из ткани с крупным рисунком, ковёр – с мелким. Обивка ме-бели гладкая разных цветов. Часть мебели решается в колорите занавесей, другая – в колорите ковра и т.п. Высокие декоративные свойства, экономичность, массовость, транс-портабельность, звукотеплоизоляционные свойства тканей делают их одним из самых широко доступных элементов убранства интерьера гостиниц.
Нуж-но лишь отнестись к ним при проектировании интерьера как к полноценному его художественному средству. Цвет в интерьере гостиниц Одним из важнейших элементов интерьера является цветовое решение помещений – окраска стен, полов, отделка их различными материалами (пла-стик, керамика, гипрокартон и др.). Цветовое решение интерьера создаётся с использованием принципов контраста и нюанса. В практике используются оба приёма. Цвет является активным средством архитектуры интерьера.
Сочета¬нием яркости и цвета формируют пластику интерьера, а также его про¬странственную композицию. Цветовое решение опре¬деляется многими факторами, среди которых основными, влияющими на выбор цвета интерьеров гостиниц, являются при-родные условия, ориен¬тация, архитектура здания и помещения, назначение помещений. Конечно, учесть влияние всех этих факторов на цветовое решение ин-терьера невозможно. Однако некоторые характерные особенности гостиниц позволяют определить основные требования к цветовому
решению их ин-терьера. Так, например, номера характеризуются небольшими размерами и большой насыщенностью мебелью и оборудованием. В плане номера могут быть квадратными и удлиненными. Для них необходимо выбирать такую цве¬товою гамму, при которой они производили бы впечатление свободных незатесненных. Особенностью помещений вестибюльной группы является единство внутреннего пространства. Таким образом, цвет может быть использован как средство композиционного объедине¬ния пространства группы
помещений. В то же время это единое прост¬ранство должно быть расчленено цветом на от-дельные функционально обособленные зоны и помещения. В зависимости от архитектурного замысла интерьера цвет должен под-черкнуть, выявить одни элементы, а другие, наоборот, замаскировать, облег-чить зрительно или усилить ту или иную деталь конструкции поме¬щения, видоизменить пропорции отдельных деталей или помещений. Помещения гостиниц различаются по сроку пребывания в них и по на-значению.
К категории помещений, предназначенных для длительного пребыва¬ния приезжающих, относятся номера; для кратковременного — помеще¬ния вестибюльной группы и группы связи. По назначению помещения подразде-ляются на следующие группы: приемные помещения — вести¬бюль, операци-онный холл, бюро оформления; помещения для отдыха — холлы; проходные помещения — лестницы, лифтовые холлы, коридоры; жилые помещения — номера. Каждой группе помещений необходимо дать четкую цветовую ха-
рактеристику, соответствующую их назначению. Немаловажное значение играет цвет как средство ориентировки при¬езжающих. Архитектор М. Я. Гинзбург, например, считал, что с этой целью различным помещениям и даже этажам следует придавать различную окра-ску. Так, совершенно не похожие друг на друга площадки этажей будут легко запоминаются. Использование цвета как средства ориентировки приезжаю-щих особенно необходимо в больших гостиницах, в которых можно легко нарушить эксплуатационный режим, внести суету и беспо¬рядок.
Цветом можно выделить место дежурного администратора, лиф¬ты и лестницы; раз-личную цветовую характеристику могут иметь кори¬доры и холлы разных ти-повых этажей. Цветовое решение интерьера гостиниц необходимо выбирать с уче¬том гигиенических требований. Окрашенные в светлые тона помещения легче содержать в чистоте, а горизонтальные поверхности мебели долж¬ны быть темными, что позволяет легко заметить на них пыль.
Обивка мебели и деко-ративные ткани должны исключать серые и бурые цвета, которые производят впечатление недостаточной свежести. Нельзя с полной достоверностью определить те сочетания цвета, ко¬торые вызывают в нас именно те ощущения и создают то настроение, кото-рые отвечали бы требованиям к цветовому решению гостиниц. Однако, ис-пользуя данные исследований цветоведов, можно оценить цвето¬вое решение интерьера со следующих точек зрения: действует возбуждающе, успокаивающе или угнетающе;
воспринимается холодным или теплым, светлым или темным; создает впечатление затесненного или свободного, единого или рас¬члененного объема; вызывают детали архитектуры ощущение тяжести или легкости. Критериями оценки цветового решения интерьера гостиниц с этих по-зиций будут являться различные свойства цвета и характер его воз¬действия на человека. Известно, что красный, оранжевый, желтый цвета создают ощущение тепла; голубой и фиолетовый — холода.
Светлые цве¬та более ве-селые, темные более печальные. Теплые цвета возбуждают, холодные успо-каивают. По степени возбуждающего влияния на людей цвета располагаются в том же порядке, в каком они расположены в спектре интенсивность зри-тельной чувствительности меняется в зави¬симости от частоты волны. На-блюдается переход в состоянии человека от спокойствия при фиолетовом цвете до возбуждения при красном. Зе¬леный, находящийся в середине спек-тра цвет физического равнове¬сия.
В общем виде данные о психологическом воздействии цвета сводят¬ся к следующему: красный цвет имеет стимули-рующее влияние и вызы¬вает повышенные эмоциональные реакции, голубой — холодный цвет, действует успокаивающе; зеленый — освежающий цвет, успокаивает, уменьшает слишком яркое солнечное освещение, бурый цвет успокаива¬ет, но вызывает депрессию, когда он употребляется один. Его надо употреблять с желтым или оранжевым; оранжевый цвет вызывает радость, фиолетовый—печаль; черный,
если он употребляется один, угнетает; белый — холодный цвет. ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Архитектурные аспекты построения и размещения гостиниц Гостиничные комплексы представляют собой сложные, зачастую уни-кальные сооружения. Их размещение в планировочной структуре города яв-ляется сложным и ответственным процессом. Выбор участка для размещения гостиничного комплекса предопределяется целым рядом факторов (рис.2).
Рис.2. Основные факторы, предопределяющие выбор участка для размещения гостиничного комплекса Участок, выбранный для строительства гостиничного комплекса, пре-жде всего должен обладать достаточной площадью территории с учётом спе-цифики эксплуатации гостиничного комплекса и его ёмкости. Желательно, чтобы участок имел прямоугольную форму и не более чем с двух сторон был ограничен магистральными улицами. Не целесообразно размещение гости-ничных комплексов на участках с острыми углами, что усложнит
процесс проектирования и строительства гостиничного здания. Участок должен обладать хорошей транспортной доступностью, удоб-ной связью с центром города и вокзалами. Он должен также иметь свободные территории для устройства подъездов и стоянок для пассажирских, экскур-сионных автобусов, автомашин. Помимо этого, служба снабжения многочисленных разнообразных групп помещений комплекса (рестораны, торговля) имеет целый ряд своих специальных подсобных и складских зон, которые
требуют индивидуального подъезда грузового транспорта и организацию независимой их загрузки, раз-грузки, хранения товаров. К участкам для размещения гостиничных комплексов следует предъяв-лять и архитектурно-ландшафтные критерии: наличие озеленения, водных поверхностей, рельефа. Желательно, чтобы рядом с гостиницей располагался парк, сад или сквер. Одним из обязательных условий, которым должен обладать участок для строительства гостиничного комплекса,
является его экологическая ком-фортность. Он ни в коем случае не должен размещаться в экологически кри-зисных зонах городов. Его санитарно-гигиенические параметры (чистота воздушного бассейна, уровень шума, аэрация, инсоляция) должны соответст-вовать нормативным требованиям. При выборе участка следует также учитывать наличие городских ин-женерных коммуникаций (водопровод, канализация, электрокабель), воз-можность телефонизации и подключения к существующим инженерным го-родским
сетям с учётом их мощности и размещения, что значительно снижа-ет объём стоимости строительства гостиничных комплексов. Функциональная организация здания любого гостиничного комплекса прежде всего зависит от типа гостиницы и её вместимости. Вместимость гос-тиниц определяется числом постоянных спальных мест. Дифференциация гостиниц по вместимости во многих странах мира различна. Например, в Швейцарии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются ма-лыми;
100-200 мест – средними; более 200 мест – крупными. В США гости-ницы до 100 номеров считаются малыми, до 500 номеров – средними, свыше 500 – крупными. Мировой гостиничный фонд размещён, в основном, в малых и средних гостиницах, но намечается тенденция к увеличению мест в гостиницах: «Хилтон» (Нью-Йорк, США) – 2150 номеров, «Космос» (Москва, Россия) – 3354 места.
Строительство гостиниц большой вместимости вызвано в первую эко-номическими соображениями. При увеличении вместимости гостиниц появ-ляется экономическая целесообразность применения более мощного и совре-менного технологического и инженерного оборудования, сокращается под-собная площадь, а также площадь коридоров, холлов по отношению к пло-щади, предоставляемой непосредственно в распоряжение гостей, что приво-дит к сокращению удельно-строительных затрат.
Вместе с тем, отечественные и зарубежные специалисты в области строительства и эксплуатации гостиниц отмечают, что увеличение вместимо-сти гостиниц целесообразно в разумных пределах, после которых гостиницы становятся трудно управляемыми. Этим пределом, в основном, считают вме-стимость около 2000 мест. Современная гостиница средней и большой вместимости и высокого уровня комфорта является сложным комплексным объектом, в состав кото-рого входит значительное число помещений разного функционального на-значения:
жилые помещения, приёма и обслуживания, общественного пита-ния (с развитым составом производственных помещений и сложным техно-логическим оборудованием), помещения культурно-массового назначения, бытового обслуживания, административные, развитой состав служебных, хо-зяйственных помещений, подсобных, технических и др. В состав некоторых гостиниц включают также помещения для деловых контактов (конференц-залы или залы многофункционального использова-ния), бизнес-центры, киноконцертные залы, бассейн, сауны, спортзалы,
ке-гельбаны, помещения для организации выставок, предприятия торговли, га-ражи и пр. Здания гостиниц предназначены для кратковременного проживания людей с целью осуществления различных видов деятельности. Это могут быть деловые контакты во время командировок (производственные на раз-личных предприятиях и коммерческие с целью осуществления различных сделок), участие в работе совещаний, конференций, симпозиумов и др тури-стические поездки с целью ознакомления с природными достопримечатель-ностями,
историческими и архитектурными памятниками (города, региона, страны); поездки с целью отдыха, курортного лечения, оздоровления, а также для осуществления спортивных соревнований и др. Функциональное назначение гостиниц оказывает большое влияние на их размещение в планировочной структуре города. Градостроительный ана-лиз размещения гостиниц в планировочной структуре больших, крупных и крупнейших городов позволяет выделить несколько характерных приёмов их размещения (рис.3).
Для функциональной организации гостиницы существенное значение имеет число входов в здание. Гостиницы большой вместимости и высокого уровня комфорта обычно имеют не менее 3 – 4 входов. Гостиницы малой вместимости нередко ограничиваются двумя входа-ми в здание (главным и в служебно-бытовое помещение), а также погрузоч-но-разгрузочной площадкой в хозяйственном дворе. Размещение гостиниц: 1 - в центре города; 2 - на территориях, прилегающих к цен-тру;
3 - в центре жилых районов и микрорайонов; Д - на пороге города; 5 - за пределами города Рис. 3. Модель размещения гостиниц в планировочной структуре города. Размещение гостиниц на «пороге» города и за его пределами имеет свою специфику. Такие гостиницы, как правило, предназначены для автоту-ристов. Они, в основном, размещаются на основных автомагистралях города, в зоне въезда в большие города.
Неотъемлемым условием участка должны быть удобные съезды с транспортных артерий и хорошая видимость здания на далёких подступах к нему. Загородное расположение гостиниц также порождает известные слож-ности, связанные с доступностью центра города и работой отдельных блоков гостиницы, таких, например, как ресторан, парикмахерская, рассчитанных и на обслуживание городского населения. Сложность организации правильной взаимосвязи различных помеще-ний состоит ещё и в том, что проживающие
в гостинице не должны видеть повседневную работу всех вспомогательных служб. Функциональные схемы гостиниц строятся с учётом сложных техноло-гических процессов, протекающих в гостиницах. Принципиальные схемы функциональной организации гостиниц различной вместимости приведены на рис.4 и 5. Рис. 4. Схема функциональной организации малой гостиницы: 1 - администрация, 2 - дежурный администратор, 3 - портье,
4 - телефонная стан-ция, 5 – вестибюль, 6 - бар, 7 - зал для завтраков, 8 - буфет, 9 - раздаточная, 10 - загото-вочные, 11 - склады, 12 – подсобные помещения, 13 – помещения персонала, 14 – номера Рис. 5. Схема функциональной организации высоко комфортабельной гостиницы большой вместимости: 1 – дирекция, 2 – бухгалтерия, 3 – касса, 4 – телефонная станция,
5 – туалет, 6 – администрация, 7 – дежурный администратор, 8 – портье, 9 – щитовая, 10 – вестибюль, 11 – ресторан, 12 – бар-кафе, 13 – зал для конференций и банкетов, 14 – клуб-ное помещение, 15 – зал для завтраков, 16 – гардероб, 17 – кухня, 18 – заготовочные, 19 – помещение персонала,
20 – раздаточная с подъёмником, 21 – склад, 22 – гараж, 23 – подсобные помещения, 24 – хранение багажа, 25 - номера В связи с тем, что современные лучшие гостиницы представляют собой многофункциональный комплекс, в который включены и собственно гости-ничный фонд, и залы (выставочные, банкетные, конференц-залы и др.), и многочисленные пищевые блоки. Поэтому в отечественной и зарубежной практике, учитывая возрастающее общественное значение
гостиниц, в по-следнее время развивается тенденция строить новые гостиницы как компози-ционные центры жилых районов и микрорайонов. Для эффективной планировочной организации различные помещения гостиницы группируют по функциональным признакам, позволяющим орга-низовать между ними чёткие технологические взаимосвязи, отвечающие са-нитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, способствующие удобству эксплуатации гостиницы, а также повышающие комфорт прожива-ния в ней.
2.2. Роль интерьера и дизайна гостиниц на гостиничное предложе-ние Мебель. Современная мебель по характеру конструктивной структуры подразделяется на стационарную, комбинированную многофункциональную (когда один предмет выполняет две и более функций) и и трансформируемую (в том числе секционную). Требования к мебели устанавливаются в соответствии с комфортно-стью гостиниц и их назначением. Комфортность гостиниц предопределяет качество и количество мебельных изделий, а функциональное назначение
гостиниц – номенклатуру мебели. Меблировка номеров зависит от площади номера и комфортности гос-тиницы. Жилая площадь однокомнатного одноместного номера составляет 9–18 м², однокомнатного двухместного – 12–25 м², в зависимости от категории гостиницы. Приёмы размещения мебели зависят от размеров и конфигурации но-мера и его жилой площади, расположения оконных и дверных проёмов. Наибольшей сложностью отличается меблировка однокомнатного но-мера, так как
совмещает функции сна, работы, отдыха и хранения вещей. Во всех современных номерах функции хранения вещей частично выносятся в прихожую, которая оборудуется встроенным шкафом и вешалкой. Расстановка предметов меблировки жилого помещения номера опреде-ляется их функциональной связью и расположением в номере. Так рабочий стол должен находиться у окна (параллельно ему или торцом к нему); зона отдыха (кресло и
журнальный столик) – в зоне просматриваемости от дверей; подставка для чемоданов – ближе к двери или блокируется с рабочим столом. Размеры функциональных зон номера определяются с учётом разрывов между мебельными изделиями одной зоны. Размер зоны работы в попереч-ном направлении складывается из ширины стола (60 см), разрыва от стола до стула (10 см) и ширины стула (45 см), что составляет 115 см. Общий размер зоны отдыха с одним креслом равен 150 см (ширина журнального столика – 60 см, разрыв от
столика до кресла – 30 см, ширина кресла – 60 см). Общий размер зоны сна (135 см) состоит из следующих параметров: ширины кровати – 90 см (85 см кровать плюс 5 см разрыв от стены), разрыва 5 см между прикроватной тумбочкой и кроватью, ширины тумбочки 40 см. Особой комфортностью отличаются номера типа «дубль», оборудован-ные кроватью, комбинированным столом, стулом, журнальным столиком, креслом и подставкой для чемодана, диваном-кроватью.
Диван-кровать слу-жит в качестве дополнительного спального места и имеет тумбочку для по-стельного белья. Меблировка 3–4-местных однокомнатных номеров гостиниц затрудня-ет функциональное зонирование мебели. Для максимального раскрытия внутреннего пространства жилой комнаты рекомендуется использовать двухъярусные кровати, особенно в молодёжных гостиницах. Двухкомнатные номера состоят из спальни и гостиной, которые отде-ляются друг от друга раздвижными и
складывающимися перегородками, от-крытыми или застеклёнными дверными проёмами. Рациональная меблировка спальни определяется островным размещением кроватей, пристенным шка-фом; в гостиной размещением мебели для отдыха должно обеспечиваться удобство пользования телевизором, а мебель для работы может включать на-весной подоконный рабочий стол, являющийся одновременно подставкой для телевизора. Жилая часть трёхкомнатных номеров состоит из спальни, гостиной и кабинета.
Меблировка такого номера решается по аналогии с двухкомнат-ным, но здесь зона работы выносится в кабинет. Кабинет дополняется ещё книжным шкафом или полками и зоной отдыха. В гостиной располагается обеденный стол со стульями. При спальне может находиться гардеробная, а в прихожей – подставка для багажа. Трёхкомнатные номера могут размещаться в двух уровнях: на первом уровне гостиная, прихожая, санузел,
кухня-ниша, а на втором – спальня, кабинет, санузел. Иногда кабинет располагают на пер-вом уровне. Номера «апартаменты», имеющие до 8 комнат, различны и могут быть скомпонованы из нескольких номеров, которые в этом случае соединяются между собой дверями и называются номера «комплексы». Они могут быть оборудованы для проведения совещаний, собраний, для чего между номера-ми устанавливаются раздвижные перегородки и используется трансформи-рующаяся мебель
(например, кровать-шкаф). Прихожие во всех типах номеров в основном не большие по площади (шириной не менее 105 см) и оборудованы встроенным (при стенным) шка-фом, вешалкой и зеркалом. В многокомнатных номерах прихожая отделяется от жилой комнаты дверью, а в однокомнатных и простым проёмом. В прихожей, не имеющей встроенного шкафа, устанавливается вешал-ка с полкой для шляп и подставкой для обуви, рекомендуется повесить зер-кало, выделить место для платяной щетки.
Мебель в гостиницах категории 3, 4 и 5 звёзд обычно отделывается фа-нерованным деревом дорогих твёрдых пород, применяются прочные покры-тия, полировка и лакировка; для мебели II класса – окрашивание и лакировка. Цветовая гамма. Для рационального цветового решения интерьера гостиниц необходи¬мо для каждого помещения выбирать цветовую гамму с учетом её пси¬хологического воздействия на человека:
1) При решении пространственной композиции интерьера большое зна¬чение имеют явления выступания и отступания цветов. Выступание или отступание цвета зависит от его тона. Теплые цвета (особенно красный) выступают вперед, а холодные (особенно синий) от¬ступают назад. Это явление весьма сильно зависит и от светлоты цвета. Светлые цвета являются выступающими, темные — отступающими.
Таким образом, явление выступания—отступания цветов имеет нема-ловажное значение как средство зрительного изменения пропорций и разме-ров помещений. 2) Объеди¬няющее и расчленяющее свойство цветов. Большое практи-ческое использование в отделке номеров имеет объе¬диняющее свойство цве-та, суть которого в том, что для зрительного объединения нескольких пятен на плоскости последняя должна окрашиваться в тот же цвет, в который ок-рашены пятна, или в более насыщен¬ный и темный.
Если, например, стену, у которой стоит мебель, висит зер¬кало, бра и др окрасить, скажем, в оранже-вый цвет, то она станет ком¬позиционным центром, и все предметы зрительно объединятся с ней. Ин¬терьер номера станет организованнее и лаконичнее. При окраске предметов в разные цвета возникает иллюзия их рас¬членения, особенно при окраске в цвета, сильно отличающиеся друг от друга по светлоте. Меньшее впечатление расчленения может быть при окраске
в цвета, различные по тону и насыщенности. Расчленяющее свойство цвета можно использовать при окраске длинных коридоров гостиниц. Отдельные участки коридоров, окрашенные в разные цвета, зрительно укорачивают длину коридора. 3) На восприятие цвета предмета оказывает влияние яркость фона. Ес¬ли яркость предмета ниже яркости фона, то его цвет кажется блеклым и по-тому воспринимается плохо. Соотношение яркости фона и предмета необхо-димо учитывать при окраске стен и пола и выборе цвета предме¬тов
убранст-ва. Последние должны быть ярче, чем пол и стены; выделя¬ясь на общем фо-не, они будут усиливать декоративность интерьера. 4) При решении многих задач интерьера гостиниц имеет значение спо¬собность цвета иллюзорно изменять действительные размеры предмета. В этом можно легко убедиться, наблюдая два квадрата одинаковых раз¬меров, один из которых расчленен цветом по горизонтали, а другой — по вертикали. В данном случае первый кажется нам вытянутым в верти¬кальном
направле-нии, а второй — в горизонтальном. Это свойство цвета позволяет корректи-ровать размеры помещений и оборудования. Особенно это следует учитывать при окраске коридоров, так как при вертикальном членении стен или поперечном членении пола коридор может казаться шире и короче. И, наоборот, неправильной покраской еще больше можно усугубить и без того неприятное впечатление от длинного коридора, как, например, расчленением цветом стен и пола продольными полосами.
Точно так же можно создать впечатление раз¬личной высоты помещения — горизонтальным членением стен цветом, зрительно уменьшить высоту по-мещения и, наоборот, вертикальным чле¬нением стен увеличить его высоту. 5) В восприятии интерьера большое значение имеет расположение цве¬товых пятен в соответствии с понятием «тяжелые» и «легкие» цвета. Психо-логи путем экспериментальных исследований установили, что тя¬жесть цвета зависит главным образом от его светлоты: чем темнее цвет, тем он тяжелее.
Это правило относится ко всем цветам: и к ахроматиче¬ским, и к хроматиче-ским, и к цветам одного и того же тона и разных цветовых тонов. Согласно экспериментальным исследованиям американ¬ского ученого Монро тяжесть цвета зависит также и от его насыщен¬ности; из цветов одного и того же цве-тового тона и одинаковой светло¬ты более насыщенные кажутся более легки-ми. Наконец, тяжесть цвета в известной мере зависит и от фактуры ма¬териала: цвет материала с грубой фактурой
при прочих равных усло¬виях тя-желее цвета материала с гладкой поверхностью. Озеленение гостиниц. Озеленение в интерьере гостиниц – это особый вид искусства, выполняющий как эстетические, так и утилитарные функции. Озеленение активно влияет на характер формирования интерьера и является таким же равноценным компонентом оформления среды, как отделка стен, меблировка и др. С помощью озеленения можно повысить художественную выразительность внутреннего пространства, усовершенствовать
его функ-циональную организацию. Утилитарная функция растений заключается в создании определённого микроклимата в помещениях. Различают активную нейтральную системы озеленения. Так, в зоне ра-боты создают нейтральную систему озеленения, а в зоне отдыха – активную. С помощью озеленения выполняют разделения пространства на зоны. Наиболее широко в гостиничных помещениях используют озеленение в вестибюлях, холлах, коридорах, ресторанах,
кафе и в номерах. В гостиницах с высоким уровнем комфорта в вестибюлях создают зим-ние сады. Для озеленения интерьеров применяют, как правило, следующие виды растений: декоративно-лиственные; декоративно-цветущие; вьющиеся и ампельные; суккуленты. Включение озеленения в интерьер осуществляется как созданием есте-ственных (живых, засушенных) природных композиций, так и искусствен-ных. Наиболее широко используются декоративно-цветущие растения, ам-пельные,
а также применяются эпифитные растения, т.е. растения (засохшие деревья), используемые для крепления других растений, особенно ампель-ных. К озеленению следует также отнести и стоящие в вазах живые цветы. Они всегда украшают интерьер, вносит уют, создают приятную атмосферу и повышают художественное качество декоративного убранства. Цветы реко-мендуют ставить в гостиных многокомнатных номеров-люксов и в общих гостиных, холлах, на столах администраторов и дежурных по этажу, на сто-ликах кафе и ресторана.
Везде будут уместно и празднично выглядеть даже самые скромные букеты или веточки растений. Большое внимание уделяется искусству составления букетов (икебане). В икебане есть свои законы, принципы и правила, помогающие при состав-лении букета. Основным является закон пропорциональных соотношений и цветовых гармоний. Закон пропорциональных соотношений основан на принципе золотого сечения: меньшее так относится к большому,
как большое ко всему целому. Пропорциональные отношения принимаются между эле-ментами растительной композиции и между букетом и вазой. В букете составляется нечётное количество цветов, между высотами которых выдерживаются соотношения: длина самого низкого цветка равна 2/3 длины среднего, а длина среднего составляет 2/3 длины высокого цветка. Превышение букета над вазой составляет 2/3 общей высоты композиции, ес-ли ваза высокая; если ваза низкая, то высота букета в два раза больше диаметра вазы.
Такое соотношение между элементами композиции получило название «линия Хогарта» по имени английского художника (рис.6). каждый цветок был виден, чтобы ни один не мешал почувствовать особенность фор-мы, цвета и своеобразие другого. Подбор цветов и зелени, выбор подходящей по величине и форме вазы или вазочки всегда является декоративной задачей, показателем хорошего художественного вкуса. Освещение и декоративное убранство интерьера.
Освещение необ¬ходимо для выделения декоративных элементов интерьера. Вместе с тем свет сам может быть декоративным элементом. В последнем случае ис¬пользуются такие его свойства, как яркость, световой ритм, цветность, с помощью кото-рых можно создать иллюзию декоративной отделки по¬верхности. Если ров-ная поверхность ассоциирует у нас с неизменной ее яркостью, то рельефная кажется нам разной
по яркости (грани рельефа образуют резкий переход яр-костей, криволинейные формы — постепен¬ный переход от одной яркости к другой). Использование цветности освещения всегда привлекало внимание ар-хитекторов, работающих над интерьерами общественных зданий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современный интерьер в организации пространства отражает стро-гость, простоту, логичность и лаконичность форм, их функциональную оп-равданность. Благоприятные условия жизнедеятельности человека в гости-ницах
обеспечиваются благодаря созданию комфорта как в самом здании гостиницы, так и на территории, прилегающей к ней. Общий комфорт внут-реннего пространства гостиниц является интегрирующим понятием. Оно включает экологический, функциональный и эстетический комфорт среды любого помещения гостиницы. Эстетическая организация среды, или достижение красоты интерьера, включает множество разнообразных задач. Главные из них – это композиция пространства, цветовое решение и отделка поверхностей, хозяйственная
(ди-зайнерская) форма оборудования и мебели, решение декоративных деталей, освещение, озеленение и др. Большое внимание в гостиницах (особенно 4 и 5-звёздных) уделяется достижению эстетического комфорта. Он создаётся благодаря художествен-но-пространственной организации процесса жизнедеятельности человека с помощью целого ряда средств. Для современных номеров характерно рациональное использование площадей. В небольших помещениях не должно быть впечатления тесно¬ты.
Большое значение в этом принадлежит цвету. Впечатление от интерьера складывается не только по отдельным цве¬там, но также и от их сочетаний. Различные сочетания цветов по-разно¬му воздействуют на зрителя: одни вос-принимаются легко, другие вы¬зывают чувство напряжения и тяжести. При выборе цветовой гаммы интерьера гостиниц следует ориентиро¬ваться на ис-пользование легких сочетаний. При выборе окраски гостиниц, где приез-жающему приходится про¬ходить ряд помещений, последовательный
цвето-вой контраст можно ис¬пользовать для усиления декоративности интерьера. Цвет интерьера следует выбирать с учетом природных условий (ландшафт, освещенность, колорит среды и т. д.), архитектуры окружающих зданий, а также и самой гостиницы. Кроме функциональных задач, которые необходимо учитывать при цветовом решении интерьера, необходимо также добиваться гармоничного сочетания цветов всех элементов интерьера.
Современная мебель по характеру конструктивной структуры подраз-деляется на стационарную, комбинированную многофункциональную (когда один предмет выполняет две и более функций) и и трансформируемую (в том числе секционную). Требования к мебели устанавливаются в соответствии с комфортно-стью гостиниц и их назначением. Комфортность гостиниц предопределяет качество и количество мебельных изделий, а функциональное назначение гостиниц – номенклатуру мебели. Озеленение в интерьере гостиниц – это особый вид искусства, выпол-няющий
как эстетические, так и утилитарные функции. Озеленение активно влияет на характер формирования интерьера и является таким же равноцен-ным компонентом оформления среды, как отделка стен, меблировка и др. С помощью озеленения можно повысить художественную выразительность внутреннего пространства, усовершенствовать его функциональную органи-зацию. Утилитарная функция растений заключается в создании определённо-го микроклимата в помещениях. Эстетический комфорт предопределяет положительный эмоциональ-ный настрой
человека. Это обеспечивается благодаря средствам и приёмам, с помощью которых достигается объединение всех элементов интерьера в еди-ное для восприятия целое. Эстетический комфорт интерьера зависит, в пер-вую очередь, от гармоничности предметно-пространственного окружения, от того, насколько достигнута целостность и согласованность его элементов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство.
Проблемы, перспектива, сертифика-ция. – К.: ВИРА-Р, 2001. 2. Байлик С.И. Проектирование и эксплуатация гостиниц. – К 2001 3. Годфри Харрис, Кеннет М. Кац. Стимулирование экологического туризма. М: Финансы и статистика, 2000. 4. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. – Ось –89, М 2001 5. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник.
М.: Финансы и статистика, 2003. 6. Колчанова Г.И. Интерьер современных гостиниц «Издательство литерату-ры по строительству» М.: 2001 7. Ледовских Е.Ю Моралева Н.В Дроздова А.В. Современная концепция экотуризма. // Экотур. 2002 - №3. 8. Ледовских Е.Ю Моралева Н.В Дроздова А.В. Что такое экотуризм? //
Экотур. 2002 - №2. 9. Лукьянова Л.Г. Интерьер гостиниц. – К.: Высш. шк 2001 10. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. ПрофОбрИздат, М 2001 11. Ляпина И.Ю. Организация и технология туризма М.: ПрофОбрИздат, 2001. 12. Манучарова Н.Д. Мебелировка и эстетическое оформление гостиниц «Выща школа», 2000 13. Москалёва В.Н. Гостиницы большой вместимости. –
Челябинск, 2000 14. Основы туристской деятельности / Сост. Г.И.Зорина, Е.Н.Ильина и др. – Советский спорт, М 2000 15. Туризм и гостиничное хозяйство / Под редакцией А.Д.Чудновского. – М 2001 16. Туризм как вид деятельности / Под ред. В.А.Квартального, Е.В.Зорина – Финансы и статистика,
М 2001 17. Экологический туризм как вид туризма. Учебник под редакцией проф. Чудновского А.Д М.: ЭКМОС, 2003 18. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. М: Издательство РДЛ, 2003
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |