Реферат по предмету "Разное"


18. Китайский пейзаж: вехи исторического развития, философско-эстетическая  программа, формат произведений, композиционные принципы, изобразительные нормативы

18. Китайский пейзаж: вехи исторического развития, философско-эстетическая  программа, формат произведений, композиционные принципы, изобразительные нормативы. I Вехи исторического развития и философско-эстетическая программа. 1. Пейзаж - центральный жанр китайской живописи. Китайское понятие «пейзажа»: букв. «горы-воды» (шан-шуй): --Указывает на основные элементы пейзажа --Отсылает к представлению о взаимодействии полярных принципов - инь-ян (горы представляют ян, воды - инь), как источнику возникновения всех вещей и явлений. Горы-воды – это плоть мироздания, по мысли китайцев, поэтому эта пара выражает всю полноту бытия и универсума. Роль в формировании пейзажа сыграли: --аграрный характер культуры; --интерпретация явлений окружающего мира в рамках даосской философии и натурфилософии. Представления о благотворном влиянии природы (особенно горных ландшафтов) на человеческое существо, отклик, который они вызывают в нем («Беседы и суждения» Конфуция: «Мудрый муж радуется водам, человечный муж радуется горам. Мудрый деятелен, человечный покоен. Мудрые радуются жизни, человечные живут долго»); учения о гармоническом взаимодействии с окружающим миром, практики самосовершенствования и «пестования жизни». Особое отношение к горам и природным ландшафтам с древнейших времен: поклонение (в том числе императорские ритуалы) горам и водам как священным объектам; мифологические и религиозные сюжеты, где горы – место обитания святых и бессмертных. Горы издавна служили объектом паломничеств, местом, где селились (даосские) отшельники, основывались монастыри и проч. 2. Вехи. 1) Ранние примеры изображения гор и горных ландшафтов (омываемых волнами) в малой пластике периода Хань (3 в до н. э. – 3 в. н.э.): курильницы с горным декором на крышках, объемный декор в виде гор на крышках сосудов ху, пейзажные фрагменты на рельефах из погребений. 2. Период Шести династий (3-6 вв. н.э.): появление теоретических трактатов, посвященных пейзажной живописи (Цзун Бин «Введение в пейзажную живопись», Ван Вэй «Рассуждение о пейзаже»), появление пейзажной лирики в литературе. В теоретических работах и философской мысли этого времени: трактовка путешествий, созерцаний природных ландшафтов как особого духовного опыта, через который человек обретает очищение и проникает в тайны мироздания. Обоснование изображения (и созерцания изображения) пейзажа как способа достижения этих состояний. В самой практике живописи эпохи основное место пока занимает жанровая живопись, но свиток Гу Кай-чжи «Ода феи реки Ло» уже содержит элементы пейзажа. 3. Первый известный пейзаж в живописи: Чжань Цзы-ю «Весеннее путешествие» (династия Суй, 589-618). Повышенная точка зрения, как с высоты птичьего полета, большой охват пространства, сине-зеленый. 4. Династия Тан (7-нач. 10): оформление системы жанров живописи, развитие техники, - в том числе и пейзажной живописи. В пейзаже преобладает техника сине-зеленого пейзажа (декоративное, детализированное изображение, контур и цветовое пятно (преобладают сине-зеленые пигменты (минеральные краски)). Основные представители – придворные мастера, отец и сын Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-дао). Самое знаменитое произведение: «Путешествие императора Мин-хуана в Шу» Ли Чжао-дао (оригинал не сохр.). Появление монохромного пейзажа тушью (используется техника размывов, расплесканной туши и т.д.; в воспроизведение ландшафта значимым оказывается выражение внутренней сущности пейзажа и авторского состояния). Основной представитель этого направления - Ван Вэй (он также – один из величайших поэтов эпохи, адепт чань-буддизма). Его заснеженные пейзажи («Просвет после снегопада» и т.д.), изображения поместья Ваньчуан (оригиналы не сохр.). Последующая традиция называет направление Ли Сы-сюня северной школой живописи, а направление, открытое Ван Вэем, - южной школой (по аналогии со школами Чань-буддизма, где северная школа - школа постепенного просветления, использует внешние средства для его достижения просветления; южная – школа внезапного просветления, призывает искать источники просветления (природу Будды) внутри себя). 5. Период Пяти династий и династии Сун (10-13 вв.). Подлинное становление пейзажной живописи и постепенное ее выдвижение как основного направления китайской живописи. Окончательное формирование ее философско-эстетической программы, техники (техника работы кисти и туши и композиционные нормы) (в теоретические и художественном творчестве Цзин Хао («Заметки о письме кистью»), Цзюй Жаня, Дун Юаня, Го Си «Высокое послание лесов и потоков» и др.), сложение идеала и эстетики художников-литераторов (в теоретическом и художественном творчестве Су Ши, Ми Фу и Ми Юань-жаня). Пейзаж (преимущественно монохромный) обладает глубоко философским и гуманистическим содержанием. Два фактора развития пейзажной живописи: деятельность придворной Академии живописи (художников-профессионалов) и частная практика ученых-чиновников («дилетантов»), для которых художественное творчество становится одним из путей самосовершенствования. Основные стилистические этапы: --Монументальный пейзаж Северной Сун (обобщающие образы горных массивов, представляющие универсум во всей полноте, большие охваты пространства, но при этом тщательность работы кисти, проработки деталей, фактуры (штрихи-«цунь»). Фань Куань, Ли Чэн, Го Си и др. --Камерный пейзаж Южной Сун. «Угловые» композиции, активное исползование пустого пространства, появление созерцателя и мотива созерцания. (Ма Юань, Ся Гуй) 6. Династия Юань (монгольская). Тяжелое социально-экономическое положение этнических китайцев, китайской интеллектуальной элиты, которое, с другой стороны, дало импульс к воплощению в творчестве идеалов художника-литератора, отшельника и т.д. Основные мастера Чжао Мэн-фу, Хуан Гун-ван, У Чжэнь, Ни Цзань, Ван Мэн. Пейзаж преимущественно монохромный, более упрощенный по структуре, чем пейзажи периода Сев. Сун. Бумага становится основным материалом живописи, активнее используются каллиграфические приемы в письме камней, деревьев и т.д. Распространение поэтических надписей в пейзажных произведениях. Концепция «излияния внутренней природы»; «идея древности». 7. Династия Мин (14-17 вв.). Живопись ученых-чиновников (вэньжэньхуа), и пейзаж в первую очередь, занимает абсолютно лидирующее положение в системе изобразительных искусств. Образ жизни и быт ученых-чиновников: поместья, сады, культура путешествий – все это подпитывает массовое обращение к жанру. Разнообразие стилей и направлений. Одновременное существование архаизирующей линии и новаторской. Рост индивидуализма, склонность к художественному эксперименту (семиотическим играм, необычным пространственным построениям). Одновременно - формализация творческого метода, появление руководств, большого количества сочинений по практике и истории живописи. Важнейшие школы: 1) Чжэ («профессионалов», Дай Дзинь, У Вэй): развивают принципы академии Южной Сун; Школа У («дилетантов», Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэн-мин, Цю Ин, Тан Инь). Дун Ци-чан: ключевая фигура. Теоретически сформулировал важнейшие принципы всей традиции живописи ученых-чиновников. Его пейзажи имеют сложную программу, объемное смысловое поле, виртуозны и отточены по композиции и технике. 8. Цин (17 – нач. 20 вв.). Основные направления: «Ортодоксальное» (поддерживается в рамках государственной культурной политики; представители: 4 Вана (все имеют фамилию «Ван»), ориентируется традиционную технику, композицию и сюжеты пейзажей ученых-чиновников) и новаторы (идут на сознательное нарушение норм, повышенный индивидуализм, экспрессивность жеста) (т.н. «4 монаха», из них очень важен Ши Тао, в том числе благодаря сочинению «Беседы о живописи монаха-Горькая тыква» - самому философскому сочинению о живописи, где идет отождествление базового графического элемента – черты с Великим единым). С 18 век все больше заметна тенденция к снижению роли пейзажной живописи (внимание мастеров в большей мере переключается на «цветы-птицы» и жанровую живопись, где в это время происходят основные сдвиги). 9. Конец 19 – 20 вв.: новый этап достижений в пейзаже в рамках «национальной живописи» (гохуа): Возвращение традиций монументального пейзажа в новом – свежем и мощном осмыслении, обогащение новыми техниками. Фу Бао-ши, Ли Кэ-жань, Хуан Бинь-хун, Чжан Да-цянь. III ^ Формат произведений, композиционные принципы, изобразительные нормативы. Отметить: 1) Общность с другими видами и жанрами искусства, пр. вс., каллиграфией (инструментарий, техника, основной графический элемент – черта). 2) Пейзаж как творчество и как произведение - в идеальном виде – синтез различных видов и жанров искусства, воздействующее на разные стороны человеческого восприятия. В произведении пейзажа сочетаются искусства поэзии (поэтические надписи), каллиграфии, резьбы (печати) и т.д. Большая роль «ментального пространства» - комплекса значений, которые не выявлены в изображении напрямую, но привлечены приемами намека, ассоциаций и разного рода отсылок. Основной формат: свитки – горизонтальные и вертикальные (хранение в свернутом виде, но есть и вертикальные свитки для развески), веера, альбомные листы (отдельные и сшитые в альбомы). Составляющие произведение (кроме собственно изображенного ландшафта): надписи, названия, подписи, печати, колофоны. Основные элементы изображенного ландшафта: горы, воды (озера, реки, водопады и .д., но не море!), деревья, люди (не всегда), архитектура (не всегда). Соблюдение соответствия всех элементов пейзажа сезону, времени суток и т.д., параллелизм человеческого существования, настроения. Построение пейзажа предусматривает и целостный охват изображаемого пространства – часто очень обширного, и последовательное (как в путешествии) разворачивание композиции (зигзагообразно, что обеспечивает композиционные равновесие и ритм) с детальным изображением отдельных фрагментов, сцен. Применяется рассеянная перспектива, отсутствие центральной точки схода. Воздушная перспектива. Три основных типа композиционного построения - «три дали»: высокие, глубокие, ровные (зависит от того, какая точка зрения в основном преобладает, как раскрывается пространство и горный массив). Графические элементы: линия, штрихи-«цунь», точки-«дянь». Разнообразие и виртуозность техники работы кисти и туши, обуславливающее возможность этими средствами выразить все природное многообразие. Роль чистой белой поверхности бумаги (дымки, небо, вода) в философском (=неявленное) и композиционном планах. Типы пейзажей по колориту (кроме монохромного тушью): сине-зеленый; с охристой подсветкой. Применение цвета в основном диктуется стремлением к определенному художественному эффекту, воздействию на восприятие (а не стремлением достичь точности передачи натуры).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Краткое содержание Крошка Цахес по Прозванию Циннобер Эрнст Теодор Амадей Гофман
Реферат Влияние обменных взаимодействий на вероятность дезактивации триплетных молекул акцепторов
Реферат The Smoking Debate Essay Research Paper The
Реферат Titanic Death Of A Titan Essay Research
Реферат Повышение доходности переработки зерна
Реферат Культура современного падонка
Реферат Государственный страховой надзор за деятельностью страховых организаций
Реферат Бестрансформаторный усилитель мощности звуковых частот
Реферат Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах
Реферат Виховання духовно моральних цінностей у студентів з обмеженими фізичними можливостями
Реферат Как правильно оформить презентацию
Реферат Роль спортивных мячей различной формы в физическом развитии учащихся и формировании спортивных навыков
Реферат Средства пожаротушения
Реферат Strategies In Collective Bargaining Essay Research Paper
Реферат Многозубные инструменты