Реферат по предмету "Философия"


Структура философского знания 2

Введение
Философия – самая интересная и необычная наука. Может, кто с этим и не согласится. Но объективно, сама по себе, эта наука – наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения – мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты. Поиск истины, тайна любви, суть добра, причины зла, секреты совершенства, смысл жизни, проблема свободы, надежность веры, сила знания, реальность Бога, пути к счастью – все подобные вопросы уходят в философию, ищут ответы в ее пространстве. Не случайно в русском переводе древнегреческое слово «философия» означает «любомудрие» («филос» – любовь, «софос» – мудрость).
Только философия позволяет объять необъятное за счет выделения главного. Многознание мудрости не дает. Во всем надо видеть основу и то, как она восходит к отдельным явлениям. Всеобщее пронизывает многообразие сущего. В этом сила и особенность философского знания. Как всякое знание, оно, во-первых, о чем-то свидетельствует; и, во-вторых, ждет применения к конкретным случаям.
И сфера применения философского знания универсальна. Тем самым философия способна помочь в любом деле. Это должен помнить всякий любознательный и пытливый человек. Необходимо только выработать привычку философски смотреть на вещи, видеть связь отдельного и всеобщего. На эту связь нанизано множество внутренне обусловленных правил (равнозначных принципам, законам), способных помочь людям во всей их познавательной и практической деятельности.
Отсюда следует ни с чем не сравнимая значимость философии для человеческой культуры. Культуры личной и культуры общества. Она – путеводная нить жизни всем и каждому. Философия «достраивает» все наши дела и заботы до высшего смысла. Всегда наступает час, когда мы за личным и текущим должны увидеть вечное и всеобщее. Наша жизнь и жизнь наших близких конечна. Осмысленная жизнь от самых начал неотделима от философии.
Философия не только достраивает видение мира до всеобщности, но и придает ему неслучайный характер. Это – научное мировоззрение. Наука имеет дело с законами. Им подчинены отдельные области явлений и мир в целом. Единый мир подчинен устойчивым связям, законам, иначе бы он рухнул. Поэтому предмет философии как науки, – мир в целом. Другое дело, насколько этот предмет познан философией. Но сомневаться в научном назначении философии невозможно.
Существуют понятия, родственные мировоззрению:
миропонимание – это чисто логическая, теоретическая сторона мировоззрения;
отношение к миру, подчиненное чувству, по мере наполнения его смыслом проходит стадии мироощущения, мировосприятия, миросозерцания и находит свое наиболее полное воплощение в мировоззрении как таковом.
О полезности философии выдающийся мыслитель XVII в. Р. Декарт говорил так: только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют»1.
В этом суждении удачно подмечена социокультурная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуждаются. Дикарь живет собирательством, а варвар охотой. Их образу жизни соответствует мифологизированное сознание. Созерцая природу, они чувствуют свою слитность с таинственной стихией, что дает им успокоение и уверенность.
Систематическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. А это влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением.
Что это практически означает для жизни людей, можно видеть на примере древних греков. Хозяйственные и гражданские отношения земледельцев, ремесленников и торговцев требовали юридических норм, менявших культурный облик жителей Эллады. Отказываясь от диких обычаев, они критически оценивали тех, кто не воспитан и не образован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с законами государства, называя их варварами. Древние греки высоко ставили занятия философией, полагая, что в них – источник образованности и цивилизованности, законопослушности и благочестивости.
В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в ее осмыслении с помощью понятий. Такими первыми мировоззренческими понятиями и явились «мир» (космос), «человек» (душа) и «бог» (мировой разум). В отличие от наглядных образов миросозерцания понятия мировоззрения предполагают осмысленные, логические отношения. Практика философствования становилась источником мировоззренческих проблем: как сформировался космос, какое место занимает в нем человек и каким должно быть отношение индивида к миру и полису?
В понятии мира достигалось обобщенное постижение того, что окружало людей и оказывалось включенным тем или иным способом в процесс их жизнедеятельности. Обобщенное постижение бытия, сущего невозможно без самосознания. И, наконец, в образе бога люди выражали глубинную логосность и мудрость природы, и уверенность в своей родственности с ней. Эти три понятия и образовали основу теоретического видения мира, и само оно явилось обретенным средством удовлетворения общественной потребности в систематизированном и логически осмысленном понимании мира, в выработке краеугольных культурных ценностей, на основе которых можно продолжать строительство цивилизации.
Цель данной работы – рассмотреть специфику философского знания и практическую ориентацию философии.
Задачи: рассмотреть структуру философского знания; выявить специфику и главные направления философии;
1. Структура философского знания
Философия определяет пути развития всеобщего знания и познания всеобщего. Всякое познание предполагает познающего – субъекта и то, что познается – объект познания. Познание – один из видов жизнедеятельности, где субъект и объект всегда связаны. Как мы видели, особенность объекта философского познания – мир в целом, все сущее или бытие.
Но в любом объекте философия выделяет основу саму по себе, или сущность и то, что нужно человеку, удовлетворяет его потребности или ценность. С познанием субъектно-объектных отношений складывается изначальное философское знание – теория познания. Это своеобразное движение от субъекта к объекту. Обратное движение, отражение объекта в субъекте, неотделимо от свойственного объекту разделения на противоположные стороны, где сущность и ценность представляют исходные начала.
Неразделимое с теорией познания учение о раздвоенности бытия именуется диалектикой. Раздел философии, изучающий сущность – метафизика, а изучающий ценность – аксиология (от латинского «аксиос» – ценность).
Мы входим в мир, познаем его при помощи чувств и мышления. Если ценность через потребности обращена к нашим чувствам, то постижение сущности – задача мышления. Мышление и сущность, чувства и ценность – их парная слитность запечатлевается в структуре философского познания: сущность мышления – предмет логики, ценность чувств – эстетики.
Носителем познания является человек. Через человека продолжается разделение сущностного и ценностного ряда философских наук. Сущность человека изучает психология, ценность человека – этика. К числу ценностных характеристик человека относятся понятия достоинства, уважения, чести, гордости и т.д.
Человек – составная часть общества. Сложились соответствующие науки об обществе: социология – о сущности общества и политология – о ценностях общества. Спор политологов сосредоточен на ценностных аспектах и ценностных концепциях общества. В этом политологию надо отличать от политической социологии, которая, подобно социологической науке в целом, сосредоточена не на ценностных предпочтениях групповых субъектов общества, а на чисто объективных процессах, показателях, признаках социальной жизни2.
Издавна известно направление философского знания, сосредоточенного на исследовании природного мира. Это натурфилософия, то есть философия «натуры», или природы. Но лишь в последние десятилетия неслучайную актуальность обрело знание о ценностях природы – экология. В научных спорах, в основном ученых-естественников, формируются представления о предмете экологии. Но ее философский статус в рамках излагаемой нами системы несомненен.
И, наконец, следующий, высший уровень философского знания связан с науками о сущности и ценности бытия в целом. Это соответственно онтология и культурология. Они возникли также в разные времена, древнее и новейшее. Понятие культуры сформировалось во второй половине XVIII века, а понятие ценности в философии – к концу XIX века. Термин «аксиология», обозначавший «науку о ценности» введен в научный оборот в самом начале XX столетия. Уже это объясняет, почему ценностный ряд наук возник намного позже сущностного. Это касается, прежде всего, политологии, экологии, культурологии. В этике и эстетике, родившихся до новой эры, понятие ценности, ценностные свойства рассматривались в рамках сложившихся в науке подходах, согласно которым оно неотделимо от сущностных свойств.
Таким образом, мы можем выделить общее философское знание и философское знание на указанных выше уровнях бытия. Мы видим, что «общая философия», философия как таковая, – наука о познании, сущности и ценности бытия (соответствующие разделы – теория познания, или гносеология, метафизика и аксиология).
Но существует еще одна форма сознания, естественно выходящая на вопросы миропознания и мировоззрения – религия. Но религия при этом покоится на вере, на возможностях высшего откровения, доступного посвященным, и открывающих суть и ценность не только бытия, но и инобытия, – мира невидимого. Религия как предмет познания предстает в специальной философской науке, – религиоведении. В свою очередь религия выходит на философию богословской наукой, теологией, которая с позиций религиозного мировоззрения определяет сущность и назначение философии.
И, наконец, нам остается выделить временные параметры познаваемого философией бытия – прошлое и будущее:
в первом случае наука любомудрия представлена философией истории и историей самой философии;
во втором, – прогностикой общей и прогностикой философских проблем. Прогностика (производное от «прогноз») исследует будущее развитие, экстраполируя (распространяя) на него познанные закономерности всеобщего развития. А самой постановкой главных задач и вопросов, выяснением и предопределением их призвана заниматься специальная прогностика философского знания, предвосхищающая тем самым наиболее актуальные проблемы, как общей философии, так и частных философских наук.
Сущностные и ценностные науки одного уровня могут представлять соответствующие разделы философского знания: философию познания, философию человека, философию общества, философию природы, философию бытия. Но границы их могут меняться, подключая смежные тематические области. Так, философия человека, именуемая антропологией (или философской антропологией) может подключать и науки об обществе, а в более широком смысле и все ценностные науки, поскольку в них имеется специфический человеческий аспект (потребности личности), и теорию познания, связующую человека с самыми кардинальными проблемами его бытия3.
Философия, изучая мир, постигает всеобщее. Использование знаний всеобщего для конкретных случаев человеческой жизнедеятельности проявляет философию как методологию. Иначе говоря, философская методология – это система результатов достигнутого всеобщего знания, предназначенная для практического и теоретического применения. Не случайно основное содержание философии видят в единстве теории познания, или гносеологии, метафизики (учения о сущности; иногда его сводят к онтологии), аксиологии (учения о ценности) и методологии.--PAGE_BREAK--
2. Специфика и главные направления философии
Философия – прежде всего наука о познании. И более того, о познании познания. Философия пытается ответить на вопрос: а познаваем ли мир? Мы принимаем окружающий мир таким, каков он есть. Но во снах мы попадаем в особый мир и тоже не сомневаемся в его реальности, пока не пробудимся. Можно ответить просто: сон есть сон, а жизнь есть жизнь. Но в жизни встречаются миражи и галлюцинации. То есть можно сказать: есть истинное и есть кажущееся.
Бывают случаи, когда люди в состоянии клинической смерти (остановка сердца) попадают в иную реальность, о которой они могут поведать нам почти во всех случаях при восстановлении их сердечной деятельности. Если это тоже простое отклонение от нормы, то, как объяснить саму возможность мироощущения, когда человек по всем нормам должен быть мертв? Но что это за нормы, как они срабатывают?
В обычном, нормальном мире перед нами разворачивается многокрасочная жизнь. Мы верим в реальность красок, поскольку воспринимаем их. Но точная наука физика доказывает нам, что мир бесцветен. Предметы не имеют цвета, а отражают его. В мире нет звуков, есть колебания воздушной среды. Ее воздействие на слуховые нервы, связанные с сознанием, пробуждают ощущение, которого нет в самой действительности. Все это доказанная суть, доказанная «норма».
Резонно возникает вопрос: а насколько наши представления и ощущения мира соответствуют реальному положению вещей? Кроме того, философия вынуждена решать проблемы общего характера других наук. Это проблемы, связанные с отношениями:
«человек и мир»,
«сознание – реальность»,
«психическое – физическое»,
«кажущееся – действительное».
И чем глубже люди погружаются в суть подобных проблем, тем неожиданнее эти проблемы проявляют себя4.
На очевидность явлений ссылаться можно и надо. Но бывает очевидность поверхностная и глубинная. К сожалению, глубины этой подчас конца и края не видно. Было уничтожено немало «возмутителей спокойствия» прежде, чем все люди поняли и убедились, что земля круглая, что она не стоит на месте. Но и по сей день, даже поняв или поверив, например, что время не всюду течет одинаково, нам это трудно представить по существу, воспринять как непосредственное. Схожая проблема имеется и в отношении восприятия и действительности, мнимой и истинной5.
В любом случае все очевидное связано с нашими ощущениями. А сколько у нас этих ощущений? Исчерпывается ли ими реальность? Побывавшие в «иных мирах» иногда говорят о многомерной действительности. Но, оперируя нашими ощущениями в координатах трехмерного пространства, они просто не в состоянии ее охарактеризовать. Современная медицинская наука не только научилась преодолевать клиническую смерть, но все более склоняется к признанию «потусторонней» реальности и связанных с нею психических, в том числе качественно недоступных «на Земле» ощущений.
Нередко физики и физиологи делают из результатов своих экспериментов прямые мировоззренческие выводы и через них входят в сферу философского знания. Они допускают, что нет материи, а есть энергия, воздействующая на чувства; что, с другой стороны, весь окружающий мир – лишь восприятие человека, то есть «нет объекта без субъекта». Тогда насколько реален физический мир, если согласно строго научной теории относительности изначальное бытие можно представить вне времени и пространства на основе единого первоатома?
Неслучайные вроде бы сомнения в реальности бытия, вопрос о его истинном характере, возможности или невозможности его познания – вот круг проблем, лежащих у начал теории познания. Ее первый, исходный вопрос: познаваем ли мир? И второй: каковы, в случае положительного ответа на первый вопрос, пути его познания?
На вопрос о познаваемости и возможностях познания миробытия, необходимо ответить, полагаясь только на самое несомненное как начало начал для последующего познания. Еще в XVII веке великий французский философ Рене Декарт это начало определил следующим образом: «Я мыслю, следовательно, существую». Именно мыслящая личность, субъект выступил у Декарта активным началом познавательного процесса через противопоставление его предмету познания – объекту.
В следующем веке немецкий философ Иммануил Кант связал с субъектом весь исторический опыт познания человечества.
Его преемник Фридрих Гегель рассматривал познавательный процесс в нераздельном единстве, «тождестве» объекта и субъекта. Его теория познания слита с диалектикой, учением о противоречивости, раздвоенности бытия.
Философия марксизма – диалектический материализм – связывала возможности познающего субъекта с практикой, социальной и исторической деятельностью людей. Но при этом вычеркивалась положительная роль и специфика религиозного миропознания даже там, где оно имело достоверный характер. Наука, философия и религия открывают путь к истине через единый синтез своих реальных знаний.
Некоторые направления философии сводят ее к теории познания (кантианство, махизм). Правда, в новое и новейшее время появились и такие школы, которые отрицают значение теории познания, считая, что она заменяется специальными современными научными методами (психологией познания, теорией информации, теорией знаковых систем – семиотикой, математической логикой и т.д.). Частные научные методы практически исходят как из уже доказанного принципа, который теория познания считает необходимым доказать – принципа познаваемости. Реален ли предмет познания, или его заменяют разные формы восприятия и ощущения (в силу иллюзорности, фактической призрачности бытия, бытие как «устойчивый сон»), какова его (предмета познания) природа, суть его реальности и, наконец, в какой мере он доступен познанию. Вот специфические проблемы теории познания, в которых проявляется ее отличие от методов прямого, непосредственного познания, где не возникает чисто мировоззренческий аспект относительно объектов познания, знания их изначальной природы и критериев такого знания, или способов проверки.
Само понятие реальности в философии неотделимо от понятия идеальности. Оба эти понятия совмещены в упомянутом уже нами знаменитом кредо Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Идеальное (в общефилософском, а не эстетическом смысле, где оно производно от понятия «идеал» и означает «совершенное») – это мыслимое, непосредственно данное. Но непосредственно данное и есть реальное. Другой вопрос: существует ли мыслимое только внутри мыслящего «Я» или мысль – отражение внешнего мира?
Если мы не отождествляем мысль и мыслимое (идеальное и реальное) и считаем, что вне нас способна существовать независимая реальность, то тогда мы нуждаемся в ее обозначении. Здесь вступает понятие материального, материи, «объективной реальности, данной нам в ощущении»6.
Но с признанием материального начала не снимается вопрос о примате, первенстве одного из двух начал. От того, как философы решают данный вопрос, возникли варианты философской мысли и философских направлений:
если первична материя – материализм;
если первично идеальное – идеализм;
если внешнее идеальное начало управляет миром – объективный идеализм;
если внутреннее, субъективное управляет миром – субъективный идеализм;
если материя (объективный мир) не признается – абсолютный идеализм (или «крайний субъективный»).
Объективным идеалистом был Гегель, субъективным – Кант, абсолютным – Беркли (английский философ XVII-го века).
Идеальное, сложившись как противоположность материального, стало вмещать в себя всю полноту соответствующего содержания. Оно выражает не только мысль, идею, но и субъективный мир во всей его полноте и проявлениях – жизнь, психику, сознание, дух, волю, чувство, ощущение, интуицию, рациональное и иррациональное и т.д. Отсюда разнообразие по сравнению с материализмом идеалистических вариантов осмысления миробытия.
Идеализм и материализм – разновидности философского монизма (от греч. «монос» – один), кладущего в основу какое-то одно начало бытия. Наряду с монизмом существует философия дуализма (от лат. «дуа» – два), утверждающая равнозначность двух главных начал – духа и материи. Представителем дуализма был Р. Декарт.
Плюрализм (от лат. «плюралис» – множественный) – представление о множестве начал бытия. Оно было свойственно древнейшей философии (земля, вода, воздух, огонь и т.д. – начала всех начал), но проявилось и в новейшее время в тех направлениях субъективного идеализма, которые исходили из уникальности каждой личности (персонализм, экзистенциализм и др.).
Отрицание познаваемости сути бытия – агностицизм (от греч. «а» – отрицание + «гносис» – знание). Он последовательно проводился в философии скептицизма древнего (Пиррон) и нового (Юм) времени.
Отношение мысли к реальности, внутреннего и внешнего мира человека – исходная, но не единственная позиция, разделяющая философов. Источник движения, перемен бытия – вот второй водораздел в их взглядах.
Различаются следующие трактовки источника и характера движения:
изначальное взаимодействие противоположных сторон, развитие;
однозначность сути, застой.
Первая трактовка – суть диалектики, вторая – метафизики в ее узком смысле (в широком смысле – учение о сущности; в этом смысле метафизика вбирает в себя диалектику). Гераклит и Гегель, Парменид и Фейербах, – вот попарно поставленные представители диалектики и метафизики древнего и нового времени.
Поиск сущности бытия, его начал, механизма существования удовлетворяют познавательную потребность людей, позволяют принципиально ориентироваться в мире. Но ими не покрывается целиком смысл бытия. Человек хочет постичь ценность бытия, познать пути в мир ценностей и возможность их созидания.
Сущности и ценности являют общий смысл бытия. Поэтому философия в целом – наука о познании, сущности и ценности бытия. При этом человек постигает всю многосложность мира и это отражается на структуре философского знания, где его сердцевиной выступает собственно философия, или общая философия, а частные философские науки предстают как переходные от нее к прочим, частным наукам, изучающим отдельные области, «части» всеобщего бытия.
3. Роль философии и ее значение в жизни общества
Задумываясь над ролью философии в жизни общества не бесполезно познакомиться с тем, как оценивали ее значение авторитетные представители мировой культуры.
Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить»7. Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно – духовной доблести и интеллектуальной силы.    продолжение
--PAGE_BREAK--
При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день.
В свою очередь, выдающийся английский мыслитель Бэкон обращал внимание на оживляющее душу исследователя значение философской любознательности и широты мышления. «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все остальные профессии и искусства»8.
Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях. Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии.
Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию. Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?
Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения. Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека.
Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными) установками познающего человека. Так, мировоззренческий принцип: «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается помимо воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к происходящему. Леворадикальный лозунг: «Кто был никем, тот станет всем» опасен произволом в социально-культурном отношении. Овладение достижениями мировой культуры – длительный исторический процесс, и чудес здесь не бывает.
Еще более опасен призыв «обогащаться», возведенный в мировоззренческий принцип. В нем начисто игнорируются социальная справедливость и гуманизм.
Жизнеутверждающий заряд несет в себе положение: «Труд создал самого человека». Л.Н. Толстой пояснял: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».
Жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него – ориентиры в выборе своей судьбы. Философия имеет прямое отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. В античное время главное внимание уделялось полисным ценностям. Лишь позднее, в эпоху эллинизма, индивидуум становится, по словам Протагора, мерой всех вещей. Однако эта мысль таила в себе угрозу релятивизма и индивидуалистического произвола, которые требовалось чем-то уравновесить. Принятие обществом тех или иных ценностей как приоритетных своим следствием имеет разработку соответствующей системы норм, регулирующих поведение людей и их взаимоотношения. К этим нормам относятся нравственные, правовые, политические и т.д. Влияет философия и на разработку религиозных идей.
Ориентация индивидов на систему ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработке у них гражданских качеств. Умение жить в обществе – это не дар природы, а культурное достояние. Во-первых, оно не естественно, а искусственно, в известной мере надприродно и даже подчас противоприродно. А во-вторых, оно личностно, достояние личной жизни индивида.
Ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху. В философии Гегеля семья, гражданское общество и государство рассматриваются не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. Высшая ценность – государство, ибо, по его мнению, в нем воплощается полнота абсолютной идеи, оно – шествие Бога по земле. Так, государство возводится в культ для законопослушных граждан Германии.
Абсолютизация этатизма таит в себе угрозу не меньшую, чем абсолютизация индивидуализма. Последний ведет к беспредельному произволу индивидуума и как следствие к атомизации общества и к его деструкции; первое же – к беспредельному произволу государства, становящегося угрозой и личному бытию, и бытию окружающих народов.
Милитаризованное немецкое государство дважды в XX в. развязывало мировые войны, причинившие громадный ущерб миллионам людей.
Русские мыслители XIX–XX вв. в качестве важнейшей ценности выдвигали соборность. Соборность – это органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания сообщества. Соборность противоположна как разъедающему общество индивидуализму, так и государственному тоталитаризму.
Навязываемые государственными властями надчеловечные идеалы становятся идолами, мешающими общественному прогрессу и нормальной жизни. К таким идолам относятся и различные утопии глобального переустройства жизни человечества по какому-то новому проекту или образцу.
К сожалению, не так просто освободиться от навязчивых политических мифов, от политических утопий и упований, простыми и радикальными средствами в одночасье решить все частные и глобальные проблемы настоящего и прошлого. И свободное философское осмысление всей сложности мироустройства и проблем современности, всей неоднозначности происходящих процессов и поливариантности линий мирового развития помогает освободиться и от мифов и от упрощенных подходов (рецептов) к решению проблем.
Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.
Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой – для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.
И третья функция философии – методологическая. Философия может выступать как в виде научных, так и ненаучных знаний. И в своем отношении к науке она далеко не всегда ее союзник. Такие современные философские школы, как неотомизм и экзистенциализм занимают особую позицию по отношению к науке. Неотомисты, не отвергая значение естествознания, подводят под него такую методологическую базу, согласно которой господствующее положение в системе знаний должна занимать религия. В свою очередь экзистенциализм считает науку силой опасной для человечества. Всеми средствами его представители развенчивают науку, выявляя негативные стороны научного прогресса.
Заключение
Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой Целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Сначала все теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т.д. Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Это порождало конфронтацию. Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития, как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.
Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).
В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.
В чем же своеобразие философии? Во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и ее предельным основанием. В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. На многие смысложизненные вопросы ответ дает именно философия: что представляет собой окружающий мир; каковы место и роль в нем человека; в чем заключается смысл и цель жизни; существуют ли не зависящие от человека законы развития природы и общества; каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением; что нас ожидает в будущем? Эти и подобные им вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом, и составляют главное содержание философии.
Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
онтология (учение о бытии);
гносеология (учение о познании);
человек;
общество.
С развитием науки философия специализируется на логико-гносеологических проблемах, на изучении языка и логики научного исследования, на методах познания и особенностях научного знания. Философия разрабатывает методологию естественнонаучного и социального познания. Тем самым она во всем объеме обнаруживает свою методологическую функцию.
Философия и сама способна формулировать научные проблемы и вносить определенный вклад в решение этих проблем. Она много сделала для атомистического учения, которое на протяжении веков оказалось путеводной нитью для химиков и физиков. Работами философов был подготовлен закон сохранения и превращения энергии. Декарт выдвинул положение о постоянстве количества движения в природе. Немецкий идеалист Шеллинг обратил внимание на взаимопревращение энергии из одной формы в другую и на ее фундаментальное единство. Эта предварительная работа способствовала успеху Майера и Джоуля в обосновании неуничтожимости энергии и эквивалентности ее взаимопревращений.
В XX в. сформировалась философия науки. С ней началась разработка вопросов о соотношении теории и факта, теоретического и экспериментального познания, гипотетико-дедуктивном методе исследования, возможностях индукции и дедукции и т.д.
Философия возникает на базе мифологии, за счет выделения из нее мудрости как особого объекта исследования. Отбрасывая все, что связано в мифологии с родовым образом жизни, некритическим восприятием действительности, философия наследует ряд ее проблем. К ним, прежде всего, относятся проблемы бытия и смысла жизни. Центральное место в философской проблематике занимают осмысление мира, человека и его отношения к миру.
Философия включает в себя ряд дисциплин: онтологию, гносеологию и аксиологию. Каждая из них имеет свои проблемы и располагает собственным кругом понятий.
Будучи сердцевиной духовной культуры общества, выражая собой своеобразие исторической эпохи, философия, в принципе, носит общечеловеческий характер, что никоим образом не лишает ее нацеленности на социально-экономические ценности, служащие ориентиром для прогрессивного развития общества.
Функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы научного познания. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.
Само собой разумеется, что философское знание о мире, человеке и его отношении к миру изменяется от одной исторической эпохи к другой и всегда находится под определяющим влиянием со стороны социально-экономических, научных, художественных и нравственных запросов общества. Философские проблемы – это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру в данную эпоху и какими переживаниями и заботами охвачена его душа и живет его пульсирующая мысль. Только таким образом философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия, практической и познавательной деятельности человека.
Список литературы
Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160 с.
Жаринов В.М. Философия. Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.
Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.
Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 544 с.
Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991. – 672 с.
Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.
Философия. / Под общей редакцией проф. Ю.А. Харина. – Минск: Наука, 1993. – 486 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.