Рецензия на книгу: Ж.П. Вернана «Происхождение древнегреческой мысли»
/>Гужвий Дарья
102-В
Автор этой небольшой пообъему книги — известный специалист в области сравнительной истории. В 1937году впервые получил должность преподавателя философии. Начав с участия вДвижении Сопротивления в 1940 году, в 1944 году возглавляет FFI в Тулузе. С1948 года он обращается к антропологии Древней Греции и вступает в CNRS. Будучинаучным руководителем школы изучения древности с 1958 года, создает Центрсравнительных исследований древних обществ. Жан-Пьер Вернан великийисследователь и «захватывающая» личность, человек с редким красноречием. Средиего открытий, которые почти все посвящены Древней Греции, выделяется«Lesoriginesdelapenséegrecque», которая стала известна благодаряоригинальности мысли. Перед смертью историк не прекращал публиковать произведенияоб античности, предмете его страсти и предпочтения – «L’individu, lamort,l’amour. Soi-mêmeetl’autreenGrèceancienne»,«UlysseetPersée », а также о сопротивлении«LaTraverséedesfrontières :entremytheetréalités».
Жан-Пьер Вернан ставитзадачу проанализировать исторический период, включающий начало «1-ого тыс. дон.э. вплоть до 6-5 вв. до н.э. в районе Средиземноморья и выяснить, каковыкорни античной цивилизации, по каким причинам и каким образом происходилостановление новых социальных и политических структур, какие изменения произошлив образе мышления греков в этот исторический период.
Иначе, книга, в силусвоей современности, принимает вид коротко и популярно изложенной концепциивозникновения нового типа полисного мышления и полиса как такового.
Предметом исследованийученого является изучение процесса возникновения полисного мышления, греческоймысли. Период, рассматриваемый Вернаном, включает в себя 7 веков становления«от микенского царства до демократического полиса и от заката мифа до возникновениярационального мышления».
Две отдельных главыВернан посвящает зарождению в Греции философии, ознаменовавшему переход от мифак логосу. Изначально, Жан-Пьер исследую греческую теогонию, подчеркивает, чтовозникновение мира и установление порядка в новом греческом мышлении более несвязывается с подвигами и схватками сверхъестественных сил, богов. Что по сутисоставляет миф. Вернан в данном аспекте опирается на труды натурфилософовФалеса, Анаксимандра, Анаксимена. Но проводит две параллельные точки зрениякасаемо сущности греческой философии: одна представлена у Дж.Вернета,утверждавшего, что философия – суть науки, другая – у Ф. Корнфорда, по мнениюкоторого, первая философия все же больше близка религиозной конструкции, нежелинаучной: «ведь у этих философов космологии отвечают на однотипный вопрос и незанимаются в отличие от науки поиском законов природы». [1]Как и мифы,они задаются основным космогоническим вопросом. «Милетцы заимствовали изкосмогонических мифов не только образ вселенной, но также весь понятийныйматериал и объясняющие схемы: за «стихиями» природы (physis)вырисовываются древние мифологические божества,» — говорит Корнфорд. Впротивовес утверждениям КорнфордаВернан пишет, что милетцы не просто задавалисьвопросами о возникновении и устройстве мира, они ставили эти вопросы в тойформе, которая требовала четкого и понятного ответа, допускающего публичноеобсуждение на собрании граждан, аналогично другим вопросам текущей жизни.
Как видно из книги, несуществует единого мнения по поводу феномена формирования нового греческогомышления, и нельзя утверждать, что тезис, поставленный Вернаном, являетсянеоспоримо верным. Однако в своей работе исследователь представил систематичноеобоснование данного воззрения, причем изложено оно, действительно, настолькодоступно, настолько ярко продемонстрированы причинно-следственные связи всехявлений, что они в процессе прочтения книги становятся для читателя очевидными.
Чтобы донести до читателявсю суть повествования, автор использует следующую структуру изложения: восемьглав, обрамленные введением и заключением.
В первой главе,названной «исторический план», Вернон говорит о близком расположение востока изапада относительно друг друга. Не существовало границы по Эгейскому морю междуГрецией и Восточными странами. В связи с этим, в континентальную Грецию самасобой вторгается новая народность, не связанная с цивилизацией древнеэлладскогопериода. Минойцы, по мнению автора, существовали в непосредственной близости отмикенцев и критинян.
Во второй главе ведетсяописание микенского царства, системы избирания монарха, бюрократическихпроцессов. Подробно говорится о торговле, сельском хозяйстве («Непохоже, чтобыв такого рода экономике нашлось место для частной торговли. Не обнаруженыслова, обозначающие куплю или продажу и свидетельствующие о какой-либо формефплатежа в виде золота, серебра или какого-либодругого эквивалента обмена товарами и драгоценными металлами. Представляется,что царская администрация регламентировала как распределение и обмен, так ипроизводство благ. Судя по всему, царский двор управлял повинностями ивознаграждениями, а продукты труда, работы, виды услуг, в равной меререгламентированные и учитываемые, циркулировали и обменивались друг на друга,связывая воедино различные части страны»[2]).
В третье главеговорится о кризисе единовластия, об изменениях в культурных и бытовых сферахжизни общества, по словам Вернана подчеркивается «значение тех общественныхпреобразований, которые нашли самый прямой отклик в области мышления». Теперьсожжение умерших заменяет погребение, что отдаляет мир мертвых от мира живых.Искусство, выражающееся в изображениях на керамических изделиях, претерпелоизменение в стилевом смысле. Сцены из жизни животных и растительного мирасменились геометрическим узором. Помимо этого пришло некое осознание прошлого,отдаленного от настоящего, между человеком и богами установилась непреодолимаядистанция. Изменяется не только имя царя, но и природа его власти. Из-заисчезновения «анакса» – главного управленца царством, у людей появилосьнеобходимость уравновешивания разных политических сил, именно для этого былаоткрыта мудрость – «софия», которая должна была решать эту проблему. Теперьучастие в политической деятельности предполагала умение быть хорошим оратором.Решение же выносилось подсчётом голосов. После того, как народ перешёл кголосованию как способу решения своих проблем вместе начинает зарождаться полис.
В четвертой главе речьидет о духовной жизни полиса. Рассматриваются причины его возникновения,основные характеристики. Во-первых, урегулирование всех важных политическихвопросов, в прошлом определяющих деятельность arche, теперь решаются общим голосованием,в результате прений. Законы больше не навязываются авторитетом государя,правильность того или иного закона должны доказать с помощью стоящейаргументации на прениях. Перестройка воинской этики была вызванадемократизацией воинской службы.
Идеальная модель полисаподвержена кризису в той или иной степени. Подобный кризис описывается Вернономв 5 главе книги. В ней повествуется о способе соединянения всех частей города водно целое – о мудрости (предшественнице physiketheoria и высшей мудрости, обращеннойк богам). «Ядром мудрости» автор называет натурфилософа Фалеса, Соломона,Эпименида.
Кризис полисапроявляется в возникновении реформ, к которым причастен Эпименид, Солон, Питтакиз Митилены в Лесбосе, Периандр Коринфский.
Отправной точкой кризисавозможно считать экономический строй, который преобразовался в религиозные исоциальные брожения. Оценку этому кризису Вернон не решается дать, так как онабудет глубоко субъективной. Предлагает внимание к своей точке зрения, а именнок особой ценности новых восприятий и мышления. В данный период времени, можносудить о влияние Востока на культуру и быт жителей полиса.
. В шестой главеЖан-Пьер Вернон рассказывает нам об отношении людей к происхождящим измененияммировоззренческого, религиозного, философского характера. Поиск мудрецовобуславливался дифференциацией слоев населения на богатых и бедных. Основнойцелью поиска было стремление понять, как жить в этом новом дференцированноммире. Противопоставление аскетизма, свойственного мудрецам, и богатства, откоторого еще не успели отвыкнуть греки, породило секты. Для сектантов былосвойственно отчуждение от мирских благ и абсолютный аскетизм. Любоенеограниченное и бесконечное считалось ненормальным, таким образом богачиобъявлялись безумными, потому обладают неким неограниченным благом.По мнениюмудрецов, гарантом общественного порядка должны стать люди среднего достатка, укоторых нет ничего в излишке. Регулятором порядка должна стать справедливость.Богатые отдают излишки, бедные подчиняются тем, которые по мнению высшегозакона имеют право на большее. Чтобы достичь единого равенства создаютсязаконы, которые были бы выгодны обеим сторонам.
В главе седьмой описываетсярелигиозное отношение к власти. В этой главе говорится о «греческом чуде».«греческое чудо» — это способ понять мировой порядок черезповседневное. Собственно, это можно и назвать самим переходмо от мифа канализу. Эллины начинают понимать, что мир — ряд противоположностей. По мнениюВернона, греки в этот период осознают истинную космогонию мира («мир былсоздан из некого изначального материала и создал мир из материала некий высшийразум»).
Порядок, которыйсуществует благодаря победе бога. Царя же отожествляли с богом. Это могло бытьзаимствованием из восточных теогоний. В определённый день, когда считалось, чтозавершён год, царь должен пройти испытание, чтобы показать что боги егоподдерживают. Философы выносили вопрос происхождения вселенной на общественныхсобраниях, в которых все принимали участие в доказательстве того или иногопостулата. В главе восьмой Вернан показывает связь представлений мироустройстваи появления полиса. Центр мира – Земля. Она не висит в воздухе, она находитьсяравноудалённой относительно других точек. Так же и очаги семей в полисенаходятся равноудалёнными от центра – агоры. Миром управляетапейрон, которыйуравновешивает противоборствующие силы: воду, огонь, землю, воздух. Ту жефункцию выполняет мудрец, уравновешивая в полисе разные классы.
На мой взгляд,важнейшей частью книги является 5 глава. В ней говорится о кризисе полиса, ачто если не кризис дает повод для появления чего-то нового. Помимо самой важнойчасти книги, эта глава является самой интересной. Именно в этой главе говоритсяо появлении таких изменений в экономической, политической среде и общественнойжизни. Начинается эта глава с ссылки на Аристотеля, его утерянный диалог «Офилософии». В этом упоминание Аристотеля говорится о катаклизмах, истребляющихчеловечество. Таким образом, после очередного катаклизма, люди были вынужденывсе начать сначала: создать примитивные виды существования, вновь открыть видыискусства, «украшающие» жизнь. На последней стадии люди изобрели полис, сталиего развивать – придумали законы. И в этой новой форме организации обществанашла свое место мудрость.
Такие мудрецы, какФалес, Анаксимен, Анаксимандр, реализовали себя в области политики, а не тольконатурфилософии. Как я сказала выше, отправной точкой кризиса нового полиса сталэкономический строй. Точнее, речь идет о возобновлении торговых отношений сВостоком, прерванных крушением микенской империи (отношения с Лидией). Споследней четверти VII века до н.э. экономика греческих полисовпереориентировалась на внешний рынок. Расширение морских границ связывали сростом народонаселения, что ознаменовалось нарастающей проблемойпродовольствия. Выбор сельскохозяйственных культур обуславливался доходностью ивыгодностью для большого народа (оливки, виноград – возможно, экспортировать,обменивать).
Возможно, выделить трипричины, почему греки стремились заселить новые территории средиземного моря:поиск новой земли обитания, поиск средств пропитания, еды, драгоценныхметаллов.
На территории Грециидрагоценные металлы стали настоящей редкостью. Обуславливалось активнымиспользованием серебра и золота в повседневной жизни.
Книга Вернона открываетдорогу в историю Древней Греции. Вернон дает повод поразмышлять над концепциейвозникновения нового типа полисного мышления и полиса как такового.
Наблюдая застановлением этого полиса, удивляешься, отчего традиции микенского царства небыли продолжены, почему греки предпочли найти совершенно иной путь становленияцивилизации, нежели другие народы, населявшие берега Средиземного моря. Спустяопределенный промежуток времени перед нами предстает новая цивилизация сосвоими традициями, совершенно непохожая на микенскую цивилизацию, которую можноназвать предшественницей греческой цивилизации. Все эти непонятные обывателюмоменты исследует Вернон, опираясь на археологию, философию, экономику древнейГреции. Ссылаясь на такие источники как Аристотель, Фалес и др. автор строитпроизведение, которое становится достоверным историческим исследованием, болеетого которое очень интересно читать. Мне понравилась книга Вернона«Происхождение древнегреческой мысли», несмотря на какие-то недостатки в своейформе и своем построении.