Реферат по предмету "Философия"


Рационализм Р. Декарта

Содержание

Введение

Рационализм Р. Декарта

Математический метод познания

Основные правила дедуктивного метода

Интеллектуальная интуиция

Гносеология – учение о познании

Учения Декарта о врождённых идеях

Заключение

Список литературы
ВВЕДЕНИЕ

Ф. Бэкон знаменует начало формирования философского мышления Нового времени, Рене Декарт (1596-1650) представляет собой уже мыслителя этого времени.

Во Франции, когда складывалось философское мышление Декарта, происходит усиление центральной власти. Кардиналу Ришелье удалось постепенно ликвидировать все сопротивления гугенотов и создать прочное централизованное государство с крепкой абсолютной властью. Французская буржуазия в то время только возникла. Абсолютизм, с одной стороны, создавал благоприятные условия для развития внутреннего рынка, с другой стороны, он заметно укреплял сословные деления и привилегии. Вместе с этим во французской культурной и духовной жизни окрепла позиция католицизма, под влиянием которого находились все центры образования в стране. Однако, он не мог ни во Франции, ни где-либо в Европе подавить прогресс естественного познания, стимулировавшегося развитием производительных сил. Именно достижения в развитии естественных наук сильно повлияли на формирование воззрений Декарта.
РАЦИОНАЛИЗМ ДЕКАРТА

Иным, отличным от Бэкона, путем в разработке проблем методологии научного исследования пошёл великий французский мыслитель, учёный и философ Рене Декарт. Но, поскольку Бэкон и Декарт были людьми одной эпохи, их философские системы имели и много общего. Главное, что сближало Бэкона и Декарта, — это разработка проблем методологии научного исследования. Как и у Бэкона, методология Декарта носила антисхоластическую направленность. Эта направленность проявлялась прежде всего в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Другой важной чертой декартовской методологии является критика схоластической силлогистики. Схоластика, как известно, считала силлогизм главным орудием познавательных усилий человека. И Бэкон, и Декарт стремились доказать несостоятельность такого подхода. Оба они не отказывались от применения силлогизма как способа рассуждения, средства сообщения уже открытых истин. Но нового знания, по их мнению, силлогизм дать не может. Поэтому они стремились к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания.

Однако, путь, разработанный Декартом, весьма отличался от пути, предложенного Бэконом. Бэконовская методология была эмпирической, опытно-индивидуальной. Метод же Декарта можно назвать рационалистическим: опытно-экспериментальные исследования в естественных науках, он неоднократно подчёркивал значение опыта в научном познании. Но научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными они не были, а вследствие деятельности ума, которые направляют и сами опыты. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого ума в процессе познания и делает методологию Декарта рационалистической.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Бэкон прошёл мимо такого эффективного и могучего способа осмысления опытных данных, каким в его эпоху становилась математика. Декарт же, будучи одним из великих математиков своего времени, выдвинул идею всеобщей математизации научного познания. Французский философ при этом истолковывал математику не просто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что с её помощью можно прийти к твёрдым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт. Рационалистический метод Декарта и представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приёмов открытии истин, которыми оперировала математика.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЕДУКТИВНОГО МЕТОДА

Дедукция – это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие – то заключения, получаем определенные следствия. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представлять ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Декарт сформулировал следующие 3 основных правила дедуктивного метода:

Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное

Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направленно на постижение именно этого неизвестного.

В вопросе также должно содержаться нечто известное

Таким образом, дедукция – это определение неизвестного через ранее познанное и известное.

После определения основных положений метода перед Декартом встала задача сформулировать такой исходный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически выявить все оптимальные понятия философской системы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ

Интеллектуальная интуиция, по Декарту, — это твёрдое и отчётливое представление, рождающееся в здравом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчётливое, что оно не вызывает никакого сомнения.

Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Декарт подверг сомнению истинность всех знаний, которыми располагало человечество. Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель – помочь человечеству избавиться от всех предрассудков, от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру, и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания, и вместе с тем, найти искомый, исходный принцип, отчётливое ясное представление, которое уже нельзя подвергнуть сомнению. Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем легко допустить, писал Декарт, «что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела. Но мы всё-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей. Столь же нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время как оно мыслит, что, не взирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение «я мыслю, следовательно я существую» истинно и, что она поэтому есть первое и важнейшее из всех заключений». (Декарт Р. Избр. Произв. М., 1950. с. 428). Итак, положение «я мыслю, следовательно я существую», то есть представление о том, что мышление само по себе, независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта и является той первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой, по Декарту, выводятся все знания о мире.

Следует отметить, что принцип сомнения применялся в философии и до Декарта в античном скептицизме, в учении Августина, в учении Ш. Монтеня и др. Уже Августин на основе сомнения утверждал достоверность существования мыслящего существа. Следовательно, в этих вопросах Декарт не оригинален и находится в русле философской традиции. За пределы этой традиции его выводит крайне рационалистическое положение, что только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Оригинальность Декарта состоит в том, что он приписывает несомненный характер самому сомнению, мышлению и бытию субъекта мышления: обратившись к самому себе, сомнение, по Декарту, исчезает. Сомнению противостоит непосредственная ясность самого факта мышления, — мышления независящего от своего предмета, от предмета сомнения. Таким образом, «я мыслю» у Декарта есть как бы та абсолютная достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки, подобно тому, как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения евклидовой геометрии.

Рационалистический постулат «я мыслю» является основой единого научного метода. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств – с другой. Метод позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развивается, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного, иначе говоря, превратить науку в важнейшую сферу человеческой жизнедеятельности.

ГНОСЕОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

Декарт был сыном своего времени, и его философская система, как и система Бэкона, не была лишена внутренних противоречий. Выдвигая на первый план проблемы познания, Бэкон и Декарт заложили основы для построения философских систем Нового времени. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии – онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании – гносеология.

В области теории познания Декарт однозначно отстаивает рационалистическую позицию. Уже говорилось, что, по Декарту, исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я – сознание. Оно овладевает вещами и явлениями окружающего мира при помощи своей собственной активности.

Истинность познания состоит лишь в достоверности сомневающегося сознания – сомневающегося Я. Тем самым он приходит к определенной «субъективизации» в понимании истинности познания, которое соответствовало развитию тогдашней науки, в частности естествознания, и оказалось весьма плодотворным в дальнейшем развитии философии.

С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос о способе конкретного достижения наиболее истинного, т.е наиболее достоверного, познания. Тем самым мы подходим к одной из важнейших частей философского наследия Декарта – к рассуждениям о методе.

Основным видом познания, по Декарту, является рациональное познание, инструментом которого служит разум. Главным принципом Декарта было «во всем сомневаться», т.е четко определенных методологический скепсис. Этот принцип был для него лишь определенной предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности.

В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его «умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой разум».

Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта полагает важнейшими, он формулирует следующим образом:

Является концентрированным выражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический характер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью, — опирается на условия «достоверности» и «очевидности» познания.

Это правило также можно считать главной предпосылкой для использования следующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются, остальные правила не могут гарантировать разуму, что он придет к истинному познанию.

Является выражением требования аналистичности: разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить. При этом оно как остальные 2, имеет в меньшей или большей степени методический характер.

Относится к собственным выводам из мыслей. Свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и наилегче познаваемых, продвигаться медленно, как Бог со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом.

Подчеркивает необходимость определенной систематизации как познанного, так и познаваемого. Совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошёл.

Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе» имели исключительные значения для развития философии и науки Нового времени. Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной теории является одним из характеристик научного познания в нашу эпоху.

УЧЕНИЕ ДЕКАРТА О ВРОЖДЕННЫХ ИДЕЯХ

К ним Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как например, «из ничего ни чего не происходит». В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей.

Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения – благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт злоупотребления человеком присущей им свободы воли. Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно свободная воля переступает границы конечного человеческого разума, выносит суждения, лишенные разумного основания. Однако из этих идей Декарт не делает агностических выводов. Он верит в неограниченные возможности человеческого разума в деле познания всей окружающей его действительности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев всю деятельность Рене Декарта, можно сказать, что значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны вниманию и его труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистическо-материалистического, философского и, естественно — научного мышления.

Дуализм Декарта сделал возможным двойственное, взаимоисключающее толкование его учения, которое в западной Европе быстро распространилось и нашло много приверженцев. В то же самое время его взгляды были враждебно встречены церковью.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Философия: курс лекций. А. А. Радугин. Москва, 1996.

Канке В. А. Основы философии. Учебник для студентов. – М.: Логос, 2005.

Мир философии: книга для чтения. В двух частях. Часть первая. – М.: Политиздат, 1991.

История философии в кратком изложении – М.: Мысль, 1991.

Спиркин А. Г. «Философия».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ускорение диффузионных процессов в целях оптимизации операций химико-термической обработки
Реферат Эвристическая формула благополучия семьи
Реферат Стратегии ценообразования в маркетинге
Реферат «Педагогика эпохи Петра I. Святой Учитель Дмитрий Ростовский»
Реферат Октябрьская социалистическая революции 1917 г В России Первые преобразования Советской власти
Реферат Приготовление холодных сладких блюд
Реферат Безработица ее причины и социально экономические последствия
Реферат Військо княжих часів: підготовка до війни
Реферат Человеческий капитал в экономике России
Реферат Учет и оформление операций по формированию уставного капитала Учет операций по движению основных
Реферат The Internet And Adoption Essay Research Paper
Реферат Параметризуемые Web-тесты как средство обучения
Реферат Кризис психологии
Реферат Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир"
Реферат Лекции по Экологии 2