Реферат по предмету "Философия"


Социальное взаимодействие и механизмы социального становления личности

Е.Н. Корнеева
Вданной статье рассмотрены различные трактовки и классификации социальных взаимодействий,дана собственная многофакторная классификация. Они соотнесены с понятиемформирующая среда и конформизм, как наиболее значимыми механизмамисоциализации, как процесса социального становления личности человека. Понятиеформирующей среды выводится из основных принципов современной психологии иобоснована необходимость его дальнейшего учета в объяснении феноменоввоспитания и самовоспитания. Выделены основные функции формирующей среды.
Ещедревние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и бытьнезависимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразныхпотребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми исоциальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний иценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности, реализующейразличные общественные отношения (производства, потребления, распределения,обмена и другие). В течение всей своей жизни он связан с другими людьминепосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектомсоциальных воздействий.
С.С.Фролов [5] выделяет несколько типов социальных воздействий. Он говорит осоциальных контактах, как “типе мимолетных кратковременных связей”, социальныхдействиях, ориентированных на другого человека и соотносимых с его поведением,и социальных отношениях, как устойчивых социальных связях, “которые на основерационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидамиприобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующимиповедением взаимодействующих индивидов” [5, с.140].
Социальныеконтакты подразделяются на пространственные контакты, контактызаинтересованности и контакты обмена. Пространственные контакты могут бытьпредполагаемыми (терминология Н.Н. Обозова) равно опосредованными (терминологияЯ. Щепаньского), когда поведение человека меняется в результате предположения оналичии в определенном месте, например в соседней комнате, на улице, в учебномзаведении, на бирже труда и т. п., других людей. Другой вид пространственныхконтактов – контакты визуальные, где присутствие другого (других)непосредственно наблюдается субъектом и их “молчаливое присутствие” оказываетвлияние на его поведение.
Психологическаясущность контактов заинтересованности состоит в выборе или предпочтениисубъектом какого-либо лица, группы, социальной общности или объекта, отвечающихактуальным потребностям индивида. Контакт может порождаться обоюдным илиодносторонним интересом и вызывать весь разнообразный спектр эмоций отвосторга, восхищения до полного неприятия, чувства гадливости и отвращения.Интерес выступает здесь в качестве побуждения к какому-либо действию(перцептивному, коммуникативному и т. п.), связанному с удовлетворениемпотребности, актуализировавшейся в силу появления объекта интереса в полевосприятия субъекта.
Приосуществлении контактов обмена люди обмениваются сведениями, материальными илидуховными ценностями, но не стремятся оказать влияние на поведение друг друга.
Вотличие от контактов социальные действия совершаются не просто в определенныхусловиях, а с учетом ситуации их реализации. Как указывает С.С. Фролов, “ситуация входит в систему социального действия через ориентацию индивида” [5,с.135]. Социальные действия всегда сознательны и целенаправленны. Порождаяответные реакции тех, на кого они направлены, они превращаются вовзаимодействия. При этом субъекты взаимодействия руководствуются взаимнымиожиданиями, проистекающими из оценки статуса, роли, и социального положениядруг друга и существующих групповых, институциональных или общественных нормповедения. Через систему межличностных взаимодействий люди стремятся изменитьустановки или поведение друг друга.
Действияиндивидов в социально типичных ситуациях принято называть ролями. Дж. Морено вработе “Кто должен выжить?” описывает три типа ролей [6]:
психосоматические,связанные с общекультурными способами удовлетворения биологическихпотребностей;
психодраматические,связанные с актуализацией поведенческих паттернов, отвечающих требованиямсоциального окружения;
социальные,связанные с ожиданиями в адрес того или иного индивида со стороны других людейили социальных групп.
Т.Парсонс в книге “Социальные системы” [8] опирается на несколько инойконцептуальный подход и выделяет типы ролей в зависимости от степени включенностив него самого субъекта. Так предписанные роли отвечают социальным ожиданиям,исходящим из статуса индивида в группе. Субъективные роли опираются насобственную интерпретацию ее содержания субъектом действия. А проигрываемыероли отражают взаимные ожидания и оценки взаимодействующих субъектов. Такимобразом, степень вовлеченности (включенности) самого субъекта постепенноповышается от предписанных ролей к ролям проигрываемым.
Р.Линтон отмечал, что принятие роли относится к внутренней интерпретации ожиданий,связанных с системой позиций, а реализация роли в системе социальныхвзаимодействий к осуществлению этих ожиданий через активность человеческого Я[6].
Иногдасоциальные взаимодействия могут принять форму конфликта. Конфликтноевзаимодействие всегда характеризуется противоборством сторон в их стремлениидостичь той же (единой для обеих сторон) цели – обладать предметом конфликта,который не может быть поделен между участниками.
Взарубежной социальной психологии существует несколько теорий, объясняющихпроцессы социального взаимодействия [4]. Это и теория обмена Дж. Хоуманса, исимволический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера, и теория управлениявпечатлениями Э. Гоффмана. Первая выделяет в качестве цели и стимула квзаимодействию стремление уравновесить вознаграждения и затраты. Причем, чембольше одно и меньше другое, тем чаще человек будет стремиться повторять данноедействие. Однако насыщение потребности будет вести к снижению социальнойактивности субъекта. Хоуманс, тем самым, опирается на идеи Скиннера, применяяих к анализу процессов социального взаимодействия.
Авторытеории символического интеракционизма обращают внимание на то, что каждыйчеловек приспосабливает свое поведение к действиям другого (других) индивидов.Поэтому оказывать влияние, воздействовать на нас могут не только поступки, но инамерения окружающих нас людей. Понимание (интерпретация) намерений и поступковосуществляется на основе использования сходных символов, усвоенных человеком входе социализации. С точки зрения Г. Блумера взаимодействие – это не обмендействиями, а непрерывный диалог, поскольку взаимодействие происходит тогда,когда действие еще не совершено, но намерения субъекта уже осознаны,проинтерпретированы человеком и вызвали у него соответствующие состояния, стремленияи ответные реакции. Данная теория дополняет бихевиоральный подход когнитивным,принимая в расчет те процессы, которые происходят в сознании взаимодействующихиндивидов.
Дальнейшееразвитие этих идей с выходом на практику управления дает концепция управлениявпечатлениями Э. Гоффмана. Он считает, что создать о себе благоприятноевпечатление, а также оказать необходимое воздействие, например, устрашить илиуспокоить, можно путем оказания влияния на понимание ситуации другими людьми.Такое взаимодействие есть своеобразная драматизация или, пользуясь терминомА.Б. Добровича, “контакт масок”.
Приведенныйвыше обзор показывает, что и социальные контакты, и социальные действия(информирование, контроль, оценка, интерпретация, принуждение и т. д.), и ихнепрерывная цепочка, называемая взаимодействием, и социальные отношения(зависимости и власти, влечения и близости, социальной неприязни и др.)оказывают на человека дискретное или массированное социальное воздействие.
Всякоевоздействие оказывает трансформирующее влияние на человека. Степеньподатливости трансформирующим влияниям социальных воздействий определяетсясвойством конформности индивида. Само это свойство является производным отцелого ряда факторов. К важнейшим из них относятся:
уровеньинтеллектуального развития человека,
егокомпетентность,
уверенностьв себе,
положениев группе,
степеньидентификации с ней,
возрастиндивида,
близостьи легитимность воздействующего авторитета,
силавоздействия ситуации,
сложностьрешаемой в ней задачи,
размергруппы,
единомыслиеи сплоченность ее членов,
публичность-анонимностьответа,
отсутствиепредварительных заявлений.
Всеэти факторы можно подразделить на личностные (1-6) и ситуационные (7-13). Такимобразом, мера влияния социального окружения на индивида зависит от ряда еголичностных особенностей и характеристик ситуации, в которой данное воздействиеимело место.
Однакоконформизм не является единственно возможной ответной реакцией на социальноевоздействие. Конформные изменения встречаются наряду с такими ответнымиреакциями как сопротивление, изменение отношения к себе, субъекту воздействияили происходящему. Предвидеть форму ответной реакции, степень ее выраженности инаправленность означает возможность управления процессами социализации.
Осуществитьэто на деле трудно, практически не возможно, поскольку социальные воздействияне являются согласованными, в них используются различные средства, а применениеих в конкретных ситуациях имеет различные последствия, как для использующего ихсубъекта, так и для лица, на которое они направлены. Даже управление процессомвоспитания представляется делом весьма и весьма трудным. А процесссоциализации, к тому же, во многом является стихийным. Поэтому в сходныхсоциальных обстоятельствах наблюдаются не просто различные формы поведениялюдей, но формируются различные типы личностей, происходит выбориндивидуально-своеобразного жизненного пути каждым человеком.
Социальнаядействительность дает нам огромное число примеров социальных воздействийпродуцируемых людьми. Описать их все не представляется возможным. Поэтомуограничимся их многофакторной классификацией.
Можетбыть выделено множество видов социальных воздействий в зависимости от цели,содержания, направления социальных воздействий, субъектов их осуществляющих,выбора средств воздействия и их формы, адресности, степени эффективности иколичества воздействий.
Взависимости от цели социальные воздействия бывают программирующими,стимулирующими, предупреждающими, активизирующими и тормозящими.Программирующие воздействия задают систему мотивов или последовательностьдействий индивида, стимулирующие – расширяют систему мотивации, побуждаютчеловека к принятию или смене системы установок и отношений. Предупреждающиевоздействия представляют собой барьеры и ограничения к совершению определенныхнежелательных действий, выполнению деятельности, которая опасна для субъектаили его окружения. Активизирующие воздействия направлены на повышениеэффективности деятельности, увеличение ее скорости, производительности, они подталкиваютчеловека к совершению определенных действий. Тормозящие же, напротив, вводятсистему запретов на какие-то формы поведения, совершение каких-либо действий,включая перцептивные, интеллектуальные, эмоционально-выразительные и т. п. Вответ на оказанные воздействия человек или группа людей могут подчинятьсядавлению, то есть поступать конформно или противостоять им, проявляянонконформность и независимость. Поэтому в графе “Реакция субъекта” каждомувиду социальных воздействий соответствуют как минимум две полярные реакции –конформная и нонконформная или автономная. Иногда к ним добавляются когнитивныеи эмоциональные реакции.
Взависимости от содержания социальные воздействия подразделяются насоциализирующие, воспитательные, образовательные и ориентирующие.Социализирующие воздействия несут в себе информацию о принятых в даннойобщности установках и нормах поведения, эмоциональных и прочих реакциях на ихсоблюдение и нарушение, распространенных предрассудка и предубеждениях.Воспитывающие социальные воздействия оказывают влияние на интересы, ценностныеориентации, идеалы и личностные смыслы поступков человека, путем ихструктурирования, пополнения, развития или дискредитации. Образовательныевоздействия способствуют передаче общественного опыта, накопленного в областинауки, техники, искусства, культуры и религии. Наконец, в эту же группувключены ориентирующие социальные воздействия. Они побуждают человека кинтернализации принятой в обществе или группе системы знаков, символов исоциальных ориентиров.
Понаправленности воздействий можно выделить прямые, оказываемые непосредственногона самого субъекта, и косвенные. К ним относятся воздействия на социальноеокружение индивида и условия его деятельности. Последний вид предполагаетбольшой диапазон изменения экономических, социально-психологических,эргономических условий, а также степени трудности деятельности, ееразнообразия, напряженности, ответственности индивида за полученные результаты.Следует отметить, что на косвенные воздействия человек, как правило, реагируетизменением отношения или эмоционального состояния. Возможны изменения ифункционального состояния, например появление утомления, монотонии и т.п.
Вкачестве субъектов воздействия могут выступать как отдельно взятые индивиды,так и различные социальные общности, и общество в целом в лице средств массовойкоммуникации. Поэтому, взяв за основание классификации субъектов воздействия,нами были вычленены индивидуальные, групповые, институциональные и общественныеили сетевые, исходящие от средств массовой коммуникации, социальныевоздействия. В ответ на воздействие средств печати, радио, телевидения, мировыхкомпьютерных систем человек может не просто принимать или отвергать какую-либоинформацию, но усваивать установки, изменять уже имеющиеся, а в случаепротиворечивости полученной информации реагировать сомнением и пассивностью, тоесть снижением степени социальной активности.
Наосновании выделения средств воздействия социальные воздействия можноклассифицировать на четыре вида – убеждающие, внушающие, принуждающие иобучающие. Убеждающие воздействия апеллируют к разуму субъектов, внушающие кэмоциям и чувствам, инстинктам и врожденным мотивам поведения. Принуждающие илидавление прибегают к использованию различных манипулятивных приемов (шантажу,угрозам, посулам, обещаниям, подаркам, комплиментам), способных вызватьжелаемый вид поведения индивида, а также уговоров, ссылок на существующеемнение, положение и т.п. Обучающие воздействия предоставляют в пользованиесубъекта определенную информацию, которая может пригодиться ему в данный моментили в будущем. Последние в качестве ответной реакции имеют не просто различнуюстепень присвоения социального опыта, но и развитие способностей, сущностныхчерт человека.
Самуюмногочисленную группу видов социальных воздействий составляет классификация, воснову которой выделение различных форм воздействия. Так социальные воздействиямогут принимать форму социального контроля и оценки, интерпретации поведения,чувств, качеств другого индивида, инструктирования, просьб, приказов, угроз,шантажа и т.д. Если социальные воздействия включены в контекст социальноговзаимодействия, то они принимают форму позитивного или негативногоподкрепления. В этом случае вероятность получения парадоксальной обратнойреакции очень низка, практически приближается к нулю, то есть в ответ напозитивное подкрепление мы получаем усиление реакции, а в ответ на негативное –ее угашение. В исследованиях необихевиаристов это было многократно подтвержденов лабораторных экспериментах на животных и полевых экспериментах на детях [7].Правда однократного подкрепления порой бывает недостаточно и требуютсясистематические подкрепления для получения нужной ответной реакции.
Ещеодним основанием для классификации является адресность воздействий. В зависимостиот адресата воздействия могут апеллировать к разуму, чувствам, прошлому опыту,моральному сознанию индивида или направляться его подсознанию.
Степеньэффективности воздействий задает непрерывную шкалу их изменений. В приведеннойклассификации зафиксированы лишь два дискретных полярных вида социальныхвоздействия – это эффективные и неэффективные. Первые в качестве ответнойреакции имеют поведение или состояния, соответствующие ожиданиям других людей,являющихся субъектами воздействия, вторые – напротив, предполагают ответныереакции несоответствующие ожиданиям.
Наконец,по количеству воздействий выделено три вида. К ним относятся одиночные,способные вызвать практически любые ответные реакции в диапазоне от абсолютноконформных до полностью нонконформных, автономных. Второй вид – множественныевоздействия, повышающие вероятность получения ожидаемых реакций; и третий — массированные, способные привести к появлению аффективных эмоциональныхсостояний, например, растерянности, паники, ступора и т. п.
Приведеннаяклассификация не претендует на универсальность. Однако она являетсямногофакторной и позволяет составить достаточно полное представление оразнообразии возможных видов социальных воздействий, их группах и унифицироватьответные реакции на них. Если субъект принимает воздействие, то ответнаяреакция будет конформной вне зависимости от ее конкретного содержания. Этоможет быть изменение поведения, изменение установки, принятие решения,интериоризация социального опыта и т. д. Если воздействие не принимается илиоказывается малоэффективным, то ответная реакция будет несоответствующейожиданиям или нонконформной. Она будет продуцирована мотивами, интересами,убеждениями самого субъекта, его планами, установками, переживаниями. Сказанноене означает, что субъект не реагирует на социальное воздействие, хотя это можетпоказаться стороннему наблюдателю или тому, кто воздействует на человека.Реакция в любом случае есть, просто она имеет иную направленность.
Объяснениесуществующего разнообразия ответных реакций может быть дано через введениепонятия формирующая среда. При этом термин “формирующая” понимается в смыследетерминирующая ответные реакции, состояние и поступки индивида в системесоциального взаимодействия. Мы рассматриваем формирующую среду в качествеодного их важнейших механизмов социального становления личности. Другим такиммеханизмом является конформизм.
Конформизм,как специфическая ответная реакция на социальные воздействия, являетсямногоаспектным и разноуровневым психологическим феноменом. Анализ литературныхданных позволяет выделить четыре вида конформизма (таблица 1). Мы обозначилиэти виды следующим образом: личностный, личностно-интеракицоннный, ситуационныйи групповой виды. Каждый из них детерминирован определенным набором факторов.Изменение направленности или величины (степени выраженности) фактора влияет ина выраженность конформизма. Факторы могут взаимодействовать друг с другом, чтотакже ведет к изменению картины поведения человека и варьированию динамики егоконформности.
Таблица1
Классификациявидов конформизмаВиды конформизма Факторы детерминации Личностный степень внушаемости личности уровень тревожности личности самооценка личности степень компетентности личности уровень интеллектуального развития личности Личностно-интеракционный авторитетность лица, оказывающего воздействие возраст лица, оказывающего воздействие разница степени компетентности взаимодействующих лиц характер межличностного взаимодействия эмоциональные отношения между субъектами взаимодействия стремление к лидерству взаимодействующих лиц Ситуационный значимость ситуации новизна ситуации угрожающий характер ситуации конфиденциальность ситуации Групповой сплоченность и единодушие членов группы численность группы характер деятельности членов группы возможность осуществления социального контроля и негативного подкрепления в отношении членов группы характер коммуникации членов группы
Каквидно из таблицы 1 личностный конформизм или конформность личности обусловленкаким-либо одним из перечисленных или несколькими качествами личности ипредставляет собой податливость человека социальным воздействиям другого лица,группы или общественному мнению. Более высокие показатели внушаемости итревожности положительно взаимосвязаны с конформностью, тогда как высокиепоказатели самооценки, компетентности и уровня интеллектуального развитиячеловека находятся в обратной зависимости с этим его качеством.
Личностно-интеракционныйвид конформизма возникает при взаимодействии субъектов, когда активнымиоказываются обе стороны, обменивающиеся социальными воздействиями. При этомавторитетность лица, оказывающего влияние, его превосходство в возрасте иуровне компетентности, повышает вероятность конформных реакций у его партнера.Характер межличностного взаимодействия и межличностных отношений могут повышатьстепень конформности как одно, так и другого взаимодействующего лица. Высокийсоциальный статус, значимая роль усиливают социальные воздействия и повышаютвероятность конформных реакций у партнера. Положительные эмоциональныеотношения между субъектами также положительно коррелируют с вероятностьюприсоединения одного из них к другому, тогда как отрицательные — скорееприведут к актуализации автономных тенденций и снижению процента конформных реакций.Исключение составляет только страх, который объединяет людей. Стремление клидерству одного из партнеров усиливает конформизм другого. Взаимное стремлениек лидерству, и его следствие конфронтация партнеров резко повышают вероятностьпоявления нонконформных реакций у взаимодействующих сторон.
Ситуационныйконформизм будет проявляться у отдельной личности и целой группы под влияниемфакторов значимости, новизны, угрожающего характера и степениконфиденциальности ситуации. При этом зависимость везде будет прямой.
Групповойконформизм присущ личности или одной группе лиц в отношении другой, а такжеменьшинству в отношении большинства. Увеличивать вероятность конформных реакцийбудут высокая сплоченность группы и возможность осуществления ею социальногоконтроля и негативного подкрепления (наказания) своих членов. Численностьгруппы, характер деятельности и коммуникации связаны с уровнем конформизмаболее сложной зависимостью. Но групповой конформизм действует лишь в рамкахчленства, то есть этот вид конформизма проявляется у личности лишь в томслучае, если она является или считает себя членом данной группы, а также угруппы в отношении других групп, если они связаны совместной деятельностью иливходят в состав единой социальной общности. Таким образом, групповой конформизмхарактеризует процессы социального взаимодействия.
Сложностьсоциального реагирования субъектов, будь то личности или целые группы, опятьнаводит на мысль о присутствии некоего компонента, который выступает в ролимедиатора между ними, то есть субъектами и воздействиями социальной среды. Этотмедиатор, по нашему мнению есть ни что иное, как формирующая среда. Появляетсяона в момент взаимодействия вне зависимости от того, кто является инициаторомэтого взаимодействия человек с его актуальными потребностями или среда с еенормами, требованиями и предписаниями. Формирующая среда будет определятьхарактер ответной реакции в системе социального взаимодействия.
Терминсоциальная среда является междисциплинарным. Его широко используют представителитаких научных дисциплин как детская и возрастная психология, к нему прибегаютспециалисты по педагогической и социальной психологии, педагогике, а такжефилософы, социологи, представители общественных и естественных наук, например,социальной географии, этнологии и другие. За счет этого происходит обогащениеданного понятия, оно приобретает структурный и системный характер. В социальнойсреде выделяют микросоциальный и макросоциальный уровни. К числу компонентов,входящих в состав макросоциального уровня, причисляются и природные компонентыэкосистем. Наконец, можно говорить и о планетарном уровне или ноосфере.Последнее есть ни что иное, как включенность человека в жизнь всей планеты,подразумевающая возможность оказания отдельным индивидом таких воздействий,которые будут иметь планетарный резонанс.
Врамках психологических дисциплин воздействия среды наиболее тщательно изученыпредставителями бихевиоризма, необихевиоризма и концепции социального научения[7]. Научающе-бихевиоральный подход, развитый и поддержанный Б. Скиннером,провозглашает определяющую роль среды, как в детерминации поведения животных,так и социальных форм поведения людей. По его мнению, у животных преобладаетреспондентное поведение, осуществляемое по типу ответных реакций на определенныестимулы, а у людей – оперантное. Здесь уже предвидение, предвосхищение, знаниебудущего результата детерминирует и управляет ответными реакциями человека.
Зависимостьмежду разнообразными воздействиями среды и поведением субъекта носитвероятностный характер: оперантная реакция, подкрепляемая положительнымрезультатом, имеет тенденцию к закреплению и повторению, а неподкрепляемаябудет постепенно угасать. Именно по этой схеме происходит социальное научение.
Врегуляции поведения человека, по мнению все того же Б. Скиннера, особую рольиграют вторичные или условные подкрепляющие стимулы: социальное одобрение,внимание окружающих, символ могущества и власти – деньги. В ходе социализацииих значение повышается.
Кромепозитивного подкрепления регулировать поведение субъектов могут “аверсивныестимулы”, это различные формы наказания и негативного подкрепления. В рядеэкспериментальных работ [7] было показано, что негативные формы поведения(детские капризы, правонарушения и другие) возникают именно в результате ихвлияния.
Такимобразом, в ситуациях социального взаимодействия люди используют в качествесредств социального воздействия друг на друга первичные и вторичные илиусловные стимулы для позитивного подкрепления желаемых форм поведения инегативное подкрепление для устранения нежелательных. Они, кроме того,прибегают к использованию аверсивных стимулов, хотя в этом случае результатможет быть достаточно далек от желаемого. Социальная среда и социальныевоздействия, выступая в качестве непосредственных детерминант, тем не менее, немогут гарантировать обязательного появления желаемого поведения или егоизменения в нужную сторону. Во взаимодействии субъекта и социальной средывмешивается некий фактор, определяющий его результат. Его условно можно назватьпредрасположенностью субъекта к изменению своего поведения в желательную длядругого лица сторону.
Этотфактор не может являться чисто личностным образованием, поскольку индивиддалеко не всегда действует по внутреннему побуждению, его поведение во многомобусловлено социальными воздействиями среды, хотя он всегда может предвидеть изнать чего от него хотят и ждут окружающие. Он возникает лишь в ходе субъектсубъектного взаимодействия и, в определенной мере, является его отражением. Мыназываем его формирующей средой. Этим термином мы обозначаем процесс ирезультат взаимовлияния личностных диспозиций, взаимных ожиданий,деятельностных установок участников общения или совместной групповойдеятельности, приводящие к изменению в структурах личности одного, некоторогочисла или всех участников, (например, изменению качеств, мотивов, установок,ценностных ориентаций, целей и смыслов деятельности) и их развитию. Этиструктурные изменения в пределах той или иной ситуации выражаются в такихизменениях поведения, которые сохраняются и после прекращения взаимодействияили обмена социальными воздействиями. Иными словами, формирующая среда – этопсихологический феномен взаимовлияния деятельностных установок, взаимныхожиданий и личностных диспозиций взаимодействующих субъектов в условиях решениязадач совместной деятельности или межличностного взаимодействия.
Благодаряналичию в структуре формирующей среды установочных и диспозиционныхкомпонентов, она регулирует актуальное поведение человека в социуме, процессыего общения и взаимодействия с другими людьми, детерминирует его развитие,социализацию, воспитание и самовоспитание. Это происходит стихийно,непреднамеренно, во многом вне рамок сознания индивида.
Процессактуализации различных потребностей человека заставляет его идти на контакт сдругими людьми или социальной средой. При этом решается та или иная задачадеятельности, взаимодействия, в ходе которых люди взаимно или одностороннеоказывают воздействие друг на друга. Обмен социальными воздействиями прирешении индивидуальных, групповых, деятельностных или иных задач протекает вконкретных социальных условиях, которые могут облегчать или затруднять ихосуществлению, способствовать или мешать удовлетворению людьми своихпотребностей. Субъекты, с которыми человек вступает в контакт, задачи и условияобъединяются термином ситуация взаимодействия. Последний термин все чащеиспользуется в психологической литературе взамен термина социальная среда.Поэтому говорят о взаимодействии человека с ситуацией, а не со средой, пусть и социальной.
Ситуации,как и формирующая среда, не существуют сам по себе, до начала взаимодействия.Они появляются, складываются лишь в ходе его, и, в этом смысле, способнывыступать детерминантами поведения и социального развития человека.
Описываявзаимодействие субъекта и ситуации, следует указать на ряд принципиальныхмоментов [1,2].
Актуальноеповедение субъекта детерминировано его разносторонним взаимодействием сситуацией. Оно подразумевает обмен социальными воздействиями, взаимнуюстимуляцию и взаимное отражение на уровне обратной связи.
Впроцессе этого взаимодействия субъект преследует свои цели. Но, поскольку вситуацию социального взаимодействия включены и другие индивиды, то и они,обладая свойством активности, преследуют собственные цели, иногда несовпадающиеи даже противоречащие целям первого.
Личностнымидетерминантами поведения человека являются мотивы, диспозиции, установки,когнитивные структуры, усвоенные или присвоенные им в ходе социализации ивоспитания.
Ситуационнымидетерминантами поведения становятся те психологические значения (смыслы),которые ситуация имеет для субъекта в соответствии с его актуальнымипотребностями и социальным положением в группе (обществе).
Стыкующиммоментом взаимодействия субъекта и ситуации является формирующая среда, котораяодновременно принадлежит индивиду и социальной среде, и включает их взаимныеустановки по поводу той деятельности, которая разворачивается в реальнойситуации.
Интраиндивидуальныеразличия в поведении человека в сходных, идентичных ситуациях объясняютсяразвитием индивида, что ведет не только к смене личностных диспозиций, но и кизменению его отношения к ситуации в целом, то есть изменению ее личностногосмысла.
Межиндивидуальныеразличия (различия между отдельными индивидами), в том числе и разная степеньконформности участников взаимодействия объясняются различиями в их социальныхпозициях и установках, степени осведомленности (компетентности), оценках иличностных диспозициях.
Несовпадение,противоречивость компонентов формирующей среды, например, установок, взаимныхожиданий, личностных диспозиций и смыслов, ведет к конфликту взаимодействия илиситуационной дезадаптации участников.
Конфликтявляется более активной и адекватной формой ответного реагирования навозникающие противоречия, а ситуационная дезадаптация – относительно болеепассивной формой, поскольку в ней изменениям подвержена только одна сторона,тогда как в первом случае обе.
Ожидания,как компоненты формирующей среды, порождают инструментальный (оперантный) типповедения людей, ведущих к их социальному научению, являющемуся неотъемлемойчастью процесса социализации.
Входе социального взаимодействия меняется не только поведение людей,трансформации подвержены компоненты формирующей среды. Они становятсядетерминантами последующего взаимодействия.
Однаконе всякое изменение компонентов формирующей среды ведет к развитию личностиучастников социального взаимодействия. Это могут быть лишь конформныеперестройки их поведения, исчезающие после того, как давление группы наличность прекращается.
Чтобыстимулировать процессы развития, воспитания, саморазвития и самовоспитания,трансформация формирующей среды должна носить интенционный характер. (Критерииинтенционной трансформации формирующей среды будут описаны ниже).
Формирующаясреда является ситуационным образованием, то есть она функционирует лишь врамках конкретных ситуаций социального взаимодействия. По завершениивзаимодействия ее компоненты снова становятся принадлежностью личностейучастников и пребывают в потенциальном состоянии до следующего контактаиндивида с другими людьми.
Интраиндивидуальныеразличия субъектов, обусловленные непрерывностью процессов их развития,порождают временную (процессуальную) изменчивость формирующей среды. При этомменяется ее структура, содержание компонентов, степень их согласованности.
Впроцессах социального взаимодействия формирующая среда выполняет ряд функций.
Перваяфункция – регуляторная. Формирующая среда осуществляет селекцию иструктурирование социальных взаимодействий. За счет этого одни из них достигаютцели, другие – нет, третьи искажаются. Формирующая среда является своеобразноймембраной, разделяющей субъекта и ситуацию, и одновременно объединяющую их вединое целое, посредством регуляции взаимных воздействий.
Втораяфункция – детерминирующая (формирующая). Она понимается нами как возможностьпривнесения (детерминации) компонентами формирующей среды, включая ихарактеристики ситуации, таких изменений в личность участников социальноговзаимодействия, которые повлекут за собой появление личностных новообразований,то есть причинно обусловят развитие индивидов. При этом развитие может носитькак спонтанный характер, так и управляемый со стороны самого индивида или егосоциального окружения. В последнем случае мы будем говорить о воспитательномвлиянии формирующей среды.
Третьяфункция – корректирующая. Формирующая среда позволяет субъектам осуществлятьконформную подстройку к ситуации и одновременно обеспечивает возможность такихизменений ситуации, которые отвечают требованиям, запросам, установкамвзаимодействующих индивидов.
Четвертаяфункция – организующая. Формирующая среда включает параметры ситуации,отраженные сознанием индивида, в процесс регуляции человеком своего поведения иодновременно делает его участником данной ситуации, включая в процесссоциального взаимодействия со средой. Поэтому можно говорить об организующемвлиянии формирующей среды, как на субъекта, так и на ситуацию, которое ведет квзаимному отражению параметров друг друга.
Введениепонятия формирующая среда позволяет успешно объяснить рядсоциально-психологических явлений, например, явления социальной дезадаптации,феномены лидерства-ведомости и другие. Психологическая диагностика и учет еекомпонентов способствует повышению эффективности управления процессамисоциального взаимодействия индивидов и групп людей, в частности участниковобразовательно-воспитательного процесса. В тоже время феномен формирующей средыявляется по меткому определению Х. Хекхаузена еще одним “гипотетическимконструктом”, придуманным для объяснения психологической реальности.
Введениеэтого понятия удовлетворяет ряду основополагающих объяснительных принциповсовременной психологии, а именно, принципу детерминизма, историзма, системностии деятельностного опосредования [3]. Понятие формирующая среда отвечаетпринципу детерминизма, поскольку определяет причинно-следственные связипроцесса взаимодействия индивида со средой. Оно не противоречит и принципуисторизма или развития, который требует изучения всякого явления с точки зренияего происхождения и рассмотрения его направленности из прошлого в будущее черезнынешнее актуальное состояние. Понятие формирующая среда в снятом видефиксирует результаты предшествующей социализации, успешности-неуспешности,эффективности-неэффективности предыдущих форм и видов социальноговзаимодействия. Анализ ее структуры позволяет строить обоснованный прогноздальнейшего поведения субъекта и его партнеров по социальному взаимодействию,совместной деятельности. Принцип системности требует объяснения любого явленияотношениями, в которые оно вступает, взаимодействуя с другими явлениями,которые рассматриваются как элемента (компоненты) целостной системы. Введениепонятия формирующая среда позволяет анализировать отношения индивида и ситуациичерез отношения сходства-противоположности, единства-противоречивости ихкачеств и компонентов и их включенности в более широкий контекст социальнойжизни группы, общества в целом.
Наконец,принцип деятельностного опосредования утверждает, что сознание человека нетолько проявляется, но и формируется в деятельности. Выше уже отмечалось, чтоформирующая среда возникает лишь в условиях социального контакта,взаимодействия, совместной деятельности и общения. Таким образом, другойиндивид, индивиды или группы могут оказывать влияние на развитие сознаниячеловека, степень его социализированности. С другой стороны ожидания,ценностные ориентации, личностные смыслы и диспозиции принадлежат личности исознанию индивида, точнее каждого из взаимодействующих лиц. Они проявляются вих поведении в той мере, в какой это позволяет ситуация взаимодействия.
Список литературы
КорнееваЕ.Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии. //Ярославский педагогический вестник. 1996. № 2. С.17-23.
КорнееваЕ.Н. Понятие формирующей среды. // Развитие личности и формированиеиндивидуальности. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1996.
МатвеевА.В., Корнеева Е.Н., Болотцев Д.К. Психологические законы и закономерности. –Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1998.
СмелзерН. Социология. – М.: Феникс, 1994.
ФроловС.С. Социология. – М.: Логос, 1997.
ХарчеваВ.Г. Основы социологии. – М.: Логос, 1997.
ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
Parsons T. The social systems. Glencoe, IU, Free Press, 1951.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.