СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общее понятие о сознании
2. Духовная сфера жизни общества
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Человек владеетпрекрасным даром — разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое,так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических итеоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже сглубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феноменасознания. Наука, философия, литература, искусство, техника — словом, вседостижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенныетайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков несмолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламенибожественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания поотношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира ирассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективныеидеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимоничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить всесовершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективногоидеализма.
Если идеализм вырываетпропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство междуявлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального.Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы издвух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражениемвнешнего мира.
К важнейшим философскимвопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится ивнутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат воснове его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясьраскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясьпонять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное,благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.
Общечеловеческие ценностивыступают в качестве критериев степени как духовного развития, так исоциального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека,относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности,общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора,семья, право и др.
Ценности, традиционноотносимые к рангу духовных — эстетические, нравственные, религиозные, правовыеи общекультурные (образовательные), — рассматриваются обычно как части,составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметомнашего дальнейшего анализа.
1. Общее понятие осознании
Человек владеетпрекрасным даром — разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, таки в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических итеоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже сглубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феноменасознания.
Сознание — это высшая, свойственная лишьчеловеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения кмиру и к самому себе, который представляет собой единство психическихпроцессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира исвоего собственного бытия и определяется не непосредственно его телеснойорганизацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другимилюдьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образовпредметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающихзначением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти,обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления иязыка. Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не толькосознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательныминазываются такие психические явления и действия человека, которые проходятчерез его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаютсясо знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Таким образом, сознаниеявляется особой формой взаимодействия человека с действительностью и управленияею.
Сложность феноменасознания дает почву для многих наук, каждая из которых изучает ту или иную егосторону: физиология человека, психофизиология, нейрофизиология, биопсихология,зоопсихология, психотерапия, социальная психология и т.д. Координацию ивзаимодействие этих наук обеспечивает философия благодаря своим возможностям универсальныхобобщений и предельно глубокого анализа.
Многие философы,признавая эту многогранность и многосложность сознания, требуют признанияединственной, определяющей его стороны как сущности. Однако такой традиционноприсущий марксистской философии монизм в этом вопросе нам представляетсямалопродуктивным. Есть по крайней мере несколько сторон сознания, которые можноназвать сущностными в одинаковой степени, но в различных отношениях. Сознание,безусловно, имеет свою сущностную сторону в духовной жизни человека —интеллект, хотя мы и не намереваемся сейчас дать строгое и однозначноеопределение этому важному человеческому качеству. Есть эмоциональнаясоставляющая человеческого сознания — чувственная доминанта, которой является,по-видимому, способность человека любить — высшее проявление чувственности.
Гельвеций говорил:
“Чувства составляютисточник всех наших знаний… Мы располагаем тремя главными средствамиисследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдениесобирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результат комбинаций,… всякоенаше ощущение влечет за собой суждение, существование которого, будучинеизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее,реально”.
Данный фрагмент можетслужить иллюстрацией теории ассоциаций, приверженцем которой являлся Гельвецийи на основе которой он объяснял природу сознания. Ее суть: последовательновозникающие в мозгу ощущения накладываются друг на друга и образуют “пучокощущений”. Эти ощущения являются образами объективной действительности, авозникающий на их основе логический мыслительный процесс закономерно отражаетобъективную причинную связь вещей и явлений.
Мнение З.Фрейда:
“Быть сознательным — это,прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самоенепосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, чтопсихический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительносознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательностибыстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующеемгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным приизвестных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мыне знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этимто, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем,что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание.Бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...
Понятие бессознательногомы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мырассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что естьдвоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное,которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным… Скрытоебессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическомсмысле, называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяемтолько к вытесненному динамическому
бессознательному; такимобразом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (Ширина полосы частот),«предсознательное» (Vbw) и «бессознательное» (Ubw)”
Человек благодаря своемусознанию осваивает далекие просторы Вселенной. При этом одним из самыхудивительных парадоксов, перед которым человек оказывается явно беспомощным,является возникновение человеческого сознания. Главная трудность в пониманиисознания — почти сверхъестественная сложность самого этого феномена. В самомделе, говоря о сознании, подразумевают столь обширный набор свойств и качествчеловека (и даже животного), что он с трудом вместился бы на странице текста.
Перейдем к вопросу о том,чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы,которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.
Внешними детерминаторамисознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникаети развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не толькосоциально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека —природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешнимифакторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. Всодержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях какприродных и общественных существах).
Понятие «сознание»неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражениедействительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется —биологическом или социальном, чувственном или рациональном.
Функции сознания — этотакие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания,общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.
Коренная и главнейшаяфункция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.
Отражательная функциясознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражениеимеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификойдругие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что онораскрывает отношение между человеком и действительностью.
Сознание как отношениемежду объектом и субъектом присуще лишь человеку. У животных отсутствуетсубъективная сторона отношения.
Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, вытекающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном.
Психика вообще и сознание человека в частности обладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в общественной жизни. Из этих многообразных качеств можно выделить два атрибута психики: свойства отражения и активности.
Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления этого назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности.
Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более сложное назначение — преобразование внешнего и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения поднимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных.
Итак, вся телесная основаи механизмы сознания созданы и изменяются природой, как в условиях животного,так и человеческого существования. Хотя физиологическая основа сознания и еемеханизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупностьмыслей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливаетсяи определяется не только характером внешних явлений, но и устройствомвоспринимающего их аппарата. Образ внешнего мира отличается от самого внешнегомира. Сознание есть субъективный образ объективного мира.
Сознание присуще толькочеловеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних условияхразвился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественнаяжизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием.
Таким образом, говоря осознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический инеразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющихразвитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве ивзаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все времябудем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но ифакторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы,а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.
Сознание детерминированоне только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действиюзаконов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще ивнутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическаяобусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что онаосуществляется внутри организма, является объективной, материальной, апсихологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняядетерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества —является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность —вторичной.
Если содержание сознанияопределяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики исознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориямифизиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия ипредставления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображение и пр.Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых«переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не выходит запределы психологических процессов.
2. Духовная сферажизни общества
Духовная сфера общества —это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизньобщества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия,мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ееважнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системыобщества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественногосознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.
В духовной жизнивыделяются структурные элементы, облагающие специфическими свойствами и в силуэтого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый человек, коллектив илиобщество имеют тот или иной запас витальных сил, которые находят выражение ваффективных настроениях и действиях. Любовная страсть или ненависть,воодушевление, гнев или апатия, ужас или прилив отвращения, охватывая индивида,становятся источником соответствующих поступков. Но и общество в целом можетприходить в состояние энтузиазма или апатии, негодования или удовлетворения,агрессивности или усталости. Это зависит от складывающейся ситуации, от техвызовов, с которыми ему приходится сталкиваться и которые в том или ином планезатрагивают (или не затрагивают) его коренные интересы. Важной характеристикойтаких настроений является потребность в незамедлительном (или максимальнобыстром) удовлетворении страсти, владеющей индивидом или обществом, желаниеснять напряжение или выразить его — через митинг, пикетирование, агитацию,шествие, стачку, погром, голосование и т.д.
Конечно, всякаяполноценная социокультурная система включает в себя и специальную сферу,выделенную во времени или в пространстве, где допускается и даже поощряетсяаффективное поведение, нарушающее нормы и ценности, считаемые общепринятыми инормальными, но обыденными. Таковы, в частности, многие проявления праздничнойкультуры, получающие, пожалуй, свое наиболее яркое выражение в карнавалах инародных гуляниях, принятых у всех народов. Таковы и многие проявления массовойкультуры, широко внедрившиеся в современном мире, однако в сферах, четкоотделенных от производства с его жесткой рациональностью и принципамиэффективности.
Вместе с тем регулятивнаяроль культуры заключается в том, что она ставит пределы, ограничиваетестественные проявления человеческой натуры или социальной группы, неумещающейся в нормативных рамках. На протяжении многих веков основным средствомтакой регуляции была религия, подчиняющая поведение верующего ценностям инормам, имеющим безусловную сакральную санкцию. Естественность была греховной идопускалась в ограниченном виде лишь на низших уровнях бытия. Детальный анализтаких влечений и состояний — сфера социальной психологии. Конечно, каксоциология культуры, так и социальная психология изучают в некоторой степениодно и то же поле — закономерности поведения и деятельности людей,обусловленные присущими им внутренними мотивациями, убеждениями и привычками. Этивнутренние мотивации неизменно соотносятся с какими-то внешними духовнымифакторами, формируемыми как коллективное сознание или же как бессознательноеначало. Однако культура охватывает все же более постоянно действующие илидолговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции. Еслипсихология учитывает состояния и движения малых групп, временных объединений,толпы или индивидов, то культура определяет характер социальных слоев,этнических или национальных групп или цивилизаций на протяжении болеедлительных периодов времени. Конечно, и личность — существенная носительницакультуры. Так, в явлении моды несомненно присутствует культурный компонент,определяющий общий стиль развития моды, ее национальное своеобразие. Нопсихология определяет ритмы смены деталей и орнаментики, степень ихраспространения, замедленную или ускоренную вариативность в одежде и внешнемоблике. Конечно, влияние культуры сказывается и в том, что чем выше степеньразвития культуры, тем более дифференцированными становятся все ее элементы икомпоненты, в том числе и мода. Этнические культуры обходятся наборомпостоянных вариантов одежды, вполне обозримым в хорошем музее этнографии.Столица обычно вмещает несколько домов моды, демонстрирующих новинки сезонов.
Еще М. Вебер формулировалсвою концепцию преобразующего воздействия религии на человеческое поведение какпреодоление тех экстатических и оргиастических состояний, которые оказываютсявременными и преходящими и приводят человека в состояние опустошения, что нарелигиозном языке обозначается как богооставленность, а на светском —бесцельность и бессмысленность бытия.
Вслед за процессом«разбожествления» мира и уменьшения влияния религии наступила очередь исветской нормативной культуры в ее сложившемся, классическом виде. Эти сдвигиполучили объяснение и оправдание в психоаналитическом направлении,представленном прежде всего работами 3. Фрейда и Э. Фромма. Они показали, чтосложившийся тип культуры носит во многом репрессивный характер, подавляяиндивидуальное «эго» в его весьма значимых витальных и личностных проявлениях.Обуздание инстинктов, с одной стороны, — необходимый принцип, так как иначе ихразгул грозит обществу самоуничтожением. Различные формы контроля, включаямораль, религию, социальные санкции и государство, рассматривались Фрейдом воснове своей как результат компромисса между стихийными влечениями итребованиями реальности. Подвергаясь вытеснению в сферу бессознательного, этивлечения порождают психологические неврозы и конфликты личности с собой и обществом.Сублимация этих инстинктов является источником художественного и научноготворчества, что и порождает высокие достижения религиозной или светскойкультуры. Развивая эти идеи в русле неофрейдизма, Э. Фромм подверг глубокойкритике те социальные и культурные механизмы капиталистического общества,прежде всего его крайний техницизм, культ наживы и успеха, которые приводят котчуждению человеческой сущности, утрате человеком самого себя в процессесоциальной жизнедеятельности.
Самые простые типыповедения складываются, прежде всего, на основе целостных, привычных образцовповедения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и вопределенном месте. Образец укладывается в какую-то часть деятельности, ееотрезок, не подверженный четкому делению, изменению или рефлексии.
Термин «обычай» можетотождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нравы». Однакотрадиция относится все же к более широкому кругу явлений и в применении к болеедифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этомсемантическую перегрузку. Обряд и ритуал — более формализованные варианты привычногоповедения, принятые в определенных частях совокупной культурной регуляции.Обряд и ритуал — формализованное поведение или действие, имеющее, прежде всегосимволическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, носпособствующее упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо вовзаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышаяуровень коммуникативности. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальноераспространение в каждой культуре, относятся бракосочетание и похороны.
Термин «нравы» обычновыражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. Впрочем, вкультурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивыйи не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, подверженныйдифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояниятех или иных слоев, исторической ситуации и т.д. Война и мир, революция,реформы, шоковая терапия, модернизация и т.п. — процессы, подразумевающиекрупномасштабные перемены в нравах, которые и влекут за собой постепенный сдвигв более широких сферах культуры, что отнюдь не означает утраты ею своейкачественной определенности.
Хотя в качестве основногорегулятора поведения обычай выступает лишь в примитивных этнографическихобществах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, онприсутствует и на всех более продвинутых ступенях. Социально признанные образцыскладываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения впоколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционныетрудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневнойжизни действуют привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития.Обычаем регулируются часы и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуетсяотнюдь не только потребностями организма. У славян, например, не принято естьзмей, собак, лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане свинины. Вобществах с традиционной кочевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор вданном случае обусловлен не питательностью пищи, а традициями. При входе вжилище европеец первым делом непременно снимает головной убор, восточный человек,прежде всего, вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и другоес ситуацией, но таков обычай. Обычаи общепризнаны и утверждены властью массовойпривычки. Они большей частью не получают объяснения и могут не осознаватьсясамими членами коллектива. На вопрос «Почему вы так поступаете?» они отвечают:«Так принято».
Обычаи играют немалуюроль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или же взрослогочеловека в ино-культурной среде. Включение в культурную деятельность в данном случаесводится к знакомству с определенными образцами:
«Поступай так, какпоступает такой-то взрослый или окружающие». Суть поведения не объясняют, апросто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного дляисполнения: образца поведения. Образец может быть положительным (так надопоступать) или отрицательным (так не надо поступать). Обычай может выступатькак решительное вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее егоестественную или привычную жизнь. Такого рода формализованные обычаи,совершаемые в определенном месте и в положенное время по специальным поводам,называют обрядами. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в простомобычае, так как он связан с выполнением публичных действий, имеющих высокийзнаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют обрядыпосвящения индивида в данное общество или в возрастную группу (наречение имени,крещение, запись имени, инициации, выдача паспорта и т.д.), дни рождения июбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Существуют коллективные, общественные игосударственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной вюбилеях, памятных датах, днях общественного траура и т.д. Обряд утверждаетпреемственность нового со старым, его принятие как утвердившегося в обществе положения,что происходит, например, в случае утверждения нового главы государства:венчание на царство, клятва нового президента и т.п.
В отличие от обычая нормаохватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметрдеятельности, что составляет определенную меру вариативности поведения и егоусложнения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должныупорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу ипроизволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно такжесогласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствиес общими интересами данной ячейки или общества. Наведение порядка может бытьдостигнуто через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическоеманипулирование обществом, что выходит за рамки собственно культуры и влечет засобой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения.Разоблачение манипулирования ведет к росту недоверия, двоемыслия и цинизма, чтотакже разрушает социальное взаимодействие. Поэтому устойчивое и действенноерегулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечиваютустойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются наформализованные мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемымцелям.
Функция нормы состоит втом, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов иобстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность,предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формируетожидаемое поведение, понятное окружающим.
Содержательная сторонанорм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой ониотносятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковойстепени, а содержание и способы нормирования различны в разных культурах. Вбольшинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приемаалкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовойкультуры. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующиесексуальные отношения. Более того, нет данных, указывающих, что такие обществавообще когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Допустимаястепень обнаженности — объект строгого нормирования. Общество не безразлично к формепрически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать руку,смеяться, смотреть на другого человека.
Нормы отличаются друг отдруга степенью обязательности. Можно выделить побуждающие нормы(самосовершенствуйся!) и запрещающие нормы (не лги!). Некоторые нормы(например, в хозяйстве, в научно-технической деятельности) устанавливаютсясознательно, на основе расчета или соглашения. Другие (в сфере общественныхотношений и быта) поддерживаются многовековой традицией. По отношению кнаиболее сильным чувствам, например эротическим и честолюбивым, нормы обладаютбольшой степенью императивности. Они препятствуют возникновению враждебныхчувств у тех, кто должен жить и работать вместе, а также интимных связей,могущих нарушить социально-необходимую дистанцию.
Определенность нормзависит от специфики объекта нормирования. Нормы определенны в критерияхграмотности и владения языком, в профессиональной деятельности.
Нормируется идуховно-психологическая активность. Объем памяти, типы аффектации и другиепсихические процессы, поскольку они протекают в конкретной социальной среде,всегда в той или иной степени нормированы. Их содержание, направленность,интенсивность обусловлены не только физиологической активностью психики иситуацией, но и сложившимися нормами. Устойчивые нормы сохраняются в течениемногих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаютсяавторитетом религии и поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются ещедолгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь впустые ритуалы, в устаревший стиль и т.п.
Каждый из нас, приходя вэтот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрестисобственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мывступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознаниеесть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоватьсяпротив этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунтможет оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будемучитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективнопротивостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовнойжизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное сознание возникло одновременно ив единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразличносуществование человеческого разума, а общество не могло бы без него не тольковозникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.
Следует отметить, что вобщественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействуютдруг с другом. Так, длительное время развитие церкви оказывало сильнейшеевлияние на искусство, науку; сегодня особо очевидна связь науки и образования,идеологии и науки. По существу, каждый из выделенных элементов в определенноймере влияет на все другие. Поэтому мы можем не просто констатировать наличиесходных черт в различных элементах духовной сферы, но и выделять определенныесистемные связи между ними. В духовной сфере, как и в других сферах, нельзяоднозначно определить, какой из ее элементов играет ведущую роль. Вклассово-антагонистическом обществе такая роль принадлежала идеологии, этопроявилось в том, что она оказывала наибольшее воздействие на развитие науки, образования,искусства. Зачастую требования общества по отношению к этим элементамвыражаются в политико-идеологической форме, это объясняется особым значениемклассовых отношений, близостью идеологии к государству, которое занимаетцентральное место в политической жизни. Ведущая роль идеологии в духовной сфереявляется своего рода отражением ведущей роли классов, государства всоответствующих сферах общественной жизни.
С развитием обществаситуация с выделением главного элемента духовной сферы меняется. Возрастаютроль и значение научных начал, можно предположить, что именно наука станет ееведущим элементом, разумеется, не подавляя другие элементы.
В общественной жизнискладываются довольно сложные и неоднозначные взаимосвязи между развитиемсознания общества, общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферойобщества — с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многограннымидеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основойразвития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы наопределенном этапе развития функционируют в структуре духовной сферы,подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера — это не простосоциально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный иактивный фактор развития общественного сознания, сознания общества. В формахдуховной сферы многие элементы общественного сознания получают более полноеразвитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностейчеловеческого духа. В сложной взаимообусловленности развиваются, функционируютв обществе общественное сознание, духовная сфера, составные грани единойдуховной жизни общества.
Заключение
Несмотря на огромныеусилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческогосознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Многонеясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойствасознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формированияи развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношениисознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя иисходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследованиевсех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором родеэто «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческойжизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяютконкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перефилософской мыслью.
В чем заключаетсяспецифика духовного производства, его отличие от производства материального?Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования,обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них – всеобщийхарактер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы видеале достоянием всех! Пятью хлебами, о которых говорится в Евангелии,все-таки нельзя накормить тысячу человек, а пятью идеями или шедеврамиискусства – можно Материальные блага ограничены. Чем больше людей на нихпретендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами всеиначе – от потребления они не убывают и даже наоборот: чем больше людейовладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.
Иначе говоря, духовнаядеятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно крезультату. В материальном производстве такое почти не встречается.Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, –нелепость. А вот искусство для искусства – вовсе не такая глупость, как этоможет показаться на первый: взгляд. Такого рода феномен самодостаточностидеятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование,спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такойдеятельности не отрицает ее результата.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В.Философия. Москва 1999г.
2. Введение в философию. Учебник длявузов в 2 ч. ч. 2.,
Политиздат 1989г
3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождениеи сущность. Москва 1967г
4. Кириленко Г.Г. Философскийсловарь: Справочник студента. – Москва, 2002
5 Основы философии. Ч. 2. Социальнаяфилософия: Учебное пособие. 1991г
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. –Москва, 2001
7. Тугаринов В.П. Философия сознания.Москва 1971г.
8. Федотова В.Г. Практическое идуховное освоение действительности. – Москва, 1992
9. Философия: Учебник для вузов/Подред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – Москва, 2001
10. Франк С.Л Духовные основыобщества. — Москва, 1992.
сознание идеализмматериалистический духовный