Реферат по предмету "Философия"


Сократ и Платон: фундамент классической философии

Реферат по курсу философииаспиранта 1-го года обучения
Чопа А.Н.
Тема:
Сократ и Платон : фундаментклассического этапа древнегреческой философии.
МАТИ — РГТУ
Москва 1998
План реферата:
 
1.Мыслителина фоне своей эпохи
2.Сократическийметод
3.ШколаПлатона
4.ПутьСократа в философию
5.Этическийидеализм Сократа
6.СмертьСократа
7.Политическиеидеи Сократа
8.Идеальноегосударство Платона
9.Объективныйидеализм Платона
10.Основныефилософские принципы платонизма
11.Строениедуши по Платону
12.Краткоезаключение
Мыслители на фоне своейэпохи
Несмотря на то, что эти легендарные мыслители былихарактерным продуктом одной и той же эпохи и общественного строя, жили в том жеместе в одно и то же время, их жизнь и учения во многом разительно отличаются.Сократ (469 — 399 до н. э.) и Платон (427 – 347 до н. э.) встретились в 408 г.до н. э. и не расставались до самой смерти Сократа. В 20 лет Платон, подающиймножественные надежды амбициозный юноша, готовился участвовать в поэтическомсоревновании как автор трагедии и случайно перед театром услышал дискуссию, вкоторой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи ирешил посвятить себя исключительно философии.
Этот случай был не столько удивителен, сколькозакономерен — речи Сократа были способны моментально околдовать человека. Дажеуслышав их в неумелом изложении, современники чувствовали неожиданное волнениеи трепет, а однажды приняв участие в дискуссии, многие «оседали у его ног»навсегда. Сократа кроме многочисленных учеников всегда сопровождали толпызевак, невежество которых не позволяло понять всей глубины его мыслей, но самаречь завораживала. Настолько ее содержание контрастировало с формой, не говоряуж о внешности Сократа. Он избегал традиционных ораторских приемов, закругленийпериодов и прочего украшательства, его резкая и отрывистая речь была ближе кпростонародной. Его фигура и манеры смотрелись не иначе как вызов традиционнымидеалам античной цивилизации с ее блеском и лоском и поклонением формальнойкрасоте. «Низкого роста и лысый, с раздутым животом, толстой и короткой шеей,выпученными глазами, толстыми губами и вздернутыми ноздрями, Сократ казалсяживым сатиром, сорвавшимся с пьедестала и внезапно появившимся среди богов».
Удивительно скорее то, что Платон смог взвешенноотнестись к учению Сократа, не сразу с ним сдружился, параллельно изучал идругие философские школы, положения которых заимствовал более откровенно. Злыеязыки утверждали, что «Тимей», одно из главных его сочинений, не что иное, какпересказ одной пифагорейской книги, купленной за баснословную цену. Тем неменее впоследствии они становятся близкими друзьями. За восемь лет дружбыСократ дал Платону то, чегоему не хватало: твердую веру в существование истиныивысшихценностей жизни, которые познаются черезприобщение к благу и красотетрудным путем внутреннего самосовершенствования.Сократ считал Платона однимиз любимейших своих учеников. Платон всегда высоко ценил Сократа и как человекаи как мыслителя. Когда Сократа судили, Платон подготовил пламенную речь в егозащиту, хотя Сократ и возражал, чтобы его кто-либо защищал на суде. Несправедливоеосуждение Сократа сильно повлияло на Платона. Он так заболел, что не смогпридти присутствовать при его смерти. Впоследствии сцена смерти Сократа сталасюжетом одного из его выдающихся сочинений.
Своеобразным нерукотворным памятником мыслителюстало частое употребление в диалогах Платона образа Сократа, как персонажа,говорящего «от автора». Хотя и не все речи этого персонажа мы можем считатьСократовскими, но это один из немногих дошедших до нашего времени источников.Второй источник — «Воспоминания» Ксенофонта, более недалек и поверхностен, ноблагодаря ему удалось отделить идеи Сократа от идей Платона, вложенных им в устаСократа-персонажа.
Сократическийметод
Сам Сократ не написал и строчки философских трудов.В те времена, когда книга была рукописной редкостью, всем были очевидныпреимущества речи перед письмом, ее небывалая выразительность и возможностьреакции на аудиторию. До нашего времени дошла информация о 35 философскихтрудах Платона ( авторство 11 из которых считается сомнительным). Большинствоиз них были изложены в форме диалога. Диалог давал автору возможность хоть вчем-то приблизиться к живой речи. А так как стиль Сократа основывался на работес собеседником, отразить его на письме было тяжело. Он считал, что знание,полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не такдолговечно, как продукт собственного мышления. И задача учителя как бы помочьсвоим слушателям самостоятельно родить знания, которые в каком-то смысле ужесодержатся в их головах, как ребенок во чреве матери. Этот прием Сократ называл«майевтикой» — «повивальным искусством» (намек на профессиюсвоей матери). Собственно «сократический» метод — это последовательнои систематически задаваемые вопросы, имеющие своей целью приведение собеседникак противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества ипоследующему формированию непротиворечивого ответа, следуя путем, указываемымвопросами Сократа. В центре сократовской беседы — тема человека, проблемы жизнии смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы иответственности, общества.
Школа Платона
Стиль общения Платона с учениками внешне был схож,но в сущности ход беседы был заранее распланирован. Платон не беседовал наулицах с чернью, с каждым интересующимся проблемами нравственности, как этоделал Сократ, который возвел эти «беседы ради познания сути добродетели» в рангсобственного предназначения. Не говоря уж о том, чтобы задирать сильных изнаменитых, показывая что они зря считают себя мудрыми. Учениками Платона былипреимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов(вспомним хотя бы самого известного его ученика — Аристотеля). Для занятий былапостроена Академия в живописном уголке на северо-западной окраине города.(Знаменитая философская школа просуществовала до самого конца античности, до529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее.) Хотя Платон, подобноСократу и считал что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платыза любовь, и так же как и он называл софистов «проститутами от философии» зато, что они требовали деньги с учеников, это не мешало Платону приниматьбогатые подарки и всяческую помощь от сильных мира сего.
Платон (настоящее имя Аристокл ), был сыном Аристонаи Периктионы. Платон рос взнатной, старинной, царского происхождения семье спрочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историюсвоего рода. Как и подобает человеку такого социального положения, он никогдане симпатизировал плебсу. Правда впоследствии Платон разочаровался и впригодности родовой аристократии к правлению государством. Это произошло послемятежа и бесславного правления 30 тиранов, многие из которых были ему близки.Для управления своим проектом утопического государства ему пришлось учредитьновый класс философов, специальным образом выращиваемых.
Путь Сократа вфилософию
Сократ тоже презирал чернь и всячески высмеивалрадикальных демократов, что и привело к его смертному приговору.«Земледельцы и другие работающие весьма далеки от того, чтобы знать самихсебя… Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и служит ему… А потому,если познание самого себя есть закон разума, никто из этих людей не может бытьразумным от знания своего призвания». Отнюдь не аристократ, сын афинскогокаменотеса Софрониска и повитухи Фенареты не имел денег, чтобы получитьвыдающееся образование. Но стараниями благодетелей, обративших внимание на егонедюжинный ум, он получил возможность изучить лучшие философские школы. В 25лет он забросил отцовское ремесло и занялся философией. Первые его философскиеизречения приходятся на время эры Перикла, т. е. на начало Пелопоннеской войны.Ему уже было около 40 лет.
Ксуществующим философским школам он испытывал только презрение и впоследствииговорил, что его воззрения воспитала сама жизнь. Он считал этих философов ничемне лучше сумасшедших, которые сами не знают чего они добиваются. Крылатая фраза«Я знаю только то, что ничего не знаю» означает не столько строгое к себеотношение, недооценку самого себя или необходимость более глубокогосамопознания, сколько необходимость первоочередного познания что такое Истина,Красота, Добродетель. Ответа на этот вопрос Сократ не нашел у современных емушкол и потому решил, что познание природы или метафизики не сможет улучшитьжизнь людей, не разбирающихся в религиозно – нравственных проблемах, в которыхпо его мнению заключается моральные нормы.
Этический идеализм Сократа
            Сократа исходит также из своегоубеждения о возможности рационального осмысления и постижения жизни во всехсвоих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайшихдвижениях человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестротежизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который можетбыть выражен единой идеей, понятием.
Сократ вел пропаганду своего этического идеализма.Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философскихинтересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание напознание сути добродетели. Как может быть человек, если он не знает, что такоедобродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть«нравственное», является для него предпосылкой нравственной жизни идостижения добродетели. Сократа отождествляет мораль с знанием. Нравственность-- знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное длячеловека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья.Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание сэтой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимознать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всехчастных добродетелей.
Современному человеку, окруженному со всех сторонблагами, полученными как раз за счет исследования природы, тяжело понять врагаизучения природы («космоса»). Но для Сократа и его современников все былонаоборот. Сократ служил лучшим примером, чего может достичь человек, следующийего учению — познанию человеческого духа. Достаточно вспомнить образ жизниСократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, его мудрость,воинскую доблесть и мужество, трагический финал. Слава, которой Сократудостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозьтолщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней.
Сократ до конца жизни ставил мудрость неизмеримовыше богатства. Зимой и летом, в тяжелых военных походах он ходил в плохонькомхитоне, босиком. Уверенность в правильности своего пути, в собственнойдобродетели давали ему силы жить с женой Ксантиппой, обессмертившей свое имябеспримерной сварливостью, никогда не идти на поводу и толпы и тиранов, хоть быэто и угрожало его жизни, как это и случилось на суде. В подобных случаях передСократом не вставала дилемма, не было никакого мучительного выбора. Оставаясьабсолютно спокоен, Сократ поступал так, как велело его мировоззрение, его«демон».
Смерть Сократа
Этот знаменитый «демон» Сократа, егоособый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, послужилврагам одним из главных поводов для обвинения. В один из дней 399 года до н. э.жители Афин читали выставленный для всеобщего обсуждения текст: «Этообвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец,против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ обвиняется в том, чтоон не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов.Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть».
Первым громом, первым полушутливым, полусерьезнымобвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана«Облака». В которой Сократ изображается мастером «кривыхречей». Но Сократ ни за что не стал бы вести себя осторожнее. В речахСократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражаетто, что он сам сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, онсам идет навстречу смертному приговору. «Не меня, Сократа, судите вы, а самихсебя, не мне выносите приговор, а себе. На вас ложиться несмываемое клеймо.Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости иблагородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящеймысли. И вот меня, человека медлительного и старого( Сократу было тогда 70 лет), догнала та, что настигает не так стремительно, — смерть, а моих обвинителей,людей сильных и проворных, — та, что бежит быстрее, — испорченность. Я ухожуотсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдоюв злодействе и несправедливости.» У порога смерти Сократ пророчествует, чтототчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которойего покарали.
 СмертьСократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным егофилософским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучийобщественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории. Он самосудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказался от реальнойвозможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Сократ добровольно дал распятьсебя на кресте «отеческих законов», потому что считал, что именноповиновение законам (пусть и не таким хорошим, как следовало бы) считалдобродетелью и проповедовал.
Политическиеидеи Сократа
Неудовлетворенный существующей демократией, Сократпредъявлял очень высокие требования к политическим деятелям. Ближе всего к этимтребованиям находилась аристократия. Сократ говорит о себе, что заботится,чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическуюдеятельность. Но и волеизъявление народа, его законы он считал священными.Выполнять законы — значит поступать справедливо.
По Ксенофонту, Сократ восторгается «самымидревними и самыми образованными государствами и народами», потому что они«самые набожные». Он даже "… думает, что ему не стыдно будетвзять за образец персидского царя", потому что персидский царь считаетземледелие и военное искусство благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство- исконная принадлежность «благородных господ», родовойземлевладельческой аристократии. Сократ воспевает земледелие. Он даетвозможность сулить «хорошие обещания рабам» и «приохочиватьрабочих и склонять их к послушанию». Сельское хозяйство — мать и кормилицавсех искусств, источник жизненных потребностей для «для благородногогосподина», лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту исилу, побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благуграждан. При этом сельское хозяйство противополагается городским занятиям,ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу.
Сократ беседует о храбрости, благоразумии,справедливости, скромности. Он хотел бы видеть в афинских гражданах людейхрабрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых вотношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит вбогов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеятьсяна милость богов и не позволять себе «дерзости» изучать мир, небо,планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушныморудием в руках «благородных господ».
            Сочинение Ксенофонта было написанокак возражение несправедливому обвинению в политической неблагонадежности,потому в нем автор излагает взгляды Сократа именно таким образом.
           
Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил также классификацию государственных форм, исходя из основных положений своегоэтико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом,таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Монархия, сточки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законныеправа, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральнымзначением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как властьнемногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другимгосударственным формам.
Идеальноегосударство Платона
Платон развил и усовершенствовал политические идеисвоего учителя. Социально-политическим вопросам посвящены несколькопроизведений Платона: трактат «Государство», диалоги«Законы», «Политик». Все они написаны в жанре диалога междуСократом и другими греческими философами, например, Главконом, Адимантом,Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели «идеального»,лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующегостроя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде иникогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идеегосударства, создает проект, утопию. Автор неоднократно пробовал воплотить вжизнь свой проект оптимального государственного управления. На Сицилии, вСиракузах, во времена Платона было правление просвещенного тирана Дионисия, аего шурин Деон был поклонником Платона. Попытки афинского философа применитьсвои теории если не для управления всей территорией, то хотя бы небольшимселением, едва не закончились гибелью, и только из-за Диона его только продалив рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольникеизвестного философа, купил его и немедленно дал ему свободу. Так же бесславнозакончились и две последующие попытки устроить в Сиракузах государственноеуправление на основах разума.
            Платона многое в уже существующихгосударствах не устраивало принципиально. В трактате «Государство»Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которыекогда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный»строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающихпоступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платонподразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядкеувеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе.
 1. Тимократия власть честолюбцев, по мнениюПлатона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстветакого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленныхработ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметностремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизнипереходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
 2. Олигархия. В олигархическом государстве ужеимеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делаютвозможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, потеории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
 3. Демократия. Демократический строй еще болееусиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания,кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшейгосударственной системы тирании.
 4. Тирания. По мнению Платона, если некоедействие делается слишком сильно, то это приводит к противоположномурезультату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит квозникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихотиодного человека тирана.
            Отрицательныеформы государственной власти Платон противопоставляет своему видению«идеального» общественного устройства. Огромное внимание авторуделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению,правителями «идеального» государства должны быть исключительнофилософы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум.Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона,ведь им свойственны "… правдивость, решительное неприятие какой бы то нибыло лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Платон считает, что любоеновшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить«идеальное»). Очевидно, что именно философы будут охранять«идеальный» строй, законы от всяческих нововведений, ведь ониобладают "… всеми качествами правителей и стражей идеальногогосударства". Именно поэтому деятельность философов обуславливаетсуществование «идеального» государства, его неизменность. Посуществу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любоенововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаряфилософам правление и вся жизнь «идеального» государства будетпостроена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души ичувствам.
Если в государстве Платона существуют люди, которыезанимаются законами и устройством государства, то естественно предположить, чтов нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.Действительно, основной закон существования «идеального» государствасостоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, ккоторому он пригоден.
            Всехжителей «идеального» государства автор разделяет на три класса.Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для государствавещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные сремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажейэто земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то, что торговцами иземледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, по Платону, стоятприблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшегокласса также существует четкое разделение труда: кузнец не может занятьсяторговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.
            Принадлежность человека ко второму итретьему классам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов,определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям.Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственныхкачеств первого класса.
            ТакПлатон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды, котораянемного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это достигаетсяпутем длительного воспитания и самосовершенствования). Переход этотосуществляется под руководством правителей. Характерно, что если даже средиправителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то егонеобходимо «понизить» без сожаления. Таким образом, Платон считает,что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом,для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматьсяне своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для«идеального» государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника(первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженностановится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству,поэтому такой «перескок» считается «высшим преступлением»против системы, ведь для блага всего государства в целом человек должен делатьтолько то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен.
            Вследза Сократом, считавшим тремя основными добродетелями умеренность (знание, какобуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности),справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих),Платон пишет о том, что «идеальное» государство должно обладать, поменьшей мере, четырьмя главными добродетелями: мудростью, мужеством,рассудительностью, справедливостью.
            Мудростьюне могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранныелюди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения. Мужеством обладает большееколичество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Еслипервые две добродетели были характерны только для определенных классов людей,то рассудительность должна быть присуща всем жителям, она «подобна некойгармонии», она «настраивает на свой лад решительно все целиком».Под четвертой добродетелью справедливостью автор понимает уже рассмотренноеделение людей на разряды, касты: "… заниматься своим делом и невмешиваться в чужие это есть справедливость". Следовательно, разделениелюдей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование«идеального» государства (ведь оно не может быть несправедливым), итогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшимпреступлением. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретаетте недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая «порочные»государства (например, расслоение общества в олигархическом государстве).
            Характерно,что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяетрабам особого внимания. В «Государстве» все производственные заботывозлагаются на ремесленников и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что врабство можно обращать только «варваров», неэллинов, во время войны.Однако он же говорит, что война зло, возникающее в порочных государствах«для обогащения», и в «идеальном» государстве войны следуетизбегать, следовательно, не будет и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате«Государство» "… класс рабов как один из основных классовобразцового государства не предусматривается, не указывается, неназывается". Это не значит, что автор выступает против угнетения человекачеловеком, просто, по его мнению, высшие разряды (касты) не должны иметьчастной собственности, чтобы сохранить единство. Тем не менее, в диалоге«Законы», где также обсуждаются проблемы государственного устройства,Платон перекладывает основные хозяйственные заботы на рабов и чужестранцев, ноосуждает воины.
            Всвязи с рассмотренным разделением людей на разряды возникает вопрос: кто жевозьмет на себя ответственность определения способности человека к некоемуделу, и только к нему? По-видимому, в «идеальном» государстве этуфункцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди правители-философы.При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон важнейшаясоставляющая «идеального» государства, и его выполняют все безисключения (доходит до того, что дети должны играть (!) по законамгосударства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальныхлюдей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляютрегламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей сфизическими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон беретза образец государственное устройство современной ему Спарты).
            Философы,на основах разума, управляют остальными классами, ограничивая их свободу, авоины играют роль «собак», держащих в повиновении низшее«стадо». Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды. Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда. Люди«низшей» породы существуют для обеспечения «высших» всемнеобходимым. «Высшие» же охраняют и направляют «низших»,уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных.
            Можнопредположить, что такая всесторонняя мелочная регламентация важнейших поступковчеловека, которые он, по современным понятиям, должен решать сам, приведет кразобщению людей, недовольству, зависти. Однако в «идеальном»государстве этого не происходит, напротив, единство людей Платон считаетосновой такого государства. Во времена древности, «золотого века»,когда сами боги управляли людьми, люди рождались не от людей, как сейчас, но отсамой земли. Люди не нуждались в материальных благах и много времени посвящализанятиям философией. Во многом единство древних обуславливалось отсутствиемродителей (у всех одна мать земля). Платон хочет достичь того же результата,«обобществив» не только людское имущество, но и жен, детей. Авторхочет, чтобы никто не мог сказать: «Это моя вещь», или «Это мояжена». По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак пособственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляялучших с лучшими, а худших с худшими. После родов дети отбираются, и отдаютсяматерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался,и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщиныобщими женами всех мужчин. Как писал В.Асмус, для Платона общность жен и детейявляется высшей формой единства людей. Такая общность описана им для классавоинов-стражей, которым автор уделяет огромное внимание. По его мнению,отсутствие вражды внутри класса стражей повлечет за собой единство низшегокласса и отсутствие восстаний.
            Такимобразом, правящие классы государства Платона составляют коммунистическоеединство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускает среди высших классовбедности или богатства, а следовательно, по логике автора, уничтожает среди нихраздоры. Прообраз власти у Платона это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть кэтому сравнению, то в «идеальном» государстве пастухи это правители,воины это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи исобаки должны быть едины в своих действиях, чего и добивается автор.Платоновское государство обращается с «человеческим стадом», какмудрый, но жестокосердный пастух со своими овцами. Этого скрестить с тем-то,этих на бойню. Видно, что, по нашим представлениям, это тоталитарная программа,при которой кучка людей (пусть даже мудрейших) подчиняет "… жалкиевожделения большинства… разумным желаниям меньшинства".
            Прошедшие тысячелетия показали, чтопоследующие утопии недалеко ушли от прародительницы, созданной гением Платона,который ярко проявился и в создании основ объективного идеализма и разработкеего в целостном виде.
Объективный идеализм Платона
Мир по Платону и не телесный космос, лишенныйиндивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную.Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в однонераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическимисилами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за егопределами. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается веськосмос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миромидей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи,управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира. Миридей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. Исамая высшая идея идей — это абстрактное благо, тождественное абсолютнойкрасоте.
            Платоновскийидеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполнереального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеальногобытия.
 
Основныефилософские принципы платонизма:
             1. Идея вещи есть смысл вещи.
 2. Идея вещиесть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже неделится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с нимиуже новое качество.
 3. Идея вещиесть та общность составляющих её особенностей и единичностей, которая являетсязаконом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.
 4. Идея вещиневещественна.
 5. Идея вещиобладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тожеесть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном исовершенном виде существует только на небе или выше неба.
            Однако,сильной стороной философии Платона, его положительным вкладом в историюфилософии менее всего является его объективный идеализм как мировоззрение.Общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному, оно осмысляетвсякую единичность и трактует как принцип единичного, как закон проявленияэтого единичного, как модель его построения.
Строение души по Платону
           
Души людей, согласно Платону  тесно соприкасаются с миром идей. Они –бестелесны, бессмертны, они не возникают одновременно с телом, но существуютвечно. Тело подчиняется им. Состоят они из трех иерархически упорядоченныхчастей:
1. разум,
2. воля и благородныежелания
3. влечение и чувственность.
Изначальносуществуя в мире идей, некоторые души не могут обуздать свои нечистые влеченияи потому отправляются в материальный мир. За счет этого человек способенпостигать идеи. Он не в состоянии их производить, но под влиянием органовчувств и своих  впечатлений, способенприпомнить, то что его душа видела в мире идей. Души, в которых преобладаетразум, поддерживаемый волей и благородным устремлениями, продвинутся наиболеедалеко в процессе воспоминания.
Краткое заключение
Сократ — представитель идеалистическогорелигиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму.Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснованияидеализма и выступил против античного материалистического миропонимания,естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем" т


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Із 19 по 27 березня 2011 р у Московській академії економіки І права (Росія) в рамках співпраці між Академією та Кіровоградским інститутом розвитку людини "Україна" відбувся "Тиждень права та економіки України"
Реферат Xxx звенигородская конференция по физике плазмы и утс, 24 28 февраля 2003 г
Реферат Проблемы организации управленческого учета на примере конкретного хозяйствующего субъекта
Реферат SunOS
Реферат Исследование правового статуса защитника в уголовном судопроизводс
Реферат King Alfred the Great
Реферат Анализ доходности коммерческого банка от операций с ценными бумагами
Реферат Программное обеспечение пункта по обмену валюты
Реферат Законодательное ограничение судейского усмотрения
Реферат Win32-приложение Картотека аудио дисков
Реферат Вільям Шекспір
Реферат Каналы утечки и методы несанкционированного доступа к конфиденциальной информации на предприятии
Реферат Контрольные вопросы для самопроверки (темы: "Предмет и задачи экономической географии" и другие)
Реферат Химия и оборона в Первой мировой войне
Реферат Адміністративно-юрисдикційна діяльність санітарно-епідеміологічної служби