Реферат по предмету "Философия"


Социокультурное восприятие времени и пространства

Реферат по онтологии
 
Социокультурное восприятие времени и пространства

Оказывается,что в разных культурах смыслы и значения понятий времени и пространствасущественно отличаются. В связи с этим интересно проследить различие впонимании данных категорий уже на семиотическом уровне. Так, например, всовременном русском языке существуют три языковых обозначения времени, которыеопределяют событие относи­тельно момента речи. В других языках формы временимогут указы­вать на временную дистанцию (близость или отдаленность события) илиимеются системы «относительных» времен, «дающие сложную двух- (и даже трех-)ступенчатую ориентацию, т.е. ориентирующие со­бытие по отношению к какой-либоточке отсчета, локализуемой, в свою очередь, относительно момента речи».
Аэто, в свою очередь оз­начает, что представители разных культур воспринимаютвремя по-разному. Сданной проблемой сталкивается любой переводчик, ко­торыйвынужден осуществлять интерпретацию при передаче временных смыслов однойкультуры на язык другой. С точки зрения индивидуального восприятия этоозначает, что представители разных культур различным образом могут описатьвременное состояние, т.е. по разному отнестись к расположению событий вовремени.
Болеетого, как очень интересно показал Г. Гачев, различия в понимании пространства ивремени существенно влияют не только на специфику их восприятия, но и наспецифику их использования даже в физике. Культура, которая выражается черезязык, детерминирует образы и представления о мире, в том числе и научные,окрашивает науку в национальные цвета.
Так,например, у Декарта, пространство — это прежде всего «распространение —протяжение — растекание некой полноты — жидкости». То же самое в русском языке,где пространство может означать широту, пространность и т.д. А в немецком языкеRaum связывается с понятием чистоты, пустоты и ограничения, даже фонетически.Пространство — это фактически отстранство.
Неменее важны языковые различия в фиксации понятия времени. В английском языкеданное понятие, также, как и «пространство», про­исходит от слова «простирать»,в латинском — от слова «тянуть» (вспом­ним русское выражение «тянуть время»),ау немцев «другое понятие вре­мени — как рубленого отрезка: время — срок; этовечность — тянется, длится». Любопытно, что русское слово «время» по ряду этимологичес­кихверсий состоит из двух слов: древнейшего индоевропейского корня г-аг (вращать,крутить, упорядочивать, творить, где везде, кстати, этот древнейший сакральныйкорень прослушивается) и «мя», т.е. буквально слово «время» означает «то, чтовращается вокруг меня». Здесь подчерки­вается присутствие субъективного началав восприятии временных отно­шений, о чем мы уже писали и на чем мы ещеостановимся.
Такимобразом, разное понимание времени порождает и во мно­гом различное пониманиемира. И здесь действительно стоит заду­маться, а не был ли прав И. Кант, говоряо пространстве и времени как априорных формах нашего рассудка, которыйпосредством их интер­претирует мир соответствующим образом. А посколькуиндивидуаль­ный рассудок присущ конкретной личности, то и его схемы во многомопределяются социокультурными обстоятельствами. Таким образом, пространство ивремя различаются в культурном смысле «по горизонта­ли», т.е. в разныходновременных культурах.
Носуществуют и «вертикальныеразличия» в истолковании простран­ства и времени,когда нам трудно проникнуть в образ, мысли людей преж­них эпох: Так, например,в Древнем Китае время трактовалась не как не­кая последовательность равномерныхи направленных в будущее собьпий, а, напротив, как совокупность неоднородныхотрезков. По­этому историческое время получает свои личные имена, связанные сжизнью конкретных людей, прежде всего императоров. Соответствен­но, такоепонимание времени требовало и иного представления о про­странстве. Замкнутоепространство и цикличное время — вот модель мира, в котором живет человек.Поэтому будущее рассматривалось в Китае не как нечто стоящее впереди и еще неосуществленное, а, скорее, как нечто уже бывшее и до сих не превзойденное посвоему совершен­ству. К нему предстоит вернуться после нынешнего периодавсеобщего хаоса и упадка. Исключительное почитание предков в Китае также объ­ясняетсятем, что поколения уходили в весьма своеобразное простран­ственно-временное небытие,которое существует параллельно и посто­янно оказывает или благое, или вредноевоздействие на мир людей.
Оченьглубокие и тонкие размышления проводит П.Флорен­ский, показывая связь представлений о пространстве с духовным со­стояниемэпохи, которое реализовывалось в произведениях искусст­ва, и делая вывод о том,что каждая эпоха выбирает соответствующую ей систему пространственно-временныхкоординат.
А.Я.Гуревич, исследуя проблему восприятия времени у древних скандинавов, такжеотмечает его существенные отличия от современ­ных представлений. Время здесь«не течет линейно и без перерывов, а представляет собой цепь человеческихпоколений. Дело в том, что вре­мя ощущается и переживается этими людьми… ещев значительной мере циклично, как повторение». Время — это прежде всего течениежизни людей, что закрепляется даже в практике заключения договоров, которые«сохраняют силу, пока они живы». С таким пониманием времени связано и убеждениелюдей в том, что они могут воздейство­вать на время через систему сакральныхдействий. Следовательно, в отличие, например, от современных представленийфизики, что про­шлого уже нет, будущего еще нет, а есть лишь настоящее, древниескандинавы понимали, что прошлое хотя и миновало, но когда-то вер­нется.«Будущего еще нет, но вместе с тем оно уже где-то таится, вслед­ствие чегопровидцы способны его с уверенностью предрекать. Время мыслилось подобнымпространству: удаленное во времени (в прошлое или будущее) представлялось стольже реальным, как и удаленное в пространстве».
Помимо«социокультурной нагруженности» представлений о про­странстве и временисложность понимания данных категорий связана еще и с тем, что человек в своейжизни оперирует ими постоянно, он имманентно погружен впространственно-временной поток собственного сознания. И субъективныевосприятия пространства и вре­мени не менее, а гораздо более важны длячеловека, чем абстрактное и отчужденное понимание их физического смысла.Действительно, если вы кого-то ждете, то для вас время течет медленнее, стрелкича­сов как будто бы останавливаются. Более того, если в этот момент из­меритьваш пульс или давление крови, то налицо будут изменения этих объективныхфизических параметров. Так что психологическое переживание не менее важно, чемобъективные факторы. В некото­ром смысле мы можем повлиять на время.
Так,например, если вы заняты каким-то делом и день пролетает для вас быстро,значит, он наполнен событиями. Зато по прошествии некоторого времени, вспоминаявсе эти события, вы как бы растяги­ваете прошедшее время, вам есть чтовспомнить. И напротив, если день мучительно тянется от безделья и отсутствиязначимых событий, то по прошествии некоторого времени вам нечего вспомнить, итогда говорят о том, что время прошло незаметно. В этом случае правомер­ноговорить о субъективно-психологическом переживании времени Л. «Если бы скоростьвосприятия и обработки информации человеком значительно убыстрилась, то всеизменения во внешнем мире каза­лись бы ему относительно замедленными».
Рассматриваяс философской позиции пространство и время как формы проявления бытия, мы можемвыделять в последнем относи­тельно самостоятельные уровни, относительно которыхпроисходит спецификация данных категорий. Таким образом, качественные ха­рактеристикиданных уровней в значительной мере изменяют общие представления о пространствеи времени, наполняя их конкретным содержанием.
Поэтому,говоря, например, о времени, мы ни в коем случае не должны понимать его тольков физическом и даже в природном смыс­ле. Время есть мерасоциально-исторического и всякого иного бытия: «Как такая мера оно может бытьизмерено и сосчитано в тех или иных отвлеченных единицах, как-то: год, месяц,час или еще в более отвле­ченных единицах частоты колебаний атома какого-либоудобного для этого элемента, но оно всегда есть нечто иное и большее, чем этотсчет и это измерение. Оно есть мера человеческой жизни и человече­ского ееопределения».
Посколькумир представляет собой иерархическое, многоуровневое образование, мы можемвыделять и соответствующие этим уровням специфические пространственно-временныеотношения.
Например,мы можем говорить об историческом или социальном времени.  Оно весьмасвоеобразно. Это не просто физическое время, измеряемое длительностью истории.Для естественных наук время — это совокупность однородных отрезков. А история,события в ней принципиально неоднородны. Есть периоды, когда время как бызастывает, а есть периоды таких исторических преобразований, когда в жизньодного поколения как бы вмещаются целые века. К. тому же история развиваетсятаким образом, что насыщенность событиями и изменениями постоянно нарастает,т.е. историческо­му времени свойственно убыстрять свой ход. Поэтому историчес­коевремя — это выделенная длительность, текучесть конкретных событий с точкизрения их значения для людей прошлого и насто­ящего времени.
Пространствотакже несет в себе не только физические представ­ления, но и глубочайшийчеловеческий смысл. Для человека прост­ранство всегда выступает прежде всегокак некоторое локализованное (индивидуальное) пространство, как более крупное —государственное, этническое пространство, наконец, как некое мировое, космиче­скоепространство. Каждое из этих пространств, наряду с физически­михарактеристиками, имеет свой собственный смысл, который, кстати говоря, невсегда доступен представителю иной культуры или иного этноса. Он часто и самимносителем данной культурной традиции не осознается в явной форме, чащепроявляется стихийно, в си­лу привычки.
Человекдругой культуры, не знающий этих неявных культурных смыслов локальныхпространств (таких, как жилище, ритуальные и общественные места и пр.), можетоказаться в смешной и нелепой си­туации, например, не сняв головной убор илислишком шумно выра­жая свои эмоции, там где этого не следовало бы делать. Такимобра­зом, мы живем не просто в географическом пространстве, состоящем избезликих мест вообще, а в особом культурно-смысловом простран­стве, состоящемиз различных значащих мест, оказывающих самое прямое влияние на наше поведениеи образ мыслей.
Нетолько мы формируем пространство, упорядочиваем его сообразно нашим це­лям ижеланиям, но и оно активно формирует нас. На основе этого эффекта строится, вчастности, все искусство современного дизайна. Один из его разделов так иназывается «пространственный дизайн».
ЕС.Кнабе приводит пример особой роли и значения понимания жилого пространства, беззнания смыслов которого мы просто не сможем понять другую культуру в силувременной или пространст­венной удаленности от нее. Так, например, римскийгород, который с физической, геометрической (т.е. с точки зрения своихпространст­венных характеристик) отличается от иного города только количест­веннымипоказателями, всегда несет в себе смысл священного города, который этимипоказателями никак не определяется. Место построе­ния города «выбираетсябогами», и это обстоятельство порождает це­лую систему ритуалов как при началепостройки города, так и в даль­нейшей жизни внутри него как в особом, священномпространстве.
Город— это закрытое пространство не только от врагов, но и от чужеземных богов.Поэтому, выходя из города, например, на войну, че­ловек как бы терял на времясвои мирные функции земледельца и приобретал свойства воина — жестокость,ненависть и отвагу. Соот­ветственно, возвращаясь в город, он «надевал» оболочкумирного гражданина, для чего, например, в Древнем Риме необходимо было пройтиперед алтарем Януса.
Указанныесвойства локального пространства часто переносились и на понимание мира в целом(всего пространства), придавая исклю­чительность, избранность народу, живущемув этом локальном прост­ранстве, и его нетерпимость к другим народам. Причем обаэти свой­ства человек должен был демонстрировать. Вместе с тем особое пониманиепредназначения Рима (его предопределенность быть господином мира) особымобразом интерпретировало и некоторые свойства пространства. Оно представлялось«динамичным, мыслилось как постоянно расширяющееся, и расширение это былоосновано не только на завоевании, но на сакральном праве».
Еслиуж речь зашла о римской культуре, то заметим, что параллельные иперпендикулярные улицы, прямоугольные кварталы и большая центральная площадь вомногих крупных европейских горо­дах — это прямое наследие римской трактовкигородского простран­ства, а еще точнее — форма организации пространства вримском во­енном лагере. И это неудивительно, ибо именно вокруг укрепленныхримских военных лагерей начинали организовываться многие торго­вые иремесленные европейские центры.
Любопытно,что в Древней Греции и Древней Индии города имели другую пространственнуюорганизацию. Например, древние индий­ские города имели концентрическую илучевую организацию прост­ранства за счет соответствующим образом расходящихсяулиц. По­добную «восточную» структуру имеет и Москва. В каком-то смысле правбыл русский мыслитель ЕП. Федотов, усмотревший в истории России момент борьбымежду азиатской Москвой и европейским Петербургом, который, кстати, былспланирован Петром совершенно по-римски. Там все организовано параллельно иперпендикулярно.

Литература
1. АлексеевП.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.,  1991. Аристотель. Соч.: В4т. М., 1976. Т 1.
2. КондильякЭ.Соч.: В Зт. М., 1982. Т2.
3. КоршуноваЛ.С, Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М., 1989.
4. ЛекторскийВ.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Банковский кредит на примере Кабардино-Балкарского отделения Сберегательного банка
Реферат Банковский кредит и его развитие в Казахстане
Реферат Развитие воображения у детей
Реферат Інструменти підтримки платоспроможності та ліквідності комерційного банку на прикладі АКБ Приватбанк
Реферат Аффинные преобразования евклидовой плоскости в сопряжённых комплексных координатах
Реферат Анализ кредитоспособности заемщика и оценка рисков отделения Сберб
Реферат Банкротство и санация банков целевые приоритеты и методы реализации
Реферат 18. Китайский пейзаж: вехи исторического развития, философско-эстетическая  программа, формат произведений, композиционные принципы, изобразительные нормативы
Реферат Качественные различия интеллекта мужчин и женщин
Реферат Бизнес планирование в коммерческом банке
Реферат Банковская система России 3
Реферат Социальная политика региона
Реферат Аналіз ефективності банківських операцій з пластиковими картками т
Реферат Деятельность Сберегательного банка на рынке ценных бумаг (на примере ОАО Уральский Сберегательный
Реферат Лікарські рослини та їх застосування барвінок малий евкаліпт кулястий мак польовий