Реферат по предмету "Философия"


Соціальна філософія Ответы на екзамен 1-57

Гипероглавление:
2.Место  философии
3 Пробл. бытия в  древневос-ой и  античн фил.
4. Средневековая философия.  Основные идеи  и принципы
5 Философия эпохи  Возрождения
Николай Коперник
Леонардо да Винчи
Галилео Галилея
Франческо Петрарка
10. Движение как способ  существования материи
Де́ятельность
11 Природа и культура.
Приро́да
Культура
12 материал производство
13 Глобальные кризисы и проблема ценности НТП.
14 Учение об общ.-эк. формациях и цивилизац.
18 Политическая система общества
Теократия
Тоталитаризм
Демократия
Авторитари́зм
19 ``Государство
2.1. Рабовладельческое  государство
2.2. Феодальное государство
25.1 Политич. сфера  жизни общ.
25.2 Мораль, её роль  в дух-й жизни  общ.
25.3 Основн. содерж совр. экологич. пробл.  и народонаселения.
26 Человечество перед  лицом глобальных  проблем.
27 Общественный прогресс: сущность, основные  формы, критерии.
28 прогресс и регресс
29 Общество,
30 31 Личность и народ
37 творчество Гуманизм
Творчество
38 социальная реальность  и действительность
Социальная  реальность
Социальная  реальность
действительность
Социальная действительность
39 Социальная свобода
--PAGE_BREAK--    продолжение
--PAGE_BREAK--10. Движение как способ  существования материи

Де́ятельность— процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

ПРИМЕР: Если человек идет по пустыне и  потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек — актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.

ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи — это изменение вообще. Движение — это атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Движение есть единственный способ существования материи. Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае, движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой. Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой — лишь относителен, потому, что при неизменности координат данного тела в системе, связанной с каким — либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект). С другой стороны, покой относителен в том плане, что в состоянии этого относительного покоя происходят изменения разноуровнего характера ( движение частиц и т.д.) В виде относительного покоя мы можем характеризовать наличие в рамках действительности, относительной устойчивости, позволяющей телам на протяжении определенного времени сохранятся как телам ( сохранять качественную определенность).

Качественно различным видам материи соответствуют  свои особые, качественно различающиеся  между собой формы движения.

Наиболее  приемлемыми и общепризнанными  формами движения являются:

*Механическая  форма движения (изменения, обусловленные  содержанием механики)

*Физическая  форма (  типа расширения металла  и др.)

*Химическая  форма движения ( мобильность молекул,  движение и изменение хим связей)

*Биологическая  ( рост растений  организмов)

*Социальная (реформы, процессы воспитания, политические  передряги)

В последнее  время некоторые пытаются включить сюда еще другие формы.  

11 Природа и культура.

Приро́да— материальный мир, Вселенная, в сущности — основной объект изучения науки. Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.

Всякая  культура реализует свои функции  не в вакууме, а по отношению к реально существующим объекта: либо природы «первой» — естественной, либо «второй», искусственной природе. В целом для культуры объективно реальна и та, и другая природа. Мир, в котором живет человек, – целостен, он представляет собой

сложную систему «природа-общество»  и  культура функционирует на всех уровнях именно этой системы. Поэтому, направления, в которых культура осуществляет реализацию своих функций, многообразны, хотя внутренне целостны и едины. Исторически самим ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем, природа не только как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Когда человек начал созидать свой «собственный мир», когда он стал переделывать природу в «свое» обиталище, в «свой» дом, он сделал первый шаг к разрыву с матерью-природой, породившей его. Эволюции

человека  оказалось тесным лоно природы, и  он вышел за ее границы, вышел в  мир неприродной реальности, создал мир артефактов, т.е. мир культуры и социума. 

12 материал производство

Производственные  силы и производственные отношения  составляют способ производства материальной жизни, который обусловливает социальный, политический и духовный процессы

Производство — процесс превращения ресурсов в  готовую продукцию. В процессе производства используются средства производства.

Формы производства: от натурального крестьянского  хозяйства до современного предприятия, выпускающего крупносерийную продукцию. Регулятором материального производства выступает рынок, практический существующий в виде рынка капитала, рынка труда и рынка товаров. Принципиально по-новому в марксистской философии решается комплекс вопросов, связанных с жизнью общества. Предыдущая усматривала источник развития общества в идеях, взглядах, теориях, которые существовали в разные исторические эпохи и взыскивали влияние на жизнь людей, определяли политику, мораль, экономику, характер государственного устройства и др. Философия марксизма переносит акцент на экономическую жизнь общества, прежде всего на сферу материального производства. Последовательно проводит мысль, которая в основе общественного развития лежит способ производства материальных благ. Именно способ производства как органическое единство двух компонентов — продуктивных сил и производственных отношений — является тем стержнем, вокруг которого объединяются все другие слогу общественной жизни. 
 

13 Глобальные кризисы и проблема ценности НТП.

Престижный  статус науки стимулирует развертывание  большого многообразия ее развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст вр ставиться особо остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы.

Первая  из них – это выживание в  условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. В ядерный век человечество в первые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был “побочным эффектом” НТП, открывающего все новые возможности развития военной техники.

Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение.

Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек усложняя свой свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляции сознанием (Я с этим не согласен а в пример тому США – человек ближе к природе, человек в школе для равных, независимость средств информации дает больше правды ит.д.). Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему сциализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях. По моему это наоборот делает жизнь интересней, стирает конфликт отцов и детей. Современная техника позволяет общаться с людьми разных континентов, но при этом люди не знают своих соседей. Такое положение на мой взгляд также можно оправдать.

Есть  опасность разрушения человеческой телесности, в связи с гигантскими  нагрузками на психику человека, стресами, засорение канцерогенами, мутантами  и т.д. Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину но в месте с тем вычеркнула естественный фактор удаления из рода человеческого носителей генетических ошибок. Выход иногда видят в перспективах генной инженерии, но она несет не меньшую опасность. (на мой взгляд, все наоборот люди перед браком стремяться произвести здоровое поколение)

Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в  предшествующем техногенном развитии. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм требует простановить НТП и вернуться к традиц обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей. 

14 Учение об общ.-эк. формациях и цивилизац.О-э формац.- общество на опред. этапе развит с хар-м для него способом пр-ва, сой. структурой, полит. сист. и дух. жизнью. Сущ.: первобытно-общинная, рабовлад-я, феод-я, капиталистич. и коммунистич.Развит. эк. жизни общ. подчин. опед. объективн.законам, как необходимой, сущ-ой и повтор. связи между явл. прир. и общ. Все эк. законы выраж глубинные объективн. связи между эк. явл. и проявл. как господств. тенденц. развития эк-ки. Больш. роль в эк. жизни общ. играют эк. отнош. между людьми и интересы. Цивилизация –это ур-нь развит. культуры и общ. в целом; способ освоения культурн. ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15 Влияние политического  процесса на экономическую сферу общества 

Политическая  и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей  любого общественного устройства.

Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным выражением экономики, который использовался формационным подходом, не позволил в полной мере определить сложные взаимосвязи указанных сфер общества. Тем не менее, в переломные периоды развития государства процессы реформирования экономики влекут за собой существенные изменения в политической сфере.

Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических  интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования.

Можно выделить важнейшие направления  политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества:

— организация  законодательной, конституционной  деятельности, система исполнительной  власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

— установившаяся  система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы;

— система  отношений с мировым сообществом,  позволяющая соотносить интересы  страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться  на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает — важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований. 

16 Исторические формы  общности людей

Родобъединяет всех членов семьи мужского и женского пола, происходящих от одного общего родоначальника, независимо от того, носят ли все они его фамилию. Близость родства определяется линиями и степенями. Связь одного лица с другим посредством рождения составляет степень, а связь непрерывно продолжающихся степеней составляет линию. Степень, от которой происходят две или более линий, называется в отношении к ним коленом, а сами линии по отношению к своему колену — отраслями или поколениями.

Пле́мя— группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами.

На́ция— социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род — племя — народность — народ — нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи. 

17. Связав существование классов с определенными историческими фазами в развитии

производства, т. е. с определенными способами  производства, марксизм вскрыл материальные основы классового деления общества и глубочайшие источники антагонизма классов. Марксизм доказал, что разделение на классы присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а, следовательно, и исторически преходящее явление. Однако сам Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит открытие существования классов и их борьбы между собой. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества, то есть основой образования классов является общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами выступает источником социального развития. О социальных классах, их происхождении, внутренней дифференциации, промежуточных слоях Маркс писал уже в своих ранних работах, где ещё не различал классов и сословий. В дальнейшем у него сложилось достаточно строгое понимание классов, но целостное определение этого понятие у него отсутствует. Интерпретациями концепции Маркса и определением понятия «класс» занимались многие его последователи и критики. Так, Ленин предложил следующее определение: Классами называются большие группы людей, различающиеся но их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роди в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. 
 
 
 
 

    продолжение
--PAGE_BREAK--18 Политическая система обществаили политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное  понятие объединяет разнообразные  действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества.

Теократия — система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

Тоталитаризм— политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм (в частности, нацизм)[4], сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.

Демократия — вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой законодательные и исполнительные функции осуществляются как через прямое народовластие (прямая демократия), так и через представителей, избираемых народом или какой-либо его частью (представительная демократия).

Авторитари́зм  — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

19 ''Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества''[10].

: ''государство  – это политическая организация  общества, обеспечивающая его единство  и целостность, осуществляющая  посредством государственного механизма  управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок''[11]..

2.1. Рабовладельческое  государство

Первым  типом государства в теории формационного  подхода является рабовладельческое государство. Это один из типов эксплуататорского государства, которое является орудием класса рабовладельцев, и предназначение которого состоит в защите их интересов и прав.

Экономический базис рабовладельческого государства  составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов.

2.2. Феодальное государство

Естественное  историческое развитие и последующая  смена формы эксплуататорских отношений  превращало рабовладельческое государство  в феодальное. По классификации Маркса феодальное государство- это вторая ступень развития общества. В таком государстве уже признаются естественные права человека. К человеку, пусть даже и весьма зависимому, относятся именно как к человеку, а не как к говорящему орудию труда. Крепостные крестьяне если и независимы лично, то полностью привязаны к земле, которая принадлежит феодалам. Основной признак крепостного права тот, что крестьянство считалось прикрепленным к земле, — отсюда произошло понятие крепостного права. Маркс К. Энгельс Ф. Ленин В. И. — М.1986 — с.77 Это определяет экономический и социальный базис данного государства: личная независимость крестьян, но полная принадлежность земли феодалам. 2.3.Буржуазное(капиталистическое)государство

Развитие  торговли позволило за достаточно короткий период выделится новому классу населения — капиталистам. Постоянный товарообмен, непрерывный поток драгоценных металлов позволили сосредоточить большое количество свободных денежных средств в руках узкого круга людей, значение сельского хозяйства постепенно падало, вернее сказать, люди переставали зависеть от земли так, как это было во времена феодализма. А, следовательно, значение класса феодалов постепенно терялось. Главную роль играли уже не земельные участки, а финансовые средства, сосредоточенные в руках небольшого числа предприимчивых людей…

Падали  экономические показатели помещичьего  класса, и развивалась сила нового класса — представителей капитала. Теперь экономику государства составляла собственность капиталистов. И назначение государства менялось, в том смысле, что класс буржуазии подчинил себе всех остальных.

2.4. Социалистическое  государство

Социалистическое  государство — это последняя стадия развития общества по классификации  принятой в формационном подходе. Оно противопоставляется трем другим типам государства, не являясь само государством в общепринятом смысле этого слова. Социалистическое государство — уже не является, в отличие от трех предыдущих, типом эксплуататорского государства. Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое двигается в классовых противоположностях, было необходимо государство, т.е. организация эксплуататорского класса для поддержания внешних условий производства, значит, в особенности для насильственного удержания эксплуатируемого класса в определяемых данным способом производства условиях подавления (рабство крепостничество наемный труд).  

20 Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

На текущий  момент выделяется три основные формы  государственного устройства:

Унитарное государство— простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

Федерация— сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Конфедерация— временный союз государств, создаваемых для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства. 

   4. Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов.Мона́рхия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.

Форму правления не следует путать с  формой государственного устройства и  политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают  форму государства.

Респу́блика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

21 Труд— целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый — мускульный труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый — умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

В процессе труда человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой  и природой. Изменяя в процессе труда природные условия своей  жизни, человек изменяет и свою собственную  природу, развивает свои творческие силы и способности. Труд представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой.

Как экономическая  категория, труд представляет собой  один из факторов производства.

В историческом материализме труд рассматривается  как своеобразная субстанция истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

В цели продукт труда существует до его  создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми — производственные отношения. Поскольку труд — деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык.

Дальнейшее  развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий труда и производственных отношений. Эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу рассмотреть труд в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез).

22 Обществ. и индивид.  сознание.Общ сознан –совок чувств, настроений, худож и религ образов, разнообр взглядов, идей и теорий, отраж разн стороны общ жизни.Общ сознан имеет соц природу.Индивид сознан –индивид особенности восприят людьми различн явл обществ жизни.Общ и индив сознан, будучи отраж общ бытия людей, не слепо копируют его, а облад относит самостоят, порой очень значительной.

22.Идеология, её  сущн и роль  в общ.Идеология –сист взглядов и установок, теоретич-и отраж соц-полит-й строй общ-а, его соц структуру, потр и интер различн соц групп. Ид. консерватизма и радикализма –критика буржуазного либерализма. Ид. либерализма –основ на концепц прав чел. В ней выраж объективн потребн и интересы различн соц групп.

22 Обыденное и теоретич  сознание.Обыденное- у всех людей.Формир в проц их каждодн практич деят на основе их эмпирич опыта или повседн житейск практики.Теоретич сознан- осмысл явл общ жизни  путём обнаруж их сущности и объективн закономерностей их развития.Это касается полит, эк, соц, дух-й сфер жизни 
 
 
 
 
 
 
 
 

23 Диалектика сознаний  Индивидуальное сознание— это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. Коллективное сознание создает моральную общественную среду, заставляющую людей принимать способы действия и мышления, распространенные в данном обществе.

24.1 Правовая сфера  жизни общества.Право имеет объективный, естеств-историч хар-р его развития; классовый хар-р. Она тесно связана с полит устройством общества и его сердцевиной –гос-ом. Правов гос-во- взаимоотношение права и полит власти, т.е. категорич соблюд основн прав и свобод личности; верховенство закона; разделение властей. Неотчужд права и свободы личности — первый принцип правового состоян гос-ва и котор выше любого закона, любого нормативно-принудит акта гос-ва.

24.2 Роль религии в  духовной жизни  чел.общ.Религия выступ как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифолог мировоззр, котор не смогло дать удовлетвор отв на вопр, возник в древн общ при перех от первоб-общин отнош к более усложн, классовым. В истор чел. общ религ играет неоднозначн роль. Например, если христ.опред развит всех сфер жизни общ.

24.3 Искусство– такой вид общественного сознания, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Функции искусства: Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.    продолжение
--PAGE_BREAK--Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного. 

25.1 Политич. сфера  жизни общ.— простр. полит деятельности классов, др соц групп, нац общностей, полит партий и движений, разного рода общ организаций.Их Деят-ь направл на осущ их полит интересов. Взаимодейств. эк, соц., полит., духовной сфер складыв. в рамках разн.общ. видов деят., котор имеют своё соц. пространство.

25.2 Мораль, её роль  в дух-й жизни  общ.Мораль –некая система норм, правил, оц, регул общен и поведен людей в целях достиж единства общ и личн интересов. Её роль заключ в общ связи и взаимозавис людей, возник из прост факта их совместн жизни, и явл объективн основ морали.

25.3 Основн. содерж совр. экологич. пробл.  и народонаселения. Сегодня эколог пробл в мире можно охар-ть как близкую к критической, а чтобы это исправить надо разумно использ прир ресурсы; сформировать в обществе экологич сознание, понимание прир как др сущ-ва, над котор нельзя властвовать без ущерба для себя.Мальтус сформулиров. «естеств закон народонас-я», согл котор рост населен увелич в геометрич прогрессии, а рост средств сущ-я лишь в арифметической прогр.Выход в участии в войнах, эпидемии, воздержание от брака и т.д. 

26 Человечество перед  лицом глобальных  проблем.

ХХ век  истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны. К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.

Серьезной проблемой современного мира является “демографический взрыв”.

Для своей  жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных товарах. Все это своим источником имеет  природу. В итоге столь быстрого роста численности населения  развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. Неуклонный рост народонаселения планеты сталкивается с не менее сложной глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергитических ресурсов. Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленности.

В настоящее  время биосфера вышла из состояния  устойчивости. Она перестала поглащать  избыток углерода в атмосфере  и, наоборот, начала выбрасывать углерод  в нее. Биосфера утратила способность  стабилизировать окружающую среду.,  
 
 
 

27 Общественный прогресс: сущность, основные  формы, критерии.

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более  совершенному называется прогрессом. Прогресс — это движение вперёд. По какому пути идет общество: по пути прогресса или по пути регресса? От ответа на этот вопрос зависит представление людей о будущем: несёт ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего. Древний поэт Гесиод писал о пяти стадиях в жизни человечества: золотой век (люди жили легко и беспечно), серебряный век (началось падение морали), железный век (зло и насилие), он видел путь общества регрессивным. В отличие от Гесиода Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же страдания. С достижениями науки в эпоху возрождения связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Тюрго. Его современник Кондорсе писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Факты из истории 19 — 2О веков говорят о том, что за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами — контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве – реставрация старых порядков. Если бы мы пытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъёмы и спады в борьбе общественных сил, ускоренного движения вперёд и гигантские скачки назад. Одна из существенных ныне точек зрения состоит в том, что высшим и объективным всеобщим критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Поэтому прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. 

28 прогресс и регресс — (лат. progressus — движение вперед и regressus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс — тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса — движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины 19 века понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем). 

29 Общество, социум — многозначное понятие, которое в общеупотребительном смысле означает группу людей, которая характеризуется общими интересами и может иметь отличительную культуру и учреждения. Общество можно также объяснить как организованную группу людей, связанных вместе в религиозных, доброжелательных, культурных, научных, политических, экономических, патриотических, региональных, или других целях.

30 31 Личность и народ

Личность— относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

Отличается  самостоятельностью в поступках;

Способна  нести ответственность и решать проблемы;

Контролирует  поведение, обладает силой воли;

Способна  изменяться с течением времени.

Под народом понимают, в частности, определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д. В этом смысле слово «народ» может быть заменено термином этнос. Хотя одним из важнейших признаков народа является общий язык, это отнюдь не единственное условие — существуют разные народы, говорящие на одном и том же языке. Например, шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли английский язык, но англичанами себя не считают.

На́ция— социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род — племя — народность — народ — нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи.

Классаминазываются большие группы людей, различающиеся но их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роди в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. 
 
 

32 Национали́зм— идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[2]. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, не взирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

Интернационали́зм(от лат. inter — «между» и natio — «народ») — термин марксистской идеологии, обозначавший солидарность пролетариата разных стран в борьбе против эксплуататоров. В наше время этим термином обозначает себя также левая идеология, пытающаяся предложить альтернативный вариант глобализации. Понятие используется в качестве антитезы национализма. В советской идеологической системе «пролетарский интернационализм» противопоставлялся с одной стороны «буржуазному национализму», понимаемому как шовинизм и идеология национальной исключительности, с другой же стороны «буржуазному космополитизму», понимаемому как отрицание всяких национальных корней. 

33 Массовая культура  и сознание

Массовая  культура, поп-культура, масскультура — «народная» культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех.[1]

Массовое  сознание – специфический род общественного сознания, получивший широкое распространение и весьма важное значение в современных типах обществ. Подобно классовым, национальным, профессиональным и иным групповым формам общественного сознания, субъектом которого являются классы, нации и т.д., М.с. выделяется в первую очередь на основе особенностей его носителя, субъекта. В случае М.с. в качестве такого субъекта выступает особая совокупность (множество, общность) индивидов, именуемая массой[1].

34 Конформизм

Конформизм(от поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — термин, обозначающий пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства. Выделяют внешний конформизм, внутренний конформизм. Нонконформизм можно рассматривать как форму конформизма. В бытовом использовании слова «конформизм», «конформный» имеют, чаще всего, отрицательную окраску, акцентирующую внимание на негативной роли конформизма. Из-за образующейся ложной дилеммы, нонконформизму часто приписывают отсутствие негативных качеств, свойственных для конформизма, и положительные качества, отсутствующие у конформизма.

Нонконформизм(от лат. non — не, нет и лат. conformis — подобный, сообразный) — неприятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций или законов (независимо от их логического либо легитимного основания). Синоним понятия негативизм.[1] Чаще всего нонконформизм проявляется не тотально, а в определённых пределах — до отрицания правил дорожного движения не доходит, хотя и это возможно. 

35 Социальная эволюция— «процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы» (Классен 2000: 7). Частным случаем социальной эволюции является социальное развитие. Основы общей теории социальной эволюции были заложены Г. Спенсером ещё до разработки Ч. Дарвином общей теории биологической эволюции.

Социальная  революция— коренной резкий качественный переворот во всей социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой форме. Социальные революции подразделяются на: антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно демократические, социалистические и др.  

36 Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм)

Антигуманизм – это прежде всего ограничитель, препятствующий росту творчества выше уровня, считающегося в данной культуре, обществе обычным, естественным. Он выступает в форме содержания культуры, например, как запрет на инновации свыше определенных масштабов и типов, как провозглашение ценности, неприкосновенности определенных догм. 
 
 

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особливості організації вивчення математики в різновіковій групі
Реферат Методика физического воспитания детей дошкольного возраста
Реферат Управление производительностью организации
Реферат Теория статистики (Станкин)
Реферат 4 марта 1953 года бабушка разбила банку с баклажанной икрой
Реферат Анализ итоговых финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ баланса
Реферат Гражданско-правовой способ защиты прав потребителей
Реферат Правовой статус российских адвокатов и их профессиональные объедин
Реферат Нафтова промисловість України
Реферат 23 грудня 2011 року
Реферат Обследование дорожных условий и повышение безопасности движения на улице Советской города Волгодонска
Реферат Архангельский музей старинных северных промыслов
Реферат Summary Table Voluntary Product Accessibility Template
Реферат Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников
Реферат Попит та пропозиція на ринку праці в Україні