Реферат по предмету "Философия"


Специфика философских наук

--PAGE_BREAK--простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении — что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма — источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потен­циальное состояния, Фома, рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах. Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле прак­тический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизнен­ным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.
9. Направления философии Возрожд.:   гуманистическое (XIV – XV в., Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ирония над догматами Церкви; неоплатоническое (сер. XV – XVI вв., Николай Кузанский, Пикоделла Мирандола, Парацельс), идеалисты, натурфилософское (XVI – нач. XVII вв., Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей), пытавш. развенчать Бога, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (XVI – XVII вв., Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский) стремились пересмотреть церковную идеологию, политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли), проблемы управления государством, утопическо-социалистическое (XV– XVII вв., Томас Мор, Томмазо Кампанелла), утопия (сам знаешь) черты философии эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм, оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма;
широкое распространение идеи социального равенства.
10.Бэкон: Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением. Он включал   в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы, так и человека с некоторой методологически единой точки зрения. Родоначальник сциентизма в философии. Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя   была   направлена
на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда   на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Идея Великого Восстановления Наук- Instaurationis Magnae Scientiarum -пронизывала все его философские   сочинения.Наука не может быть целью самой по   себе, знанием   ради   знания, мудрости ради мудрости. Конечная цель науки --изобретения и открытия. «Истина — дочь   Времени, а не Авторитета».
11. «я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum).Истинность исходного принципа cogito гарантирована существованием Бога — существа совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны. Декарт-рационалист настаивал на исключительной роли дедукции в процессе познания. Под дедукцией он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Декарт-дуалист считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями. Основное свойство тела (материальной субстанции) — протяжение. Тело и материальный мир в целом — res extensa (вещь протяженная). Душа как нематериальная субстанция непротяженна. Она и вообще духовный мир — res cogitans (вещь мыслящая). Тела животных и человека Декарт рассматривал как сложные машины, повинующиеся законам механического движения.
12.Спиноза: 12.Спиноза:   подобно Сократу и Платону, полагает, что все неправильные действия связаны с интеллектуальными ошибками. Удовольствие само по себе есть благо, но надежда и страх — зло, так же как покорность и раскаяние.   Монизм: мир в целом есть единая субстанция, ни одна из частей которой логически не способна существовать самостоятельно; нам нужно так же покориться событиям, как мы покоряемся факту, что два плюс два — четыре, так как то и другое в одинаковой степени есть результат логической необходимости. пантеизм:   под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов – бесконечных и конечных. Однако, одни без других существовать не могут, все неизбежно имеет причинно-следственную связь с природой Бога, ничего не существует случайно и мир является необходимым следствием Бога.   Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне, некоторая часть Бога присутствует в каждой вещи. Следовательно, пантеизм Спинозы заключается в том, что Бог проявляет себя во всем (в каждой вещи) и присутствует во всем, действует как имманентная причина, не являясь внешним по отношению ко всему миру. И поскольку ничего вне Бога не существует, т.к. все находится в Нем, то концепцию единой субстанции Спинозы можно назвать пантеистической. Существует только одна субстанция, которая есть Бог. Субстанция, или Бог, является причиной самой себя. Она вечная, потому что существование заключается в ее сущности, она бесконечная, поскольку всякая субстанция необходимо бесконечная. Субстанция выражает и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов, из которых мы знаем только два – мышление и протяжение. Всякий атрибут представляется сам через себя. Субстанция – абсолютно бесконечная неделимая. Бог, или субстанция, есть свободная причина, ибо существует и действует по законам своей природы. Бог, или субстанция, имманентная причина, а не действующая извне. Модусы являются состояниями субстанции, они вытекают из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога. Вытекающее из необходимости божественной природы бесконечное множество атрибутов и модусов, образует мир, т.е. можно сказать, что субстанция, атрибуты и модусы составляют одно целое.
Поскольку Бог есть имманентная причина, он неотделим от вещей, исходящих от него, Бог во всем, Бог существует не вне мира, а внутри мира. Бесконечные проявления исчерпывают природу Бога, следовательно, все вещи уже сотворены. Бог является также природой порождающей, а мир – природой порожденной.
13. Джон Локк (1632 – 1704). Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»); сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт — tabula rasa);
источником опыта выступает внешний мир; цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;   идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
14. Субъективный идеализм Дж. Беркли: отвергнув бытие материи, он признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Его волнует необходимость устранения идеи первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума. А первичное качество есть протяженность тел. Он доказать, что расстояние, величина и положение предметов вовсе не являются первичными, объективными (то есть независящими от субъекта) качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями. Восприятие расстояния не отражает реального расстояния; подобное восприятие не передает образа реального мира, поскольку расстояние зависит от формы деятельности субъекта. Душа создает «вещи» и придает форму «предметам». Как осязательные ощущения, так и зрительные представления (образы) представляют собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия, необходимые ля поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Зрение – это инструмент для сохранения жизни, но ни в коем случае не средство доказательства реальности внешнего мира. Юм: все наши знания имеют опытное происхождение. Только истины математики имеют рациональное происхождение. Опыт дается нам через чувства и у нас нет никакой возможности определить меру соответствия наших представлений и понятий объективной действительности. Считает невозможным достоверно говорить о существовании какой бы то ни было действительности. Субъективный идеализм Юма ведет к полному философскому скептицизму.   Законы физики не могут приниматься за истину, поскольку все они сформулированы по принципу:“Post hoc, ergo propter hoc” (Поскольку после этого, то и поэтому). Юм отрицал объективную причинность (детерминизм) явлений окружающей действительности. Он подверг уничтожающей критике богословские доказательства существования Бога, опровергал религиозные легенды и в процессе такого опровержения высказал ряд научных положений о происхождении религии, о сущности и функциях религии
15. Черты философии Просвещения во Франции: убежденность в особой роли просвещения и знаний в социальном развитии, специфический «рационализм» (формула «законы   природы суть законы разума»), цепочка равенств:   естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое. Эта цепочка выражает исторический и гносеологический оптимизм просветителей, их натуралистическую ориентацию. Просветительская философия в своих приложениях была философией сугубо политической: критика   существующих порядков составляла ее главный нерв.   Но с этим в ней было связано и противопоставление   существующему того «естественного идеала», реализация которого утвердила бы в жизни «царство разума». Вольтер (1694 – 1778) сыграл главную   роль в том, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело многих сторонников. 3   основные проблемы: (а) существует ли в мире зло и если   да, то каков его источник? (б) материальный или же духовный источник присущ движению, жизни и сознанию?   (в) Имеет ли или же не имеет исключений в своем действии фатализм?
 
16. Критич. философия Канта: философия К. делится на 2 периода. 1й (до нач. 70-х гг) проблемы о бытии, фил природы, религии, этики, логики. 2й (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение — агностицизм. Кант называл его «критикой разума». Пытался 1. выяснить источники различного вида знаний — научного и философского 2. выяснить, на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления. Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. — идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретич. знания о «вещах в себе» (ввс). Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим — субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат — имеют прот)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) — апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него — априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.
Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в учении о формах чувственного познания… По К эл-ты матем знания — не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство — априорная форма внешнего чувств созерцания (время — внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ — пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.
На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться — форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир — с формами ума.
Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием.
Этика. Противоречие необходимости и свободы — не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или «категорический императив.»
З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважеия к нравст з-ну.
К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия. Противоречие междумор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв осущ в мире «умопостигаемом». Сущ понятий как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в «умопостиг» мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование «практического разума».
    продолжение
--PAGE_BREAK--17. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания» Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер. Например, последняя триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию.Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе.
Это противоречие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой.У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии.И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической.
18.Антропологический материализм Фейербаха.   Убежден в познаваемости мира. Сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма.Тех органов чувств, которые имеет человек, вполне достаточно для адекватного познания вещей, полагает философ. Все является чувственно воспринимаемым, если не непосредственно, то опосредствованно. Человеческие чувства качественно отличны от чувств животных. Ощущение у животных животное, у человека — человеческое, подчеркивал Фейербах. Антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает, нуждается в общении с себе подобными. Его свобода зависит от окружающей среды, которая либо способствует, либо препятствует проявлению его сущности. Фейербах полагал, что правильно понятый интерес индивида в конечном счете совпадает с общественным интересом. Это теория «разумного эгоизма», дополняемая альтруизмом. «Я» не может быть счастливым без «Ты». Человек не может быть счастлив в одиночку, следовательно, любовь к ближним — предпосылка социальной гармонии, цель человеческого существования. Не существует никакого «первородного греха», на котором основывается религиозное учение. Наши пороки — это неудавшиеся добродетели, говорил философ. Они не стали добродетелями потому, что условия жизни не соответствовали требованиям человеческой природы. Значительное место в творчестве Фейербаха занимает критика религии.
Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но также и потому, что у него есть стремление быть Счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что сам хочет быть блаженным. Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным. Он верит в бессмертное существо потому, что сам не желает умирать. Если религия рождается в сердце человека, то она так же неистребима, как неистребимы человеческие эмоции. Фейербах, однако, предполагал, что религиозно-фантастические представлений когда-нибудь исчезнут. Но когда? Тогда, отвечал философ, когда любовь человека к человеку станет религиозным Чувством и заменит собой традиционную религию. Человек добьется на земле того, что религия обещает на небе. Атеизм есть истинная религия, религия без Бога, религия человеческого братства и любви.
19. Материализм Маркса Материалистическая Диалектика. представляет собой философский метод исследования природы и об-ва. Только с позиций Д. можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким. Революционное существо материалистической Д., не мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практического преобразования об-ва, помогающим объективно учитывать исторические потребности общественного развития, несоответствие старых форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу человечества. Стратегия и тактика борьбы за коммунизм строится в полном соответствии с диалектико-материалистическим миросозерцанием (Диалектическая логика).
В качестве самостоятельного духовного явления о русской философии может идти речь, начиная с конца XVIII — начала XIX в. В широком смысле русская философия этого периода является продуктом взаимодействия самобытных идей русского православия и воззрения французских философов эпохи Просвещения. В XIX в. русская философия формировалась при заметном влиянии Шеллинга и Гегеля (Веланский, Давыдов), а позднее позитивизма и материализма (Киреевский, Белинский, Герцен, Бакунин). Последний в результате генезиса своих взгядов стал идеологом русского анархизма. Среди последователей материализма и позитивизма — Н.Г. Чернышевский, П. Лавров, М.М. Филиппов. Первая попытка связать марксизм с русской философией была сделана В.Г.Плехановым. В конце XIX в. начинает формироваться русская мистически-религиозная философия. Сначала она получила отражение в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Последний дал философско-психологический анализ пограничных ситуаций. Принято считать, что он является предтечей экзистенциализма. Первые известные за пределами России представители русской православной философии — В. Соловьев и П. Флоренский. Соловьев сформировался как философ под воздействием Канта и пришел таким образом к оправданию мистического христианства. Благодаря этим философам детальную разработку получили такие этико-религиозные понятия как «соборность», «софийность», «всеединство» и «общее дело». Близко по воззрениям к ним стоял П.Я. Чаадаев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Дальнейшее развитие русской философии связано с тремя основными направлениями: психологическим (рефлексология Бехтерева и Павлова), теософско-мистическим, в лице русского космизма Е. Бловацкой и этическим учением Н.К. Рериха, которое было в наиболее полном виде изложено в его сочинении «Живая этика». Междисциплинарные исследования на стыке философии и методологии естествознания осуществил В.И. Вернадский. Он развил понятие ноосферы, введенное в науку Тейяром де Шарденом.
21. Неокантианство: зародилось в 60-х гг. XIX в. в Германии. Пик его популярности приходится на конец XIX — начало XX вв. две философские школы: Марбургская и Баденская (Фрейбургская).
Марбургская школа — Герман Коген (1842-1918), Эрнст Кассирер (1974-1945), Пауль Наторп (1854-1924) — в основном разрабатывала трансцендентальный метод познания, «трансцендентально-логически» истолковывали учение Канта. Отказ от «вещи в себе» как источника чувственного знания означал чрезмерное преувеличение активности мышления, вел к субъективизму. Чтобы преодолеть его, Марбургская школа прибегла к объективно-идеалистическим допущениям: в качестве объективной основы бытия, мышления и нравственности объявляла Бога (Коген) или Логоса (Наторп). баденская школа: — Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), Генрих Риккерт (1863-1936) — рассматривала познание как психический процесс, учение Канта истолковывала ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИ. Мыслители этой школы в основном разрабатывали методологию научного познания и соответственно этому переосмысливали роль философии, баденцы отделили науки от философии. Баденская школа положила начало разработке новой отрасли философского знания — АКСИОЛОГИИ. Важное место в разработке методологии аучного познания принадлежит ПОЗИТИВИЗМУ. Позитивизм признает существование некой реальности, которая непосредственно дана человеку. Понятия «позитивное» и «данное» тождественны. Данное — это то, что поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Подобная проверка должна носить общезначимый характер.
Позитивизм возник в 30-40-х гг. XIX в. во Франции. Его родоначальником был Огюст Конт (1798-1857), идеи которого в Англии заимствовали и развивали Герберт Спенсер (1820-1903) и Джон Стюарт Милль (1806-1873). Позитивизм видит свое предназначение в критике ненаучного знания, основное острие которой направлено против философии. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ(критика опыта) Эрнста Маха (1838-1916) и Рихарда Авенариуса (1843-1896). Его представители отказались от построения всеобъемлющей системы научного знания. Они предлагали изъять из науки такие «метафизические» понятия, как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное» и др. Основную задачу философии эмпириокритики видели в создании теории научного знания. На практике разработка такой теории означала возврат философии к традиционной гносеологической проблематике в духе субъективного идеализма Джорджа Беркли и Дэйвида Юма. Третий этап в развитии позитивизма — НЕОПОЗИТИВИЗМ — начался в 20-х гг. XX в. Его родоначальниками были австрийцы физик-теоретик Мориц Шлик (1882-1930), философ, логик и математик Людвиг Видгенштейн (1889-1970), а также немецкий философ и логик Рудольф Карнап (1891-1970), английский философ, логик и математик Бертран Рассел (1872-1970) и др. Неопозитивисты, как и их предшественники, борьбу за «подлинную философию» начали с критики метафизики. Они упрекали традиционную философию в неясности суждений, в излишней усложненности языка, в оперировании полумистическими понятиями типа «чистый разум», «абсолютная идея» и т. д. К философии, по их мнению, необходимо предъявить те же строгие требования, что и к современным естествознанию и математике. Она должна быть коренным образом переосмыслена.
23. С развитием познания философское понятие материи не может устареть. Но оно постоянно наполняется новым конкретным содержанием. При первичном изучении материи обнаруживается прежде всего её объективная реальная независимость от сознания. Но это не единственное её всеобщее свойство, с признанием которого связан диалектический материализм. Основоположники марксизма обращали внимание на необходимость учета и других атрибутивных, т.е. необходимых, существенных и неотъемлемых свойств материи. К числу таких атрибутов материи относятся: абсолютность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость, взаимодействие и движение, пространство, время, структурность, способность к саморазвитию, количественная и качественная бесконечность. Материи присущи также единство прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного, возможности и действительности и многие другие всеобщие свойства, находящие отражение в законах и категориях материалистической диалектики.
Диалектико-материалистическое понимание материи требует соединения принципов материализма с основными положениями диалектического метода, и по своему содержанию оно противоположно метафизическому и идеалистическому пониманию материи.
Нельзя разделять существующие в мире явления на две самостоятельные сферы: на собственно материальные объекты, как таковые, т.е. на материю в «чистом» виде, и на её свойства, связи, формы движения и т.п. Материю надо рассматривать во всём многообразии её видов, в единстве со всеми её формами движения, свойствами и проявлениями этих свойств. При этом недостаточно принимать во внимание только объекты неживой природы, неорганические тела. Нужно учитывать также все биологические и социально-организованные виды материи, открытые классиками марксизма-ленинизма, материальные общественные отношения. В этом случае движение, энергия, пространство, время, биологические и общественные процессы и т.п. будут выступать как свойства и проявления движущейся материи. Понятие материи, рассматриваемой с учётом всех форм её бытия и в единстве со всеми её свойствами, равнозначно понятию объективной реальности. Среди свойств материи возможна определенная иерархия: общее свойство само может обладать свойством, а у последнего в свою очередь возможны свойства или проявления. Нельзя отрывать свойства от материи, но и неправильно сводить
  
      24.Формы движения материи 1) движение есть способ существования материи. «Материя без движения, писал Ф. Энгельс, — так же немыслима, как и движение без материи»2) изменение вообще. «Движение, в применении к материи, -   это   изменение вообще, это взаимодействие»
1 социальная: высшая. Развитие общества, дух. и мат. жизни, Жизнь индивида во всех ее проявлениях, социума. носитель: человечество. атом: семья. 2 биологическая: обмен веществами, приспособляемость, размножение, естеств. отбор, носитель: белок   3 химическая: хим. реакции, биопроцессы. носитель: молекула   4 физическая: движение элементов, частиц, электричество. носитель: молекула   5 механическая:   перемещение тел, изменение их положения в пространстве. носитель: масса   Они начально независимы, но могут переходить одна в другую.
25.1)субстанциальная концепция. Пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. 2) реляционная концепция. Пространство и время- это системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.
С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции равноценны. Сходство (равноценность) и различие субстанциальной и реляционной концепций можно пояснить на следующем аллегорическом примере. Субстанциальность – категория, которая рассматривает пространство и время как декорации, на фоне которых происходит вселенское действо – движение голой материи. Реляционность – категория, которая рассматривает пространство и время как костюмы участников вселенского действа, происходящего на голой сцене. Обе категории удовлетворительно отражают единообразную особенность движущейся материи, но каждая придает её свой колорит.   Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний.   свойства пространства: 1) протяженность, однородность, изотропность, трехмерность. свойства времени: 1) длительность, однородность, необратимость, одномерность
26. Отражение -   свойство материальных систем в процессе взаимодействия запечатлевать и сохранять в своей структуре следы воздействия другой системы, накапливать их. Процесс совершенствования свойства отражения, берущий начало от его исходной предпосылки в неорганической природе, шел по линии повышения активности и избирательности отражения. В пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой   и выступает в виде механического, физического, химического отражения. В процессе развития возникали все новые и новые, притом все более сложные формы отражения вплоть до его высшей формы – человеческого сознания. Отражение в неживой природе не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах, результаты отражения используются в качестве ориентиров. Поэтому такое отражение можно назвать информационным ( отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий). У отражения на уровне живого есть как минимум две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды. Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл значения отражения в живой природе.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Участники налоговых правоотношений, их защита и ответственность
Реферат Morgana Essay Research Paper Morgana fe lay
Реферат Камень веры
Реферат «бухгалтерський облік, аналіз та аудит в епоху глобальних змін» Резолюція прийнята учасниками Конференції 23 жовтня 2009 року, м. Київ Учасники Конференції впевнені, що представники бухгалтерської професії відіграють важливу роль в економіці та інтег
Реферат A Poetry Explication Of Option By Robert
Реферат Теоретичні моделі економічного зростання (economic growth models) та їхня роль для країн, що розвиваються і країн з перехідною економікою
Реферат Bridges 2 Essay Research Paper Beam Bridge
Реферат Leonardo Da Vinci Essay Research Paper
Реферат Создание с помощью SQL Server базы данных для магазина продуктов
Реферат Лекции - Отоларингология (злокачественные опухоли ЛОР-органов)
Реферат Судьба российской деревни 20-х — 30-х годов в романе М. Алексеева «Драчуны»
Реферат Система воспитания подрастающего поколения и место детских учреждений в этой системе
Реферат Проектирование кафе Nora в Улан-Удэ на 50 мест
Реферат Racism Essay Research Paper Nazism
Реферат Контрольно-измерительные приборы и средства защиты применяемые в чрезвычайной ситуации военного времени